Глава 13. Что передаётся о его качествах, методах, действиях и что из Корана ниспослано о нём

Хадис 1. (262) Передаёт Сулейман ибн Билал: «Имам Садик рассказал от своего отца, а он от своего деда Хусейна ибн Али, да будет мир с ними: «К Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, пришёл мужчина и сказал ему: «Поведай нам о вашем Махди». Он сказал: «Когда минуют минующие и исчезнут, когда станет мало верующих, когда уйдут собравшиеся и кричащие, то тогда, то тогда». Мужчина спросил: «О, Повелитель правоверных, из какого рода этот мужчина?» Он сказал: «Из Бани Хашим, из вершины горы арабов, их моря, когда оно прибудет со всех сторон, он защитник их семей, когда они явятся, источник их чистоты, когда они помутнеют. Он не устрашится, когда охватит всё кончина, не ослабнет, когда приблизится смерть, не отступит, когда схватятся воины. Он усерден, поддержан большим числом людей, победоносен, храбр как лев, он косит угнетателей, ранит их, он бесстрашен. Он – меч из мечей Аллаха, предводитель, источник милости, выращенный в возвышенном семействе достоинства и благородства, основа, слава которой имеет самое почётное происхождение. Пусть же не отклонит тебя от присяги ему отклоняющий и препятствующий, спешащий к каждой смуте. Тот спешащий, который, если говорит, является худшим говорящим, а если молчит, обладает распутством». Затем он вернулся к качествам Махди, да будет мир с ним, и сказал: «Он самый щедрый из вас в предоставлении убежища, самый знающий из вас, самый поддерживающий связи с родственниками. О, Аллах! Сделай его миссию избавлением от печали и собери через него всю общину. Если Аллах пожелал для тебя блага, то решись и не отворачивайся от него, если тебе посчастливилось застать его, и не отходи от него, если ты оказался наставлен к нему». После этого он указал рукой на свою грудь и сказал: «Ах, как же я жажду увидеть его!»

Хадис 2. (263) Передаёт Абу Ваил: «Повелитель правоверных Али посмотрел на Хусейна, да будет мир с ними, и сказал: «Этот мой сын является господином, как назвал его господином Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род. И скоро Аллах выведет из его чресл мужчину, имя которого подобно имени вашего Пророка, и он похож на него телом и нравом. Он выступит во время беспечности людей, умерщвления истины и проявления несправедливости. Клянусь Аллахом, если он не выступит[1], его шея будет разрублена. Небеса и их обитатели возрадуются его выступлению. И он мужчина с высоким лбом, орлиным носом, широким животом, широкими бёдрами, на правом из которых родимое пятно, и брешью между передними зубами. И он наполнит землю справедливостью подобно тому, как до этого она была наполнена угнетением и ложью».

1. Или выступит раньше времени.

Хадис 3. (264) Передаёт Хумран ибн Айан: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Я вошёл в Медину, и за моим поясом был мешочек, в котором находилась тысяча динаров. И я дал обет Аллаху, что израсходую каждый из этих динаров возле твоих дверей, или же ты дашь ответ на то, что я спрошу у тебя». Он сказал: «О, Хумран, спрашивай, и ты получишь ответ, и не расходуй свои динары». Я сказал: «Я спрашиваю тебя правом твоей близости к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Ты ли являешься обладателем этого повеления и тем, кто выступит с ним?»[1] Он сказал: «Нет». Я спросил: «Кто же он? Да станут мои родители жертвой за тебя». Он сказал: «Он румяного цвета, с глубоко сидящими глазами, высокими бровями, широкоплечий, на его голове залысина, и на его лице следы. Да помилует Аллах Мусу».[2]

1. То есть, ты ли являешься тем имамом, который выступит с оружием, искоренит всё нечестие и зло и наполнит землю справедливостью?

2. Возможно, Имам Бакир имеет в виду Имама Мусу Казима, да будет мир с ним, которого спустя несколько десятилетий некоторые люди (вакифиты) посчитали Каимом, который выступит с оружием и наполнит землю справедливостью. Хотя Имам Казим не является им. Также возможно Имам Бакир имеет в виду пророка Мусу ибн Имрана, да будет мир с ним, некоторые качества которого, как сказано об этом в хадисах, подобны качествам Имама Махди, да будет мир с ним.

Хадис 4. (265) Передаёт Хумран ибн Айан: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, и сказал ему: «Ты являешься Каимом?» Он сказал: «Меня породил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, но где же взыскивающий за кровь? И Аллах вершит, что пожелает». Затем я повторил для него свой вопрос, и он сказал: «Я знаю, к чему ты клонишь. Твой повелитель с широким животом, на его голове залысина, и он сын вызывающих восторг и превосходных (предков). Да помилует Аллах такого-то».

Хадис 5. (266) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир или Имам Садик, да будет мир с ними, сказал: «О, Абу Мухаммад. У Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, два знака. Родинка на голове и недуг в виде залысины на голове. И родинка между плечами с левой стороны под левым плечом – лист подобный листу мирта».

