59. Глава отрицания полного предопределения (джабр) и полной свободы (тафвиз)

Хадис 1. (441) Передает Ибрахим ибн Умар Йамани от Имама Садика (А), что он сказал: «Воистину, Аллах сотворил творения и знает то, куда они идут. Он дал им повеление и дал им запрещение. И Он дал им повеление лишь к тому, для достижения чего установил им путь. И Он дал им запрещение только для того, для оставления чего установил им путь. Но достигают они чего-то или оставляют что-то только с дозволения Аллаха».

Хадис 2. (442) Передает Хафс ибн Курт от Имама Садика (А), что он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кто считает, будто Аллах – велик Он и свят! – повелевает (людям) ко злу и скверне, тот лжет на Аллаха. Тот же, кто считает, будто добро и зло происходят без пожелания (машийа) Аллаха, - отказал Аллаху в Его власти. Тот же, кто считает, что значение добра и зла есть здоровье и болезнь, то таково слово Аллаха: “Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания” (21: 35)».

Хадис 3. (443) Передает Йунус ибн Абдуррахман от Имама Бакира и Имама Садика (мир им): «Воистину, Аллах милостивее к Своим созданиям, чтобы принуждать их к совершению грехов, а потом наказывать их за это, и Аллах выше того, чтобы Он пожелал что-то, и это не совершилось бы». Спрашивающий сказал: «Есть ли между предопределением и свободой какое-то третье состояние?» Имам (А) ответил: «Да, и это шире, чем то, что между небесами и землей».

Хадис 4. (444) Передает Хишам ибн Салим от Имама Садика (А), что он сказал: «Аллах – велик Он и свят! – милостивее того, чтобы обязывать людей к тому, на что они не способны, и Аллах выше того, чтобы в Его царстве было нечто такое, что совершалось бы без Его желания».

Хадис 5. (445) Передает Хариз ибн Абдулла от Имама Садика (А), что он сказал: «Мнения людей в отношении предопределения делятся на три части. Один думает, что Аллах – велик Он и свят! – принуждает людей к совершению грехов. Такой совершил несправедливость по отношению к Аллаху, и он - неверный (кафир). Второй полагает, что дела переданы (муфаввиз) самим людям, и такой лишил Аллаха Его власти. Он тоже суть неверный (кафир). Третий же считает, что Аллах обязал рабов к тому, на что они способны, и не обязал их к тому, на что они не способны. Всякий раз, когда он совершает благо, благодарит Аллаха, и всякий раз, когда он совершает грех, просит прощения у Аллаха. Таков настоящий мусульманин».

Хадис 6. (446) Передает Мухаммад ибн Аджлан: «Я спросил у Имама Садика (А): «Поручил (фавваза) ли Аллах дела Его рабов им самим?» Он ответил: «Аллах милостивее и щедрее того, чтобы поручать рабам их дела». Я спросил: «Значит, Аллах принуждает рабов к совершению их дел?» Он сказал: «Аллах справедливее того, чтобы принуждать рабов к совершению их дел, а потом наказывать их за них».

Хадис 7. (447) Передает Сулейман ибн Джафар Джафари: «Около Имама Риды (А) стали говорить о свободе воли (тафвиз) и предопределении (джабр)[1]. Он сказал: «Не сказать ли вам о таком учении, относительно которого вы не будете разделяться и с помощью которого одержите верх над всяким, кто возьмется спорить с вами?» Мы сказали: «Если считаете это лучшим». Он сказал: «Воистину, Аллаху не следуют через насилие (икрах) и не ослушиваются Его через принуждение (Его над Своими рабами). И в Своем царстве Он не подверг Своих рабов забвению. Он – Владыка того, что передал им во владение, и Определяющий над тем, что Он определил им. И если рабы решили подчиняться Ему, то Аллах не будет для этого препятствием и преградой. Если же рабы решили ослушаться Его, то Он может воздвигнуть между ними и этим их делом препятствие (из Его милости к ним). А если Он не сделал так, и они совершили это дело, то не Он заставил их совершать его». Потом он сказал: «Тот, кто поймет это и будет точно следовать этим словам, всегда станет одерживать верх над каждым, кто примется спорить с ним»[2].

