9. Глава о силе Аллаха (кудрат)

Хадис 1. (146) Передает Абу Исхак Хаффаф, что передали некоторые другие: «Абдулла Дайсани пришел к Хишаму ибн Хакаму и сказал ему: «У тебя есть Господь?» Он сказал: «Да». Тот сказал: «Сильный (кадир)?» Хишам сказал: «Да, Сильный, Могучий». Тот сказал: «Достаточно ли Он силен, чтобы поместить весь мир в одно яйцо, не увеличивая при этом яйцо и не уменьшая мир?» Хишам сказал: «Дай мне время (подумать)». Тот сказал: «Думай», - и ушел от него.

Хишам пришел к Имаму Садику (А) и попросил разрешения войти, и Имам (А) разрешил ему. Хишам сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Ко мне пришел Абдулла Дайсани с вопросом, в котором не на кого положиться, кроме как на Аллаха и на тебя». Имам Садик (А) сказал: «О чем он спросил тебя?» И Хишам изложил вопрос.

Имам (А) сказал: «О, Хишам! Сколько у тебя чувств?» Он сказал: «Пять». Имам (А) сказал: «Какое из них самое меньшее?» Хишам ответил: «Зрение».

- «Какова его величина?»

- «Размером с горошину или меньше».

- «О Хишам! Брось взгляд перед собой и над собой и сообщи мне, что ты видишь?»

- «Вижу небо, землю, дома, дворы, горы, реки».

- «Поистине, Тот, кто был способен поместить все это внутрь твоего глаза размером с горошину или даже меньше, достаточно силен, чтобы поместить весь мир в яйцо, не уменьшая мир и не увеличивая яйцо».

Хишам упал на колени перед ним, поцеловал его руку, голову, ноги и сказал: «Для меня достаточно, о сын Посланника Аллаха!», и ушел в свой дом.

На следующий день к нему пришел Абдуллах Дайсани и сказал: «О, Хишам, я пришел к тебе, чтобы поприветствовать тебя, а не чтобы услышать ответ». Хишам сказал: «Если хочешь услышать ответ, то вот он» - и привел ему ответ.

Абдуллах Дайсани вышел от него и узнал, что он побывал у Имама Садика (А) и взял ответ у него. Тогда он сам отправился к дому Имама (А), попросил разрешения войти и получил его. Войдя, он сказал: «О, Джафар ибн Мухаммад! Расскажи мне о том, кому ты поклоняешься!» Имам (А) сказал: «Как твое имя?» Дайсани вышел от него, не назвав своего имени. Сподвижники Имама (А) сказали: «Почему ты не назвал своего имени?» Он ответил: «Если бы я сказал ему: “Мое имя Абдулла (раб Бога)”, он сказал бы: “Кто тот Бог, чьим рабом ты являешься?”» Они сказали: «Вернись к нему и скажи, чтобы он рассказал тебе о том, кому он поклоняется и не спрашивал бы о твоем имени».

И он вернулся и сказал: «О, Джафар ибн Мухаммад! Расскажи мне о том, кому ты поклоняешься и не спрашивай о моем имени». Имам Садик (А) сказал: «Садись». У Имама (А) был ребенок, который играл там с яйцом птицы. Он сказал ему: «Дай мне это яйцо, о мальчик». А потом сказал: «О, Дайсани! Это – хранимая твердыня; у него жесткая скорлупа, а под жесткой скорлупой – мягкая, а под мягкой скорлупой жидкий белок и текучий желток. И ни жидкий белок, ни текучий желток не смешиваются друг с другом; и что-то здоровое или что-то испорченное не выходит из него наружу, дабы рассказать о его здоровье или испорченности, и не известно, самец там или самка. Но со временем из него выйдет наружу разноцветный павлин. Видишь ли ты того, кто управляет этим (процессом)?[1]» Абдуллах Дайсани опустил голову, думая. Потом сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник, и что ты – Имам и довод от Аллаха над Его творением. Я раскаиваюсь в том, на чем стоял прежде».

1. Суть вопроса в том, что не мы управляем процессом в яйце, потому что мы не знаем и не видим, что происходит внутри него. Однако понятно, что есть некто другой, кто управляет этим, и Он невидим, и это – Аллах, велик Он и свят.

