Глава 2. Что сказано в толковании слов Всевышнего «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»

Хадис 1. (13) Передаёт Джабир ибн Абдулла Ансари: «К Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, прибыли жители Йемена. Пророк сказал: «Жители Йемена пришли к вам торопясь». А когда они вошли к Посланнику Аллаха, он сказал: «Это люди с мягкими сердцами и крепкой верой. Из них с семьюдесятью тысячами выступит победитель[1], который поможет моему наместнику и наместнику моего преемника. Ножны их мечей из пальмовых волокон». Они спросили: «О, Посланник Аллаха, кто твой преемник?» Он сказал: «Он тот, о ком Аллах приказал вам держаться за него. Великий и Всемогущий сказал: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»[2]. Они сказали: «О, Посланник Аллаха, разъясни нам, что это за вервь». Он сказал: «Это слова Аллаха: «Если только не с вервью Аллаха и вервью людей»[3]. Вервь Аллаха – это Его Книга, а вервь людей – это мой преемник». Они спросили: «О, Посланник Аллаха, кто твой преемник?» Он сказал: «Он тот, о ком Аллах ниспослал: «Чтобы не сказала душа: «О горе мне за то, что я нарушила в отношении стороны Аллаха»[4]. Они спросили: «О, Посланник Аллаха, кто он – сторона Аллаха?» Он сказал: «Он тот, о ком Аллах говорит: «В тот день угнетатель станет кусать свои руки, и будет говорить: «Если бы я выбрал путь с Посланником»[5]. Он мой преемник и путь ко мне после меня». Они сказали: «О, Посланник Аллаха! Ради Того, кто послал тебя с истиной, покажи нам его, ибо мы желаем увидеть его». Он сказал: «Он тот, кого Аллах сделал знамением для внимательных верующих. Если вы взглянете на него взглядом «тех, у кого есть сердце, кто слушает и присутствует»[6], то узнаете, что он мой преемник, как знаете вы, что я ваш пророк. Так пройдите через ряды и всмотритесь в лица. Тот, к кому устремятся ваши сердца, это он, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Сделай сердца людей устремляющимися к ним»[7], то есть к нему и к его потомству». Затем передатчик хадиса сказал: «И тогда встали Абу Амир Ашари из Ашаритов, Абу Гирра Хауляни из Хаулянитов, Забйан и Усман ибн Кейс из Бани Кейс, Урана Дауси из Дауситов и Ляхик ибн Иляка. Они прошли через ряды, всмотрелись в лица, взяли за руку остриженного мужчину (Имама Али) и сказали: «К нему устремились наши сердца, о, Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Вы благородные рабы Аллаха. Вы узнали преемника Посланника Аллаха до того, как он был представлен вам. Как же вы узнали, что это он?» Они возвысили свои голоса, заплакали и сказали: «О, Посланник Аллаха, мы всмотрелись в людей, но наши сердца не устремились к ним. А когда мы увидели его, наши сердца задрожали. Затем наши души успокоились, наши глаза наполнились слезами, наши груди обрадовались, как будто он для нас отец, а мы его сыновья». Тогда Пророк сказал: «Толкования этого не знает никто кроме Аллаха и твёрдых в знании»[8]. Вы из них по благой степени, которая предшествовала вам, и вы отдалены от огня». Передатчик хадиса сказал: «И остались эти названные люди, и присутствовали с Повелителем правоверных Али, да будет мир с ним, в верблюжьей битве и битве Сиффин, и они были убиты в битве Сиффин, да помилует их Аллах. Пророк обрадовал их раем и поведал им, что они примут мученическую смерть с Али ибн Аби Талибом».

1. Скорее всего, здесь имеется в виду тот самый Йамани, выступление которого является одним из признаков скорого пришествия Имама Махди, да будет мир с ним.

