Глава 14. Что передаётся о признаках, которые будут до выступления Каима и указывают на то, что его пришествие случится после них, как сказали об этом имамы

Хадис 1. (308) Передаёт Абан ибн Усман: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда в один из дней Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, находился на кладбище баки, явился Али, да будет мир с ним, и спросил о Посланнике Аллаха. Ему сказали, что он на кладбище баки. Али пришёл к нему и поприветствовал его. Посланник Аллаха сказал ему: «Садись», и усадил его справа от себя. Затем пришёл Джафар ибн Аби Талиб и спросил о Посланнике Аллаха, и ему сказали: «Он на кладбище баки». Он пришёл к нему, поприветствовал его, и он усадил его слева от себя. Затем пришёл Аббас и спросил о Посланнике Аллаха, и ему сказали: «Он на кладбище баки». Он пришёл к нему, поприветствовал его, и он усадил его перед собой. Затем Посланник Аллаха повернулся к Али и сказал: «Обрадовать ли тебя благой вестью, сообщить ли тебе, о, Али?» Али сказал: «Да, о, Посланник Аллаха». Он сказал: «Только что возле меня был Джабраиль и он поведал мне, что Каим (Имам Махди), который выступит в конце времён и наполнит землю справедливостью после того как она будет наполнена гнётом и ложью, происходит из твоего потомства от сыновей Хусейна, да будет мир с ним». Али сказал: «О, Посланник Аллаха, никогда не касалось нас благо от Аллаха иначе как через тебя». Затем Посланник Аллаха повернулся к Джафару ибн Аби Талибу и сказал: «О, Джафар, обрадовать ли тебя благой вестью, сообщить ли тебе?» Он сказал: «Да, о, Посланник Аллаха». Он сказал: «Только что возле меня был Джабраиль и он поведал мне, что тот, кто вручит Каиму (знамя), является твоим потомком. Знаешь ли, кто он?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Тот, чьё лицо подобно сверкающему динару, чьи зубы подобны пиле, и чей меч подобен сжигающему пламени, который войдёт в войско униженным, а выйдет из него величественным. Окружат его Джабраиль и Микаиль». Затем он повернулся к Аббасу и сказал: «О, дядя Пророка, поведать ли тебе о том, о чём поведал мне Джабраиль?» Он сказал: «Да, о, Посланник Аллаха». Он сказал: «Джабраиль сказал мне: «Горе твоим потомкам от сыновей Аббаса». Аббас спросил: «О, Посланник Аллаха, избегать ли мне женщин?» И он сказал ему: «Аллах уже завершил то, что будет»[1].

1. Правители из династии Аббасидов, которые на протяжении нескольких веков правили мусульманами, происходят из потомства Аббаса – дяди Посланника Аллаха. К власти они пришли после Омейадов в эпоху имамата Имама Садика, да будет мир с ним. Правители из династии Аббасидов приложили руку к убийству шести непорочных имамов и многих других потомков Посланника Аллаха.

Хадис 2. (309) Передаёт Абдулла ибн Аббас: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал моему отцу: «О, Аббас, горе моим потомкам от твоих сыновей, и горе твоим сыновьям от моих сыновей». Он спросил: «О, Посланник Аллаха, избегать ли мне женщин?» Или же он спросил: «Оскопиться ли мне?» Пророк сказал: «Воистину, знание Великого и Всемогущего Аллаха исполнилось и дела в Его руках. И это дело случится с моими сыновьями».

Хадис 3. (310) Передаёт Асбаг ибн Нубата: «Али, да будет мир с ним, сказал: «Через сто пятьдесят лет к вам явятся неверующие правители, вероломные хранители и нечестивые начальники. Увеличится число торговцев, но уменьшится прибыль и распространится ростовщичество. И увеличится число незаконнорожденных детей, возрастёт прелюбодеяние, будут игнорироваться знания, станут прославляться мальчики с красивыми лицами, женщины будут довольствоваться женщинами, а мужчины мужчинами». Человек, передающий от Али ибн Аби Талиба, сказал, что когда он рассказывал этот хадис, поднялся один мужчина и спросил его: «О, Повелитель правоверных, что нам делать в то время?» И он сказал: «Бегство, бегство! Ибо справедливость Аллаха не перестанет простираться над этой общиной, пока их чтецы (учёные) не склонятся к их правителям и пока их праведники не перестанут удерживать их нечестивцев. Если же они не сделают этого, а затем проявят своё отвращение и скажут: «нет божества кроме Аллаха», Аллах скажет в Своём троне: «Вы солгали. Вы не правдивы в этом».

Хадис 4. (311) Передаёт Абу Садик: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Власть сыновей Аббаса сложится легко, в этом не будет трудностей. Если соберутся против них тюрки, дайлам, синд, хинд, берберы и тайласан, то они не смогут уничтожить её. И они не перестанут пребывать в благоденствии в своей власти, пока не отвернутся от них их приверженцы и сторонники их государства. И Аллах даст власть над ними суровому человеку, который выступит оттуда, откуда началась их власть. Он не пройдёт мимо города чтобы не захватить его, и не поднимется против него знамя чтобы он не сломил его, и не будет блага чтобы он не уничтожил его. Горе тому, кто станет враждовать с ним. И так будет продолжаться, пока он не победит и не вручит плоды своей победы мужчине из моего семейства, который будет говорить истину и действовать по ней».

Хадис 5. (312) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, перед выступлением Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, будут признаки – беды от Всевышнего Аллаха для Его верующих рабов». Я сказал: «Какие они?» Он сказал: «Это слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Мы непременно испытаем вас чем-то из страха и голода, и недостатка имущества, душ и плодов. Обрадуй же терпеливых»[1]. Затем он сказал: «Мы непременно испытаем вас», то есть верующих. «Чем-то из страха» со стороны правителей потомства такого-то в конце их власти. «И голода» через увеличение цен. «И недостатка имущества» через расстройство торговли и малой прибыли в ней. «И душ» – быстрая смерть. «И плодов» – малый рост того, что сажается, и малая благодать в плодах. «Обрадуй же терпеливых» в это время выступлением Каима, да будет мир с ним». Затем он сказал мне: «О, Мухаммад, это толкование. Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Толкования этого не знает никто кроме Аллаха и твёрдых в знании»[2].

