10. Глава о знании (ильм) Аллаха

Хадис 1. (163) Передает Абу Али Кассаб: «Я был возле Имама Садика (А) и сказал: «Хвала Аллаху, равная пределу Его знания!» Он сказал: «Не говори так, ибо знание Аллаха не имеет предела».

Хадис 2. (164) Передает Кахили: «Я написал Имаму Казыму (А) по поводу дуа: «Хвала Аллаху, равная пределу Его знания!», и он написал мне: «Не говори никогда: “Пределу Его знания”, но говори: “Пределу Его довольства (рида)”».

Хадис 3. (165) Передает Хишам ибн Хакам от Имама Садика (А), что он сказал: «Знание – из Его совершенства».

Хадис 4. (166) Передает Хумран ибн Аайн от Имама Бакира (А), что он сказал о знании Аллаха: «Оно – как твоя рука по отношению к тебе».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Это означает, что знание не есть нечто внешнее по отношению к Нему, но оно – из качеств Его сущности (сифату ззат), ибо Аллах, велик Он и свят, по сущности Всезнающий, Всеслышаший, Всевидящий, и нашим описанием Его посредством знания мы хотим лишь осуществить отрицание всякого незнания и неведения по отношению к Нему. И мы не можем говорить: «знание – нечто внешнее по отношению к Нему», ибо если мы предположили такое, а потом сказали: «Аллах всегда знающ», то тем самым установили наряду с Ним нечто предвечное, что не исчезает. Превыше Аллах подобного!

Хадис 5. (167) Передает Мансур ибн Хазим: «Я сказал ему (Имаму Садику, мир ему): «Разве то, что было, и то, что будет до Судного Дня, не содержится в знании Аллаха?» Он сказал: «О да, прежде чем Он сотворил небеса и землю».

Хадис 6. (168) Передает Мансур ибн Хазим: «Я спросил у Имама Садика (А): «Разве сегодня есть нечто, чего не содержалось бы в знании Аллаха, велик Он и свят?» Он сказал: «Нет, но прежде чем Он сотворил небеса и землю, это уже было в Его знании».

Хадис 7. (169) Передает Джабир: «Сказал Имам Бакир (А): «Поистине, Аллах – да святятся Его имена! – единственен в величии Его сущности, и в Своем единстве Он един через единство. И вот, Он вывел его (единство) на творение[1], и Он – Един, Самодостаточен (самад), Царь, Святой, и Ему поклоняется всякая вещь и направляется к Нему, и выше нас то, чтобы мы могли достигнуть Его, – Господь наш объемлет Своим знанием всякую вещь».

1. Аджраху ‘аля халькихи – «аджра» означает «заставлять бежать», «заставлять течь», «совершать», «производить», «причинять»; «‘аля» - «на», «над»; «хальк» - «творение». Мы перевели это выражение как «вывел его на творение».

Хадис 8. (170) Передает Хусейн ибн Бассар: «Я спросил его (Имама Риду, мир ему): «Знает ли Аллах о том, чего не было, - если бы оно было, то каким бы оно было? Или же Он знает только то, что есть?» Он сказал: «Поистине, Аллах Великий знает обо всякой вещи прежде, чем она возникла. И сказал Он, велик Он и свят: “Мы записывали то, что вы совершали” (45: 29) и сказал обитателям Огня: “Если бы они были возвращены, то обратились бы снова к тому, от чего их удерживали! Ибо они - лжецы” (6: 28). И вот, Аллах знает, что если бы Он вернул их, они снова обратились бы к тому, от чего их удерживали. И когда ангелы говорили: “Разве Ты установишь на ней (земле) того, кто будет творить там нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?”, Он сказал: “Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!” (2: 30). Знание Аллаха всегда предшествовало вещам и было прежде, чем Он сотворил их. И вознесен Господь наш возвышением великим! Он сотворил вещи, и Его знание о них предшествовало им, как Он пожелал. Всегда Он был Знающим, Слышащим, Видящим».

Хадис 9. (171) Передает Абдулла ибн Мускан: «Я спросил Имама Садика (А) об Аллахе, велик Он и свят: «Знал ли Он место, прежде чем сотворил место? Или Он знал его, когда творил, или же после его сотворения?» Он сказал: «Велик Аллах! Он всегда знал обо всяком месте прежде его образования, как и после него. И таково же Его знание обо всем остальном».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Из доводов в пользу того, что Аллах всезнающ, – существование многочисленных действий, противоположных по устроению, различных по осуществлению, и не может быть так, чтобы над ними имелся тот, кто не знает их, и нет им продолжения в упорядоченном виде от того, кто не ведает о них. Разве ты видел, чтобы красивую серьгу, в которой каждая тонкая часть на своем месте, делал тот, кто не знает об ее устроении? Или ты можешь предположить, что переписчик книги, в которой каждая буква подходит к другой, не ведал бы заранее ремесла переписки? Но мир гораздо тоньше этого по строению, и описание его удалено от того, что мы себе представляем. Таким образом, его формирование без наличия знающего о его качествах прежде его бытия немыслимо и невозможно совершенно, и подтверждением этого служит следующий риваят:

Хадис 10. (172) Передает Фазль ибн Шазан: «Я слышал от Имама Риды (А), как он говорил в своей молитве (дуа): «Пречист Тот, Кто сотворил творение Своею силою, и утвердил то, что сотворил, Своею мудростью, и установил каждую вещь на ее место по Своему знанию; пречист Тот, Кто знает предательство взоров, и то, что скрывают в себе сердца, и нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий!»

Хадис 11. (173) Передает Мансур Сайкал от Имама Садика (А), что он сказал: «Аллах – Знающий, в Котором нет незнания; Живой, в Котором нет смерти; Свет, в Котором нет мрака».

Хадис 12. (174) Передает Йунус ибн Абдуррахман: «Я сказал Имаму Риде (А): «Нам передали, что Аллах – Знающий, в Котором нет незнания; Живой, в Котором нет смерти; Свет, в Котором нет мрака». Он сказал: «Таков Он».

Хадис 13. (175) Передает Джабир Джуафи от Имама Бакира (А), что он сказал: «Аллах – Свет, в Котором нет мрака; Знающий, в Котором нет незнания; Живой, в Котором нет смерти».

Хадис 14. (176) Передает Ибн Синан от Джафара ибн Мухаммада (Имама Садика, мир ему) от его отца (Имама Бакира, мир ему), что он сказал: «У Аллаха – особое знание и общее знание. И особое знание – то, которое неведомо ни для ангелов приближенных, ни для пророков посланных. Общее же знание – то, о котором ведают ангелы приближенные и пророки посланные, и оно достигло нас через Посланника Аллаха (С)».

Хадис 15. (177) Передает Джабир от Имама Бакира (А), что он сказал: «Воистину, у Аллаха есть знание, которое не ведомо никому, кроме Него, и есть знание, о котором ведают ангелы приближенные и пророки посланные, и мы (Ахль уль-Бейт) знаем его».

Хадис 16. (178) Передает Абдульаля от Мусы ибн Джафара (Имама Казыма, мир ему), что он сказал: «Знание Аллаха не описывается через «где», и не описывается знание Аллаха через «как», и не отделяется это знание от Аллаха, и Аллах не описывается через него, и между Аллахом и Его знанием нет преграды».