14. Книга поста (китабус-сыям) - Аль-Кафи

14. Книга поста (китабус-сыям)

486. Глава о достоинствах поста и постящегося

Хадис 1575. Имам Садик передаёт от своих отцов, да будет мир с ними: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, спросил своих сподвижников: «Не поведать ли мне вам о деяниях, при совершении которых шайтан отдалится от вас, как отдаляется восток от запада?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Пост заставляет чернеть его лицо. Милостыня ломает ему спину. Любовь в Аллахе и совершение праведных деяний срубают его корни. А просьба о прощении перерезает его вену. И у всего есть закят, и закятом тела является пост». (4-62)

Хадис 1576. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мой отец сказал: «В один из дней человек совершает добровольный пост, желая того, что находится у Великого и Всемогущего Аллаха, и через этот пост Аллах введёт его в рай». (4-63)

Хадис 1577. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него». (4-63)

Хадис 1578. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Обратитесь за помощью к терпению»[1]: «Терпение это пост». И он сказал: «Когда на человека навалятся тяготы и трудности, пусть он постится, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Обратитесь за помощью к терпению», то есть к посту». (4-63)

Хадис 1579. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах поручил своим ангелам возносить мольбы за постящихся». И он сказал: «Джабраиль известил меня от своего Господа, который сказал: «Я не поручаю Своим ангелам возносить мольбу за кого-либо из Моих творений, если после этого не отвечу на эту мольбу». (4-64)

Хадис 1580. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Сон постящегося – поклонение, а его дыхание – прославление Аллаха». (4-64)

Хадис 1581. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У постящегося две радости. Одна во время разговения, а другая во время встречи с его Господом». (4-65)

1. Сура «Корова», аят 45

487. Глава о достоинствах месяца рамадан

Хадис 1582. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, как было записано в книге Аллаха в тот день, когда Он сотворил небеса и землю»[1]. Лучший из месяцев – месяц Аллаха, да возвеличится Его поминание, и это месяц рамадан. Сердцем месяца рамадан является ночь предопределения. Коран был ниспослан в первую ночь месяца рамадан, так встречайте этот месяц чтением Корана». (4-65)

Хадис 1583. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто не заслужит прощения в месяце рамадан, тот не заслужит прощения до наступления следующего месяца рамадан, если только он не застанет стояние на Арафате». (4-66)

Хадис 1584. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «В последнюю пятницу месяца шабан Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, обратился к людям с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, прославил Его, а затем сказал: «О, люди. Вас осеняет месяц, в котором есть ночь, превосходящая тысячу месяцев. И это месяц рамадан, в котором Аллах обязал совершать пост. Простаивание в нём одной ночи в выполнении дополнительной молитвы Он сделал подобным выполнению дополнительных молитв в течение семидесяти ночей в другие месяцы. Награду того, кто совершит в этом месяце что-либо из благодеяний и добра, Он сделал подобной награде того, кто совершил обязательное предписание из предписаний Великого и Всемогущего Аллаха. Кто совершит в этом месяце одно из обязательных предписаний Аллаха, тот подобен человеку, совершившему в другие месяцы семьдесят из обязательных предписаний Аллаха. Это месяц терпения, а терпение вознаграждается раем, и это месяц утешения. И это месяц, в котором Аллах умножает удел верующего. Кто накормит в этом месяце постящегося верующего, тому Аллах запишет награду освобождения раба и простит его прошлые грехи». Сподвижники сказали ему: «О, Посланник Аллаха, не каждый из нас способен накормить постящегося». Он сказал: «Воистину, Аллах щедр. Он дарует эту награду даже тому, кто неспособен накормить постящегося ничем, кроме глотка молока, смешанного с водой, или глотка приятной воды или нескольких фиников, не имея возможности накормить большим. И кто облегчит в этом месяце положение своего невольника, тому Аллах облегчит расчёт. Начало этого месяца – милость, его середина – прощение, а его конец – ответ и освобождение от огня. И вам необходимо стремиться к четырём вещам, двумя из которых вы вызовите довольство Аллаха, а в двух других вы испытываете нужду. Что до двух вещей, которыми вы вызовите довольство Великого и Всемогущего Аллаха, то это свидетельство, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Что до того, в чём вы испытываете нужду, то просите Аллаха разрешить в этом месяце ваши трудности, просите у Него рая и благополучия. И прибегните к Нему от огня». (4-66)

