28. Глава отрицания места, времени, пребывания, движения, нисхождения, восхождения и переноса от Аллаха, велик Он и свят

Хадис 1. (245) Передает Абу Хамза Сумали: «Нафи ибн Азрак спросил у Имама Бакира (А): «Скажи мне об Аллахе: когда Он был?» Он сказал: «Горе тебе! Скажи мне, когда Его не было, и я скажу тебе, когда Он был. Пречист Тот, Кто вечно был и вечно будет – Единым, Самодостаточным (самад), не бравшим Себе ни жены, ни сына!»

Хадис 2. (246) Передает Абу Басир: «Человек пришел к Имаму Бакиру (А) и сказал: «О, Абу Джафар! Сообщи мне о твоем Господе: когда Он был?» Он сказал: «Горе тебе! Только о вещи, которая не была, а потом возникла, говорят: “Когда это было?” Поистине, наш Господь – велик Он и свят! – вечно был Живым без “как”, и не было у Него “был”[1], и для Его бытия не было места, и не стал Он сильнее оттого, что дал бытие вещам, и не был Он слабым прежде чем дал бытие вещам, и не был Он страшащимся одиночества прежде чем сотворил вещи, и не подобен Он ничему из того, чему Он дал бытие, и не был Он лишенным власти над Его царством прежде его создания, и не будет лишенным ее после его исчезновения. Он вечно был Живым, когда не было жизни, и Владыкой Сильным прежде чем создать вещи, и Владыкой Сокрушающим после того, как вызвал их к бытию. И нет у Его бытия “как”, и нет у Него “где”, и нет у Него предела, и Он не познается через какую-то вещь, которая была бы подобна Ему, и Он не дряхлеет с течением времен, и ничто не приводит Его в растерянность, и ничто не пугает Его; но все вещи растерянны от страха перед Ним. Он был Живым, когда не было ни жизни, ни бытия описываемого, ни “как” ограниченного, ни следа установленного, ни места, с чем-то граничащего. Но Живой познается, и Владыка – вечно у Него сила и власть; Он создал то, что пожелал и как пожелал по Своему замыслу (машийа). Он не ограничивается, и не делится на части, и не исчезнет; был Он Первым без “как” и будет Последним без “где”, и гибнет всякая вещь, кроме Его лика. Ему принадлежит творение и повеление – пречист Аллах, Господь миров! Горе тебе, о спрашивающий! Поистине, наш Господь таков, что Им не овладевают мысли, и на Него не нисходят сомнения. Он не граничит ни с чем, и ничто не граничит с Ним, и с Ним не совершаются события, и Он не будет спрошен ни о чем из того, что Он делает, и Он не располагается над чем-то, и не объемлют Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небе, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под сырой землей».

1. То есть для Его бытия не было времени.

Хадис 3. (247) Передает Абу Хасан Маусили от Имама Садика (А), что он сказал: «Один раввин пришел к повелителю верующих Али (А) и сказал ему: «О, повелитель верующих! Когда был твой Господь?» Он сказал: «Да потеряет тебя твоя мать! Когда Он не был, чтобы сказать о Нем, когда Он был? Мой Господь был прежде всякого “прежде” без какого-либо “прежде” и будет после всякого “после” без какого-либо “после”. И нет у Него предела, и нет завершения для Его предела. На Нем оборвались все пределы, и Он – завершение для всякого предела». Раввин сказал: «О, повелитель верующих! Не пророк ли ты?» Али (А) сказал: «Горе тебе! Поистине, я всего лишь раб из рабов Мухаммада (С)».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Под словами «раб из рабов Мухаммада (С)» имеется в виду подчинение Мухаммаду (С), а не что-то иное.

Хадис 4. (248) И передается, что у него спросили, мир ему: «Где был твой Господь прежде чем Он сотворил небеса и землю?» Он сказал: «“Где?” – это вопрос о месте, Аллах же был без места».

Хадис 5. (249) Передает Йунус ибн Абдуррахман: «Я спросил у Имама Мусы ибн Джафара Казыма (А): «По какой причине Аллах вознес Мухаммада (С) на небеса, а потом – к лотосу крайнего предела, а от него – к покровам из света, и обращался к нему, и говорил с ним там? Ведь Аллах не описывается через место». Он сказал: «Поистине, Аллах не описывается через место, и время не касается Его, однако Он – велик Он и свят! – пожелал почтить Собой ангелов и обитателей небес, и наделить их созерцанием Себя (мушахадат)[1], и показать ему (Мухаммаду) поразительное из Своего величия, дабы он сообщил об этом после своего нисхождения (обратно на землю). И это не так, как говорят уподобляющие (Аллаха творению), – пречист Аллах от того, что они приобщают к Нему!»

