Фадаиль аш-шиа

Сборник хадисов «Достоинства шиитов», Шейх Садук

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! И да благословит Аллах Мухаммада и его пречистый род!

Хадис 1. Передает Ибн Умар: «Мы спросили у Пророка (С) об Али ибн Абу Талибе (А). Он (С) рассердился, затем сказал: «Почему люди упоминают того, чьё положение перед Аллахом равно моему? Тот, кто любит Али, тот любит и меня, а кто любит меня, на том довольство Аллаха. А тот, кем доволен Аллах, будет вознаграждён Раем. Тот, кто любит Али, не покинет этот мир (дунья) до тех пор, пока не изопьёт из реки Каусар и не поест от древа Туба. Он не покинет мир, пока не увидит своё место в Раю. Молитвы, посты и воскрешение всякого, кто любит Али, будут приняты, и он получит ответ на свою мольбу. Ангелы будут просить Аллаха простить того, кто любит Али, и они откроют для него восемь дверей в Рай, в каждую из которых он сможет войти без расчета. Всякому, кто любит Али, Аллах вручит книгу (расчета) в правую руку и рассчитает его расчётом пророков. Тому, кто любит Али, Аллах облегчит отход к смерти и превратит его могилу в сад из садов Рая. Тому, кто любит Али, Аллах дарует столько райских девушек, сколько артерий в его теле, и дарует заступничество за восемьдесят членов его дома (семьи). Аллах даст ему столько девушек и городов Рая, сколько волос у него на теле. Тому, кто любит Али, Аллах пошлёт ангела смерти так, как посылал его к пророкам, избавит от ужасного допроса Мункара и Накира (ангелов в могиле), осветит его сердце, сделает светлым его лицо, и он будет пребывать с Хамзой, господином шахидов. Того, кто любит Али, Аллах избавит от Огня. Тому, кто любит Али, Аллах вложит в сердце мудрость, сделает его язык правдивым и откроет для него двери милости. Такой человек будет назван «пленником» Аллаха на небесах и на земле. Тому, кто любит Али, ангел из-под Божественного Трона (Арш) скажет: «О раб Аллаха, начни заново, ибо Аллах простил все твои грехи». Тот, кто любит Али, воскреснет в День Воскрешения, и его лицо будет ярким, как полная луна ночью. Тот, кто любит Али, будет коронован и одет в одеяния чести. Тот, кто любит Али, пройдёт по Мосту (Сырат) словно быстрая молния. Тому, кто любит Али, будет даровано освобождение от Огня, возможность пройти по Мосту и безопасность от наказания. Для него не будут установлены Весы (для взвешивания хороших и плохих поступков), и ему будет сказано: «Войди в Рай без расчёта». С тем, кто любит Али, ангелы поздороваются за руку, пророки навестят его, и Аллах исполнит все его желания. Того, кто любит семейство Мухаммада (С), Аллах избавит от расчёта, Весов и Моста. Всякому, кто умрёт, будучи любящим семейство Мухаммада (С), я гарантирую место в Раю рядом с пророками. Всякий, кто умрёт, ненавидя семейство Мухаммада (С), никогда не почувствует запах Рая». Абу Раджа говорил: «Хаммид ибн Зияд гордился этим и надеялся».

Хадис 2. Передает Имам Саджад (А) от его отца (А): «Посланник Аллаха (С) сказал: «Любовь ко мне и к моей семье окажется полезной в семи страшных случаях: во время смерти, в могиле, при воскрешении, при записи поступков, во время расчета, во время Весов (взвешивания поступков), и на Мосту (Сырат)».

Хадис 3. Передает Имам Садик (А) от его отца (А): «Посланник Аллаха (С) говорил: «Самым уверенным из вас при переходе Моста будет самый крепкий в любви к людям моего дома (Ахль аль-Бейт)».

Хадис 4. Передает Имам Бакир (А) от его отца (А): «Посланник Аллаха (С) говорил, обращаясь к Али (А): «Если верующий, в чьём сердце есть любовь к тебе, почувствует при переходе Моста, что одна его нога скользит, то другая нога будет стойкой до тех пор, пока Аллах не введёт его в Рай за любовь к тебе».

Хадис 5. Передает Зейд ибн Сабит: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кто при жизни любит Али (А), тому после его смерти Аллах дарует безопасность и веру, пока восходит и садится солнце; а кто ненавидит его при жизни, тот умрёт смертью невежества (джахилии) и будет привлечён к ответственности за свои деяния».

Хадис 6. Передает Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб (А): «Посланник Аллаха (С) сказал: «Не сдвинется раб в День Воскресения, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о том, как он провёл молодость, как он завершил свою жизнь, где он приобрёл имущество и на что его потратил и о любви к нам – людям дома (Ахль аль-Бейт)».

Хадис 7. Передает Абу Саид Хидри: «Я сидел рядом с Посланником Аллаха (С), и к нам подошёл один человек. Этот человек спросил у Пророка (С): «О Посланник Аллаха, поясни мне слова Аллаха, обращённые к Иблису, когда он отказался пасть ниц перед Адамом (А): «Ты возгордился, или же ты принадлежишь к числу возвышенных?» (38:75). О Посланник Аллаха, кто эти возвышенные, чьё положение выше ангелов?» Посланник Аллаха (С) ответил: «Это я, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Мы пребывали среди балдахинов (навесов) Божественного Трона, прославляя Аллаха, и ангелы прославляли Аллаха нашим прославлением за две тысячи лет до того, как Аллах создал Адама. Когда Аллах создал Адама и приказал ангелам пасть ниц перед ним, этот приказ не коснулся нас. И ангелы пали ниц. Лишь Иблис отказался выполнить приказ Аллаха. И тогда сказал Аллах: «Ты возгордился, или же ты принадлежишь к числу возвышенных?» – имея ввиду под возвышенными нас пятерых, чьи имена записаны на балдахинах Божественного Трона. Мы – дверь Аллаха, которая направляет идущего (правильным путём). Кто любит нас, того любит Аллах, и он будет поселён в Раю. Кто ненавидит нас, того ненавидит Аллах, и его жильё – Огонь. Не любит нас никто, кроме законнорожденного».

