17. Книга средств жизни (китабуль-ма’иша) - Аль-Кафи

17. Книга средств жизни (китабуль-ма’иша)

623. Глава о значении воздержанности

Хадис 1855. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воздержанность в ближнем мире не значит уничтожение имущества и запрещение дозволенного. Воздержанность в ближнем мире это когда ты не полагаешься на то, что в твоих руках, больше, чем на то, что находится у Великого и Всемогущего Аллаха». (5-70)

Хадис 1856. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Воздержанность в ближнем мире это уменьшение желаний, благодарность за каждую милость и страх перед всем, на что Великий и Всемогущий Аллах наложил запрет». (5-71)

624. Глава об использовании ближнего мира для достижения мира загробного

Хадис 1857. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Достаток – лучшая помощь богобоязненности». (5-71)

Хадис 1858. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Господи! Одари нас добром в ближнем мире и добром в мире загробном»[1]: «Довольство Аллаха и рай в загробном мире. Средства жизни и добрый нрав в ближнем мире». (5-71)

Хадис 1859. Передаёт Абдулла ибн Аби Йафур: «Некий мужчина сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Клянусь Аллахом, мы желаем ближний мир и любим, чтобы он был дарован нам». Он спросил: «Что же ты хочешь делать с ним?» Он сказал: «Приносить пользу себе и своей семье, крепить связи с родственниками и верующими, раздавать милостыню, совершать хадж и умру». Тогда имам сказал: «Это не желание ближнего мира, это желание мира загробного». (5-72)

Хадис 1860. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Достаток, удерживающий тебя от несправедливости, лучше бедности, побуждающей тебя к греху». (5-72)

Хадис 1861. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Ближний мир – лучшая помощь в достижении мира загробного». (5-73)

1. Сура «Корова», аят 201

625. Глава о необходимости подражания имамам в добывании удела

Хадис 1862. Мухаммад ибн Мункадир сказал: «Я не думал, что Имам Саджад, да будет мир с ним, оставит после себя потомка более достойного, чем он, пока я не увидел его сына Мухаммада ибн Али, да будет мир с ним. Я хотел дать ему наставление, но наставление дал мне он». Его спутники спросили его: «Что же он сказал тебе в наставлении?» Он сказал: «В жаркое время дня я вышел в окрестности Медины и встретил Абу Джафара Мухаммада ибн Али, опиравшегося на двух чёрных слуг или вольноотпущенников, и он был крупным и тяжёлым мужчиной. Я сказал про себя: «Пречист Аллах. Мужчина в возрасте из числа курейшитской знати усердствует в этот час и в этом состоянии, желая ближнего мира. Мне нужно дать ему наставление». Я приблизился к нему и поприветствовал его. Он ответил на моё приветствие, прерывисто дыша и обливаясь потом. Я сказал: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Ты мужчина в возрасте из числа курейшитской знати, и усердствуешь в этот час и в этом состоянии, желая ближнего мира. Что ты будешь делать, если к тебе явится смерть, а ты в этом состоянии?» Он сказал: «Если ко мне явится смерть, и я буду в этом состоянии, то она явится ко мне, когда я буду находиться в подчинении Великому и Всемогущему Аллаху, ибо своим усердием я удерживаю себя и свою семью от обращения к тебе и к людям. Но я страшусь того, что смерть придёт ко мне, а я буду находиться в ослушании Аллаха». Я сказал: «Ты прав, да помилует тебя Аллах. Я хотел дать тебе наставление, но наставление дал мне ты». (5-73)

Хадис 1863. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, благословение Аллаха над ним, работал лопатой и копал землю. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, намачивал семена своим ртом и сажал их, и вскоре они восходили. Повелитель правоверных освободил тысячу рабов на свои деньги и заработанную своими руками плату». (5-74)

Хадис 1864. Передаёт Али ибн Аби Хамза: «Я видел Имама Казима, да будет мир с ним, работающего на своей земле, и его ноги были мокрыми от пота. Я сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Где же мужчины?» Он сказал: «О, Али. Своими руками на земле работал тот, кто был лучше меня и моего отца». Я спросил его: «Кто же он?» Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, Повелитель правоверных и мои предки, да будет мир с ними, все они работали своими руками. И это из деяний пророков, посланников, преемников и праведников». (5-75)

Хадис 1865. Передаёт Зурара: «К Имаму Садику, да будет мир с ним, пришёл мужчина и сказал: «Я не владею должным образом каким-либо ремеслом и не умею должным образом вести торговлю. Я лишённый и нуждающийся». Имам сказал: «Работай. Носи груз на своей голове и будь независим от людей. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, носил камень на плече для стены из своих стен. И этот камень всё ещё на своём месте. И неизвестно, насколько он глубоко в земле, но он там». (5-76)

626. Глава о побуждении к добыванию удела

Хадис 1866. Передаёт Умар ибн Язид: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина говорит: «Я буду сидеть дома, буду молиться, поститься и поклоняться моему Господу, и мой удел скоро придёт ко мне». Имам Садик сказал: «Это один из троих, мольба которых останется без ответа». (5-77)

Хадис 1867. Передаёт Муалля ибн Хунейс: «Я был рядом с Имамом Садиком, да будет мир с ним, когда он спросил об одном мужчине. Ему сказали: «Его постигла нужда». Он спросил: «Что же он делает сегодня?» Ему сказали: «Дома поклоняется своему Господу». Он спросил: «Откуда он берёт пропитание?» Ему сказали: «У некоторых из своих братьев». Имам Садик сказал: «Клянусь Аллахом. Тот, кто даёт ему пропитание, поклоняется усердней, чем он». (5-78)

Хадис 1868. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Кто добивается удела в ближнем мире для того чтобы не зависеть от людей, умножить блага для своей семьи и оказать милость своему соседу, тот в судный день встретит Великого и Всемогущего Аллаха с лицом, подобным луне в лунную ночь». (5-78)

Хадис 1869. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поклонение состоит из семидесяти частей, наилучшей из которых является добывание удела дозволенным путём». (5-78)

627. Глава об уделе, прибывающем, откуда его не ждут

Хадис 1870. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах поместил удел верующих там, откуда они не ждут его». (5-83)

Хадис 1871. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Надейся на то, на что ты не надеешься, больше того, на что ты надеешься. Воистину, Муса ибн Имран, да будет мир с ним, пошёл приобрести огонь для своей семьи, а с ним говорил Великий и Всемогущий Аллах и он вернулся посланным пророком. Царица Сабы вышла и покорилась вместе с Сулейманом, да будет мир с ним. Колдуны фараона вышли, желая величия для фараона, а возвратились уверовавшими». (5-83)

Хадис 1872. Передаёт Али ибн Абдульазиз: «Имам Садик, да будет мир с ним, спросил меня: «Что делает Умар ибн Муслим?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Он занимается поклонением и оставил торговлю». Он сказал: «Горе ему. Разве он не знает, что оставившему добывание удела не будет дан ответ на мольбу. Когда был ниспослан аят «Кто боится Аллаха, тому он устроит выход из положения и даст ему удел, откуда он не ждёт»[1], группа сподвижников Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, заперли двери своих домов и занялись поклонением. Они сказали: «Мы уже обеспечены». Это дошло до Пророка, и он отправил за ними. Он спросил их: «Что заставило вас сделать то, что вы сделали?» Они сказали: «О, Посланник Аллаха, нам гарантирован наш удел, и мы занялись поклонением». Он сказал: «Воистину, кто поступит так, тому не будет дан ответ на мольбу. Вам следует добывать удел». (5-84)

