2. Книга достоинств знания (китабу фадлиль-'ильм)

1. Глава об обязательности знания, обязанности стремления к нему и побуждении к нему

Хадис 22. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина. Воистину, Аллах любит жаждущих знаний». (1-30)

Хадис 23. У Имама Риды, да будет мир с ним, спросили: «Освободит ли людей отсутствие вопросов о том, в чём они нуждаются?» Он ответил: «Нет». (1-30)

Хадис 24. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «О, люди, знайте, что совершенство религии заключено в стремлении к знаниям и в деяниях на их основе. Знайте, что стремиться к знаниям вы обязаны более стремления к имуществу. Воистину, имущество разделено и гарантировано вам. Справедливый уже разделил его между вами, Он гарантировал его вам и его хватит для вас. Но знание хранится у его обладателей. И вам предписано искать знание у его обладателей. Так ищите же его». (1-30)

Хадис 25. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Вам надлежит стремиться к пониманию религии Аллаха. Не будьте как невежественные бедуины. Воистину, Аллах не взглянет в судный день на того, кто не стремился к пониманию религии Аллаха, и Он не очистит его деяний». (1-31)

2. Глава об особенностях знания, его достоинствах и достоинствах учёных

Хадис 26. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, вошёл в мечеть, а там в это время группа людей собралась вокруг мужчины. Он спросил: «Кто это?» Ему ответили: «Это очень знающий человек». Он спросил: «Что же он знает?» Ему ответили: «Он лучше всех людей знает родословную арабов, произошедшие с ними события, доисламские дни невежества и арабские стихи». Пророк сказал: «Это знание не навредит тому, кто не обладает им, и не принесёт пользы тому, кто имеет его». Затем он сказал: «Знание бывает трёх видов – ясные аяты, справедливые предписания и прочная сунна. А всё кроме этого является дополнением». (1-32)

Хадис 27. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, учёные это наследники пророков, ибо пророки не завещали ни дирхамов, ни динаров, но они оставили хадисы из своих хадисов. Тот, кто возьмёт из этих хадисов, получит великое преуспевание. Так смотрите же у кого вы берёте знания. В каждую эпоху из нас – ахль аль-бейт – существуют справедливые наместники, которые отдаляют от знаний искажения чрезмерных, необоснованные утверждения лжецов и толкования невежд». (1-32)

Хадис 28. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда Аллах желает блага Своему рабу, Он дарует ему понимание религии». (1-32)

Хадис 29. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет в жизни блага кроме как для двух людей – учёного, чьим словам повинуются, и внимательного слушающего». (1-33)

Хадис 30. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Учёный, знания которого приносят пользу, превосходит семьдесят тысяч поклоняющихся». (1-33)

3. Глава о категориях людей

Хадис 31. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «После Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, люди обратились к троим. Они обратились к учёному, наставленному Аллахом на истинный путь, которого Аллах освободил в знаниях от знаний остальных. Они обратились к самодовольному невежде, утверждающему о своём знании, но не обладающему им. Ближний мир обманул его, а он обманул других. Они обратились к ученику, берущему у учёного, наставленного на путь Аллаха и спасения. Затем пропал тот, кто утверждал, и потерпел неудачу тот, кто обманывал». (1-33)

Хадис 32. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Люди делятся на три категории – учёные, ученики и пена на поверхности воды. Мы – учёные, наши последователи – ученики, а остальные – пена на поверхности воды». (1-34)

4. Глава о награде учёного и ученика

Хадис 33. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Того, кто встанет на путь приобретения знаний, Аллах наставит на путь, ведущий в райские сады. Воистину, ангелы расстилают свои крылья перед ищущим знания, пребывая в довольстве им. Для ищущего знания просят прощения обитатели небес и обитатели земли, и даже рыбы в море. Превосходство учёного над поклоняющимся подобно превосходству света луны над светом звёзд в ясную ночь. Учёные это наследники пророков, ибо пророки не завещали ни динаров, ни дирхамов, но они оставили свои знания. Тот, кто обретёт их, получит великое преуспевание». (1-34)

