Глава 4. Что сказано о том, что имамов двенадцать, и что они от Аллаха, избранные Им

Хадис 1. (22) Передаёт Хасан ибн Аби Хасан Басри: «К Пророку, да благословит Аллах его и его род, явился Джабраиль и сказал: «О, Мухаммад, Великий и Всемогущий Аллах велит тебе выдать Фатиму замуж за твоего брата Али, да будет мир с ними». Посланник Аллаха послал за Али и сказал ему: «О, Али, я женю тебя на своей дочери Фатиме – госпоже женщин миров и самом любимом для меня человеке после тебя. От вас появятся два господина юношей рая, а также мученики, обагрённые кровью, угнетённые на земле после меня. Они благородные и сияющие, посредством которых Аллах погасит несправедливость, оживит истину и умертвит ложь. Их число подобно числу месяцев в году. Позади последнего из них будет выполнять молитву Иса ибн Марьям, да будет мир с ним».

Хадис 2. (23) Имам Джавад передаёт от своих отцов, да будет мир с ними: «Однажды Повелитель правоверных Али вместе с Хасаном ибн Али, да будет мир с ними, и Салманом Фарси, да будет доволен им Аллах, на руку которого он опирался, вошёл в запретную мечеть и сел. И в это время туда пришёл мужчина с хорошей внешностью и в добротной одежде. Он поприветствовал Повелителя правоверных, сел перед ним и сказал: «О, Повелитель правоверных, я задам тебе три вопроса». Повелитель правоверных сказал: «Спрашивай, что пожелаешь». Мужчина спросил: «Поведай мне о человеке, когда он спит. Куда уходит его душа? И почему человек вспоминает и забывает? И почему дети мужчины похожи на братьев его отца и матери?» Повелитель правоверных повернулся к Хасану и сказал: «Ответь ему, о, Абу Мухаммад». Тогда Хасан сказал: «Что касается твоего вопроса о том, куда уходит душа человека, когда он спит. Его душа связана с ветром, а ветер с воздухом до того времени, пока хозяин души не начнёт просыпаться. Если Всевышний Аллах дозволяет этой душе вернуться в это тело, то душа притягивает ветер, ветер притягивает воздух и душа успокаивается в теле своего хозяина. А если Аллах не дозволяет этой душе вернуться в это тело, то воздух притягивает ветер, ветер притягивает душу и душа не возвращается к своему хозяину до того времени, пока он не будет воскрешён. Теперь что касается того, что упомянул ты о памяти и забывании. Сердце (кальб) человека находится в углублении, на котором есть покрывало. И когда он благословляет Мухаммада и семейство Мухаммада полным благословением, это покрывало спадает с этого углубления, сердце начинает сиять и человек вспоминает то, что забыл. А если он не благословляет Мухаммада и семейство Мухаммада или сокращает благословение, оставляя без внимания некоторых из них, это покрывало закрывает это углубление, сердце темнеет, человек совершает оплошность и забывает то, что помнил. Теперь что касается того, что упомянул ты о новорождённом, похожем на братьев его отца и матери. Если мужчина вступает в интимную близость со своей женой с безмятежным сердцем, со спокойными венами и телом, то семя успокаивается в утробе, а затем рождается ребёнок, похожий на своего отца и свою мать. А если мужчина сближается со своей женой с беспокойным сердцем, тревожными венами и телом, то семя тревожится и в состоянии тревоги попадает в какую-либо вену. Если семя попадает в вену, связанную с братьями его отца, то новорождённый будет похож на братьев его отца. А если семя попадает в вену, связанную с братьями его матери, то новорождённый будет похож на братьев его матери». И сказал после этого мужчина: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. И я никогда не переставал свидетельствовать об этом. И свидетельствую, что Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, Посланник Аллаха. И я никогда не переставал свидетельствовать об этом. И я свидетельствую, что ты преемник Посланника Аллаха, исполнитель его довода. И я никогда не переставал свидетельствовать и говорить об этом», и он указал рукой на Повелителя правоверных Али. Затем он сказал: «И я свидетельствую, что ты его преемник и исполнитель его довода. И я никогда не переставал говорить об этом», и он указал рукой на Хасана. Затем он сказал: «И я свидетельствую, что Хусейн ибн Али его преемник и исполнитель его довода, и я не переставал говорить об этом. И я свидетельствую, что Али ибн Хусейн (Имам Саджад) исполнитель повелений Хусейна. И я свидетельствую, что Мухаммад ибн Али (Имам Бакир) исполнитель повелений Али. И я свидетельствую, что Джафар (Имам Садик) исполнитель повелений Мухаммада. И я свидетельствую, что Муса (Имам Казим) исполнитель повелений Джафара. И я свидетельствую, что Али (Имам Рида) наследник Мусы. И я свидетельствую, что Мухаммад (Имам Джавад) исполнитель повелений Али. И я свидетельствую, что Али (Имам Хади) исполнитель повелений Мухаммада. И я свидетельствую, что Хасан (Имам Аскари) исполнитель повелений Али. И я свидетельствую, что мужчина из потомства Хасана (Имам Махди) не должен называться по имени и по кунье. Когда Аллах явит его повеление, он наполнит землю справедливостью после того как она будет наполнена гнётом. Мир тебе, о, Повелитель правоверных, милость Аллаха и Его благословение». Затем он встал и вышел. Повелитель правоверных сказал Хасану: «О, Абу Мухаммад. Последуй за ним и посмотри, куда он направился». Затем Хасан ибн Али рассказывал: «Я вышел вслед за ним. Но как только его нога ступила за пределы мечети, я не понял, в каком направлении он ушёл по земле Аллаха. Я вернулся к Повелителю правоверных и сообщил ему об этом. Он спросил меня: «О, Абу Мухаммад, знаешь, кто это был?» Я сказал: «Нет. Аллах, Его Посланник и Повелитель правоверных знают лучше». Он сказал: «Это был Хидр, да будет мир с ним[1]».

1. Хидр – один из пророков Аллаха, которому была дарована долгая жизнь.

Хадис 3. (24) Имам Бакир передаёт от своих отцов, да будет мир с ними: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал Ибн Аббасу: «В каждый год есть ночь предопределения, и нисходит в эту ночь повеление целого года и то, что произойдёт в нём. И после Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, у этого повеления есть обладатели». Ибн Аббас спросил: «Кто они, о, Повелитель правоверных?» Он ответил: «Я и одиннадцать моих потомков – имамы, которым говорят (ангелы)[1]».

1. Мухаддас – тот, с кем говорят ангелы или внушают в его сердце. В наших хадисах сказано, что имам слышит речь ангела, но не видит его.

Хадис 4. (25) Передаёт Асбаг ибн Нубата: «Однажды я пришёл к Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, и застал его погруженным в думы, чертящим линии на земле. Я спросил его: «О, Повелитель правоверных, ты чертишь линии на земле. Разве ты стремишься к власти на ней?» Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я ни часу не стремился к власти на земле и к этому миру. Но мои мысли о потомке, который выйдет из моих чресл. Он – Махди, который наполнит землю справедливостью и правдой после того как она будет наполнена угнетением и ложью. Он пребудет в сокрытии, которое повлечёт за собой растерянность, и впадут одни в заблуждение, а другие будут наставлены на истинный путь». Я спросил: «О, Повелитель правоверных, сколько продлятся растерянность и сокрытие?» Он ответил: «Часть эпохи». Я спросил: «Это действительно случится?» Он сказал: «Да, точно так же, как сотворён он». Я спросил: «Застану ли я это время?» Он сказал: «О, Асбаг, куда тебе до этого повеления! Те, которые застанут его, являются лучшими представителями этой общины вместе с лучшими праведниками этого семейства. Я спросил: «Что случится после?» Он сказал: «Аллах вершит, что пожелает. Воистину, Ему принадлежат воля, предел и конец».