1. Сура «Корова», аят 155

2. Сура «Семейство Имрана», аят 7

Хадис 6. (313) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Перед выступлением Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, неизбежно будет год, в котором люди будут голодать, их постигнет сильный страх от убийств и недостаток имущества, душ и плодов. Воистину, это очевидно в Книге Аллаха». Затем он прочёл этот аят: «Мы непременно испытаем вас чем-то из страха и голода, и недостатка имущества, душ и плодов. Обрадуй же терпеливых»[1].

1. Сура «Корова», аят 155

Хадис 7. (314) Передаёт Джабир Джуфи: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Всевышнего Аллаха «И Мы непременно испытаем вас чем-то из страха и голода»[1]. Он сказал: «О, Джабир, здесь есть особое толкование и общее. Что касается особого, то это голод в Куфе. Аллах охватит им врагов семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и погубит их. Что касается общего, то это случится в Шаме. Его жителей охватит страх и голод, подобные которым никогда не охватывали их. Что касается голода, то он до выступления Каима, да будет мир с ним, а что касается страха, то он после выступления Каима».

1. Сура «Корова», аят 155

Хадис 8. (315) Передаёт Дауд Диджаджи: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним, спросили о словах Всевышнего «И разногласят группы между собой»[1]. Он сказал: «Ожидайте облегчения (фарадж)[2] из трёх событий». Его спросили: «О, Повелитель правоверных, каких?» Он сказал: «Разногласия жителей Шама между собой, чёрные знамёна из Хурасана и испуг в месяце рамадан». Его спросили: «Что за испуг в месяце рамадан?» Он сказал: «Разве вы не слышали слов Великого и Всемогущего Аллаха в Коране: «Если Мы пожелаем, то низведём на них знамение с неба, перед которым склонятся их шеи»[3]. Это знамение, которое выгонит девушку из её покоев, разбудит спящего и напугает бодрствующего».

1. Сура «Марьям», аят 37

2. «Фарадж» переводится как облегчение, утешение, избавление. В шиитской традиции термин «фарадж» используется для обозначения пришествия двенадцатого имама, который избавит людей от гнёта и наполнит мир справедливостью, после чего наступит облегчение для всех верующих.

3. Сура «Поэты», аят 4

Хадис 9. (316) Передаёт Умар ибн Ханзаля: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Каима (Имама Махди) пять признаков. Появление Суфьяни, Йамани, глас с неба, убийство чистой души и раскалывание земли в Байда»[1].

1. Эти пять событий являются признаком скорого пришествия Имама Махди, да будет мир с ним.

Суфьяни – потомок Абу Суфьяна, Муавии, Язида. Как и его предки, он будет враждебен к семейству Посланника Аллаха и их последователям. Его выступление начнётся в Шаме, он совершит множество убийств и прольёт много крови, и, в конце концов, падёт от рук Имама Махди.

Йамани – праведник, который выступит из Йемена в одно и то же время с Суфьяни.

Глас с неба – глас ангела Джабраиля, который провозгласит имя Имама Махди и имя его отца. Этот глас будет услышан всеми обитателями земли.

Убийство чистой души – благочестивого праведника из потомства Имама Хусейна, да будет мир с ним. В хадисах сказано, что он принесёт людям весть от имама и будет убит в запретной мечети в Мекке.

Раскалывание земли в Байда – раскалывание земли, которое уничтожит войско Суфьяни в местности между Меккой и Мединой.

Хадис 10. (317) Передаёт Дауд ибн Сирхан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Перед годом, в котором раздастся крик (небесный глас), будет знамение в месяце раджаб». Я сказал: «Что это?» Он сказал: «Лик появится на луне и явная рука».

Хадис 11. (318) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Небесный глас из неминуемого. И Суфьяни из неминуемого. И Йамани из неминуемого. И убийство чистой души из неминуемого. И ладонь, которая появится с неба, из неминуемого». И он сказал: «И испуг в месяце рамадан, который разбудит спящего, напугает бодрствующего и выгонит девушку из её покоев».

Хадис 12. (319) Передаёт Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «До этого повеления (выступления Имама Махди) будут Суфьяни, Йамани, Марвани и Шуейб ибн Салих. И как же этот говорит об этом?»[1]

1. Имам Рида говорит о Мухаммаде ибн Ибрагиме ибн Исмаиле, известном как Ибн Табатаба, который утверждал, что является Каимом.

