40. Глава о наименьшей степени познания единобожия (таухид)

Хадис 1. (322) Передает Фатх ибн Йазид Джурджани: «Я спросил у Имама Риды (А) о наименьшей степени познания (ма‘арифат). Он сказал: «Уверенность, что нет бога, кроме Него, и что нет Ему ни подобного, ни равного, и что Он – Вечный, Непоколебимый (мусбат), Сущий и не исчезающий, и что нет ничего подобного Ему».

Хадис 2. (323) Передает Асим ибн Хумейд: «У Али ибн Хусейна Саджада (А) спросили о единобожии (таухид). Он сказал: «Аллах – велик Он и свят! – знал, что в последние времена будут люди, углубляющиеся (в бесполезные размышления). И Аллах ниспослал “Скажи: Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный” и аяты суры “Железо” до слов “Он знает о том, что в груди”. И тот, кто скажет что-то помимо этого, - погиб».

Хадис 3. (324) Передает Абдульазиз ибн Мухтади: «Я спросил Имама Риду (А) о единобожии (таухид). Он сказал: «Всякий, кто прочитал “Скажи: Он – Аллах Единый” и поверил в это, - познал единобожие». Я спросил: «Как он прочитает это?» Он сказал: «Как читают люди, и после прочтения скажет: “Таков мой Господь, таков мой Господь, таков мой Господь”».

Хадис 4. (325) Передает Захир ибн Хатам ибн Махавей: «Я написал Имаму Казыму (А): «Без чего не может быть познания Творца?» И он написал мне: «Ничто не подобно Ему, и Он всегда был Слышащим, Знающим, Видящим, и Он совершает, что пожелает».

Хадис 5. (326) Передает Ибн Аббас: «Бедуин пришел к Пророку (С) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Научи меня тайнам знания!» Пророк (С) спросил: «Какова твоя осведомленность об основах знания, что ты спрашиваешь о его тайнах?» Тот человек сказал: «Что такое основа знания?» Посланник Аллаха (С) сказал: «Познание Аллаха истинным познанием». Бедуин сказал: «А что такое познание Аллаха истинным познанием?» Он сказал: «Знание, что нет сравнимого с Ним, и нет Ему подобного или равного, и что Он – Единый, Единственный, Явный и Скрытый, Первый и Последний, нет Ему ни равного, ни подобного. Таково истинное познание Его».