2. Сура «Семейство Имрана», аят 103

3. Сура «Семейство Имрана», аят 112

4. Сура «Толпы», аят 56

5. Сура «Различение», аят 27

6. Сура «Каф», аят 37

7. Сура «Ибрагим», аят 37

8. Сура «Семейство Имрана», аят 7

Хадис 2. (14) Мухаммад ибн Хусейн передаёт от своего отца: «Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сидел в мечети и с ним были его сподвижники. Он сказал: «Сейчас из этой двери к вам войдёт мужчина из числа обитателей рая и спросит о том, что заботит его». И вошёл высокий мужчина, похожий на мужчин из северных арабов. Он подошёл, поприветствовал Посланника Аллаха, сел и сказал: «О, Посланник Аллаха. Я слышал, что Великий и Всемогущий Аллах говорит в том, что Он ниспослал: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»[1]. Что это за вервь, за которую Аллах велел нам держаться и не разделяться от неё?» Посланник Аллаха надолго опустил голову, затем поднял голову, указал рукой на Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ним, и сказал: «Он – вервь Аллаха. Кто ухватится за него, тот будет защищён в ближнем мире и не пропадёт в мире загробном». Мужчина устремился к Али и обнял его сзади, говоря: «Я держусь за вервь Аллаха и вервь Его Посланника». Затем он поднялся, повернулся и вышел. Поднялся человек из числа присутствующих людей и сказал: «О, Посланник Аллаха. Могу ли я догнать его и попросить, чтобы он попросил прощения для меня?» Посланник Аллаха сказал: «Если тебе посчастливится найти его». Человек догнал его и попросил, чтобы он попросил у Аллаха прощения для него. Тот мужчина спросил его: «Понял ли ты, что сказал мне Посланник Аллаха и что я спросил у него?» Он сказал: «Да». Он сказал: «Если ты ухватишься за эту вервь, то Аллах простит тебя, а если нет, то Аллах тебя не простит».

1. Сура «Семейство Имрана», аят 103

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Если бы Посланник Аллаха не указал нам на вервь Аллаха, за которую Великий и Всемогущий Аллах в Своей Книге повелел держаться и не разделяться от неё, то для завистливых врагов и упрямцев открылся бы путь для иного толкования, отказа и склонения к другому человеку, которого не имел в виду Аллах и на которого не указал Его Посланник.

Но Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал в своей известной проповеди, с которой он обратился к людям в мечети Хиф во время прощального хаджа: «Воистину, я опережу вас, и вы явитесь ко мне у водоёма, ширина которого подобна расстоянию между Басрой и Саной. И там кубки по числу звёзд на небе. Знайте, я оставляю среди вас две драгоценности. Большая драгоценность это Коран, а малая драгоценность это моё семейство – ахль аль-бейт. Они вервь Аллаха, протянутая между вами и Великим и Всемогущим Аллахом. Если вы ухватитесь за эту вервь, то никогда не заблудитесь. Один её конец в руке Аллаха, а другой конец в ваших руках. Проницательный и Сведущий Аллах открыл мне, что эти две драгоценности не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у водоёма. Они как два этих пальца», – и он соединил два своих указательных пальца, – «Я не говорю, что они как два этих пальца», – и он соединил указательный и средний пальцы, – «и что одна из них превосходит другую».

Коран с семейством Пророка и семейство Пророка с Кораном. Они прочная вервь Аллаха и они не отделятся друг от друга, как сказал Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род. И это доказательство для того, чей слух сердца раскрыл Аллах и даровал ему проницательность в религии. А кто станет искать знание Корана, его толкование и ниспослание, ясные аяты и иносказательные, дозволенное и запретное, частное и общее у тех, кому Аллах не обязывал подчиняться, и сделает их своими повелителями после Пророка, тот сбившийся, заблудший, погибший и губящий других. Тогда как Посланник по велению Аллаха соединил своё семейство с Кораном, а Коран соединил с ними, и Аллах вверил им знание, шариат, обязательные предписания и сунну.

Посланник Аллаха привёл своей общине пример о своём семействе и сказал: «Моё семейство среди вас подобно ковчегу Нуха. Кто взобрался на него, тот спасся, а кто отстал от него, тот утонул». И он сказал: «Моё семейство среди вас подобно вратам прощения у сынов Исраиля. Кто войдёт в них, грехи того будут прощены, он удостоится милости и умножения благ от своего Творца, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Входите во врата, поклоняясь, и говорите: «Прости нас». Мы простим вам ваши прегрешения и умножим творящим добро»[1].

И сказал правдивейший из правдивых Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, в своей известной проповеди, которую передаёт и друг, и противник: «Знайте, что знание, с которым Адам был низведён с небес на землю, и всё, чем были одарены пророки до последнего Пророка, находится у семейства последнего Пророка. Где же вы блуждаете? Куда вы идёте? О те, кто выведен из чресл взобравшихся на ковчег! Пример этого среди вас. Как спаслись те, кто спасся тогда, так же сейчас спасутся те, кто спасётся. Горе тем, кто отстанет от них», то есть от имамов, да будет мир с ними.

И он сказал: «Мы для вас подобны пещере для обитателей пещеры и вратам прощения, и это врата покорности. Войдите же все во врата покорности».