1. Сура «Развод», аят 2-3

628. Глава о сне и безделье

Хадис 1873. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Длительный сон губит религию и ближний мир». (5-84)

Хадис 1874. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах питает отвращение к рабу, который много спит и бездельничает». (5-84)

629. Глава о порицании лени

Хадис 1875. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Лень – враг деяний». (5-85)

Хадис 1876. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто ленится в ритуальной чистоте и молитве, в том нет блага для загробного мира. А кто ленится в том, что улучшит его средства жизни, в том нет блага для ближнего мира». (5-85)

Хадис 1877. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Я питаю отвращение к мужчине, проявляющему лень в делах ближнего мира. Кто ленится в делах ближнего мира, тот в делах мира загробного ещё ленивей». (5-85)

630. Глава о работе мужчины в доме

Хадис 1878. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, благословение Аллаха над ним, рубил дрова, носил воду и подметал. А Фатима, благословение Аллаха над ней, молола муку, месила тесто и пекла хлеб». (5-86)

Хадис 1879. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, доил коз своей семьи». (5-86)

631. Глава о том, кто трудится для семьи

Хадис 1880. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Кто ищет из милостей Великого и Всемогущего Аллаха то, что обеспечит его семью, награда того будет величественней награды воина на пути Великого и Всемогущего Аллаха». (5-88)

Хадис 1881. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда мужчина, оказавшийся в трудном положении, будет трудиться настолько, что сможет прокормить себя и свою семью, не желая при этом запрещённого, он подобен воину на пути Аллаха». (5-88)

632. Глава покупке и продаже недвижимости

Хадис 1882. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «К Имаму Садику, да будет мир с ним, пришёл мужчина, похожий на человека, просящего совета, и сказал ему: «О, Абу Абдулла. Почему ты приобрёл имущество в виде участков земли в разных местах? Если бы они были в одном месте, то уход за ними был бы легче, а доход с них больше». Имам Садик сказал: «Я приобрёл их в разных местах, так как если что-то поразит одно имущество, другое останется невредимым. А доход со всех них собирается в одном мешочке». (5-91)

Хадис 1883. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал Мусадифу: «Приобрети сад или поле. Если мужчину постигнет трудность или несчастье, а он будет помнить, что за его спиной имеется то, что поддержит его семью, то он будет щедрее к себе». (5-92)

Хадис 1884. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Деньги, вырученные от продажи недвижимости, пропадут, если не будут вложены в похожую недвижимость». (5-92)

633. Глава о долге

Хадис 1885. Передаёт Муса ибн Бакр: «Имам Казим, да будет мир с ним, сказал мне: «Кто станет добиваться удела дозволенным путём, чтобы содержать им себя и свою семью, тот подобен воину на пути Великого и Всемогущего Аллаха. А если он столкнётся с трудностями, то пусть возьмёт в долг с надеждой на Аллаха и Его Посланника, чтобы прокормить свою семью. Если он умрёт, не расплатившись с долгом, то выплата долга возложена на имама. И если имам не расплатится, то бремя будет на нём. Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Закят предназначен для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором» до Его слов «для должников»[1]. Ведь он нищий, бедный и должник». (5-93)

Хадис 1886. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Смерть на пути Великого и Всемогущего Аллаха искупляет все грехи, кроме долга. Нет у долга искупления кроме его выплаты. Или должник расплатится с долгом или давший в долг простит». (5-94)

Хадис 1887. Передаёт Абу Сумама: «Я сказал Имаму Джаваду, да будет мир с ним: «Я хочу поселиться в Мекке или Медине, но у меня есть долг. Что ты скажешь?» Он сказал: «Возвратись и верни долг тому, кому ты должен. И будь внимателен к тому, чтобы ты встретил Всевышнего Аллаха, не имея долга. Воистину, верующий не поступает вероломно». (5-94)

1. Сура «Покаяние», аят 60

634. Глава о возвращении долга

Хадис 1888. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто имеет долг и намеревается расплатиться с ним, с тем будут два хранителя от Великого и Всемогущего Аллаха, которые помогут ему расплатиться с долгом. А если в его намерении присутствуют упущения, то два хранителя не станут помогать ему в той же степени, в какой в его намерении присутствуют упущения». (5-95)

Хадис 1889. Передаёт Усман ибн Зияд: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина должен мне, и чтобы вернуть мне долг он собирается продать свой дом». Имам Садик сказал: «Прибегаю к Аллаху от того, чтобы ты лишил его крыши над головой». (5-97)

635. Глава о том, когда мужчина умирает и освобождается от долга

Хадис 1890. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о мужчине, который умер и имел долг, а поручитель гарантировал кредиторам, что выплатит его: «Если кредиторы согласны с этим, то покойный освободится от долга». (5-99)

636. Глава о том, кто взял в долг и не намеревается возвращать его

Хадис 1891. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто взял в долг и не намеревается возвращать его, тот подобен вору». (5-99)

637. Глава о службе у правителей и их дарах

Хадис 1892. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Бойтесь Аллаха, берегите вашу религию благочестием, укрепите её сокрытием убеждений и обращением за помощью к Великому и Всемогущему Аллаху. Воистину, кто покорится несправедливому правителю и тому, кто противится его религии, желая получить из его рук ближний мир, того Великий и Всемогущий Аллах сделает безвестным, сделает ненавистным для него и предоставит его ему. Если несправедливый правитель овладеет чем-либо из ближнего мира и что-то из этого достанется и ему, то Аллах, да возвеличится Его имя, лишит его благодати. И Он не вознаградит его за то, что он расходует для хаджа, освобождения рабов и благодеяний». (5-105)

Хадис 1893. Передаёт Али ибн Аби Хамза: «Был у меня друг из числа писарей Бани Умаййа, который сказал мне: «Попроси для меня у Имама Садика, да будет мир с ним, разрешения встретиться с ним. Я попросил у него разрешения, и он разрешил. Когда он вошёл, он поприветствовал его и сел, а затем сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Я служил в канцелярии этих людей и добыл для себя из их ближнего мира много имущества. И я закрывал глаза на то, откуда оно у них». Имам Садик сказал: «Если бы Бани Умаййа не нашли тех, кто будет писать для них, взимать для них налоги, воевать за них и присутствовать в их обществе, то они не сумели бы лишить нас нашего права. Если бы люди оставили их и то, что в их руках, то они не достигли бы ничего, кроме того, что имели раньше». И спросил служащий: «Да стану я жертвой за тебя. Есть ли для меня выход из этого положения?» Имам сказал: «Если я скажу тебе, ты сделаешь это?» Он ответил: «Сделаю». Он сказал: «Выведи из своего имущества всё, что ты добыл, служа в их канцелярии. Если ты знаешь владельца имущества, верни его ему. А если не знаешь, раздай его в качестве милостыни. И я гарантирую тебе, что Великий и Всемогущий Аллах одарит тебя раем». Служащий надолго опустил вниз голову, а затем сказал: «Я сделаю это. Да стану я жертвой за тебя». Ибн Аби Хамза сказал: «Служащий вернулся с нами в Куфу. И он не оставил для себя на земле ничего, что не отдал бы, даже одежду, которая была на его теле. Я собрал для него денег у друзей, мы купили ему одежду и отправили её ему вместе с небольшим количеством пропитания. Прошло несколько месяцев, и он заболел. И мы навещали его. Я пришёл к нему в один из дней, а он находился при смерти. Он открыл глаза, а затем сказал мне: «О, Али! Клянусь Аллахом, твой господин исполнил данное мне обещание». Затем он умер, и мы взяли на себя все дела, связанные с его похоронами. Я покинул город и прибыл к Имаму Садику. Когда он посмотрел на меня, он сказал: «О, Али! Клянусь Аллахом, мы исполнили данное твоему другу обещание». Я сказал: «Ты прав. Да стану я жертвой за тебя. Клянусь Аллахом, об этом он сказал мне перед своей смертью». (5-106)

