54. Глава о бада (изменении судьбы)

Хадис 1. (383) Передает Зурара от Имама Бакира и Имама Садика (мир им): «Аллаху – велик Он и свят! - ничем так не поклоняются, как через бада»[1].

1. Слово «бада» в основе своей означает «проявление» или «появление», и в арабском языке закрепилось применение этого слова прежде всего в отношении появления новой мысли или мнения. Арабы говорят: «Бада ли фи каза» - то есть: «В этом вопросе у меня появилось новое мнение», отличающееся от того, которое было прежде. И основа учения о бада в отношении предписания Аллаха состоит в том, что Его творение переживает постоянные изменения, а не стоит на месте, через установление Им того, чего не было, и уничтожение того, что было: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – мать Писания» (13: 39).

Хадис 2. (384) Передает Хишам ибн Салим от Имама Садика (А), что он сказал: «Аллах – велик Он и свят! - ни через что так не возвеличен, как через бада».

Хадис 3. (385) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Садика (А), что он сказал: «Аллах – велик Он и свят! – не отправлял ни одного Пророка, кроме как взяв с него договор о трех вещах: признание рабства в поклонении (убудийа), отрешение от сотоварищей (Аллаху) и то, что Аллах приближает, что пожелает, и отодвигает, что пожелает».

Хадис 4. (386) Передает Хафс ибн Бухтари и других от Имама Садика (А) о значении аята: ««Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – мать Писания» (13: 39): Имам (А) сказал: «Разве Аллах стирает что-то кроме того, что было? И разве Аллах утверждает что-то, кроме того, чего не было?»

Хадис 5. (387) Передает Муразим ибн Хукейм: «Я слышал, как Имам Садик (А) сказал: «Ни один Пророк не стал Пророком, иначе как заверив перед Аллахом пять вещей: бада, замысел (машийа), земной поклон, рабство в поклонении (убудийа) и подчинение».

Хадис 6. (388) Передает Райан ибн Сальт: «Я слышал, как Имам Рида (А) сказал: «Аллах не посылал ни одного пророка, иначе как с запретом вина и с тем, что тот признает перед Ним бада».

Хадис 7. (389) Передает Малик Джухани: «Я слышал, как Имам Садик (А) сказал: «Если бы люди знали, какая награда скрыта в убеждении о бада, никогда не оставляли бы разговор о нем».

Хадис 8. (390) Передает Мансур ибн Хазим: «Я спросил у Имама Садика (А): «Есть ли сегодня в знании Аллаха то, чего не было в Его знании вчера?» Он сказал: «Нет. Тот, кто говорит так, - Аллах опозорил его». Я спросил: «Говоришь ли ты, что всё, что было, и всё, что будет до Судного дня, - в знании Аллаха?» Он сказал: «О да, прежде чем Он сотворил творение».

Хадис 9. (391) Передает Муалла ибн Мухаммад: «Спросили знающего (мир ему): «Каково знание Аллаха?» Он сказал: «Он знал, и пожелал (ша’), и захотел (арада), и определил, и решил, и проявил, и удостоверил то, что решил, и решил то, что определил, и определил то, что захотел, и Его желание (машийа) было по Его знанию, и Его воля (ирада) была по Его желанию[1], и Его определение было по Его воле, и Его решение было по Его определению, и Его удостоверение было по Его решению. Знание (Его) предшествует желанию, и желание – второе, и воля – третье, и определение совершается над решением через удостоверение. И клянусь Аллахом, Святым и Возвышенным, бада есть в том, что Он знал, когда желал, и в том, что Он захотел для определения вещей. Но когда совершилось решение через заверение – уже нет в этом бада. И знание о знаемом – раньше его существования, и желание о желаемом – прежде его сущности, и хотение о цели хотения – прежде ее появления, и определение этих данностей – прежде их деталей и их соединения по сущности и появлению. И решение через заверение неотвратимо и окончательно для всего наделенного телесностью и постигаемого органами чувств, имеющего цвет, душу, вес и меру, что передвигается и изменяется из людей, джиннов, птиц, зверей и прочего, постижимого чувствами. И вот, для Аллаха, Святого и Возвышенного, в этом есть бада для того, что не определимо сущностно, а если стало это сущностью постижимой и познаваемой – то нет бада. И Аллах совершает то, что желает, и Своим знанием ведал вещи прежде их существования, и Своим желанием понимал их качества и пределы, и создал их прежде их проявления, и Своим хотением различил их по их цветам, качествам и пределам, и Своим определением определил их времена, и знал первые из них и последние, и Своим решением установил для людей их места, и указал им на них, и Своим заверением разъяснил их причины, и установил их дела, и это – определение Великого, Знающего».

