19. Книга рождения ребенка (китабуль-‘акика) - Аль-Кафи

19. Книга рождения ребенка (китабуль-‘акика)

734. Глава о достоинстве ребёнка

Хадис 2112. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «К счастью мужчины относятся его дети, к которым он обращается за помощью». (6-2)

Хадис 2113. «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Такой-то мужчина сказал: «Я не имел желания завести ребёнка, пока не совершал стояние на Арафате и не заметил юношу, стоявшего рядом со мной, который молился, плакал и говорил: «О, Господи! Мои родители, мои родители». И когда я услышал это, у меня появилось желание завести ребёнка». (6-3)

Хадис 2114. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «К счастью мужчины относится праведный ребёнок». (6-3)

Хадис 2115. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Иса ибн Марьям, да будет мир с ним, прошёл мимо могилы, обитатель которой подвергался наказанию. На следующий год он снова прошёл мимо этой могилы, и её обитатель уже не подвергался наказанию. Он сказал: «О, Господи! Я прошёл мимо этой могилы в прошлом году, и её обитатель подвергался наказанию. И я прошёл мимо неё в этом году, и он уже не подвергался наказанию». И тогда Аллах послал ему откровение: «Его праведный ребёнок достиг зрелости, избрал праведный путь и приютил у себя сироту. И Я простил его по причине того, что сделал его сын». Затем Посланник Аллаха сказал: «Наследством Великого и Всемогущего Аллаха от Его верующего раба является его потомок, который будет поклоняться Ему после него». Затем Имам Садик прочёл аят Закарии: «Господи… Даруй мне наследника от Тебя, который наследует мне и наследует роду Йакуба. И сделай его, Господи, угодным»[1]. (6-3)

1. Сура «Марьям», аяты 4-6

735. Глава о достоинстве дочерей

Хадис 2116. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, был отцом дочерей». (6-5)

Хадис 2117. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Рай обязателен для того, кто будет содержать трёх дочерей или трёх сестёр». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, а двух?» Он сказал: «И двух». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, а одну?» Он сказал: «И одну». (6-6)

Хадис 2118. Передаёт Хасан ибн Саид: «У мужчины из числа наших друзей родилась дочь. Он пришёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, который увидел его недовольным. И сказал ему Имам Садик: «Если бы Всеблагой и Всевышний Аллах послал тебе откровение и спросил: «Мне выбрать для тебя или ты сам выберешь для себя?», что бы ты ответил?» Он сказал: «Я бы ответил: «Господи! Ты выбери для меня». Имам сказал: «Воистину, Аллах уже выбрал для тебя». Затем он сказал: «Мальчик, которого убил знающий, который был с Мусой, да будет мир с ним. И это слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Мы пожелали, чтобы Господь их даровал им (родителям мальчика) вместо него того, кто лучше по чистоте и ближе по милосердию»[1]. И Аллах даровал им вместо него дочь, из потомства которой вышло семьдесят пророков». (6-6)

Хадис 2119. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Сыновья – благополучие, а дочери – благодеяния. Аллах спросит за благополучие и наградит за благодеяния». (6-7)

1. Сура «Пещера», аят 81

736. Глава о мольбе для рождения ребёнка

Хадис 2120. Передаёт Харис Насри: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я из семьи, которая вырождается, и у меня нет потомка». Он сказал: «Моли, находясь в земном поклоне: «Господи, даруй мне наследника от Тебя, который наследует мне. Господи, даруй мне прекрасное потомство от Тебя, воистину, Ты – Слышащий мольбу. Господи, не оставляй меня одиноким, и Ты лучший из наследующих» /Рабби hаб ли мин лядункя уалиййан йарисуни. Рабби hаб ли мин лядункя зурриййатан таййибатан иннакя сами’уд-ду’а. Рабби ля тазарни фардан уа анта хайруль-уарисин/. Харис сказал: «Я сделал это, и у меня родились Али и Хусейн». (6-8)

Хадис 2121. Абраш Кальби пожаловался Имаму Бакиру, да будет мир с ним, на то, что у него не рождаются дети, и сказал ему: «Научи меня чему-нибудь». Он сказал: «Каждый день или каждую ночь сто раз проси прощения у Аллаха. Ведь Аллах говорит: «Просите прощения у вашего Господа, ибо Он Прощающий»[1], до Его слов: «Он поддержит вас имуществом и детьми»[2]. (6-8)