Хадис 2. (147) Передает Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид от других: «Имам Рида (А) проходил мимо могилы, принадлежавшей кому-то из его родственников, положил на нее руку и сказал: «О Аллах, Твоя сила (кудрат) проявлена, но суть ее не проявлена[1], а потому они (люди) не познали Тебя и ограничили Тебя, и ограничение это противоречит тому, как сами описали Тебя. Поистине, я отрекаюсь – о, Аллах! – от тех, кто взывает к Тебе, уподобляя Тебя (тому, что не есть Ты): нет ничего, подобного Тебе! О Аллах, они не познают Тебя; если бы они познали Тебя, стало бы то, что Ты даровал им из Своих милостей, для них доказательством Тебя. О Аллах, в твоем творении достаточно простора[2], чтобы они уяснили Тебя, но они приравняли Тебя к Твоему творению, и знают Тебя по этому (приравнению), и взяли себе Господом некоторые из Твоих знамений (аят), и описали Тебя по этому (описанию)! Превознесся Ты, о мой Господь, над тем, как описывают Тебя уподобляющие!»

1. Хайат – то есть образ, вид, способ. Имам (А) говорит, что то, какова сила Аллаха по своей сути, непонятно для нас – мы видим только ее проявления.

2. Мандуха – простор, свобода, возможность.

Хадис 3. (148) Передает Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср: «Группа из Маверонахра пришла к Имаму Риде (А), и они сказали: «Мы пришли, чтобы спросить тебя о трех вещах. Если ты ответишь, мы будем знать, что ты – знающий». Он сказал: «Спрашивайте». Они сказали: «Сообщи нам о своем Господе – где Он, как Он и что является Его опорой?» Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – создал всякое “как”, и у Него нет “как”, и создал всякое “где”, и у Него нет “где”. Что касается опоры, то опора Его – на Его силе (кудрат)». И они сказали: «Свидетельствуем, что ты – знающий».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

«Опора Его – на Его силе», то есть – на Его сущности (зат), потому что сила – из качеств сущности Аллаха, велик Он и свят.

Хадис 4. (149) Передает Абу Мансур Мутатаббиб, что ему передал человек из его товарищей: «Я, Ибн Аби Ауджа[1] и Абдуллах ибн Мукаффаа были в Запретной мечети. Ибн Мукаффаа сказал: «Видите это собрание?» - и показал рукой на совершающих таваф. - «Ни один из них не достоин называться человеком, кроме того шейха, который сейчас сидит (то есть Имам Садик, мир ему), а все остальные суть отребье и животные». Ибн Аби Ауджа спросил: «А как ты нашел, что только он достоин называться человеком, а остальные нет?» Он сказал: «Потому что я видел у него то, чего не видел у них». Ибн Аби Ауджа сказал: «Надо проверить то, что ты говоришь о нем». Ибн Мукаффаа сказал: «Не делай этого: я боюсь, что ты потеряешь из рук то, что имеешь[2]». Тот сказал: «Ты не этого боишься, а того, что твое мнение о нем упадет в моих глазах». Ибн Мукаффаа сказал: «Если ты так думаешь, то иди к нему, но смотри, будь осторожен и не подскользнись! Не отпускай удила, чтобы он не поймал тебя в свои сети, и напирай на то, что к твоей пользе!»

Ибн Аби Ауджа ушел. Вернувшись через какое-то время, он сказал: «О, Ибн Мукаффаа! Это не человек: если бы на этой земле был кто-то из мира ангелов, который становится телом, когда желает проявиться, и уходит назад, когда желает скрыться, то это был бы он!» Тот сказал: «Что же ты видел?» Ибн Аби Ауджа сказал: «Я сел возле него, и когда не осталось там никого, кроме меня, он начал говорить со мной и сказал: “Если истина с тем, что говорят те (которые совершают таваф), то они спасутся, а вы погибнете; если же истина с тем, что говорите вы (атеисты), а не с ними, то нет разницы между вами и ими[3] ”. Я сказал: “А что мы говорим, и что они говорят? Мы говорим одно и то же”. Он сказал: “Как же вы говорите одно и то же, если они (совершающие таваф) говорят, что их ждет воскресение, награда или наказание и верят, что у неба есть Бог и что небеса населены, вы же мните, будто небеса пустынны, и нет там никого?”»

