61. Глава о детях и справедливости Аллаха – велик Он и свят! – к ним

Хадис 1. (489) Передает Абдулла ибн Саллама, слуга Посланника Аллаха (С), что он сказал: «Я спросил у Посланника Аллаха (С): «Скажи мне: подвергает ли Аллах Свои творения наказанию без довода (худжжат)?» Он сказал: «Прибегаю к Аллаху (от такого мнения)». Я спросил: «Дети многобожников, (умершие в детском возрасте,) в Раю или в Аду?» Он сказал: «Достаточно им Аллаха. Поистине, когда наступит Судный день, и Аллах – велик Он и свят! – соберет Свои творения для окончательного решения о них, приведут также и детей многобожников. И Он скажет им: “О, Мои рабы и рабыни! Кто ваш Господь, в чем ваша религия и каковы ваши деяния?” Они скажут: “Ты – наш Господь, Ты сотворил нас, а мы не творим ничего, и Ты умертвил нас, а мы не умертвляем ничего. И Ты не дал нам языков, которыми мы говорили бы, и слуха, которым мы слышали бы, и Книги, которую мы прочитали бы, и посланника, которому мы следовали бы[1]. И нет у нас никакого знания, кроме того, которому Ты научил нас”.

И Аллах – велик Он и свят! – скажет им: “О, Мои рабы и рабыни! Если Я прикажу вам что-то, исполните?” Они скажут: “Слушаем и повинуемся, о Господь наш!” И изведет Аллах – велик Он и свят! – огонь, имя которому – Фалак (всполох), мучения от которого страшнее всех других мучений в Аду, и он исторгнется из своего места – черный и темный, с цепями и узами своими, и Аллах – велик Он и свят! – повелит ему, чтобы он подул своим дуновением в лицо творений. И подует он. И от силы его дуновения свернутся небеса, и сокроются звезды, и высохнут моря, и исчезнут горы, и потемнеют взоры, и беременные выкинут свой плод, и поседеют младенцы от ужаса этого огня в День Суда. И тогда Аллах – велик Он и свят! – повелит детям многобожников броситься в этот огонь. И тот, о ком предшествовало в знании Аллаха, что он будет счастливым, бросится в тот огонь, и он станет для него прохладой и миром, каковым стал для Ибрахима (А). Тот же, о ком предшествовало в знании Аллаха, что он будет несчастным, откажется и не бросится в огонь. И Аллах – велик Он и свят! – повелит огню, и тот поглотит его за оставление приказа Аллаха и отказ войти в огонь, и он присоединится к своим отцам в Геене. И таково Его слово, велик Он и свят: “В тот День, когда он наступит, душа будет говорить только с Его разрешения; из них будут несчастный и счастливый. А те, которые несчастны, - в Огне, для них там - вопли и рев, - вечно пребывая там, - пока длятся небеса и земля, если только не пожелает твой Господь, - ведь твой Господь - исполнитель того, что Он желает! А те, которые счастливы, - в Раю, - вечно пребывая там, пока длятся небеса и земля, если только твой Господь не пожелает, - наградой неиссякаемой” (11: 105-108)».[2]

1. То есть по причине их смерти в раннем возрасте.

2. Каждый человек, прежде чем войти в Рай или Ад, должен быть испытан, потому что Аллах справедлив и не наказывает рабов без довода над ними. Поскольку же дети многобожников, умершие в раннем возрасте, не были испытаны в обители ближнего мира, их ждет испытание в будущем мире, чтобы довод свершился над ними. И значение этого хадиса недалеко от того, чтобы касаться также и тех взрослых последователей лжеучений и лжерелигий, которые относятся к так называемым мустаз‘афин, то есть лишенным возможности познать Истину в ближнем мире, – в силу того, что сведения о ней до них просто не дошли, или дошли, но не были поняты в силу нехватки умственных способностей и т.п. Они также будут подвергнуты в будущем мире испытаниям, подобным тому, о котором говорит Посланник Аллаха (С) в этом хадисе. Аллах повелит детям многобожников броситься в адский огонь, испытывая тем самым их покорность. Это испытание, судя по всему, страшнее и суровее, чем то, которому мы подвергаемся в обители ближнего мира, но, с другой стороны, в будущем мире приказ Аллаха будет очевиднее, как и само Его существование, Его справедливость и то, что Он не приказывает ничего, кроме блага для рабов. И довод Аллаха над рабами исполнится самым совершенным образом.