1. О значении машийа и ирада см. примечание к хадису 13 главы 2, а также хадисы в следующей главе (глава 55).

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Бада не такова, как думают невежественные люди, будто она есть сожаление (Аллаха о принятом решении), пречист Аллах от подобного. Значение бада в том, что Он начинает (йабда) какую-то вещь из Своего творения и сотворяет ее прежде чего-то, а потом уничтожает ее и начинает творение другой. Или повелевает некое дело, а потом отказывается от этого и повелевает к чему-то подобному тому, от чего отказался. И это то, как Он отменил некоторые положения шариата или изменил киблу (мусульман) или идду (срок воздержания) женщины, муж которой умер. И не повелевает Аллах Своим рабам какое-либо дело в какое-либо время, иначе как зная о пользе для них в это время и в этом деле, которое Он повелел. И знает Он, что в другое время польза для них – в Его отказе от того, что Он повелел им ранее. И кто удостоверился, что Аллах совершает то, что пожелает, и уничтожает то, что пожелает, и творит на его месте то, что пожелает, и предваряет то, что пожелает, и совершает позже то, что пожелает, и повелевает то, что пожелает как пожелает, - тот удостоверился в бада. И не постигается величие Аллаха через что-либо лучшее, нежели удостоверение в том, что Ему принадлежит творение, и повеление, и предшествование, и завершение, и установление того, чего не было, и уничтожение того, что было.

Бада есть то, что отвергли иудеи, ибо они сказали: «Аллах отдалился от дел». Но мы говорим: «Аллах каждый день занят делом: Он оживляет и умерщвляет, и наделяет, и творит то, что пожелает».

Бада не есть сожаление (о совершенном), но она есть не что иное, как проявление того или иного дела. Арабы говорят: «Бада ли шахсун фи тарики», то есть – «мне встретился (показался, проявился) такой-то человек по пути». Коран говорит: «Ва бада лахум мина ллахи ма лам йакуну йахтасибун» - «И проявилось им то Аллаха то, на что они не рассчитывали» (39: 47). И когда проявилось для Аллаха, что раб поддерживает хорошие отношения с родственниками, Он увеличивает его жизненный срок. Когда же проявилось для Него, что раб порвал отношения с родственниками, Он уменьшает его срок. И когда проявилось для Аллаха, что раб совершает прелюбодеяние, Он уменьшает его пропитание и жизненный срок. И когда проявилось для Него, что раб воздерживается от прелюбодеяния и хранит целомудрие, Он умножает его пропитание и увеличивает его жизненный срок.

Хадис 10. (392) К этому относится высказывание Имама Садика (А): «Не было у Аллаха такого бада, как бада относительно моего сына Исмаила; не проявилось у Аллаха такого дела, как дело моего сына Исмаила: Он упокоил его прежде меня, дабы тем самым показать, что он – не Имам после меня».

Хадис 11. (393) Мне было рассказано от Абу Хусейна Асади об этих тайных вещах, что Имам Садик (А) сказал: «Не было у Аллаха бада, как бада Исмаила, моего предка, когда Аллах повелел его отцу (Ибрахиму) принести в жертву своего сына, а потом заменил его великой жертвой».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Хадис дошел до меня в этих двух вариантах (10 и 11), и я привел его по причине слова бада, которое в нем упоминается, и только Аллах указывает на истинный путь.