30. Глава о том, что такое Коран

Хадис 1. (281) Передает Хусейн ибн Халид: «Я спросил у Имама Риды (А): «О, сын Посланника Аллаха, расскажи мне о Коране: он творящий или сотворенный?» Он сказал: «Не творящий и не сотворенный, но Он есть Слово Аллаха, велик Он и свят».

Хадис 2. (282) Передает Райан ибн Сальт: «Я спросил у Имама Риды (А): «Что ты скажешь о Коране?» Он сказал: «Он есть Слово Аллаха: не говорите больше него и не ищите руководства помимо него, иначе заблудитесь».

Хадис 3. (283) Передает Мухаммад ибн Салим от его отца: «Я спросил Имама Садика (А): «О, сын Посланника Аллаха! Что ты скажешь о Коране?» Он сказал: «Он – слово Аллаха, речь Аллаха, откровение Аллаха и Его ниспослание. И Он – великая Книга, ложь не подойдет к нему ни спереди, ни сзади; ниспослан он от Мудрого, Славного».

Хадис 4. (284) Передает Мухаммад ибн Иса ибн Убейд Йактини: «Али ибн Мухаммад (Имам Хади, мир ему) написал некоторым своим шиитам в Багдаде: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Да избавит Аллах нас и тебя от смуты! Если Он сделает так, то дарует великую милость, а если нет, то гибель. Мы считаем споры о Коране нововведением, в котором участвуют и спрашивающий, и отвечающий. И спрашивающий занимается тем, что не подобает ему, а отвечающий берет на себя то, что ему не надлежит. Нет творца, кроме Аллаха, велик Он и свят, а все остальное – творение. И Коран – Слово Аллаха, не называй его именем от себя самого, иначе станешь из заблудших. Да сделает Аллах нас и тебя из тех, которые страшатся Господа своего в тайне и трепещут перед Часом!»

Хадис 5. (285) Передает Сулейман ибн Джафар Джафари: «Я спросил Мусу ибн Джафара (Имама Казыма, мир ему): «О, сын Посланника Аллаха, что ты скажешь о Коране? Разошлись о нем те, что были прежде. Одни сказали: он сотворен. Другие сказали: он несотворен». Он ответил: «Я не скажу ничто из того, что они говорят, но скажу я: воистину, он есть Слово Аллаха».

Хадис 6. (286) Передает Асбаг ибн Нубата: «Когда повелитель верующих Али (А) встал перед хариджитами, чтобы обратиться к ним с увещеванием и напоминанием и предостеречь их от пролития крови, то сказал им: «В чем вы обвиняете меня? Разве я не первый, кто уверовал в Аллаха и Его посланника?» Они ответили: «Ты таков, но не ты ли дал решать в религии Аллаха Абу Мусе Ашари?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не дал решение творению, но я дал решение Корану. И если бы я не проиграл в моем деле, и мое воззрение не встретило бы возражений, я не удовлетворился бы, пока не дошла бы до конца война между мною и между теми, кто хотел войны, дабы я возвысил Слово Аллаха и помог религии Аллаха, хотя бы это и было ненавистно неверным и невеждам».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

В Коране написано: Коран – слово Аллаха, откровение Аллаха, речь Аллаха, книга Аллаха, но нет в нем такого, что Коран сотворен. И запретно для нас применять к нему слово «сотворенный», потому что в языке слово «сотворенный» иногда используется в значении «ложный». Например, говорят: «сотворенная (созданная, сфабрикованная) речь», то есть речь, содержащая в себе ложь. Аллах сказал: «Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и творите ложь» (29: 17). «Творите ложь» - значит «лжете». И привел Он слова тех, которые отрицали единобожие: «Мы не слыхали про это в последней религии. Это не что иное, как создание» (38: 7) - то есть то, что сотворили руки, иначе говоря, ложь.

И кто полагает, что Коран сотворен в значении «содержит в себе ложь», тот стал неверным. Тот же, кто говорит: «Коран не сотворен» в том смысле, что он не возник, не был ниспослан и не был сохранен, - такой совершил ошибку, и речь его идет против истины и разума. И люди Ислама согласны в том, что Коран – слово Аллаха, в действительном, а не переносном смысле, и тот, кто говорит помимо этого, говорит неправду.