Хадис 8. Передает Мухаммад ибн Хамран от своего отца: «Имам Садик (А) сказал: «Однажды я и мой отец вошли в мечеть, где сидели его сподвижники между могилой и минбаром. Мы подошли к ним и поздоровались, затем он сказал: «Клянусь Аллахом, я люблю ваш запах и ваши души. А значит, усердно старайтесь и будьте богобоязненными, чтобы так и оставалось. Наше покровительство (вилаят) не достигается иначе, кроме как через усердие и богобоязненность. Всякий, кто следует за кем-то, должен подражать ему в делах. Вы - сторонники (шииты) Аллаха. Вы - помощники Аллаха. Вы обгоняете первых и последних в любви к нам в этом мире (дунья) и обгоняете в достижении Рая в мире следующем (ахира). Я гарантирую вам Рай гарантией, которую предоставил Аллах и Пророк (С). Вы прекрасны, и ваши жёны прекрасны. Всякая верующая - райская дева, а всякий верующий - правдивый. Не раз говорил Повелитель верующих (А) Канбару: «Возрадуйтесь и возвестите о радостной новости, ибо, клянусь Аллахом, Посланник Аллаха (С) умер недовольным всеми из своей общины, кроме шиитов». Далее он продолжил: «У всякой вещи есть честь, и честью религии являются шииты. У всякой вещи есть господин, и господином собраний является собрание шиитов. У всякой вещи есть имам, и имамом земли является место, где живут шииты. У всякой вещи есть желание, и этот мир (дунья) желает, чтобы в нём жили шииты. Клянусь Аллахом, если бы вас не было на этой земле, то не смогли бы ваши противники наслаждаться тем, что у них есть. Но не будет им благой доли в следующей жизни (ахира). О всяком насибите (противнике рода Пророка), независимо от того, насколько он усерден в поклонении, ниспосланы эти аяты: «Лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены, они будут гореть в Огне жарком» (88:2-4). И ответ на просьбы (дуа) ваших противников получите вы. Если кто-либо из вас (шиитов) обратится к Аллаху с просьбой, Аллах удовлетворит сто просьб. Если кто-то из вас совершит молитву (дуа), то получит награду тысячи молитв. Если кто-то из вас совершит хорошее деяние, то оно будет удвоено. Если кто-то из вас совершит плохое деяние, то Посланник Аллаха (С) будет заступником за него. Клянусь Аллахом, постящийся из вас будет наслаждаться Садами Рая, и ангелы будут молиться за него, пока не наступит время ифтара. Ваш хадж и умра – ради Аллаха. Все вы – люди призыва к Аллаху, и вы под Его покровительством. Вы не будете страшиться, вы не будете опечалены. Вы соперничаете в совершении благочестивых поступков, и все вы будете в Раю. После нас (Ахль аль-Бейт) не будет никого ближе к Трону Аллаха в День Воскресения, чем наши шииты. И велика награда Аллаха для них. И если вы пострадаете от злодеяний ваших врагов, то ангелы будут приветствовать вас при встрече. Повелитель правоверных (А) говорил: «В День Воскресения люди, принявшие наше руководство (вилаят), встанут из могил с сияющими лицами и спокойными глазами, они будут находиться в безопасности (от наказания). Остальные люди будут бояться, но они (шииты) не будут бояться. Люди будут опечалены, но они не будут печальны».

Хадис 9. Передает Абу Зарр: «Я видел, как Посланник Аллаха (С) ударил по плечу Али ибн Абу Талиба (А) и сказал: «О Али, тот, кто любит нас, является арабом, а кто ненавидит нас, является неверующим. Наши шииты – из знатных семей, знатного происхождения, они благородны, и они те, кто рождён законно». Никто не принадлежит к религии Авраама (А), кроме нас и наших шиитов. Остальные люди непричастны к ней. Воистину, Аллах и Его ангелы разрушат прегрешения наших шиитов, подобно тому как люди разрушают строения».

Хадис 10. Передает Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Любовь к Али ибн Абу Талибу (А) сжигает грехи, подобно тому как огонь сжигает дрова».

Хадис 11. Передает Аммар Джухани: «Мы сидели в мечети, когда в неё зашёл Посланник Аллаха (С). Среди нас были Абу Бакр, Умар, Усман и Али (А). Пророк (С) сел рядом с Али (А), посмотрел направо, затем налево. Затем сказал: «Поистине, будут люди справа и слева от Божественного Трона. Они будут находиться на минбарах из света, и их лица будут светиться». Встал Абу Бакр и спросил: «Да будут мои родители твоей жертвой, о Посланник Аллаха, я из этих людей?» Пророк сказал: «Сядь!» Затем встал Умар и задал такой же вопрос. Пророк и ему велел сесть. Ибн Масуд, увидев, что ответил им Пророк (С), встал и сказал: «Да будут мои родители твоей жертвой, о Посланник Аллаха, опиши нам их, чтобы мы их узнали». Пророк (С) ударил по плечу Али (А) и сказал: «Это он и его приверженцы (шииты). Они будут победителями».

Хадис 12. Передает Имам Бакир (А): «Посланник Аллаха (С) сказал: «Аллах сказал: «Я накажу всякого мусульманина, который признает руководство тирана, несправедливого правителя (имама) не от Аллаха, даже если такой мусульманин является благочестивым и набожным. И добродетелен тот мусульманин, который признает руководство справедливого имама от Аллаха, даже если он (мусульманин) был грешным».