Хадис 2. (490) Передает Абдуссалям ибн Салих Харави: «Я спросил у Имама Риды (А) о причине, по которой Аллах – велик Он и свят! – затопил всю землю во времена Нуха (А), тогда как среди них присутствовали дети и те, на ком не было греха. И он сказал: «Среди них не было детей, потому что Аллах – велик Он и свят! – сделал бесплодными чресла мужчин народа Нуха (А) и матки его женщин за сорок лет (до потопа), и прервалось их потомство, и когда потонули они, не было среди них ни одного ребенка. Ибо Аллах – велик Он и свят! – не подвергает Своему наказанию того, на ком нет греха. И вот, одни из народа Нуха (А) были потоплены за их ложь на Пророка Аллаха Нуха (А) и отрицание его, а другие – за то, что были согласны с ложью лжецов. Ибо тот, кто не присутствовал при каком-то деле, но согласился с ним, - как тот, кто был его свидетелем и сам совершил его».

Хадис 3. (491) Передает Тальха ибн Зейд от Имама Садика (А) от Имама Бакира (А), что он сказал: «Поистине, дети мусульман помечены у Аллаха – велик Он и свят! – как совершающие заступничество (шафаат) и получающие его. И когда они достигают двенадцати лет, за ними записываются благие дела, (которые они совершают). А когда они достигают совершеннолетия, за ними начинают записываться их злые дела».

Хадис 4. (492) Передает Зурара от Имама Бакира (А), что он сказал: «Когда настанет День Суда, Аллах – велик Он и свят! – подвергнет испытанию семь (групп): ребенок; тот, кто умер в период между двумя Пророками[1]; старый человек, который встретил Пророка, но не мог понимать (из-за слабости разума); тупоумный (аблах); сумасшедший, который не обладает разумом; глухой и немой[2]. Каждый из них приведет свои доводы Аллаху – велик Он и свят. И тогда Аллах – велик Он и свят! – отправит к ним посланника, и он разожжет для них огонь и скажет: «Господь ваш приказывает вам броситься в этот огонь». И кто бросится в него – огонь станет для него прохладой и миром. А кто откажется – будет отправлен в Огонь (Геены)».

1. То есть период, когда на земле не было Пророка, как, например, между Исой (А) и Мухаммадом (С).

2. Имеется в виду, что каждый из них не был на правильном пути по уважительной причине: ранняя смерть, тупоумие, сумасшествие, старость и т.д.

Хадис 5. (493) Передает Зурара ибн Айан: «Я видел, как Имам Бакир (А) читал погребальный намаз над своим внуком, сыном Джафара Садика (А), а потом сказал мне: «О, Зурара! Над (детьми), как он, не читают намаз, и если бы люди не стали говорить: “Род Хашима не читает намаз над своими детьми”, я не стал бы его читать». Я сказал: «Спрашивали ли о них у Посланника Аллаха (С)?» Он сказал: «Да, о них спрашивали у него, и он сказал: “Аллах лучше знает об их делах”». А потом спросил: «О, Зурара, знаешь ли ты, что означают его слова “Аллах лучше знает об их делах”?» Я сказал: «Клянусь Аллахом, нет». Он сказал: «У Аллаха есть замысел (машийа) о них. Поистине, когда наступит День Суда, Аллах – велик Он и свят! - испытает семь (групп): ребенок; тот, кто умер в период между двумя Пророками; старый человек, который встретил Пророка, но не мог понимать (из-за слабости разума); тупоумный (аблах); сумасшедший, который не обладает разумом; глухой и немой. Каждого из них Аллах испытает в Судный День. Аллах – велик Он и свят! – отправит к ним посланника, и он разожжет для них огонь и скажет: “Господь ваш приказывает вам броситься в этот огонь”. И кто бросится в него – огонь станет для него прохладой и миром. А кто откажется – будет отправлен в Огонь (Геены)».