Хадис 6. (267) Передаёт Абдульазиз ибн Муслим: «Мы были в Мерве вместе с Имамом Ридой, да будет мир с ним. В начале нашего прибытия мы и наши спутники собрались в пятницу в мечети, где они завели речь об имамате и упомянули о многочисленных разногласиях в нём. Я вошёл к моему господину Риде и оповестил его о разговорах людей об этом. Он улыбнулся, а затем сказал: «О, Абдульазиз. Люди пребывают в неведении, и они обманулись своим мнением. Воистину, Аллах, да будет благословенно имя Его, не забрал Своего Посланника, да благословит Аллах его и его род, пока не довёл до совершенства религию и не завершил ниспослание ему Корана, в котором содержится подробное изложение всякой вещи. Аллах полностью разъяснил в нём дозволенное и запретное, границы и заповеди и всё, в чём нуждаются люди. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Мы ничего не упустили в Книге»[1]. Затем Он ниспослал в прощальном хадже, который Пророк совершил в конце своей жизни: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам»[2]. Имамат относится к совершенству религии. Пророк не ушёл, пока не разъяснил для своей общины признаки религии, пока не сделал очевидной для них их дорогу, пока не оставил их на истинном слове, и пока не установил для них Али, да будет мир с ним, знаменем и имамом. Он не оставил без разъяснения ничего, в чём нуждалась бы его община. Тот, кто полагает, что Аллах не довёл религию до совершенства, отверг Книгу Аллаха и не верует в неё. Знают ли люди степень имамата и его положение в общине, чтобы было у них право выбора (имама)? Имамат удалённее, величественнее, выше, недоступнее и глубже того, чтобы умы людей достигли его, их мнения добрались до него, или чтобы они сами избрали имама. Воистину, имамат – это степень, которой Аллах особо наделил возлюбленного Ибрагима, да будет мир с ним, после его пророчества и любви к нему. Имамат стал для него третьей степенью, через которую Аллах поднял его достоинства и возвысил его упоминание. Великий и Всемогущий сказал: «Я сделаю тебя имамом для людей». Возлюбленный Ибрагим, обрадованный этим, спросил: «И из моего потомства?» Всевышний Аллах сказал: «Мой завет не объемлет несправедливых»[3]. Этот аят до самого судного дня сделал недействительным руководство каждого беззаконника, и установил имамат среди чистых и избранных. Затем Великий и Всемогущий Аллах почтил Ибрагима тем, что установил имамат в его избранных и чистых потомках, и сказал: «Мы даровали ему Исхака, а также Йакуба, и сделали их всех праведниками. Мы сделали их имамами, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать молитву и выплачивать закят, и они поклонялись Нам»[4]. Имамат не переставал пребывать в его потомках, который они из века в век наследовали один от другого, пока его не унаследовал Пророк, да благословит Аллах его и его род. Великий и Всемогущий сказал: «Воистину, самыми близкими к Ибрагиму людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк и верующие. Аллах является покровителем верующих»[5]. Имаматом был особо наделён Пророк, и по приказу Аллаха, да возвеличится Его имя, он возложил обязанности имама на Али, да будет мир с ним, как обязал то Аллах. А затем имамат передавался его чистым потомкам, которых Аллах одарил знанием и верой, как сказал Великий и Всемогущий: «А те, кому дарованы знание и вера, скажут: «В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там до судного дня»[6]. До судного дня имамат пребывает исключительно в потомках Али, так как нет пророка после Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Так откуда эти невежды изберут имама? Имамат – это степень пророков и наследие их преемников. Имамат – это наместничество Аллаха, наместничество Посланника Аллаха, это положение Повелителя правоверных Али и наследие Хасана и Хусейна, да будет мир с ними. Имамат – это поводья религии, порядок дел мусульман, благо этого мира и величие верующих. Имамат – это растущий ствол ислама и его высокая ветвь. Посредством имама достигают полноты молитва, закят, пост, хадж, джихад, изобилие трофеев, милостыня, применение шариатских наказаний, религиозные заповеди, защита границ и окрестностей. Имам дозволяет дозволенное Аллахом и запрещает запрещённое Аллахом. Он следит за соблюдением границ, установленных Аллахом. Он защищает религию Аллаха и призывает к пути Господа мудростью, добрыми увещеваниями и доходчивым доводом. Имам – восходящее солнце, покрывающее мир своим светом, находящееся на горизонте, где не достанут его руки и взгляды. Имам – яркая луна, сияющий светильник, ослепительный свет, путеводная звезда в густом мраке, в сердце земель и пустынь, в пучине морей. Имам – приятная вода для жаждущего, указующий свет к верному пути, спаситель от гибели. Имам – жаркий огонь на возвышенности для того, кто желает согреться им, он – проводник в опасных местах, покинувший которого погубит себя. Имам – дождевая туча, льющийся дождь, светящее солнце, покрывающее небо, обширная земля, обильный родник, пруд и сад. Имам – добрый друг, снисходительный отец, родной брат, мать, любящая своего маленького ребёнка, и убежище рабов Аллаха во всех бедах. Имам – доверенный Аллаха среди Его творений, Его довод к Его рабам, Его наместник в Его стране. Он призывает к Аллаху и защищает святыни Аллаха. Имам чист от грехов и свободен от пороков. Он наделён знаниями и отмечен сдержанностью. Он – причина порядка религии, величия мусульман, злобы лицемеров и гибели неверующих. Имам один в свою эпоху, никто не превзойдёт его, не сравнится с ним учёный, не найти ему замены, и нет ему подобия и равного. Исключительно он наделён всеми достоинствами, не ища их и не добывая, ибо наделил его ими Оказывающий милость и Одаривающий. Так кто же тот, который достигнет познания имама или сможет выбрать его? Никогда! Никогда! Заблудились умы, затерялись рассудки, растерялись мысли, ослабли глаза, стали ничтожными великие, пришли в замешательство мудрые, отказались терпеливые, удержались говорящие, стали невежественными