Хадис 13. Передает Абу Хамза: «Имам Садик (А) сказал: «Вы – народ приветствия Аллаха и Его благополучия. Вы – народ предпочтения Аллаха и Его милости, народ удачи Аллаха и Его покровительства, народ призыва к Аллаху и покорности Ему. Нет для вас расчёта, не устрашитесь и не опечалитесь вы (в День Суда)».

Хадис 14. Передает Абу Хамза: «Имам Садик (А) сказал: «Шииты освобождены от записи (плохих поступков) защитой Аллаха и Его покровительством».

Хадис 15. Передает Абу Хамза: «Имам Садик (А) сказал: «Поистине, я знаю о людях, которых простил Аллах и которыми Он доволен. Он оберегает их и проявляет милость к ним, Он защищает их от всякого зла и наставляет их на всё праведное. В этом Он дошёл с ними до максимально возможного. И спросили: «О Абу Абдуллах, кто эти люди?» Он ответил: «Это наши благочестивые шииты – шииты Али (А)».

Хадис 16. Имам Садик (А) сказал: «Мы свидетели наших шиитов, а наши шииты – свидетели (остальных) людей. Согласно свидетельству наших шиитов люди будут вознаграждены или наказаны».

Хадис 17. Передает Абу Басыр: «Имам Садик (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: «О Али, Аллах даровал тебе любовь бедных и слабых на земле. Ты принял их с довольством как братьев, а они приняли тебя с довольством в качестве Имама. Блаженны те, кто любит тебя и верит тебе, и горе тем, кто ненавидит тебя и говорит ложь про тебя. О Али, ты самый знающий в этой общине. Добился успеха тот, кто любит тебя, и погиб тот, кто ненавидит тебя. О Али, я город (знаний), а ты врата этого города. Можно ли войти в город, кроме как через врата? О Али, тебя любит каждый кающийся и верный (обещанию), каждый обладатель старой одежды, на чьи мольбы отвечает Аллах. О Али, твои братья чисты, невинны и усердны. Они любят ради тебя и ненавидят ради тебя. Они являются униженными в глазах творений, но их положение высоко у Аллаха. О Али, те, кто любят тебя, пребывают в райской обители и являются приближенными к Аллаху. Они не сожалеют о том, что совершили в мире (дунья). О Али, я покровитель тому, кому ты покровительствуешь, и я враг всякому, с кем ты враждуешь. О Али, кто любит тебя, тот любит и меня, а кто ненавидит тебя, тот ненавидит и меня. О Али, у твоих братьев сухи уста, а их лица – словно лица монахов.

О Али, твои братья будут рады в трёх ситуациях: при отходе их душ, в то время как я и ты будем их свидетелями; во время допроса в могиле; во время Суда, при переходе Моста (Сырат), в то время как другие люди не будут находить ответов на вопрос об их вере. О Али, война против тебя – это война против меня, а мир с тобой – это мир со мной. Кто воюет против меня, тот воюет против Аллаха, а кто со мной в мире, тот в мире и с Аллахом. Кто будет в мире с тобой, тот будет в мире и с Аллахом. О Али, расскажи своим братьям весть от Аллаха, что Он доволен ими, пока они признают тебя своим лидером и покровителем. О Али, ты повелитель правоверных и лидер избранных. О Али, твои шииты – избранные. Если бы не ты и твои шииты, то Аллах не возвысил бы религию. Если бы вас не было на земле, то небеса не ниспосылали бы дождь на неё. О Али, для тебя – сокровище в Раю. О Али, ты Зулькарнайн этой общины, а твои шииты известны как партия Аллаха. О Али, ты и твои шииты - предводители справедливости и лучшие из творений Аллаха. О Али, я буду первым, кто стряхнёт землю с головы (то есть буду первым, кто встанет из могилы), и ты будешь со мной, а уже затем это сделают все остальные.

О Али, ты и твои шииты, вы будете хранителями райского водоёма и напоите из него того, кого любите, и не допустите к нему, кого не любите. Вы будете находиться в безопасности под сенью Божественного Престола (Арша) в день великого ужаса. Людям будет страшно, но вы не будете бояться. Людям будет грустно, но вы не будете грустить. По поводу вас были ниспосланы эти аяты: «Удалены от него (Ада) те, кому Мы прежде определили доброе. Они не услышат даже малейшего звука (Ада), будут вечно покоиться среди благ, которых возжелали их души. Их не опечалит величайший ужас, а ангелы встретят их словами: «Вот тот день, который был вам обещан». (21:101-103). О Али, ты и твои шииты будете ожидать решения, наслаждаясь садами Рая. О Али, ангелы и хранители тоскуют по вам, а носители Трона и приближённые ангелы читают за вас дуа, просят Аллаха ради вашей любви и радуются всякому прибывшему к ним, как семья радуется возвращению долго отсутствовавшего её члена. О Али, твои шииты боятся Аллаха втайне и советуют бояться Его явно. О Али, твои шииты соперничают в степенях, поэтому они встретят Аллаха, не имея грехов. О Али, деяния твоих шиитов представляются мне каждую пятницу. Я радуюсь их благим деяниям и прошу простить их дурные поступки.

