32. Глава о толковании букв

Хадис 1. (293) Передает Али ибн Хасан ибн Али ибн Фаззаль от его отца от Имама Риды (А), что он сказал: «Первое, что сотворил Аллах, велик Он и свят, для того, чтобы Его рабы знали написание, были буквы с точками[1]. И если человек получит удар палкой по голове, после чего не сможет правильно говорить, то решение относительно него такое, что ему представляются некоторые буквы с точками, и компенсация выплачивается ему в размере того, что он не сможет произнести. И передал мне мой отец от его отца от его деда от повелителя верующих Али (мир им всем) о буквах «алеф», «ба», «та», «са»[2], что он сказал:

«“Алеф” – это милости (алау) Аллаха, “ба” – великолепие (бахджат) Аллаха, “та” – завершение (тамаму) повеления через Возносящего (Каим) род Мухаммада (то есть Махди), “са” – награда (саваб) верующих за их праведные деяния.

“Джим, ха, ха”: и “джим” – это красота (джамаль) Аллаха и слава (джалаль) Аллаха. “Ха” – это мягкость (хильм) Аллаха по отношению к грешникам. И “ха” – неупоминание (хумуль) непокорных возле Аллаха, велик Он и свят.

“Даль, заль”: и “даль” – религия (дин) Аллаха. “Заль” - значит “обладатель (зу) славы и щедрости”.

“Ра, за”: и “ра” – Добрый, Милосердный (рауфу ррахим). “За” – сотрясения (залазилу) земли в Судный День.

“Син, шин”: и “син” – сияние (санау) Аллаха. “Шин” – желает (ша) Аллах, что желает, и хочет то, что хочет. “Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах” (76: 30).

“Сад, зад”: и “сад” – правдивость обещания (садику ль-ва‘ди) при ведении людей по пути и подстерегание угнетателей в засаде. “Зад” – заблудился (залла) тот, кто противился Мухаммаду и роду Мухаммада.

“Та, за”: и “та” – радость (туба) для верующих и лучший исход. “За” – думали (занну) верующие об Аллахе благое, и думали неверные о Нем плохое.

“Айн, гайн”: и “айн” – Знающий (алим). “Гайн” – Богатый (гани), у Которого нет никаких нужд.

“Фа, каф”: и “фа” – толпа (фаудж) в Огне. “Каф” – Коран, и на Аллахе его собирание и чтение.

“Кяф, лам”: и “кяф” – Достаточный (кафи). “Лам” – пустословие (лагв) неверующих, говорящих на Аллаха ложь.

“Мим, нун”: и “мим” – власть (мульк) Аллаха в тот День, когда не будет никакого другого властителя, и сказал Аллах, велик Он и свят: “Кому власть в этот День?” (40: 16). И вот, говорят духи Пророков, Посланников и Доводов (худжадж): “Аллаху, Единому, Могучему!” (40: 16). И говорит Он, да славится слава Его: “В тот День всякая душа получит воздаяние за то, что приобрела; нет несправедливости в тот день. Поистине, Аллах скор в расчете!” (40: 17).

И “нун” – дары (наваль) Аллаха верующим и наказание (накаль) Его неверным. “Вав, ха”: и “вав” – горе (вайль) тем, кто ослушался Аллаха, от мучений великого Дня! “Ха” – облегчение (хана) от Аллаха искреннему и Рай для него. “Йа” – рука (йад) Аллаха над Его творением, простертая с уделом. Велик Он и пречист от того, что придают Ему в сотоварищи!»

Потом он (Имам Рида, мир ему) сказал: «Воистину, Аллах, велик Он и свят, ниспослал Коран с этими буквами, которые были у всех арабов, и сказал: “Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками” (17: 88)».

1. Часть букв арабского языка имеют диакритические точки.

2. Первые четыре буквы арабского алфавита.

Хадис 2. (294) Передает Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (А): «Иудей пришел к Пророку (С), и был возле Пророка (С) повелитель верующих Али ибн Аби Талиб (А), и тот спросил: «Какая польза в буквах алфавита?» Посланник Аллаха (С) сказал Али (А): «Ответь ему». И добавил: «О Аллах, помоги ему и укрепи его!» И сказал Али ибн Аби Талиб (А): «Не такой буквы, которая не была бы именем Аллаха, велик Он и свят».

А потом сказал: «И вот, “алиф” – Аллах, и нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. “Ба” – Остающийся (баки) после исчезновения Его творения. “Та” есть Принимающий покаяния (тавваб) от Своих рабов. “Са” – Прочный (сабит), Сущий: “Аллах дает прочность (йусаббиту) тем, которые уверовали, словом твердым в жизни ближней и в жизни дальней” (14: 27). И “джим” значит “славится (джалла) Его хвала, и святы Его имена”. “Ха” есть Истинный (хакк), Живой (хай), Кроткий (халим). И “ха” – Сведующий (хабир) о делах Своих рабов. “Даль” же – Судья (дайан) в Судный день. “Заль” - Обладатель (зу) славы и щедрости. И “ра” – Добрый (рауф) к Своим рабам. “За” же – Украшение (зейн) тех, кому поклоняются. И “син” – Слышащий (сами‘), Видящий. “Шин” – Благодарящий (шакир) Своих верующих рабов. “Сад” – Правдивый (садик) в обещании и угрозе. “Зад” – Вредящий (зарр), Полезный[1]. “Та” – Чистый, Очищенный (тахиру мутаххар). “За” – Явный (захир), Проявляющий Свои знамения (музхиру ли аятихи). “Айн” – Знающий о Своих рабах. “Гайн” – Помощь взывающим о помощи (гийасу ль-мустагисин) из всего творения. “Фа” – Раскалывающий (фалик) семя и зерно. И “каф” – Сильный (кадир) над всем творением. И “кяф” – Достаточный (кафи), и не был равным (куфуван) Ему ни один, и не рождал Он и не был рожден. И “лям” – Проницательный (латиф) для Своих рабов. И “мим” – Владыка царства (малику ль-мульк). “Нун” же значит то, что свет (нур) небес - из света Его Трона. И “вав” – Единственный (вахид), Единый, Самодостаточный, не родил и не был рожден. И “ха” – Ведущий по пути (хади) для Своих творений. “Лям и алиф” – нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей. И “йа” – рука (йад) Аллаха, простертая над Его творением».

И Посланник Аллаха (С) сказал: «Это – те самые слова, которыми доволен Аллах для всего Своего создания». И тот иудей принял Ислам.

1. То есть Вредящий неверующим и непокорным, Полезный для верующих и благодарных.