1. Книга разума и невежества (китабуль-'акль уаль-джахль)

Хадис 1. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда Аллах сотворил разум, Он устроил ему дознание, а затем сказал ему: «Приблизься», и разум приблизился. Затем Он сказал ему: «Возвратись», и разум возвратился. Затем Аллах сказал: «Клянусь Cвоим могуществом и величием, Я не сотворил творение, которое было бы более любимо Мною, чем ты. И Я в совершенстве наделил тобой лишь тех, кого люблю. Воистину, лишь посредством тебя Я повелеваю и лишь посредством тебя запрещаю. Лишь посредством тебя Я наказываю и лишь посредством тебя вознаграждаю». (1-10)

Хадис 2. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Джабраиль спустился к Адаму, да будет мир с ним, и обратился к нему: «О, Адам, мне приказано предложить тебе три вещи, чтобы ты выбрал одну из них и оставил две другие». Адам спросил его: «О, Джабраиль, что это за три вещи?» Джабраиль ответил: «Разум, скромность и религия». Тогда Адам сказал: «Я выбираю разум». После этого Джабраиль обратился к скромности и религии: «Вернитесь и оставьте разум». Но они сказали: «О, Джабраиль, нам было велено всегда находиться рядом с разумом». Тогда Джабраиль сказал: «Поступайте, как было велено вам», а затем он поднялся вверх». (1-10)

Хадис 3. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Другом каждого человека является его разум, а врагом – его невежество». (1-11)

Хадис 4. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Разумный человек религиозен, а тот, кто религиозен, войдёт в райские сады». (1-11)

Хадис 5. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, в день суда Аллах будет проявлять точность в расчёте Своих рабов исходя из уровня их разума, которым они были наделены в этом мире». (1-11)

Хадис 6. Сулейман ибн Дайлами передаёт от своего отца: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Такой-то человек хорош в богослужении, религии и других достоинствах». Он спросил: «А каков его разум?» Я ответил: «Не знаю». Тогда он сказал: «Воистину, человек будет вознаграждён исходя из уровня его разума. Некогда мужчина из сынов Израиля длительное время поклонялся Аллаху на одном из островов, находящихся в море. Остров был зелёным, цветущим, полон деревьев и воды. Однажды один из ангелов пролетал мимо него, а затем обратился к Аллаху: «О, Господь, покажи мне награду этого раба Твоего». Аллах показал ему его награду, но ангел посчитал её незначительной. Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «Побудь возле него». Ангел принял человеческий облик и спустился на остров. Мужчина из сынов Израиля спросил ангела: «Кто ты?» Тот ответил: «Я человек, поклоняющийся Аллаху. До меня дошли вести об этом месте и о твоём поклонении в нём. Поэтому я прибыл сюда, чтобы вместе с тобой поклоняться Аллаху». Тот день ангел провёл вместе с ним. Когда наступило утро, ангел сказал: «Твоё место замечательное и оно как нельзя лучше подходит для богослужений». На что мужчина сказал: «В этом месте есть один недостаток». Ангел спросил: «И какой же это недостаток?» Мужчина ответил: «Нет у нашего Господа домашних животных. Если бы у Него был ослик, то мы пасли бы его в этом месте. А так вся эта трава пропадает». Ангел спросил: «У Господа нет ослика?» Мужчина ответил: «Если бы у Него был ослик, то эта трава не пропадала бы впустую». После этого Аллах ниспослал ангелу откровение: «Воистину, Я вознагражу его в соответствии с его разумом». (1-12)

Хадис 7. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда вы увидите человека, совершающего благие деяния, то взгляните на его разум. Воистину, человек будет вознаграждён в соответствии со своим разумом». (1-12)

Хадис 8. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я рассказал Имаму Садику, да будет мир с ним, о мужчине, подверженном чрезмерной мнительности при совершении малого омовения и молитвы, и сказал: «Он разумный мужчина». Имам сказал: «Как же он может быть разумным, если подчиняется шайтану?» Я спросил: «Как он подчиняется шайтану?» Он ответил: «Спроси его: «Откуда пришло к тебе то, что охватило тебя?» И он ответит тебе: «Это из деяний шайтана». (1-12)