О Али, о тебе есть упоминание в Торе и Евангелии, упомянуты там и твои шииты ещё до их сотворения во имя всего наилучшего. Спроси у людей Торы и людей Писания об «Илийа» с твоим знанием Торы и Евангелия и с тем, что Аллах даровал тебе из знания Писания. Люди Евангелия возвеличивают «Илийа», но не знают его последователей (шиитов). Они знают о них только то, что находят в их книгах. О Али, упоминания о твоих товарищах величественнее на небесах, чем на земле. Пусть возрадуются этому и проявят усердие. О Али, души твоих шиитов, когда они спят, восходят на небеса, где ангелы любуются ими и их положением у Аллаха, как люди любуются молодым месяцем. О Али, скажи своим сведущим товарищам, отдалившимся от деяний их врагов, что нет дня или ночи, чтобы не посещала их милость Аллаха. О Али, гнев Аллаха усиливается для тех, кто ненавидит твоих шиитов и отстраняется от тебя и от них, отдаёт предпочтение кому-то другому, имеет симпатию к вашим врагам, оставляет тебя и твоих шиитов. Такие выбирают заблуждение, враждуют с тобой и твоими шиитами и ненавидит нас, Ахль аль-Бейт, и тех, кто дружит с тобой, помогает тебе, выбирает тебя и отдаёт свои жизни и имущество ради нас. О Али, передай приветствие от меня тем, кого я не увижу, и которые не увидят меня. Сообщи им, что они являются моими братьями, с которыми я желаю встретиться. Пусть они донесут мои знания последующим поколениям и пусть крепко держатся верви Аллаха и проявляют усердие в своих деяниях. Они не покинут прямой путь ради заблуждения. Скажи им, что Аллах доволен ими, хвалит их перед ангелами, смотрит на них каждую пятницу Своей милостью и повелевает ангелам просить за них прощение.

О Али, не избегай помощи людей, услышавших, что я люблю тебя, и полюбивших тебя из-за моей любви к тебе, ибо этим они стараются приблизиться к Аллаху. Это те, которые искренне привязаны к тебе сердцами, которые предпочитают тебя своим отцам, братьям и детям. Они приняли твой путь, вынесли все наши неудачи и отвергли всё, кроме нашей победы. Они жертвуют жизнями ради нас, страдают и терпят беды. Так не будь же с ними строг, будь к ним милостив и уверяй их. Аллах избрал их для нас из всех творений и создал их из той же глины, что и нас, и доверил им нашу тайну. Он вменил в обязанность их сердцам познание нашей истины, раскрыв их, и сказал им крепко держаться за вервь. Не предпочитают они нам тех, кто противится нам, несмотря на то что уходит от них из (благ) этого мира и несмотря на попытки шайтана сподвигнуть их к порицаемому для них. Дал им силу Аллах и наставил на путь ясного наставления, и придержались они его. А люди в заблуждении, в сомнении и страстях, не видят довода и того, что пришло от Аллаха, и встречают свой вечер и утро в гневе Аллаха. А твои шииты – на пути истины и правды. Они не прислушиваются к своим противникам. Этот мир (дунья) не от них, и они не от него. Они освещают тьму, они освещают тьму, они освещают тьму».

Хадис 18. Передает Сулейман Дайлами: «Я был рядом с Имамом Садиком (А), когда к нам вошёл запыхавшийся Абу Басыр. Когда он занял своё место, Имам (А) спросил его: «О Абу Мухаммад, отчего у тебя одышка?» На что он ответил: «Да буду я твоей жертвой, о сын Посланника Аллаха (С), я состарился, а мои кости стали тонкими. Приближается мой конец, а я не знаю, с чем мне придётся столкнуться в следующей жизни». Имам (А) сказал: «О Абу Мухаммад, ты говоришь такие вещи!» Абу Мухаммад сказал: «Да буду я твоей жертвой, почему бы тебе не рассказать?» На что Имам Садик (А) ответил: «О Абу Мухаммад, разве ты не знаешь, что Аллах щедр к молодым из вас и почитает старых из вас?» Далее он спросил: «Да буду я жертвой за тебя, что это означает, что Аллах щедр к молодым из нас и почитает старых из нас?» Имам ответил: «Это означает, что Аллах не будет наказывать молодёжь из Своей щедрости к ним и не будет подвергать расчёту (в Судный День) стариков из Своего почтения к ним». Он спросил далее: «Да буду я твоей жертвой, это относится только к нам (шиитам) или ко всем приверженцам единобожия?» Имам ответил: «Нет, клянусь Аллахом, это касается вас, а не людей толпы».