Хадис 5. (26) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мой отец (Имам Бакир) сказал Джабиру ибн Абдулле Ансари: «У меня к тебе есть дело. Когда у тебя будет время, чтобы я уединился с тобой и спросил тебя о нём?» Джабир сказал: «В любое время, когда ты пожелаешь». В один из дней мой отец остался с ним наедине и сказал ему: «О, Джабир. Поведай мне о скрижали, которую ты видел в руках Фатимы – дочери Посланника Аллаха, да будет мир с ней. И что рассказала тебе моя мать Фатима о том, что написано в этой скрижали?» Джабир сказал: «Я беру в свидетели Аллаха, не имеющего сотоварища, что однажды во время жизни Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, я пришёл к твоей матери Фатиме, чтобы поздравить её с рождением Хусейна. И я увидел в её руке зелёную скрижаль и подумал, что она из изумруда. И я увидел в ней яркие надписи, подобные свету солнца. Я сказал ей: «Да станут мои отец и мать жертвой за тебя. Что это за скрижаль?» Она сказала: «Это скрижаль, которую Великий и Всемогущий Аллах даровал Своему Посланнику. В ней имя моего отца, имя моего мужа, имена двух моих сыновей и имена преемников из моего потомства. Мой отец дал её мне, чтобы обрадовать меня этим». Джабир сказал: «Твоя мать Фатима дала мне её. Я прочёл её и переписал». Мой отец сказал ему: «О, Джабир, можешь ли ты показать мне переписанное тобой?» Он сказал: «Да», и мой отец пошёл с ним к нему домой. Мой отец извлёк лист пергамента и сказал: «О, Джабир, смотри на переписанное тобой, а я прочту тебе». Затем мой отец прочёл ему слово в слово. Джабир сказал: «Беру в свидетели Аллаха, я видел, что в скрижали написано именно так. С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Это писание от Великого и Мудрого Аллаха Его Пророку Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, Его свету, Его посреднику, Его посланнику и проводнику к Нему. Его низвёл Верный Дух от Господа миров. О, Мухаммад. Возвеличь Мои имена, возблагодари Мои блага и не отрицай Мои милости. Воистину, Я – Аллах, нет божества кроме Меня, сокрушающего тиранов, дающего победу угнетённым и Судьи в день суда. Воистину, Я – Аллах, нет божества кроме Меня. Кто надеется не на Мою милость и страшится не Моей справедливости, того Я подвергну наказанию, которому не подвергал никого из обитателей миров. Так поклоняйся лишь Мне и уповай на Меня. Я не отправлял пророка, дни которого подошли к концу, и срок которого завершился, не установив для него преемника. Я возвысил тебя над пророками, а твоего преемника (Имама Али) возвысил над преемниками. Я почтил тебя двумя львятами и двумя внуками – Хасаном и Хусейном. Я сделал Хасана источником Моих знаний после завершения срока его отца. И Я сделал Хусейна источником Моего откровения, почтив его мученической смертью и завершив в счастье его дни. Он лучший из тех, кто принял мученическую смерть ради Меня. Его степень предо Мной выше степени всех мучеников. Я установил с ним Своё окончательное слово и Свой совершенный довод. Посредством его потомства Я буду награждать и наказывать. Первый из них Али (Имам Саджад) – господин поклоняющихся и украшение Моих прошедших друзей. И его сын, который носит имя его прославленного деда – Мухаммад (Имам Бакир). Он – раскрывающий Моё знание и источник Моей мудрости. И погибнут сомневающиеся в Джафаре (Имаме Садике). Кто отвергает его, тот отвергает Меня. Моё слово истинно. Я непременно окажу почёт пребыванию Джафара и обрадую его последователями, помощниками и друзьями. После него случится слепая и тёмная смута. Но нить Моего обязательства не прервётся и Мой довод не останется неизвестным. Мои приближенные поятся из полной чаши, и они благородные обитатели земли. Кто отрицает одного из них, тот отрицает Мою милость, и кто искажает один аят из Моей Книги, тот возводит на Меня ложь. Горе возводящим ложь и отрицающим. Когда завершится срок Моего раба, любимца и избранника Мусы (Имама Казима), отрицающий его будет подобен отрицающему всех Моих друзей. Он – Мой друг и Мой помощник. И он тот, на кого взвалю Я бремя пророков и испытаю его исполнением этой миссии. После него Мой наместник Али ибн Муса Рида (Имам Рида), которого убьёт возгордившийся демон. Он будет похоронен в городе, возведённом праведным рабом Зуль-карнайном. Лучшее Моё творение будет похоронено рядом с худшим Моим творением. Моё слово истинно. Я непременно обрадую его глаза его сыном Мухаммадом (Имамом Джавадом), наместником после него и наследником его знаний. Он – источник Моих знаний, место Моей тайны и Мой довод к Моим творениям. Я сделаю рай его местопребыванием и дарую ему заступничество за семьдесят тысяч членов его семейства, каждый из которых заслуживает огня. И я завершу в счастье дни его сына Али (Имама Хади) – Моего друга и помощника, свидетеля среди Моих творений и верного хранителя Моего откровения. И Я выведу из него Хасана (Имама Аскари) – призывающего к Моему пути и хранителя Моих знаний. Затем Я доведу это до полноты его сыном (Имамом Махди), который является милостью для миров. Он будет обладать совершенством Мусы, великолепием Исы и терпением Аййуба. Достоинства Моих друзей в его эпоху будут умалены, их головы будут раздариваться, как раздариваются головы тюрков и дайламцев. Их будут убивать, сжигать, они станут пребывать в страхе и ужасе. Земля окрасится в цвет их крови, и распространятся крики и стенания их женщин. Они являются Моими истинными друзьями. Я воздам им должным, устранив от них слепоту и мрак, через них Я отведу землетрясения, и Я сниму с них бремя и оковы. На них благословение их Господа и милость. И они наставленные на истинный путь». После Абу Басир говорил: «Если в течение своей жизни ты не слышал ничего кроме одного этого хадиса, то тебе его достаточно. Так сохрани его от всех, кроме того, кто способен вынести его».

Хадис 6. (27) Передаёт Зурара: «Имам Бакир передал от своих отцов, да будет мир с ними, и сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Из моего семейства двенадцать тех, с кем говорят (ангелы)[1]». Тогда мужчина, которого звали Абдулла ибн Зейд, и который был молочным братом Имама Саджада, да будет мир с ним, сказал, словно отрицая это: «Пречист Аллах! С кем говорят!» Имам Бакир повернулся к нему и сказал: «Клянусь Аллахом, сын твоей матери, то есть Али ибн Хусейн (Имам Саджад), был таким».

1. Мухаддас – тот, с кем говорят ангелы или внушают в его сердце. В наших хадисах сказано, что имам слышит речь ангела, но не видит его.

Хадис 7. (28) Имам Садик передаёт от своих отцов, да будет мир с ними: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах избрал нечто в каждой вещи. На земле Он избрал Мекку. В Мекке Он избрал запретную мечеть. В мечети Он избрал место, на котором располагается Кааба. Из скота Он избрал их самок. Из травоядных Он избрал овец. Из всех дней Он избрал пятницу. Из всех месяцев Он избрал месяц рамадан, а из ночей ночь предопределения. Из людей Он избрал сыновей Хашима, а из сыновей Хашима Он избрал меня и Али, да будет мир с ним. От меня и Али Он избрал Хасана и Хусейна, да будет мир с ними. И из потомства Хусейна Он довел их число до двенадцати имамов. Девятый из них сокрытый и он явный. Он лучший из них и он выступит». В хадисе от Абдуллы ибн Джафара сказано: «Они отвергают от Корана искажения чрезмерных, необоснованные утверждения лжецов и толкования невежд».