Хадис 1894. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Не склоняйтесь к тем, кто творит несправедливость, чтобы огонь не коснулся вас»[1]: «Это о мужчине, который приходит к несправедливому правителю и желает ему долгих лет, чтобы тот сунул руку в свой мешок и одарил его». (5-108)

1. Сура «Худ», аят 113

638. Глава о ремёслах

Хадис 1895. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах любит надёжного человека, обладающего ремеслом». В другом хадисе сказано: «Воистину, Всевышний Аллах любит верующего, обладающего ремеслом». (5-113)

Хадис 1896. Передаёт Исхак ибн Аммар: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и известил его о том, что у меня родился мальчик. Он спросил: «Ты назвал его Мухаммадом?» Я сказал: «Я уже сделал это». Он сказал: «Тогда не бей Мухаммада и не ругай его. Пусть Аллах сделает его радостью твоих глаз в твоей жизни и твоим праведным преемником после тебя». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Какое занятие мне выбрать для него?» Он сказал: «Если ты отстранишь его от пяти вещей, то выбери для него любое занятие, какое пожелаешь. Не делай его менялой, ибо меняла не избежит ростовщичества. Не делай его продавцом саванов, ибо владельца саванов радует чума, когда она распространится. Не делай его продавцом еды, ибо он не избежит придерживания товара до его подорожания. Не делай его мясником, ибо мясник лишается сострадания. И не делай его работорговцем, ибо Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Худшим из людей является тот, кто продаёт людей». (5-114)

639. Глава об азартных играх

Хадис 1897. Передаёт Зияд ибн Иса: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Не поедайте незаконно ваше имущество между собой»[1]. Он сказал: «Курейшиты играли с мужчиной на его семью и его имущество. И Великий и Всемогущий Аллах запретил им это». (5-122)

Хадис 1898. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда Великий и Всемогущий Аллах ниспослал Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, аят «Воистину, опьяняющие напитки, майсир, жертвенники и стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же её[2]», его спросили: «О, Посланник Аллаха, что значит майсир?» Он сказал: «Всё, на что играется в азартных играх, даже кости и орехи». Его спросили: «Что значит жертвенники?» Он сказал: «То, что они забивали для своих божеств». Его спросили: «Что значит стрелы?» Он сказал: «Их игральные стрелы, которыми они определяли свою долю». (5-122)

1. Сура «Корова», аят 188

2. Сура «Трапеза», аят 90

640. Глава о запретных доходах

Хадис 1899. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Больше всего я боюсь для своей общины после себя запретных доходов, скрытой страсти и ростовщичества». (5-124)

Хадис 1900. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Запретный доход проявляется в потомстве». (5-124)

Хадис 1901. Передаёт Дауд Сарми: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «О, Дауд, воистину, запретный доход не увеличивается, а если увеличивается, то нет в нём благодати. Что расходуется из него, не будет вознаграждено. А что возникает из него, прибавляет огня». (5-125)

Хадис 1902. Передаёт Аммар ибн Марван: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о сокрытых трофеях. Он сказал: «Всё, что было скрыто от имама, это незаконный доход. И завладение имуществом сироты и подобные деяния это незаконный доход. У незаконного дохода множество видов. К ним относятся плата распутниц, стоимость вина и опьяняющих напитков, ростовщичество после разъяснения. Что касается взятки в судебных решениях, то это неверие в Великого Аллаха и Его Посланника, да благословит Аллах его и его род». (5-126)

641. Глава о завладении имуществом сироты

Хадис 1903. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах обещал за завладение имуществом сироты два наказания. Одно из них огонь – наказание в загробном мире. А наказанием в ближнем мире являются слова Великого и Всемогущего «Пусть страшатся те, которые боялись бы за своих слабых потомков, если бы они оставили их после себя»[1]. То есть, пусть он опасается того, что с его потомками произойдёт то же, что он делает с этими сиротами». (5-128)

Хадис 1904. Передаёт Аджлян Абу Салих: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о завладении имуществом сироты. Он сказал: «Это влечёт наказание, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, пожирают в своих животах огонь, и будут они гореть в пламени»[2]. Затем он сказал, не дожидаясь, пока я спрошу его: «Кто станет заботиться о сироте, пока не завершится его сиротство или пока он не перестанет нуждаться, тому Великий и Всемогущий Аллах сделал обязательным рай, как сделал Он огонь обязательным для того, кто пожирает имущество сироты». (5-128)

1. Сура «Женщины», аят 9

2. Сура «Женщины», аят 10

642. Глава об использовании имущества сироты в торговле и о взятии из него в долг

Хадис 1905. Передаёт Асбат ибн Салим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «У меня был брат, который умер и оставил завещание моему старшему брату. В это завещание он включил также и меня. У него остался маленький сын, обладающий имуществом. Мой старший брат пустил это имущество в оборот, и полученную прибыль отдаёт сироте. И он ручается за его имущество». Имам сказал: «Если у твоего брата есть имущество, которое возместит имущество сироты в случае его потери, то это не запрещено. Если же у него нет своего имущества, то пусть он не касается имущества сироты». (5-131)

Хадис 1906. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о мужчине, у которого находится имущество сироты: «Если он нуждающийся и у него нет своего имущества, то пусть он не трогает имущество сироты. Если он использует его в торговле, то прибыль принадлежит сироте. И он ручается за это имущество». (5-131)

Хадис 1907. Передаёт Мансур ибн Хазим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина опекает имущество сироты. Может ли он взять из него в долг?» Он сказал: «Имам Саджад, да будет мир с ним, брал в долг из имущества сироты, находившегося на его попечении». (5-131)

643. Глава о возвращении вверенного на хранение

Хадис 1908. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Ни у кого нет оправдания при упущении в трёх деяниях. В возвращении вверенного на хранение, независимо от того, кто вверил его – праведник или грешник. В соблюдении договора, независимо от того, с кем он был заключён – праведником или грешником. В добром отношении к родителям, независимо от того, праведники они или грешники». (5-132)

Хадис 1909. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Бойтесь Аллаха и возвращайте вверенное вам на хранение тому, кто вверил его вам. Даже если убийца Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ним, вверит мне что-либо на хранение, я верну его ему». (5-133)

Хадис 1910. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не из нас тот, кто поступает вероломно в отношении вверенного ему на хранение». И Посланник Аллаха сказал: «Надёжность в хранении вверенного притягивает удел, а вероломство притягивает бедность». (5-133)