Хадис 34. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто обучит других чему-либо, что наставляет на истинный путь, получит награду тех, кто поступал в соответствии с этим. А их награда при этом не уменьшится. Тот же, кто обучит других заблуждению, понесёт бремя грехов тех, кто поступал в соответствии с этим заблуждением. А их бремя при этом не уменьшится». (1-35)

Хадис 35. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Если бы люди знали о благе, которое таит в себе поиск знания, то они стремились бы к нему, даже если для этого пришлось бы проливать кровь и погружаться в морские пучины. Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал откровение Пророку Даниялу: «Самым ненавистным для Меня из людей является невежда, пренебрегающий правами обладателей знания и не следующий им. Самым любимым для Меня из людей является набожный человек, стремящийся к щедрой награде, не разлучающийся с учёными, следующий кротким и соглашающийся с мудрыми». (1-35)

Хадис 36. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто обучится знанию, станет действовать на его основе и ради Аллаха обучит ему других, будет зваться величественным на небесах. Будет сказано: «Он обучался ради Аллаха, действовал ради Аллаха и обучал ради Аллаха». (1-35)

5. Глава о качествах учёных

Хадис 37. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Стремитесь к знанию и посредством него украсьте себя кротостью и достоинством. Будьте смиренны перед теми, кого обучаете знанию, и будьте смиренны перед теми, у кого обретаете знание. И не будьте надменными учёными, иначе ваши ложные деяния уничтожат вашу истину». (1-36)

Хадис 38. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Не поведать ли мне вам об учёном, обладающем истинным пониманием религии. Он тот, кто не даёт людям отчаяться в милости Аллаха, не гарантирует им отсутствия наказания Аллаха, не дозволяет им грешить и не оставляет Коран, предпочитая его чему-либо другому. Знайте, нет блага в знании, если нет в нём понимания. Знайте, нет блага в чтении Корана, если нет в нём размышления. Знайте, нет блага в поклонении, если нет в нём раздумий. Знайте, нет блага в благодеянии, если нет в нём богобоязненности». (1-36)

Хадис 39. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «К двум признакам понимания религии относятся кротость и молчание». (1-36)

6. Глава о правах учёного

Хадис 40. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «К правам учёного относится то, что тебе не следует слишком много спрашивать его, тебе не следует дёргать его за одежду. Когда ты войдёшь к нему, а возле него будут люди, то поздоровайся с ними, а его поприветствуй отдельно от всех. Сядь перед ним и не садись за его спиной. Не подмигивай глазами и не указывай руками. Не говори много «такой-то сказал и такой-то сказал», противореча его словам. И не выражай досаду от долгого общения с ним. Воистину, учёный подобен финиковой пальме. Ты должен ждать, пока её плод не упадёт к тебе. И награда учёного величественнее награды постящегося, молящегося и сражающегося на пути Аллаха». (1-37)

7. Глава о потере учёного

Хадис 41. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Смерть никого из верующих не люба Иблису так, как смерть учёного». (1-38)

Хадис 42. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Когда умирает верующий учёный, то по нему плачут ангелы и участки земли, на которых он поклонялся Аллаху, и врата небес, через которые восходили его деяния. В исламе возникает брешь, которую ничто не закроет, ибо верующие учёные это крепостные стены ислама подобно крепостным стенам вокруг города». (1-38)

8. Глава о собрании учёных и общении с ними

Хадис 43. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Общение с учёным на куче мусора лучше общения с невеждой на ковре». (1-39)

Хадис 44. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Однажды апостолы спросили Ису: «О, рухуллах, с кем нам общаться?» Он ответил: «С теми, чьё присутствие напоминает вам об Аллахе, чьи речи увеличивают ваши знания, чьи деяния побуждают вас к вечной жизни». (1-39)

Хадис 45. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Общение со знающими религию людьми – почёт в ближнем мире и мире загробном». (1-39)