Хадис 8. (29) Передаёт Сулейм ибн Кейс Хиляли: «Мы были в Сиффине с Повелителем правоверных Али, да будет мир с ним, когда Муавия позвал к себе Абу Дарду и Абу Хурейру. Он поручил им доставить письмо Повелителю правоверных Али, и они выполнили его поручение. Али сказал: «Вы донесли то, с чем отправил вас Муавия. Теперь послушайте меня и донесите до него так же, как вы донесли до меня». Они сказали: «Да». И Али дал длинный ответ, пока не дошёл до упоминания того, как по приказу Всевышнего Аллаха Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, назначил его в Гадир Хуме. Он сказал: «Когда ему был ниспослан аят «Воистину, вашими повелителями являются лишь Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают молитву и дают очищение, находясь в поясном поклоне»[1], люди спросили: «О, Посланник Аллаха. Это касается некоторых верующих или их всех?» Тогда Всевышний Аллах велел Своему Пророку сообщить им о руководстве того, о руководстве которого Он повелел им, и разъяснить для них руководство так, как были разъяснены молитва, закят, пост и хадж». Затем Али сказал: «И тогда Посланник Аллаха назначил меня в Гадир Хуме и сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах отправил меня с посланием, от чего грудь моя сжалась, и я подумал, что люди отвергнут меня. И тогда Он пригрозил мне, что или я доведу Его послание, или Он накажет меня. Встань, о, Али». Затем он воззвал громким голосом после того, как велел созвать людей на коллективную молитву и выполнил с ними полуденную молитву: «О, люди! Воистину, Аллах мой повелитель, а я повелитель верующих. Я властен над ними больше, чем они сами над собой. И Али является повелителем того, чьим повелителем являюсь я. О, Аллах! Возлюби того, кто любит его, и будь врагом тому, кто враждует с ним». Поднялся Салман Фарси и спросил: «О, Посланник Аллаха, повелительство в чём?» Он сказал: «Над тем, над кем я властен больше, чем он сам над собой, Али так же властен больше, чем он сам». И тогда Великий и Всемогущий Аллах ниспослал: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[2]. Салман Фарси спросил его: «О, Посланник Аллаха, эти аяты ниспосланы только касательно Али?» Посланник Аллаха ответил: «Касательно его и моих преемников до судного дня». Он сказал: «Разъясни о них для меня». Он сказал: «Али – мой брат, мой преемник, мой наследник, мой наместник в моей общине. Он повелитель каждого верующего после меня. А также одиннадцать имамов из его потомства. Первый из них мой сын Хасан, да будет мир с ним, затем мой сын Хусейн, да будет мир с ним, а затем девятеро из потомства Хусейна, один после другого. Они с Кораном и Коран с ними. Они не расстанутся с ним, а он не расстанется с ними, пока они не явятся ко мне у водоёма». Сулейм ибн Кейс продолжает: «И тогда поднялись двенадцать мужчин, участвовавших в битве Бадр, которые находились с Али в Сиффине, и сказали: «Мы свидетельствуем, что мы слышали это от Посланника Аллаха, как ты и сказал, о, Повелитель правоверных. Ты ничего не прибавил и не убавил». И сказали остальные участники битвы Бадр, которые находились с Али в Сиффине: «Мы помним большую часть того, что ты сказал, но не помним всего. А эти двенадцать мужчин лучшие и превосходные из нас». Али сказал: «Вы правы. Не все люди запоминают, и некоторые из них превосходят других». Из числа тех двенадцати мужчин поднялись четверо – Абу Хайсам ибн Таййихан, Абу Аййуб, Аммар и Хузейма ибн Сабит Зуш-шахадатайн – и сказали: «Мы свидетельствуем, что запомнили слова Посланника Аллаха в тот день. Клянёмся Аллахом, он стоял, а Али стоял рядом с ним, и он сказал: «О, люди! Воистину, Аллах повелел мне, чтобы я назначил для вас имама, который будет моим преемником среди вас и моим наместником в моём семействе и в моей общине после меня. В Своей Книге Аллах обязал верующих повиноваться ему и повелел им в ней о его руководстве. Я сказал: «О, Господь! Я опасаюсь порицания лицемеров и их отрицания». Но Он пригрозил мне, что или я доведу Его послание, или Он накажет меня. О, люди! В Своей Книге Великий и Всемогущий Аллах повелел вам выполнять молитву, и я разъяснил вам её и установил для вас её правила. Так же закят и пост. Я разъяснил вам их и объяснил, как они совершаются. И Аллах в Своей Книге повелел вам руководство. Я беру вас в свидетели, о, люди, что оно принадлежит вот ему (Али) и преемникам из моего и его потомства. Первый из них мой сын Хасан, затем Хусейн, а затем девять потомков Хусейна. Они не расстанутся с Кораном, пока не явятся ко мне у водоёма. О, люди! Я сообщил вам об убежище после меня, о вашем имаме, повелителе и наставнике после меня. И это мой брат Али ибн Аби Талиб. Среди вас он подобен мне. Следуйте ему в вашей религии и повинуйтесь ему во всех ваших делах, ибо у него находится всё то, чему обучил меня Великий и Всемогущий Аллах. Великий и Всемогущий Аллах повелел мне обучить его знаниям и сообщить вам, что они находятся у него. Спрашивайте же его и обучайтесь у него и у его преемников. Не учите их, не опережайте их и не отставайте от них, ибо они с истиной, а истина с ними. Она не покинет их, а они не покинут её». Затем Али сказал Абу Дарде, Абу Хурейре и тем, кто был возле них: «О, люди! Знаете ли вы, что Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал в Своей Книге: «Воистину, Аллах желает лишь от вас удалить скверну, о, семейство Пророка, и очистить вас полностью»[3]. После чего Посланник Аллаха собрал под своей накидкой меня, Фатиму, Хасана и Хусейна, а затем сказал: «О, Аллах, они мои любимцы, моё семейство, моя драгоценность и мои близкие. Удали от них скверну и очисти их полностью». Умм Салама спросила его: «А я?» Но он ответил ей: «Ты во благе. Но аят ниспослан только обо мне, о моём брате Али, о моей дочери Фатиме, о моих сыновьях Хасане и Хусейне и о девятерых потомках Хусейна. И нет в нём с нами никого другого». Сулейм ибн Кейс продолжает: «И тогда большая часть людей поднялись и сказали: «Мы свидетельствуем, что Умм Салама рассказывала нам об этом, и Посланник Аллаха рассказал нам так же, как рассказывала Умм Салама». Али сказал: «Разве вы не знаете, что Великий и Всемогущий Аллах ниспослал в суре «Хадж»: «О вы, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, быть может, вы преуспеете. Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас затруднения в религии, как в вере отца вашего Ибрагима. Он назвал вас мусульманами, чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях»[4]. Когда был ниспослан этот аят, поднялся Салман, да будет доволен им Аллах, и спросил: «О, Посланник Аллаха. Кто они, о которых ты свидетель, а они свидетели о людях, которых избрал Аллах и не сделал для них затруднения в религии, как в вере отца их Ибрагима?» Посланник Аллаха ответил: «Всевышний Аллах подразумевает тринадцать человек. Меня, моего брата Али и одиннадцать его потомков». И тогда люди сказали: «О, Аллах. Да, мы слышали это от Посланника Аллаха». Али сказал: «Заклинаю вас Аллахом. Знаете ли вы, что Посланник Аллаха встал и произнёс проповедь, после которой не произносил другой проповеди. Он сказал: «О, люди! Я оставляю среди вас два повеления, и вы никогда не заблудитесь, если ухватитесь за них – Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и моё семейство. Проницательный и Сведущий Аллах известил меня, что они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у водоёма». Люди сказали: «Да. О, Аллах, мы свидетельствуем, что всё это от Посланника Аллаха». Поднялись двенадцать мужчин и сказали: «Мы свидетельствуем, что когда Посланник Аллаха произносил проповедь в тот день, когда он умер, встал Умар ибн Хаттаб подобно рассерженному человеку и сказал: «О, Посланник Аллаха. Это относится ко всему твоему семейству?» Он сказал: «Нет, только к моим преемникам. Из них Али – мой брат, мой помощник, мой наследник и мой наместник в моей общине. Он повелитель каждого верующего после меня. Он первый из них и лучший. А после него его преемник этот мой сын», – и он указал на Хасана, – «А после него его преемник этот мой сын», – и он указал на Хусейна, – «А после него его преемник мой сын, чьё имя такое же, как имя моего брата. А после него его преемник тот, чьё имя такое же, как у меня. А затем семь его потомков, один после другого. Они явятся ко мне у водоёма. Они свидетели Аллаха на Его земле и Его довод к Его творениям. Кто повинуется им, тот повинуется Аллаху. А кто ослушивается их, тот ослушивается Аллаха». Тогда поднялись семьдесят участников битвы Бадр и примерно столько же мухаджиров, которые сказали: «Вы напомнили нам о том, что мы позабыли. Мы свидетельствуем, что слышали это от Посланника Аллаха». Затем Абу Дарда и Абу Хурейра отправились к Муавие и рассказали ему всё, что сказал им Али, о чём привёл он свидетельство и что засвидетельствовали люди».

1. Сура «Трапеза», аят 55

2. Сура «Трапеза», аят 3

3. Сура «Сонмы», аят 33

4. Сура «Хадж», аяты 77-78

Хадис 9. (30) Передаёт Сулейм ибн Кейс Хиляли: «Когда мы возвращались из Сиффина вместе с Повелителем правоверных Али, да будет мир с ним, он остановился неподалёку от христианского монастыря. Из монастыря к нам вышел старик с красивым лицом и хорошей внешностью, и была у него книга. Он подошёл к Повелителю правоверных, поприветствовал его, а затем сказал: «Я из потомства одного из апостолов Исы ибн Марьям, да будет мир с ним. Он был лучшим из двенадцати апостолов Исы и самым любимым и почитаемым им. Иса завещал ему, отдал ему свои книги и обучил его своей мудрости. И это семейство не переставало следовать его религии, держаться его веры. Они не вышли из веры, не отступились от неё и не исказили её. И у меня эти книги, продиктованные Исой ибн Марьям и написанные рукой нашего отца. В этих книгах упомянуто обо всём, что случится с людьми после него, и об именах царей после него. И о том, что Всеблагой и Всевышний Аллах пошлёт мужчину из арабов из потомства Исмаила ибн Ибрагима – любимца Аллаха. Он из местности, которую называют Тихама и из города, который называют Мекка. Зовут его Ахмад, да благословит Аллах его и его род, и у него двенадцать имён. А также упомянуто о его миссии, его рождении, его переселении. О тех, кто будет воевать с ним, кто будет помогать ему, и кто будет враждовать с ним. О том, сколько он проживёт, и что будет происходить после него с его общиной до тех пор, пока с неба не спустится Иса ибн Марьям. И в этой книге сказано, что тринадцать мужчин из потомства Исмаила ибн Ибрагима любимца Аллаха являются лучшими из творений Аллаха и самыми любимыми творениями Аллаха. Аллах дружит с тем, кто дружит с ними, и враждует с тем, кто враждует с ними. Кто повинуется им, тот наставлен на прямой путь, а кто ослушивается их, тот заблудился. Повиновение им – повиновение Аллаху, ослушание их – ослушание Аллаха. В ней написаны их имена, их родословная и их описание, сколько проживёт каждый мужчина из них один после другого, сколько мужчин из них будут скрывать свою веру от людей, и кто из них выступит, и люди последуют за ним. К последнему из них спустится Иса ибн Марьям. Иса выполнит молитву позади него и скажет: «Вы имамы, и никому не следует вставать перед вами». Тогда он выступит вперёд и выполнит с людьми молитву, а Иса встанет в ряд позади него. Первый из этих тринадцати мужчин и лучший из них – Посланник Аллаха. Его награда подобна их награде и награде тех, кто повинуется им и наставлен на истинный путь через них. Его имена – Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, Абдулла, Йа Син, Фаттах (победитель), Хатам (печать пророков), Хашир (собирающий), Акыб (наместник пророков), Махи (стирающий грехи), Каид (ведущий), Набийуллах (пророк Аллаха), Сафийуллах (избранник Аллаха), Хабибуллах (любимец Аллаха). Его имя упоминается, когда упоминается Аллах. Для Аллаха он самый почитаемый из творений Аллаха и самый любимый из них. Аллах не сотворил ни почитаемого ангела, ни посланного пророка, начиная от Адама, лучше и любимей Аллахом, чем он. В судный день Он усадит его на Свой трон и дарует ему право заступиться за каждого, кто обратится к его имени за заступничеством. Трость запечатлела на хранимой скрижали: «Мухаммад – Посланник Аллаха». И имя обладателя знамени в день великого сбора, его брата, преемника, помощника, его наместника в его общине, самого любимого творения Аллаха после него – Али. Он сын его дяди и повелитель каждого верующего после него. Затем одиннадцать мужчин из потомства Мухаммада и потомства Али. Первые из них названы по именам двух сыновей Харуна – Шаббар (Хасан) и Шабир (Хусейн). И девять из потомства младшего из них двоих, один после другого. Последний из них тот, позади которого выполнит молитву Иса ибн Марьям».