И он сказал в этой проповеди: «Помнящие из числа сподвижников Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, знают, что он сказал: «Я и моё семейство очищены. Не опережайте их, иначе заблудитесь, и не отставайте от них, иначе собьётесь. Не перечьте им, иначе пребудете в невежестве, и не учите их, ибо они знают лучше вас. Они самые знающие люди в младенчестве и самые знающие люди в старости. Так следуйте истине и её приверженцам, где бы она ни была. И оставьте ложь и её приверженцев, где бы она ни была».

Но люди оставили тех, кто был описан этими качествами, восхвалён этой хвалой и к кому они были призваны. Они не обратили на них внимания, отвернулись от них и устремились к другим, восприняв повеление Посланника как насмешку и превратив его слова во вздор. Они отказались от тех, кому Всевышний Аллах через Своего Пророка обязал подчиняться, обращаться к ним с вопросами и брать от них, сказав: «Спросите обладателей напоминания, если вы не знаете»[2]. И, сказав: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас»[3].

Посланник Аллаха обозначил спасение в приверженности им, в следовании их речам, в подчинении их повелениям, в обучении у них и в освещении их светом. Но люди приписали всё это другим помимо них, отступили от них к прочим, довольствуясь тем, что заменили их. И тогда Аллах отдалил их от знания, и каждый из них последовал за своими страстями, полагая, что с собственными умами, уподоблениями и мнениями они не нуждаются в имамах, назначенных Аллахом для наставления Своих творений. И по причине их ослушания Аллаха, отказа от Его выбора и от подчинения Ему, а также отказа от подчинения тому, кого выбрал Он Сам, Великий и Всемогущий Аллах предоставил их собственному выбору, их мнениям и умам. Поэтому они сбились, впали в глубокое заблуждение, погибли и погубили других. Великий и Всемогущий Аллах сказал о них: «Скажи: «Не поведать ли вам о тех, кто потерпел наибольший убыток в деяниях? Тех, усердие которых заблудилось в ближнем мире, хотя они считают, что поступают хорошо?»[4] Словно люди не слышали слов Великого и Всемогущего Аллаха в Его Книге, где Он рассказывает о словах угнетателей этой общины в день суда, когда их охватит сожаление от того, как они поступили с семейством Пророка и с Книгой их Господа: «В тот день угнетатель станет кусать свои руки, и будет говорить: «Если бы я выбрал путь с Посланником. Горе мне! Если бы я не брал такого-то себе в друзья!»[5] Так кто же Посланник, если не Мухаммад, да благословит Аллах его и его род? И кто же этот такой-то, чьё порицаемое имя упоминается с намёком, соединение с которым в дружбе и общении является угнетением?

Затем он скажет: «Он отвратил меня от напоминания после того, как оно пришло ко мне»[6], то есть после принятия ислама и его признания. Что же это за напоминание, от которого его отвратил его друг после того, как оно пришло к нему? Разве это не Коран и семейство Пророка, которые были угнетены и отвержены? Всевышний Аллах назвал Своего Посланника напоминанием, сказав: «Аллах уже послал вам напоминание – Посланника»[7]. А затем сказал: «Спросите обладателей напоминания, если вы не знаете»[8]. Так кто же здесь напоминание, если не Посланник? И кто же обладатели напоминания, если не его семейство, которые являются средоточием знания?

Затем Великий и Всемогущий сказал: «Шайтан оставляет человека без поддержки»[9]. Дружбу с таким другом Аллах считает дружбой с шайтаном. Друг, который отвратил от напоминания в ближнем мире и оставил без поддержки в мире загробном. Друг, дружба и общение с которым не принесут пользы, и каждый из них будет отрекаться от другого.

Затем Всемогущий Аллах рассказал о словах Пророка, которые он скажет в судный день: «О, Господи! Мой народ отбросил этот Коран»[10], то есть отбросил этот Коран, в котором Ты повелел им держаться за моё семейство и не разделяться от них. Разве все эти речи и всё это порицание не обращены к людям, к которым через Пророка низводился Коран? Они – те из этой общины, кто несправедливо обошёлся с семейством их Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и кто отбросил Книгу Аллаха. Они – те, против которых в судный день будет свидетельствовать Посланник Аллаха, что они отказались от его слов о следовании Корану и его семейству, отбросили их, последовали за своими страстями и предпочли своей религии власть и блеск ближнего мира. Они сомневались в Мухаммаде и в том, что он принёс, и завидовали семейству Пророка из-за того, что Аллах предпочёл их.

