51. Глава о том, что Трон является четвертым творением

Хадис 1. (367) Передает Абу Джафар от Имама Саджада(А), что он сказал: «Воистину, Аллах, свят Он и велик, сотворил Трон[1] четвертым, и сотворил прежде него только три вещи: стихию (хава), перо и свет. Потом создал его (Трон) из различных светов, из них – зеленый свет, от которого становится зеленым любое зеленое; и желтый свет, от которого становится желтым любое желтое; и красный свет, от которого становится красным любое красное; и белый свет, который есть свет светов, и от него происходит свет дня. Потом Он сделал его (Трон) семьюдесятью тысячами ступеней, и длина каждой – как от вершины Трона до самого его низа, и каждая ступень восхваляет хвалою Господа своего, и святит Его различными голосами и непохожими языками. И если будет дозволено какому-либо из этих языков дать услышать другим то, что под ним, - разрушатся горы, и города, и села, и высохнут моря, и всё остальное также уничтожится. У Трона этого восемь столпов, и на каждом из столпов – воинства ангелов; никто не подсчитает число их, кроме Аллаха, свят Он и велик: славят Его днем и ночью непрестанно. И если одна ступень почувствует нечто от того, что выше ее, встает в мгновение ока между нею и чувством этим власть, и величие, и сила, и святость, и милость».

1. «Арш» в повседневном арабском языке означал «трон повелителя». И таково слово Аллаха: «Он (Йусуф) поднял своих родителей на трон (арш)» (12: 100) или «я обнаружил там женщину, что властвует над ними. И дано ей всё, и у нее – великий трон (арш)» (27: 23). Также это слово означает «крышу, навес» и «павильон, беседку», и таково слово Аллаха: «Его (винограда) ветви упали на крыши (уруш)» (18: 42).

Арш Аллаха не является троном или сидением в буквальном смысле, но представляет собой высшую сущность творения и знание Аллаха. Суть же этого знания – свет, которым освещается всё мироздание, как указано в хадисе от повелителя верующих Али (А), переданном Кулайни в главе «О Троне и Престоле» из «Кафи» (фрагмент хадиса «Епископ»): «Поистине, Аллах сотворил Трон из четырех светов: красный свет, от которого становится красным всякое красное; зеленый свет, от которого становится зеленым всякое зеленое; желтый свет, от которого становится желтым всякое желтое, и белый свет, от которого становится белым всякое белое. И то, что дал нести Аллах носителям (Трона), – это знание, и это свет Его величия. И Аллах через Свое величие и Свой свет сделал зрячими сердца верующих, и через них враждуют с Ним несведующие (джахилун), и через них ищут посредства к Нему все, кто есть на небесах и земле, деяниями различными и религиями схожими. И Аллах несет всё носимое через Свой свет, Свое величие и Свою силу: они не владеют для себя ни вредом, ни пользой, ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением... И те, кто несут Трон, - они есть обладатели знания, на которых Аллах возложил несение Своего знания. И то, что сотворил Аллах в своем малакут (ангельском царстве) и показал Своему другу и избраннику Ибрахиму (А), - всё это из тех четырех цветов» («Кафи», хадис 334).

Алламе Маджлисе приводит в 14-м томе «Бихара» хадис от Имама Садика (А): «Его спросили: “Почему Кааба названа Каабой (“Кааба” значит “куб”)?” Он сказал: “Потому что она имеет четыре стороны”. Его спросили: “А почему она имеет четыре стороны?” Он сказал: “Потому что она есть подобие Бейт уль-мамур (“Дом населенный” - Небесная Кааба), а он имеет четыре стороны”. У него спросили: “А почему Бейт уль-мамур имеет четыре стороны?” Он сказал: “Потому что он есть подобие Трона (арш), а тот имеет четыре стороны”. У него спросили: “Почему Трон имеет четыре стороны?” Он сказал: “Потому что Ислам стоит на четырех словах: пречист Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах превыше всего (субхана ллахи валь хамду лилляхи ва ля иляха илла ллаху ва ллаху акбар)».