Мы нашли Коран составленным, соединенным, и части его отличаются друг от друга, и одни из них следуют прежде других, например, отменяющие аяты, которые пришли после отмененных. И если бы не было так, то нельзя было бы говорить о тех событиях, которые описаны в нем, как о произошедших.

Разумные принесли свидетельство, а умма сошлась на том, что Аллах правдив в Своем послании. Ложь же, как известно, есть то, что сообщает о существовании чего-то несуществующего. И Аллах ниспослал о Фараоне, что он сказал: «Я – Господь ваш высочайший» (79: 24). Или о Нухе (А): «И позвал Нух своего сына, который был отдельно: “О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными”» (11: 42). Если бы это слово и это сообщение было вечным, то оно должно было бы быть прежде Фараона и прежде того, что он сказал, и это и есть ложь. А если это сообщение не имело место кроме как после того, как Фараон сказал его, то это есть происшествие, потому что оно получило существование после того как не имело существования[1].

С другой же стороны, Аллах сказал: «Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе» (17: 86). И сказал: «Всякий раз, когда мы отменяем аят или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 106). А то, что заменено лучшим или сходным, потеряло существование после того, как имело его, а значит, оно по необходимости есть преходящее.

1. Иначе говоря: если бы Коран был вечным, то это означало бы, что в нем содержится ложь, потому что он описывает многие события, которые произошли исторически, например, связанные с Пророками (С) и т.д. Нух (А) сказал: «О, сын! Плыви вместе с нами и не будь с неверными». Если бы Коран был вечным, получалось бы, что Нух (А) от вечности говорил это, что есть ложь. Или Коран призывал бы совершать молитву, когда еще не было никого, способного совершать молитву (не было творений), что означало бы бессмыслицу, а Аллах не совершает бессмыслицы.

Хадис 7. (287) И подтверждение этого в следующем хадисе, который передает Абдуррахим Касир: «Я написал Имаму Садику (А): «Да буду я твоей жертвой, люди Ирака разошлись в определении познания и отрицания (Аллаха). Скажи мне: они оба (познание и отрицание) сотворены? Также они разошлись в вопросе о Коране: одни говорят, что он есть несотворенное Слово Аллаха, другие – что он есть сотворенное Слово Аллаха. И о способности (иститаа) – она бывает прежде действия или одновременно с ним? А также об Аллахе – описывается ли Он через образ или контур? И если пожелаешь – да буду я твоей жертвой! – напиши мне о правильном взгляде на единобожие (таухид) и о движении – оно сотворено или нет? А также о вере (иман) – что это?»

И Имам (А) написал ему: «Ты спросил о познании (маарифат). Знай же – да помилует тебя Аллах! – что познание является созданием Аллаха – велик Он и свят! – сотворенным в сердце. И отрицание (джухуд) – из созданий Аллаха, и сотворено оно в сердце. И Его рабы не творят познание или отрицание[1] (Аллаха), но они выбирают между тем и другим через приобретение того или другого. Через свою страсть к вере (иман) они обретают познание (Аллаха), и через это становятся верующими, знающими (мумин ‘ариф). И через свою страсть к неверию (куфр) они обретают отрицание (Аллаха), и через это становятся неверными (кафир), отрицающими, заблудшими. И это – по успеху, что дарует им Аллах, или по неудаче, которой Он их поражает (в данном выборе). И по их выбору и их приобретению Аллах накажет их или наградит (в будущем мире)[2].

Ты также спросил – да помилует тебя Аллах! – о Коране, говоря, что люди разошлись о нем. Поистине, Коран – Слово Аллаха, проявленное в творении (мухдас), а не сотворенное (гейр махлук)[3]. Он не является вечным наряду с Аллахом, да вознесется Его поминание, - превыше Он этого великим вознесением! Аллах был, и не было ничего, кроме Него, - (ничего) познанного или неизвестного. Аллах был, и не было чего-то говорящего, желающего, движащегося или действующего, свят и велик наш Господь! Но все эти качества (сифат) сотворены (мухдас) Его действием. Свят и велик наш Господь! Коран же есть Слово Аллаха несотворенное (гейру махлук) – в нем весть о том, что было до вас и что будет после вас: ниспослан он от Аллаха Мухаммаду, Посланнику Аллаха (С)[4].