1. Здесь имеется в виду не видение Аллаха в каком-то облике или образе, а созерцание Его высочайших знамений. См. об этом главу о видении Аллаха в этой книге.

Хадис 6. (250) Передает Мухаммад ибн Самаа от Имама Садика (А): «Предводитель иудеев сказал им: «Вот, мусульмане думают, будто Али самый сильный в споре и самый знающий среди них. Отведите же меня к нему: хочу задать ему вопрос, на который он не ответит». Они отвели его, и он сказал: «О, повелитель верующих! Хочу задать тебе вопрос». Али (А) сказал: «Спрашивай, что хочешь». Он сказал: «О, повелитель верующих! Когда был твой Господь?». Али (А) сказал: «О, иудей! Поистине, “когда был?” спрашивают только о том, кто не был, а потом возник. Аллах же есть сущий (каин) без бытия сущим (била кайнунати каин), и был Он без “как”. О, иудей! Как будет для Него “прежде”, если Он прежде всякого “прежде” без завершения и предела? Он – предел, но нет для Него предела; Он предел, на котором оборвались все пределы, и Он – предел всякого предела». Тот сказал: «Свидетельствую, что твоя религия – истина, а то, что противоречит ей, – ложь».

Хадис 7. (251) Передает Ибрахим ибн Аби Махмуд: «Я спросил Имама Риду (А): «О, сын Посланника Аллаха! Что ты скажешь о хадисе, который передают люди от Посланника Аллаха (С), будто он сказал: “Аллах каждую ночь спускается на нижние небеса”?» Он сказал: «Да проклянет Аллах искажающих слова (Посланника Аллаха)! Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха (С) не говорил так! Он лишь сказал: “Аллах каждую ночь отправляет ангела на нижние небеса в ее последнюю треть, а в ночь пятницы – в начале ночи. И Аллах повелевает ему, дабы он взывал (от имени Аллаха): ‘Есть ли просящий, чтобы Я дал ему? Если ли кающийся, чтобы Я принял его покаяние? Есть ли тот, кто ищет прощения, чтобы Я простил его? О, ищущий блага, подойди! О, ищущий зла, остановись!‘ И так он не прекращает взывать, пока не настанет рассвет. Когда же наступает рассвет, он возвращается на свое место из царства небес”. Мне рассказал об этом мой отец от моего деда от Посланника Аллаха (С)».

Хадис 8. (252) Передает Зейд ибн Али: «Я спросил у моего отца Зейн уль-Абидина (Имама Саджада, мир ему): «О, отец! Расскажи мне о нашем деде Посланнике Аллаха (С): когда он был вознесен на небо, и Господь дал ему повеление совершать пятьдесят намазов, каким образом он не попросил Его о сокращении их числа для своей уммы до тех пор, пока Муса ибн Имран (А) не сказал ему: “Вернись к своему Господу и попроси Его о послаблении, ибо твоя умма не сможет выдержать этого”?»

Он сказал: «О, сын мой! Поистине, Посланник Аллаха (С) не давал никаких предложений Господу и не возвращался к Нему, дабы что-то исправить в том деле, которое Он повелел. Когда Муса (А) спросил его об этом и стал заступником (шафи‘) для его уммы, для него не был дозволен отказ от заступничества его брата Мусы (А). И он вернулся к своему Господу – велик Он и свят! – и попросил Его о послаблении, пока Он не сократил число намазов до пяти».

Я спросил: «О, отец! Почему он не вернулся к своему Господу – велик Он и свят! - и не попросил послабления также и после пяти намазов?» Он сказал: «О, сын мой! Он хотел послабления для своей уммы при том, что она получила бы награду пятидесяти намазов, по слову Господа: “Кто придет с добрым делом – для него будет десять подобных ему” (6: 160). Разве ты не видишь, как после его возвращения на землю к нему спустился Джабраил и сказал: “О, Мухаммад! Твой Господь приветствует тебя миром и говорит: ‘Пять раз – как пятьдесят раз‘, ‘не меняется слово у Меня, и Я не тиран для рабов‘ (50: 29)”».

