12. Глава толкования слов Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88)

Хадис 1. (198) Передает Абу Хамза: «Я сказал Имаму Бакиру (А) слова Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88). Он сказал: «Итак, погибает всякая вещь, и остается лишь Его лик. Воистину, Аллах превыше того, чтобы быть описанным через лицо, и значение этого: погибнет всякая вещь, кроме Его религии, и лика, через который идут к Нему».

Хадис 2. (199) Передает Харис ибн Мугира Насри: «Я спросил у Имама Садика (А) о слове Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88). Он сказал: «Гибнет всякая вещь, кроме того, кто избрал путь истины».

Хадис 3. (200) Передает Сафван Джаммал от Имама Садика (А) относительно слова Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88), и он сказал: «Тот, кто следовал Аллаху в том, что Он повелел, подчиняясь Мухаммаду (С) и Имамам (А) после него, - он есть лик, который не гибнет», а затем прочитал: «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (4: 80).

Хадис 4. (201) По тому же иснаду, что Имам Садик (А) сказал: «Мы (Ахль уль-Бейт) есть лик Аллаха, который не гибнет».

Хадис 5. (202) Передает Салих ибн Сахль: «Имам Садик (А) сказал о слове Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88): «Это мы (Ахль уль-Бейт)».

Хадис 6. (203) Передает Абу Саллам от некоторых сподвижников от Имама Бакира (А), что он сказал: «Мы есть те строки (масани)[1], что даровал Аллах нашему Пророку (С), и мы есть лик Аллаха – движемся на земле между вас: познал нас тот, кто познал, а кто пребывает в невежестве по поводу нас, то перед ним - очевидность (йакын)»[2].

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Значение его слов: «Мы есть те строки, что даровал Аллах нашему Пророку (С)» в том, что Пророк (С) соединил их (Имамов) и Коран, и завещал ухватиться за Коран и за них, и повелел умме не отделяться от них, пока они не присоединятся к нему у райского источника.

1. Эти слова отсылают к 87 аяту суры «Хиджр»: «Мы даровали тебе семь повторяемых (масани) и великий Коран». Масани – множественное число от «масна», буквально означающего «повторяемое», а также «рифмованные строки» (поскольку рифма повторяется). «Семь повторяемых» может означать, что имен Непорочных из Ахль уль-Бейт (А) - семь, и некоторые из них повторялись: Али, Фатима, Хасан, Хусейн, Мухаммад, Джафар, Муса.

2. То есть после смерти такой человек убедится с очевидностью, что Ахль уль-Бейт (А) есть лик Аллаха, обращаться к которому было для него обязательным в его земной жизни.

Хадис 7. (204) Передает Хайсам: «Я спросил Имама Садика (А) о слове Аллаха, велик Он и свят: «Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» (28: 88). Он сказал: «Это Его религия. Посланник Аллаха (С) и повелитель верующих Али (А) были Его религией, и Его ликом, и Его глазом среди рабов Его, и языком Его, которым Он говорил, и Его рукой над творением, и мы есть лик Аллаха, через который идут к Нему: не прейдем мы среди Его рабов, покуда не прейдет средь них суждение для Аллаха». Я сказал: «Что такое суждение (равийа)?» Он сказал: «Надобность. И когда не будет для Аллаха среди них надобности, мы вернемся к Нему, и творит Он то, что пожелает».

Хадис 8. (205) Передает Марван ибн Сабах: «Сказал Имам Садик (А): «Воистину, Аллах, велик Он и свят, сотворил нас и сделал прекрасным наше творение, и придал нам облик и сделал прекрасным наш облик, и поставил нас Его глазом среди Его рабов, и языком Его глаголящим среди Его творения, и рукой Его, простертой над Его рабами с добротою и милостью, и Его ликом, через который идут к нему, и вратами, что указывают на Него, и кладезями Его среди небес и земли Его. Через нас плодоносят деревья, и зреют плоды, и текут реки, и через нас небеса изливают дожди, и травы растут из земли. Через наше поклонение поклоняются Аллаху, и если бы не было нас, то не было бы поклонения Аллаху»[1].

1. Иными словами, повеления Аллаха исполняются через Ахль уль-Бейт (А), которые есть Его совершенный Довод над всем Его созданием. Если бы не было их, то не было бы совершенного образца поклонения, а значит, не было бы поклонения вообще. И сравнение Ахль уль-Бейт (А) с частями тела означает не то, что у Аллаха есть части тела, а то, что Его повеления исполняются через них, и они являются путем к Нему.