1. Сура «Нух», аят 10

2. Сура «Нур», аят 12

737. Глава о том, у кого есть ещё не родившийся ребёнок, и он намеревается назвать его Мухаммадом или Али

Хадис 2122. Передаёт Хусейн ибн Саид: «Я и Ибн Гайлян Мадаини вошли к Имаму Риде, да будет мир с ним. Ибн Гайлян сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. До меня дошла весть о том, что если у кого-то есть ещё не родившийся ребёнок и он намерится назвать его Мухаммадом, то у него родится мальчик». Он сказал: «Если у кого-то есть ещё не родившийся ребёнок, и он намерится назвать его Али, то у него родится мальчик». Затем он сказал: «Али и Мухаммад, Мухаммад и Али, это одно и то же». Ибн Гайлян сказал: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Я не взял с собой свою жену, так как она беременна. Помолись Аллаху, чтобы ребёнок был мальчиком». Имам надолго опустил взгляд к земле, затем поднял голову и сказал: «Назови его Али, ибо это лучше для продолжительности его жизни». После мы прибыли в Мекку и к нам пришло письмо из Мадаина, что у него родился мальчик». (6-11)

738. Глава о начале творения человека и его изменении в утробе матери

Хадис 2123. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, когда Великий и Всемогущий Аллах желает сотворить семя из того, с чего Он взял завет в чреслах Адама или того, в чём Он изменил предопределение, и поместить его в утробу, Он побуждает мужчину к половой близости и внушает утробе: «Открой свои врата, чтобы в тебя проникло Моё творение, Моё действующее предопределение и Моё предначертание». Утроба открывает свои врата, и семя достигает утробы, пребывая в ней в течение сорока дней. В течение сорока дней оно становится сгустком, затем в течение сорока дней ломтем, затем оно становится плотью, в которой бегут переплетённые вены. Затем Аллах отправляет двух творящих ангелов, которые творят в утробах то, что пожелает Аллах. Они врываются в женщину через рот женщины и достигают утробы, в которой находится извечный дух, передаваемый в чреслах мужчин и утробах женщин. Они вдыхают в него дух жизни и существования, и с дозволения Аллаха пробивают в нём слух, взор, и все части тела и всё, что находится в животе. Затем Аллах внушает двум ангелам: «Запишите ему Моё предопределение, Моё предначертание и действенность Моего повеления. И в том, что записали, обусловьте для Меня изменение предопределения». Два ангела спрашивают: «Господи, что нам записать?» Аллах внушает им, чтобы они подняли свои головы к голове его матери. Они поднимают свои головы и обнаруживают скрижаль, стучащую на лбу его матери. Они смотрят в неё и находят в скрижали его форму, его красу, его предел и его завет, несчастен он или счастлив, и всё, что связано с ним». Имам Бакир сказал: «Затем один из ангелов диктует своему спутнику, и они записывают всё, что есть в скрижали, обуславливая изменение предопределения в том, что они записывают. Затем они завершают книгу и располагают её между его глаз. Затем они ставят его прямо в утробе его матери. Но иногда он проявляет заносчивость и перевёртывается. И не бывает этого ни у кого кроме как у каждого заносчивого и непокорного. А когда наступает время выхода ребёнка в полный срок или в неполный, Великий и Всемогущий Аллах внушает утробе: «Открой свои врата, чтобы Моё творение вышло на землю и чтобы Моё повеление исполнилось в нём. Время его выхода уже настало». И открывает утроба врата ребёнка. Тогда Аллах отправляет к нему ангела, которого называют Заджир. Он прикрикивает на него криком, и ребёнок пугается этого крика. Ноги ребёнка перемещаются выше головы, а голова к низу утробы, чтобы Аллах облегчил для женщины и для ребёнка выход. А если ребёнок задерживается, то ангел ещё раз прикрикивает на него, и он пугается его. И после ребёнок попадает на землю, плачущим и испуганным от крика». (6-13)

739. Глава об именах

Хадис 2124. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Первое, чем мужчина может сделать добро своему ребёнку, это дать ему хорошее имя. Пусть же каждый из вас даёт своему ребёнку хорошее имя». (6-18)