Хадис 1585. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, повернул своё лицо к людям и сказал: «О, люди. Когда наступает месяц рамадан, на шайтанов надеваются оковы. В этом месяце распахиваются врата небес, врата рая и врата милости, закрываются врата огня, а мольбы не остаются без ответа. В нём во время каждого разговения у Аллаха есть освобождённые, которых Он освобождает от огня. И каждую ночь взывающий взывает: «Есть ли просящие? Есть ли стремящиеся к прощению? О, Аллах, даруй награду каждому расходующему и потерю каждому воздерживающемуся». И это будет продолжаться до наступления месяца шавваль, когда верующим будет сказано: «Отправляйтесь этим утром к вашим наградам, ибо этот день – день наград». Затем Имам Бакир сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа! Этими наградами не являются ни динары, ни дирхамы». (4-67)

1. Сура «Покаяние», аят 36

488. Глава о том, кто накормит постящегося

Хадис 1586. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто накормит постящегося, получит такую же как он награду». (4-68)

Хадис 1587. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Однажды в месяце рамадан к моему отцу, да будет мир с ним, вошёл Садир. Мой отец спросил: «О, Садир, знаешь ли ты, что это за ночи?» Он ответил: «Да. Да станет мой отец жертвой за тебя. Это ночи месяца рамадан. А что?» Он сказал: «Способен ли ты в каждую ночь из этих ночей освобождать десять рабов из числа потомков Исмаила, да будет мир с ним?» Садир сказал ему: «Да станут мои родители жертвой за тебя. У меня не хватит для этого денег». И отец не переставал уменьшать число освобождённых, пока не дошёл до одного раба в каждую ночь. Но он сказал: «Я не способен сделать это». Мой отец спросил: «Разве ты не в силах каждую ночь кормить одного постящегося мусульманина?» Он ответил: «Да, и даже десятерых». Он сказал: «Этого я и хотел, о, Садир. Если ты накормишь своего брата мусульманина, то это будет равняться освобождению одного раба из числа потомков Исмаила». (4-68)

489. Глава о наступлении молодого месяца и свидетельстве о нём

Хадис 1588. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Али, да будет мир с ним, говорил: «Я не допускаю видение молодого месяца, если этого не засвидетельствовали двое справедливых мужчин». (4-76)

Хадис 1589. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда увидите молодой месяц, начинайте поститься, а когда увидите его снова, прекращайте пост. Появление молодого месяца не доказывается суждением и предположением. Если поднимутся десять человек и один из них скажет: «Это он», а девять остальных ничего не увидят, то это не является видением молодого месяца. Когда его увидит один, его увидит тысяча». (4-77)

490. Глава о дне, о котором имеется сомнение, он из месяца рамадан или из шабана

Хадис 1590. Передаёт Башир Наббаль: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о посте в сомнительный день. Он сказал: «Соверши в нём пост. Если он окажется из шабана, то тебе запишется добровольный пост. А если он окажется из месяца рамадан, то ты имел успех поститься в нём». (4-82)

491. Глава о культуре постящегося

Хадис 1591. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал Джабиру ибн Абдулле: «О, Джабир, это месяц рамадан. Кто в дни его будет поститься, часть ночи простоит в молитве, будет воздержан в том, что касается живота и полового органа, и будет сдерживать свой язык, тот, выйдя из этого месяца, выйдет из своих грехов». Джабир сказал: «О, Посланник Аллаха, как прекрасны эти слова!» Он сказал: «О, Джабир, как строги эти условия!» (4-87)

Хадис 1592. Передаёт Джаррах Мадаини: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Пост это не только воздержание от еды и питья». Затем он сказал: «Марьям говорила: «Я дала Милостивому обет поста»[1], то есть поста молчания. Так берегите ваши языки, когда вы поститесь, опускайте ваши глаза, не спорьте друг с другом и не завидуйте. Однажды Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, услышал, как постящаяся женщина ругала свою служанку. Посланник Аллаха велел принести еду и сказал ей: «Ешь». Она сказала: «Но я совершаю пост». Он сказал: «Как ты совершаешь пост, ругая свою служанку? А ведь пост это не только воздержание от еды и питья». Имам Садик сказал: «Когда ты постишься, пусть твой слух и твоё зрение воздержатся от запретного и мерзкого. Оставь споры и не причиняй мучения слуге. Пусть проявится в тебе величие и достоинство поста. И не превращай день, в котором ты постишься, в день, в котором ты прекратил пост». (4-87)

