34. Глава толкования слов азана и икамата

Хадис 1. (297) Передает Хусейн ибн Али (А): «Мы сидели в мечети, когда муэдзин поднялся на минарет и прочитал: «Аллаху акбар! Аллаху акбар!» И повелитель верующих Али ибн Аби Талиб (А) заплакал, и мы заплакали от его плача. Когда муэдзин закончил эту фразу, он сказал: «Знаете ли вы, что он говорит?» Мы сказали: «Аллах, Его Посланник и его наследник знают лучше». Он сказал: «Если бы вы знали, что он говорит, то мало бы смеялись и много плакали! У слов “Аллаху акбар” (“Аллах превыше всего”) много значений, и они относятся к вечности Аллаха, Его непреходящести и постоянству, и Его знанию, и Его силе, и Его мощи, и Его терпению, и Его щедрости, и Его дарению, и Его величию. И когда муэдзин произнес: “Аллаху акбар”, он тем самым сказал: “Аллах – Тот, Кому принадлежит творение и повеление, и творение существует по Его желанию (машийа), и от Него существует всякая вещь в творении, и к Нему возвращается творение, и Он – Первый прежде всех вещей, не преходил вовеки, и Он – Последний после всех вещей, не прейдет никогда, и Он – Явный над всеми вещами, и не познаваем, и Он – Скрытый от всех вещей, и не имеет предела, и Он – Пребывающий (баки), тогда как все вещи, помимо Него, исчезающи (фани)”.

Второе же значение “Аллаху акбар” – что Он есть Могучий (кадир) над всеми вещами, способный на всё, что пожелает, Сильный Своею мощью, Владеющий творением, Сильный по Своей сущности, и мощь Его простерта над всеми вещами. Когда Он решает что-то, лишь говорит этому: “Будь” – и оно возникает.

И другое значение “Аллаху акбар” – значение Его терпения и щедрости. Он терпит (грехи творений), как будто бы Он не знал (о них), и прощает, как будто бы не видит, и прикрывает (грехи), как будто бы Ему не совершали неподчинения, и не торопится с наказанием по Своей щедрости, прощению и терпению. И другое значение “Аллаху акбар” – что Он есть Щедрый, великий в дарах, великодушный в деяниях.

Иной смысл “Аллаху акбар” состоит в отрицании образа (кейфийа) от Аллаха, и этими словами сказано: “Аллах величественнее того, чтобы описывающие постигали меру Его качеств, которыми Он описан”. И, поистине, описывающие описывают Его лишь по своей мере, а не по мере Его величия и славы: превыше Аллах того, чтобы описывающие постигали Его качества, великим превознесением! И иное значение слов “Аллаху акбар” в том, что ими сказано: Аллах возвышеннее всего и величественнее всего. Он богаче Своих рабов: нет Ему нужды в деяниях Его творений.

Что же касается слов “свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”[1], то они суть извещение о том, что свидетельство невозможно иначе как через познание сердцем. И как будто бы этими словами он (муэдзин) говорит: “Знай, что нет объекта поклонения, кроме Аллаха, велик Он и свят, и что всякий предмет поклонения есть ложь, кроме Аллаха, велик Он и свят. И я подтверждаю языком то, что есть в моем сердце относительно знания, что нет бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что нет прибежища от Аллаха, иначе как к Нему, и нет спасения от зла всякого обладателя зла или от смуты всякого обладателя смуты, кроме как у Аллаха”.

И повторение второй раз слов “свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха” означает: “Свидетельствую, что нет Ведущего по пути (хади), кроме Аллаха, и нет Указующего, кроме Аллаха. И я призываю в свидетели Аллаха, что я засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и я призываю в свидетели обитателей небес и земель и того, что на них, из ангелов и всех людей, и гор, и деревьев, и ручных животных, и диких зверей, и великого и малого, что я свидетельствую, что нет творца, кроме Аллаха, и что нет ни дающего пропитание, ни предмета поклонения, ни вредящего, ни приносящего пользу, ни держащего (творения в Своей длани), ни простирающего (милости), ни дарующего, ни запрещающего, ни отталкивающего, ни советующего, ни достаточного, ни исцеляющего, ни предшествующего, ни последующего, кроме Аллаха, – Ему принадлежит творение и повеление, и всё благо в Его руке, благословен Аллах, Господь миров!”

Что же до слов “свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха”, то они означают: “Призываю в свидетели Аллаха, что я свидетельствую: нет бога, кроме Него, и Мухаммад – Его раб и посланник, и Его пророк, и Его избранный, и отмеченный Им. Он отправил его ко всем людям без исключения, с прямым руководством и религией истины, дабы превознести ее над всеми религиями, даже если это ненавистно многобожникам. И я призываю в свидетелей тех, кто на небесах и на земле из пророков, посланников, ангелов и людей всех вместе, что я свидетельствую: Мухаммад – господин первых и последних”.

И значение повторения второй раз слов “свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха”: “Свидетельствую, что ни у кого ни в ком нет нужды, кроме как в Аллахе, Едином, Сокрушающем, и все нуждаются в Нем, пречист Он, и Он – богаче Своих рабов и всех творений, и Он послал Мухаммада к людям добрым вестником и увещателем, и призывающим к Аллаху по Его разрешению, и светильником освещающим: кто отверг его и не поверил в него – Аллах ввергнет такого в огонь Геены пребывающим там вечно, и не выйдет он оттуда никогда”.