Он сказал далее: «Да буду я твоей жертвой, мы были названы именем, из-за которого наши спины были переломлены, сердца умерщвлены, а правители из-за него считают дозволенным проливать нашу кровь со слов их учёных». Имам (А) спросил: «Ты имеешь в виду «рафидиты»?» Он ответил: «Да». Имам (А) сказал: «Нет, клянусь Аллахом, это не они вас так назвали, это Аллах вас так назвал. Разве ты не знаешь, о Абу Мухаммад, что семьдесят мужчин из племени бану Исраиль, поняв, что Фараон и его народ пребывают в заблуждении, оставили (рафиду) их и присоединились к Моисею (А), признав его руководство. В его лагере они были названы рафидитами (покинувшими, отвергнувшими), и они были лучшими из поклоняющихся в этом лагере и наиболее любящими Моисея (А), Харуна (А) и их потомков. И Аллах послал Моисею (А) откровение, чтобы он указал это имя для них в Торе, и Моисей (А) так и сделал. И Аллах сохранил это имя для вас. О Абу Мухаммад, люди отвергли хорошее, а вы отвергли (рафиду) плохое в пользу хорошего. Люди разделились на много сект и течений, а вы же следуете семейству Пророка Мухаммада (С). Таким образом, вы выбираете то, что выбрал Аллах, и желаете то, что пожелает Аллах. Возрадуйтесь же, ибо вы, клянусь Аллахом, те, чьи благие дела будут приняты, а грехи прощены. Благие деяния того, кто не придёт к Аллаху в День Суда с тем, что у вас (с вашим убеждением), не будут приняты, а его грехи не будут прощены. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он ответил: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего (знания) от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, поистине у Аллаха есть ангелы, которые срывают грехи со спин наших шиитов, также как ветер срывает осенью листья с деревьев. По этому поводу Аллах говорит: «Ангелы прославляют их Господа и просят прощения...» (42:5). Клянусь Аллахом, они просят прощения для вас. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он ответил: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, Аллах говорит о вас в Своей Книге такими словами: «Среди верующих такие, которые верны завету с Аллахом. Среди них те, которые исполнили свой завет, и те, которые ожидают и не изменяют (своему завету)» (33:23). Поистине, это вы исполнили завет, который установил Аллах, признав наше (Ахль аль-Бейт) руководство, и это вы не изменили завету, оставаясь верными нам. Если бы вы не сделали это, то Аллах упрекнул бы вас, как упрекнул других в Коране: «Большинство из них Мы не нашли верными завету. Воистину, Мы нашли большинство из них нечестивцами» (7:102). О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, Аллах говорит о вас в Своей Книге. Он говорит: «...И они будут братьями и будут пребывать на ложах друг напротив друга» (15:47). Клянусь Аллахом, здесь говорится о вас. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «Аллах также сказал: «В тот день близкие друзья станут врагами, кроме богобоязненных» (43:67). Клянусь Аллахом, вы и есть богобоязненные, о которых говорится в этом аяте. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, есть один аят в Книге Аллаха, в котором Он упоминает нас, наших шиитов и наших врагов: «...Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают? Поистине, внемлют лишь обладатели разума» (39:9). Те, которые знают, это мы. Те, которые не знают, это наши враги. А обладатели разума - это наши шииты. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «Аллах не сделал исключения ни для кого из преемников пророков и их последователей, кроме Повелителя верующих Имама Али (А) и его шиитов. Аллах Истинным Словом сказал в Своей Книге: «Это день, когда покровитель ничем не поможет своему подопечному, и не будет им помощи, кроме тех, над которыми смилостивился Аллах...» (44:41-42). Это Али и его шииты. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, Аллах упоминает о вас в Своей Книге. Он говорит: «Скажи (от имени Аллаха) Моим рабам, которые преступили против самих себя, чтобы не теряли надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ведь Он Прощающий и Милосердный» (39:53). Эти слова, клянусь Аллахом, лишь о вас. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, Аллах упоминает вас в Своей Книге такими словами: «Воистину, у тебя (Иблиса) нет власти над Моими рабами...» (15:42). Клянусь Аллахом, эти слова об Имамах (А) и их шиитах. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: О Абу Мухаммад, Аллах говорит о вас в Своей книге такими словами: «...Такие окажутся вместе с пророками, праведными, шахидами и благочестивыми. Как прекрасны эти соратники!» (4:69). Посланник Аллаха (С) из числа упомянутых пророков, мы (Имамы) – праведные и шахиды, а вы (шииты) – благочестивые. Вы названы благочестивыми, поскольку Аллах так назвал вас. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, Аллах, рассказывая, что ваши враги пребудут в Огне, говорит: «Они (пребывающие в Огне) спросят: «Что с нами? Мы не видим тех, которых считали злыми. Мы высмеивали их (зря), или наши взоры не видят их (в Аду)?» (38:62-63) Клянусь Аллахом, это о вас и только о вас (что вас не увидят в Аду). В глазах людей этого мира вы злые, но вы, клянусь Аллахом, будете наслаждаться Раем и будете спасены от Огня. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя».

Имам (А) продолжил: «О Абу Мухаммад, каждый аят, упоминающий Рай и его обитателей, лишь о нас и наших шиитах. И каждый аят, который говорит о злых людях, идущих в Ад, не относится к кому-либо, кроме наших врагов и выступающих против нас. О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?» Он сказал: «Да буду я твоей жертвой, я желаю большего от тебя». Имам (А) продолжил: «Никто не следует религии Авраама (А), кроме нас и наших шиитов. Остальные люди непричастны (к религии Авраама). О Абу Мухаммад, обрадовал ли я тебя?»

Хадис 19. Передает Абан ибн Таглиб: «Я сказал Садику (А): «Да буду я твоей жертвой, расскажи о словах Аллаха: «Он не преодолел «акаба» (90:11). Он ответил: «Только тот, кого Аллах одарил щедростью нашего покровительства (вилаята), преодолеет «акаба». Мы и есть «акаба». Кто вступит в «акаба», тот будет сохранён». Он замолчал, затем сказал: «Не рассказать ли мне тебе о том, что лучше, чем весь этот мир и всё, что в нём?» Я ответил: «Да буду я твоей жертвой, расскажи». Он сказал: «Это слова Аллаха: «Это освобождение раба» (90:13). Все люди – рабы Огня, кроме тебя и твоих друзей. Аллах освободит вас от Огня за ваше подчинение нам – Ахль аль-бейт».

Хадис 20. Абу Басыр передает от Имама Садика (С): «Повелитель правоверных Али (А) сказал: «Я пастух, пастух людей. Разве может быть такое, чтобы пастух не узнал своих овец?» Джавария спросил: «О Повелитель правоверных, кто твои овцы?» Он ответил: «Их лица бледны, а губы сухи от поминания Аллаха».

Хадис 21. Передает Муавия Духани: «Я спросил Имама Садика (А): «Да буду я твоей жертвой, каково толкование слов, которые я слышал от тебя?» Он спросил: «Каких?» Я ответил: «Верующий видит светом Аллаха». Он сказал: «О Муавия, Аллах создал верующих из Своего света и даровал им Свою милость. И Он взял с них обязательство подчинения нам (Ахль аль-Бейт), чтобы они признали Его. Верующий – брат верующему по отцу и матери. Отец верующего – свет, а его мать – милость. Таким образом, он видит посредством света, из которого был создан».