разумные, утомились поэты, устали просвещённые и изнурились красноречивые от описания качества из его качеств и достоинства из его достоинств. И признали они свою слабость и немощь. Как же возможно описать всего его, или поведать о его сущности, или постигнуть что-либо из его особенностей, или найти того, кто займёт его место и избавит от нужды в нём? Нет же! Как и где это возможно? Ибо он подобен звезде, далёкой от рук тянущихся и описаний описывающих. Где же можно выбрать его? Где же разумы могут постичь его? Где же найти подобного ему? И разве вы полагаете, что найти его можно где-то ещё, кроме как в семействе Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род? Клянусь Аллахом, они обманули самих себя и увлекли их лживые речи. Взобрались они на труднодоступную и отталкивающую возвышенность, и скользят их ноги в пропасть. Они хотят назначить имама своими растерянными, пропащими, ограниченными умами и вводящими в заблуждение мнениями, но не прибавляется им ничего кроме отдалённости. Они хотят трудное, говорят лживое и заблудились далёким заблуждением. Они впали в растерянность, сознательно оставив имама. «Шайтан разукрасил им их деяния, отвратил их от пути, хотя были они проницательны»[7]. Они отказались от выбора Аллаха и от выбора Посланника Аллаха и его семейства в пользу своего выбора, тогда как Коран обращается к ним: «И твой Господь творит, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Пречист Аллах и превыше того, что они придают Ему в сотоварищи»[8]. И говорит Великий и Всемогущий: «Для верующего и для верующей нет выбора в их деле, когда Аллах и Его Посланник решили дело»[9]. И Он сказал: «Что с вами? Как вы судите? Или у вас есть писание, которое вы изучаете, что в нём для вас то, что вы выберете? Или у вас есть Наши клятвы, доходящие до судного дня, о том, что для вас то, что вы рассудите? Спроси их, кто из них ручается за это? Или у них есть соучастники? Пусть же они приведут своих соучастников, если они правдивы»[10]. И Он сказал: «Разве они не размышляют над Кораном? Или на их сердцах замки?»[11] Или же Аллах запечатал «их сердца, и они не понимают»[12]. Или: «Которые сказали: «Мы слышали», а сами не слушают. Воистину, худшими животными пред Аллахом являются глухие, немые, которые не разумеют. Если бы Аллах знал в них доброе, Он непременно наделил бы их слухом. Но если бы Он наделил их слухом, они непременно отвернулись бы, отвратившись»[13]. Или: «Они сказали: «Мы слышали и не повинуемся»[14]. «И это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Обладатель великой милости»[15]. Так как же они изберут имама, тогда как имам – знающий, который не впадает в невежество, пастырь, который не проявляет слабости, источник святости, чистоты, набожности, воздержанности, знания и богослужений. Он отмечен мольбой Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и происходит из чистого потомства Батуль (Фатимы Захры), да будет мир с ней. Нет изъяна в его родословной, и не сравнится с ним обладатель знатности. Он из дома курейшитов, высокой степени хашимитов, семейства Посланника, и он отмечен довольством Великого и Всемогущего Аллаха. Он благороднейший из благородных и ветвь из древа Абд Манафа[16]. Его знания растут, его кротость совершенна, на него возложено руководство, он знает управление, ему обязаны подчиняться, он исполняет повеление Великого и Всемогущего Аллаха, наставляет рабов Аллаха, защищает религию Аллаха. Воистину, Аллах оказал содействие пророкам и имамам, да будет мир с ними, и одарил их из хранилища Своего знания и мудрости тем, чем не одаривал никого помимо них. Поэтому их знания были выше знаний их современников, как сказал Всевышний: «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет больше прав, чтобы следовали за ним, или же тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести? Что с вами? Как вы судите?»[17] И Он сказал: «Кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо»[18]. И Он сказал о Талуте: «Аллах избрал его над вами и одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Свою власть, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий»[19]. И Он сказал Своему Пророку, да благословит Аллах его и его род: «Аллах ниспослал тебе книгу и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика»[20]. И Он сказал об имамах из семейства Своего Пророка и его потомства, да благословит их всех Аллах: «Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрагима писанием и мудростью и одарили их великой властью. Среди них есть те, которые уверовали в него, и среди них есть те, которые отклонились от него. И достаточно ада как пламени»[21]. Когда Великий и Всемогущий Аллах выбирает одного раба для дел Своих рабов, Он раскрывает для этого его грудь, помещает в его сердце источники мудрости и внушает ему знание, после чего он не оставляет вопроса без ответа и не пребывает в растерянности относительно истины. Он защищённый, поддержанный, получающий содействие, направленный, и он пребывает в безопасности от грехов, ошибок и неудач. Аллах особо наделил его всем этим, чтобы он стал доводом к Его рабам и свидетелем об Его творениях, и «Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. И Аллах обладает великой милостью»[22]. Способны ли они на подобное ему, чтобы выбрать его? Или же избранный ими обладает этими качествами, чтобы они выдвинули его вперёд? Клянусь домом Аллаха (Каабой), они преступили истину и отбросили «Книгу Аллаха за спины, словно они не знают»[23]. Тогда как в Книге Аллаха руководство и исцеление, а они отбросили её и последовали за своими страстями. Всевышний Аллах порицает их, ненавидит их и погубит их. Великий и Всемогущий сказал: «Кто более заблудший, чем тот, кто следует своим страстям без руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей»[24]. И Он сказал: «Погибель им, и Он сделает тщетными их деяния»[25]. И Он сказал: «Велика ненависть у Аллаха и у тех, которые уверовали! Так Аллах запечатал сердце каждого возгордившегося тирана»[26].