Хадис 13. (320) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда вы увидите огонь со стороны востока подобный жёлто-красному величественному цвету, который будет виден три дня или семь, ожидайте облегчения (фарадж) семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, если будет на то воля Великого и Всемогущего Аллаха. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый». Затем он сказал: «Крик не раздастся иначе как в месяце рамадан, ибо месяц рамадан это месяц Аллаха. И крик в нём это крик Джабраиля, да будет мир с ним, к этим людям». Затем он сказал: «Возглашающий с неба возгласит имя Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, и услышит его тот, кто на востоке, и тот, кто на западе. Не останется спящего, который бы не проснулся, стоящего, который бы не сел, сидящего, который бы не встал на свои ноги, испугавшись этого крика. Да помилует Аллах того, кто придаст значение этому крику и ответит на него. Первый крик это крик Джабраиля – верного духа». Затем он сказал: «Этот крик будет в месяце рамадан в ночь на пятницу в ночь на двадцать третье число. Не сомневайтесь в нём, слушайте и повинуйтесь. А в конце дня раздастся крик проклятого Иблиса, который возгласит: «Знайте, такой-то был убит несправедливо», чтобы вызвать в людях сомнение и посеять среди них смуту. Сколько же в тот день сомневающихся и растерянных, которые свалятся в огонь! Поэтому, когда вы услышите глас в месяце рамадан, то не сомневайтесь в нём, ибо это глас Джабраиля. И отличительным признаком его будет то, что он возгласит имя Каима и имя его отца, и услышит его девушка в своих покоях, которая побудит своего отца и своего брата к выступлению». И он сказал: «Два этих гласа непременно раздадутся до выступления Каима. Глас с неба, и это глас Джабраиля с именем обладателя этого повеления и именем его отца. И второй глас с земли, и это глас проклятого Иблиса, который возгласит, что такой-то был убит несправедливо, желая этим смуты. Так последуйте первому гласу и сторонитесь последнего, чтобы не впасть в смуту». И он сказал: «Каим не выступит иначе как во время сильного страха людей, потрясений, смуты и бед, которые охватят людей, предшествующей чумы, рубящего меча среди арабов, сильнейших разногласий между людьми, расхождений в их религии и изменений в их состоянии. И желающий будет желать смерти утром и вечером из-за великих потрясений, которые он увидит в бешенстве людей и уничтожении ими друг друга. Его выступление случится во время безнадёжности, когда они отчаются увидеть облегчение. Да будет блажен тот, кто застанет его и станет его помощником. И горе всего горя тому, кто воспротивится ему и воспротивится его повелению, став его врагом». Затем он сказал: «Когда он выступит, он поднимется с новым повелением, новой книгой, новой сунной и новым приговором. Он будет суров к арабам. Его делом будет только смерть, он никого не оставит и в повелении Аллаха его не охватит порицание порицающего». Затем он сказал: «Когда потомки такого-то начнут разногласить между собой, тогда и ожидайте облегчения (фарадж). Нет вашего облегчения иначе как в разногласиях потомков такого-то. Когда они начнут разногласить, ждите крика в месяце рамадан и выступления Каима. Воистину, Аллах вершит что желает. Каим не выступит, и вы не увидите того, что любите, пока потомки такого-то не начнут разногласить между собой. А когда это случится, люди возжелают их, разойдутся слова и выступит Суфьяни». И он сказал: «Потомки такого-то неизбежно будут властвовать. А когда они будут властвовать, а затем впадут в разногласия, их власть разделится и их повеление разъединится, и выступят против них Хурасани и Суфьяни. Этот с востока, а этот с запада. И поспешат они к Куфе словно две скаковые лошади. Этот оттуда, а этот оттуда. И погибнут потомки такого-то от рук тех двоих, и они не оставят никого из них». Затем он сказал: «Выступление Суфьяни, Йамани и Хурасани произойдёт в один год, в один месяц и в один день в порядке как порядок бусинок в ожерелье. Одни последуют за другими, и явится беда со всех сторон, и горе тому, кто будет враждовать с ними. И среди знамён нет знамени более верного, чем знамя Йамани. Это знамя руководства, ибо он зовёт к вашему повелителю. Когда выступит Йамани, он запретит продажу оружия людям и каждому мусульманину. Когда выступит Йамани, поднимись к нему, ибо его знамя это знамя руководства, и не дозволено мусульманину отворачиваться от него. Кто сделает это, тот окажется из обитателей огня, ибо он зовёт к истине и к прямому пути». Затем он сказал мне: «Окончание власти потомков такого-то подобно разбитию глиняной тарелки. И подобно тому, что в руках шагающего мужчины находится глиняная посуда, которая выпала с его рук, когда он был небрежен, и разбилась. И он, испугавшись, сказал, когда она разбилась: «Ах». И завершение их власти подобно этому, и более небрежно. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал с минбара Куфы: «Аллах, да возвеличится и прославится Его поминание, определил в том, что определил, предначертал и сделал неминуемым то, что будет. И Он неизбежно захватит Бани Умаййа мечом открыто, а потомков такого-то захватит врасплох». И он сказал: «Мельница неизбежно начнёт молоть. А когда она станет устойчива на своих основах, Аллах отправит к ней жёсткого раба безвестного происхождения, и будет с ним победа. Его сподвижники с длинными волосами, они обладатели усов и чёрных одежд, и они обладатели чёрных знамён. Горе тем, кто станет враждовать с ними, они убьют их в возбуждении. Клянусь Аллахом, я словно взираю на них, на их деяния, и на то, что получат от них нечестивцы и грубые бедуины. Аллах даст власть им над ними без жалости, и они в возбуждении убьют их по обеим сторонам Евфрата в их стоящих на суше селениях и прибрежных городах в наказание за то, что они совершали. И твой Господь не поступает несправедливо с рабами».

Хадис 14. (321) Передаёт Шурхабил: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал, когда я спросил его о Каиме: «Это не случится, пока не возгласит возглашающий с неба. И услышат его обитатели востока и запада, и услышит его даже девушка в своих покоях».

Хадис 15. (322) Передаёт Зияд Канди от нескольких своих передатчиков: «Мы спросили Имама Садика, да будет мир с ним: «Относится ли Суфьяни к неминуемым признакам?» Он сказал: «Да. И убийство чистой души из неминуемого. И выступающий из неминуемого. И раскалывание земли в Байда из неминуемого. И ладонь, которая появится с неба, из неминуемого. И глас с неба из неминуемого». Я спросил: «Что за глас?» Он сказал: «Возглашающий возгласит имя Каима и имя его отца».

Хадис 16. (323) Передаёт Ибн Аби Йафур: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал мне: «Считай своей рукой: гибель такого-то – имя мужчины из Бани Аббас, выступление Суфьяни, убийство души, войско, которое провалится, и глас». Я спросил: «Что за глас? Это возглашающий?» Он сказал: «Да. Через него узнается обладатель этого повеления». Затем он сказал: «Всё облегчение в гибели такого-то из Бани Аббас».

Хадис 17. (324) Передаёт Абайа ибн Рибий Асади: «Я вошёл к Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, и я был пятым из пяти человек и самым молодым. Я слышал, как он говорил: «Мой брат Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, рассказал мне: «Я – завершение тысячи пророков, а ты – завершение тысячи преемников». И было мне вменено в обязанность то, что не было вменено в обязанность им». Я сказал: «Люди не поступили с тобой справедливо, о, Повелитель правоверных». Он сказал: «О, сын моего брата, это не так, как ты думаешь. Клянусь Аллахом, я знаю тысячу слов, которые не знает никто кроме меня и Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Они же читают этот аят из Книги Великого и Всемогущего Аллаха «Когда свершится над ними слово, Мы выведем к ним животное из земли, которое заговорит с ними, что люди не были убеждены в Наших знамениях»[1], но не размышляют над ним истинным размышлением. Поведать ли вам об окончании власти потомков такого-то?» Мы сказали: «Да, о, Повелитель правоверных». Он сказал: «Убийство запретной души из рода курейшитов в запретной день в запретном городе. Клянусь Тем, кто расколол зерно и создал душу, после этого не будет у них власти кроме пятнадцати ночей». Мы спросили: «Будет ли что-то до этого или после?» Он сказал: «Крик в месяце рамадан, который напугает бодрствующего, разбудит спящего и выгонит девушку из её покоев».