Разве не сказано в хадисе, переданном от Пророка, который не отрицается передатчиками хадисов и который согласуется со всеми этими аятами, ниспосланными Всевышним Аллахом: «В судный день группа людей из моих сподвижников дрожа перейдёт с правой стороны на левую сторону. Я скажу: «О, Господи! Мои сподвижники, мои сподвижники!» И будет сказано: «О, Мухаммад, ты не знаешь, что они сделали после тебя». И тогда я скажу: «Отдалитесь от меня прочь».

Подтверждают и свидетельствуют об этом слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Мухаммад всего лишь посланник, до которого тоже были посланники. Разве если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ни в чём не навредит Аллаху. И Аллах вознаградит благодарных»[11].

В этих словах Аллаха, да возвысится Его имя, содержится лучшее доказательство того, что группа людей обратилась вспять после ухода Пророка. Они выступили против повеления Всевышнего Аллаха и повеления Его Посланника, и они зачинщики смуты, о которых Он сказал: «Пусть остерегаются те, которые противятся его повелению, чтобы их не постигла смута или не постигло их мучительное наказание»[12]. Да умножит Аллах их наказание и позор. Да отдалит Он тех, кто причинил несправедливость семейству Мухаммада и «разорвал то, что Аллах велел соединять»[13]. Ведь любовью к ним и следованием им, а не другим, исповедуется религия, как сказал Аллах: «Скажи: «Я не прошу у вас за это награды кроме любви к близким»[14].

И Он сказал: «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет больше прав, чтобы следовали за ним, или же тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести? Что с вами? Как вы судите?»[15] Среди общины, которая испытывает стыд, не кичится, сторонится лжи и не упрямится, нет разногласий в том, что преемник Посланника Аллаха Повелитель правоверных Али наставлял сподвижников во всех трудных ситуациях, а они не наставляли его к истине. Он показывал им правильный путь, и не показывал прямого пути никто кроме него. Они нуждались в нём, а он не испытывал нужды ни в ком из них. Он обучал их всем знаниям, а они не обучали его.

Они сделали с Фатимой – дочерью Посланника Аллаха, да будет мир с ней, то, что вынудило её завещать, чтобы она была похоронена ночью и чтобы погребальную молитву по ней не выполнял никто из этой общины кроме тех, кого она назвала. И если бы не было в исламе несчастья, а для его приверженцев позора и бесчестья, а для противников исламской религии довода кроме того, с чем столкнулась Фатима, когда она умерла в гневе на общину своего отца и завещала, чтобы никто из них не выполнял по ней погребальную молитву, и это не считая остальных бед, с которыми столкнулось семейство Пророка, то одно это является великим и ужасным событием, которое способно пробудить тех, кто пребывает в беспечности и неведении. Кроме тех, чьи сердца Аллах запечатал, а самих лишил зрения, которые не считают это событие великим несчастьем и не видят в нём ничего ужасного. Более того, они оправдывают её угнетателей, считают их лучше неё, её мужа и её детей, и возвеличивают их положение. Они находят, что то, как поступили с ней, было правильным, и считают это достоинством для тех, кто поступил с ней так, и они воспринимают их как лучших людей общины после Посланника Аллаха.

Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Воистину, слепы не взоры, а слепы сердца, находящиеся в груди»[16]. Это слепота пребудет с врагами и угнетателями семейства Мухаммада и с их приверженцами до дня срывания, о котором Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Ты был в беспечности к этому, но Мы сорвали с тебя твой покров, и взор твой сегодня остр»[17]. «Оправдания в тот день не принесут пользу угнетателям. На них проклятие и им уготована скверная обитель»[18].

И удивительнее этого то, что эти глухие слепцы утверждают, что в Коране нет знания каждой вещи из малых предписаний и больших, мелких решений и традиций и великих. И по причине того, что они не сумели обнаружить их в Коране, они были вынуждены обратиться к аналогиям и самостоятельным изысканиям и действовать на основании своего мнения. Они возвели ложь и обман на Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, который якобы разрешил им самостоятельные изыскания и дозволил им то, что они утверждают, полагаясь в этом на его слова, сказанные Муазу ибн Джабалю. Тогда как Аллах говорит: «Мы ниспослали тебе Книгу для разъяснения всякой вещи»[19]. И Он говорит: «Мы ничего не упустили в Книге»[20]. И Он говорит: «И всякую вещь Мы сосчитали в ясном имаме»[21]. И Он говорит: «И всякую вещь мы сочли, записав»[22]. И Он говорит: «Скажи… Я лишь следую ниспосланному мне откровению»[23]. И Он говорит: «И суди между ними по тому, что ниспослал Аллах»[24].

