Глава 24. Упоминание об Исмаиле ибн Аби Абдулле и указание на его брата Мусу ибн Джафара (Имама Казима)

Хадис 1. (460) Передаёт Исхак ибн Аммар Сайрафи: «Мой брат Исмаил ибн Аммар описал Имаму Садику, да будет мир с ним, свою религию и свои убеждения и сказал: «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и что Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, Посланник Аллаха, и что вы…» И он по одному упомянул их, то есть имамов, пока не дошёл до Имама Садика, а затем сказал: «И Исмаил после тебя». Он сказал: «Что касается Исмаила, то нет»[1].

1. Исмаил – старший сын Имама Садика, да будет мир с ним, умерший при жизни своего отца. Секта исмаилитов считает, что Исмаил не умер, а ушёл в сокрытие, и что именно он является Махди, который выступит и наполнит мир справедливостью. В отличие от исмаилитов истинные последователи двенадцати имамов убеждены в том, что после Имама Садика седьмым имамом является Имам Казим, да будет мир с ним.

Хадис 2. (461) Передаёт Файд ибн Мухтар: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Что ты скажешь о земле, которую я получаю от правителя, а затем сдаю в аренду земледельцам с условием, что если Аллах выведет из неё что-либо, то половина или треть, или больше этого или меньше будет принадлежать мне. Правильно ли это?» Он сказал: «Это не запрещено». Тогда его сын Исмаил сказал ему: «О, отец, ты не запомнил». Имам Садик сказал: «Сынок, разве не так я поступаю со своими земледельцами? Разве не поэтому я часто говорю тебе: «Будь со мной», но ты не делаешь этого?» Исмаил встал и вышел. Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Почему бы Исмаилу не быть вместе с тобой? Ведь когда ты уйдёшь, то после тебя все вещи будут переданы ему, как после твоего отца все вещи были переданы тебе». Он сказал: «О, Файд. Исмаил не является от меня таким, каким я был от своего отца». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Ранее я не сомневался в том, что после тебя люди обратятся к нему. Теперь же, если случится то, чего мы боимся, и мы просим у Аллаха благополучия от этого, то к кому нам обратиться?» И он удержался от ответа мне. Тогда я поцеловал его колено и сказал: «Смилуйся над моей старостью, ибо это грозит огнём. Клянусь Аллахом, если бы я жаждал умереть до тебя, то я не придал бы этому значения. Но я страшусь, что останусь после тебя». Он сказал мне: «Оставайся на своём месте», затем он поднялся к занавеси в доме, поднял её, вошёл и пробыл там недолго. Затем он крикнул мне: «О, Файд, войди». Я вошёл и увидел его на месте совершения молитвы помолившимся и отвернувшимся от киблы. Я сел перед ним и в это время зашёл Абу Хасан Муса (Имам Казим), да будет мир с ним, который был в ту пору мальчиком, и в его руке была розга. Имам Садик усадил его на свою ногу и сказал ему: «Да станут мои отец и мать жертвой за тебя. Что за ветка в твоей руке?» Он сказал: «Я проходил мимо моего брата Али, и ветка была в его руке. Он бил ею животное и я забрал её у него». Имам Садик сказал мне: «О, Файд. Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, были переданы свитки Ибрагима и Мусы, и он вверил их Али, да будет мир с ним. Затем Али вверил их Хасану, да будет мир с ним, а затем Хасан вверил их своему брату Хусейну, да будет мир с ним. Затем Хусейн вверил их Али ибн Хусейну (Имаму Саджаду), да будет мир с ним. Затем Али ибн Хусейн вверил их Мухаммаду ибн Али (Имаму Бакиру), да будет мир с ним, и мой отец вверил их мне. Они были у меня, и я вверил их этому моему сыну, несмотря на его юность, и они находятся у него». Я понял, что он хотел, и я сказал: «Да стану я жертвой за тебя, скажи для меня больше». Он сказал: «О, Файд. Когда мой отец хотел, чтобы его мольба не отвергалась, он усаживал меня справа от себя и обращался с мольбой, а я говорил «амин» и его мольба не отвергалась. И то же самое я делаю с этим моим сыном. Вчера ты вспомнился в этом месте, и я помянул тебя благом». Я заплакал от радости, а затем сказал ему: «О, мой господин, скажи для меня больше». Он сказал: «Когда мой отец отправлялся в путь вместе со мной и засыпал на своей верблюдице, я приближал свою верблюдицу к его верблюдице и подкладывал ему свою руку в течение одной или двух миль, пока он не высыпался. И то же самое делает для меня этот мой сын». Я сказал ему: «Скажи для меня больше, да стану я жертвой за тебя». Он сказал: «О, Файд. Я нахожу в этом моём сыне то, что Йакуб находил в Йусуфе». Я сказал: «О, мой господин, скажи для меня больше». Он сказал: «Он является твоим повелителем, о котором ты спрашивал. Встань и признай его право». Я встал, поцеловал его руку и его голову и помолился Аллаху за него. Потом Имам Садик сказал: «Когда ты спросил в первый раз, мне не было разрешено ответить». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Могу ли я рассказывать об этом от тебя?» Он сказал: «Да, твоей семье, твоим детям и твоим друзьям». И были со мной моя семья, мои дети и был со мной Йунус ибн Забйан из числа моих друзей. Когда я рассказал им об этом, они воздали хвалу Аллаху. Йунус сказал: «Нет же, клянусь Аллахом, пока я не услышу об этом от него самого». Он вышел в спешке, и я последовал за ним. Когда я дошёл до дверей, я услышал, как Имам Садик говорил: «Йунус, повеление такое, как сказал тебе Файд. Замолчи и прими его». Йунус сказал: «Я услышал и повинуюсь». Затем я вошёл, и Имам Садик сказал мне, когда я вошёл: «О, Файд, забери его». Я сказал: «Я сделаю это».