Хадис 1593. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «В месяце рамадан много просите прощения и много обращайтесь с мольбой. Что касается мольбы, то она отведёт от вас беды. Что касается просьбы о прощении, то она сотрёт ваши грехи». (4-88)

Хадис 1594. Передаёт Абу Басир: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Ложь нарушает малое омовение и аннулирует пост». Я сказал: «Тогда мы пропали». Он сказал: «Это не то, о чём ты подумал. Это ложь на Великого и Всемогущего Аллаха, на Его Посланника и на имамов, да будет мир с ними». (4-89)

1. Сура «Марьям», аят 26

492. Глава о посте Посланника Аллаха

Хадис 1595. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В начале своей миссии Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, постился так долго, что говорили: «Он не прерывает пост», а иногда он не постился так долго, что говорили: «Он не постится». Затем он оставил это, и стал поститься через день. И это пост Дауда, да будет мир с ним. Затем он оставил и это, и стал поститься три дня подряд в середине месяца. Затем он разделил их, и стал поститься один день в каждые десять дней месяца. В два четверга и в среду между ними. И он, мир ему и его роду, умер, совершая пост таким образом». (4-90)

Хадис 1596. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Постился ли кто-либо из твоих отцов в шабане?» Он сказал: «Лучший из моих отцов Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, постился в нём». (4-90)

493. Глава о достоинстве поста в шабане и трёхдневном посте в каждом месяце

Хадис 1597. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Последовательный пост в шабане и месяце рамадан – причина принятия Аллахом покаяния». (4-92)

Хадис 1598. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о наилучшей сунне в совершении добровольного поста. Он сказал: «Три дня в каждом месяце. Четверг в начале месяца, среда в середине месяца и четверг в конце месяца». Я сказал ему: «Всё это из сунны в добровольном посте?» Он сказал: «Да». (4-93)

Хадис 1599. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, спросили о посте в два четверга и в среду между ними. Он сказал: «Что касается четверга, то в этот день рассматриваются деяния. Что касается среды, то в этот день был сотворён огонь. Что касается поста, то он защита от огня». (4-94)

494. Глава о принятии пищи перед рассветом

Хадис 1600. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о принятии пищи перед рассветом тем, кто желает совершить пост: «Обязательно ли оно?» Он сказал: «Не запрещено, что он не поест, если желает. Но в месяце рамадан будет лучше, если он поест перед рассветом. Мы любим, чтобы в месяце рамадан принятие пищи перед рассветом не было оставлено». (4-94)

Хадис 1601. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «В принятии пищи перед рассветом заключена благодать. Пусть моя община не оставляет принятие пищи перед рассветом, даже если это будет один финик». (4-95)

495. Глава о том, что говорит постящийся при разговении

Хадис 1602. Имам Бакир передаёт от своих отцов, да будет мир с ними: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил, когда разговлялся: «О, Аллах, для Тебя мы постились и Твоим уделом разговляемся. Прими же от нас пост. Ушла жажда, намокли жилы и осталась награда» /Аллаhумма, лякя сумна уа ‘аля ризкыкя афтарна. Фатакаббальhу минна. Заhабаз-зама уабталлятиль-‘урук уа бакыйаль-аджр/. (4-95)

496. Глава о рассвете, и о том, когда можно есть и когда нельзя

Хадис 1603. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, об аяте «белая нитка от чёрной нитки»[1]. Он сказал: «Белизна дня от мрака ночи. Билал говорил азан для Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. И Ибн Умм Мактум, который был слеп и говорил азан ночью. А Билал говорил азан, когда появлялась заря. И Пророк сказал: «Если вы услышите голос Билала, оставьте еду и питьё, ибо вы уже вступили в утро». (4-98)