1. Сура «Муравьи», аят 82

Хадис 18. (325) Передаёт Абу Бакр Хадрами, что он слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Потомки Аббаса неизбежно будут властвовать. А когда они будут властвовать, впадут в разногласия и их повеление разъединится, против них выступят Хурасани и Суфьяни. Этот с востока, а этот с запада. И поспешат они к Куфе словно две скаковые лошади. Этот оттуда, а этот оттуда. И их погибель от рук тех двоих, которые не оставят никого из них».

Хадис 19. (326) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я был возле Имама Садика, да будет мир с ним, и слышал, как мужчина из Хамдана сказал ему: «Люди массы (не шииты) порицают нас и говорят нам: «Вы полагаете, что возглашающий возгласит с неба имя обладателя этого повеления?» Имам был прислонившимся, он разгневался, сел, а затем сказал: «Не передавайте это от меня, а передайте от моего отца, и нет на вас греха в этом. Я свидетельствую, что слышал, как мой отец (Имам Бакир), да будет мир с ним, говорил: «Клянусь Аллахом, это явно в Книге Великого и Всемогущего Аллаха, где Он говорит: «Если Мы пожелаем, то низведём на них знамение с неба, перед которым склонятся их шеи»[1]. И в тот день не останется на земле никого, кто не подчинился бы и не склонил перед ним свою шею. Обитатели земли уверуют, когда услышат глас с неба: «Знайте, истина в Али ибн Аби Талибе, да будет мир с ним, и его последователях». И он сказал: «А когда настанет следующий день, Иблис поднимется в воздух, пока не скроется от обитателей земли, а затем возгласит: «Знайте, истина в Усмане ибн Аффане и его последователях. Он был убит несправедливо, взыщите же за его кровь». И он сказал: «Тогда Аллах укрепит тех, которые уверовали, твёрдым словом в истине, и это первый глас. И впадут в сомнения в тот день те, в чьих сердцах болезнь. И эта болезнь, клянусь Аллахом, вражда к нам. И тогда они отрекутся от нас, обругают нас и скажут: «Первый глас это колдовство из колдовства этого семейства». Затем Имам Садик прочёл слова Великого и Всемогущего Аллаха: «И если они видят знамение, они отворачиваются и говорят: «Колдовство длительное»[2].

1. Сура «Поэты», аят 4

2. Сура «Месяц», аят 2

Хадис 20. (327) Передаёт Абдуссамад ибн Башир: «Умара Хамдани спросил Имама Садика, да будет мир с ним, и сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Люди порицают нас и говорят, что вы полагаете, что будет глас с неба». Он сказал ему: «Не передавай от меня, а передай от моего отца. Мой отец говорил: «Это есть в Книге Аллаха: «Если Мы пожелаем, то низведём на них знамение с неба, перед которым склонятся их шеи»[1]. Все обитатели земли уверуют в первый глас. Но когда настанет следующий день, проклятый Иблис поднимется вверх, пока не скроется из земли на небе, а затем возгласит: «Знайте, Усман был убит несправедливо, взыщите же за его кровь». И отступятся те, кому Великий и Всемогущий Аллах желает зла, и скажут: «Это из их колдовства». И это слово Великого и Всемогущего Аллаха: «И если они видят знамение, они отворачиваются и говорят: «Колдовство длительное»[2].

1. Сура «Поэты», аят 4

2. Сура «Месяц», аят 2

Хадис 21. (328) Передаёт Мухаммад ибн Самит: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Будут ли признаки перед наступлением этого повеления?» Он сказал: «Да». Я спросил: «Какие они?» Он сказал: «Гибель Аббаси, выступление Суфьяни, убийство чистой души, раскалывание земли в Байда и глас с неба». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Я боюсь, что наступление этого повеления затянется». Он сказал: «Нет. Они последуют друг за другом в порядке бусинок в ожерелье».

Хадис 22. (329) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, выступит в один из нечётных годов: девятый, первый, третий, пятый». И он сказал: «Когда начнут разногласить потомки Умаййа и уйдёт их власть, затем будут властвовать потомки Аббаса. Их власть не перестанет процветать, а жизнь благоденствовать, пока они не начнут разногласить между собой. А когда они начнут разногласить, их власть уйдёт, и впадут в разногласия обитатели востока и обитатели запада. Да, и приверженцы киблы. И столкнутся люди с суровыми тяготами из того, что пройдёт над ними из страха. Они не перестанут пребывать в этом состоянии, пока возглашающий не возгласит с неба. Когда он возгласит, мобилизуйтесь, мобилизуйтесь. Клянусь Аллахом, я словно вижу его (Имама Махди) между углом Каабы и макамом Ибрагима, принимающим присягу людей в новом повелении, новой книге и новой власти с неба. Воистину, не вернётся к нему знамя его вплоть до самой смерти».

Хадис 23. (330) Передаёт Фудейл ибн Мухаммад: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Знайте, глас с неба с именем Каима (Имама Махди) явен в Книге Аллаха». Я сказал: «Где он? Да облагодетельствует тебя Аллах». Он сказал: «В суре «Та. Син. Мим. Это знамения ясной Книги»[1], Его слова: «Если Мы пожелаем, то низведём на них знамение с неба, перед которым склонятся их шеи»[2]. Он сказал: «Когда они услышат глас, они станут словно те, на чьих головах птицы».

1. Сура «Поэты»

2. Сура «Поэты», аят 4

Хадис 24. (331) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда Аббаси взберётся на стволы минбара Марвана, установится власть потомков Аббаса». И он сказал: «Мой отец, то есть Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал мне: «Из Азербайджана неизбежно появится огонь, перед которым ничто не устоит. Когда это случится, будьте словно паласы ваших домов и пребывайте (в ваших домах), пока пребываем мы. А когда двинется наш движущийся, то поспешите к нему даже ползком. Клянусь Аллахом, я словно вижу его между углом Каабы и макамом Ибрагима, принимающим присягу людей в новой книге, и он суров к арабам». И он сказал: «Горе беззаконникам арабам из зла, которое уже близко».

Хадис 25. (332) Передаёт Убейд ибн Зурара: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Возгласится имя Каима (Имама Махди), к нему придут, когда он будет позади макама Ибрагима, и будет сказано ему: «Возгласилось твоё имя, чего ты ждёшь?» Затем его рука будет взята и ему будет принесена присяга». Передатчик хадиса сказал: «Зурара сказал мне: «Хвала Аллаху. Мы слышали, что присяга Каиму, да будет мир с ним, будет принесена принудительно, но мы не знали причину принуждения. Но потом мы узнали, что это принуждение, в котором нет греха».