Хадис 3. (462) Передаёт Валид ибн Сабих: «Между мной и мужчиной, которого звали Абдульджалиль, давно был разговор и он сказал мне, что Имам Садик, да будет мир с ним, завещал Исмаилу. Я сказал об этом Имаму Садику: «Абдульджалиль рассказал мне, что ты завещал Исмаилу при его жизни за три года до его смерти». Он сказал: «О, Валид, нет же, клянусь Аллахом. И если я сделал это, то только такому-то», то есть Абу Хасану Мусе (Имаму Казиму), да будет мир с ним, и он назвал его».

Хадис 4. (463) Передаёт Джамаа Саиг: «Я слышал, как Муфаддаль ибн Умар спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Вменяет ли Аллах подчинение рабу, от которого затем скрывает вести неба?» Имам Садик сказал ему: «Аллах славней, великодушней и сострадательней к Своим рабам, и Он милостивее того, чтобы вменить подчинение рабу, а затем скрывать от него вести неба по утрам и вечерам». Затем показался Абу Хасан Муса (Имам Казим), да будет мир с ним, и Имам Садик спросил Муфаддаля: «Обрадует ли тебя то, что ты взглянешь на обладателя книги Али, да будет мир с ним?» Муфаддаль ответил ему: «Что же может обрадовать меня больше этого». Он сказал: «Он и есть обладатель книги Али – сокровенной книги, о которой Великий и Всемогущий Аллах сказал: «К нему прикасаются только очищенные»[1].

1. Сура «Падающее», аят 79

Хадис 5. (464) Передаёт Мухаммад ибн Исхак от своего отца: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и спросил его об обладателе повеления после него. Он сказал мне: «Это обладатель козлёнка». И маленький Муса (Имам Казим), да будет мир с ним, находился со стороны дома, и была с ним мекканская козочка, которой он говорил: «Соверши земной поклон Аллаху, который сотворил тебя».

Хадис 6. (465) Передаёт Муавия ибн Вахб: «Я пришёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и увидел Абу Хасана Мусу (Имама Казима), да будет мир с ним, которому в то время было три года. И была с ним козочка из этих мекканских коз, которую он держал за поводок. Он говорил ей: «Соверши земной поклон Аллаху, который сотворил тебя». Он проделал это три раза, и маленький мальчик сказал ему: «О, мой господин, скажи ей, чтобы она умерла». Муса сказал ему: «Горе тебе. Разве я оживляю и умерщвляю? Аллах оживляет и умерщвляет».

