46. Глава о значении слов «Аллах превыше всего» (Аллаху акбар)

Хадис 1. (351) Передает Ибн Махбуб от того, от кого привел: «Человек сказал возле Имама Садика (А): «Аллах превыше всего (Аллаху акбар)». Имам (А) спросил: «Аллах превыше чего?» Он сказал: «Всех вещей». Имам (А) сказал: «Ты ограничил Его». Тот человек спросил: «Так как мне говорить?» Он сказал: «Говори так: “Аллах превыше того, чтобы быть описанным”».

Хадис 2. (352) Передает Джами ибн Амру: «Имам Садик (А) сказал мне: «Аллах превыше всего (Аллаху акбар) – какой вещи Он превыше?» Я сказал: «Аллах превыше всех вещей». Он сказал: «Так есть какая-то вещь, и Он больше ее?» Я спросил: «Каков же Он?» Он сказал: «Аллах превыше того, чтобы быть описанным»[1].

1. Вкратце, суть объяснений Имама (А) в этой главе состоит в том, что нельзя говорить: «Аллах превыше (больше) всех вещей», потому что это подразумевает соизмеримость. И когда говорят, что одно нечто больше другого, то тем самым имеют в виду, что между ними есть общая граница и величина и тем самым подобие. Однако Аллах не имеет ничего общего с тварными вещами: Он не сопоставим и не соизмерим с ними.