9. Глава о вопросе учёному и обсуждении

Хадис 46. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, погибли люди, ибо они не задают вопросов». (1-40)

Хадис 47. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, это знание находится под замком, ключ к которому вопрос». (1-40)

Хадис 48. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тьфу на человека, который не освобождает себя каждую пятницу для дел религии, чтобы обязать себя ею и задать вопросы о своей религии». (1-40)

Хадис 49. Передаёт Абу Джаруд: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Да помилует Аллах человека, который оживляет знание». Я спросил: «Что такое оживление знания?» Он сказал: «Обсуждение знания с религиозными и набожными людьми». (1-41)

Хадис 50. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Обсуждайте знания, встречайтесь друг с другом и рассказывайте хадисы. Воистину, хадисы очищают сердца. Сердцам, как и мечам, свойственно покрываться ржавчиной. А хадисы очищают их от ржавчины». (1-41)

10. Глава о распространении знания

Хадис 51. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Я прочёл в книге Али, да будет мир с ним: «Аллах не заключал договора с невеждами, что те будут стремиться к знаниям. Но Он заключил договор с учёными, что те будут распространять знания среди невежд, так как знание было прежде невежества». (1-41)

Хадис 52. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Закят знаний – обучение рабов Аллаха». (1-41)

11. Глава о запрете слова без обладания знанием

Хадис 53. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Я запрещаю тебе два качества, ибо в них заложена погибель для людей. Я запрещаю тебе поклоняться Аллаху посредством ложной религии. И я запрещаю тебе выносить решения для людей в том, чего ты не знаешь». (1-42)

Хадис 54. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Ангелы милости и ангелы возмездия прокляли того, кто выносит решение для людей, не обладая знанием и руководством. На его плечи ляжет бремя грехов тех, кто вершил свои деяния, полагаясь на его решение». (1-42)

Хадис 55. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Говорите то, что знаете. Если же вы не знаете, то скажите: «Аллах более знающ». Воистину, если человек возьмёт аят из Корана, чтобы привести его в качестве довода своим необоснованным утверждениям, то он отдалится от его истинного значения на расстояние, превосходящее расстояние между небом и землёй». (1-42)

Хадис 56. Передаёт Зурара ибн Айан: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним: «В чём заключается право Аллаха к людям?» Он сказал: «Чтобы они говорили то, что знают, и молчали, когда не знают». (1-43)

12. Глава о том, кто действует без знаний

Хадис 57. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто действует без знаний, подобен человеку, идущему не по правильной дороге. Как бы он не торопился, он будет только отдаляться от своей цели». (1-43)

Хадис 58. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если человек будет действовать без знаний, то вреда он принесёт больше чем пользы». (1-44)

13. Глава об использовании знаний

Хадис 59. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Учёные мужи бывают двух видов. Учёный муж, который пользуется своим знанием, и он спасшийся. И учёный муж, который оставил свои знания, и он погибший. Воистину, обитатели ада будут испытывать страдания от запаха, исходящего от учёного, оставившего свои знания. Воистину, среди обитателей ада самым сожалеющим и скорбящим будет тот, кто призовёт к Аллаху другого человека, который ответит на призыв, примет его и покорится Аллаху, за что Аллах введёт его в рай. Но призвавшего человека Аллах бросит в огонь за то, что он оставил свои знания, следовал страстям и имел длительные желания. Ибо следование страстям удерживает от истины, а длительные желания способствуют забвению загробного мира». (1-44)

Хадис 60. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если учёный не будет поступать в соответствии со своими знаниями, то его наставления покинут сердца людей подобно тому, как дождь стекает с гладкого камня». (1-44)

Хадис 61. Али ибн Хашим передаёт от своего отца: «К Имаму Саджаду, да будет мир с ним, пришёл мужчина и задал ему вопрос, и он ответил ему. Затем мужчина вернулся, чтобы задать такой же вопрос, после чего имам сказал: «В Евангелии написано: «До тех пор, пока вы не поступаете согласно тому, что знаете, не задавайте вопросов о том, чего не знаете. Если знание не будет использовано, то оно не прибавит его обладателю ничего кроме неблагодарности и отдаления от Аллаха». (1-44)