1. Сура «Скот», аят 38

2. Сура «Трапеза», аят 3

3. Сура «Корова», аят 124

4. Сура «Пророки», аяты 72-73

5. Сура «Семейство Имрана», аят 68

6. Сура «Румы», аят 56

7. Сура «Паук», аят 38

8. Сура «Рассказ», аят 68

9. Сура «Сонмы», аят 36

10. Сура «Письменная трость», аяты 36-41

11. Сура «Мухаммад», аят 24

12. Сура «Покаяние», аят 87

13. Сура «Добыча», аяты 21-23

14. Сура «Корова», аят 93

15. Сура «Пятничное собрание», аят 4

16. Абд Манаф ибн Кусай – предок Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род.

17. Сура «Йунус», аят 35

18. Сура «Корова», аят 269

19. Сура «Корова», аят 247

20. Сура «Женщины», аят 113

21. Сура «Женщины», аяты 54-55

22. Сура «Железо», аят 21

23. Сура «Корова», аят 101

24. Сура «Рассказ», аят 50

25. Сура «Мухаммад», аят 8

26. Сура «Верующий», аят 35

Хадис 7. (268) Передаёт Исхак ибн Галиб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал в проповеди, в которой упомянул о качествах имамов: «Воистину, Всевышний Аллах разъяснил Свою религию через имамов руководства из семейства Своего Пророка, да благословит Аллах его и его род, явил через них Свой путь и открыл для них источники Своего знания. Тот из общины Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, кто познал обязательное право своего имама, обнаружит сладкий вкус веры и узнает достоинства красоты ислама. Ибо Всевышний Аллах установил имама знаменем для Своих творений и сделал его доводом для повинующихся Ему. Аллах надел на него корону величавости и покрыл его светом могущества. Он связан с небом и не прерывается с ним эта связь. Нельзя достичь того, что у Аллаха, иначе как через него, и не примет Аллах деяний рабов иначе как через его познание. И он (имам) знает то, что является к нему из мрачных трудностей, запутанных обычаев и сомнительных смут. Всевышний Аллах не переставал избирать для Своих творений имамов из потомства Хусейна, да будет мир с ним, из сына каждого имама, и так Он выбрал их. Он остался доволен ими для Своих творений и удовлетворился ими для Себя. Всякий раз, когда из них уходит имам, Великий и Всемогущий устанавливает для Своих творений другого имама, являющегося ясным знаменем, ярким наставником, истинным руководителем и знающим доводом. Они – имамы от Аллаха, наставляющие к истине и справедливые в ней. Они – доводы Аллаха, призывающие к Нему, и пастыри Его творений. Рабы Аллаха исповедуют религию через их руководство, земли зачинаются через их свет, наследия возрастают через их благодать. Аллах сделал их жизнью для людей, светильниками для мрака, ключами для речей и опорами для ислама. И исполнились над ними установления Аллаха и стали предрешёнными. Имам – избранный и вызывающий довольство, наставляющий и выбранный, выступающий и ожидаемый. Поэтому Аллах избрал его так. Он создал его в мире частиц, когда создавал, и сотворил, когда творил, под Своим контролем. Он был тенью до своего сотворения и душой справа от Его трона, наделённый мудростью в Его знании сокровенного. Он избрал его Своим знанием и предпочёл его из-за его чистоты. Имам – продолжение от Адама, лучший из потомства Нуха, избранный из семейства Ибрагима, отпрыск Исмаила и лучший из семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Он не переставал находится под заботой Аллаха, который хранил его Своими ангелами. От него отдаляются впадение во мраки и дыхания нечестивцев, и отводятся злополучные неприятности. Он освобождён от недугов, закрыт от бед, защищён от ошибок, сохранён от всего непристойного. Он узнаётся выдержанностью и праведностью в юности, отличается скромностью, знанием и достоинствами в конце своего срока. Повеление его отца поддерживает его, и он молчалив в речах во время его жизни. А когда завершается срок жизни его отца, к нему замыслом Аллаха доходит Его предначертание. Воля Аллаха приходит к нему с любовью, достигает пределов срока его отца и тот уходит, после чего повеление Аллаха переходит к нему. Аллах возлагает на него Свою религию, делает его доводом для Своих рабов и опекуном на