Хадис 9. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Аллах не распределял среди Своих рабов чего-либо лучше разума. Сон разумного человека лучше, чем ночные бдения невежды. Пребывание разумного человека дома лучше, чем стремление невежды к известности. Аллах не отправлял ни одного пророка и посланника, пока не доводил до совершенства его разум. Поэтому его разум превосходил всех разумных людей его общины. То, что пророк держал в уме, превосходило старания всех старающихся. Раб божий не выполнит возложенных на него Аллахом обязанностей, пока не постигнет их разумом. И все поклоняющиеся не достигнут в своём поклонении того, чего достигает разумный человек. Разумные люди – обладатели здравомыслия, о которых Всевышний Аллах сказал: «И внемлют назиданию только обладатели здравомыслия».[1] (1-12)

1. Сура «Корова», аят 269

Хадис 10. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «О, Хишам, Лукман обратился к своему сыну: «Смирись перед истиной, и ты будешь самым разумным человеком, и хитрость перед истиной – ничто. Сынок, воистину, этот мир подобен глубокому морю, и множество народу утонуло в нём. Пусть же твоей спасительной лодкой в нём будет богобоязненность. И пусть грузом этой лодки будет вера, а парусом упование на Аллаха. Пусть капитаном этой лодки будет разум, проводником знание, а якорем терпение». О, Хишам, у всякой вещи есть свои признаки. Признаком разума является размышление, а признаком размышления – молчание. У всякой вещи есть проводник, и проводником разума является смиренность. Для того чтобы считаться невеждой достаточно того, что ты совершишь деяние, совершение которого тебе запрещено. О, Хишам, Аллах направил пророков и посланников к Своим рабам, чтобы они получили у Аллаха познание. Наиболее знающим повеления Аллаха является наиболее разумный, а обладающий совершенным разумом является обладателем высочайшей степени в этом мире и мире загробном. О, Хишам, воистину, Аллах имеет к людям два довода – внешний довод и внутренний довод. К внешнему доводу относятся пророки, посланники и имамы, да будет мир с ними. А внутренним доводом является разум. О, Хишам, обилие дозволенного не удерживает обладателя разума от благодарности, а запретное не берёт верх над его терпением». (сокращ. 1-16)

Хадис 11. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «О, Хишам, воистину, обладатели разума отстраняются от дозволённого изобилия этого мира, что уж говорить об их отстранении от грехов. Отстранение от этого мира является достоинством, тогда как отстранение от грехов это обязанность. О, Хишам, разумный человек взглянул на этот мир и на его обитателей, и понял, что достигнуть этого мира можно только преодолевая трудности. Затем он взглянул на мир загробный и понял, что достигнуть того мира также можно только преодолевая трудности. Поэтому он выбрал преодоление трудностей для достижения вечного из двух миров. О, Хишам, воистину, обладатели разума аскетичны к этому миру и страстны к миру загробному. Они являются таковыми, ибо знают, что этот мир желающ и желаем. И мир загробный также желающ и желаем. Тот, кто пожелает загробного мира, пожелает его мир ближайший и он взыщет с этого мира свой удел. Тот же, кто пожелает ближайшего мира, пожелает его мир загробный, а затем придёт к нему смерть и поломает ему и ближайший мир, и загробный». (сокращ. 1-17)

Хадис 12. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Никогда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, не разговаривал с людьми в полной мере своего разума. Посланник Аллаха говорил: «Нам пророкам велено говорить с людьми исходя из уровня их разума». (1-23)

Хадис 13. Передаёт Абу Хашим Джафари: «Мы находились возле Имама Риды, да будет мир с ним, и упомянули о разуме и воспитанности. Имам сказал: «О, Абу Хашим, разум это дар Аллаха, а воспитанность достигается трудом. Тот, кто будет бороться с трудностями для приобретения воспитанности, сможет достигнуть её. Тот же, кто будет бороться с трудностями для приобретения разума, не достигнет ничего, кроме невежества». (1-23)