Хадис 26. (333) Передаёт Хумран ибн Айан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «К неминуемому, которое неизбежно случится до выступления Каима (Имама Махди), относятся выступление Суфьяни, раскалывание земли в Байда, убийство чистой души и глас с неба».

Хадис 27. (334) Передаёт Наджия Каттан, что он слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Возглашающий возгласит, что Махди из семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, такой-то сын такого-то, сказав его имя и имя его отца. И потом возгласит шайтан: «Такой-то и его последователи на истине», то есть мужчина из потомства Умаййа».

Хадис 28. (335) Передаёт Зурара ибн Айан: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Возгласит возглашающий с неба: «Воистину, такой-то – он предводитель». И возгласит возглашающий: «Воистину, Али и его последователи – они преуспевшие». Я спросил: «Кто же будет воевать после этого с Махди?» Он сказал: «Шайтан возгласит в пользу мужчины из потомства Умаййа: «Воистину, такой-то и его последователи – они преуспевшие». Я спросил: «Кто же отличит правдивого от лживого?» Он сказал: «Отличат его те, которые передают наши речи и говорят, что это произойдёт, до того, как это произойдёт. И они знают, что они правы и правдивы».

Хадис 29. (336) Передаёт Зурара ибн Айан: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я поражаюсь! Да облагодетельствует тебя Аллах. Я поражаюсь Каиму. Как с ним будут воевать, когда они увидят столько диковин, как войско, которое провалится в Байда, и глас с неба?» Он сказал: «Шайтан не оставит их, пока не возгласит, как возгласил в день акаба при Посланнике Аллаха, да благословит Аллах его и его род».

Хадис 30. (337) Передаёт Хишам ибн Салим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Джарири – брат Исхака – говорит нам: «Вы говорите, что будут два гласа. Какой из них двух правдивый, а не лживый?» Имам Садик сказал: «Скажите ему: «Тот, кто поведал нам об этом, а ты отрицаешь, что это произойдёт, и является правдивым».

Хадис 31. (338) Передаёт Хишам ибн Салим: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Их два крика – крик в начале ночи, и крик в конце второй ночи». Я спросил: «Как это?» Он сказал: «Один с неба, и один от Иблиса». Я спросил: «Как же отличить этот от того?» Он сказал: «Отличит его тот, кто слышал о нём до того, как он раздастся».

Хадис 32. (339) Передаёт Абдурахман ибн Масляма Джарири: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Люди порицают нас и говорят: «Как отличить правого от лживого, когда раздадутся два гласа?» Он спросил: «Что вы ответили им?» Я сказал: «Мы ничего не ответили им». Он сказал: «Скажите им: «Подтвердит его тот, кто был верующим, кто верил в него до того, как он раздастся». Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет больше прав, чтобы следовали за ним, или же тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести? Что с вами? Как вы судите?»[1]

1. Сура «Йунус», аят 35

Хадис 33. (340) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Возглашающий с неба возгласит имя обладателя этого повеления: «Знайте, повеление принадлежит такому-то сыну такого-то. Зачем же война?»

Хадис 34. (341) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Это повеление, к которому вы тянете свои шеи, не наступит, пока возглашающий не возгласит с неба: «Знайте, такой-то – обладатель повеления. К чему же война?»

Хадис 35. (342) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Людей охватят смерть и убийства, пока люди не укроются на священной территории. И возгласит правдивый возглашающий от суровости войны: «Зачем же убийства и война? Ваш повелитель – такой-то».

Хадис 36. (343) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Выступление Суфьяни и Каима (Имама Махди) произойдёт в один год».

Хадис 37. (344) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда люди будут стоять на Арафате, к ним явится всадник на быстрой верблюдице. Он известит их о смерти халифа, во время смерти которого будет облегчение для семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и облегчение для всех людей». И он сказал: «Когда вы увидите признак на небе – величественный огонь со стороны востока, который будет виден несколько ночей, то в это время будет облегчение людей, и это незадолго до выступления Каима, да будет мир с ним».

Хадис 38. (345) Передаёт Абу Туфейл: «Ибн Кавва спросил Повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба, да будет мир с ним, о гневе. И он сказал: «Как далёк гнев! Как далёк! Будут смерти, а между ними ещё смерти, и всадник на быстрой верблюдице. И кто всадник на быстрой верблюдице? Её живот скреплён подпругой. Он известит их о вести, а они убьют его. И уже тогда будет гнев».

Хадис 39. (346) Передаёт Аслям Макки от Абу Туфейла: «Хузейфа ибн Йаман сказал: «Будет убит халиф, и нет ему оправдания на небе, и нет ему помощника на земле. Халиф будет свергнут так, что он пойдёт по земле, и ничто на земле не будет принадлежать ему. И останется наместником сын пленённой рабыни[1]». Потом Абу Туфейл сказал: «О, сын моей сестры, если бы я и ты были возвращены обратно!» Я спросил: «Почему ты желаешь этого, о, дядя?» Он сказал: «Потому что Хузейфа рассказал мне, что власть вернётся к пророческому семейству».

1. Мать Имама Махди, да будет мир с ним, была внучкой византийского императора и попала в плен к мусульманам после одной из битв между мусульманскими и византийскими войсками. Затем Имам Хади, да будет мир с ним, выкупил её и выдал замуж за своего сына Имама Аскари, да будет мир с ним.

Хадис 40. (347) Передаёт Абу Басир: «Имама Бакира, да будет мир с ним, спросили о толковании слов Великого и Всемогущего Аллаха «Мы покажем им Наши знамения в горизонтах и в них самих, пока не станет им ясно, что это истина»[1]. Он сказал: «Он покажет им в них самих искажение, и Он покажет им в горизонтах сжатие горизонтов для них. И они увидят могущество Аллаха в них самих и в горизонтах. А Его слова «Пока не станет им ясно, что это истина» значат выступление Каима (Имама Махди). Это истина от Великого и Всемогущего Аллаха. Люди увидят его, и это неизбежно».