Хадис 62. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «О, люди, если вы знаете, то действуйте согласно тому, что знаете, быть может, вы будете наставлены на истинный путь. Воистину, учёный, действующий наперекор своим знаниям, подобен растерянному невежде, не могущему прийти в себя от невежества. И доводы к нему более полны. Горе учёного, оставившего свои знания, более длительно, чем горе невежды, блуждающего в своём невежестве. Оба они растерянные и пропащие. Не колебайтесь, дабы не впасть в сомнение, и не сомневайтесь, дабы не впасть в неверие. Не давайте себе поблажек, дабы не стать вялыми, и не становитесь вялыми в истине, дабы не потерпеть урон. К истине относится то, что вы должны стремиться к пониманию религии, а к пониманию религии относится то, что вы не должны обольщаться. Воистину, самый благожелательный из вас к себе – самый повинующийся своему Господу. А самый обманывающий себя – самый непокорный своему Господу. Тот, кто повинуется Аллаху, пребудет в безопасности и радости. А тот, кто непокорен Аллаху, пребудет в отчаянии и сожалении». (1-45)

14. Глава о том, кто использует своё знание для этого мира

Хадис 63. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Два жадных никогда не насытятся – жаждущий этого мира и жаждущий знаний. Тот, кто удовлетворится из благ этого мира тем, что дозволил Аллах, пребудет в безопасности. Тот же, кто возьмёт из недозволенного, погибнет, если не покается и не вернётся. Тот, кто получит знание у обладателей знания и поступит в соответствии с ним, спасётся. Тот же, кто посредством знания будет стремиться к благам этого мира, получит только их и лишится благ мира загробного». (1-46)

Хадис 64. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто желает наших хадисов для благ этого мира, не получит ничего в мире загробном. Тот же, кто желает наших хадисов для загробного мира, будет одарен Аллахом благами обоих миров». (1-46)

Хадис 65. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Учёные являются доверенными посланников до тех пор, пока они не погрязнут в ближнем мире». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, как они погрязнут в ближнем мире?» Он ответил: «Повиновением правителям. Если они сделают это, то берегитесь за свою религию». (1-46)

15. Глава о строгости к учёному

Хадис 66. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Невежде простятся семьдесят грехов, прежде чем учёному простится один грех». (1-47)

Хадис 67. Передаёт Джамиль ибн Даррадж: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, указав рукой на горло: «Когда душа дойдёт досюда, раскаяние учёного не будет принято». Затем он прочёл аят: «Воистину, Аллах принимает покаяние лишь тех, кто совершает дурные поступки по невежеству».[1] (1-47)

1. Сура «Женщины», аят 17

16. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 68. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Давайте отдых вашим душам прекрасной мудростью, ведь души утомляются так же, как утомляются тела». (1-48)

Хадис 69. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «О, стремящийся к знаниям, воистину, знание обладает множеством достоинств. Голова знания – скромность, его глаза – отсутствие зависти, а уши – понимание. Язык знания – правдивость, его память – исследование, а сердце – благое намерение. Разум знания – постижение вещей и дел, его руки – милосердие, а ноги – посещение учёных. Пыл знания – безопасность, его мудрость – набожность, а местопребывание – спасение. Управитель знания – благополучие, его средство передвижения – верность, а оружие – мягкая речь. Меч знания – довольство, его лук – учтивость, а войско – общение с учёными. Имущество знания – воспитанность, его накопление – избегание грехов, а запас – благодеяние. Питьё знания – мир, его проводник – наставление, а друг – любовь к праведникам». (1-48)

Хадис 70. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Знание приходится прекрасным помощником вере. Кротость приходится прекрасным помощником знанию. Доброжелательство приходится прекрасным помощником кротости. Терпение приходится прекрасным помощником доброжелательству». (1-48)