Хадис 1604. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Всевышнего Аллаха «Вам дозволена близость с вашими жёнами в ночь поста…»[2]: «Этот аят был ниспослан в связи с Хавватом ибн Джубейром Ансари, который вместе с Пророком, да благословит Аллах его и его род, копал ров вокруг города. Он совершал пост и встретил вечер в этом состоянии. До ниспослания этого аята было так, что если кто-то из мусульман засыпал до разговения, то ему запрещалось есть и пить. Когда наступил вечер, Хавват пришёл к своей семье и спросил: «Есть ли у вас еда?» Они ответили: «Ещё нет. Но ты не спи, пока мы не приготовим для тебя еду». Но он прислонился и уснул. Они спросили: «Ты сделал это?» Он сказал: «Да». И, не поев, он провёл ночь в этом состоянии. Наутро он отправился копать ров, где упал в обморок. Мимо проходил Посланник Аллаха, которого известили о нём и спросили: «Как ему быть?» И тогда Великий и Всемогущий Аллаха ниспослал в связи с ним этот аят: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться для вас белая нитка от чёрной нитки на заре»[3]. (4-98)

1. Сура «Корова», аят 187

2. Сура «Корова», аят 187

3. Сура «Корова», аят 187

497. Глава о том, кто в месяце рамадан по забывчивости поел или попил

Хадис 1605. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который по забывчивости поел и попил, а затем вспомнил. Он сказал: «Пусть он не прерывает пост. Воистину, это Великий и Всемогущий Аллах накормил его. Пусть он продолжит свой пост». (4-101)

498. Глава о том, кто умышленно нарушил пост или умышленно вступил в половую близость

Хадис 1606. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который в один из дней месяца рамадан умышленно и без причины нарушил пост. Он сказал: «Пусть он освободит раба или два месяца непрерывно постится или накормит шестьдесят бедняков. И если он не способен сделать это, то пусть даст милостыню, сколько сможет». (4-101)

Хадис 1607. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который в месяце рамадан вступил в половую близость со своей женой, и у него нет ничего, что он мог бы дать шестидесяти беднякам. Он сказал: «Пусть он даст милостыню, сколько сможет». (4-102)

499. Глава о том, что постящийся целует и прикасается

Хадис 1608. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который прикасается к жене. Портит ли это пост или нарушает его?» Он сказал: «Это нежелательно для молодого мужчины из опасения, что у него произойдёт семяизвержение». (4-104)

Хадис 1609. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Поцелуй не нарушает пост». (4-104)

500. Глава о том, что постящемуся не дозволено погружаться в воду

Хадис 1610. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Постящийся и паломник в ихраме не должен погружать свою голову в воду». (4-106)

501. Глава о чистке зубов постящимся

Хадис 1611. Передаёт Хусейн ибн Аби Аля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о чистке зубов постящимся. Он сказал: «Да, он может чистить зубы в любое время дня, когда пожелает». (4-111)

502. Глава о том, что постящийся пробует вкус еды и кормит ребёнка

Хадис 1612. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о постящейся женщине, которая готовит еду в горшке и пробует бульон, чтобы узнать его вкус. Он сказал: «Это не запрещено». И его спросили о постящейся женщине, у которой есть ребёнок: «Может ли она прожевать хлеб и накормить его?» Он сказал: «Это не запрещено. И она может прожевать мясо птицы, если имеет его». (4-114)

Хадис 1613. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Фатима, да благословит её Аллах, прожёвывала еду для Хасана, а затем для Хусейна, да благословит их Аллах, совершая пост в месяце рамадан». (4-114)

503. Глава о старике и старухе, неспособных поститься

Хадис 1614. Передаёт Абдульмалик ибн Утба: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о пожилом старике и пожилой старухе, которые не в состоянии поститься в месяце рамадан. Он сказал: «За каждый день им нужно раздать один мудд (примерно 750 грамм) пшеницы». (4-116)

504. Глава о беременной женщине и кормящей женщине, неспособных поститься

Хадис 1615. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «На беременной женщине, которая скоро должна родить, и кормящей женщине, у которой мало молока, нет греха, если в месяце рамадан они прервут пост, ибо им тяжело переносить пост. Но за каждый день, в котором они прервали пост, каждая из них должна раздать один мудд (примерно 750 грамм) еды. И после им следует возместить пост каждого дня, в котором они прервали его». (4-117)