1. Точное значение этих слов нельзя передать при переводе на русский язык. «Тафвиз» означает буквально «уполномочивание, передачу». Те, кто разделяли точку зрения «тафвиз», считали, что Аллах создал творение, а потом передал дела людей самим людям. В этом состоит их понимание свободы воли – в том, что человек совершенно свободен в выборе решения и его выполнении. «Джабр» буквально переводится как «принуждение». Сторонники учения о джабр, наоборот, полагали, что Аллах предопределил и предписал заранее все поступки людей, как плохие, так и хорошие. Что бы ни совершил человек – это на самом деле совершил не он, а Аллах. Согласно данному учению, получается так, что Аллах принуждает людей к совершению грехов, а потом Сам же наказывает их за это. Школа Непорочных (А) отвергает обе эти крайности – и джабр, и тафвиз – и придерживается средней точки зрения.

2. Вкратце, смысл риваята в том, что Аллах – Владыка всех вещей и Определяющий над всеми вещами, в том числе над волей человека. Таким образом, нет смысла в словах школы кадарийа о свободе воли (будто бы человек совершает то, что захочет). Однако Аллах дает воле раба осуществиться, когда он желает совершать подчинение Ему. Что же касается неподчинения, то Он иногда дает воле раба осуществиться, а иногда встает между ним и его волей, так что она не осуществляется (через внешние обстоятельства или через внутренние). И если Он не дал его греховному желанию осуществиться, то это милость от Аллаха, а если позволил ему осуществиться, то не Он, а сам раб поступил так по своей воле, которую предоставил ему Аллах. Таким образом, Аллах не принуждает раба к совершению греха, и в словах школы джабарийа о предопределении также нет смысла.

Хадис 8. (448) Передает Муфаддаль ибн Умар от Имама Садика (А), что он сказал: «Не предопределение (джабр) и не свобода (тафвиз), а то, что между ними». Я спросил: «А что есть между ними?» Он сказал: «Это похоже на пример человека, которого ты увидел в состоянии совершения греха и предостерег от этого греха. Однако он не послушал тебя, и ты оставил его. И вот, если он совершил этот грех, не послушав тебя, и ты оставил его, то не ты заставил его совершить этот грех»[1].

1. Смысл этих слов в том, что если ты предупредил кого-то не делать что-то, но он не послушал тебя, и ты оставил его, то не ты заставил его поступить так. Если ты сказал человеку: «Не ходи этой дорогой, потому что там яма», а он настаивал на этом, и ты бросил его, и он пошел туда и упал в яму, то не ты заставил его сделать это. Так же и Аллах, велик Он и свят: если Он предупреждал раба о неподчинении, но тот не послушал Его и встал на путь неподчинения, и Аллах оставил его на этом пути, то не Он заставил его поступать так. Аллах оставил его на пути грехов, а не принудил его к их совершению.

Хадис 9. (449) Передает Абдуссалям ибн Салих Харави: «Я слышал от Имама Риды (А): «Тот, кто верит в предопределение (джабр), - не давайте ему закят и не принимайте его свидетельство никогда. Воистину, Аллах – велик Он и свят! – возлагает на человека лишь по мере его возможностей и не заставляет его нести то, на что он не способен, и душа приобретет лишь то, что совершила, и никто не понесет ношу чужую».