644. Глава о мужчине, берущем из имущества своего сына

Хадис 1911. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, у сына которого имеется имущество, и у отца появилась нужда в нём. Он сказал: «Он может взять из этого имущества. Но мать не может взять из него, разве что в долг для себя». (5-135)

645. Глава о женщине, берущей из имущества своего мужа

Хадис 1912. Передаёт Ибн Букейр: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Что женщина может дать в качестве милостыни из дома своего мужа без его разрешения?» Он сказал: «Еду». (5-136)

646. Глава о найденном и потерянном имуществе

Хадис 1913. Передаёт Джамиль ибн Салих: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина обнаружил в своём доме один динар». Он спросил: «В его дом заходит кто-то кроме него?» Я сказал: «Да, многие». Он сказал: «Тогда это найденное имущество». Я сказал: «Мужчина обнаружил в своём сундуке один динар». Он спросил: «Кто-то кроме него суёт руку в его сундук или кладёт что-либо в него?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Тогда он принадлежит ему». (5-137)

Хадис 1914. Передаёт Абдулла ибн Джафар: «Я написал Имаму Аскари, да будет мир с ним: «Хочу спросить тебя о мужчине, который купил верблюда или корову для жертвоприношения. Когда он забил животное, он обнаружил в его животе мешочек, в котором находились дирхами, динары или драгоценный камень. Кому они принадлежат?» И он написал в ответ: «Оповести о них продавца, и если он не знает о них, то они принадлежат тебе. Аллах одарил тебя». (5-139)

Хадис 1915. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о найденном имуществе. Он сказал: «Не подбирай находку. Если же ты подобрал её, то оповещай о ней в течение года. Если объявится ищущий её, отдай её ему. А если нет, то помести находку среди своего имущества, и делай с ней то, что делаешь со своим имуществом, пока не объявится тот, кто ищет её. И если ищущий не объявится, то укажи о находке в своём завещании». (5-139)

647. Глава о подарке

Хадис 1916. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, принимал подарки, но не принимал милостыню. И он говорил: «Делайте друг другу подарки. Воистину, подарки гасят ненависть и устраняют скрытую вражду и злобу». (5-143)

Хадис 1917. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «К почитанию мужчиной своего брата мусульманина относится то, что он примет его подарок, одарит его тем, что есть у него, и ничем не будет обременять его». (5-143)

Хадис 1918. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Если я сделаю подарок своему брату мусульманину, который принесёт ему пользу, то это для меня милей, чем если я раздам такую же милостыню». (5-144)

648. Глава о ростовщичестве

Хадис 1919. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Дирхам, полученный через ростовщичество, хуже семидесяти прелюбодеяний, каждое из которых было совершено с близким родственником». (5-144)

Хадис 1920. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Берущий лихву, дающий её, записывающий эту сделку, и свидетельствующий о ней не отличаются друг от друга». (5-144)

Хадис 1921. Передаёт Самаа: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я вижу, что Всевышний Аллах упомянул о ростовщичестве не в одном аяте, а повторил несколько раз». Он спросил: «Знаешь ли ты почему?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Чтобы люди не отказывались от совершения одобряемых деяний». (5-146)

649. Глава о достоинствах торговли и усердии в ней

Хадис 1922. Передаёт Мухаммад Зафарани: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто стремится к торговле, тот не будет нуждаться в людях». Я спросил: «Даже если он беден?» Он сказал: «Даже если он беден. Воистину, девять из десяти частей удела заключены в торговле». (5-148)

Хадис 1923. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Ведите торговлю, ведь в ней для вас заключено отсутствие нужды в том, что имеется в руках людей». (5-149)

Хадис 1924. Передаёт Фудейл ибн Ясар: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я прекратил вести торговлю и отказался от неё». Он сказал: «Почему? Разве ты ослаб? Вот так пропадает ваше имущество. Не прекращайте вести торговлю и ищите милостей Великого и Всемогущего Аллаха». (5-149)

650. Глава о правилах торговли

Хадис 1925. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Пусть тот, кто продаёт и покупает, хранит себя от пяти вещей. В ином случае ему не следует ни покупать, ни продавать. Пусть хранит себя от ростовщичества, от клятвы при сделке, от утаивания недостатков, от восхваления при продаже и от порицания при покупке». (5-150)

Хадис 1926. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, был среди вас в Куфе, он каждый день рано утром покидал свой дом и обходил по очереди базары Куфы. И была у него на плече плеть с двумя концами. Он останавливался возле обитателей каждого базара и взывал: «О, торговцы, бойтесь Великого и Всемогущего Аллаха». А когда они слышали его голос, они бросали то, что было в их руках, и внимали ему своими сердцами и слушали своими ушами. Он говорил: «Начните с прошения благословения у Аллаха и просите лёгкости в торговле. Будьте близки к покупателю, украсьте себя мягкостью, прекратите клясться, избегайте лжи, отдаляйтесь от притеснения, будьте справедливы с притесняемыми и не приближайтесь к ростовщичеству. Будьте честными в мере и весе, не присваивайте себе имущество людей и не творите зла на земле, распространяя нечестие». Он обходил все базары Куфы, а затем возвращался и садился к людям». (5-151)

Хадис 1927. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, проходил мимо служанки, покупающей мясо у мясника, которая говорила мяснику: «Добавь мне». Повелитель правоверных сказал ему: «Добавь ей, ибо благодати в этом больше». (5-152)

Хадис 1928. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, удерживал от торговли между наступлением рассвета и восходом солнца». (5-152)

Хадис 1929. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Обсчитывать верующего запрещено». (5-153)

Хадис 1930. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто будет вести торговлю, не обладая знанием, тот впадёт в ростовщичество и запутается». Повелитель правоверных сказал: «Пусть ни в коем случае не садится на базаре тот, кто не знает правил покупки и продажи». (5-154)

651. Глава о том, кто поминает Всевышнего Аллаха на базаре

Хадис 1931. Передаёт Ханан от своего отца: «Имам Бакир, да будет мир с ним, спросил меня: «О, Абу Фадль, у тебя ведь есть место, в котором ты сидишь и совершаешь сделки с людьми?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Если верующий мужчина вечером или утром отправится в свою лавку или на базар и скажет, ступив ногой на базар: «О, Аллах! Я прошу у Тебя его блага и блага его обитателей» /Аллаhумма! Инни асъалюкя мин хайриhа уа хайри аhлиhа/, то Великий и Всемогущий Аллах приставит к нему ангела, который будет защищать его и заботиться о нём, пока он не вернётся домой. Ангел скажет ему: «Ты уже вознаграждён тем, что в этот день с дозволения Великого и Всемогущего Аллаха защищён от зла базара и зла его обитателей. И в этот день ты наделён благом базара и благом его обитателей». А когда он сядет на своё место на базаре, пусть скажет, садясь: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник. О, Аллах! Твоей милостью я прошу у Тебя дозволенного хорошего дохода. И я прибегаю к Тебе от того, чтобы быть притесняющим или притеснённым. И я прибегаю к Тебе от убыточной сделки и ложной клятвы» /Ашhаду алля иляhа илляллаhу уахдаhу ля шарикя ляh, уа ашhаду анна мухаммадан ‘абдуhу уа расулюh. Аллаhумма! Инни асъалюкя мин фадликя халялян таййибан. Уа а’узу бикя мин ан азлима ау узляма. Уа а’узу бикя мин сафкатин хасиратин уа йаминин казибатин/. Когда он скажет это, приставленный к нему ангел скажет: «Возрадуйся. Нет сегодня на базаре кого-либо удачливей тебя. Ты спешил к прекрасному, и отдалилось от тебя всё плохое. И прибудет к тебе то, чем Аллах щедро наделил тебя из дозволенного, хорошего и благодатного в нём». (5-155)