Хадис 71. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Того, кто заучит сорок наших хадисов, Аллах воскресит в судный день знающим и понимающим». (1-49)

Хадис 72. Передаёт Зейд Шаххам: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Пусть взглянет человек на свою еду»[1]: «Что за еда?» Он сказал: «Его знание, которое он приобретает. У кого он приобретает его?» (1-50)

Хадис 73. Передаёт Ибн Букейр: «Хамза ибн Таййар пересказывал Имаму Садику, да будет мир с ним, некоторые проповеди его отца, и дошёл до места, после которого Имам Садик сказал ему: «Прекрати и замолчи». Затем он сказал: «В том, что дошло до вас, и вы не знаете этого, у вас нет иной обязанности, кроме как остановиться, поступить осмотрительно и предоставить это имаму, наставляющему на истинный путь. Он раскроет для вас его смысл, удалит от вас неведение и разъяснит вам истину. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Спросите обладателей напоминания, если вы не знаете».[2] (1-50)

Хадис 74. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Я нашёл всё знание людей в четырёх частях. Первое – чтобы ты познал своего Господа. Второе – чтобы ты познал, что Он сделал с тобой. Третье – чтобы ты познал, что Он хочет от тебя. И четвёртое – чтобы ты познал, что может вывести тебя из твоей религии». (1-50)

Хадис 75. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Познавайте степени людей по числу переданных от нас хадисов». (1-50)

1. Сура «Нахмурился», аят 24

2. Сура «Пчёлы», аят 43

17. Глава о передаче хадисов, достоинстве письма и приверженности книгам

Хадис 76. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я слышу хадисы от тебя, а передавая их, прибавляю к ним слова или сокращаю». Он сказал: «Это не запрещено, если ты хочешь передать смысл хадиса». (1-51)

Хадис 77. Передаёт Дауд ибн Фаркад: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я слышу твои речи и хочу передать их так же, как слышал от тебя. Но не получается передать их так же». Он спросил: «Ты делаешь это умышленно?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Ты хочешь передать смысл?» Я ответил: «Да». Он сказал: «Тогда это не запрещено». (1-51)

Хадис 78. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Если вы рассказываете хадис, то упомяните того, кто рассказал вам его. Если хадис верен, то он от вас, а если ложен, то от него». (1-52)

Хадис 79. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Сердце полагается на написанное». (1-52)

Хадис 80. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Берегите ваши книги, ибо потом вы будете нуждаться в них». (1-52)

Хадис 81. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мои хадисы это хадисы моего отца. Хадисы моего отца это хадисы моего деда. Хадисы моего деда это хадисы Хусейна. Хадисы Хусейна это хадисы Хасана. Хадисы Хасана это хадисы Повелителя правоверных Али. Хадисы Повелителя правоверных это хадисы Посланника Аллаха. А хадисы Посланника Аллаха это речь Великого и Всемогущего Аллаха». (1-53)

Хадис 82. Передаёт Мухаммад ибн Хасан: «Я сказал Имаму Джаваду, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Наши шейхи передавали хадисы от Имама Бакира и Имама Садика, да будет мир с ними. Но в то тяжёлое время им приходилось скрывать свои убеждения, поэтому они прятали свои книги, и хадисы из этих книг не были переданы. Когда эти шейхи умерли, книги дошли до нас». Имам сказал: «Передавайте их, ибо они истина». (1-53)

18. Глава о нововведениях и собственном мнении

Хадис 83. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «О, люди, воистину, смута берёт начало в страстях, которым следуют, и в нововведениях, которые противоречат Книге Аллаха, когда люди завладевают другими людьми. Если бы ложь предстала во всей полноте, то она не скрылась бы от обладателей разума. А если бы истина предстала во всей полноте, то не было бы разногласий. Но берётся горсть лжи и горсть истины, которые смешиваются и ступают вместе. И здесь шайтан захватывает своих друзей. И здесь спасаются те, кого Аллах отметил благом». (1-54)