1. Сура «Разъяснены», аят 53

Хадис 41. (348) Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Наказание позором в земной жизни, и непременно наказание загробного мира больше»[1]: «Что это – наказание позором в земной жизни?» Он сказал: «О, Абу Басир. Какой позор позорнее того, что мужчина будет находиться в своём доме, в своей комнате, со своими братьями и среди своей семьи, когда его семья разорвёт одежды и закричит, а люди спросят: «Что это?» И будет сказано: «Только что такой-то исказился». Я спросил: «До выступления Каима, да будет мир с ним, или после?» Он сказал: «Нет, до этого».

1. Сура «Толпы», аят 26

Хадис 42. (349) Передаёт Йакуб ибн Саррадж: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Когда наступит облегчение ваших последователей?» Он сказал: «Когда начнутся разногласия среди потомков Аббаса, ослабнет их власть, и возжелают их те, кто не желал прежде, и скинут арабы свои поводья. Когда каждый обладатель укрепления поднимет своё укрепление, появится Суфьяни, выйдет Йамани, двинется Хасани и обладатель этого повеления выступит из Медины в Мекку с наследием Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». Я спросил: «Что такое наследие Посланника Аллаха?» Он сказал: «Его меч, его кольчуга, его чалма, его плащ, его знамя, его посох, его лошадь, его латы и его седло».

Хадис 43. (350) Передаёт Йакуб Саррадж: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Когда наступит облегчение ваших последователей?» Он сказал: «Когда начнутся разногласия среди потомков Аббаса, ослабнет их власть…», и он упомянул тот же самый хадис, пока не дошёл до слов «его латы и его седло», и он добавил: «Он остановится на возвышенности Мекки, извлечёт меч из своих ножен, наденет кольчугу, развернёт знамя и плащ, наденет чалму, возьмёт в свою руку посох и попросит у Аллаха дозволения на своё выступление. И узнают об этом некоторые его друзья. Явится Хасани, и он известит его о вести, и поспешит Хасани к выступлению. Жители Мекки бросятся на него, убьют его и отправят его голову к Шами (Суфьяни). И в это время объявится обладатель этого повеления, люди присягнут ему и последуют за ним. Тогда Шами отправит войско в Медину, но Аллах уничтожит их прежде. В тот день потомки Али, да будет мир с ним, которые были в Медине, побегут из Медины в Мекку и присоединятся к обладателю повеления. Тогда обладатель повеления двинется в сторону Ирака и отправит войско в Медину. Он прикажет её жителям, и они вернутся в неё».

Хадис 44. (351) Передаёт Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, говорил: «До наступления этого повеления будет байух», и я не понял, что такое байух. Потом я совершал хадж и услышал бедуина, который сказал: «Это день байух». Я спросил его: «Что такое байух?» Он сказал: «Сильная жара».

Хадис 45. (352) Передаёт Бадр ибн Халил Асади: «Я находился возле Имама Бакира, да будет мир с ним, и он упомянул о двух знамениях, которые произойдут до выступления Каима (Имама Махди), да будет мир с ним: «Они никогда не происходили с тех пор, как Адам был низведён на землю. И это затмение солнца в середине месяца рамадан и луны в конце». И сказал ему один мужчина: «О, сын Посланника Аллаха, нет. Затмение солнца в конце месяца, а луны в середине». Имам Бакир сказал ему: «Я знаю, о чём ты говоришь. Но эти два знамения не происходили с тех пор, как был низведён Адам».

Хадис 46. (353) Передаёт Вард – брат Кумейта: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Перед наступлением этого повеления произойдёт затмение луны за пять дней до окончания месяца и затмение солнца в пятнадцатый день, и это в месяце рамадан. И тогда рассыпятся в прах расчёты звездочётов».

Хадис 47. (354) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Признаком выступления Махди, да будет мир с ним, станет затмение солнца в месяце рамадан – в тринадцатый и четырнадцатый день».

Хадис 48. (355) Передаёт Салих ибн Сахль: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Всевышнего «Спросил спрашивающий о постигающем наказании»[1]: «Их толкование в том, что случится в дальнейшем. Наказание, то есть огонь, постигнет Суваййу, пока не достигнет Кунасу Бани Асада, и пока не пройдёт мимо Сакифа. И он не оставит несправедливости, причинённой семейству Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, которую бы он не сжёг. И будет это до выступления Каима, да будет мир с ним».

1. Сура «Ступени», аят 1

Хадис 49. (356) Передаёт Джабир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Как вы читаете эту суру?» Я спросил: «Какую суру?» Он сказал: «Суру «Спросил спрашивающий о постигающем наказании»[1]. И сказал: «Это не «спросил спрашивающий о постигающем наказании», а «разлился поток»[2], и это огонь. Он постигнет Суваййу, затем протечёт до Кунасы Бани Асада, затем протечёт до Сакифы. И он не оставит несправедливости, причинённой семейству Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, которую бы он не сжёг».

1. Сура «Ступени», аят 1

2. Спросил спрашивающий (сааля саиль), разлился поток (саля сайль).

Хадис 50. (357) Передаёт Абу Халид Кабули: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Я словно вижу людей, которые выступили на востоке, требуя истины, но она не будет дана им. Затем они вновь потребуют её, но она не будет дана им. И когда они увидят это, они возложат свои мечи на свои плечи, и им будет дано то, что они просили. Но они не примут её, пока не восстанут, и не вручат её иначе как вашему повелителю. Их убитые являются мучениками. Воистину, если бы я застал это время, я сохранил бы свою душу для обладателя этого повеления».

Хадис 51. (358) Передаёт Маруф ибн Харрабуз: «Всякий раз, когда мы входили к Имаму Бакиру, да будет мир с ним, он говорил: «Хурасан, Хурасан. Сиджистан, Сиджистан», словно возвещая нас благой вестью».

Хадис 52. (359) Передаёт Абу Джаруд: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Когда станет явным присяга с ребёнком, каждый обладатель укрепления поднимется со своим укреплением».

Хадис 53. (360) Передаёт Хишам ибн Салим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Это повеление не наступит, пока не останется даже одной группы людей, которые не правили бы людьми, чтобы говорящий не говорил: «Если бы мы правили, то мы непременно были бы справедливы». Затем Каим (Имам Махди) выступит с истиной и справедливостью».

Хадис 54. (361) Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Глас – истина?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом, и услышит его каждый народ на своём языке».