Хадис 10. (31) Передаёт Сулейм ибн Кейс Хиляли: «Я сказал Али, да будет мир с ним: «От Салмана, Микдада и Абу Зарра я слышал нечто из толкования Корана и хадисов Посланника Аллаха, отличающееся от того, что имеется в руках людей. А затем я слышал от тебя подтверждение того, что слышал от них. И я видел в руках людей много чего из толкования Корана и хадисов Посланника Аллаха, что противоречит им, и они считают, что всё это является ложью. Как ты считаешь, люди умышленно возводят ложь на Посланника Аллаха и толкуют Коран по собственному усмотрению?» Али повернулся и сказал: «Ты задал вопрос, так постигни ответ. Воистину, в руках людей имеется истина и ложь, правда и обман, отменяющее и отменённое, частное и общее, ясное и иносказательное, запомненное и измышлённое. На Посланника Аллаха возводили ложь уже в его время, после чего он обратился с проповедью: «О, люди! Умножилось возведение лжи на меня. Тот, кто возведёт на меня ложь, пусть приготовится занять своё место в огне». Но после него возведение лжи на него продолжилось. Хадисы тебе приводят только четыре человека, и нет с ними пятого. Первый из них лицемер, показывающий веру, притворяющийся мусульманином языком. Он не чувствует вины и смущения, когда умышленно возводит ложь на Посланника Аллаха. Если бы люди знали, что он лицемер и лжец, то не приняли бы от него и не поверили бы ему. Но они говорят, что он сподвижник Посланника Аллаха, видел его, слышал его и брал от него. Они не знают о его состоянии. Аллах уже поведал тебе о лицемерах то, что поведал, и описал их, как описал. Великий и Всемогущий сказал: «Когда ты видишь их, тебя восхищают их тела, а если они говорят, ты слушаешь их речи»[1]. Они остались после Посланника Аллаха, и через обман, ложь и клевету приблизились к имамам заблуждения и зовущим к огню. Те назначили их на должности, усадили их на шеи людей, а они через них пожирали ближний мир. Воистину, люди с правителями и с ближним миром, кроме тех, кого сохранил Великий и Всемогущий Аллах. Это один из четверых. Второй человек слышал что-то от Посланника Аллаха, но не запомнил так, как слышал, и измыслил, не имея намерения умышленно возвести ложь. Это находится в его руках, он говорит его, поступает согласно нему, передаёт его и говорит: «Я слышал это от Посланника Аллаха». Если бы мусульмане знали, что он измыслил в нём, то не приняли бы от него. И если бы сам он знал, что измыслил в нём, то отказался бы от него. Третий человек слышал что-то от Посланника Аллаха, который сначала приказал, а затем запретил, но он не знает о запрете. Или же он слышал что-то, что Посланник Аллаха сначала запретил, а затем приказал, но он не знает о приказе. Он запомнил отменённое, но не запомнил отменяющее. Если бы он знал, что это отменено, то он отказался бы от него. И если бы люди знали, что слышимое ими от него отменено, они отказались бы от него. Четвёртый человек не возводит ложь ни на Аллаха, ни на Его Посланника, ненавидя ложь, страшась Великого и Всемогущего Аллаха и почитая Посланника Аллаха. Он не забыл, а запомнил хадис так, как слышал, и передаёт его так, как слышал, ничего не прибавляя и не убавляя. Он запомнил отменяющее и отменённое, поэтому действует согласно отменяющему и отказывается от отменённого. Повеления и запреты Посланника Аллаха подобно Корану бывают отменяющими и отменёнными, общими и частными, ясными и иносказательными. Некоторые речи от Посланника Аллаха имеют две стороны – общую и частную, подобно Корану. Великий и Всемогущий Аллах сказал в Своей Книге: «Берите то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам»[2]. Иногда его слушал тот, кто не знает и не ведает, что имел в виду Великий и Всемогущий Аллах и что имел в виду Посланник Аллаха. Не все сподвижники Посланника Аллаха были из тех, кто спрашивал о чём-то, а потом понимал. Среди них были те, кто спрашивал его, но не понимал. И они желали, чтобы явился бедуин или странник и спросил Посланника Аллаха, а они слушали. Я же приходил к Посланнику Аллаха каждый день и каждую ночь. Он оставался со мной наедине, и я был с ним везде, где был он. И сподвижники Посланника Аллаха знали, что он не поступал так ни с кем из людей кроме меня. Иногда это случалось в моём доме, когда сам Посланник Аллаха приходил ко мне. И в большинстве своём это происходило в моём доме. А когда я приходил в одно из его жилищ, он оставался со мной наедине, удалял своих женщин, и не оставалось с ним никого кроме меня. А когда он приходил ко мне, чтобы остаться наедине со мной в моём доме, он не удалял Фатиму, да будет мир с ней, и не удалял ни одного из моих двух сыновей. Я начинал задавать ему вопросы, а он отвечал. А когда я молчал, и мои вопросы заканчивались, начинал говорить он. И он молил Аллаха, чтобы я всё запомнил и понял. И с тех пор, как он помолился за меня, я никогда ничего не забывал. Я сказал Посланнику Аллаха: «О, Пророк Аллаха. С тех пор, как ты помолился за меня Аллаху, я не забыл ничего из того, чему ты обучил меня. Но когда ты диктуешь, ты велишь мне записывать. Разве ты опасаешься, что я забуду?» Он сказал: «О, мой брат, я не опасаюсь, что ты забудешь или не будешь знать. Великий и Всемогущий Аллах известил меня, что Он ответил на мою мольбу за тебя и твоих соучастников, которые будут после тебя. И ты записываешь только для них». Я спросил: «О, Посланник Аллаха, кто они – мои соучастники?» Он ответил: «Они те, кого Аллах соединил с Собой и со мной, сказав: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас»[3]. Если же вы боитесь препирательства в чём-либо, то верните это Аллаху, Его Посланнику и обладателям власти среди вас». Я спросил: «О, Пророк Аллаха, кто они?» Он ответил: «Преемники, которые явятся ко мне у водоёма. Все они наставляющие на истинный путь и наставленные. Им не навредит отсутствие помощи того, кто оставит их без поддержки. Они с Кораном и Коран с ними. Они не расстанутся с ним, а он не расстанется с ними. Через них моей общине будет дарована победа, будет ниспослан дождь милости и через их мольбы будут отведены беды от моей общины». Я сказал: «О, Посланник Аллаха, назови мне их имена». Он сказал: «Этот мой сын», – и он возложил свою руку на голову Хасана, да будет мир с ним, – «Затем этот мой сын», – и он возложил свою руку на голову Хусейна, да будет мир с ним, – «Затем его сын, у которого твоё имя, о, Али. Затем его сын Мухаммад ибн Али». Затем он повернулся к Хусейну и сказал: «Мухаммад ибн Али родится во время твоей жизни. Передай ему пожелания мира от меня. И будет двенадцать имамов». Я сказал: «О, Пророк Аллаха, назови мне их имена». И он назвал имя каждого мужчины из них. О, брат из сыновей Хиляля, клянусь Аллахом, из них Махди этой общины, который наполнит землю справедливостью и правдой после того как она будет наполнена угнетением и ложью».