Хадис 84. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда в моей общине появятся нововведения, то учёный должен явить своё знание. Тот, кто не сделает этого, будет проклят Аллахом». (1-54)

Хадис 85. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Возле каждого нововведения, которое появится после меня и будет стремиться обмануть веру, есть наместник из моего семейства, на которого возложена защита веры. Он защищает веру, говорит через вдохновение от Аллаха, утверждает истину, освещает её, сводит на нет козни лжецов, говорит от имени обездоленных. Так будьте же бдительны, о, обладатели проницательности, и уповайте на Аллаха». (1-54)

Хадис 86. Передаёт Йунус ибн Абдурахман: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним: «Как мне исповедовать веру в Единого Аллаха?» Он сказал: «Не привноси нововведения. Тот, кто полагается на собственное мнение, погибнет. Тот, кто оставит семейство Пророка, заблудится. Тот, кто оставит Книгу Аллаха и слова Его Пророка, впадёт в неверие». (1-56)

Хадис 87. Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Иногда мы сталкиваемся с чем-то, чего не находим ни в Книге Аллаха, ни в сунне. Можем ли мы полагаться на собственное мнение?» Имам ответил: «Нет. Ибо если ты окажешься прав, то не будешь вознаграждён, а если ошибёшься, то возведёшь ложь на Великого и Всемогущего Аллаха». (1-56)

Хадис 88. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Каждое нововведение это заблуждение, а каждое заблуждение в огне». (1-57)

Хадис 89. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о дозволенном и запрещённом». Он сказал: «Дозволенное Мухаммадом, да благословит Аллах его и его род, дозволено навсегда до судного дня. А запрещённое им запрещено навсегда до судного дня. Не будет другой религии и не явится другой пророк». И он сказал: «Али, да будет мир с ним, говорил: «Если кто-то привнесёт нововведение, то этим он оставит сунну». (1-58)

19. Глава об обращении к Корану и сунне

Хадис 90. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал в Коране разъяснение каждой вещи. Клянусь Аллахом, Аллах не оставил ничего из того, в чём нуждаются люди, чтобы раб божий не мог сказать: «Если бы это было ниспослано в Коране». Аллах уже ниспослал это в Коране». (1-59)

Хадис 91. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах не оставил ничего из того, в чём нуждается община, и Он ниспослал это в Своей Книге и разъяснил Своему Пророку. Он установил для всего границы и установил к ним указателя, указывающего на них, и установил наказание для тех, кто преступает границы». (1-59).

Хадис 92. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Нет ничего, в чём разногласили бы двое, основа чего не содержалась бы в Книге Великого и Всемогущего Аллаха. Однако умы людей не способны постигнуть это». (1-60)

Хадис 93. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним: «Всё ли есть в Книге Аллаха и сунне Его Пророка? Или же вы говорите также от себя?» Он сказал: «В Книге Аллаха и сунне Его Пророка есть всё». (1-61)

20. Глава о принятии сунны и свидетельства Книги

Хадис 94. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каждая вещь должна быть соотнесена с Кораном и сунной. Каждый хадис, не соответствующий Книге Аллаха, является фальшью и обманом». (1-69)

Хадис 95. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «О, люди! Если что-либо дошло до вас от меня, и оно соответствует Книге Аллаха, то я сказал это. Если же что-либо дошло до вас, и оно противоречит Книге Аллаха, то этого я не говорил». (1-69)

Хадис 96. Передаёт Абан ибн Таглиб: «Имаму Бакиру, да будет мир с ним, был задан вопрос и он ответил на него. И некий мужчина сказал: «Учёные не говорят это». Имам сказал ему: «Горе тебе. Видел ли ты когда-нибудь учёных? Воистину, настоящий учёный, понимающий религию, воздержан в ближнем мире, устремлён к миру загробному и привержен сунне Пророка, да благословит Аллах его и его род». (1-70)

Хадис 97. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет слова без деяния. Нет слова и деяния без намерения. Нет слова, деяния и намерения без достижения сунны». (1-70)