Хадис 9. (206) Передает Ибн Аби Йафур: «Сказал Имам Садик (А): «Воистину, Аллах - единый, единственный, утвердившийся в Своей единственности, независимый ни от кого в Своем повелении – создал творения и передал им повеление Своей религии, и мы – эти творения. О, Ибн Аби Йафур! Мы – довод Аллаха среди Его рабов, и Его свидетели над Его творением, и Его доверенные над Его откровением, и кладези Его знания, и Его лик, через который идут к Нему, и Его глаз среди Его созданий, и язык Его глаголящий, и сердце Его вмещающее, и врата Его, указующие на Него. И мы действуем по Его повелению и призываем к Его пути; через нас познается Аллах и через нас поклоняются Ему, и мы – указатели к Аллаху, и если бы не было нас, то не было бы поклонения Аллаху».

Хадис 10. (207) Передает Абу Варда ибн Сумам от Имама Али (мир ему), что он сказал: «Пророк (С) слышал, как один человек говорит другому: «Да исказит Аллах твое лицо и лицо тех, кто похож на тебя!» и сказал ему: «Никогда не говори так, ибо Аллах сотворил Адама по его облику»».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Те, которые уподобляют Аллаха творению, оставили начало этого хадиса и сказали: «Аллах сотворил Адама по Своему облику» и заблудились в значении этого хадиса и ввели в заблуждение других[1].

1. Неправильное понимание этого хадиса состоит в том, что возвратное местоимение «хи» после слова «сурат» (образ, облик, подобие) было отнесено к Аллаху, а не к тому человеку, которому было сказано «да исказит Аллах твое лицо». Таким образом, получилось, что фраза «инна ллаха халака адама ‘аля суратихи» означает: «Аллах сотворил Адама по Своему облику», тогда как на самом деле она имеет смысл «Аллах сотворил Адама по его облику». Тем самым Посланник Аллаха (С) хотел сказать: не оскорбляй этого человека, говоря «да исказит Аллах твое лицо», ведь его облик и облик Адама – один, «Аллах сотворил Адама по его облику». Оскорбляя его, ты тем самым оскорбляешь Адама. Урезав начало хадиса и контекст, в котором была сказана эта фраза, заблудшие течения в Исламе стали думать, будто Аллах имеет облик, и Он сотворил Адама по этому облику, или что Адам есть подобие Аллаха, да отдалит нас Аллах от подобных заблуждений!

Но даже если предположить, что возвратное местоимение здесь отнесено к Аллаху, и переводить данное выражение все же надо как «Аллах сотворил Адама по Своему облику», то все равно оно не будет иметь того смысла, который вкладывают в него заблудшие. Тогда смысл его будет состоять в том, что Аллах сотворил человека по Своему образу, то есть по образу, который был Ему угоден. Это сказано в том смысле, что Аллах сотворил Адама по Своему плану и замыслу, а не в значении того, что у Аллаха есть образ. «По Своему образу» - значит «по Своему замыслу», «по Своей воле» и по тому плану, который Он выбрал и задумал. И значение фразы «по образу Аллаха» то же, что и таких выражений, как «дом Аллаха» (Кааба), «огонь Аллаха» (Ад) и так далее. Смысл их не в том, что они есть часть Аллаха или присущи Аллаху, а в том, что Аллах сотворил их по Своему плану, и они принадлежат Ему. И в этом же значение некоторых выражений из хадисов, которые приведены выше, например, что Ахль уль-Бейт (А) - это «сердце Аллаха». Смысл его не в том, что у Аллаха есть сердце, а в том, что Ахль уль-Бейт (А) - это избранное творение Аллаха, которое Он повернул (калаба) для подчинения Себе. Поэтому его называют сердцем - кальб.

Хадис 11. (208) Передает Хусейн ибн Халид: «Я спросил у Имама Риды (А): «О, сын Посланника Аллаха, вот, люди передают от Посланника Аллаха (С), будто он сказал: “Аллах сотворил Адама по Своему облику”». И он сказал: «Да убьет их Аллах! Они урезали начало хадиса. Посланник Аллаха (С) проходил мимо двух мужчин, которые поносили друг друга, и услышал, как один из них говорит другому: “Да исказит Аллах твое лицо и лицо тех, кто похож на тебя!” И он сказал ему: «О, раб Аллаха! Не говори так своему брату, ведь Аллах, велик Он и свят, сотворил Адама по его облику».