1. Сура «Лицемеры», аят 4

2. Сура «Собрание», аят 7

3. Сура «Женщины», аят 59

Хадис 11. (32) Передаёт Сулейм ибн Кейс в длинном хадисе: «Когда мухаджиры и ансары похвалялись своими заслугами и достоинствами, Али, да будет мир с ним, сказал Талхе: «О, Талха. Разве ты не присутствовал, когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, попросил нас принести лопаточную кость, чтобы написать на ней то, что не даст его общине после него впасть в заблуждение и разногласия? А твой спутник (Умар ибн Хаттаб) сказал: «Посланник Аллаха бредит». И тогда Посланник Аллаха разгневался и отказался писать». Талха сказал: «Да, я присутствовал при этом». Али сказал: «Когда вы вышли, Посланник Аллаха поведал мне, что он хотел написать и для чего он хотел взять в свидетели всех людей. Джабраиль известил его, что Всевышний Аллах знал, что община впадёт в разногласия и разделится. Затем он попросил принести лист и продиктовал мне то, что хотел он написать на лопаточной кости. И он взял в свидетели троих – Салмана Фарси, Абу Зарра и Микдада. Он назвал тех из имамов наставления, которым по его повелению верующие должны подчиняться до судного дня. Он назвал меня первым, затем моего сына Хасана, затем моего сына Хусейна, а затем девятерых из потомков моего сына Хусейна. Так, о, Абу Зарр и ты, Микдад?» Они сказали: «Мы свидетельствуем, что Посланник Аллаха сделал это». Тогда Талха сказал: «Клянусь Аллахом, я слышал, как Посланник Аллаха сказал об Абу Зарре: «Ни земля не носила на себе, ни небо не покрывало тенью обладателя языка, более честного и праведного, чем Абу Зарр. Я свидетельствую, что вы двое не свидетельствуете иначе как в истине. А ты (о, Али) предо мной честнее и праведнее их двоих».

Хадис 12. (33) Передаёт Сулейм ибн Кейс: «Али ибн Аби Талиб, да будет мир с ним, сказал: «Однажды я проходил мимо мужчины», – и он назвал мне его имя, – «который сказал: «Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, подобен пальме, выросшей на мусоре». Тогда я пришёл к Посланнику Аллаха и рассказал ему об этом. Посланник Аллаха разгневался, в гневе вышел и поднялся на минбар. Ансары схватились за оружие, увидев гнев Посланника Аллаха. Он сказал: «Почему некоторые люди укоряют меня моими близкими? А ведь они слышали от меня то, что говорил я о предпочтении их Всевышним Аллахом. Аллах отличил их тем, что удалил от них скверну и очистил их. Люди слышали, что сказал я о достоинствах моего семейства и моего преемника. Аллах почтил его, особо выделил его, возвысил его по причине того, что он опередил всех в принятии ислама, раньше всех претерпевал беды на этом пути и был близок ко мне. Воистину, он по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе. Затем кто-то проходит возле него и полагает, что я среди своего семейства подобен пальме, выросшей в плохом месте. Знайте же, что Аллах создал творения, разделил их на две части и расположил меня в лучшей из двух частей. Затем Он разделил эту часть на три ветви и расположил меня в лучшей ветви и в лучшем племени. Затем Он сделал их семьями и расположил меня в лучшем семействе, и я и мой брат Али ибн Аби Талиб стали чистыми среди моего семейства, моего рода и потомков моего отца. Пречистый Аллах взглянул на обитателей земли и избрал из них меня. Затем Он взглянул ещё раз и избрал Али моим братом, моим помощником, моим наследником, моим преемником, моим наместником в моей общине и повелителем каждого верующего после меня. Кто дружит с ним, тот дружит с Аллахом, а кто враждует с ним, тот враждует с Аллахом. Кто любит его, того любит Аллах, а кто ненавидит его, того ненавидит Аллах. Любит его только верующий, а ненавидит его только неверный. Он свет земли и её покой. Он слово набожности и надёжная уза Аллаха. «Они хотят погасить своими ртами свет Аллаха. Но Аллах завершает Свой свет»[1]. Враги Аллаха хотят погасить свет моего брата. Но Аллах завершает Свой свет. О, люди! Пусть присутствующий из вас доведёт мои слова до отсутствующего. О, Аллах, будь свидетелем. Затем Аллах взглянул на обитателей земли в третий раз и избрал моё семейство после меня. Они лучшие в моей общине – одиннадцать имамов после моего брата, один после другого. Всякий раз, когда погибает один из них, поднимается другой. Среди моей общины они подобны звёздам на небе. Всякий раз, когда закатывается одна звезда, появляется другая звезда. Они имамы, наставляющие и наставленные. Не навредят им хитрость того, кто хитрит с ними, и отсутствие помощи того, кто оставит их без поддержки. Напротив, Аллах навредит этим тому, кто хитрит с ними и оставит их без поддержки. Они – довод Аллаха на Его земле и Его свидетели о Его творениях. Кто повинуется им, тот повинуется Аллаху, а кто ослушается их, тот ослушается Аллаха. Они с Кораном и Коран с ними. Они не расстанутся с ним, а он не расстанется с ними, пока они не явятся ко мне у водоёма. Первый из имамов мой брат Али, затем мой сын Хасан, затем мой сын Хусейн, а затем девять потомков Хусейна, да будет мир с ними».

1. Сура «Ряды», аят 8

Хадис 13. (34) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Что значат слова Великого и Всемогущего Аллаха «Они считают ложью час. А для тех, кто считает ложью час, Мы приготовили пламя»[1]. И он сказал мне: «Аллах сотворил год в двенадцати месяцах. Он сделал ночь двенадцатью часами и сделал день двенадцатью часами. Из нас двенадцать тех, с кем говорят (ангелы). И Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, относится к этим часам».

1. Сура «Различение», аят 11

Хадис 14. (35) Передаёт Абу Басир: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Из нас двенадцать тех, с кем говорят (ангелы)».

Хадис 15. (36) Передаёт Абу Саиб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Ночь состоит из двенадцати часов, и день состоит из двенадцати часов. Месяцев в году двенадцать месяцев, и имамов двенадцать имамов, и предводителей двенадцать предводителей. Али, да будет мир с ним, является часом из двенадцати часов, и это слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Они считают ложью час. А для тех, кто считает ложью час, Мы приготовили пламя»[1].

1. Сура «Различение», аят 11

Хадис 16. (37) Передаёт Зейд Шаххам: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Кто превосходнее – Хасан или Хусейн, да будет мир с ними?» Он сказал: «Превосходство первого из нас соединяется с превосходством последнего из нас, а превосходство последнего из нас соединяется с превосходством первого из нас. И у каждого своё превосходство». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Дай мне более обширный ответ, ибо я, клянусь Аллахом, спрашиваю тебя лишь для того, чтобы изучить». Он сказал: «Мы из древа, которое Аллах сотворил из одной глины. Наше превосходство от Аллаха, наше знание от Аллаха. Мы доверенные Аллаха среди Его творений, призывающие к Его религии и посредники между Ним и Его творениями. Сказать тебе больше?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Наше творение едино, наше знание едино, наше превосходство едино, и все мы едины перед Великим и Всемогущим Аллахом». Я сказал: «Поведай мне о вашем количестве». Он сказал: «Нас двенадцать, и с самого начала нашего творения мы были возле трона нашего Великого и Всемогущего Господа. Первый из нас Мухаммад, в середине нас Мухаммад и последний из нас Мухаммад»[1].

1. Первый из непорочных, преемниками которого являются двенадцать имамов – это Посланник Аллаха Мухаммад ибн Абдулла, да благословит Аллах его и его род. Пятый из двенадцати имамов – Мухаммад ибн Али Бакир, да будет мир с ним. Девятый из двенадцати имамов – Мухаммад ибн Али Джавад, да будет мир с ним. Последний из двенадцати имамов – Имам Махди, да будет мир с ним, чьё имя такое же, как имя Посланника Аллаха.

Хадис 17. (38) Передаёт Абу Хамза Сумали: «В один из дней я находился возле Имама Бакира, да будет мир с ним. А когда от него ушёл тот, кто был возле него, он сказал мне: «О, Абу Хамза. К неминуемому, чему пред Аллахом нет изменения, относится выступление нашего Каима, да будет мир с ним[1]. Тот, кто сомневается в том, что я говорю, встретит Пречистого Аллаха неверующим в Него и отрицающим Его». Затем он сказал: «Да станут мои отец и мать жертвой за того, чьё имя и кунья такие же, как моё имя и кунья – за седьмого имама после меня. Да станет мой отец жертвой за того, кто наполнит землю справедливостью и правдой после того как она будет наполнена угнетением и ложью». Затем он сказал: «О, Абу Хамза. Кто застанет его и не подчинится ему, тот не подчинился Мухаммаду и Али, да будет мир с ними. Аллах запретит для него рай, и его убежищем станет огонь. И как скверно прибежище несправедливых».

1. Каим – выступающий, восставший. Эпитет Имама Махди, да будет мир с ним.