Ты также спросил – да помилует тебя Аллах! – о способности (иститаа) к действию. Аллах – велик Он и свят! – сотворил раба, и наделил его средствами и здоровьем, и это – сила (кувват), посредством которой раб движется и способен к совершению действий. И нет такого движущегося, который не желал бы действия[5], и это желание (то есть воля) – качество, дополнительное к страсти (шахват), которая тоже есть творение Аллаха, велик Он и свят, и дана человеку[6]. Когда страсть приходит в движение в человеке, он хочет что-то и желает (волит) это[7], и тогда его называют: “желающий” (волящий – мурид). И когда он пожелал действие, и это действие оказалось в его способности (иститаа), и он пришел в движение, о нем говорят: “способный”, “движущийся”. Если же человек неподвижен и не желает действия, хотя у него и есть средство (для этого), называемое силой, его называют: “неподвижный”, и он описывается неподвижностью. Когда человек захотел что-то, и страсть, которая есть в нем, пришла в движение, желая действия, через силу, которая дана ему, и стала использовать средства, через которые совершается это действие, и он совершает действие, двигаясь, о нем говорят: “действующий”, “движущийся”, “совершающий”, “способный”. Разве ты не видишь, что все это – качества, которыми описывается человек?[8]

Ты также спросил о единобожии (таухид) - да помилует тебя Аллах! - и о том, в чем разошлись о нем люди. И возвышен Господь, Которому не подобна никакая вещь, и Он – Слышащий, Видящий; превыше Господь того, что приписывают Ему описывающие, уподобляющие Аллаха – велик Он и свят! – Его творению, возводящие ложь на Аллаха! Знай же, что истинное направление в вопросе единобожия (таухид) – это то, с чем ниспослан Коран из качеств Аллаха. Отрицай же от Аллаха ложь и уподобление! И отрицание и уподобление не истинны в отношении Него[9], но Он – Аллах, Чье бытие непреложно; превыше Аллах того, что приписывают Ему описывающие! Не отклоняйся же от Корана, иначе впадешь в заблуждение после разъяснения!

И ты спросил – да помилует тебя Аллах! – о вере (иман). Вера есть не что иное, как утверждение языком, убеждение сердцем и выполнение деяниями. И все эти части веры связаны друг с другом. Раб бывает покорившимся (муслим), прежде чем станет верующим (мумин), однако он не может стать верующим, покуда не станет покорившимся (мусульманином)[10]. Итак, покорность (ислам) - прежде веры (иман), и она – спутник веры.

И вот, если раб совершает великие или малые грехи, которые запретил ему Аллах – велик Он и свят! – он выходит из веры (иман), и имя “веры” отпадает от него, хотя имя “ислам” продолжает применяться к нему[11]. Если же он принес покаяние и попросил прощения (у Аллаха), то возвращается к вере и не выходит ни в неверие (куфр), ни в отрицание (джухуд), ни в промежуточное состояние (истихляль). Однако если он говорит о халяль, что это харам, или о харам, что это халяль, и верит в это, то тогда он выходит из веры (иман) и из ислама и становится неверным (кафир). Такой подобен тому, кто вошел в Запретную мечеть, а потом внутрь Каабы и испражнился там, и его вывели из Каабы и Запретной мечети, и отрубили ему голову, и он отправился в огонь Ада».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

В этом хадисе упоминается то, что мы говорили выше по поводу Корану. И значение того, что Коран не сотворен (гейру махлук) – то, что он не содержит лжи, а не то, что он не создан и не проявлен во времени (мухдас). Ибо Имам (А) сказал: Коран мухдас, а не махлук[12], и он также не вечен наряду с Аллахом, велик Он и свят.

1. Имеется в виду познание или отрицание Аллаха, и об этом был вопрос.