505. Глава о болезни, при которой человек может прервать пост

Хадис 1616. Передаёт Валид ибн Сабих: «В один из дней месяца рамадан, будучи в Медине, я заболел горячкой. Имам Садик, да будет мир с ним, отправил мне деревянное блюдо, в котором были уксус и масло, и сказал: «Прерви пост и выполняй молитву сидя». (4-118)

Хадис 1617. Передаёт Умар ибн Узейна: «Я написал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Хочу спросить тебя о болезни, при которой больной может прервать пост, и о болезни, при которой больной может не выполнять молитву стоя». Он сказал: «Человек осведомлён о себе. Определение этого возложено на него, ибо он лучше знает себя». (4-118)

Хадис 1618. Передаёт Аммар ибн Муса: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который испытывает сильную головную боль: «Дозволено ли ему прервать пост?» Он сказал: «Если он испытывает сильную головную боль, или испытывает сильный жар или его глаза страдают сильной болью, то ему разрешено прервать пост». (4-118)

506. Глава о возмещении поста месяца рамадан

Хадис 1619. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о человеке, возмещающем посты месяца рамадан не подряд, а с перерывами. Он сказал: «Это не запрещено, если он помнит количество дней». (4-120)

Хадис 1620. Передаёт Укба ибн Халид: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили: «Мужчина болел в месяце рамадан, а когда он поправился, он решил отправиться в хадж. Как ему быть с возмещением постов?» Он сказал: «Пусть он постится, когда вернётся». (4-121)

507. Глава о мужчине, совершающем дополнительный пост, когда у него есть пропущенные посты месяца рамадан

Хадис 1621. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, у которого есть несколько пропущенных постов месяца рамадан: «Можно ли ему совершать дополнительный пост?» Он сказал: «Нет, пока он не возместит свои посты месяца рамадан». (4-123)

508. Глава о посте детей и о том, когда им следует начинать поститься

Хадис 1622. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мы велим нашим детям совершать пост, когда им исполнится семь лет, по мере того, насколько они смогут поститься в течение дня. Иногда до полудня, а иногда больше этого или меньше. А когда их одолевает жажда и голод, они прекращают пост. Этим они привыкают к посту и к выносливости в нём. Вы же велите вашим детям совершать пост, когда им исполнится девять лет, по мере того, насколько они смогут поститься в течение дня. А когда их одолеет жажда, пусть они прекращают пост». (4-124)

Хадис 1623. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Когда следует поститься ребёнку?» Он сказал: «Когда он будет способен поститься». (4-125)

509. Глава о том, кто принял ислам в месяце рамадан

Хадис 1624. Передаёт Ис ибн Касим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Люди приняли ислам в месяце рамадан, когда уже прошло несколько его дней. Должны ли они возместить пост прошедших дней и того дня, в котором они приняли ислам?» Он сказал: «Нет на них обязанности возмещения прошедших дней и дня, в котором они приняли ислам, если только они не приняли ислам до появления зари». (4-125)

510. Глава о недозволенности совершения поста в пути

Хадис 1625. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Постящийся в пути подобен тому, кто прерывает пост дома». Затем он сказал: «К Пророку, да благословит Аллах его и его род, подошёл мужчина и спросил: «О, Посланник Аллаха. В месяце рамадан следует ли мне поститься в пути?» Он ответил: «Нет». Мужчина сказал: «О, Посланник Аллаха. Но это для меня легко». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Великий и Всемогущий Аллах дал милостыню больным моей общины и её путникам, дозволив им не поститься в месяце рамадан. Понравится ли кому-либо из вас, если он даст милостыню, а её вернут ему обратно?» (4-127)

Хадис 1626. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, назвал ослушниками тех, кто продолжал поститься, когда в пути он прервал пост и сократил молитву. Они являются ослушниками до судного дня. Мы знаем их детей и детей их детей до этого дня». (4-128)

511. Глава о том, кто постился в пути по незнанию

Хадис 1627. Передаёт Халаби: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина постился в пути». Он сказал: «Если до него дошла весть, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запретил это, то он должен возместить пост. А если не дошла, то ничего на нём нет». (4-128)

512. Глава о том, кто не должен прерывать пост и сокращать молитву в пути и кто должен сделать это

Хадис 1628. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Перевозчику грузов и погонщику верблюдов, который всё время перемещается и не имеет постоянного местопребывания, следует выполнять полную молитву и поститься в месяце рамадан». (4-128)