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Хвала Аллаху. Для того, кого Аллах наставил на истинный путь, более ясными, светлыми, понятными и очевидными являются слова Великого и Всемогущего Аллаха в Его Книге: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, как было записано в книге Аллаха в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре из них запретные. Это стойкая религия, не совершайте в них несправедливости к себе»[1]. Одно лишь знание этих двенадцати месяцев, которые начинаются с мухаррама, сафара, рабиа и далее, а также знание запретных месяцев из них, то есть раджаб, зуль-када, зуль-хиджа и мухаррам, не может быть стойкой религией. Ведь иудеям, христианам, огнепоклонникам и последователям иных верований и всем согласным и несогласным людям известны эти месяцы и они перечисляют их по названиям. Этими месяцами являются только имамы, да будет мир с ними, которые устанавливают религию Аллаха. А запретными из них являются Повелитель правоверных Али, имя которого Всевышний Аллах образовал от Своего имени Возвышенный (‘Али), как образовал имя Своего Посланника от Своего имени Хвалимый (Махмуд), а также трое из его потомков, которые носили имя Али. Это Али ибн Хусейн (Имам Саджад), Али ибн Муса (Имам Рида) и Али ибн Мухаммад (Имам Хади), да будет мир с ними. Это имя запретно ввиду того, что оно образовано от имени Великого и Всемогущего Аллаха. И да пребудет благословение Аллаха над Мухаммадом и его почтенным и уважаемым семейством.

1. Сура «Покаяние», аят 36

Хадис 18. (39) Передаёт Дауд ибн Касир Ракки: «В Медине я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и он спросил меня: «Почему ты явился к нам с опозданием?» Я ответил: «Из-за дела, возникшего в Куфе». Он спросил: «Кого ты видел, оставив Куфу?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Я видел твоего дядю Зейда. Я оставил его сидящего на лошади, опоясанного мечом и взывающего громким голосом: «Спрашивайте меня. Спрашивайте меня до того, как вы лишитесь меня, ибо в моём сердце множество знаний. Я знаю отменяющее и отменённое, аяты и величественный Коран. И я знамя между Аллахом и вами». Тогда Имам Садик сказал мне: «О, Дауд, всякие убеждения увели тебя». А затем он крикнул: «О, Самаа ибн Михран, принеси мне корзину фиников». Он принёс ему корзину, в которой были финики. Имам взял из неё один финик, съел его, извлёк косточку из своего рта и посадил её в землю. И она раскололась, взошла, выросла и стала деревом с плодами. Тогда он ударил своей рукой по финику в грозди, сорвал его и извлёк из него тонкую белую кожицу. Он вскрыл её, отдал мне и сказал: «Прочти». И я прочёл две имеющиеся на ней строки. В первой строке было написано: «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род». А во второй строке: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, как было записано в книге Аллаха в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре из них запретные. Это стойкая религия. Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб, Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Али ибн Хусейн, Мухаммад ибн Али, Джафар ибн Мухаммад, Муса ибн Джафар, Али ибн Муса, Мухаммад ибн Али, Али ибн Мухаммад, Хасан ибн Али, и преемник, являющийся доводом, да будет мир с ними». Затем он сказал: «О, Дауд. Знаешь ли ты, когда это было написано на этом?» Я сказал: «Аллах, Его Посланник и вы знаете лучше». Он сказал: «За две тысячи лет до того, как Аллах сотворил Адама».

Хадис 19. (40) Передаёт Зияд Канди: «Я слышал, как Имам Казим, да будет мир с ним, говорил: «Великий и Всемогущий Аллах сотворил дом из света и установил его подпорками четыре колонны. Он написал на них четыре имени – Всеблагой, Пречистый, Хвалимый и Аллах. Затем Он сотворил из четырёх четыре, а затем из четырёх ещё четыре. А затем Великий и Всемогущий сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев».

Хадис 20. (41) Передаёт Дауд ибн Касир Ракки: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Поведай мне о словах Великого и Всемогущего Аллаха «А опередившие являются опередившими. Они будут приближенными»[1]. Он сказал: «Аллах сказал это в тот день, когда Он взял завет с творений за две тысячи лет до того, как создал творения». Я сказал: «Разъясни мне». Он сказал: «Когда Великий и Всемогущий Аллах пожелал сотворить творения, Он сотворил их из глины, разжёг для них огонь и сказал: «Войдите в него». И первыми, кто вошёл в него, были Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, Повелитель правоверных Али, Хасан, Хусейн и остальные девять имамов, да будет мир с ними, имам после имама. А затем за ними вошли их последователи. Клянусь Аллахом, они и есть опередившие».

1. Сура «Падающее», аяты 10-11

Хадис 21. (42) Передаёт Ибрагим Кархи: «Я пришёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и сидел возле него, когда вошёл Имам Казим, да будет мир с ним, бывший в ту пору мальчиком. Я поднялся к нему, поцеловал его и сел. Имам Садик сказал мне: «О, Ибрагим, он твой повелитель после меня. Погибнут через него одни люди и достигнут счастья другие. Да проклянёт Аллах его убийцу и увеличит его душе наказание. Великий и Всемогущий Аллах непременно выведет из его чресл лучшего из обитателей земли своего времени, носящего имя своего деда[1], наследника его знаний, заповедей и решений, средоточие имамата и источник мудрости. Его из зависти убьёт тиран сын такого-то после того как увидит редкостные чудеса. Но Аллах завершает Своё повеление, даже если это ненавистно многобожникам. Аллах выведет из его чресл завершение двенадцати наставленных имамов, которых Аллах отметил Своим почтением и поселил в обители Своей святости. Тот, кто обнажит меч перед ожидаемым двенадцатым имамом, защищая его, подобен тому, кто обнажил меч перед Посланником Аллахом, защищая его». В это время вошёл мужчина из числа сторонников Омеядов и речь имама прервалась. После этого я одиннадцать раз возвращался к Имаму Садику, чтобы услышать завершение его слов, но не смог. Когда наступил следующий год, я пришёл к нему. Он сидел и сказал: «О, Ибрагим. Он избавит наших последователей от печали после суровых лишений, длительных бед, притеснения и страха. Да пребудет в блаженстве тот, кто застанет это время. Достаточно тебе, о, Ибрагим». И я не возвращался с чем-либо, что было бы более радостным для моего сердца и моих глаз».

1. Сын Имама Казима – Имам Али ибн Муса Рида, носил имя своего деда Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ними.

Хадис 22. (43) Передаёт Абдульваххаб Сакафи: «Имам Садик, да будет мир с ним, рассказал, что Имам Бакир, да будет мир с ним, посмотрел на Хумрана, заплакал и сказал: «О, Хумран. Удивительно, как люди проявили беспечность или забыли или притворились непомнящими, и забыли слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказанные им во время болезни. Люди пришли навестить его, поприветствовали его и дом переполнился людьми. Пришёл Али, да будет мир с ним, поприветствовал его, но не смог пройти к нему через них, и они не пропустили его. Когда Посланник Аллаха увидел это, он поднялся с подушки и сказал: «О, Али, подойди ко мне». Когда люди увидели это, они потеснили друг друга и освободили ему проход, чтобы он смог пройти через них. Посланник Аллаха усадил его возле себя, а затем сказал: «О, люди, так вы поступаете с моим семейством при моей жизни. Что же будет после моей смерти? Клянусь Аллахом, если вы на самую малость приблизитесь к моему семейству, то на степень приблизитесь к Аллаху. А если вы на шаг отдалитесь от них и отвернётесь от них, то Аллах отвернётся от вас». Затем он сказал: «О, люди, слушайте, что скажу я вам. Знайте, удовлетворение, довольство и рай заслужит тот, кто любит Али, принимает его руководство, следует за ним, за его достоинствами и за моими преемниками после него. И мой Господь ответит на мои мольбы о них. Они – двенадцать преемников. Кто последовал за ним, тот от меня. Воистину, я от Ибрагима, а Ибрагим от меня. Моя религия – его религия, а его религия – моя религия. Его родство – моё родство, а моё родство – его родство. Мои достоинства – его достоинства, и я более достойный, и не говорю из самовосхваления. Мои слова подтверждаются словами моего Господа: «Потомство одних от других. Аллах – Слышащий, Знающий»[1].

1. Сура «Семейство Имрана», аят 34

Хадис 23. (44) Передаёт Бадр ибн Иса: «Я спросил своего отца Ису ибн Мусу, который был уважаемым человеком: «Кого из табиинов ты застал?» Он сказал: «Не знаю, что ты говоришь мне. Но я был в Куфе и в соборной мечети слышал старика, который рассказывал от Абду Хейра, сказавшего: «Я слышал Повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ним, который говорил: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал мне: «О, Али. Праведных, наставленных и непорочных имамов из твоего потомства одиннадцать имамов, а ты первый из них. И имя последнего из них такое же, как моё. Он выступит и наполнит землю справедливостью после того как она будет наполнена угнетением и ложью. К нему придёт мужчина, когда имущество будет в изобилии, и скажет: «О, Махди, одари меня». И он скажет: «Возьми».