Я сказал ему: «О, отец! Ведь Аллах не описывается через место?» Он сказал: «О да, превыше Аллах подобного!» Я сказал: «Тогда каково значение слов Мусы (А) к Посланнику Аллаха (С): “Вернись к своему Господу”?» Он сказал: «Их значение таково же, как и значение слов Ибрахима (А): “Я иду к моему Господу, Он выведет меня на прямой путь” (37: 99), или слов Мусы (А): “Я поторопился к Тебе, Господь мой, чтобы Ты был доволен” (20: 84), или слов Аллаха: “Бегите же к Аллаху” (51: 50), и значение этого – совершайте хадж к дому Аллаха. О сын мой, Кааба – дом Аллаха, и кто сделал хадж к дому Аллаха – устремился к Аллаху; и мечети – дома Аллаха, и кто спешит к ним, спешит к Аллаху и стремится к Нему. И молящийся, пока он находится в молитве, стоит перед Аллахом, велик Он и свят, и стоящие на горе Арафат – стоят перед Аллахом. И у Аллаха есть места на небесах Его: всякий, кто вознесен Им туда, – вознесен Им к Самому Себе. Разве ты не слышал, как Аллах говорит: “Восходят к Нему ангелы и дух” (70: 4), и говорит: “К Нему поднимается слово доброе и дело благое, которое Он возвышает” (35: 10)?»

Хадис 9. (253) Передает Муфаддаль ибн Умар от Имама Садика (А), что он сказал: «Тот, кто думает, будто Аллах (находится) в чем-то, или (происходит) от чего-то, или (располагается) на чем-то, стал многобожником (мушрик). Если бы Аллах – велик Он и свят! – был на чем-то, Он был бы несомым (чем-то кроме Него); если бы Он был в чем-то, то был бы ограниченным (этим чем-то); а если бы Он был от чего-то, то был бы сотворенным».

Хадис 10. (254) Передает Хаммад ибн Амру от Имама Садика (А), что он сказал: «Солгал тот, кто предположил, будто Аллах – велик Он и свят! – в чем-то, от чего-то или на чем-то».

Хадис 11. (255) Передает Сулейман ибн Михран: «Я сказал Имаму Садику (А): «Можно ли говорить, что Аллах в каком-то месте?» Он сказал: «Пречист Аллах и превыше этого! Если бы Он был в каком-то месте, то был бы сотворенным, потому что всякое сущее, которое есть в некоем месте, нуждается в этом месте, а нужда – из качеств сотворенного и преходящего, а не вечного».

Хадис 12. (256) Передает Йакуб ибн Джафар Джафари от Имама Казыма (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! - всегда был без времени и места, и Он сейчас такой же, каким был и раньше. Ни одно место не пусто от Него, и ни одно место не занято Им, и Он не находится ни в каком месте. “Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни были ” (58:7). Между Ним и Его творением нет завесы, кроме самого этого творения. Он закрылся не завесами закрывающими и сокрылся не в укрытие укрывающее. Нет бога, кроме Него, Великого, Возвышенного!»

Хадис 13. (257) Передает Джабир ибн Йазид Джуафи: «Имам Бакир (А) сказал: «О Джабир, как велика клевета людей Сирии (Шам) на Аллаха, велик Он и свят! Они думают, будто Аллах, когда поднимался на небеса, положил Свою стопу на камень Бейт уль-макдас! Но это лишь раб из рабов Аллаха положил свою стопу на камень, и Аллах повелел нам, чтобы мы взяли то место для молитв. О Джабир! Поистине, для Аллаха нет равного и нет подобного; превыше Он описаний описывающих Его! И превознесся Он над представлениями представляющих, и сокрылся от глаз смотрящих, и не преходит с преходящими, и не закатывается с закатывающимися. Ничто не подобно Ему, и Он – Слышащий, Знающий!»

Хадис 14. (258) Передает Мухаммад ибн Аби Умейра: «Суфьян Саури встретил Мусу ибн Джафара Казыма (А), когда тот был юношей, и он читал намаз, тогда как люди проходили перед ним. Суфьян сказал: «Люди ходят около тебя, как будто совершая таваф!» Муса ибн Джафар (А) сказал: «Тот, Кому я молюсь, ближе ко мне, чем они».

Хадис 15. (259) Передает Абдуррахман ибн Асвад от Имама Садика (А) от Имама Бакира (А), что он сказал: «Посланник Аллаха (С) был знаком с двумя иудеями. Они веровали в посланника Аллаха Мусу (А) и приходили к Мухаммаду (С) и слушали то, что он говорит. Они читали Тору, свитки Ибрахима и Мусы (А) и изучали знание о книгах первых предшественников. Когда же Аллах – велик Он и свят! – забрал к Себе Посланника Аллаха (С), они пришли, дабы спросить о распорядителе дел после него, и сказали: «Никогда не умирал пророк, чтобы у него не было преемника (халиф), который оставался бы в его умме по его приказу после него, и он должен быть самым близким к нему из его семейства (ахль уль-бейт), великим достоинством, славным положением». И один из них спросил своего друга: «Ты знаешь распорядителя дел после этого пророка?» Тот сказал: «Я знаю его только по его признакам, которые я вижу в Торе: у него есть залысина, он смуглый и ближе всех людей к Посланнику Аллаха».