Хадис 1629. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «В месяце рамадан мужчина провожает своего брата на расстоянии одного дня пути или двух дней». Он сказал: «Ему следует прервать пост и потом возместить его». Его спросили: «Это лучше или если он останется и не станет провожать его?» Он сказал: «Лучше, если он проводит своего брата и прервёт пост, ибо это его право к нему». (4-129)

513. Глава о мужчине, отправляющемся в поездку или прибывшем из поездки в месяце рамадан

Хадис 1630. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о постящемся мужчине, который покинул свой дом и собирается в путь. Он сказал: «Если он вышел до полудня, то ему следует прервать пост, а после возместить этот день. А если он вышел после полудня, то ему следует довести до конца пост этого дня». (4-131)

Хадис 1631. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о мужчине, который прибыл из поездки в месяце рамадан и вошёл к своей семье утром или когда начался день. Он сказал: «Если наступил рассвет, а он ещё вне города и не вошёл к своей семье, то у него есть выбор. Если желает, пусть постится, а если нет, пусть не постится». (4-132)

514. Глава о посте женщины при месячных

Хадис 1632. Передаёт Хасан ибн Рашид: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Должна ли возмещать пост женщина, у которой начались месячные?» Он сказал: «Да». Я спросил: «Должна ли она возмещать молитву?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «Откуда это пришло?» Он сказал: «Первым, кто сравнивал подобным образом, был Иблис». (4-135)

Хадис 1633. Передаёт Ис ибн Касим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о женщине, у которой в месяце рамадан месячные начались до захода солнца. Он сказал: «Ей следует прервать пост, когда у неё начнутся месячные». (4-135)

515. Глава о посте в день ашура

Хадис 1634. Передаёт Зейд Нарси: «Я слышал, как Убейд ибн Зурара спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о посте в день ашура. Он сказал: «Кто будет поститься в нём, уделом того от поста этого дня станет удел сына Марджаны и семейства Зияда». Я спросил: «А что было их уделом от этого дня?» Он сказал: «Огонь. Да сохранит нас Аллах от огня и от деяний, приближающих к огню». (4-147)

Хадис 1635. Передаёт Абдульмалик: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о посте в девятый и десятый день месяца мухаррам. Он сказал: «В девятый день в Кербеле были окружены Хусейн, да будет мир с ним, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Собралась против него конница жителей Шама и стала против него. Сын Марджаны и Умар ибн Сад обрадовались обилию и многочисленности конницы. Они сочли Хусейна, да благословит его Аллах, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, слабыми против неё. И они убедились в том, что не придёт к Хусейну помощник и не помогут ему жители Ирака. Моему ослабленному и одинокому отцу». Затем он сказал: «Что касается дня ашура, то в этот день Хусейн был сражён между своими сподвижниками, а его сподвижники вокруг него сражённые и поверженные. Что касается поста в этот день. Нет же! Клянусь Господом запретного дома, это не день поста! Он не что иное, как день скорби и горя, охвативших обитателей неба, обитателей земли и всех верующих. И это день радости и ликования для сына Марджаны, семейства Зияда и жителей Шама, да пребудет гнев Аллаха над ними и над их потомками. И это день, по которому плакали все участки земли, кроме Шама. Кто будет поститься в нём или искать через него благодать, того Аллах воскресит вместе с семейством Зияда с обезображенным сердцем, испытывая к нему гнев. В сердце того, кто в этот день станет делать запасы в своём доме, Всевышний Аллах породит лицемерие до дня встречи с Ним. Он отнимет у него благодать, а также у обитателей его дома и у его детей. И во всём этом его соучастником станет шайтан». (4-147)

516. Глава о посте в два праздника и в дни ташрик

Хадис 1636. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о посте в праздник разговения. Он сказал: «Не следует поститься в нём. И нет поста в дни ташрик». (4-148)