Хадис 6. (494) Передает Халаби от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – поручил опеку над (умершими) детьми верующих Ибрахиму (А) и Саре. Они кормят их от дерева в Раю, у которого соски как соски коровы; они в дворцах там из жемчуга. Когда настанет День Суда, их оденут, надушат благовониями и приведут к их отцам. И они с отцами их – цари Рая».

Хадис 7. (495) Передает Абу Бакр Хазрами от Имама Садика (А) по поводу слов Аллаха, велик Он и свят: «А те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере, - Мы приведем к ним потомство их» (52: 21). Он сказал: «Дети оторваны от дел их отцов, но Аллах присоединит детей к отцам, дабы возрадовались их глаза».

Хадис 8. (496) Передает Абу Басир: «Имам Садик (А) сказал: «Когда умирает ребенок верующего, взывает взывающий в царстве (малакут) небес и земли: “Умер такой-то сын такого-то”. И когда умирают его родители, или один из них, или кто-то верующий из его семьи, ребенка отдают ему, дабы он кормил его; а если нет, его отдают Фатиме (А), дабы она кормила его, пока не прибудут его родители или верующие из его семейства, и тогда его передают им».

Хадис 9. (497) Передает Иса ибн Абдилля Умари от его отца от его деда от Али (А) о болезни, поражающей ребенка: «Это искупление (каффара) для его родителей».

Хадис 10. (498) Передает Абдульаля от Имама Садика (А), что он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Женитесь на девственницах, ибо их рты лучше, груди имеют больше молока, а матки шире. Разве вы не знаете, что я буду гордиться вами над всеми уммами в День Суда, даже выкидышами, которые воссядут в тени у дверей Рая? И Аллах – велик Он и свят! – скажет им: “Войдите в Рай!” Они скажут: “Нет, пока наши родители не войдут прежде нас”. И Аллах скажет ангелу из ангелов Своих: “Приведи их родителей” и повелит им всем войти в Рай. И скажет: “Это – от Моей милости к вам”».

Хадис 11. (499) Передает Джамиль ибн Дуррадж: «Я спросил Имама Садика (А) о детях Пророков (А). Он сказал: «Они не таковы, как дети прочих людей». И я спросил его о Ибрахиме, сыне Посланника Аллаха (С): «Если бы он остался в живых, был бы праведным?» Он сказал: «Если бы он остался в живых, то был бы на пути своего отца (С)».

Хадис 12. (500) Передает Амир ибн Абдилля: «Я слышал, как Имам Садик (А) сказал: «На могиле Ибрахима, сына Посланника Аллаха (С), было дерево, бросавшее тень на могилу и защищавшее ее от солнца. Когда это дерево высохло, следы могилы также пропали, и ее место неизвестно». И сказал: «Когда Ибрахим, сын Посланника Аллаха (С), умер, ему было восемнадцать месяцев, и Аллах завершил его кормление молоком в Раю».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Средство познания справедливости и несправедливости и различения между ними – это не симпатия к какой-либо вещи или отсутствие таковой, но признание ее благой или злой с точки зрения разума. А потому не будет верным считать нечто отвратительным ввиду незнания его причин или выводить его за пределы справедливости только по его внешнему облику. Но когда мы хотим познать сущность какого-то дела, чья мудрость сокрыта от нас, должны обратиться к мудрости того, кто совершил это дело, и к доводам, которые его разъясняют. И если для нас выяснилось, что он не совершает ничего, кроме мудрости и блага, мы должны свести к этому все его деяния, независимо от того, знаем мы их причины или нет. Ибо, с точки зрения разума, это правило относится не к каким-либо частным деяниям, а ко всему им совершенному. Например, если мы установили через доказательства мудрость и справедливость такого-то отца, а он вдруг отрезал руку у своего ребенка или вывихнул ее, - при том, что нам не известна причина этого, - то мы не можем по причине нашего незнания отрицать его благость и справедливость, установленные через доказательства, как и его хорошие намерения по отношению к этому ребенку.