Своей земле. Он поддерживает его Своим духом, одаряет его Своим знанием, доверяет ему Свою тайну, уполномочивает его для величия Своего повеления. Он извещает его о различии в разъяснении Своего знания, устанавливает его знаменем для Своих творений, делает его доводом для обитателей Своего мира, светом для последователей Своей религии и опекуном для Своих рабов. Аллах доволен им в качестве имама для них. Он поручил ему хранение Своего знания, защиту Своей мудрости, сохранность Своей религии, и оживил через него Свои пути, наложенные Им обязанности и Свои границы. И когда невежды пребывают в растерянности, а препирающиеся приводят в замешательство, он поднимается в справедливости с ярким светом, доходчивым исцелением в ясной правоте, явным разъяснением, выводя из каждого исхода к пути, по которому прошли его правдивые отцы, да будет мир с ними. И пребудет в неведении о праве этого знающего только несчастный, и откажется от него только заблудший, и оставит его только тот, кто дерзок в отношении Аллаха».

Он сын пленницы и избранной рабыни

Хадис 8. (269) Передаёт Язид Кунаси: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У обладателя этого повеления (Имама Махди) есть сходство с Йусуфом – потомком чёрной рабыни[1]. Великий и Всемогущий Аллах исправит его дело в одну ночь».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Под сходством с Йусуфом он имеет в виду сокрытие.

1. Согласно дошедшим до нас хадисам мать Пророка Йусуфа не была чёрной рабыней. Поэтому возможно, что чёрной рабыней была одна из его бабушек или прабабушек.

Хадис 9. (270) Передаёт Абдурахим Касыр: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним, о словах Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним: «Да станет мой отец жертвой за сына избранной среди рабынь», и спросил: «Это Фатима, да будет мир с ней?» Он сказал: «Фатима – избранная среди свободных женщин. А он с широким животом и румяного цвета. Да помилует Аллах такого-то».

Хадис 10. (271) Передаёт Абу Саббах: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и он сказал мне: «Какая у тебя весть?» Я сказал: «Радостная весть от твоего дяди Зейда. Он выступил и полагает, что он сын пленницы, что он восставший этой общины и что он сын избранной рабыни». Он сказал: «Он обманулся. Он не таков, как сказал. Если он выступит, то будет убит».

Хадис 11. (272) Передаёт Харис Ауар Хамдани: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Да станет мой отец жертвой за сына избранной среди рабынь, то есть за Каима (Имама Махди) из моего потомства, который унизит их, напоит их из горькой чаши и не одарит их ничем, кроме меча смерти. И тогда нечестивцы из курейшитов возжелают, чтобы этот мир и всё в нём стало искуплением для них, дабы было прощено им. Но не отстанем мы от них, пока не будет доволен Аллах».

Хадис 12. (273) Передаёт Язид ибн Аби Хазим: «Я вышел из Куфы, а когда прибыл в Медину, вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним. Я поприветствовал его, и он спросил меня: «Сопровождал ли тебя кто-нибудь?» Я ответил: «Да». Он спросил: «Разговаривали ли вы?» Я ответил: «Да, меня сопровождал мужчина из последователей Мугиры».[1] Имам спросил: «Что он говорил?» Я ответил: «Он утверждал, что Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан является Каимом. И доказывал тем, что его имя – имя Пророка, да благословит Аллах его и его род, а имя его отца – имя отца Пророка. И я сказал ему в ответ: «Если ты берёшь имена, то среди потомков Хусейна, да будет мир с ним, есть Мухамад ибн Абдулла ибн Али». И тогда он сказал мне: «Он является сыном рабыни, то есть Мухаммад ибн Абдулла ибн Али. А этот является сыном свободной, то есть Мухаммад ибн Абдулла ибн Хасан ибн Хасан». Имам Садик спросил: «Что же ты ответил ему?» Я сказал: «У меня не было ничего ответить ему». Он сказал: «Разве вы не знаете, что Каим (Имам Махди) – сын пленённой рабыни?»[2]

1. Мугира ибн Саад призывал людей к имамату Мухаммада ибн Абдуллы ибн Хасана – потомка Имама Хасана, да будет мир с ним.