Хадис 24. (45) Имам Бакир, да будет мир с ним, рассказал от Салима ибн Абдуллы ибн Умара, который передал от своего отца Абдуллы ибн Умара ибн Хаттаба: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «В ночь, когда я был вознесён на небо, Великий и Всемогущий Аллах послал мне откровение: «О, Мухаммад, кого ты оставил наместником в своей общине на земле?» Хотя Он лучше знает об этом. Я сказал: «О, мой Господь, своего брата». Он спросил: «О, Мухаммад. Али ибн Аби Талиба?» Я ответил: «Да, о, мой Господь». Он сказал: «О, Мухаммад. Я взглянул на землю и избрал на ней тебя. И не упоминаюсь Я, пока ты не будешь упомянут вместе со Мной. Я – Хвалимый (Махмуд) и ты – хвалимый (Мухаммад). Затем Я взглянул на землю ещё раз и избрал на ней Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ним, и сделал его твоим преемником. Ты – господни пророков, а Али – господин преемников. Затем Я образовал для него имя из Своего имени. Я – Высочайший (А’ля) и он – возвышенный (‘Али). О, Мухаммад. Воистину, Я сотворил Али, Фатиму, Хасана, Хусейна и имамов, да будет мир с ними, из одного света. Затем Я предоставил их руководство ангелам, и тот из них, кто принял его, стал из приближенных, а кто отказался от него, стал из неверующих. О, Мухаммад. Если раб из Моих рабов будет поклоняться Мне до тех пор, пока не прервётся его жизнь, но затем встретит Меня, отрицая их руководство, то Я ввергну его в огонь». Затем Он сказал: «О, Мухаммад, желаешь ли ты увидеть их?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Пройди вперёд». Я прошёл вперёд и увидел Али ибн Аби Талиба, Хасана, Хусейна, Али ибн Хусейна, Мухаммада ибн Али, Джафара ибн Мухаммада, Мусу ибн Джафара, Али ибн Мусу, Мухаммада ибн Али, Али ибн Мухаммада, Хасана ибн Али, а Худжат Каим (Имам Махди) среди них был подобен сияющей звезде». Я спросил: «О, Господи, кто они?» Он сказал: «Они имамы. А это Каим, дозволяющий дозволенное Мною, запрещающий запрещённое Мною, который отомстит Моим врагам. О, Мухаммад, возлюби его, ибо Я люблю его и люблю тех, кто любит его».

Хадис 25. (46) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «После Хусейна ибн Али поднимутся девять имамов. Девятый из них Каим (Имам Махди)».

Хадис 26. (47) Передаёт Каррам: «Я дал себе клятву, что никогда не буду есть днём, пока не выступит Каим семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Я пришёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и сказал ему: «Мужчина из числа твоих последователей ради Аллаха взял на себя обязательство, что никогда не будет есть днём, пока не выступит Каим семейства Мухаммада». Он сказал: «Постись, о, Каррам. Но не постись в два праздника, не постись в три дня ташрик и не постись, будучи в пути. Воистину, когда был убит Хусейн, да будет мир с ним, закричали небеса, земля и те, кто на них, и ангелы, и они сказали: «О, наш Господь! Дозволишь ли нам погубить людей и стереть их с лица земли за то, что они позволили себе нарушить Твой запрет и убили Твоего избранника?» И тогда Аллах послал им откровение: «О, Мои ангелы, Моё небо и Моя земля, успокойтесь». Затем Он сдёрнул завесу из завес, позади которой были Мухаммад и двенадцать его преемников. И Он взял за руку его (Имама Махди) среди них и сказал три раза: «О, Мои ангелы, Мои небеса и Моя земля, этим я отомщу им за него».

Хадис 27. (48) Передаёт Сулейм ибн Кейс: «Я слышал, как Абдулла ибн Джафар Таййар говорил: «Я, Хасан и Хусейн, да будет мир с ними, Абдулла ибн Аббас, Умар ибн Умм Салама и Усама ибн Зейд были возле Муавии. И между нами и Муавией завязался разговор. Я сказал Муавии: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Я властен над верующими больше, чем они сами над собой. Затем мой брат Али ибн Аби Талиб будет властен над верующими больше, чем они сами над собой. Когда Али умрёт мученической смертью, Хасан ибн Али будет властен над верующими больше, чем они сами над собой. Затем мой сын Хусейн после него будет властен над верующими больше, чем они сами над собой. Когда он умрёт мученической смертью, его сын Али ибн Хусейн (Имам Саджад) будет властен над верующими больше, чем они сами над собой. Ты застанешь его, о, Али. Затем его сын Мухаммад ибн Али (Имам Бакир) будет властен над верующими больше, чем они сами над собой. Ты застанешь его, о, Хусейн». И он перечислил имена всех двенадцати имамов, девять из которых потомки Хусейна». Абдулла ибн Джафар Таййар сказал: «Я попросил Хасана, Хусейна, Абдуллу ибн Аббаса, Умара ибн Умм Саламу и Усаму ибн Зейда засвидетельствовать это. И они засвидетельствовали». Сулейм ибн Кейс говорил: «Я слышал от Салмана, Абу Зарра и Микдада, которые рассказывали, что слышали об этом от Посланника Аллаха».

Хадис 28. (49) Передаёт Али ибн Аби Хамза: «Я был с Абу Басиром и был с нами вольноотпущенник Имама Бакира, да будет мир с ним. Он сказал: «Я слышал, как Имам Бакир говорил: «Из нас двенадцать тех, с кем говорят (ангелы). Седьмой после меня мой потомок Каим (Имам Махди)». Абу Басир поднялся и сказал: «Я свидетельствую, что слышал, как Имам Бакир говорил это в течение сорока лет».

Хадис 29. (50) Передают Умар ибн Аби Салама – пасынок Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и Абу Туфейл Амир ибн Василя: «Мы присутствовали на погребальной молитве по Абу Бакру, когда он умер. Когда мы сидели вокруг Умара и люди присягали ему, подошёл иудейский юноша из иудеев Медины. Его отец был учёным среди иудеев Медины, и они утверждали, что он из потомков Харуна. Он поприветствовал Умара и сказал: «О, повелитель правоверных. Кто из вас лучше знает вашу Книгу и сунну вашего Пророка?» Умар сказал: «Он», и указал рукой на Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ним, и сказал: «Он лучше всех нас знает нашу Книгу и сунну нашего Пророка». Юноша сказал Али: «Поведай мне, ты таков?» Али сказал: «Да. Спрашивай меня о своём деле». Он сказал: «Я задам тебе три вопроса, затем ещё три вопроса и затем один вопрос». Али сказал: «Почему ты не говоришь, что задашь мне семь вопросов?» Юноша сказал: «Нет. Я задам тебе три вопроса. Если ты ответишь на них правильно, то я задам тебе три других вопроса. И если ты ответишь правильно и на них, то я задам тебе ещё один вопрос. Если же ты не ответишь правильно на первые три вопроса, я замолчу и больше ни о чём не спрошу тебя». Али сказал ему: «О, иудей. Если я отвечу тебе правильно и в истине, ты будешь знать, что я ошибся или ответил правильно?» Он сказал: «Да». Али сказал: «Заклинаю тебя Аллахом. Если я отвечу правильно на заданные тобой вопросы, ты примешь ислам и оставишь иудаизм?» Он сказал: «Да. Клянусь Аллахом, если ты ответишь правильно, я приму ислам и оставлю иудаизм». Али сказал: «Спрашивай о своём деле». Юноша сказал: «Поведай мне о первом камне, расположенном на земле, и о первом дереве, выросшем на земле, и о первом роднике, пробившемся на земле». Али сказал: «О, иудей. Что касается первого камня, расположенного на земле. Иудеи говорят, что это камень в Бейт аль-мукаддас, но они лгут. Это чёрный камень, с которым Адам спустился из рая и расположил его в углу Каабы. И верующие прикасаются к нему, чтобы обновить исполнение договора и завета с Великим и Всемогущим Аллахом. Что касается твоих слов о первом дереве, выросшем на земле. Иудеи говорят, что это оливковое дерево, но они лгут. Это финиковая пальма, с которой Адам спустился из рая. И эта пальма первооснова всех финиковых плодов. Что касается родника. Иудеи говорят, что это родник под камнем в Бейт аль-мукаддас, но они лгут. Это родник жизни, в котором оживает покойник, если будет погружен в него. Это тот самый родник Мусы, возле которого он забыл солёную рыбу. Когда она коснулась воды, она ожила и уплыла в море. Муса и его слуга последовали за ней и встретили Хидра». Юноша сказал: «Я свидетельствую, что ты прав и сказал истину. Вот это книга, продиктованная Мусой и написанная рукой Харуна, которую я наследовал от своих отцов. В ней ответы на эти семь вопросов. Клянусь Аллахом, если ты ответишь правильно на оставшиеся вопросы, я оставлю свою религию и последую твоей религии». Али сказал: «Спрашивай». Юноша сказал: «Поведай мне, сколько имамов руководства будет у этой общины после её пророка? Имамов, которым не навредит отсутствие помощи того, кто оставит их без поддержки. И поведай мне о месте Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, в раю. Какое это место? И сколько тех, кто вместе с Мухаммадом в его степени?» Али сказал: «О, иудей. У этой общины двенадцать наставленных имамов. Все они наставляющие на истинный путь и наставленные. Не навредит им отсутствие помощи того, кто оставит их без поддержки. А место Мухаммада в самых лучших райских садах, самых близких к Аллаху и самых возвышенных. Что касается тех, кто вместе с Мухаммадом в его степени, то это двенадцать наставленных имамов». Иудей сказал: «Я свидетельствую, что ты прав и сказал истину. Если ты ответишь правильно ещё на один вопрос, как ответил ты на шесть вопросов, то, клянусь Аллахом, я в тот же час приму ислам через тебя и оставлю иудаизм». Али сказал: «Спрашивай». Юноша сказал: «Поведай мне о наместнике Мухаммада. Сколько он проживёт после него? Он умрёт своей смертью или будет убит?» Али сказал: «Он проживёт после него тридцать лет. И это окрасится кровью от этого», и он взял свою бороду и указал на свою голову. Тогда юноша сказал: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Аллаха, и ты наместник Посланника Аллаха в общине. И тот, кто опередит тебя, измышляет ложь». А затем он вышел».