И таковы же дела Аллаха, Знающего об исходе и начале, - пречист Он! Если мы знаем, что всё совершённое Им есть мудрость и благо, то мы не можем отрицать мудрость Его решений из-за того, что нам не известны подробности их причин. И в особенности если мы знаем о слабости нашего разума в познании причин явлений и невозможность охвата им значения подробностей и деталей. Это касаемо нашего желания познать то, что не объемлет наше неведение из Его решений, велик Он и свят! Если же мы хотим понять их значение и причины, то, хвала Аллаху, Он не оставил нас без возможности этого.

И доказательство того, что дела Аллаха – велик Он и свят! – есть мудрость, состоит в очищенности их от противоречий и расхождений, и в соединенности их друг с другом, и в потребности вещей друг в друге, и в схожести каждой вещи с подобной ей. Даже если ты представил себе движения небесных тел, солнца, луны и планет, они запутаются в твоем разуме и уничтожатся. И дела Аллаха – велик Он и свят! – построены на справедливости и свободны от склонности к угнетению и насилию. И верно сказать то, что все они суть мудрость.

Одно из доказательств того, что Он – велик Он и свят! – не совершает несправедливости, состоит в том, что Он – Вечный, Богатый, Знающий, в Котором не бывает незнания. А несправедливость может исходить только от того, кто не знает об ее омерзительности или же испытывает потребность в ее совершении из-за нужды в ней ради извлечений пользы. Поскольку же Аллах – велик Он и свят! – Вечен и Богат, то ничто не приносит Ему ни пользы, ни вреда. Он знает всё, что было и будет, из благого и мерзкого. И верно то, что Он не совершает ничего, кроме мудрости и блага. Так же как у людей от того, кто имеет мудрость, не ожидают совершения мерзких дел, со всем его богатством, способностью оставить грехи и знанием об их мерзостности. И это прояснилось, и хвала Аллаху!

Хадис 13. (501) Передает Джабир ибн Йазид Джуафи: «Я сказал Имаму Бакиру (А): «О, сын Посланника Аллаха! Вот, среди детей бывают такие, которые рождаются мертвыми, и выкидыши, и такие, которые рождаются слепыми, немыми или глухими, и такие, которые быстро умирают, упав на землю, и такие, которые доживают до совершеннолетия, и такие, которые живут до старости. Как же это и что будет с ними?»

Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – лучше Своих творений в руководстве их делами. Он – их Создатель и их Владыка. И тот, у кого Он забрал жизнь, - то ведь Он забрал у него то, что не принадлежит ему; и тот, кого Он оставил жить, - то ведь Он оставил ему то, что не принадлежит ему. Он Дарующий в том, что Он дает, и Справедливый в том, что Он отнимает. Он не будет спрошен о том, что совершает, но они будут спрошены».

Я сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Почему Он не будет спрошен о том, что совершает?»

Он сказал: «Потому что Он не совершает ничего, кроме мудрости и блага, и Он – Превознесшийся, Мощный, Единственный, Сокрушающий. Тот, кто находит в своей душе сомнение по поводу того, что решил Аллах, – стал неверным (кафир), и тот, кто отрицает что-то из Его деяний, - отрекся (от веры)».

(Хадис 14). В некоторых списках книги Садука «Таухид» после хадиса 13 этой главы приводится следующий хадис от Посланника Аллаха (С):

Передает Али ибн Аби Талиб (А): «В один из дней Посланник Аллаха (С) сидел в мечети, когда туда вошел иудей и спросил: «О, Мухаммад! К чему ты призываешь?»

Он сказал: «К свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха».

- О, Мухаммад! Сообщи мне об этом Господе, к единству Которого ты призываешь и посланником Которого себя считаешь, - каков Он?

- О, иудей! Поистине, мой Господь не описывается через «как», ибо всякое «как» сотворено, и Он – Тот, Кто установил его.

- Где Он?

- Поистине, мой Господь не описывается через «где», ибо всякое «где» сотворено, и Он – Тот, Кто установил его.

- Видел ли ты Его, о Мухаммад?

- Воистину, Он не видим глазами и не постигается мыслями.

- Тогда откуда мы знаем, что Он вообще есть?