Ибн Аби Ауджа продолжал: «Выждав подходящий момент, я спросил у него: “Что же помешало Богу, если дело обстоит так, как ты говоришь, показать Себя творениям и призвать их к поклонению Себе, чтобы хотя бы двое из них не расходились относительно Него? Почему Он Сам закрылся от них и отправил к ним посланников? Если бы Он Сам известил их о Себе, это было бы лучше для их веры в Него”. И он сказал: “Горе тебе! Как же Он закрылся от тебя, если ты видишь Его силу (кудрат) проявленной в самом себе, в твоей старости после молодости, в твоей силе после слабости, и в твоей слабости после силы, и в твоей болезни после здоровья, и в твоем здоровье после болезни, и в твоем довольстве после гнева, и в твоем гневе после довольства, и в твоем горе после радости, и в твоей радости после горя, и в твоей любви после ненависти, и в твоей ненависти после любви, и в твоей решимости после отказа, и в твоем отказе после решимости, и в твоей страсти после отвращения, и в твоем отвращении после страсти, и в твоем стремлении после страха, и в твоем страхе после стремления, и в твоей надежде после отчаяния, и в твоем отчаянии после надежды, и в твоем вспоминании того, что не было в твоих мыслях, и в стирании из твоей памяти того, во что ты верил?” И он (Имам Садик) продолжал так говорить мне о Его силе, которую я не мог отвергнуть, покуда я не почувствовал, как будто Он (Аллах) проявляется между им и мною».

1. Ибн Аби Ауджа – известный безбожник того времени, «мусульманский Вольтер». См. также хадисы о его спорах с Имамом Садиком (А) в других главах этой книги ниже.

2. То есть свои атеистические убеждения.

3. То есть: если Бог на самом деле есть, и они Его признают, а вы, атеисты, Его отрицаете, то тогда они спасутся, а вы погибнете. Если же Бога в действительности нет, как вы говорите, то им не принесет никакого вреда то, что они делают, и после смерти вы все вместе уйдете в небытие, так что вы и они равны, и нет разницы между атеистом и верующим.

Хадис 5. (150) Передает Мухаммад ибн Аби Умейр от того, кого привел, от Имама Садика (А), что он сказал: «Иблис сказал Исе ибн Марьям (А): «Может ли твой Господь поместить землю внутрь яйца, не уменьшая землю и не увеличивая яйца?» Иса (А) сказал: «Горе тебе! Поистине, Аллах не описывается через немощь, и кто сильнее Того, Кто уменьшает землю и увеличивает яйцо?»

Хадис 6. (151) Передает Фузейл ибн Йасар: «Я слышал, что Имам Садик (А) сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается».

Зурара также передал от Имама Бакира (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается. И как Он будет описан, если Он сказал в Своей Книге: “Не поняли они величие Аллаха должным образом” (6: 91)? Аллах не описывается через силу (кудрат), разве что Он будет больше этого».

Хадис 7. (152) Передает Хусейн ибн Аби Хамза: «Я слышал, что Имам Садик (А) говорит: «Я слышал от своего отца, что Мухаммад ибн Али ибн Ханафийа был силен сердцем (храбр), - он показал рукой на Дом Аллаха, - и совершал таваф вокруг Дома Аллаха, и его встретил Хаджжадж (ибн Йусуф)[1] и сказал: “Хочу отрубить твою голову с плеч”. Мухаммад сказал: “Никогда! Воистину, у Аллаха среди Его творений в день триста мгновения или мановений глаза (то есть событий), и среди них будет такое, которое удалит тебя от меня”».

1. Кровавый наместник Омейядов, известный своими жестокостями, злейший враг Ахль уль-Бейт (А) и их шиитов.