Хадис 22. Передает Дауд ибн Касир Ракки от Сулеймана: «Я пришёл к Имаму Садику (А) и спросил его: «Да буду я твоей жертвой, что означают слова Аллаха: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал вершить благие деяния, а затем последовал прямым путём» (20:82). Что это за руководство (по прямому пути), которое после покаяния, веры и совершения благих деяний?» Он ответил: «Это познание Имамов, клянусь Аллахом. Имам таков, о Сулейман».

Хадис 23. Передает Садир Сайрафи: «Я пришёл к Имаму Садику (А). Рядом с ним сидел Абу Басыр и слева другие люди. Как только я занял своё место, он повернулся ко мне и сказал: «О Садир, наш последователь (шиит) поклоняется Аллаху стоя и сидя, во сне, при жизни и после смерти». Я спросил: «Да буду я твоей жертвой! Что касается поклонения стоя, сидя и при жизни, то это нам понятно. Но как он полоняется Аллаху во сне и после смерти?» Имам (А) ответил: «Если приходит время молитвы, а наш последователь спит, то два ангела, которые были созданы на земле, никогда не поднимались на небеса и не видели своего царства, начинают совершать около него молитву, пока он не проснётся. И Аллах запишет ему награду от их молитвы. Один ракат этой молитвы равен тысяче молитв человека. Когда Аллах захватывает душу нашего последователя, ангелы поднимают его на небеса и говорят: «О наш Господь, Твой раб прекратил жизнь, и пришло его время, но Ты более осведомлён в этом, чем мы. Позволь нам поклоняться Тебе на небесах и на земле». Тогда Аллах им отвечает в виде откровения: «На небесах есть те, кто поклоняется Мне, но Я не нуждаюсь в их поклонении – они нуждаются в поклонении Мне. И на земле есть те, кто поклоняется Мне истинным поклонением, Я сотворил творения, не нуждаясь в них». Ангелы спрашивают: «О наш Господь, кто тот, кого ты осчастливил Своей любовью?» Аллах отвечает им в виде откровения: «Это тот, кто взял для себя покровителем Моего раба Мухаммада (С), его преемника и потомков. Спустите Моего последователя в могилу и совершайте молитву рядом с ним до Дня Воскресения». И ангелы спускаются и совершают молитву до Дня Воскресения. И Аллах запишет ему награду от их молитвы. И один ракат молитвы равен тысяче молитв человека». Я сказал: «Да буду я твоей жертвой, о сын Посланника Аллаха, ваш последователь во сне и после смерти поклоняется Аллаху лучше, чем при жизни и стоя». Он сказал: «Нет, Садир, это далеко от правды. Нашему последователю, верующему в Аллаха, будет даровано спокойствие».

Хадис 24. Передает Садир Сайрафи: «Я спросил Имама Садика (А): «Да буду я твоей жертвой, о сын Посланника Аллаха, может ли верующий быть недовольным, когда забирается его душа?» На что Имам (А) ответил: «Клянусь Аллахом, нет! Когда к верующему приходит ангел смерти, чтобы забрать его душу, и видит верующего обеспокоенным, то говорит: «О приближенный к Аллаху, не беспокойся. Клянусь Тем, Кто отправил Мухаммада с истиной, я добрее к тебе, чем милосердный отец к своему ребёнку, и я более сочувствующий тебе, чем он. Открой глаза и посмотри!» Он смотрит: пред ним предстаёт Посланник Аллаха (С), Повелитель верующих Али, Фатима, Хасан, Хусейн и другие Имамы (А). Ангел говорит: «Это твои друзья». И тогда призовёт глашатай со стороны Божественного Трона: «О душа уверенная! Вернись к твоему Господу довольной и познавшей довольство – войди в число Моих рабов, войди в Мой Рай» (89:27-30). В этот момент не может быть ничего более желанного для верующего, чем отделение его души и её скорейший приход к глашатаю».

Хадис 25. Имам Садик (А) передает от его отца (А) от его деда (А): «Посланник Аллаха (С) сказал: «В День Воскресения будет группа людей, восседающая на минбарах из света, и их лица будут светиться, словно полная луна. Им будут завидовать первые и последние». Затем он (С) некоторое время молчал, затем три раза возобновил разговор. И спросил Умар ибн Хаттаб: «Да будут мои родители твоей жертвой, это шахиды?» Он (С) сказал: «Это шахиды, но не такие шахиды, как вы предполагаете». Он спросил далее: «Это наследники (пророков)?» Он (С) ответил: «Это наследники, но не такие наследники, как вы предполагаете». Затем он спросил: «Они с небес или с земли?» Он (С) ответил: «Они с земли». Затем Умар сказал: «Скажи же мне, кто это». Посланник Аллаха (С) указал на Али (А) и сказал: «Это его шииты. Всякий ненавидящий его (Али) из курейшитов – незаконнорожденный, всякий ненавидящий его из ансаров – иудей, всякий ненавидящий его из арабов – самозванец, всякий ненавидящий его из людей – негодяй. О Умар, лжёт тот, кто утверждает, что любит меня, при этом ненавидя его».

Хадис 26. Аммар ибн Сымт передает от Имама Бакира (А): «Посланник Аллаха (С) сказал: «В День Воскресения будет группа людей, одетая в одежду из света, и их лица будут светиться. Им будут завидовать пророки и ангелы, шахиды и благочестивые люди». И спросил его Умар ибн Хаттаб: «О Посланник Аллаха, кто эти люди, которым будут завидовать пророки и ангелы, шахиды и благочестивые люди?» Он ответил: «Это наши сторонники (шииты), и Али – их Имам».