- По его знамениям и признакам (аят ва ‘аламат).

- Он несет Свой Трон или Трон несет Его?

- О, иудей! Господь мой не располагается на чем-то или на месте чего-то.

- Как же от Него исходит Его повеление?

- Через создание изреченного.

- О, Мухаммад! Разве творения не принадлежат Ему полностью?

- О да!

- Тогда почему Он избрал из них лишь небольшую группу для посланничества?

- Потому что они прежде других засвидетельствовали Его Господство (рубубийа).

- Почему ты утверждаешь, что ты – лучший из них (посланников)?

- Потому что я раньше них принес свидетельство о моем Господе, велик Он и свят!

- Сообщи мне о твоем Господе: Он совершает несправедливость?

- Нет.

- Почему?

- Из-за Его знания о ее мерзостности и потому, что Он не имеет в ней потребности.

- Ниспослано ли тебе что-либо об этом?

- Да. Он говорит, велик Он и свят: «Я не тиран для рабов» (50: 29); «Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (3: 117); «Аллах не желает поступать с мирами несправедливо» (3: 108); «Аллах не желает поступать несправедливо с рабами» (40: 31).

- О, Мухаммад! Если ты утверждаешь, что твой Господь не совершает несправедливости, то как же Он потопил народ Нуха (А), тогда как среди них были дети?

- О, иудей! Аллах сделал бесплодными матки женщин народа Нуха (А) за сорок лет до потопа, и когда он случился, среди них не было детей. Аллах не истребляет потомство за грехи их отцов. Превыше Он угнетения и несправедливости великим превознесением!

- Если твой Господь не совершает несправедливости, то как же Он поместит (некоторых людей) в Ад навечно, тогда как их (земные) грехи были лишь временными?[1]

- Он поместит их в Ад по их намерению (нийат). Тот, о ком Аллах знает, что если бы он пробыл в ближнем мире до его окончания, то (все это время) совершал бы неподчинение Аллаху, - того Он навечно поместит в Огонь по его намерению. И его намерение здесь хуже, нежели его деяния. И точно так же Он поместит того, кого поместит в Рай, навечно, потому что его намерение было таким, что если бы он пробыл в ближнем мире от начала до конца – не совершал бы неподчинения Аллаху, и его намерение лучше, нежели его деяния. Итак, Аллах – велик Он и свят! – поместит обитателей Огня в Огонь, а обитателей Рая в Рай по их намерениям, и сказал Он, велик Он и свят: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем» (17: 84).

- О, Мухаммад, я нашел в Торе, что нет пророка, у которого не было бы преемника из его уммы. Кто же твой преемник?

- О, иудей! Мой преемник – Али ибн Аби Талиб. Его имя в Торе – Алиа, а в Евангелии – Хейдар (Лев), и он – лучший в моей умме и самый знающий из них о моем Господе. Он по отношению ко мне – как Харун по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка. И он – господин преемников, как я – господин пророков.

Иудей сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что Али – твой преемник, поистине. Клянусь, я находил в Торе всё то, что ты отвечал мне. И поистине, я нахожу в ней твое описание и описание твоего преемника, и что он – угнетенный, и ему предписано мученичество (шахадат), и что он – отец двух твоих внуков, имена которых – Шабар и Шубейр (Хасан и Хусейн), господа юношей Рая».

1. Этот вопрос является распространенным, в том числе среди атеистов и тех, кто отрицает вечность Ада. Они говорят: неподчинение Богу, совершенное человеком при его земной жизни, было временным, ограниченным несколькими десятилетиями. Если Бог справедлив, то как же Он сделает вечным наказание за те грехи, которые были лишь временными? Срок совершения неподчинения и срок наказания являются несоизмеримыми: с одной стороны – небольшой период, с другой стороны – вечность. Если Бог справедлив, то Он должен был бы сделать наказание за временные грехи также временным, то есть ограниченным каким-то сроком. Ответ, приведенный Посланником Аллаха (С), состоит в том, что Бог знает о каждом, кого Он подвергнет вечному наказанию: если бы он пребывал на земле вечно, его неподчинение Господу также было бы вечным.