Хадис 7. (466) Из известных речей Имама Садика, да будет мир с ним, когда он стоял возле могилы Исмаила: «Печаль из-за тебя преобладает над моей печалью для тебя. О, Аллах, я одарил Исмаила всем, в чём был он небрежен из того, что вменил Ты ему в обязанность из моего права. Одари же его всем, в чём был он небрежен из того, что вменил Ты ему в обязанность из Твоего права».

Хадис 8. (467) Передаёт Зурара ибн Айан: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, справа от которого находился господин его детей Муса (Имам Казим), да будет мир с ним, а перед ним находился закрытый труп. Он сказал мне: «О, Зурара, приведи Дауда ибн Касира Ракки, Хумрана и Абу Басира». В это время к нему вошёл Муфаддаль ибн Умар. Я вышел и привёл тех, кого он приказал мне привести. И люди не переставали входить один вслед за другим, пока нас в доме не стало тридцать мужчин. Когда собралось собрание, он сказал: «О, Дауд, открой для меня лицо Исмаила». Дауд открыл его лицо, и Имам Садик спросил: «О, Дауд, он живой или мёртвый?» Дауд ответил: «О, мой повелитель, он мёртвый». Тогда он показал его по очереди всем мужчинам, пока не дошёл до последнего из присутствующих на собрании, и каждый из них говорил: «Он мёртвый, о, мой повелитель». Тогда он сказал: «О, Аллах, засвидетельствуй». Затем он повелел совершить ему большое омовение, нанести на него камфару и завернуть его в саван. Когда это завершилось, он сказал Муфаддалю: «О, Муфаддаль, обнажи его лицо», и он обнажил его лицо. Имам Садик спросил: «Он живой или мёртвый?» Он ответил: «Мёртвый». Он сказал: «О, Аллах, засвидетельствуй». Затем его понесли к могиле, а когда его поместили в углубление на дне могилы, имам сказал: «О, Муфаддаль, открой его лицо», и спросил собравшихся: «Он живой или мёртвый?» Мы ответили ему: «Мёртвый». Тогда он сказал: «О, Аллах, засвидетельствуй и вы засвидетельствуйте, что скоро впадут в сомнения лживые, которые хотят погасить своими ртами свет Аллаха». Затем он указал рукой на Имама Казима: «Но Аллах завершает Свой свет»[1]. Затем мы засыпали его землёй, и Имам Садик повторил для нас свои слова и спросил: «Мёртвый, на которого нанесли камфару, завернутый в саван и погребённый в этой могиле, кто он?» Мы сказали: «Исмаил». Он сказал: «О, Аллах, засвидетельствуй». Затем он взял руку Имама Казима и сказал: «Он – истина и истина с ним до тех пор, пока Аллах не наследует землю и тех, кто на ней».

Хасан ибн Мунзир передаёт этот хадис от Зурары, в котором Имам Садик добавил: «Клянусь Аллахом, ваш повелитель непременно явится к вам и на его шее не будет присяги кому-либо». И он сказал: «Не явится ваш повелитель, пока не засомневаются в нём убеждённые. «Скажи: «Это великая весть, вы от неё отвращаетесь»[2].

1. Сура «Ряды», аят 8

2. Сура «Сад», аяты 67-68

Хадис 9. (468) Передаёт Сафван ибн Михран Джаммаль: «Мансур ибн Хазим и Абу Аййуб Хаззаз спросили Имама Садика, да будет мир с ним, и я был вместе с ними: «Да сделает нас Аллах жертвой за тебя. Над душами проходят дни и ночи. Кто наш имам после тебя?» Он сказал: «Когда это случится, то он», и он ударил рукой праведного раба Мусу (Имама Казима), да будет мир с ним, который был пятилетним мальчиком, одетым в два белых одеяния. И в тот день в доме находился и Абдулла ибн Джафар».