47. Глава о значении слов «Первый и Последний»

Хадис 1. (353) Передает Маймун Альбан: «Я слышал, как Имама Садика (А) спросили о значении слов Аллаха: «Он – Первый и Последний». Он сказал: «Он - Первый не в значении первого в отношении чего-то, что было прежде Него, или начала, что предшествовало бы Ему. И Он - Последний не как завершение, о котором говорят в отношении к качествам сотворенного. Однако Он – Вечен; Первый и Последний, Который не преходил и не прейдет, без начала и без конца. Изменения не касаются Его, и Он не переходит из состояния в состояние; Он - Творец всех вещей».

Хадис 2. (354) Передает Ибн Аби Йафур: «Я спросил у Имама Садика (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: «Он – Первый и Последний» и сказал: «Что касается слова “Первый”, то оно понятно нам. Объясни же, что значит “Последний”?» Он сказал: «Нет ни одной вещи, которая не исчезла бы, или не изменилась бы, или не превратилась бы в что-то другое, или не перешла бы из одного цвета в другой, из одного образа в другой, из одного качества в другое, от увеличения – к уменьшению, от уменьшению – к увеличению, кроме Господа миров. Он всегда был и всегда будет Единственным. Он – Первый прежде всех вещей, и Он – Последний, поскольку никогда не исчезнет, и Его качества и имена не изменятся, как они изменяются, например, у человека, который бывает то землею, то плотью, то кровью, то трупом и тленом, или как у сухого финика, который бывает то созревающим, то недозрелым, то спелым, то сухим. И вот, у него изменяются имена и качества, но Аллах – велик Он и свят! – наоборот».