Когда они вошли в Медину и стали спрашивать о преемнике (халиф) Пророка (С), им указали на Абу Бакра. Они посмотрели на него и сказали: «Распорядитель дел – не он». Потом спросили у него: «Какова твоя близость к Посланнику Аллаха?» Он сказал: «Я из его племени, и он – муж моей дочери Айши». Они спросили: «А что кроме этого?» Он сказал: «Ничего». Они сказали: «Это не есть близость и родство». Потом спросили его: «Скажи нам, где твой Господь?» Он сказал: «Над семью небесами». Они сказали: «Есть еще что-то кроме этого (ответа)?» Он сказал: «Нет».

Они попросили его: «Укажи нам на человека, который был бы более знающим, чем ты. Ибо мы видим, что ты не тот муж, свойства которого мы находим в Торе, ты не наследник и халиф этого Пророка». Абу Бакр разозлился от их слов и выгнал их, указав им на Умара. И это потому, что он знал: если они станут много расспрашивать Умара, он нападет на них. Когда они пришли к Умару, спросили: «Какова твоя близость к этому Пророку?» Он сказал: «Я из его племени, и он – муж моей дочери Хафсы». Они спросили: «А что кроме этого?» Он сказал: «Ничего». Они сказали: «Это не есть близость и родство, и это не те признаки, которые мы находим в Торе». Потом спросили его: «Скажи нам, где твой Господь?» Он сказал: «Над семью небесами». Они сказали: «Есть еще что-то кроме этого (ответа)?» Он сказал: «Нет». Они попросили его: «Укажи нам на человека, который был бы более знающим, чем ты». И он отправил их к Али (А).

Когда они пришли к нему и взглянули на него, один из них сказал своему товарищу: «Он – тот муж, чьи признаки мы находим в Торе, он – наследник этого Пророка, его халиф, муж его дочери, отец двух его внуков и устанавливающий истину после него». Потом спросили у Али (А): «О, муж! Какова твоя близость к Посланнику Аллаха?» Он сказал: «Я – его брат, его наследник и преемник, я - первый, кто уверовал в него, и я – муж его дочери Фатимы». Они сказали: «Это – великое родство и близкая степень, и это – признаки, которые мы находим в Торе». Потом спросили его: «Где твой Господь?» Он сказал: «Хотите ли, чтобы я рассказал вам о том, что было во времена вашего пророка Мусы (А) или о том, что было во времена нашего пророка Мухаммада (С)?» Они сказали: «Сообщи нам о том, что было при Мусе (А)».

Он сказал: «Пришли четыре ангела: ангел с востока, ангел с запада, ангел с неба и ангел с земли. И ангел с востока спросил у ангела с запада: “Откуда идешь?” Он ответил: “Иду от моего Господа”. И ангел с запада спросил у ангела с востока: “Откуда идешь?” Он ответил: “Иду от моего Господа”. И ангел с небес спросил у ангела с земли: “Откуда идешь?” Он ответил: “Иду от моего Господа”. И ангел с земли спросил у ангела с небес: “Откуда идешь?” Он ответил: “Иду от моего Господа”. Это то, что было во время вашего пророка Мусы (А). То же, что было во время нашего пророка Мухаммада (С), – это слово Аллаха в твердой Книге: “Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни были ” (58: 7)».

Иудеи сказали ему: «Почему те двое не позволили тебе занять место, которого ты достоин? Клянемся Тем, Кто ниспослал Тору Мусе (А), ты – истинный халиф; твои признаки мы находим в наших книгах и читаем о них в наших храмах. Ты более достоин этого положения и первее тех, кто занял его вместо тебя». Али (А) сказал: «Те двое опередили и отстранили (меня), и их расчет – на Аллахе, велик Он и свят: они будут остановлены и спрошены».

Хадис 16. (260) Передает Зазан от Салмана Фарси в длинном хадисе, в котором рассказывается о приходе в Медину епископа с сотней христиан после смерти Пророка (С). Епископ стал задавать вопросы Абу Бакру и не получил ответа, после чего был направлен к повелителю верующих Али ибн Аби Талибу (А) и задал их ему, и Али (А) отвечал ему. В числе вопросов, которые он задавал, был такой: «Сообщи мне о лике Господа, (где этот лик?)». Али (А) потребовал принести хвороста и огня. И когда разжег костер, сказал: «Где лик этого огня?» Тот сказал: «Со всех сторон». Али (А) сказал: «Этот огонь – сотворенный, управляемый, но его лик нельзя определить. Тот же, Кто сотворил его, не подобен ему. “Аллаху принадлежат восток и запад; куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха” (2: 115). Ничто не скрыто от нашего Господа».