740. Глава о том, что ребёнку после рождения протирается нёбо и совершаются другие деяния

Хадис 2125. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Протрите финиками нёбо ваших детей. Так Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, поступил с Хасаном и Хусейном, да будет мир с ними». (6-24)

Хадис 2126. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, у кого родился ребёнок, пусть скажет в его правое ухо азан, как перед молитвой, а в левое ухо скажет икаму. И это будет защитой от побиваемого камнями шайтана». (6-24)

741. Глава о жертвоприношении после рождения ребёнка и его обязательности

Хадис 2127. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каждый новорождённый является зависимым от жертвоприношения, совершаемого после рождения ребёнка». (6-25)

Хадис 2128. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «У Имама Бакира, да будет мир с ним, родились два мальчика, и он велел Зейду ибн Али купить двух животных для жертвоприношения, совершаемого после рождения ребёнка. И было это время дороговизны. Он купил для него одно животное, но ему было трудно найти другое. Он сказал Имаму Бакиру: «Мне было трудно найти другое животное. Раздай его стоимость в качестве милостыни». Он сказал: «Нет. Ищи животное, пока не сумеешь приобрести его. Воистину, Великий и Всемогущий Аллах любит пролитие крови жертвенного животного и кормление едой». (6-25)

742. Глава о том, что жертвоприношение для мальчика и девочки одинаковое

Хадис 2129. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Животным, приносимым в жертву после рождения мальчика и девочки, является баран». (6-26)

743. Глава о том, что жертвоприношение необязательно для того, кто не может найти

Хадис 2130. Передаёт Исхак ибн Аммар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о жертвоприношении после рождения ребёнка для бедняка и для состоятельного». Он сказал: «Оно необязательно для того, кто ничего не может найти». (6-26)

744. Глава о том, что жертвоприношение, бритьё головы и имянаречение совершаются на седьмой день после рождения

Хадис 2131. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «На седьмой день после рождения соверши за ребёнка жертвоприношение, побрей его голову и раздай милостыню серебром или золотом по весу его волос. Отрежь от жертвенного животного куски мяса, свари их и позови группу мусульман отведать их». (6-27)

Хадис 2132. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о новорождённом: «На седьмой день после рождения ему следует дать имя, совершить за него жертвоприношение, побрить его голову и раздать милостыню серебром по весу его волос. Ногу животного вместе с бедром следует отправить женщине, принимавшей роды, а остальным мясом следует накормить людей и раздать его». (6-29)

745. Глава о том, что матери не следует есть жертвенное животное

Хадис 2133. Передаёт Кахили: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о животном, принесённом в жертву после рождения ребёнка: «Матери не следует есть что-либо из него». (6-32)

746. Глава о том, что Посланник Аллаха и Фатима совершили жертвоприношение за Хасана и Хусейна

Хадис 2134. Передаёт Асим Кузи: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, рассказывал от своего отца: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, принёс в жертву барана за Хасана, да будет мир с ним, и барана за Хусейна, да будет мир с ним. И он дал часть мяса женщине, принимавшей роды. На седьмой день после их рождения он побрил им головы и взвесил их волосы, а затем дал милостыню серебром по весу их волос». Асим сказал: «И я спросил его: «Нужно ли взять кровь и запачкать ею голову младенца?» Имам сказал: «Это язычество». Я сказал: «Пречист Аллах! Язычество?» Он сказал: «Даже если бы это не было язычеством, оно совершалось в эпоху невежества, и было запрещено в исламе». (6-33)

Хадис 2135. Передаёт Джамиль ибн Даррадж: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о жертвоприношении после рождения ребёнка, бритье головы и имянаречении: «С чего из них нужно начинать?» Он сказал: «Всё это совершается в одно время. Бреется голова, забивается животное и даётся имя». Затем он рассказал, что делала Фатима, да будет мир с ней, для своих детей». Затем он сказал: «Волосы нужно взвесить и дать милостыню серебром по весу волос». (6-33)

747. Глава об обрезании

Хадис 2136. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Совершайте обрезание вашим детям на седьмой день, ибо это чище и быстрее для роста плоти. И земле отвратительна моча человека, которому не сделано обрезание». (6-34)