2. Мать Имама Махди, да будет мир с ним, была внучкой византийского императора и попала в плен к мусульманам после одной из битв между мусульманскими и византийскими войсками. Затем Имам Хади, да будет мир с ним, выкупил её и выдал замуж за своего сына Имама Аскари, да будет мир с ним.

Его методы

Хадис 13. (274) Передаёт Абдулла ибн Ата Макки: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о методах Махди, да будет мир с ним: «Каковы его методы?» Он сказал: «Он поступит так, как поступил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Он разрушит то, что было до него, как Посланник Аллаха разрушил дела эпохи невежества, и восстановит ислам заново».

Хадис 14. (275) Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Праведник из праведников. Назови мне его», подразумевая Каима (Имама Махди), да будет мир с ним. Он сказал: «Его имя подобно моему имени». Я спросил: «Будет ли он действовать методами Мухаммада, да благословит Аллах его и его род?» Он сказал: «Нет же, нет, о, Зурара. Он не будет действовать его методами». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Почему?» Он сказал: «Посланник Аллаха действовал в своей общине милостью, он соединялся с людьми. Каим же будет действовать убийством. Так приказано ему в книге, которая с ним, чтобы он действовал убийством и не принимал ничьего покаяния. Горе тому, кто будет враждовать с ним».

Хадис 15. (276) Передаёт Абу Хадиджа: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Али, да будет мир с ним, говорил: «Я имел право убить убегающих с поля боя и добить раненых. Но я не делал этого из-за последствий для моих сподвижников, чтобы они не были убиты, если будут ранены. Но Каим (Имам Махди) будет убивать убегающих и добивать раненых».

Хадис 16. (277) Передаёт Хасан ибн Харун: «Я сидел возле Имама Садика, да будет мир с ним, и Муалля ибн Хунейс спросил его: «Когда выступит Каим (Имам Махди), будет ли он действовать вопреки методам Али, да будет мир с ними?» Он сказал: «Да. Ибо Али действовал милостью и отказом (от преследования своих врагов), так как он знал, что его последователи после него будут побеждены. Но когда выступит Каим, он будет действовать среди них мечом и пленением, так как он знает, что его последователи после него никогда не будут побеждены».

Хадис 17. (278) Передаёт Абдулла ибн Ата: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним: «Когда выступит Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, какими методами он будет действовать среди людей?» Он сказал: «Он разрушит то, что было до него, как сделал Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и восстановит ислам заново».

Хадис 18. (279) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Если бы люди знали, что сделает Каим (Имам Махди), когда выступит, то большинство их пожелали бы не видеть его из-за того, что он убьёт людей. Он не начнёт иначе как с курейшитов. Он не получит от них ничего, кроме меча, и не одарит их ничем, кроме меча. И многие люди скажут: «Он не из семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Если бы он был из семейства Мухаммада, он проявил бы милосердие».

Хадис 19. (280) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Каим (Имам Махди) выступит с новым повелением, новой книгой и новым приговором.[1] Он будет суров к арабам. Его делом будет только меч, он не примет ничьего покаяния и в этом повелении Аллаха его не охватит порицание порицающего».

1. Здесь не имеется в виду упразднение Книги Аллаха и шариатских законов. Здесь подразумевается оживление несомненных положений исламской религии, которые в течение времён были преданы забвению в результате вмешательства нечестивцев и невежества людей, отвернувшихся от семейства Посланника Аллаха.

Хадис 20. (281) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Что же вы спешите с выступлением Каима! Клянусь Аллахом, его одежда груба, его пища скудна, и он не иначе как меч и смерть под тенью меча».

Хадис 21. (282) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим (Имам Махди), между ним и арабами с курейшитами не будет ничего кроме меча, и он не получит от них ничего кроме меча. Что же вы спешите с выступлением Каима! Клянусь Аллахом, его одежда груба, его пища из ячменя скудна, и он не иначе как меч и смерть под тенью меча».

Хадис 22. (283) Передаёт Абу Хамза Сумали: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Когда выступит Каим семейства Мухаммада, да благословит их Аллах, Аллах поможет ему отмеченными, сопровождающими, снизошедшими и особыми ангелами. Впереди него будет Джабраиль, справа Микаиль, а слева Исрафиль. Перед ним, позади него, справа и слева на расстоянии одного месяца будет идти страх. А приближенные ангелы будут напротив него. Первый, кто последует за ним – Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, второй – Али, да будет мир с ним, и с ним обнажённый меч. Аллах откроет для него Рум, Дайлам, Синд, Хинд, Кабул Шах и Хазар. О, Абу Хамза. Каим не выступит иначе как во время сильного страха, потрясений, смуты и бед, которые охватят людей, предшествующей чумы, рубящего меча среди арабов, сильнейших разногласий между людьми, расхождений в их религии и изменений в их состоянии. И желающий будет желать смерти утром и вечером из-за великих потрясений, которые он увидит в бешенстве людей и уничтожении ими друг друга. Его выступление случится во время отчаяния и безнадёжности. Да будет блажен тот, кто застанет его и станет его помощником. И горе всего горя тому, кто воспротивится ему и воспротивится его повелению, став его врагом». Затем он сказал: «Он выступит с новым повелением, новой сунной и новым приговором. Он будет суров к арабам. Его делом будет только смерть, он не примет ничьего покаяния и в повелении Аллаха его не охватит порицание порицающего».

