11. Глава атрибутов сущности (Аллаха) и атрибутов действия (Аллаха)

Хадис 1. (179) Передает Абу Басир: «Я слышал, как Имам Садик (А) говорил: «Аллах, наш Господь, - велик Он и свят! – был всегда, и знание (всегда было) Его сущностью, и не было (чего-то) знаемого, и слух был Его сущностью, и не было слышимого, и видение (басар) было Его сущностью, и не было видимого, и сила (кудрат) была Его сущностью, и не было вещей, к которым применима сила. Когда же Он создал вещи, и появилось знаемое, то Его знание исполнилось над знаемым, Его слух – над слышимым, Его видение – над видимым, Его сила – над всеми вещами, которые находятся под этой силой». Я спросил: «Аллах всегда был говорящим (мутакаллим)?» Он сказал: «Речь – качество преходящее (мухдас), а не вечное. Аллах был, велик Он и свят, но не был говорящим».

Хадис 2. (180) Передает Хаммад ибн Иса: «Я спросил у Имама Садика (А): «Аллах всегда был Знающим?» Он сказал: «Всегда, когда Он был, Он был Знающим, хотя и не было знаемого (то есть творения)». Я спросил: «Аллах всегда был Слышащим?» Он сказал: «Всегда, когда Он был, Он был Слышащим, хотя и не было слышимого». Я спросил: «Аллах всегда был Видящим?» Он сказал: «Всегда, когда Он был, Он был Видящим, хотя и не было видимого». А потом сказал: «Аллах всегда был Знающим, Слышащим, Видящим; Он по сущности Знающий, Слышащий, Видящий».

Хадис 3. (181) Передает Хусейн ибн Халид: «Я слышал, как Имам Али ибн Муса Рида (А) говорит: «Аллах – велик Он и свят! - всегда был Знающим, Могучим (кадир), Живым, Вечным, Слышащим, Видящим». Я сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Вот люди говорят, что Он всегда был Знающим знанием, Могучим силой, Живым жизнью, Вечным вечностью, Слышащим слухом, Видящим видением». Он сказал: «Тот, кто сказал так и верит в это, взял наряду с Аллахом другого бога, и он не имеет ничего общего с нашим руководством (вилаят)». Потом он сказал: «Аллах – велик Он и свят! - всегда был Знающим, Могучим (кадир), Живым, Вечным, Слышащим, Видящим по Своей сущности. Превыше Он того, что говорят многобожники (мушрикун) и уподобляющие (мушаббихун) великим вознесением!»[1]

1. Здесь имеется в виду убеждение людей массы, состоящее в том, что атрибуты Аллаха отделены от Его сущности. Учение Ахль уль-Бейт (А) говорит, что знание – это сама сущность Аллаха, сила – это сама Его сущность и т.д. Тогда как теологи людей массы утверждают, что знание, сила и другие атрибуты не являются сущностью, но дополняют ее.

Хадис 4. (182) Передает Харун ибн Абдульмалик: «Имама Садика (А) спросили о единобожии (таухид). Он сказал: «Он – велик Он и свят! – Прочный (мусбат), Сущий (мауджуд), не ложный и не подсчитываемый, и нет в Нем ничего от качеств сотворенного. Но у Него – велик Он и свят! – свойства (ну‘ут) и качества (сифат). И Его качества и их названия применяются также и к творениями, как, например, слышащий, видящий, добрый, милосердный и так далее. Свойства же относятся к Его сущности, и не подобают они никому, кроме Аллаха, велик Он и свят. И Аллах есть Свет, в Котором нет никакой тьмы; Живой, Который не умирает; Знающий, в Котором нет никакого незнания; Самодостаточный (самад), в Которого нет входа[1]. Господь наш Свет по Своей сущности, Живой по сущности, Знающий по сущности, Самодостаточный по сущности».

1. В данном случае «самад» лучше было бы перевести как «Крепкий» в старом значении этого слова, то есть – Непоколебимый. Имеется в виду, что ничто не проникает в Него.

Хадис 5. (183) Передает Джабир от Имама Бакира (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – был, и не было ничего, кроме Него, - Светом, в Котором нет тьмы, Правдивым, в Котором нет лжи, Знающим, в Котором нет незнания, Живым, в Котором нет смерти. И таков Он и сейчас, и таким же будет вечно».