Хадис 27. Имам Садик (А) передает от его отца (А) от его деда (А): «Посланник Аллаха (С) сказал Али: «О Али, души членов моей общины, включая детей и стариков, были представлены мне ещё до создания их тел. Я видел тебя и твоих шиитов и просил у Аллаха за вас прощения». Али (А) сказал: «О Пророк Аллаха, расскажи мне больше о них». Пророк (С) продолжил: «Да, Али, когда ты и твои шииты встанете из могил, ваши лица будут светлы, словно полная луна. Вы получите облегчение от бед, и печаль будет удалена от вас. Вы будете находиться в тени Божественного Трона и не будете бояться, пока другие люди будут испытывать страх, и не будете печальны, в то время как остальные люди будут опечалены. Для вас будет накрыт стол, пока остальные люди будут отчитываться (перед Аллахом)».

Хадис 28. Передает Мухаммад Кибти: «Имам Садик (А) сказал: «Люди пренебрегли словами Посланника Аллаха (С) об Али в день «Гадир Хум», как пренебрегли его словами в день «Машраба Умм Ибрахим». Али (А) подошёл поближе к Посланнику Аллаха (С), но рядом не было места. Когда Посланник Аллаха увидел, что ему не освобождают место, то сказал: «О сборище людей, это члены моего дома (Ахль аль-Бейт), которыми вы пренебрегаете, пока я жив. Если же я вас покину, то ведь Аллах не покинет вас. Али является обладателем духа, спокойствия, довольства, благословения и любви, так следуйте же за ним и приветствуйте его и тех, кто следует за ним. За Али есть право ввести их под моё заступничество, поскольку они следуют за мной. Кто следует за мной – тот от меня. Я от Ибрахима, а он от меня. Моя религия – его религия, моя сунна – его сунна, его достоинства – мои достоинства. Но мои достоинства выше его, и это есть слова Господа: «Одни из них были потомками других. Аллах – Слышащий, Знающий» (3:31). Посланник Аллаха (С) «утвердил свою ногу» в «Машраба Умм Ибрахим» когда люди пошли против него».

Хадис 29. Передает Абу Абдуллах Джадали: «Али (А) сказал мне: «О Абу Абдуллах, не рассказать ли мне тебе о благодеянии, которое сохранит от ужаса в День Воскресения, и о злодеянии, за которое Аллах окунёт лицом в Огонь?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Благодеяние – это любовь к нам, а злодеяние – это ненависть к нам».

Хадис 30. Передает Исхак Нахви: «Имам Садик (А) сказал: «Аллах обучил Пророка (С). Он сказал: «Воистину, ты – человек великого нрава» (68:4). Затем Аллах уполномочил его, сказав: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7). Также Он сказал: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху…» (4:80). И Посланник Аллаха (С) уполномочил Али (А) и доверил ему (религиозные дела). Вы приняли это, а люди отвергли. Клянусь Аллахом, мы любим вас. Вы говорите, когда мы говорим, и молчите, когда мы молчим. И мы – посредники между вами и Аллахом. Клянусь Аллахом, никто не совершил добра, которое лежало бы в противоречии Его повелению».

Хадис 31. Передает Мухаммад ибн Муслим: «Имам Бакир (А) сказал: «Грехи верующих прощены, пусть они начнут сначала (свои деяния). Это не касается никого, кроме людей веры (верующих)».

Хадис 32. Передает Мухаммад ибн Муслим: «Имам Бакир (А) сказал: «Аллах даровал этот мир (дунья) тем, кого любит, и тем, кого ненавидит. Но Он не даровал следующий мир (ахира) никому, кроме того, кого Он любит. И бывает, что верующий просит у Господа места в этом мире, и Он не даёт ему; он просит мир следующий, и Аллах дарует ему всё, что он пожелает. И Он дарует неверному из этого мира до того, как он что-то попросит. Но если он попросит места в мире следующем, то Он не даст ему ничего».

Хадис 33. Передает Абу Хамза: «Имам Садик (А) сказал: «Вы – для Рая, и Рай – для вас. Вы названы праведными и благочестивыми. Вы – народ довольства Аллаха, ибо Он доволен вами. Ангелы будут вашими братьями в Раю, если вы проявите усердие».

Хадис 34. Передает Абу Хамза: «Имам Садик (А) сказал: «Ваши дома для вас – Рай, ваши могилы для вас – Рай. Вы были созданы для Рая, и вы будете в Раю».

Хадис 35. Передает Абу Хамза: «Имам Садик (А) сказал: «Когда верующий встаёт на молитву, Аллах посылает гурий, чтобы они посмотрели на него. Когда он заканчивает молиться, не попросив у Аллаха их (гурий), они расходятся удивлёнными».

Хадис 36. Передает Харис ибн Мухаммад Ахваль от Имама Садика (А): «Посланник Аллаха (С) сказал Имаму Али (А) после Вознесения: «О Али, я видел в Раю реку, которая белее молока, слаще мёда и ровнее стрелы. В этой реке я видел кувшины, число которых равно числу звёзд на небе. На берегу этой реки стояли купола из красного рубина и белого жемчуга. Когда Джабраил ударял своим крылом по берегу, появлялся запах мускуса. Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада, в Раю есть деревья, которые прославляют Аллаха, издавая звуки, подобных которым не слышал никто из первых и последних (поколений). Они дают плоды фруктов, таких, как гранат. Человеку будет дан этот плод, и он очистит его от девяноста слоёв. Избранные верующие будут сидеть на сиденьях из света, и ты будешь их предводителем в День Воскресения. У такого человека будет обувь, свет которой осветит перед ним дорогу в Рай. И посмотрит на него сверху женщина, и скажет: «Свят Аллах! О раб Аллаха, у нас для тебя целая страна». Он спросит: «Кто ты?» Она ответит: «Я из тех, о ком сказал Аллах: «Ни одна душа не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:17). Затем Пророк (С) добавил: «Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада, каждый день его будут навещать семьдесят тысяч ангелов и называть его по имени (и его отца)».