Хадис 14. Ибн Сиккит спросил Имама Хади, да будет мир с ним: «Почему Аллах отправил Мусу ибн Имрана, да будет мир с ним, с посохом, белой рукой и колдовскими принадлежностями? А Ису, да будет мир с ним, отправил со средствами для излечения? А Мухаммада, да благословит Аллах его и его род и всех пророков, отправил с аятами, в которых содержатся изящные речи и проповеди?» Имам Хади ответил: «Когда Аллах отправил к людям Мусу, то в это время среди них было распространено колдовство. Поэтому Муса принёс с собой от Аллаха то, чего не могли повторить колдуны, чем он разрушил их колдовство и привёл им доводы своей правоты. Когда Аллах отправил к людям Ису, то в это время среди них распространились болезни, и возросла их нужда к медицине. Поэтому Иса принёс с собой от Аллаха то, чего не могли повторить они, посредством чего он оживлял мёртвых, исцелял слепых и прокажённых с дозволения Аллаха. И этим он привёл им доводы своей правоты. Когда Аллах отправил к людям Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, то в это время среди них были распространены речи и проповеди. Поэтому он принёс с собой от Аллаха то, мудрость чего и возвышенные назидания свели на нет их речи, и этим он привёл им доводы своей правоты». Ибн Сиккит спросил: «Я никогда не видел человека, подобного тебе. А что является доводом для людей сегодня?» Имам ответил: «Разум. Посредством разума познаётся правдивый в отношении Аллаха, и он подтверждает его правдивость. И посредством разума познаётся лжец в отношении Аллаха, и он подтверждает его ложь». Ибн Сиккит сказал: «Клянусь Аллахом, это достойный ответ». (1-24)

Хадис 15. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Разум – опора человека. Из разума проистекают проницательность, понимание, память и знание. Посредством разума он достигает совершенства. Разум является его проводником, зрением и ключом к деяниям. Если его разум будет поддержан божественным светом, то он станет знающим, помнящим, поминающим, проницательным, понимающим. Посредством этого он познает «как», «почему» и «где». Он постигнет того, кто наставляет его, и того, кто обманывает его. А когда он постигнет это, то он постигнет свой путь в жизни, свою связь и отделённость. И он проявит искренность в свидетельстве о единственности Аллаха и в признании покорности Ему. А когда человек сделает это, он получит утерянное и осознает грядущее. Он познает, где он пребывает. Он познает, зачем он пребывает там. Он познает, откуда он явился и куда уйдёт. И все это достигается при поддержке разума». (1-25)

Хадис 16. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Разум – проводник верующего». (1-25)

Хадис 17. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «О, Али, нет бедности страшней, чем невежество. И нет богатства лучше, чем разум». (1-25)

Хадис 18. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если вы увидите человека, совершающего множество молитв и большое количество постов, то не восхищайтесь им, пока не узнаете, насколько он разумен». (1-26)

Хадис 19. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Я приму того, кто обладает одним из благих качеств, стерплю его и прощу отсутствие иных качеств. Но я не прощу отсутствие разума и религии. Потому что отсутствие религии это отсутствие безопасности, и нет в жизни счастья, если в ней присутствует страх. А отсутствие разума это отсутствие жизни, и людей, у которых отсутствует разум, можно сравнить лишь с мертвецами». (1-27)

Хадис 20. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Восторженность человека самим собой указывает на слабость его разума». (1-27)

Хадис 21. Передаёт Хасан ибн Джахм: «В присутствии Имама Риды, да будет мир с ним, были упомянуты наши сторонники и был упомянут разум. Он сказал: «Не следует придавать значения религиозному человеку, не обладающему разумом». Я сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Среди тех, кто утверждает об этом повелении, есть люди, в которых мы не видим плохого, но они не обладают разумом». Он сказал: «Они не относятся к тем, к кому обратился Аллах. Воистину, Аллах сотворил разум и сказал ему: «Приблизься», и разум приблизился. Затем Он сказал ему: «Возвратись», и разум возвратился. Затем Аллах сказал: «Клянусь Своим могуществом и величием, Я не сотворил чего-либо лучше тебя и любимей для Меня, чем ты. Посредством тебя Я наказываю и одариваю». (1-27)