Хадис 23. (284) Передаёт Бишр ибн Галиб Асади: «Хусейн ибн Али, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Бишр. Что останется от курейшитов, когда Каим Махди, да будет мир с ним, выведет из них вперёд пятьсот мужчин и беспощадно разрубит им шеи. Затем он выведет вперёд ещё пятьсот и беспощадно разрубит им шеи. Затем ещё пятьсот и беспощадно разрубит им шеи». Я сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Их число достигнет этого?» Хусейн ибн Али сказал: «Приспешники людей из них самих». Передаёт Башир ибн Галиб – брат Бишра ибн Галиба: «Я свидетельствую, что Хусейн ибн Али сосчитал для моего брата шесть раз».

Хадис 24. (285) Передают Харис ибн Мугира и Зарих Мухариби: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не осталось между нами и арабами ничего кроме резни», и он провёл рукой по своему горлу».

Хадис 25. (286) Передаёт Садир Сайрафи от мужчины из Джазиры, который дал себе обет относительно своей рабыни и привёл её в Мекку. Он сказал: «Я встретился со служителями Каабы и поведал им об обете о ней. Но кому бы из них я не рассказал об её деле, он только говорил мне: «Приведи её ко мне и Аллах исполнит твой обет». Но от этого меня охватило сильное беспокойство, поэтому я рассказал об этом мужчине из числа наших друзей, который жил в Мекке. Он сказал мне: «Примешь ли ты от меня?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Посмотри на мужчину, сидящего напротив чёрного камня, вокруг которого собрались люди. Это Абу Джафар Мухаммад ибн Али ибн Хусейн (Имам Бакир), да будет мир с ним. Подойди к нему и поведай о своём деле. Посмотри, что он скажет тебе, и поступи согласно этому». Я подошёл к нему и сказал: «Да помилует тебя Аллах. Я мужчина из числа жителей Джазиры, и со мной моя рабыня, относительно которой я дал обет для дома Аллаха в свой клятве. Я привёл её и рассказал об этом служителям Каабы. Но с кем бы из них я не встретился, он только говорил мне: «Приведи её ко мне и Аллах исполнит твой обет». И от этого меня охватило сильное беспокойство». Имам Бакир сказал: «О, раб Аллаха. Кааба не ест и не пьёт. Продай свою рабыню, поищи и посмотри на жителей твоей страны, которые совершают хадж к этому дому. И если кто-то из них не имеет средств, отдай деньги ему, чтобы он смог вернуться в их страну». И я сделал это. И с кем бы из служителей Каабы я не встретился после этого, он спрашивал меня: «Что ты сделал со своей рабыней?» Я поведал им о том, что сказал Имам Бакир. Но они сказали: «Он лжец, невежда и не знает, что говорит». Я рассказал об их словах Имаму Бакиру, и он сказал: «Ты довёл до меня их слова. Доведи же до них мои слова». Я сказал: «Да». Он сказал: «Скажи им, что Абу Джафар сказал вам: «Что будет с вами, когда ваши руки и ваши ноги будут отрублены и повешены на Каабе? Затем вам будет сказано: «Кричите: «Мы воры Каабы». А когда я собрался вставать, Имам Бакир сказал: «Это сделаю не я. Это сделает мужчина от меня».

Его суд

Хадис 26. (287) Передаёт Джабир: «К Имаму Бакиру, да будет мир с ним, вошёл мужчина и сказал ему: «Да дарует Аллах тебе здоровья. Прими от меня эти пятьсот дирхамов. Это закят моего имущества». Имам Бакир сказал ему: «Возьми их ты и отдай твоим соседям из числа приверженцев ислама и беднякам из числа твоих верующих братьев». Затем он сказал: «Когда выступит Каим (Имам Махди) из ахль аль-бейт, он будет делить поровну и будет справедлив с подданными. Кто подчинится ему, тот подчинится Аллаху, а кто ослушается его, тот ослушается Аллаха. Махди был назван махди (наставленным) по причине того, что он наставлен к сокрытому повелению, и он извлечёт Тору и остальные писания Великого и Всемогущего Аллаха из пещеры в Антакии. И он будет судить по Торе среди последователей Торы, по Евангелию среди последователей Евангелия, по Псалтырю среди последователей Псалтыря и по Корану среди последователей Корана. Из недр земли и её поверхности для него соберётся богатство этого мира, и он скажет людям: «Придите к тому, из-за чего вы разрывали родственные узы, проливали запретную кровь и совершали то, что запретил Великий и Всемогущий Аллах». И он одарит их тем, чем не одаривал никто до него. И он наполнит землю справедливостью, правдой и светом после того как она будет наполнена гнётом, ложью и злом».