Хадис 6. (184) Передает Абдульаля от Имама Мусы ибн Джафара Казыма (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – нет бога, кроме Него! – был Живым без «как» и без «где», и Он не был в какой-то вещи или на какой-то вещи, и не создавал для Себя какого-то места. Он не стал сильнее после того, как сформировал вещи, и не подобна Ему никакая из созданных вещей. Он не был лишен власти над Своим царством прежде его построения (инша’), и после его исчезновения не будет лишенным силы (кудрат). Был Он – велик Он и свят! – Богом Живым, когда не было никакой жизни, Владыкой, прежде чем была построена какая-либо вещь (из Его царства), и Владыкой после его построения. Для Аллаха нет пределов, и Он не познается через что-либо подобное Ему, и Он не дряхлеет с течением времен, и для призыва чего-то не поднимает голос[1], но все вещи поднимают голос от страха перед Ним. Аллах был Живым, когда еще не существовало ни жизни, ни бытия описываемого, ни «как» ограниченного, ни «где» пребывающего, ни места покоящегося, но был Он Живым Сам по Себе (по сущности) и Владыкой, чья сила (кудрат) была всегда. Он создал то, что пожелал, когда пожелал, по Своему замыслу (машийа) и по Своей силе. Он был Первым без «как» и будет Последним без «где», и всякая вещь исчезнет, кроме Его лика; Ему принадлежит творение и повеление – пречист Господь миров!»

1. То есть Ему для исполнения Его повелений нет необходимости повышать голос, вступая в спор с кем-либо.

Хадис 7. (185) Передает Абдульаля от Имама Садика (А), что он сказал: «Имя Аллаха – это не Сам Аллах, и всякая вещь, которой соответствует имя, сотворена, кроме Аллаха. И то, что выражают языки и делают руки, – сотворено. Аллах – предел всего, стремящегося к пределу, Сам же не имеет предела. Предел можно описать, а все, что можно описать – создано. Создатель же вещей не поддается описанию, так чтобы Он стал поименованным. Он не был сформирован или произведен, дабы узнать Его признаки по произведению кого-то кроме Него, и всё, что достигает предела, не есть Он.

Тот, кто понял это суждение, не испытает унижения никогда![1] И это – чистое Единобожие (таухид халис): соблюдите его, поверьте в него и поймите его с дозволения Аллаха! Всякий, кто утверждает, будто знает Аллаха через завесу, по Его облику или через какое-то подобие, – многобожник (мушрик). Ибо завеса, облик или подобие - вне Его и не есть Он. Он же суть Единый, Единственный: но как может быть единственным тот, кто познан кем-то вне и кроме Него? Тот, кто познал Аллаха, познал Его через Аллаха; тот же, кто не познал Аллаха через Самого же Аллаха, – тот вовсе не познал Аллаха, но познал нечто другое помимо Аллаха. Нет ничего между Творцом и сотворенным, и Аллах – Творец всех вещей из ничего[2]. Аллах именуется именами, но Он не есть эти имена, и имена не есть Он[3], и описанный не есть описывающий. Каждый, кто думает, что верит в то, чего не знает, сбился с (пути) познания. Творения не познают что-либо, иначе как через (с помощью) Аллаха, и познание Аллаха не достигается, иначе как через Аллаха. И Аллах есть нечто иное, нежели Его творение, и творение есть нечто иное, нежели Аллах[4]. Если Аллах желает что-то, это возникает так, как Он желает по Его повелению без слов и речи, и нет у Его рабов прибежища от Его решения, и нет у них довода (худжжат) о том, чем Он удовлетворился[5], и они не способны ни к какому деянию и не могут исправить даже то, что есть в их сотворенных телах, кроме как с помощью их Господа. И тот, кто думает, будто способен к действию, которого не желает Аллах – велик Он и свят! – тот думает, что его воля сильнее воли Аллаха. Пречист Аллах, Господь миров!»

1. Потому что величие всех величий – в истине Единобожия (таухида).

2. Лейса бейна ль-халики валь махлуки шай-ун фаллаху халику ль-ашья ла мин шай-ин кан – буквально: «нет между Творцом и сотворенным какой-либо вещи (то есть нет никакой посредствующего звена, нет ничего промежуточного), и Аллах – Творец вещей не из какой-то вещи, что была».

3. До этой части хадис совпадает с хадисом 272.

4. Здесь используется слово «хильв», означающее «свободный от чего-то», «лишенный чего-то». Более точный перевод говорил бы, что Аллах свободен от Своего творения, и творение свободно от Него. Иначе говоря, в Аллахе нет ничего от Его творений, и в творениях нет ничего от Аллаха.

5. То есть если Он доволен чем-то, то у них нет довода против этого.

Хадис 8. (186) Передает Абан ибн Усман Ахмар: «Я сказал Имаму Садику (А): «Сообщи мне об Аллахе: Он всегда был Слышащим, Видящим, Знающим, Сильным?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Вот, один человек, который притязает на дружбу с вами, Ахль уль-Бейт, говорит, что Аллах – велик Он и свят! – всегда был Слышащим слухом, Видящим взором, Знающим через знание, Сильным через силу». Он сказал: «Тот, кто говорит так и верит в это, – многобожник (мушрик) и не относится к нашему руководству (вилаят) ни в чем. Поистине, Аллах по Своей сущности Всезнающий, Слышащий, Видящий, Сильный».

