26. Глава о довольстве (рида) Аллаха и Его гневе (сахат)

Хадис 1. (235) Передает Хамза ибн Рабиа от того, от кого привел: «Я был на собрании у Имама Бакира (А), когда вошел Амру ибн Убейд и спросил: «Да буду я твоей жертвой, каково значение гнева в этом аяте: “А кого настигает Мой гнев, тот погиб” (20: 81)?» Он сказал: «Это – наказание. Тот, кто думает, будто Аллах переходит от одного состояния к другому[1], описал Его качествами сотворенного. Поистине, Аллаха ничто не побуждает (к переходу из одного состояния в другое), и ничто не изменяет Его».

1. Например, от радости – к гневу

Хадис 2. (236) Передает Ахмад ибн Аби Абдиллях от его отца от Имама Садика о словах Аллаха, велик Он и свят: «А когда они Нас прогневали, Мы отмстили им» (43: 55): «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не гневается так, как мы (люди); но Он сотворил приближенных (аулия) к Себе, и они гневаются и бывают довольны. Они сотворены и образованы (Аллахом). И Он сделал их довольство Своим довольством, их гнев – Своим гневом, ибо Он сделал их призывающими к Себе и указывающими на Себя, а потому они стали таковы, (как сказано). И не так, чтобы гнев охватывал Аллаха, как он охватывает творения, но значение этого аята таково, (как я привел). И Он сказал: “Всякий, кто оскорбит моего приближенного (вали) – повел войну со Мной и вызвал Меня на войну”. И сказал: “Кто подчиняется Посланнику – подчиняется Аллаху” (4: 80), а также сказал: “Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху” (48: 10). Все это и то, что подобно этому, имеет смысл, который я привел тебе. Если бы Создателя охватывали гнев или недовольство – а Он Тот, Кто сотворил их и образовал, - то в отношении Него было бы возможно говорить, будто Создатель когда-то погибнет, потому что если Его охватывают гнев или недовольство, то это значит, что Его охватывают изменения, а если Его охватывают изменения, то Он не защищен от гибели. А если бы было так, то Создатель не был бы отличен от созданного, Владыка от подвластного, Творец от творения, превыше Аллах этого великим вознесением! Он – Творец всех вещей, но не ради какой-то нужды в них. И если Он сотворил их не ради нужды, то для Него нет ни предела, ни “как”. Пойми же это, если пожелает Аллах!»

Хадис 3. (237) Передает Хишам ибн Хакам: «Один человек спросил Имама Садика (А) об Аллахе, велик Он и свят: «Есть ли у Него довольство и гнев?» Он сказал: «Да, но не так, как у творений. Ибо довольство и гнев входят в творение и переносят его из одного состояния в другое; они суть оказывающие воздействие, составные и соответствуют вещам, относительно которых возможен вход (чего-то в них). Но наш Творец таков, что нет для вещей входа в Него; Он Единственный, Единый по сущности, Единый по смыслу. Значение Его довольства – Его награда, значение Его гнева – Его наказание, а не так, чтобы нечто проникало в Него и оказывало на Него воздействие, (вызывая довольство или гнев) и перенося Его из состояния в состояние. Поистине, это – качества сотворенного, немощного, нуждающегося (в чем-то помимо себя). Но Он – велик Он и свят! – Сильный, Великий, у Которого нет нужды в какой-либо вещи из сотворенного Им, тогда как Его творение целиком нуждается в Нем. Поистине, Он сотворил все вещи без нужды в них и без причины, (вынудившей бы Его к их сотворению), сызнова и без образца».

Хадис 4. (238) Передает Джафар ибн Мухаммад ибн Имара от его отца: «Я спросил у Имама Садика (А): «О, сын Посланника Аллаха! Скажи мне: у Аллах есть довольство и гнев?» Он сказал: «Да, но не так, как у творений. Гнев Аллаха – это Его наказание, а довольство Аллаха – это Его награда».