33. Глава толкования тайного значения букв

Хадис 1. (295) Передает Абу Джаруд Зийад ибн Мунзир от Имама Бакира (А), что он сказал: «Когда родился Иса ибн Марьям (А), он в возрасте одного дня был как будто двухмесячным. Когда же ему исполнилось семь месяцев, его мать взяла его за руку, пришла с ним в школу и посадила его перед учителем. Учитель сказал: «Скажи: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”». Иса (А) сказал: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Тот сказал: «Скажи значение какой-нибудь буквы (абджад)». Иса (А) поднял голову и сказал: «Знаешь ли ты, что такое значение букв?» Учитель поднял плеть, чтобы ударить его. Иса (А) сказал: «О, учитель! Не бей меня, а если не знаешь, то спроси, дабы я объяснил тебе». Тот сказал: «Объясни мне». Иса (А) сказал: «“Алеф” – милости (алау) Аллаха; “ба” – великолепие (бахджат) Аллаха; “джим” – красота (джамаль) Аллаха; “даль” – религия (дин) Аллаха; “хувваз” - “х” вокруг Ада; “вав” – горе (вайль) обитателям Огня; “зай” – дыхание (зафир) Ада; “хути” – удаление (хатт) грехов от кающихся; “каламан” – слово (калям) Аллаха, и нет заменяющего для Его слова; “саафас” – мера (саа) за меру, и за возмездие – возмездие; “карашат” – соединил (караша) и собрал». Учитель сказал: «О женщина, возьми своего сына: он все знает, и ему нет нужды в учителях».

Хадис 2. (296) Передает Асбаг ибн Нубата: «Повелитель верующих Али (А) сказал, что однажды Усман ибн Аффан спросил у Посланника Аллаха (С) о значении букв (абджад). Посланник Аллаха (С) сказал: «Обучайтесь значению букв (абджад)! Ибо всё удивительное скрыто в них. Горе ученому, которые не знает их значения!» Усман сказал: «О, Посланник Аллаха! Каково же их значение?»

Он сказал: «“Алиф” – это милости (алау) Аллаха, и это буква из букв Его имен; “ба” – великолепие (бахджат) Аллаха; “джим” – Рай (джаннат) Аллаха, слава (джалаль) Аллаха и Его красота (джамаль); “даль” – религия (дин) Аллаха; “хавваз” – это “ха” адской бездны (хавийа), и горе тому, кто упал (хава) в Огонь! И “вав” значит горе для обитателей Огня; “зай” – угол (завийа) в Аду, и прибегаю к Аллаху от этого угла; “хутти” - удаление (хатт) грехов от кающихся в ночь могущества (лейлят уль-кадр), и Джабраил с ангелами нисходит в нее до рассвета зари; “та” – счастье им (туба) и лучшее прибежище, и оно - дерево (в Раю), которое взрастил Аллах, велик Он и свят, и вдохнул в него от Своего духа, и ветви его видны позади стен Рая, и плоды его – украшение убранств, и близки они ко ртам обитателей Рая. “Йа” же есть рука (йад) Аллаха над Его творением, пречист Он и превыше того, что придают Ему в сотоварищи; “каламан” – слово (калам) Аллаха, и нет заменяющего для Его слова, и нет прибежища, кроме Него; “лам” – знакомство (ильмам) обитателей Рая друг с другом, их взаимное посещение, приветствие и пожелание мира и порицание друг друга обитателями Ада; “мим” – царство (мульк) Аллаха, которое никогда не прейдет, и вечность Аллаха, Который не исчезает; “нун” – это “нун”, с которой начинается сура “Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что пишут” (68: 1), и письменная трость – из света (нур), и книга – из света, в Хранимой скрижали, что видят приближенные, и достаточно Аллаха как свидетеля. “Саафас” же значит “мера (саа) за меру, и доля – за долю”, то есть воздаяние за воздаяние. И какой мерой взвешиваете, такой и вам отвешено будет. Аллах, поистине, не желает угнетения для рабов. “Карашат” же - соединил (караша) их Аллах и собрал для Судного дня, и рассудил между ними по правде, и они не будут обделены».