1. То есть Аллах таков по Своей сущности: Он Сам по Себе, по Своей сути Всезнающий, Слышащий, Видящий, Сильный, а не через средства знания, слышания, видения и силы.

Хадис 9. (187) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Бакира (А), что он сказал: «Из качеств Вечного – то, что Он Единый, Единственный, Самодостаточный (самад), Единый по смыслу, а не содержащий многие различающиеся смыслы». Я сказал: «Да буду я твоей жертвой, вот некоторая группа из людей Ирака считает, будто Он слышит чем-то другим, нежели то, чем Он видит, и видит чем-то другим, нежели то, чем Он слышит». Он сказал: «Они солгали, отступили от религии и уподобили Его (тому, что не есть Он): Аллах превыше этого! Поистине, Он Слышащий, Видящий: слышит тем же, чем и видит, и видит тем же, чем и слышит». Я сказал: «Они думают, что Он Видящий так, как они это себе представляют своим разумом». Он сказал: «Пречист Аллах! Они, поистине, представляют своим разумом только то, что присуще качествам сотворенного, но Аллах не таков».

Хадис 10. (188) Передает Аббас ибн Амру от Хишама ибн Хакама, что он привел в хадисе «безбожник (зиндык)» вопрос к Имаму Садику (А): «Утверждаешь ли ты, что Он – Слышащий, Видящий?». Имам Садик (А) сказал: «Он – Слышащий, Видящий: Слышащий не частями тела и Видящий без каких-либо средств. Но Он слышит Самим Собой[1] и видит Самим Собой. Однако то, что я сказал сейчас, не означает, будто Он слышит Самим Собой и видит Самим Собой, так что Он и Его самость есть нечто отдельное друг от друга. Я привел такое выражение, подобное тому, что используется, когда один является спрашиваемым, а другой спрашивающим, и первый говорит второму: «Я весь слух». Здесь не подразумевается, что он есть некое всё, состоящее из частей, но просто общее выражение, и смысл его только в том, что Он есть Слышащий, Видящий, Знающий, Сведующий, без различия в сущности и значении»[2].

1. Или «сам по себе», «посредством самого себя» - бинафсихи.

2. Хадис «безбожник» полностью приведен в этой книге ниже: см. хадис 303.

Хадис 11. (189) Передает Фузейл ибн Суккар: «Я написал Имаму Бакиру (А): «Да буду я твоей жертвой, если пожелаешь, научи меня: знал ли Аллах – да святится Его поминание! – до создания Своего творения, что Он Один? Твои последователи разошлись: одни говорят, что Он знал о Своем единстве прежде чем создал творение, другие же утверждают, что значение “знания” состоит в “действии”, а потому Он (лишь) сегодня знает, что Он был Один до создания творения. Они говорят: “Если мы установим, что Он был знающим о том, что нет чего-то, помимо Него, то мы тем самым установим, что нечто было наряду с Ним от вечности”[1]. И вот, если ты пожелаешь, о мой господин, научить меня в этом вопросе, то я буду стоять на этом». И он написал: «Аллах всегда был Знающим, да святится Его поминание!»

1. То есть если Он знал о чем-то, кроме Него, так что утверждал о Своей единственности помимо этого «что-то», то это «что-то» было с Ним от вечности.

Хадис 12. (190) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Бакира (А), что он сказал: «Аллах был, и не было ничего, кроме Него. И Он всегда был Знающим о том, что создал. Его знание о нем (творении) было прежде его бытия, и было оно (прежде бытия творения) таким же, как и Его знание о нем после того, как Он его создал».

Хадис 13. (191) Передает Саад ибн Абдиллях: «Айуб ибн Нух написал Имаму Казыму (А), спрашивая его об Аллахе, велик Он и свят: знал ли Он о вещах, прежде чем Он создал и сформировал их, или же Он не знал о них, пока не создал их, и пожелал создать их и сформировать, и знал о том, что создавал, при самом этом создании, и о том, что сформировал, при самом этом формировании? И Имам (А) написал ему ответ своей собственной рукой: «Аллах всегда был Знающим о вещах, и Его знание о вещах прежде их сотворения было таким же, как и Его знание о вещах после их сотворения».