Хадис 8. (153) Передает Муфаддаль ибн Умар Джуафи от Имама Садика (А), что он сказал: «Воистину, сила (кудрат) Аллаха – велик Он и свят! - не поддается измерению, и рабы не способны Его описать, и они не достигнут глубины Его знания и величины Его величия. И нет ничего, кроме Него; Он есть свет, в котором нет тьмы, правда, в которой нет обмана, справедливость, в которой нет угнетения, истина, в которой нет лжи. Таков Он – не преходил и не прейдет во веки веков, никогда; и был таким же, когда не было еще небес и земли, дня и ночи, солнца и луны, звезд и облаков, дождей и ветров. И вот, затем Аллах возлюбил создать творение, которое возвеличивало бы Его величие, и превозносило бы Его грандиозность, и славило бы Его славу. И Он сказал: «Да будут две тени!» - и они возникли, как сказал Аллах, велик Он и свят».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Значение его слов «Он есть свет» - в том, что Он есть озаряющий и ведущий (рабов по пути), а значение слов «да будут две тени!» - Святой дух (рух мукаддас) и приближенный ангел. Аллах был, и ничего не было, кроме Него. И Он пожелал создать пророков, доводы (имамов) и шахидов и создал прежде них Святой дух, и он есть то, чем Аллах поддержал пророков, доводы и шахидов, и им Аллах защищает их от козней сатаны и его наущений, и ведет их по пути, и дарует им успех, и помогает им мыслями истины. Затем же Он создал Верного духа (Джабраила), которого отправил к Своим пророкам с откровением от Него, велик Он и свят. И Он сказал им: «Будьте двумя тенями, укрывающими Моих пророков, посланников, доводы и шахидов; и стали они, как сказал Аллах, двумя тенями, укрывающими Его пророков, посланников, доводы и шахидов, и ими двумя Он помог им, и поддержал их, и охранял их. И в этом значении говорят, например, о справедливом правителе, что он есть тень Аллаха на Его земле для Его рабов: через него Он поддерживает угнетенного, и дает безопасность страшащемуся, и оберегает дороги[1].

1. Иное толкование слов «да будут две тени!», подтверждаемое другими хадисами, состоит в том, что это - истина (действительность) Мухаммада и Али, мир им, которые были сотворены прежде всех других творений.

Хадис 9. (154) Передает Умар ибн Узайн от Имама Садика (А), что он сказал: «У повелителя верующих (А) спросили: «Может ли твой Господь поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?» Он сказал: «Поистине, Аллах не описывается через немощь, но само то, о чем ты спрашиваешь, невозможно»[1].

1. То есть проблема не в силе Действующего (Аллаха), а в слабости принимающего действие (яйца). Ошибка заключается в самом вопросе. Этот вопрос подобен другим парадоксам, таким как: «может ли Аллах создать равного Себе?» Если может, то возможны два бога, а если не может, то Он не всесилен. Ответ состоит в том, что сам вопрос поставлен неверно, потому что любое созданное - не Бог уже в силу того, что оно создано.

Хадис 10. (155) Передает Абан ибн Усман от Имама Садика (А), что он сказал: «У повелителя верующих (А) спросили: «Может ли твой Господь поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?» Он сказал: «Горе тебе! Поистине, Аллах не описывается через немощь; и кто сильнее, чем Тот, Кто уменьшает мир и увеличивает яйцо?»

Хадис 11. (156) Передает Ахмад ибн Мухаммад Аби Наср: «Человек пришел к Имаму Риде (А) и сказал: «Способен ли твой Господь поместить небо, землю и то, что между ними, в яйцо?» Он сказал: «Да, и даже в то, что меньше яйца. Он уже поместил всё это в твоем глазу, а тот меньше яйца. Когда ты открываешь глаза, видишь небеса, землю и то, что между ними. Если же Он пожелает, ослепит тебя и лишит этого».

Хадис 12. (157) Передает Мухаммад ибн Араф: «Я спросил у Имама Риды (А): «Аллах сотворил вещи через Свою силу (кудрат) или через что-то другое?» Он сказал: «Творение вещей не может быть через силу. Ибо если ты говоришь, что Он создал все вещи через силу, то тем самым будто бы делаешь силу чем-то отдельным от Него, как бы орудием, через которое Он создал вещи, а это суть многобожие (ширк). И когда ты говоришь, что Он создал вещи через силу, то ты описал Его так, что Он создал вещи посредством силы, которую Он приобрел над ними. Однако Он не слаб и не немощен и не имеет нужды в том, что кроме Него».

Хадис 13. (158) Передает Умар ибн Узайна от Имама Садика (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: «Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того: Он с ними, где бы они ни были» (58: 7): «Он Единственный, Единый по сущности, отличный от Его творения, и так Он описал Себя, и Он объемлет всякую вещь руководством, ведением и силой. Не утаится от Него вес пылинки на небесах и земле, ни то, что меньше этого, ни то, что больше – через Его ведение и знание, а не через Его сущность. Ибо все места имеют пределы, и четыре стороны охватывают их, а если бы Он (объял) их через Свою сущность, то Он также должен был быть ограничен».

