15. Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Аллах - свет небес и земли. Подобие Его света - ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда...» (24: 35)

Хадис 1. (214) Передает Аббас ибн Хилял: «Я спросил у Имама Риды (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Аллах - свет небес и земли» (24: 35). Он сказал: «Он есть ведущий (хади) для обитателей небес и ведущий для обитателей земли».

В другом риваяте: «Он есть руководство (хада) для обитателей небес и руководство для обитателей земли».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Те, которые уподобляют Аллаха творению (мушаббиха), толкуют этот аят в том смысле, что Он есть освещение небес и земли. А если бы было так, то земля никогда не погружалась бы во мрак, ни ночью, ни днем, ибо Аллах есть ее свет и освещение, согласно их толкованию; Он же есть сущий без исчезновения. А потому то, что мы находим землю пребывающей во мраке во время ночи, а также и днем в недрах ее, - это указывает на ложность их толкования указанного аята и истинность толкования Имама Риды (А): Аллах есть ведущий для обитателей небес и земли, разъясняющий для обитателей небес и земли повеления их религии и их благо. И обитатели небес и земли так же получают руководство от Аллаха в делах их религии и их блага, как они получают руководство от света, который Аллах установил для них на небесах и земле, в делах их ближнего мира.

И в этом смысле Он сказал, что Он есть свет небес и земли, и применил это имя в отношении Себя в расширенном и переносном смысле. Ибо понимающие знают, что Аллах, велик Он и свят, не может быть светом или освещением и состоять из материи света или освещения, ибо Он – творец света и творец любой материи, из которой происходят вещи. И на это также указывает его слово: «подобие Его света...», которым Он выразил образ Своего света. И этот свет не есть Он, ибо Он уподобил его светильнику, но для Аллаха нет никакого подобия, и нет с Ним сходного. А посему верно то, что Его свет, который Он уподобил светильнику, есть не что иное, как указание и водительство для обитателей небес и земли к благу их религии, и к единству (таухид) их Господа, и к Его мудрости и справедливости. И Он с очевидностью разъяснил эти Свои доводы и назвал их светом, как руководство для Своих рабов в их религии и их благе, и сказал: «Подобие Его света - ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной».

И Он сказал «ни восточной, ни западной», потому что эта маслина не есть ни на Востоке, чтобы солнце падало на нее во время заката, ни на Западе, чтобы солнце падало на нее во время восхода, но она есть на высшей части дерева, и солнце падает на нее во время дня, и то – самое благое дерево и самое плодоносящее. А потом Он описал ее масло словами: «Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь», из-за его чистоты и прозрачности.

Аллах разъяснил, что Его указания и доводы, через которые получают руководство рабы Его на небесах и на земле в их благе и в делах их религии, похожи по их ясности и очевидности на этот светильник, который в стекле прозрачном, и зажигается в нем чистое и прозрачное масло, которое описал Он, и собирается в нем сияние огня с сиянием стекла и сиянием масла. И в этом значение Его слова: «Свет на свете». И значение Его слов: «Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает», то есть – из Его рабов. И они – те, на которых лежит обязательство знать это и находить руководство через это и узнавать через это о единстве (таухиде) их Господа и других делах их религии.

Аллах этим аятом и тем, что Он упомянул в качестве Своих ясных доводов и знамений, которыми указал Своим рабам на их религию, пояснил, что если кто-то из Его рабов приходит к неведению и гибели в своей религии, то это не от Аллаха, велик Он и свят, ибо Господь уже разъяснил им Свои указания и знамения, описав их. Но они сами пришли к этому, по причине оставления указаний Аллаха и доказательств Аллаха, которые в них, и оставления их собственного блага, заключенного в их религии. И разъяснил Он, что Он сведущ обо всякой вещи, составляющей благо Его рабов, и о том, что кроме этого.

Хадис 2. (215) И также передано от Имама Садика (А), что его спросили об аяте «Аллах - свет небес и земли. Подобие Его света - ниша; в ней светильник...» (24: 35), и он сказал: «Это – пример (масаль), который привел нам Господь. Ибо Пророк и Имамы – благословение Аллаха над всеми ними! – из доводов Аллаха и Его знамений, через которые люди руководствуются к Единобожию (таухид), благу религии и шариату Ислама, и к обязательному, и к сунне. И нет силы, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого».