652. Глава об обмане

Хадис 1932. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал мужчине, продававшему финики: «О, такой-то. Разве ты не знаешь, что не из мусульман тот, кто обманывает их?» (5-160)

Хадис 1933. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запрещал подмешивать в молоко воду для продажи». (5-160)

Хадис 1934. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Пророк, да благословит Аллах его и его род, проходил по базару продуктов в Медине. Он сказал продавцу: «Я вижу хорошими продаваемые тобой продукты». И он спросил его о цене. И тогда Великий и Всемогущий Аллах внушил ему, чтобы он погрузил руки в продукты. Он сделал это и извлёк испорченные продукты. Тогда он сказал продавцу: «Я вижу, что в тебе соединились вероломство и обман в отношении мусульман». (5-161)

653. Глава о клятве во время покупки и продажи

Хадис 1935. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Сторонитесь клятвы в торговых сделках, ибо она способствует сбыту товара, но уничтожает благодать». (5-162)

654. Глава о придерживании товара

Хадис 1936. Передаёт Абу Фадль Салим: «Имам Садик, да будет мир с ним, спросил меня: «Чем ты занимаешься?» Я ответил: «Я продавец пшеницы. Временами я сталкиваюсь с хорошим сбытом товара. А временами я сталкиваюсь с падением спроса, поэтому запираю товар». Он спросил: «Что говорят об этом люди?» Я сказал: «Они говорят, что я придерживаю пшеницу, чтобы продать её дороже». Он спросил: «Продаёт ли её кто-то ещё кроме тебя?» Я сказал: «Я не продаю и тысячной доли того, что продают другие». Он сказал: «Тогда это не запрещено. Придерживающим товар был мужчина из курейшитов, которого называли Хаким ибн Хизам. Когда в Медину поступили продукты, он скупил их всех. Мимо него прошёл Пророк, да благословит Аллах его и его род, и сказал: «О, Хаким ибн Хизам, сторонись придерживания товара». (5-165)

Хадис 1937. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Мужчина придерживает продукты и выжидает поднятия цен. Дозволено ли это?» Он сказал: «Если еды много и для людей её достаточно, то это не запрещено. Но если еды мало и для людей её недостаточно, то отвратительно, что он придерживает продукты и оставляет людей без еды». (5-165)

655. Глава об условии сделки и праве её расторжения

Хадис 1938. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто при заключении сделки поставит условие, противоречащее Книге Аллаха, тому нельзя соблюдать его. И нельзя соблюдать его тому, кому было поставлено это условие. Мусульмане ставят условия, которые соответствуют Книге Великого и Всемогущего Аллаха». (5-169)

Хадис 1939. Передаёт Зурара: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Продавец и покупатель вправе расторгнуть сделку, пока они не разошлись. А купивший животное имеет такое право в течение трёх дней». Я сказал: «Мужчина купил у мужчины товар, затем оставил его у него и сказал, чтобы товар оставался у него, пока он не принесёт его стоимость». Имам сказал: «Сделка осуществится, если он придёт в течение трёх дней. В ином случае он не совершил покупку». (5-170)

Хадис 1940. Передаёт Фудейл: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Каково условие при продаже животного?» Он сказал: «В течение трёх дней покупатель вправе расторгнуть сделку». Я спросил: «Каково условие при продаже чего-либо кроме животного?» Он сказал: «Продавец и покупатель вправе расторгнуть сделку, пока они не разошлись. После обоюдного согласия они не имеют права на расторжение сделки». (5-170)

Хадис 1941. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал о мужчине, купившем что-либо, что портится в течение дня, и оставившем это у продавца, пока не принесёт стоимость покупки: «Сделка осуществится, если он принесёт стоимость до наступления ночи. В ином случае он не совершил покупку». (5-172)

656. Глава о продаже и покупке плодов

Хадис 1942. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-либо продаст финиковую пальму после появления плодов, то плоды принадлежат продавцу, если только покупатель не поставит условие, что они будут принадлежать ему. Так решил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род». (5-177)

657. Глава о мужчине, купившем еду, стоимость которой изменилась до того, как он получил её

Хадис 1943. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, купившем за несколько дирхамов пшеницу у другого мужчины. Он забрал половину пшеницы и оставил вторую половину. После этого он вернулся за ней, но её стоимость повысилась или понизилась. Имам сказал: «Если в тот день, когда он купил пшеницу, он сторговался с продавцом, что должен будет заплатить такую-то стоимость, то ему следует заплатить эту стоимость. Если же он забрал часть пшеницы и оставил другую часть и не назвал стоимости, то ему следует заплатить стоимость пшеницы того дня, когда он заберёт её». (5-181)

658. Глава о предоплате за еду

Хадис 1944. Передаёт Мухаммад Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о предоплате за пшеницу определённой меры, которая будет получена в условленный срок. Он сказал: «Это не запрещено». (5-185)

659. Глава о продаже еды за еду

Хадис 1945. Передаёт Абдурахман ибн Аби Абдулла: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Дозволено ли одну меру пшеницы приобрести за две меры ячменя?» Он ответил: «Не дозволено иначе как за подобное же количество». Затем он сказал: «Ячмень относится к пшенице». (5-188)

660. Глава о продаже товара и его покупке

Хадис 1946. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили: «Мужчина сказал другому мужчине: «Продай мою одежду за десять дирхамов для меня. А вырученное больше этой суммы будет принадлежать тебе». Он сказал: «Это не запрещено». (5-195)

Хадис 1947. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Оплата услуг посредника дозволена. Изо дня в день он покупает для людей товары за обговоренную плату. Воистину, он подобен работающим за плату». (5-196)

661. Глава о мужчине, продающем то, чего у него нет

Хадис 1948. Передаёт Абдурахман ибн Хаджадж: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Ко мне приходит мужчина и просит у меня товар. Мы сговариваемся с ним о прибыли, затем я покупаю этот товар и продаю его ему». Он спросил: «Может ли он, если пожелает, взять товар, а если пожелает, не взять?» Я ответил: «Да». Он сказал: «Это не запрещено». Я сказал: «Некоторые люди в нашей местности считают такую сделку неправильной». Он спросил: «Почему?» Я сказал: «В этой сделке человек продаёт то, чего у него нет». Он сказал: «Тогда что они скажут о сделке с предоплатой, ведь в ней владелец продаёт то, чего у него нет»? Я сказал: «Да, это так». Он сказал: «Разве сделка будет верной только потому, что они называют ее сделкой с предоплатой? Мой отец говорил: «Дозволена продажа любого товара, который ты сможешь найти в тот момент, когда продаёшь его». (5-200)