Хадис 37. Передает Малик ибн Джухани: «Имам Садик (А) сказал: «О Малик, полагаешь ли ты, что совершения молитвы и выплаты закята достаточно, чтобы войти в Рай? О Малик, нет такого народа, который признал бы в этом мире руководителя (имама) и чтобы руководитель не проклинал их, и они не проклинали его в День Воскресения. Это не касается вас (шиитов) и тех, кто был подобен вам. О Малик, кто умер из вас на этом повелении, его положение равно шахиду, разившему мечом на пути Аллаха». Малик говорил: «Однажды я сидел рядом с ним (Имамом Садиком) и рассуждал об их (Имамов) достоинствах. И он сказал мне: «Клянусь Аллахом, вы – наши шииты. Не думай, что ты чрезмерен в подчинении нам. О Малик, никто не в силах постичь Аллаха. Как никто не способен постичь Аллаха, так никто не способен постичь особенность Посланника (С). Как никто не способен постичь особенность Посланника, так никто не способен постичь нашу особенность. Также никто не способен постичь особенность верующего. О Малик, когда верующий встречает своего брата и здоровается с ним за руку, Аллах ниспосылает на них (милость) и удаляет грехи с их ликов, пока они не разойдутся. Никто не в силах описать подобную особенность. Мой отец (А) говорил: «Не коснётся Огонь того, кто обладает этим повелением».

Хадис 38. Передает Джафар ибн Умар Кильби: «Имам Садик (А) сказал: «Как же многочисленна толпа». Я ему ответил: «Да, о сын Посланника Аллаха, это так». Он сказал: «Клянусь Аллахом, никто не совершает хадж ради Аллаха, кроме вас, никто не совершает двух молитв, кроме вас, никто не будет вознаграждён дважды, кроме вас. Вы – хранители солнца, луны и звёзд. Ваши грехи прощены, а ваши деяния приняты».

Хадис 39. Передает Сабах ибн Сайаб: «Имам Садик (А) сказал: «Бывает так, что кто-то любит вас, но не знает, что вы говорите. Такого человека Аллах введёт в Рай. Бывает, что кто-то ненавидит вас, но не знает, что вы говорите. Такого Аллах оправит в Огонь. Таким образом, человек может приобрести благие деяния, не совершая их при этом». Я спросил: «Как это?» Он ответил: «Это происходит, когда он проходит мимо людей, оскорбляющих нас. Когда они видят его, то некоторые из них говорят: «Он из их шиитов». За это Аллах ему запишет добрые деяния, даже без их совершения».

Хадис 40. Передает Мансур Сайкал: «Я находился с Имамом Садиком (А) в его палатке во время сезона хаджа. Он посмотрел на людей и сказал: «Они едят недозволенное (харам), одеваются в недозволенное и женятся незаконно. Но вы едите дозволенное (халяль), одеваетесь в дозволенное и женитесь законно. Клянусь Аллахом, не совершает хадж никто, кроме вас, и не принимаются чьи-либо деяния, кроме ваших».

Хадис 41. Передает Умар ибн Ханзаля: «Имам Садик (А) сказал: «О Умар, Аллах предоставил мир (дунья) тем, кого любит, и тем, кого ненавидит. И не предоставил Он это повеление никому, кроме избранных из Его творений. Вы, клянусь Аллахом, следуете моей религии и религии моего предка Ибрахима и моего предка Исмаила. Я не имею в виду Али ибн Хусейна и Бакира (Имама Саджада и Имама Бакира), несмотря на то, что они на их религии».

Хадис 42. Передает Муса Намири от Имама Садика (А): «Пришёл к Посланнику Аллаха (С) человек и сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю тебя. И сказал Посланник Аллаха (С): «Ты – с теми, кого ты любишь».

Хадис 43. Передает Ханзаля от Муйассира: «Я слышал Имама Риду (А), который сказал: «Не увидят вас (шиитов) в Огне – ни двоих, ни одного, клянусь Аллахом. Я спросил: «Где об этом сказано в Книге Аллаха?» Он не отвечал мне год». Затем он сказал: «Однажды я был с ним, и мы совершали обход Каабы, когда он сказал: «О Муйассир, сегодня мне разрешено дать ответ на твой вопрос. Ты спрашивал, где об этом сказано в Коране. Аллах говорит в суре «Ар-Рахман»: «В этот день ни человек, ни джинн (из вас) не будет спрошен о его грехе» (55:39). Я сказал: «Там (в аяте) нет слов «из вас». Он сказал: «Первым, кто изменил это (толкование) был Ибн Арва (Усман ибн Аффан), поскольку это довод против него и его товарищей. Если нет «из вас», то избавление от наказания Аллаха относится ко всем Его творениям. Если никто из людей и джиннов не будет спрошен о грехе, то за что тогда Аллах будет наказывать в День Воскресения?»

Хадис 44. Передает Аббас ибн Язид: «Однажды я спросил у Имама Садика (А): «Да буду я твоей жертвой, что означают слова Аллаха: «Взглянув же, ты увидишь благополучие и великое царство» (76:20). Он мне ответил: «Когда Аллах будет водить в Рай людей, то Он пошлёт посланника к другу из его друзей, и посланник найдёт преграду (покрывало) на его двери, что скажет: «Остановись, пока тебе не будет дано разрешение». И не зайдёт в неё Посланник Аллаха без разрешения. Это и есть толкование слов Аллаха: «Взглянув же, ты увидишь благополучие и великое царство».

Хадис 45. Передает Ахмад ибн Айс: «Имам Садик (А) сказал: «В День Воскресения мы будем заступаться за грешников из наших шиитов, и Аллах спасёт праведников».