58. Глава счастья и беды

Хадис 1. (435) Передает Абу Басир: «Я сидел возле Имама Садика (А), когда спросил его некто: «Да буду я твоей жертвой, о сын Посланника Аллаха! Откуда постигает нечестивцев бедствие, когда Аллах в Своем знании решает наказать их за их деяния?» Имам Садик (А) сказал: «О, спрашивающий! Аллах – велик Он и свят! – знал, что никто из Его созданий не исполнит Его права. И, зная это, Он даровал тем, кого возлюбил, силу для познания Его, и убрал от них тяжесть деяний, по истине Своей любви к ним. И Он даровал людям нечестия силу для совершения нечестий[1], по тому предшествующему знанию, которое Он имел о них. Однако Он не убрал от них способность принять Его. Ибо Его знание было первее, нежели действительность подтверждения. И они согласились с тем, что предшествовало в знании Аллаха относительно их, хотя они и были способны удержаться от этого и спастись от нечестия[2]. И в этом состоит значение слов “желал то, что желал”, и такова тайна».

1. То есть дал им способность совершать нечестия, которой они пользуются. При этом обе группы могут как повиноваться Аллаху, так и совершать грехи, с той разницей, что любовь Аллаха отстраняет тяжесть подчинения Ему и удерживает от грехов. И отсутствие любви Аллаха к некоторым людям не есть несправедливость по отношению к ним, потому что Он не совершает несправедливости, но следствие отсутствия в них самих любви к Нему, которую вытеснила в их сердцах любовь к ближнему миру, о чем Он знал заранее.

2. В аналогичном риваяте в сборнике «Кафи» стоит «не были способны...», как и в одном из списков «Таухида». Однако общепринятый список «Таухида» говорит: «были способны», и это более соответствует смыслу слов Имама (А) и, в частности, словам «не убрал от них способность принять Его».

Хадис 2. (436) Передает Али ибн Аби Хамза от Имама Садика (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Они сказали: “Господи, овладело нами наше несчастие”» (23: 106). Он сказал: «Они стали несчастными по причине своих деяний».

Хадис 3. (437) Передает Мухаммад ибн Аби Умейра: «Я спросил Имама Казыма (А) о словах Посланника Аллаха (С): «Несчастный стал несчастным еще в животе матери, и счастливый стал счастливым еще в животе матери». Он сказал: «Несчастный – это тот, о котором Аллах знает, когда он еще находится в животе матери, что он будет совершать деяния несчастных. И счастливый – это тот, о котором Аллах знает, когда он еще находится в животе матери, что он будет совершать деяния счастливых»[1].

И я спросил о значении слов Посланника Аллаха (С): «Выполняйте (деяния), ибо для каждого облегчено то, для чего он был создал». Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – создал джиннов и людей, чтобы они Ему поклонялись и не создавал их для того, чтобы они совершали неподчинение Ему. И таково Его слово, велик Он и свят: “Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись” (51: 56). И вот, для каждого облегчено то, для чего он был создан[2]. Так горе же тому, кто предпочел слепоту прямому пути!»

1. В некоторых списках «Таухида» присутствует комментарий шейха Садука к данному риваяту: «У этого хадиса (от Посланника Аллаха, да будет мир над ним и родом его!) есть другое значение, и оно состоит в том, что мать несчастного – Геена. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: “А тот, у кого весы легки, мать его - Пропасть” (101: 8-9). А счастливый – тот, кто живет в Раю. И у этого хадиса есть также иное значение, упомянутое в других риваятах, и оно состоит в том, что ангел в животе матери пишет на лбу у младенца, быть ему счастливым или несчастным. И есть также другое значение: что под “матерью” подразумевается ближний мир (дунья), и каждый человек, подобно тому как был рожден из живота матери для ближнего мира, - точно так же рождается из ближнего мира для мира дальнего (ахира), и каждый берет из ближнего мира в мир будущий свои деяния».