И слова “спешите к молитве!” означают: “Устремитесь к лучшему из ваших дел и лучшему из того, к чему призвал вас Господь! Спешите к прощению от вашего Господа, и погашению вашего огня, что разожгли вы для себя позади своих спин, и освобождению ваших шей от оков греха, дабы Аллах сгладил ваши злые деяния, и простил ваши грехи, и заменил ваши злые дела на благие! Ибо Он – Владыка щедрый и Обладатель милости великой; Он позволил нам, собранию мусульман, войти в услужение Ему и стать предшествующими пред Ним”.

И повторение слов “спешите к молитве!” второй раз означает: “Вставайте для беседы со своим Господом[2] и для представления ваших нужд своему Господу! Ищите же к Нему посредства через Его слова, и прибегайте к Его заступничеству, и умножайте поминания (зикр), просьбы (кунут), поясные и земные поклоны, смирение и благоговейный страх! И возводите к Нему ваши нужды и просьбы: вот, Аллах разрешил нам это”.

И слова “спешите к успеху!” говорят: “Идите к (вечному) пребыванию, в котором нет исчезновения, и к спасению, в котором нет гибели! Устремитесь к жизни, в которой нет смерти, к милостям, которые не истощаются, к царству, которое не преходит, к радости, в которой нет печали, к покою, в котором нет уныния, к свету, в котором нет мрака, к изобилию, в котором нет недостатка, к великолепию, в котором нет истощения, к богатству, в котором нет бедности, к здоровью, в котором нет болезни, к величию, в котором нет унижения, к силе, в которой нет слабости, и к щедрости – о, что это за щедрость! Так поспешайте же к радости в мире ближнем и будущем и спасению первых и последних!”

Второй же раз слова “спешите к успеху!” говорят: “Состязайтесь в том, к чему Я призвал вас, дабы быть вам в щедрой милости, и великих благах, и высочайших дарах, и великом преуспеянии, и вечном уделе по соседству с Мухаммадом (С) на седалище истины возле Владыки всемогущего!”

Что касается слов “Аллаху акбар!” (в конце азана), то они говорят: “Аллах выше и величественнее того, чтобы кто-то из Его творений знал величину Его щедрости к рабу, который ответил Ему и подчинился Ему и подчинялся обладателям власти, поставленным Им, и знал Его, и поклонялся Ему, и был занят Им и Его поминанием, и любил Его, и был Его другом, и был убежден в Нем, и полагался на Него, и боялся Его, и надеялся на Него, и стремился к Нему, и соглашался с Его суждением и решением, и был доволен Им”.

Повторение же “Аллаху акбар!” второй раз говорит: “Аллах превыше, возвышеннее и величественнее того, чтобы кто-то знал меру Его щедрости к Его приближенным (аулийа) и Его возмездия Его врагам, и меру Его прощения и Его щедрот к тем, кто ответил Ему и Его посланнику, и меру Его наказания, кары и позора для тех, кто отверг Его и не признал Его”.

Слова же “нет бога, кроме Аллаха” говорят: “У Аллаха есть совершенный Довод (худжжат) над ними (рабами) через посланников и послание, и разъяснение, и призыв; однако Он величественнее того, чтобы у кого-то из них был над Ним довод. И кто ответил Ему – такому будет свет и щедрость, а кто отверг Его – то ведь Аллах богаче миров, и Он – скорейший в расчете”.

Что же касается икамата, то слова «началась молитва» (кад камати ссалят) означают: “Наступило время посещения (зиярат), задушевной беседы (мунаджат), исполнения нужд, удовлетворения желаний и присоединения (вусуль) к Аллаху, велик Он и свят, и к Его щедрости, прощению, милости и довольству”».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Передатчик этого хадиса оставил слова «спешите к лучшему из дел!» из-за такыйи.

1. Вторая фраза азана после слов «Аллаху акбар».

2. Мунаджат – беседа в сердце, в глубине души.

Хадис 2. (298) И в другом предании сообщается: «Имама Садика (А) спросили о значении слов «спешите к лучшему из дел!» (в азане и икамате), и он сказал: «Лучшее из дел есть вилаят (Ахль уль-Бейт)[1]». И в другом предании: «Лучшее из дел – благо к Фатиме и ее потомкам (мир им)».

1. Значение слова «вилаят» и его производных, как «вали» (множ. число – «аулия») очень обширно, и его невозможно передать одним словом в переводе на русский язык. Слово «вали» объединяет в себе значения «святого», «друга» и «руководителя», «вождя». В целом «вали» - это священный руководитель, поставленный Аллахом над людьми и очищенный Им для этого от любых грехов и скверны. Соответственно, вилаят означает систему священного руководства, наместничества, установленную Аллахом для Его творений, где на вершине находится Он Сам, а между Ним и остальными творениями – четырнадцать Непорочных, то есть Мухаммад, Фатима и двенадцать Имамов из потомков Фатимы (мир им всем). Вкратце, «вилаят» - это то же самое, что и «имамат». В целом, весь Ислам является не чем иным, как религией священного руководства, то есть Вилаята.