2. Здесь раскрывается очень важный вопрос о предопределении и свободе воли. Дело не обстоит так, что Аллах предопределяет рабам ложный путь и совершение грехов, а потом сам же наказывает их за это. Но поскольку ближний мир есть арена испытания, Аллах поместил в человека противоположные наклонности. И одна его часть (нафс) призывает его к заблуждению: «Воистину, нафс (душа) повелевает ко злу» (12: 53). Другая же часть человека, наоборот, зовет его к познанию Аллаха, к пути веры и прямого руководства, и это – свет познания, который Аллах зажег в сердце. Выбор же одного из этих начал принадлежит самому человеку: он прислушивается к голосу своей темной или светлой стороны. И именно этот выбор является тем, за который Аллах спросит его в Судный день.

3. Мухдас имеет примерно то же значение, что и «сотворенный». Имам Садик (А) говорит, что Коран мухдас, а не махлук, потому что махлук («сотворенный») имеет в арабском языке также значение «сделанный» в смысле «поддельный», «ложный», как было упомянуто шейхом Садуком выше. Мухдас же означает «имеющий бытие во времени», «невечный», «преходящий», и антонимом этого слова является «кадим» - вечный. Этим самым говорится, что Коран не вечен наряду с Аллахом, потому что признать наличие чего-то вечного наряду с Ним – значит впасть в многобожие.

4. В арабском языке «ниспослан от Аллаха» звучит как «унзила мин ‘инди Лляхи». И здесь «мин ‘инди», которое на русский обычно переводится как «от», несет дополнительную смысловую нагрузку, потому что «мин» буквально значит «от», а «‘инди» - «у». Таким образом, буквально это выражение можно перевести как «ниспослан от присутствия Аллаха», где «присутствие» надо понимать в значении «близость». Это означает, что у земного Корана есть небесный оригинал, находящийся «в присутствии Аллаха», в близости к Нему. И поэтому нельзя говорить, что Коран «сотворен» (махлук) в земном смысле слова. Да, Коран не вечен, он создан во времени (мухдас), как говорит Имам (А), и относится к плану творения, а не является сотоварищем Аллаха в вечности.

5. То есть сначала идет желание действия (воля совершить это действие), а потом – само действие.

6. Буквально: «встроена в человека», мураккаб.

7. То есть за страстью (шахват) приходит в движение его воля (ирада).

8. Слова Имама Садика (А) о силе (кувват) и страсти (шахват) сходятся с его словами, приведенными в «Басаиру ддараджат», что каждый человек имеет четыре духа (рух) – дух жизни (рух уль-хайат), дух силы (рух уль-кувват), дух страсти (руху шшахват) и дух веры (руху ль-иман), «фихи амрун ва адль» - «в нем повеление и справедливость». Кроме того, Мухаммад (С) и Святые Имамы (А) имеют пятый дух, не присущий остальным людям, - руху ль-куддус, Святой дух – «в нем заключены пророчество и вилаят»; «и он никогда не спит, и не бывает небрежным, и не знает забавы, и не делает ошибок – видят посредством него то, что на Востоке и Западе».

9. Как объясняется в других хадисах этой книги, ни школа отрицания Аллаха (атеизм), ни школа Его признания с тем, что Он подобен творению, не являются истинными. Истиной обладает только школа признания Аллаха с отрицанием от Него всякого уподобления, и это и есть школа Ахль уль-Бейт (А).

10. То есть вера (иман) – более узкое понятие, чем покорность (ислам). Всякий верующий (мумин) является одновременно мусульманином (муслим), то есть покорившимся Аллаху, однако не всякий мусульманин является верующим, но только избранная часть из них. Как говорит Коран: «Сказали бедуины: “Мы уверовали!” Скажи: “Вы не уверовали, а посему говорите: ‘Мы покорились (стали мусульманами)‘ , ибо вера (иман) еще не вошла в ваши сердца» (49: 14).

Во многих хадисах от Семейства Пророка (С) сказано, что понятие «иман» не применимо ни к кому, кроме как к тем, кто признал их Вилаят (священное руководство). Остальные мусульмане остаются мусульманами, то есть «покорными», но не являются верующими.

11. Нет выхода из веры (иман) сразу в куфр.

12. Как мы говорили, эти два слова примерно схожи по смыслу и означают «сотворенный», с той разницей, то «мухдас» не содержит в себе смысла «сделанного», «поддельного», «содержащего ложь».