2. То есть значение хадиса от Посланника Аллаха (С) в том, что каждый был создан для поклонения Аллаху, велик Он и свят, и для каждого будет облегчено это. Посланник Аллаха (С) не подразумевал этим хадисом, как думают некоторые заблудшие, будто одних Аллах сотворил для неподчинения Себе и Ада, а других для подчинения Себе и Рая. Значение аята «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись» (51: 56) говорит об обратном: все творения были созданы для подчинения Аллаху и для Рая, и то, что некоторые из них выбирают слепоту вместо прямого пути, – вина их самих, а не Аллаха.

Хадис 4. (438) Передает Али ибн Ханзаль от Имама Садика (А), что он сказал: «Иногда счастливый идет дорогой несчастных, так что люди говорят: «Как он похож на них, он и есть один из них!» Но потом его спасает его счастье (и поворачивает его на свой путь). И иногда несчастный идет дорогой счастливых, так что люди говорят: «Как он похож на них, он и есть один из них!» Но потом его постигает его несчастье (и поворачивает его на свой путь). Поистине, тот, о ком Аллах знает, что он из счастливых, - его конец будет счастливым, даже если от ближнего мира останется лишь на икоту верблюдицы[1].

1. Счастливый или несчастный конец имеет отношение к благому сердцу или отсутствию такового. И таково Его слово: «Если Аллах будет знать про добро в ваших сердцах, Он дарует вам добро» (8: 70).

Хадис 5. (439) Передает Мансур ибн Хазим от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, Аллах создал счастье и несчастье прежде создания творения, и кого Аллах знает счастливым – никогда Он не возненавидит его. И если он совершит зло, Аллах возненавидит его деяние, а не его самого. И кого Аллах знает несчастным – Он не возлюбит его никогда. Если он сделает добро, Аллах возлюбит его деяние, но будет ненавидеть его самого за то, к чему он в итоге должен будет прийти. Если Аллах возлюбил что-то, то никогда не возненавидит это, а если возненавидел что-то, то никогда не возлюбит это»[1].

1. Нет сомнения, что счастье или несчастье привязаны к правильному вероубеждению и благим деяниям. И значение создания их прежде создания творения в том, что были созданы их причины, и они получают завершение лишь по выбору и поступкам самого раба. Или же в том, что Аллах создал их при творении человека в предшествующих мирах, как мир завета или мир духов, то есть прежде этого ближнего мира. Или же значение этого в том, что счастье и несчастье были созданы в свитках судьбы.

Хадис 6. (440) Передает Хишам ибн Салим: «От Имама Садика (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «И знайте, что Аллах стоит между человеком и его сердцем» (8: 24). Он сказал: «(То есть) стоит между ним и тем, чтобы он думал, будто ложь есть истина»[1].

Комментарий составителя книги шейха Садука:

И говорят, что Аллах – велик Он и свят! – стоит между человеком и его сердцем через смерть. Имам Садик (А) сказал: «Поистине, Аллах переносит раба из несчастья в счастье, но никогда не переносит его из счастья в несчастье».

1. И то же самое можно сказать о мнении, что истина есть ложь. Полное значение этого риваята проясняется в другом риваяте от Имама Садика (А), приведенном в тафсире Айаши: «Сердце никогда не достигнет уверенности (йакын), что истина – это ложь, и никогда не достигнет уверенности, что ложь – это истина». То есть человек, если он принимает истину за ложь или ложь за истину, никогда не достигнет в этом уверенности, и его всегда будут мучать сомнения по поводу его убеждений: «Аллах стоит между человеком и его сердцем». Уверенности сердце достигает только на пути истины, когда оно знает, что истина – это истина, а ложь – это ложь. Что же касается тех, кто выдает истину за ложь, а ложь за истину, то относительно таких возможны два варианта: или они в глубине души уверены в истине, однако отрицают ее своими языками, или они сомневаются в своих убеждениях, хотя и не показывают этого. В любом случае, приверженцы ложных убеждений никогда не достигнут степени уверенности (йакын) в следовании им, потому что уверенность была бы их доводом (худжжат) перед Аллахом. И тот, кто говорит, что достиг уверенности, тогда как его убеждения ложны, - лжец.