Кто считает, что в Коране, о котором Всевышний Аллах сказал: «Для разъяснения всякой вещи», нет чего-либо из дел ближнего и загробного миров, религиозных положений, обязательных предписаний и традиций, а также всего, в чём приверженцы шариата испытывают нужду, тот отрицает слова Аллаха, приписывает Аллаху ложь и не верует в Его Книгу.

Клянусь своей жизнью, они правдивы в том, что они сами и их имамы, которым они следуют, не могут найти всего этого в Коране. Ибо они не являются людьми Корана и им не дано его знание. Аллах и Его Посланник не установили в нём доли для них. Всем знанием Корана наделены исключительно семейство Посланника, которым Аллах даровал знание, указал на них и повелел обращаться с вопросами к ним, чтобы они показали ответы на них в Книге, ибо они являются её хранителями, наследниками и толкователями.

Великий и Всемогущий Аллах говорит: «И если бы они вернули это к Посланнику и обладающим властью среди них, то узнали бы его те, кто способен исследовать его»[25]. И Он говорит: «Спросите обладателей напоминания, если вы не знаете»[26]. Если бы эти люди подчинились повелению Аллаха, то Аллах непременно довёл бы до них свет наставления и научил бы их тому, чего они не знают. Он освободил бы их от самостоятельных изысканий, в которых они полагаются на своё мнение, и избавил бы их от противоречий в религиозных предписаниях, которые они дозволяют самим себе и наводят на Пророка ложь, утверждая, что он разрешил им это. Тогда как Коран запрещает им это и удерживает их от этого словами Великого и Всемогущего: «И если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий»[27]. И Он говорит: «И не будьте как те, которые разделились и стали разногласить после того, как к ним явились ясные знамения»[28]. И Он говорит: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»[29].

Аятов Аллаха, порицающих разногласия и разделение, больше того чтобы сосчитать их. Разногласия и разделение в религии это заблуждение, а они дозволяют их и наговаривают на Посланника Аллаха, будто он дозволил их. Тогда как Книга Великого и Всемогущего Аллаха запрещает их и удерживает от них, говоря: «И не будьте как те, которые разделились и стали разногласить». Так какое же объяснение может быть очевидней этого объяснения? Какой же довод к Аллаху есть у людей после всего этого ясного разъяснения и указания? Прибегаем к Аллаху от того, чтобы остаться без Его поддержки, а также от того, чтобы Он поручил нас в нашей религии самим себе, нашим умам и нашему мнению. Мы просим Его укрепить нас в том, к чему Он наставил нас, на что Он указал нам и к чему направил нас в Своей религии. Чтобы мы любили Его приближенных, держались за них, брали у них, действовали согласно их велениям и отстранялись от того, что они запретили. Чтобы мы встретили Великого и Всемогущего Аллаха, следуя этому пути, а не будучи искажающими, сомневающимися, опережающими семейство Пророка и отстающими от них. Ведь тот, кто пытается опередить их, отступил от веры. Тот, кто отстал от них, утонул. Тот, кто противоречит им, погиб. А тот, кто с ними, достиг цели. Так сказал Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род.

1. Сура «Корова», аят 58

2. Сура «Пчёлы», аят 43

3. Сура «Женщины», аят 59

4. Сура «Пещера», аяты 103-104

5. Сура «Различение», аяты 27-28

6. Сура «Различение», аят 29

7. Сура «Развод», аяты 10-11

8. Сура «Пчёлы», аят 43

9. Сура «Различение», аят 29

10. Сура «Различение», аят 30

11. Сура «Семейство Имрана», аят 144

12. Сура «Свет», аят 63

13. Сура «Корова», аят 27

14. Сура «Совет», аят 23

15. Сура «Йунус», аят 35

16. Сура «Хадж», аят 46

17. Сура «Каф», аят 22

18. Сура «Верующий», аят 52

19. Сура «Пчёлы», аят 89

20. Сура «Скот», аят 38

21. Сура «Йа Син», аят 12

22. Сура «Весть», аят 29

23. Сура «Скот», аят 50

24. Сура «Трапеза», аят 49

25. Сура «Женщины», аят 83

26. Сура «Пророки», аят 7

27. Сура «Женщины», аят 82

28. Сура «Семейство Имрана», аят 105

29. Сура «Семейство Имрана», аят 103