517. Глава о желательном посте

Хадис 1637. Передаёт Хасан ибн Рашид: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Есть ли для мусульман праздник помимо двух праздников?» Он сказал: «Да, Хасан, он величественнее их и возвышеннее». Я спросил: «Что это за день?» Он сказал: «Это день, в котором Повелитель правоверных, да пребудет над ним благословение Аллаха и мир, был назначен знаменем для людей». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Что нам следует делать в этот день?» Он сказал: «Поститесь в нём, о, Хасан, умножьте ниспослание благословений Мухаммаду и его семейству и отрекитесь перед Аллахом от тех, кто причинил им несправедливость. Воистину, пророки, да благословит их Аллах, повелевали своим преемникам праздновать день, в котором назначался преемник». Я спросил: «Что ожидает того, кто совершит пост в этот день?» Он сказал: «Награда поста в течение шестидесяти месяцев. И не оставляй пост двадцать седьмого раджаба, ибо это день, в котором снизошло пророчество на Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. И награда этого поста для вас подобна награде поста в течение шестидесяти месяцев». (4-148)

Хадис 1638. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Двадцать седьмого раджаба Великий и Всемогущий Аллах послал Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, милостью для миров. Кто совершит пост в этот день, тому Аллах запишет награду шестидесяти постов. Двадцать пятого зуль-када был воздвигнут дом (кааба), и это первая милость, которая была воздвигнута на земле. Аллах сделал этот дом пристанищем для людей и безопасным местом. Кто совершит пост в этот день, тому Аллах запишет награду шестидесяти постов. Первого зуль-хиджа родился возлюбленный Милостивым Ибрагим, да будет мир с ним. Кто совершит пост в этот день, тому Аллах запишет награду шестидесяти постов». (4-149)

518. Глава о том, кому не следует совершать дополнительный пост без позволения другого

Хадис 1639. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «К пониманию гостя относится то, что он не должен совершать дополнительный пост без позволения хозяина дома. К послушанию женщины своему мужу относится то, что она не должна совершать дополнительный пост без его позволения и его повеления. К благочестию раба, его послушанию и искренности к своему господину относится то, что он не должен совершать дополнительный пост без позволения своего господина и его повеления. К праведности сына относится то, что он не должен совершать дополнительный пост без позволения своих родителей и их повеления. В ином случае гость будет невеждой, женщина будет ослушницей, раб будет нечестивцем, а сын будет непочтительным». (4-151)

519. Глава о том, чем желательно разговляться

Хадис 1640. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда мужчина разговляется чуть тёплой водой, он очищает свою печень, смывает грехи с сердца, укрепляет зрение и зрачки». (4-152)

Хадис 1641. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, разговлялся сухими финиками в сезон сухих фиников и свежими финиками в сезон свежих фиников». (4-153)

520. Глава о дополнительных молитвах в месяце рамадан

Хадис 1642. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда наступали десять последних дней месяца рамадан, Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, затягивал одежду, сторонился женщин, оживлял ночь и посвящал себя богослужениям». (4-155)

Хадис 1643. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «В двадцать первую и в двадцать третью ночи выполни сто ракатов молитвы. В каждом ракате десять раз прочти «Скажи: «Он – Аллах Единый…»[1] (4-155)

1. Сура «Искренность»

521. Глава о ночи предопределения

Хадис 1644. Передаёт Хассан ибн Михран: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о ночи предопределения. Он сказал: «Ищи её в двадцать первую ночь или в двадцать третью ночь». (4-156)

Хадис 1645. Передают Фудейл, Зурара и Мухаммад ибн Муслим: «Хумран спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Мы ниспослали его в благословенную ночь»[1]. Он сказал: «Да, ночь предопределения. Каждый год она наступает в одну из десяти последних ночей месяца рамадан. Коран был ниспослан в ночь предопределения. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «В ней решается всякое мудрое повеление»[2]. В ночь предопределения предопределяется всё, что произойдёт в течение того года до следующей такой же ночи. Предопределяется благо и зло, повиновение и ослушание, рождение и смерть или удел. Что было предопределено в том году и предначертано, то неизбежно. И у Великого и Всемогущего Аллаха есть в этом воля». Хумран сказал: «Я сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. Что подразумевается под этим?» Имам сказал: «Совершение в ней благодеяний наподобие молитвы, выплаты закята и разных добрых дел лучше совершения благодеяний в течение тысячи месяцев, в которых нет ночи предопределения. И если бы Всеблагой и Всевышний Аллах не умножал верующим благодеяния, они не смогли бы достичь Его милости. Но Аллах умножает им благодеяния по причине их любви к нам». (4-157)