Хадис 2137. Передаёт Али ибн Яктын: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о совершении обрезания младенцу: «Сунной является обрезание на седьмой день или можно отложить его? И что из этих двух лучше?» Он сказал: «Сунна на седьмой день. А если отложить, то это не запрещено». (6-36)

Хадис 2138. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина примет ислам, то ему следует совершить обрезание, даже если он достиг восьмидесяти лет». (6-37)

Хадис 2139. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним: «Девушка была взята в плен на земле язычников и приняла ислам. Для неё искали ту, кто сделает ей обрезание, но мы не сумели найти женщину». Он сказал: «Сунной является обрезание для мужчин, а не для женщин». (6-37)

748. Глава о кормлении грудью

Хадис 2140. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Нет для младенца грудного молока, которым будут кормить его, благостней молока его матери». (6-40)

Хадис 2141. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, вынес решение об умершем мужчине, оставившем младенца, которому взяли кормилицу. Он сказал: «Плата за кормление младенца должна браться из того, что он наследует от своего отца и своей матери». (6-41)

749. Глава о той, чьё молоко непозволительно и той, чьё позволительно

Хадис 2142. Передаёт Убейдулла Халаби: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Женщина родила от прелюбодеяния. Можно ли взять её кормилицей?» Он сказал: «Не бери кормилицей ни её, ни её дочь». (6-42)

Хадис 2143. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не берите кормилицей глупую женщину, ибо молоко заражает. Мальчик уподобляется молоку, то есть кормилице, в бестолковости и глупости». (6-43)

Хадис 2144. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Вам надлежит брать чистых кормилец, ибо молоко заражает». (6-44)

750. Глава о воспитании ребёнка

Хадис 2145. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Семь лет мальчик играет, семь лет обучается Книге и семь лет обучается дозволенному и запрещённому». (6-47)

Хадис 2146. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Учите ваших детей плаванию и стрельбе». (6-47)

Хадис 2147. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Воспитывай сироту так, как воспитываешь своего ребёнка. И ударяй его за то, за что ударяешь своего ребёнка». (6-47)

751. Глава о правах детей

Хадис 2148. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Да помилует Аллах родителей, которые помогают своим детям в их добром отношении к ним». (6-48)

Хадис 2149. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, выполнял с людьми полуденную молитву и облегчил последние два раката. А когда он завершил, люди сказали ему: «Разве в молитве что-то произошло?» Он сказал: «Почему?» Они сказали: «Ты облегчил последние два раката». Он сказал: «Разве вы не слышали плач младенца?» (6-48)

Хадис 2150. Передаёт Сакуни: «Я пришёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, опечаленный и удручённый. Он спросил меня: «О, Сакуни, отчего ты в печали?» Я сказал: «У меня родилась дочь». Тогда он сказал: «О, Сакуни, её вес на земле, её удел на Аллахе. Она проживает не твой срок и ест не твой удел. Клянусь Аллахом, отгони от меня свою печаль». Потом он спросил меня: «Как ты её назвал?» Я сказал: «Фатима». Он сказал: «Ох», а затем положил руку на свой лоб и сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если ребёнок является мальчиком, то его право к своему отцу заключается в том, чтобы он выбрал для него прекрасную мать, дал ему хорошее имя, обучил его Книге Аллаха, сделал ему обрезание и научил его плавать. А если ребёнок является девочкой, то ему следует выбрать для неё прекрасную мать, дать ей хорошее имя, обучить её суре «Свет», не обучая её суре «Йусуф», не селить её в комнатах и торопиться отпустить её в дом мужа». И если ты назвал её Фатимой, то не ругай её, не проклинай и не бей». (6-48)

752. Глава о добром отношении к детям

Хадис 2151. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Любите детей и будьте милосердны к ним. А если вы пообещали им что-либо, то исполните обещание, ибо кроме вас они не знают никого, кто даёт им удел». (6-49)

Хадис 2152. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, у кого есть ребёнок, пусть ведёт себя с ним по-ребячески». (6-50)

Хадис 2153. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Аллах помилует раба за его сильную любовь к своему ребёнку». (6-50)

Хадис 2154. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Если вы пообещали детям, то исполните обещание, ибо они считают, что вы даёте им удел. Великий и Всемогущий Аллах не гневается за что-либо так, как гневается за женщин и детей». (6-50)

Хадис 2155. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Ребёнок – испытание». (6-50)