662. Глава о продаже в рассрочку

Хадис 1949. Передаёт Башшар ибн Ясар: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Мужчина продаёт товар в рассрочку. Может ли он купить его обратно у владельца, которому он продал его?» Он сказал: «Да, это не запрещено». Тогда я сказал ему: «Значит, я покупаю свой же товар». Он сказал: «Это уже не твой товар, и не твоя корова, и не твой баран». (5-208)

663. Глава о предоплате за животное

Хадис 1950. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не запрещена покупка животного с предоплатой, если будет обговорен его возраст». (5-220)

Хадис 1951. Передаёт Хадид ибн Хаким: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина покупает у мясника шкуры, договорившись, что каждый день тот будет отдавать ему определённое их количество». Он сказал: «Это не запрещено». (5-221)

664. Глава о том, что дозволено продавать и покупать, и что не дозволено

Хадис 1952. Передаёт Абдульхамид ибн Саад: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о слоновьей кости: «Дозволено ли продавать её и покупать? Ту самую кость, из которой изготавливают расчёски». Он сказал: «Не запрещено. У моего отца была расчёска или несколько расчёсок из такой кости». (5-226)

Хадис 1953. Передаёт Амру ибн Джарир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Могу ли я продать тутовое дерево, из которого затем изготовят крест или идола?» Он сказал: «Нет». (5-227)

Хадис 1954. Передаёт Джабир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, сдающем в аренду свой дом, в котором будет продаваться спиртное. Он сказал: «Получаемая им арендная плата запрещена». (5-227)

665. Глава о покупке краденого

Хадис 1955. Передаёт Исхак ибн Аммар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним: «Может ли мужчина купить что-либо у наместника, который вершит несправедливость?» Он сказал: «Он может купить, если знает, что в покупаемом тот никому не причинил несправедливости». (5-228)

Хадис 1956. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не дозволено покупать краденое имущество и несправедливо захваченное имущество, если известно, что оно является таковым». (5-229)

666. Глава о том, кто купил что-либо, не похожее на то, что он видел

Хадис 1957. Передаёт Муяссир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина купил бурдюк с маслом, а потом обнаружил в нём много осадка». Он сказал: «Если он знал, что в масле столько осадка, то он не имеет право вернуть его. А если он не знал, что в масле содержится осадок, то он может вернуть его продавцу». (5-229)

Хадис 1958. Передаёт Абу Садик: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, вошёл на базар фиников и увидел плачущую женщину, которая стояла и спорила с продавцом фиников. Он спросил её: «Что с тобой?» Она сказала: «О, Повелитель правоверных! Я купила у него фиников на один дирхам, а он извлёк снизу кучи плохие финики, не похожие на те, что я видела». Он сказал продавцу: «Верни ей деньги», но тот отказался. Он сказал ему три раза, но тот отказался. Тогда он замахнулся на него плетью, и тот вернул ей деньги. Али находил отвратительным, когда плохие финики покрывались хорошими». (5-230)

667. Глава о продаже виноградного сока и вина

Хадис 1959. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имаму Садику, да будет мир с ним, сказали: «Мужчина оставил в своём винограднике слугу, чтобы тот продавал виноград и виноградный сок. Но слуга, почувствовав себя свободным, выдавил сок, сделал из него вино, а затем продал его». Имам сказал: «Не дозволены деньги, вырученные от его продажи». Затем он сказал: «Мужчина из рода Сакиф подарил Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, два сосуда с вином. Но Посланник Аллаха приказал вылить вино и сказал: «Тот, кто запретил пить его, запретил также деньги, вырученные от его продажи». Затем Имам Садик сказал: «Лучшее, что можно сделать с тем, что выручил слуга от продажи, это раздать его как милостыню». (5-230)

Хадис 1960. Передаёт Муавия ибн Саад: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним: «Христианин стал мусульманином. У него есть вино, свиньи, и у него есть долги. Дозволено ли ему продать вино и свиней, чтобы расплатиться со своими долгами?» Он сказал: «Нет». (5-231)

668. Глава о залоге

Хадис 1961. Передаёт Абу Хамза: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о залоге и поручителе при продаже в рассрочку. Он сказал: «Это не запрещено». (5-233)

Хадис 1962. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который купил с предоплатой животное или еду и получил от продавца залог. Он сказал: «Это не запрещено. Он будет убеждён в надёжности владельца животного». (5-233)

Хадис 1963. Передаёт Исхак ибн Аммар: «Я сказал Имаму Казиму, да будет мир с ним: «Мужчина, дав в долг сто дирхамов, взял в залог имущество, стоящее триста дирхамов. И оно пропало. Должен ли этот мужчина вернуть двести дирхамов владельцу заложенного имущества?» Он сказал: «Да, так как он взял в залог имущество большей стоимости и погубил его». (сокращ. 5-234)

Хадис 1964. Передаёт Абу Валляд: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который, отдав своё имущество, взял в залог верховое животное и верблюда: «Дозволено ли ему садиться верхом и ездить на этом животном?» Он сказал: «Если он кормит его, то он может садиться на него. Но если тот, кто оставил его ему в залог, сам кормит его, то ему нельзя садиться на него». (5-236)

669. Глава о том, что счастье мужчины заключается в том, что средства жизни он добывает в своём городе

Хадис 1965. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Причин счастья три. Благочестивая жена, праведные дети, и когда мужчина добывает средства жизни в своём городе, покидая утром свою семью и возвращаясь к ним вечером». (5-258)

Хадис 1966. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «К счастью мужчины относится то, что он ведёт торговлю в своём городе, его друзья праведны, и у него есть дети, к которым он обращается за помощью. И к несчастью мужчины относится то, что у него есть жена, которой он восторгается, а она предаёт его». (5-258)

670. Глава о достоинствах земледелия

Хадис 1967. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Аллах установил удел Своих пророков в посевах и скоте, чтобы они не питали отвращение даже к капле дождя с неба». (5-260)

Хадис 1968. Передаёт Саяба: «Некий мужчина сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Я слышал некоторых людей, которые говорят, что земледелие нежелательно». Он сказал: «Возделывайте землю и сажайте посевы. Клянусь Аллахом, люди не делали чего-либо дозволеннее и лучше этого. Клянусь Аллахом, даже после выхода даджаля они непременно будут возделывать землю, и непременно будут сажать пальмы». (5-260)

671. Глава о том, что говорится при возделывании земли и при посадке

Хадис 1969. Передаёт Шуейб Акаркуфи: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда сажаешь что-либо, скажи: «О, Аллах! Я посадил, а Ты взращиваешь. Сделай это хлебом обильным» /Аллаhумма! Кад базарту уа антаз-зари’у. Фадж’альhу хаббан мутаракиман/. (5-263)

672. Глава об обработке невозделанной земли

Хадис 1970. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если группа людей оживит что-то из невозделанной земли и обработает её, то прав на неё у них будет больше, и она будет принадлежать им». (5-279)

Хадис 1971. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Невозделанная земля принадлежит тому, кто обработал её». (5-279)

673. Глава о посредничестве в продаже и о его оплате

Хадис 1972. Передаёт Хусейн ибн Башшар: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал о мужчине, выступающем посредником в продаже домов и полей и берущем за это плату: «Эта плата не запрещена». (5-285)