Хадис 1646. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Предопределение в девятнадцатую ночь, подтверждение в двадцать первую ночь и скрепление подписью в двадцать третью ночь». (4-159)

1. Сура «Дым», аят 3

2. Сура «Дым», аят 4

522. Глава о дне разговения

Хадис 1647. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В праздник разговения поешь до того, как ты отправишься к месту выполнения молитвы». (4-168)

Хадис 1648. Передаёт Джабир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Пророк, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Когда наступает первый день шавваля, взывающий взывает: «О, верующие, отправляйтесь этим утром к вашим наградам». Затем имам сказал: «О, Джабир, награда Аллаха это не награда этих правителей». Затем он сказал: «Это день наград». (4-168)

523. Глава о закяте фитра

Хадис 1649. Передаёт Саад ибн Саад Ашари: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о закяте фитра: «Сколько пшеницы, ячменя, фиников и изюма нам следует отдать за каждого человека?» Он сказал: «Один саа мерой веса Пророка, да благословит Аллах его и его род (один саа приблизительно равен трём килограммам)». (4-171)

Хадис 1650. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о младенце, родившемся в ночь праздника разговения: «Нужно ли платить за него закят фитра?» Он сказал: «Нет, ведь месяц рамадан уже истёк». И я спросил его об иудее, принявшем ислам в ночь праздника разговения: «Нужно ли ему платить закят фитра?» Он сказал: «Нет». (4-172)

524. Глава о неотлучном пребывании в мечети (и’тикаф)

Хадис 1651. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, совершил неотлучное пребывание в мечети в первые десять дней месяца рамадан. В другой раз он неотлучно пробыл в мечети в течение десяти дней в середине месяца. В третий раз он неотлучно пробыл в мечети в последние десять дней месяца. А затем он не переставал совершать неотлучное пребывание в мечети в последние десять дней месяца рамадан». (4-175)

525. Глава о том, что неотлучное пребывание в мечети не совершается без поста

Хадис 1652. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Нет неотлучного пребывания в мечети без совершения поста». (4-176)

526. Глава о мечетях, подходящих для неотлучного пребывания в них

Хадис 1653. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о неотлучном пребывании в мечети. Он сказал: «Неотлучное пребывание не будет правильным кроме как в запретной мечети, в мечети Посланника, да благословит Аллах его и его род, в мечети Куфы или в мечети, в которой выполняется коллективная молитва. И постись, пока ты совершаешь неотлучное пребывание в мечети». (4-176)

527. Глава о минимуме дней, в которые совершается неотлучное пребывание в мечети

Хадис 1654. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Неотлучное пребывание в мечети не бывает менее трёх дней. И совершающий его должен поститься. Человеку, неотлучно пребывающему в мечети, следует придерживаться того, чего придерживается паломник в ихраме». (4-177)

Хадис 1655. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Совершающий неотлучное пребывание в мечети не должен вдыхать благовония, не должен наслаждаться ароматными растениями, не должен спорить, не должен покупать и продавать». И он сказал: «Кто пробыл в мечети в течение трёх дней, у того на четвёртый день есть выбор. Если пожелает, он может прибавить ещё три дня, а если пожелает, он может выйти из мечети. И если после истечения трёх дней он пробыл там два дня, то ему не следует выходить из мечети, пока он не пробудет там три других полных дня». (4-178)

528. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 1656. Передаёт Абдурахман ибн Аби Абдулла: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчину взяли в плен византийцы. Он не постился в месяце рамадан и не знает, когда он наступит». Он сказал: «Ему нужно поститься в течение одного месяца, приобретя намерение о посте месяца рамадан и считая его им. И если месяц, в котором он постился, был прежде месяца рамадан, то этого будет недостаточно. И если он был после рамадана, то этого будет достаточно». (4-180)

Хадис 1657. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «О, юноши. Стремитесь удовлетворить страсть через заключение брака. А если вы не можете сделать это, то поститесь, ибо пост усмиряет страсть». (4-180)

Хадис 1658. Передаёт Хамза ибн Мухаммад: «Я написал Имаму Хасану Аскари, да будет мир с ним: «Почему Аллах сделал обязательным пост?» И пришёл от него ответ: «Чтобы богатый почувствовал муки голода и проявил сострадание к бедному». (4-181)