Хадис 55. (362) Передаёт Ибрагим ибн Убейдулла ибн Аля: «Мой отец рассказал мне от Имама Садика, да будет мир с ним, что Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, рассказывал о событиях, которые произойдут после него до выступления Каима (Имама Махди), да будет мир с ним. И спросил Хусейн, да будет мир с ним: «О, Повелитель правоверных, когда Аллах очистит землю от угнетателей?» Повелитель правоверных сказал: «Аллах не очистит землю от угнетателей, пока не прольётся запретная кровь». Затем он упомянул о делах потомков Умаййа и потомков Аббаса в длинном хадисе. Затем он сказал: «Когда выступит выступающий в Хурасане, одолеет землю Куфан и Мултан, пройдёт через остров Бани Каван, и выступит выступающий из нас в Джиляне. Ответят ему Абур и Дайламан. И явятся для моего потомка знамёна разобщённых тюрков в странах и сторонах, и были они между затруднениями. Когда разрушится Басра и выступит правитель правления в Египте», и он рассказал длинный рассказ. Затем он сказал: «Когда будут снаряжены тысячи, выстроены ряды и баран убьёт ягнёнка, тогда выступит последний, восстанет восстающий и погибнет неверующий. Затем выступит ожидаемый Каим и неузнанный имам, обладающий благородством и достоинствами. Он из твоего потомства, о, Хусейн. Нет сына подобного ему. Он появится между двумя углами Каабы в двух изношенных одеяниях. Он появится для людей и джиннов и не оставит землю без крови. Да пребудет в блаженстве тот, кто застанет его время, застигнет его эпоху и увидит его дни».

Хадис 56. (363) Передаёт Йунус ибн Забйан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда настанет ночь на пятницу, Всевышний Господь низведёт ангела на нижнее небо. Когда наступит рассвет, этот ангел сядет на трон над бейт аль-мамур[1] и воздвигнет минбары из света для Мухаммада, Али, Хасана и Хусейна, да благословит их Аллах. Они поднимутся на них, и соберутся возле них ангелы, пророки и верующие, и раскроются небесные врата. Когда солнце достигнет зенита, Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, скажет: «О, Господь! Твоё обещание, которое обещал Ты в Твоей Книге». И это аят: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали благие деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. И Он непременно утвердит им их религию, которую Он одобрил для них, и непременно сменит их страх на безопасность»[2]. Затем ангелы и пророки скажут то же самое. Затем Мухаммад, Али, Хасан и Хусейн, да благословит их Аллах, склонятся в земном поклоне, а затем скажут: «О, Господь, разгневайся, ибо Твои запреты были нарушены, Твои избранники убиты, а Твои праведные рабы унижены». И вершит Аллах, что пожелает, и это известный день».

1. Бейт аль-мамур – небесная кааба ангелов.

2. Сура «Свет», аят 55

Хадис 57. (364) Передаёт Халид Каляниси: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда будет разрушена стена задней части мечети Куфы, которая примыкает к дому Ибн Масуда, тогда прекратится власть потомков такого-то. И её разрушитель не отстроит её».

Хадис 58. (365) Передаёт Абдулькарим ибн Амру Хасами от одного мужчины: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каим (Имам Махди) не выступит, пока не выступят двенадцать мужчин. Все они сойдутся на слове о том, что видели его, но он опровергнет их».

Хадис 59. (366) Передаёт Муаз ибн Матар от мужчины, о котором он сказал: «Я не знаю его иначе как Мисма Аба Саййар»: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «До выступления Каима (Имама Махди) придёт в движение война Бани Кайс».

Хадис 60. (367) Передаёт Убейдулла ибн Зурара: «При Имаме Садике, да будет мир с ним, был упомянут Суфьяни, и он сказал: «Как он выступит, когда ещё не выступил из Саны тот, кто разобьёт его глаза?»

Хадис 61. (368) Передаёт Али ибн Мухаммад ибн Алям Азди от своего отца от его деда: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Перед выступлением Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, будет красная смерть, белая смерть, саранча в сезон и саранча вне сезона, красная как кровь. Что касается красной смерти, то через меч, и что касается белой смерти, то это чума».

Хадис 62. (369) Передаёт Асбаг ибн Нубата: «Я слышал Али, да будет мир с ним, говорил: «Перед выступлением Каима, да будет мир с ним, будут полные лжи годы. Правдивый в них будет опровергаться, лжец считаться правдивым, а интриган приближаться». В другом хадисе сказано: «И будет говорить в них ничтожный». Я спросил: «Кто ничтожный и кто интриган?» Он сказал: «Разве вы не читаете Коран, где сказано: «И Он суров в наказании»[1], и сказал: «То есть хитрость». Я спросил: «И кто интриган?» Он сказал: «То есть хитрец».

1. Сура «Гром», аят 13

Хадис 63. (370) Передаёт Хузейфа ибн Мансур: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Аллаха есть трапезный стол (в другом хадисе сказано «угощение») в Киркисие. Взирающий воззрит с неба и возгласит: «О, птицы неба и хищники земли! Поспешите сюда к насыщению мясом тиранов».

Хадис 64. (371) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Возгласится имя Каима: «О, такой-то сын такого-то, поднимись!»

Хадис 65. (372) Передаёт Джабир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, Джабир. Не появится Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, пока людей в Шаме не охватит смута, из которой они будут искать выхода, но не найдут его. И будет битва между Куфой и Хирой, и убитые с каждой стороны будут равны. И возгласит возглашающий с неба».

Хадис 66. (373) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Ожидайте гласа, который неожиданно явится к вам со стороны Дамаска. В нём для вас великое облегчение».