Хадис 1973. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Мой отец спрашивал Имама Садика, да будет мир с ним, и я слушал. Он сказал ему: «Иногда мы велим какому-либо мужчине купить для нас землю, дом, слугу или служанку и даём ему за это плату». Имам сказал: «Это не запрещено». (5-285)

674. Глава о найме работника и о том, что обязательно для него

Хадис 1974. Передаёт Исхак ибн Аммар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним: «Мужчина нанял мужчину за определённую плату и отправил его на своё поле. И затем другой мужчина дал этому нанятому работнику деньги и сказал: «Купи на эти деньги то-то и то-то, а извлечённую тобой прибыль поделим между мной и тобой». Имам сказал: «Если тот, кто нанял его, разрешит ему, то это не запрещено». (5-287)

675. Глава о нежелательности использования труда работника до договорённости с ним о его плате

Хадис 1975. Передаёт Сулейман ибн Джафар: «Я находился по необходимости рядом с Имамом Ридой, да будет мир с ним, и собирался уходить к себе домой. Он сказал мне: «Идём со мной, и переночуй эту ночь у меня». Я отправился с ним. Он вошёл в свой дом, перешагнув через порог, и посмотрел на своих слуг, которые обрабатывали глиной загон для животных и делали другую работу. И был с ними темнокожий человек, который не был из них. Имам спросил слуг: «Кто этот мужчина с вами?» Они ответили: «Он помогает нам, а за это мы дадим ему что-либо». Он спросил: «Вы договорились с ним о его плате?» Они сказали: «Нет. Он согласится на то, что мы дадим ему». Он подошёл к ним, ударяя их плетью, будучи сильно разгневанным из-за этого. Я спросил: «Почему ты позволил себе гнев?» Он сказал: «Я уже не раз запрещал им поступать так, то есть запрещал, чтобы с ними работал кто-либо до того, как они договорятся с ним о его плате. Знай! Если кто-либо сделает для тебя что-то, не договорившись заранее о плате, а затем ты оплатишь его труд в три раза больше полагающейся ему платы, то он будет думать, что ты заплатил ему мало. А если ты договоришься с ним, а затем отдашь ему плату, то он похвалит тебя за исполнение обещания». (5-288)

Хадис 1976. Передаёт Шуейб: «Мы наняли для Имама Садика, да будет мир с ним, людей, которые работали в его саду. Их работа должна была завершиться после полудня. Когда они закончили работу, имам сказал Муаттибу: «Заплатите им до того, как высохнет их пот». (5-289)

Хадис 1977. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в последний день, не должен использовать труд наёмного работника, пока не известит его о его плате. Тот, кто наймёт работника, а затем удержит его от участия в пятничной молитве, возьмёт на себя его грех. А если он не будет удерживать его, то разделит с ним его награду». (5-289)

676. Глава о мужчине, арендовавшем животное

Хадис 1978. Передаёт Хасан Сайкал: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Что ты скажешь о мужчине, который взял в аренду животное, чтобы проехать на нём до определённого места, а сам превысил расстояние и проехал дальше этого места?» Он сказал: «С него должна взяться дополнительная плата в том размере, насколько он превысил расстояние. А если осёл погибнет, то он должен возместить». (5-289)

Хадис 1979. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Я сидел возле судьи из судей Медины, когда к нему пришли двое мужчин. Один из них сказал: «Я нанял этого человека, чтобы в условленный день он доставил меня на базар на своём животном. Но он не сделал этого вовремя». Судья сказал: «Плата ему не полагается». Тогда я подозвал того мужчину и сказал ему: «О, раб Аллаха. Ты не должен лишать его права на получение платы». И я сказал другому: «Ты не должен требовать у него всю плату. Договоритесь и отдайте друг другу полагающееся». (5-290)

677. Глава о не причинении вреда

Хадис 1980. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «У Самуры ибн Джундаба была пальма за забором сада одного мужчины из ансаров. Дом этого ансара располагался у ворот сада. Когда Самура ибн Джундаб шёл к своей пальме, проходя мимо его дома, он не спрашивал разрешения пройти. Ансар поговорил с ним, требуя, чтобы тот спрашивал разрешения, когда придёт. Но Самура отказался. Когда тот отказался, ансар пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, пожаловался ему и известил его о произошедшем. Посланник Аллаха послал за Самурой и известил его о словах ансара и о его жалобе. Он сказал ему: «Если ты хочешь пройти, спроси разрешения». Но тот снова отказался. Когда тот отказался, Посланник Аллаха предложил ему сторговаться о цене за пальму, как пожелает Аллах. Но тот отказался продавать. Тогда Посланник Аллаха сказал ему: «Вместо неё тебе будет дарована пальма в раю». Но тот вновь не согласился. Тогда Посланник Аллаха сказал ансару: «Иди, вырви с корнем эту пальму и брось её ему. Никому не должен причиняться вред, и никто не должен вредить в отместку за вред». (5-292)

Хадис 1981. Передаёт Харун ибн Хамза: «Имаму Садику, да будет мир с ним, сказали: «Мужчина увидел продающегося больного верблюда и купил его за десять дирхамов. И он пошёл и привлёк к покупке другого мужчину, который за два дирхама решил приобрести голову и шкуру верблюда. Но случилось так, что верблюд поправился, и его цена выросла до нескольких динаров. Мужчина сказал владельцу двух дирхамов: «Возьми пятую часть выросшей стоимости верблюда». Но тот отказался, сказав: «Я хочу голову и шкуру». Имам сказал: «Они не принадлежат ему, это причинение вреда. Он воздаст ему по праву, если отдаст пятую часть стоимости верблюда». (5-293)

678. Глава о сохранении имущества и запрете его уничтожения

Хадис 1982. Передаёт Хариз: «У Исмаила ибн Аби Абдуллы была некая сумма денег, и мужчина из числа курейшитов собирался отправиться в Йемен. Исмаил сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «О, отец. Такой-то человек собирается отправиться в Йемен, а у меня есть такая-то сумма денег. Что ты скажешь, если я дам ему деньги, чтобы он купил для меня товары в Йемене». Имам Садик сказал: «Сынок, разве до тебя не дошла весть о том, что он пьёт вино?» Исмаил сказал: «Так говорят люди». Имам сказал: «Сынок, не делай этого». Но Исмаил ослушался отца и отдал свои динары тому человеку. Тот человек растратил деньги и ничего ему не привёз. Исмаил отправился к отцу, но оказалось, что Имам Садик совершает хадж. В тот год и Исмаил совершил хадж. Он выполнял таваф вокруг каабы и говорил: «О, Аллах! Награди меня и возмести мне». Имам Садик настиг его, подтолкнул его сзади своей рукой и сказал: «Сынок, перестань. Клянусь Аллахом, нет у тебя довода к Аллаху. Он не наградит тебя и не возместит тебе. Ведь до тебя дошла весть о том, что тот человек пьёт вино, но ты доверился ему». Исмаил сказал: «О, отец, я не видел, что он пьёт вино. Я только слышал, что так говорят люди». Тогда он сказал: «Сынок, воистину, Великий и Всемогущий Аллах говорит в своей Книге: «Он верует в Аллаха и доверяет верующим»[1], то есть, верит Аллаху и верит верующим. Если верующие свидетельствуют перед тобой, то поверь им и не доверяйся пьющему вино. Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Не отдавайте неразумным вашего имущества»[2]. Какой же неразумный неразумнее того, кто пьёт вино? Если пьющий человек посватается, то не нужно выдавать за него замуж дочерей. Если он просит заступничества, то не нужно заступаться за него. И не нужно доверять ему что-либо на хранение. Если кто-то доверится пьющему человеку, а тот растратит доверенное имущество, то доверившийся не имеет права просить у Аллаха награды и возмещения». (5-299)