Хадис 30. (51) Абу Аййуб Муаддиб передаёт от своего отца, который был воспитателем одного из детей Имама Садика, да будет мир с ним: «Когда умер Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, в Медину вошёл мужчина из числа потомков Дауда, придерживающийся иудейской религии. Он увидел, что улицы пусты, и спросил некоторых жителей Медины: «Что с вами?» Ему ответили: «Умер Посланник Аллаха». Потомок Дауда сказал: «Он умер в тот день, о котором упомянуто в нашем писании». Затем он спросил: «А где люди?» Ему ответили: «В мечети». Он пришёл в мечеть, и там были Абу Бакр, Умар, Усман, Абдурахман ибн Ауф, Абу Убейда ибн Джаррах и другие люди, которые заполнили мечеть. Он сказал: «Расступитесь, чтобы я смог войти, и направьте меня к тому, кого ваш Пророк оставил своим наместником». И люди направили его к Абу Бакру. Он сказал ему: «Я из потомков Дауда, придерживающийся иудейской религии. Я пришёл спросить о четырёх темах. Если ты известишь меня о них, я приму ислам». Они сказали ему: «Подожди немного». Вскоре через одну из дверей мечети вошёл Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб, да будет мир с ним. Люди сказали ему: «Тебе нужно к этому юноше». Он поднялся, приблизился к нему и спросил: «Ты Али ибн Аби Талиб?» Али спросил его: «А ты такой-то сын такого-то сына Дауда?» Он ответил: «Да». Али взял его за руку и привёл его к Абу Бакру. Иудей сказал: «Я спросил у них о четырёх темах, но они направили меня к тебе, чтобы я спросил у тебя». Али сказал: «Спрашивай». Он сказал: «Что было первым, о чём Аллах говорил с вашим Пророком, когда он был вознесён на небеса и вернулся от своего Господа? И извести меня об ангеле, который потеснил вашего Пророка и не поприветствовал его. И извести меня о четверых, с которых ангел устранил кровлю огня и они разговаривали с вашим Пророком. И извести меня о минбаре вашего Пророка. В каком месте рая он находится?» Али сказал: «Первое, о чём Аллах говорил с нашим Пророком, это слова Всевышнего Аллаха: «Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от его Господа»[1]. Иудей сказал: «Я не этого хотел». Али сказал: «Посланник Аллаха сказал после: «И верующие, все уверовали в Аллаха»[2]. Иудей сказал: «Я не этого хотел». Али сказал: «Оставь это дело сокрытым». Иудей сказал: «Непременно поведай мне. Разве ты это не он?» Али сказал: «Раз ты отказываешься, то когда Посланник Аллаха вернулся от своего Господа, и завесы были устранены от него до того, как он дошёл до места Джабраиля, ангел воззвал к нему: «О, Ахмад! Аллах передаёт тебе пожелания мира и говорит тебе: «Передай от Нас пожелания мира господину предводителю». Посланник Аллаха спросил: «Кто он – господин предводитель?» Ангел сказал: «Али ибн Аби Талиб». Иудей сказал: «Ты прав. Клянусь Аллахом, я нашёл это в книге моего отца». Али сказал: «Что касается ангела, который потеснил Посланника Аллаха, то это ангел смерти. Он явился от тирана из обитателей ближнего мира, который сказал страшные слова, разгневавшие Аллаха. Ангел смерти не узнал Посланника Аллаха и потеснил его. Джабраиль сказал ему: «О, ангел смерти. Это Посланник Аллаха Ахмад – любимец Аллаха». Ангел смерти вернулся к нему, настиг его, извинился и сказал: «О, Посланник Аллаха. Я пришёл от царя тирана, сказавшего страшные слова, разгневался и не узнал тебя». И тогда Посланник Аллаха принял его извинения. Что касается четверых, с которых ангел устранил кровлю огня. Посланник Аллаха проходил мимо ангела, который никогда не смеялся с тех пор, как был сотворён. Джабраиль сказал ему: «О, ангел. Это Пророк милости Мухаммад». И ангел улыбнулся ему, и не улыбался он никому кроме него. Посланник Аллаха сказал: «Вели ему устранить кровлю с огня». Он устранил, и там были Кабиль, Нумруд, Фараон и Хаман. Они сказали: «О, Мухаммад. Попроси своего Господа вернуть нас в ближний мир, чтобы мы совершали благие деяния». Джабраиль разгневался и указал одному перу из перьев своего крыла, и кровля огня возвратилась на место. Что касается минбара Посланника Аллаха. Жилище Посланника Аллаха находится в лучшем райском саду, и это сад, который Аллах сотворил Своими руками. И вместе с ним в нём двенадцать преемников. Сверху него купол, который называется купол ридван. Сверху купола ридван дом, который называется уасиля. И нет в раю дома, подобного ему. И это минбар Посланника Аллаха». Иудей сказал: «Ты прав. Клянусь Аллахом, это есть в книге моего отца Дауда, да будет мир с ним, которую мы наследовали один после другого, пока она не перешла ко мне». Затем он извлёк книгу, в которой рукой Дауда было написано то, что он упомянул. Затем он сказал: «Протяни свою руку. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха, и он тот, о ком возвестил Муса. И я свидетельствую, что ты знающий этой общины и преемник Посланника Аллаха». И Повелитель правоверных Али научил его законам религии».

1. Сура «Корова», аят 285

2. Сура «Корова», аят 285

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: О, шииты, да помилует вас Аллах. Задумайтесь о том, что говорит Книга Великого и Всемогущего Аллаха и о том, что пришло от Посланника Аллаха, Повелителя правоверных и от каждого из имамов о двенадцати имамах, их достоинствах и их числе. И пришло это через шиитов, пользующихся доверием у имамов. Смотрите, к кому восходят эти хадисы и как они дошли до нас через множество путей. Размышление над ними очищает сердца от слепоты, удаляет сомнение и неуверенность от того, кому Аллах желает блага и содействует идти по пути истины. И нет для Иблиса пути к нему через соблазны приукрашивающих и смуты соблазнённых.

Среди шиитов, передающих знания от имамов, нет противоречий в том, что книга Сулейма ибн Кейса Хиляли является основой и самой ранней книгой из величайших книг основ, которые передаются обладателями знания из числа передатчиков хадисов ахль аль-бейт. Всё, что содержит в себе эта книга, передаётся только от Посланника Аллаха, Повелителя правоверных, Микдада, Салмана Фарси, Абу Зарра и тех, кто присутствовал при тех событиях, видел Посланника Аллаха и Повелителя правоверных и слышал от них. Эта книга относится к основам, к которым обращаются шииты и доверяют им. Мы привели некоторые из хадисов, содержащиеся в этой книге, а также другие хадисы, в которых Посланник Аллаха описывает двенадцать имамов, указывает на них и повторяет их число. Он говорит: «Из потомства Хусейна, да будет мир с ним, девять имамов. Девятый из них Каим (Имам Махди). Он сокрытый и явный, и он лучший из них». В этом хадисе содержится пресечение каждой попытки оправдания, уничтожение каждого сомнения, в нём содержится опровержение утверждения каждого лжеца, соблазна каждого измышляющего и заблуждения каждого вводящего в заблуждение. В нём ясное доказательство истинности этого числа имамов. Подобного доказательства нет ни у кого из сторонников утверждения лжи, относящих себя к шиитам. Шииты непричастны к ним. Они ничего не могут привести в доказательство правоты своих утверждений и взглядов. Они не находят ничего из этого ни в книгах основ, к которым обращаются шииты, ни в достоверных хадисах. И хвала Аллаху – Господу миров.