Хадис 14. (192) Передает Хишам ибн Салим: «В пришел к Имаму Садику (А), и он сказал мне: «Не опишешь ли свойства Аллаха?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Опиши». Я сказал: «Он – Слышащий, Видящий». Он сказал: «Это качества, которыми описывается также и создание»[1]. Я сказал: «Как же ты описываешь Его свойства?» Он сказал: «Он – Свет, в котором нет тьмы, Жизнь, в которой нет смерти, Знание, в котором нет незнания, Истина, в которой нет лжи». И вот, я вышел от него, став самым знающим из людей о единобожии (таухид)».

1. То есть о созданиях в языке тоже говорят «слышащий, видящий», хотя их слышание и видение не подобно слышанию и видению Аллаха.

Хадис 15. (193) Передает Асим ибн Хумейд: «Я спросил у Имама Садика (А): «Аллах всегда был Желающим (волящим)?» Он сказал: «Не бывает желающий, чтобы с ним не было желаемого; но Он всегда был Знающим и Сильным, а потом желал (арада)».

Хадис 16. (194) Передает Букейр ибн Аайан: «Я сказал Имаму Садику (А): «Знание Аллаха и Его желание (машийа) различаются или совпадают?» Он сказал: «Знание не есть желание. Разве ты не замечаешь, как сам говоришь: “Я сделаю это, если пожелает Аллах”, но не говоришь: “Я сделаю это, если будет знать Аллах”? И твои слова “если пожелает Аллах” указывают на то, что Он (пока еще) не пожелал (этого), ведь если бы пожелал, то было бы так, как Он пожелал. И знание Аллаха предшествует Его желанию».

Хадис 17. (195) Передает Сафван ибн Йахья: «Я сказал Имаму Казыму (А): «Расскажи мне о воле (ирада): она от Аллаха или от творений?» Он сказал: «Воля творения содержится внутри его сознания, а потом проявляется от него в виде действия. Воля же Аллаха – велик Он и свят! – сама по себе уже есть выполнение (осуществление желаемого). Ибо Аллах не обдумывает (дело), не колеблется и не раздумывает: эти качества не присущи Ему, но присущи Его созданиям. Воля (ирада) Аллаха есть сама по себе не что иное, как действие. Он говорит чему-то: “Будь” – и оно возникает, без того, чтобы Он произносил это или говорил языком, и без колебаний, и без размышлений. И нет “как” для этого (дела), как и Он Сам не имеет “как”».

Хадис 18. (196) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Садика (А), что он сказал: «Замысел (машийа) сотворен (мухдас)»[1].

1. О значении слова «машийа» см. комментарий к хадису 48.

Хадис 19. (197) Передает Умар ибн Узайна от Имама Садика (А), что он сказал: «Аллах сотворил замысел (машийа) сам по себе, а потом сотворил вещи по этому замыслу».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Если мы описываем Аллаха – велик Он и свят! - посредством качеств (сифат) сущности, то тем самым отрицаем наличие у Него всех качеств, противоположных этим качествам. И так, когда мы говорим: «Он – Живой», то тем самым отрицаем у Него противоположное жизни, то есть смерть. Или когда говорим: «Он – Знающий», то тем самым отрицаем у него противоположное знанию, то есть невежество. Или когда говорим: «Он – Слышащий», то тем самым отрицаем у Него противоположное слуху, то есть глухоту. Или когда говорим: «Он – Видящий», то тем самым отрицаем у Него противоположное зрению, то есть слепоту. Или когда говорим: «Он – Великий», то тем самым отрицаем у Него противоположное величию, и это униженность. И когда говорим: «Он – Мудрый», то тем самым отрицаем у Него противоположное мудрости, и это – совершение ошибок. И когда говорим: «Он – Богатый», то тем самым отрицаем у Него противоположное богатству, то есть бедность. И когда говорим мы о Нем: «Справедливый», то тем самым отрицаем у Него качества насилия и угнетения. И когда говорим: «Он – Терпеливый», то этим отрицаем у Него торопливость. И когда говорим: «Он – Сильный», то этим отрицаем у Него бессилие. Если же мы не поступим таким образом, то тем самым припишем Ему нечто такое, что Ему не присуще. И если мы говорим, что Он от вечности Живой, Знающий, Слышащий, Видящий, Великий, Мудрый, Богатый, Властвующий, Терпеливый, Справедливый, Щедрый, и при этом отрицаем всякое качество (сифат), противоположное этим качествам, которые есть качества сущности, то тем самым мы устанавливаем, что Аллах – Единый от вечности, и не было ничего наряду с Ним. Но не так обстоит дело с волей (ирада), замыслом (машийа), довольством или гневом Его, и они – из качеств действия (сифату ль-аф‘аль), а не сущности (сифату ззат), ибо нельзя сказать: «Аллах от вечности Волящий или Замышляющий (Желающий)», как позволяется сказать: «Аллах от вечности Сильный, Знающий».