Хадис 1983. Передаёт Абу Джаруд: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда я рассказываю вам что-либо, то спрашивайте меня о Книге Аллаха». Затем он сказал: «Аллах запретил бесполезные речи, уничтожение имущества и излишние вопросы». Люди спросили: «О, сын Посланника Аллаха, где в Книге Аллаха сказано об этом?» Он сказал: «Великий и Всемогущий Аллах сказал в Своей Книге: «Нет блага во многих из ваших тайных бесед»[3]. И Он сказал: «Не отдавайте неразумным вашего имущества, которое Аллах установил для вас поддержкой»[4]. И Он сказал: «Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вам»[5]. (5-300)

1. Сура «Покаяние», аят 61

2. Сура «Женщины», аят 5

3. Сура «Женщины», аят 114

4. Сура «Женщины», аят 5

5. Сура «Трапеза», аят 101

679. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 1984. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Среди людей есть тот, чей удел заключён в торговле. И среди них есть тот, чей удел заключён в мече. И среди них есть тот, чей удел заключён в его языке». (5-305)

Хадис 1985. Передаёт Мухаммад ибн Яхья: «Мухаммад написал Имаму Аскари, да будет мир с ним: «Мужчине другой мужчина должен сто дирхамов, и он требует их возврата. Тот мужчина говорит ему: «Я приду к тебе в течение десяти дней и удовлетворю твоё требование. А если я не приду к тебе, то без каких-либо сроков и условий должен буду тебе тысячу дирхамов». Первый мужчина привёл свидетелей, чтобы они засвидетельствовали это, а затем позвал их, чтобы они дали показания». Имам написал в ответ: «Свидетели не должны свидетельствовать ни о чём, кроме истины. А кредитор не должен брать больше того, что принадлежит ему по праву. Если будет на то воля Аллаха». (5-307)

Хадис 1986. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто не избегает поиска малого удела, для того это станет причиной приобретения большого удела. А кто оставляет малый удел, для того это станет причиной потери большого удела». (5-311)

Хадис 1987. Передаёт Умм Хасан: «Мимо меня прошёл Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, и спросил: «Чем ты занимаешься, о, Умм Хасан?» Я ответила: «Я прядильщица». Он сказал: «Знай, что это самый дозволенный доход», или сказал: «Из самых дозволенных доходов». (5-311)

Хадис 1988. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Во времена Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, жил бедный верующий, испытывающий сильную нужду, который был из обитателей навеса. И он всегда находился рядом с Посланником Аллаха при наступлении времени выполнения всех молитв, не теряясь от него ни в одной молитве. Посланник Аллаха проявлял к нему сочувствие, видя его нужду и пребывание вдали от родины. Он говорил ему: «О, Саад. Если бы у меня появилось что-то, то я непременно избавил бы тебя от бедности». Но у Посланника Аллаха ничего не появлялось, и его печаль за Саада увеличивалась. И знал Аллах, хвала Ему, что постигло Посланника Аллаха из печали за Саада. И отправил Он к нему Джабраиля, да будет мир с ним, с двумя дирхамами. Он сказал ему: «О, Мухаммад! Воистину, Аллах знает, что постигло тебя из печали за Саада. Желаешь ли ты обогатить его?» Он ответил: «Да». Джабраиль сказал: «Вот тебе два дирхама. Отдай их ему и прикажи, чтобы он начал с ними торговлю». Посланник Аллаха взял их, а затем отправился выполнять полуденную молитву. Саад уже стоял возле двери комнаты Посланника Аллаха, ожидая его. Когда Посланник Аллаха увидел его, он сказал ему: «О, Саад, желаешь ли ты начать благую торговлю?» Саад ответил ему: «Клянусь Аллахом, я не имею денег для торговли». Тогда Пророк вручил ему два дирхама и сказал: «Начни с ними торговлю и используй их для добывания удела от Аллаха». Саад взял два дирхама и пошёл вместе с Пророком выполнять полуденную и послеполуденную молитвы. Затем Пророк сказал ему: «Вставай и стремись к уделу. Я был так опечален твоим положением, о, Саад». И начал Саад покупать что-либо за один дирхам, а потом продавать за два дирхама. А если он покупал что-либо за два дирхама, то потом продавал за четыре дирхама. Ближний мир повернулся к Сааду лицом. У него стало много товара и денег, а его торговля возросла. Он поставил лавку возле дверей мечети, садился в неё и собирал плоды торговли. Когда Билал призывал к молитве, Посланник Аллаха шёл в мечеть, а Саад был занят ближним миром. Он не совершал омовения и не подготавливался к молитве, как делал это раньше до занятости ближним миром. Пророк говорил ему: «О, Саад, ближний мир отвлёк тебя от молитвы». А тот отвечал: «Что мне делать? Погубить свои деньги? Я продал товар этому мужчине, и хочу сполна получить с него. И я купил товар у этого мужчины, и хочу сполна расплатиться с ним». И тогда Посланника Аллаха постигла печаль за Саада, сильнее печали, которую он испытывал из-за его бедности. К нему спустился Джабраиль и сказал: «О, Мухаммад! Воистину, Аллах знает, что постигло тебя из печали за Саада. Что для тебя желаннее – его прежнее положение или нынешнее?» Пророк сказал: «О, Джабраиль! Конечно же, его прежнее положение, ибо сейчас ближний мир погубил его загробную жизнь». Джабраиль сказал ему: «Воистину, любовь к ближнему миру и к богатству это искушение, она отвлекает от загробного мира. Скажи Сааду, чтобы он вернул тебе два дирхама, которые ты дал ему. И его положение станет таким, каким было прежде». Пророк вышел и направился к Сааду. Он сказал ему: «О, Саад, не хочешь ли ты вернуть мне два дирхама, которые я давал тебе?» Саад сказал: «Конечно! Я готов вернуть и двести дирхамов». Пророк сказал: «О, Саад, я не желаю от тебя ничего, кроме двух дирхамов». И Саад отдал ему два дирхама. И тогда ближний мир отвернулся от него. У него пропало всё, что он накопил, и он вернулся в состояние, в котором пребывал прежде». (5-312)

Хадис 1989. Передаёт Муса ибн Умар: «Я сказал Имаму Риде, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Люди рассказывают, что когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, шёл куда-нибудь по одной дороге, обратно он возвращался по другой. Так ли он поступал на самом деле?» Он сказал: «Да. И я сам часто поступаю так. И ты поступай так же». А затем он сказал мне: «Знай, это лучше для твоего удела». (5-314)

Хадис 1990. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда Аллах гневается на какой-либо народ и не посылает на них наказания, цены в этом народе начинают увеличиваться, а их жизни укорачиваться. Их торговля не приносит прибыли, их плоды не растут, их реки перестают быть обильными, от них удерживаются дожди, а власть над ними получают худшие из них». (5-317)