53. Глава о том, что Аллах сотворил людей с естественным свойством (фитрой) Единобожия

Хадис 1. (373) Передает Ала ибн Фудейл от Имама Садика (А): «Я спросил его о слове Аллаха “Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей” (30: 30)». Он сказал: «Это Единобожие (таухид)».

Хадис 2. (374) Передает Хишам ибн Салим от Имама Садика (А): «Я спросил его о слове Аллаха “Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей” (30: 30)». Он сказал: «Это Единобожие (таухид)».

Хадис 3. (375) Передает Абдулла ибн Синан от Имама Садика (А): «Я спросил его о слове Аллаха “Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей” (30: 30) Что это за естественное свойство?» Он сказал: «Это – ислам. Аллах сотворил их (людей) с Единобожием (таухидом), когда взял с них завет (договор). И сказал Он: “Разве Я не ваш Господь?” (7: 172). И есть среди них верующие и неверные».

Хадис 4. (376) Передает Зурара: «Имам Садик (А) сказал о Его слове: «Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей» (30: 30), что оно означает: «Сотворил их с Единобожием (таухидом)».

Хадис 5. (377) Передает Мухаммад Халаби: «Имам Садик (А) сказал о Его слове: «Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей» (30: 30), что оно означает: «Сотворил их с Единобожием (таухидом)».

Хадис 6. (378) Передает Зурара: «Я спросил Имама Садика (А) о слове Аллаха: “Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей” (30: 30) Что это за естественное свойство?» Он сказал: «Он создал их всех с Единобожием (таухидом)».

Хадис 7. (379) Передает Абдуррахман ибн Касир от Имама Садика (А), что он сказал о слове Аллаха: «Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей» (30: 30), что оно означает: «Единобожие (таухид) и (свидетельство), что Мухаммад – Посланник Аллаха, а Али – повелитель верующих»[1].

1. Признание посланничества Мухаммада (С) и вилаята Али (А) и Имамов (А) после него является условием Единобожия (таухид), как разъясняется в других хадисах.

Хадис 8. (380) Передает Зурара: «Я спросил Имама Бакира (А) о слове Аллаха “Таково естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей” (30: 30)». Он сказал: «Сотворил их с Единобожием (таухидом) при завете (договоре) о познании Его, что Он – их Господь». Я спросил: «И они говорили с Ним?» Он склонил голову, а потом сказал: «Если бы не было так, то они бы не знали, кто их Господь и тот, кто наделяет их благами».

1. Фитра – это основа знания, и Аллах сотворил всех людей с фитрой Единобожия. Каждый человек рождается с качеством единобожника, и только родители и общество делают его последователем неверия. Однако в любом случае фитра остается, в иногда ее лучи освещают сердце человека, заставляя его искать Истину. А потому на Судном дне от них не будет принято оправдание, что их отцы являлись неверующими, а потому они не знали истину, следуя за ними.

Хадис 9. (381) Передает Зурара от Имама Бакира (А): «Я спросил его о слове Аллаха: “...ханифами пред Аллахом, не придающими Ему сотоварищей” (22: 31) и о том, что такое положение ханифа (единобожника)». Сказал Имам Бакир (А): «Это – естественное свойство (фитра), с которым Аллах сотворил людей, и нет изменения в творении Аллаха». И сказал: «Аллах сотворил их на познании (с познанием)».

Зурара сказал: «И я спросил его о слове Аллаха: “И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: ‘Разве Я не ваш Господь?‘ Они сказали: ‘Да, мы свидетельствуем‘. Чтобы вы не сказали в День воскресения: ‘Мы были небрежны к этому‘” (7: 172)». Он сказал: «(То есть) вывел из спины Адама его потомство до Судного Дня, и они вышли подобно частицам (зарр), и Он познакомил их друг с другом, и показал им Свое творение, и если бы не было так, то никто не знал бы своего Господа»[1].

И сказал: «Сказал Посланник Аллаха (С): “Всякий, кто рождается, рождается с естественным свойством (фитрой единобожия), то есть с познанием, что Аллах – его Творец, и в этом состоит слово Его: ‘А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах"‘ (31: 25)”».

1. Имеется в виду «мир частиц», ‘аламу зарр. См. также примечание к хадису 1 главы 49.

Хадис 10. (382) Передает Ибн Умар: «Сказал Посланник Аллаха (С): «Не бейте своих детей, когда они плачут, ибо их плач четыре месяца – свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и четыре месяца – приветствие Пророку и его роду, и четыре месяца – молитва за родителей».