Хадис 3. (216) И в подтверждение этого: то, что передает Фузейл ибн Йасар: «Я спросил у Имама Садика (А) о значении слов: «Аллах - свет небес и земли. Подобие Его света - ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - как жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!» (24: 35). Он сказал: «Таков Аллах, велик Он и свят». Я спросил: «Что такое “подобие Его света”?» Он сказал: «Мухаммад (С)». Я спросил: «Что значит “ниша”?» Он сказал: «Сердце[1] Мухаммада (С)». Я спросил: «Что значит “в ней светильник”?» Он сказал: «В ней свет знания, то есть пророчество». Я спросил: «Что значит “светильник в стекле”?» Он сказал: «Знание Посланника Аллаха (С) перешло в сердце[2] Али (А)».

Я спросил: «Что значит “как”?» Он сказал: «Для чего читаешь: “как”?» Я сказал: «Каким же образом, да буду я твоей жертвой?» Он прочел (полностью): «Стекло - как жемчужная звезда». Я спросил: «Что значит: “Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной”?» Он сказал: «Таков повелитель верующих Али ибн Аби Талиб – в религии не иудеев, не христиан». Я спросил: «Что значит: “Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь”?» Он сказал: «Знание готово излиться из уст знающего из рода Мухаммада, прежде чем к нему обратятся». Я спросил: «Что значит: “Свет на свете”?» Он сказал: «Один Имам за другим».

1. Садр – другие варианты перевода: «грудь», «сердцевина», «начало».

2. Кальб – сердце.

Хадис 4. (217) Передает Иса ибн Рашид от Мухаммада ибн Али ибн Хусейна (Имама Бакира, мир ему) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Подобие Его света - ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - как жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!» (24: 35).

«“Ниша” – свет знания в сердце[1] Пророка (С). “Светильник в стекле” – “стекло” значит сердце Али (А): знание Пророка (С) перешло в сердце Али (А). “Стекло - как жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного”– это свет;“ни восточной, ни западной”, то есть - в религии не иудеев, не христиан. “Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь” – означает, что знание рода Мухаммада (С) готово заговорить, прежде чем будет спрошено. “Свет на свете”, то есть – один Имам, подкрепленный светом знания и мудрости, за другим Имамом из рода Мухаммада (С), и так – от Адама до наступления Часа.

И они – наследники, которых Аллах установил наместниками (халифами) на земле и доводами (худжжат) над Своим творением: никогда не останется земля без кого-то из них. Как сказал Абу Талиб о Посланнике Аллаха (С):

“Ты – верный, Мухаммад, господин, отмеченный

Для избранных и высокорожденных.

Ты – счастливейший из счастливых и окружен счастливыми:

От времен Адама не уходил от нас наследник ведущий.

Вот, я нашел тебя правдивым, изрекающим истину,

И ты был верно говорящим и в детстве своем, и в молодости”.

Этим Абу Талиб хочет сказать: ты говорил со знанием еще тогда, когда тебе не было ниспослано Откровение, и ты был ребенком. Как сказал Ибрахим (А) своему народу, когда был еще юным: “Я непричастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи” (6: 78). И как говорил Иса (А) в колыбели: “Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был...” (19: 30-31).

И о том же говорит Абу Талиб в своей касыде (стихотворении):

“И нет подобного ему среди людей, господину собрания –

Когда соберутся и сравняются с ним?

Господь утвердил рабов через его свет

И через него проявил религию истины, что никогда не исчезнет”.

И там же он сказал:

“Через его светлый лик проливаются дожди,

Он – весна для сирот и прибежище вдов,

Вокруг него вращаются погибающие рода Хашим,

И они возле него в милости и благе,

Он – весы правды, которые не убавят веса и от зерна ячменя,

И он – весы справедливости, которые взвешивают непогрешимо”».

1. Садр – см. примечание к предыдущему хадису.

Хадис 5. (218) Передает Джабир ибн Язид от Абу Джафара (Имама Бакира, мир ему) о словах Аллаха: «Подобие Его света - ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - как жемчужная звезда» (24: 35): «Ниша – это сердце (садр) Пророка (С), в нем – светильник; светильник же есть знание в стекле, а стекло – повелитель верующих Али (А), и знание Пророка (С) содержится у него».