27. Глава толкования слов Аллаха, велик Он и свят: «И вдохну в него (человека) от Моего духа» (15: 29)

Хадис 1. (239) Передает Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Абу Джафара (Имама Бакира, мир ему) о словах Аллаха, велик Он и свят: “И вдохну в него (человека) от Моего духа” (15: 29)». Он сказал: «Это дух, который Аллах избрал, выбрал и сотворил его, и соединил его с Собой, и предпочел его над всеми духами, и повелел, чтобы этот дух был вдохнут в Адама».

Хадис 2. (240) Передает Зурара от Имама Садика (А), что он сказал: «Воистину, Аллах – Един, Самодостаточен, у Него нет внутренней части (живота или полости), и дух – лишь творение из Его творений: помощь, подкрепление и сила, что Аллах помещает в сердца посланников и верующих».

Хадис 3. (241) Передает Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил у Абу Джафара (Имама Бакира, мир ему) о словах Аллаха, велик Он и свят: “И вдохну в него (человека) от Моего духа” (15: 29) – каково это вдыхание?». Он сказал: «Дух (рух) подвижен, как ветер (рих), и потому он назван рух, что взят от слова рих. И потому используют это слово, что рух (дух) и рих (ветер) подобны друг другу. Аллах поставил это слово в отношение к Самому Себе[1], потому что Он избрал его выше других духов, подобно тому как избрал Он один дом из других домов и сказал: “Мой дом”[2]. Или сказал одному из других Пророков: “Мой друг”[3], и так далее. И всё это – сотворенное, созданное, изменчивое, повелеваемое, управляемое»[4].

1. Имеются в виду слова Аллаха, что именно Он вдохнул этот дух.

2. Имеется в виду Кааба.

3. Имеется в виду Ибрахим (А).

4. Слова «рих» (ветер) и «рух» (дух) происходят от одного глагола «раха», передающего движение (означает «уходить», «отправляться», «начинать»). Единство смысла в этих двух словах состоит в том, что оба они относятся к движению. Ветер (рих) без остановки движется по поверхности земли, а дух (рух), который есть центр и сосредоточие знания и совершенства человеческого существа, постоянно находится в движении, соответствующем его сущности, благодаря которому (этому движению) возможно мышление и знание человека.

Хадис 4. (242) Передает Абу Джафар Асамма: «Я спросил Абу Джафара (Имама Бакира, мир ему) о том духе, который в Адаме и Исе (А) – каков он?» Он сказал: «Это два духа сотворенных, Аллах избрал их и выбрал – дух Адама (А) и дух Исы (А)».

Хадис 5. (243) Передает Абу Басир: «Сказал Имам Бакир (А) о словах Аллаха, велик Он и свят: “И вдохну в него (человека) от Моего духа” (15: 29): «То есть – от Моей силы»[1].

1. Это изречение представляет собой толкование (тавиль) посредством отнесения иносказательного аята (муташабиха) к ясному (мухкама). Правом такого отнесения наделены только Пророк (С) и Имамы (А), то есть те «твердые в знании», о которых говорится в Коране: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А твердые в знании говорят: “Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (3: 7). И вполне вероятно, что в этом толковании имеется в виду дух силы, который упоминается в ряде других риваятов от Непорочных (А).

Хадис 6. (244) Передает Абдулькарим ибн Амру от Имама Садика (А) по поводу слов Аллаха, велик Он и свят: “И вдохну в него (человека) от Моего духа” (15: 29): «Воистину, Аллах, велик Он и свят, сотворил творение и сотворил дух. А потом повелел ангелу, и тот вдохнул в него. И это не так чтобы нечто убавилось от силы Аллаха. Дух – из Его силы».