Хадис 14. (159) Передает Али ибн Мухаммад ибн Джахм: «Я был на собрании (халифа) Мамуна, где присутствовал Имам Али ибн Муса Рида (А). Мамун спросил: «Утверждаешь ли ты, что Пророки очищены от грехов?» Он сказал: «Да». И Мамун стал спрашивать его о некоторых аятах из Корана, в том числе о словах Ибрахима (А): «“Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых”. Он сказал: “Разве ты не уверовал?” Тот сказал: “Да! Но чтобы сердце мое успокоилось”» (2: 260).

Имам (А) сказал: «Поистине, Аллах внушил Ибрахиму (А) в откровении: “Я изберу Себе среди Моих рабов друга, который, если спросит Меня об оживлении мертвых, - Я отвечу ему”. И в душе Ибрахима (А) появилась надежда, что он этот друг. И он сказал: “Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых”. Он сказал: “Разве ты не уверовал?” Тот сказал: “Да! Но чтобы сердце мое успокоилось”» - то есть успокоилось и уверилось, что я – этот друг. И Аллах сказал тогда: “Возьми же четырех птиц, собери их к себе, потом помести на каждой горе по части их, а потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах Велик, Мудр!” (2: 260). И Ибрахим (А) взял орла, утку, павлина и петуха и разделил их на мелкие куски, а потом положил эти куски на четырех горах из тех, что были вокруг него – а всего их было десять; клювы же их держал между своих пальцев. Потом он позвал их по именам и положил возле себя зерна и воду. И вот, эти части взлетели и стали собираться друг к другу, пока не образовали тела, и каждое тело соединилось со своей головой. Ибрахим (А) выпустил из рук их клювы. Они взлетели, потом сели и стали пить воду и клевать зерна. И сказали: “О, Пророк Аллаха! Ты оживил нас, да оживит тебя Аллах!” Он сказал: “Аллах оживляет и умерщвляет, и Он властен надо всякой вещью”». Мамун сказал: «Да наградит тебя Аллах, о Абу Хасан!»

Хадис 15. (160) Передает Мухаммад ибн Нуман: «Я спросил Имама Садика (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: «Он – Аллах на небесах и земле» (6: 3). Он сказал: «Таков Он во всяком месте». Я спросил: «Своей сущностью?» Он сказал: «Горе тебе! Все места ограниченны. И если ты сказал, что Он в каком-то месте Своей сущностью, то должен сказать, что Он ограничен. Однако Он отличен от Своего творения; Он объемлет то, что сотворил, знанием, силой, ведением, властью и господством, и Его знание о том, что на земле, не меньше, чем Его знание о том, что на небе. От Него не удалена никакая вещь, и все вещи равны перед Его знанием, силой, властью, господством и ведением».

Хадис 16. (161) Передает Хишам ибн Хакам: «(Атеист) Абу Шакир Дайсани сказал: «В Коране есть аят, который подтверждает наши воззрения». Я спросил: «Какой?» Он сказал: «Он - тот, кто в небесах Бог и на земле Бог» (43: 84)[1]. И я не знал, что ответить ему. Когда я пошел в хадж, встретил там Имама Садика (А) и спросил это у него. Он сказал: «Слова грязного безбожника. Когда вернешься, спроси у него: “Как твое имя в Куфе?” Он скажет тебе: “Такое-то”. Потом спроси: “Как твое имя в Басре?” Он скажет тебе: “Такое-то”. Таков же и Аллах, наш Господь: Бог на небесах, и Бог на земле, и Бог в море, и Бог во всяком месте». Хишам сказал: «Я вернулся и сказал это Абу Шакиру. Он сказал: “Это пришло из Хиджаза (Мекки)”».

1. То есть, с точки зрения этого атеиста, данный аят говорит о том, что Аллах разделяется: есть на земле, и есть на небе.

Хадис 17. (162) Передает Мукатил ибн Сулейман: «Имам Садик (А) сказал: «Когда Муса (А) поднялся на гору и воззвал к своему Господу – велик Он и свят! – то сказал: “О, мой Господь! Покажи мне Твои сокровищницы!” И Он сказал: “О, Муса! Поистине, Мои сокровищницы – это то, что когда хочу что-то, говорю ему: ‘Будь!‘ – и это возникает”».