Хадис 17. (261) Передает Имам Али ибн Муса Рида (А) от его отца от его отцов от Али (А), что он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Когда Муса ибн Имран (А) говорил[1] со своим Господом, он сказал: “Господи! Далек ли Ты от меня, чтобы я позвал Тебя, или близок, чтобы я побеседовал с Тобой?” И Аллах, велик Он и свят, внушил ему в откровении: “Я – собеседник того, кто упоминает Меня”. Муса (А) сказал: “Господи! Вот, я в состоянии, когда не могу Тебя поминать”. Он сказал: “О Муса! Поминай Меня во всех состояниях”».

1. Имеется в виду мунаджат – сокровенный разговор, тайная беседа.

Хадис 18. (262) Передает Йакуб ибн Джафара Джафари: «Около Имама Казыма (А) были упомянуты люди, которые думают, что Аллах – велик Он и свят! - спускается на ближние небеса. Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не спускается, и нет Ему нужды спускаться. Для Него равны близость и отдаленность: не удаляется от Него близкое, и не приближается к Нему отдаленное, и не нуждается Он ни в чем, но все нуждаются в Нем. Он – Обладатель могущества; нет бога, кроме Него, Великого, Мудрого! Что же до слов описывающих (Его качествами творений), будто Он – велик Он и свят! – спускается, то они приписали Ему уменьшение или увеличение, ведь всё, что движется, нуждается в том, кто дает ему движение, или в посредстве, через которое оно движется. И вот, они думали об Аллахе мысли (лжи) и погибли. Берегитесь же описания Его через предел, ограничивающий Его, через уменьшение или увеличение, через движение или исчезновение, через поднятие или сидение. Поистине, Аллах величественнее описаний описывающих Его, и качеств, приписываемых Ему, и мыслей мыслящих о Нем! Так полагайся же на Великого, Милосердного, Который видит тебя, когда ты встаешь, и видит твои движения среди преклоняющихся!»

Хадис 19. (263) Передает Йакуб ибн Джафар от Имама Казыма (А), что он сказал: «Я не говорю, что Он стоит, дабы не перенести Его в какое-то место, и не ограничиваю Его местом, в котором Он был бы, и не ограничиваю Его, говоря, что Он движется на опорах или частях тела, и не ограничиваю Его, говоря, что Он произносит слова, исходящие из рта. Но Он таков, как сказал о Себе, велик Он и свят! Говорит чему-то “будь!” – и оно возникает по Его замыслу (машийа). И так я описываю Его без колебаний. Единственный, Самодостаточный (самад), не нуждающийся в сотоварище в Своем царстве и в открытии (кем-то другим) дверей Его знания!»

Хадис 20. (264) Передает Абу Басир от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не описывается через время, место, движение, перенос или пребывание. Но Он – Творец времени, места, движения и пребывания. Превыше Аллах того, что говорят о Нем, великим превознесением!»

Хадис 21. (265) Передает Харис Аавар: «Али ибн Аби Талиб (А) пришел на рынок и увидел человека, который обернулся к нему спиной и говорил: «О нет, клянусь Тем, Кто скрылся за семью (завесами)!» Имам (А) положил руку на его спину и спросил: «Кто скрылся за семью?» Он сказал: «Аллах, о повелитель верующих!» Али (А) сказал: «Ты ошибся, да потеряет тебя твоя мать! Воистину, между Аллахом – велик Он и свят! – и Его творениями нет завесы, ибо Он рядом с ними, где бы они ни были». Тот сказал: «Каково искупление за то, что я сказал, о повелитель верующих?» Али (А) сказал: «То, что ты будешь знать, что Аллах везде с тобой, где бы ты ни был». Тот сказал: «Мне накормить бедняков (в искупление за клятву)?» Али (А) сказал: «Нет, потому что ты поклялся не своим Господом».

Хадис 22. (266) Передает Имам Садик (А) от его отца от его деда (мир им): «Хасан ибн Али (А) молился, и перед ним хотел пройти человек, но некоторые из его спутников удержали его от этого. Когда он закончил намаз, сказал им: «Почему вы остановили этого человека?» Они сказали: «О, сын Посланника Аллаха! Он стал препятствием между тобой и мехрабом». Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – ближе ко мне чем то, что кто-то станет препятствием между мной и Им».