Хадис 67. (374) Передаёт Джабир ибн Язид Джуфи: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, Джабир, пребывай на земле и не двигай ни рукой, ни ногой, пока не увидишь признаки, о которых я упомяну для тебя, если ты застанешь их. Первый из них – разногласия потомков Аббаса. Я не думаю, что ты застанешь это, но передай об этом от меня тем, кто будет после меня. И возглашающий, который возгласит с неба. И явится к вам глас о победе со стороны Дамаска. И провалится поселение из поселений Шама, называемое Джабия. И обрушится правая часть мечети Дамаска. И группа отступников, проносящихся со стороны тюрков. И последует за этим волнение среди римлян. И братья тюрки двинутся вперёд, пока не остановятся в Джазире. И двинутся вперёд отступившиеся римляне, пока не остановятся в Рамле. И в тот год, о, Джабир, будет много разногласий в каждой земле со стороны запада. И первой разрушенной землёй станет территория Шама. И тогда они разделятся на три знамени – рыжее знамя, пятнистое знамя и знамя Суфьяни. Столкнётся Суфьяни с обладателем пятнистого знамени, и будут они сражаться, и Суфьяни убьёт его и тех, кто последовал за ним. Затем он убьёт обладателя рыжего знамени, и после этого не будет у него хлопот кроме выступления в сторону Ирака. Его войско пройдёт через Киркисию, будет сражаться в ней, и будут убиты в ней сто тысяч беззаконников. Суфьяни отправит в Куфу войско численностью в семьдесят тысяч, которые поразят обитателей Куфы убийством, повешением и пленением. И когда они будут в этом состоянии, двинутся вперёд знамёна со стороны Хурасана, которые быстро преодолеют расстояния, и будут с ними несколько человек из числа сподвижников Каима (Имама Махди). Затем мужчина из слуг обитателей Куфы выступит вместе со слабыми, и предводитель войска Суфьяни убьёт его между Хирой и Куфой. Затем Суфьяни отправит отряд в Медину, и Махди поспешит из неё в Мекку. Когда весть о том, что Махди ушёл в Мекку, дойдёт до предводителя войска Суфьяни, он отправит вслед за ним войско, но не настигнет его. И он (Имам Махди) войдёт в Мекку в страхе словно Муса ибн Имран». Затем Имам Бакир сказал: «Предводитель войска Суфьяни остановится в Байда, и возглашающий с неба возгласит: «О, Байда! Истреби это племя». Земля провалится вместе с ними, и не скроется из них никто кроме троих, лица которых Аллах переместит на их затылки, и они из рода Кальб. Это аят ниспослан о них: «О вы, которым даровано писание. Уверуйте в то, что Мы ниспослали вам в подтверждение того, что есть у вас, прежде чем Мы сотрём лица и обратим их назад»[1]. И он сказал: «В тот день Каим (Имам Махди) в Мекке прислонит свою спину к запретному дому, прибегая к его защите, и возгласит: «О, люди, мы просим помощи Аллаха. Кто же из людей ответит нам? Воистину, мы – семейство вашего Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и мы самые близкие из людей к Аллаху и к Мухаммаду. Кто будет спорить со мной об Адаме? Я самый близкий из людей к Адаму. Кто будет спорить со мной о Нухе? Я самый близкий из людей к Нуху. Кто будет спорить со мной об Ибрагиме? Я самый близкий из людей к Ибрагиму. Кто будет спорить со мной о Мухаммаде, да благословит Аллах его и его род? Я самый близкий из людей к Мухаммаду. Кто будет спорить со мной о пророках? Я самый близкий из людей к пророкам. Разве Аллах не сказал в Своей Книге: «Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха, Ибрагима и род Имрана как потомство одних от других. И Аллах – Слышащий, Знающий»[2]. Я – продолжение от Адама, запас от Нуха, избранник от Ибрагима и лучшее от Мухаммада, да благословит их всех Аллах. Кто будет спорить со мной о Книге Аллаха? Я самый близкий из людей к Книге Аллаха. Кто будет спорить со мной о сунне Посланника Аллаха? Я самый близкий из людей к сунне Посланника Аллаха. Заклинаю Аллахом тех, кто слышал сегодня мою речь. Пусть присутствующий из вас доведёт до отсутствующего. Я прошу вас правом Аллаха, правом Его Посланника и моим правом, ибо у меня к вам право родственной близости к Посланнику Аллаха. Окажите нам помощь, защитите нас от тех, кто угнетает нас, ибо мы устрашены, угнетены, изгнаны из наших домов и от наших детей. На нас покушались, наше право было попрано и приверженцы лжи возвели на нас ложь. Ради Аллаха! Ради Аллаха не оставляйте нас без поддержки, помогите нам, и Всевышний Аллах поможет вам». И соберёт Аллах для него его сподвижников – триста тринадцать мужчин. Аллах соберёт их возле него без договорённости подобно осенним облакам. И это, о, Джабир, знамение, о котором Аллах упомянул в Своей Книге: «Где бы вы ни были, Аллах приведёт всех вас вместе. Воистину, Аллах над каждой вещью мощен»[3]. И они присягнут ему между углом Каабы и макамом Ибрагима, и будет с ним завет от Посланника Аллаха, который дети наследовали от отцов. О, Джабир, Каим – мужчина из потомства Хусейна, да будет мир с ними. Аллах исправит его дело за одну ночь. О, Джабир, что из этого будет неясно и трудно для людей? Не будет им неясно и трудно его рождение от Посланника Аллаха и наследие от знающих (имамов), от знающего после знающего. А если всё это будет неясно и трудно для них, то глас с неба не останется для них неясным и трудным, когда будет возглашено его имя, имя его отца и матери».

1. Сура «Женщины», аят 47

2. Сура «Семейство Имрана», аят 33

3. Сура «Корова», аят 148

Хадис 68. (375) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каим, да будет мир с ним, выступит в день ашура».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Это признаки, о которых упомянули имамы, да будет мир с ними, в хадисах. Многочисленные с точки зрения количества, доходящие до имамов и передающиеся от множества людей с точки зрения цепочки передатчиков и соответствующие друг другу с точки зрения смысла. Из них следует, что Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, появится только после их наступления, так как имамы поведали, что они должны наступить, а они правдивые. Им было сказано: «Мы ожидаем желаемого нами повеления Каима, но чтобы не было до него Суфьяни». Но они сказали: «Клянёмся Аллахом, он из неминуемых признаков, которые должны наступить». Затем они удостоверили, что пять признаков[1] являются самым большим доказательством того, что после них появится истина, и объявили несостоятельным определение времени появления имама. Они говорили: «Того, кто передаёт от нас время появления имама, не страшитесь обвинить во лжи, что бы ни случилось, ибо мы не определяем время». И это самое доходчивое свидетельство несостоятельности того, кто утверждает для себя о степени и положении Каима или кому приписывают это до наступления этих признаков. И это помимо того, что все его дела свидетельствуют о несостоятельности его утверждений и притязаний. Мы просим Аллаха не вводить нас в число тех, кто желает ближней жизни через приукрашивание религии и обман слабых отступников. Мы просим Его не лишать нас дарованного нам света руководства, сияния и блеска истины.

1. Эти пять признаков перечислены в хадисе 316