Хадис 10. (450) Передает Хасан ибн Али Вашша: «Я спросил Имама Риду (А): «Аллах передал (фавваза)[1] дела Своих рабов им самим?» Он сказал: «Аллах выше этого». Я спросил: «Принуждает (аджбара)[2] ли Он Своих рабов к совершению грехов?» Он сказал: «Аллах справедливее и мудрее этого». Потом он добавил: «Аллах сказал: “О, потомок Адама! Я больше пекусь о твоем благе, чем ты сам, а ты больше печешься о своем зле, чем Я[3]. Ты совершаешь неподчинение Мне посредством той силы, которой Я наделил тебя”».

1. Фавваза – передал, поручил; отсюда «тафвиз» - передача, поручение.

2. Отсюда «джабр» - «принуждение», что на русский язык приблизительно можно передать как «предопределение».

3. Буквально: «Я первее к твоему благу, чем ты сам, а ты первее к своему злу, чем Я».

Хадис 11. (451) Передает Михзам: «Имам Садик (А) сказал мне: «Расскажи мне о тех разногласиях, которые возникли среди наших друзей». Я сказал: «Они разошлись по поводу свободы (тафвиз) и предопределения (джабр)». Он сказал: «Спроси же у меня». Я сказал: «Принудил ли Аллах Своих рабов к совершению грехов?» Он сказал: «Аллах величественнее этого». Я сказал: «Значит, Он поручил это им самим?» Он ответил: «Аллах могущественнее этого». Я спросил: «Да наделит тебя Аллах добром, в чем тогда истина?» Имам (А) перевернул свою руку два или три раза и сказал: «Если отвечу тебе на это, ты впадешь в неверие».

Хадис 12. (452) Передает Хусейн ибн Халид: «Я спросил у Имама Риды (А): «О, сын Посланника Аллаха! Люди приписывают нам, что мы исповедуем уподобление Аллаха творению (ташбих)[1] и предопределение (джабр), потому что переданы такие слова от твоих отцов Имамов (А)». Он сказал: «О, Ибн Халид! Сообщи мне о таких словах об уподоблении и предопределении, которые передаются от моих отцов Имамов (А) или от Пророка (С)». Я сказал: «Но ничего не передано от Пророка (С) об этом». Он сказал: «Однако они говорят, будто он говорил так?» Я сказал: «Нет, они говорят, что он не говорил так, но это лишь приписали ему». Он сказал: «И о наших отцах (Имамах) они должны говорить, что они ничего не сказали об этом, но это лишь приписали им». И сказал: «Тот, кто верит в уподобление Аллаха творению (ташбих) и в предопределение (джабр), – неверный (кафир) и многобожник (мушрик), и мы отрекаемся от него в ближней жизни и в будущей. О, Ибн Халид! Предания об уподоблении и предопределении приписали нам гулаты[2], которые преуменьшали величие Аллаха. Тот, кто любит их, ненавидит нас, а тот, кто ненавидит их, любит нас; тот, кто дружит с ними, враждует с нами, а тот, кто враждует с ними, дружит с нами; тот, кто присоединился к ним, разорвал с нами, а тот, кто разорвал с ними, присоединился к нам; тот, кто груб с ними, добр с нами, а тот, кто добр с ними, груб с нами; тот, кто приветлив с ними, презирает нас, а тот, кто презирает их, приветлив с нами; тот, кто принял их, отверг нас, а тот, кто отверг их, принял нас; тот, кто сделал им добро, сделал зло нам, а тот, кто сделал им зло, сделал добро нам; тот, кто верит им, считает нас лжецами, а тот, кто считает их лжецами, верит нам; тот, кто наделил их, обделил нас, а тот, кто обделил их, наделил нас. О, Ибн Халид! Тот, кто является нашим шиитом, никогда не возьмет их себе покровителем и помощником!»

1. Имеется в виду мнение, что Аллах подобен творению – например, имеет руки и ноги, восседает на троне и т.п.

2. Гулаты (буквально «вышедшие за пределы») – сектанты, обожествлявшие Пророка или Имамов (А). Носители язычества внутри Ислама. Неверно называть гулатов «крайними шиитами», потому что гулаты вообще не имеют отношения к шиизму.