Его знамения и действия

Хадис 27. (288) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Посох Мусы это ветвь мирта из райского дерева. Его принёс ему Джабраиль, когда он отправился в Мадьян. Этот посох и сундук Мусы будут находиться в озере Табарийа, не разложившись и не изменившись, до тех пор, пока их не извлечёт Каим (Имам Махди), когда выступит».

Хадис 28. (289) Передаёт Абу Джаруд Зияд ибн Мунзир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, он выступит со знаменем Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, перстнем Сулеймана, камнем Мусы и его посохом. Затем он прикажет своему глашатаю, который воззовёт: «Пусть ни один мужчина из вас не берёт с собой еду, питьё и корм животных». И скажут его сподвижники: «Он желает убить нас и убить наших животных голодом и жаждой». Тогда он двинется, и они двинутся вместе с ним. И на первой стоянке, на которой он остановится, он ударит по камню, и проистекут из него еда, питьё и корм животных. Они и их животные поедят и попьют, пока не остановятся у холма за Куфой».

Хадис 29. (290) Передаёт Абу Джаруд: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда Каим выступит из Мекки, его глашатай воззовёт: «Пусть никто не берёт с собой ни еды, ни питья». И он возьмёт с собой камень Мусы ибн Имрана, который подобен ноше верблюда. И не остановится он на стоянке, чтобы не забили из него источники. Тот, кто был голоден, насытится, тот, кто испытывал жажду, напьётся, и напьются их животные, пока они не остановятся у холма за Куфой».

Хадис 30. (291) Передаёт Хумран ибн Айан: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Я словно взираю на эту вашу религию, которая не перестаёт, трясясь, вертеться в своей крови. Затем не вернёт её вам никто кроме мужчины из нас – ахль аль-бейт. В каждом году он одарит вас двумя дарами и в каждом месяце он наделит вас двумя уделами. И в его время вам будет даровано столько мудрости, что женщина в своём доме будет судить по Книге Всевышнего Аллаха и сунне Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род».

Хадис 31. (292) Передаёт Муфаддаль: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «У обладателя этого повеления есть дом, который называется домом хвалы. В нём светильник, сияющий с того дня, как он родился, до того дня, когда он выступит с мечом, и он не погаснет».

Хадис 32. (293) Передаёт Садан ибн Муслим от некоторых из своих передатчиков: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда мужчина будет стоять возле Каима, да будет мир с ним, который будет приказывать ему и запрещать, он скажет: «Поверните его», и его повернут к нему, после чего он прикажет разрубить его шею.[1] И не останется на западе и востоке ничего, что не боялось бы его».

1. Скорее всего (что следует также из других хадисов), здесь имеется в виду то, что Имам Махди, да будет мир с ним, будет судить о людях по их умыслам, а не по поступкам, как остальные имамы. То есть, как только у кого-то возникнет злой умысел, имам примет по нему самое строгое решение, не дожидаясь пока умысел перерастёт в действие, чтобы никакие изъяны не повредили построению государства справедливости.

Хадис 33. (294) Передаёт Хишам ибн Салим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда мужчина будет стоять возле Каима, который будет повелевать и запрещать, он прикажет разрубить его шею. И не останется между западом и востоком ничего, что не боялось бы его».

Его достоинства

Хадис 34. (295) Передаёт Салим Ашалль: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Муса ибн Имран посмотрел в первом писании на то, что даровано Каиму семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, из возможностей и достоинств. И сказал Муса: «О, Господь! Сделай меня Каимом семейства Мухаммада». Но ему было сказано: «Он из потомства Ахмада». Затем он посмотрел во второе писание и обнаружил там то же самое, и сказал то же самое, но ему было сказано то же самое. Затем он посмотрел в третье писание и увидел то же самое, и сказал то же самое, но ему было сказано то же самое».

Что из Корана ниспослано о нём

Хадис 35. (296) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о смысле слов Великого и Всемогущего Аллаха «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали благие деяния, что Он непременно оставит их наместниками на земле, как Он оставил наместниками тех, кто был до них. И Он непременно утвердит им их религию, которой удовлетворился для них, и непременно сменит их страх на безопасность. Они будут поклоняться Мне, ничего не приобщая ко Мне в сотоварищи»[1]: «Это было ниспослано о Каиме (Имаме Махди) и его сподвижниках».

1. Сура «Свет», аят 55

Хадис 36. (297) Передаёт Исхак ибн Абдульазиз: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Всевышнего «И если Мы отсрочим для них наказание на определённый срок»[1]: «Наказание – выступление Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, а определённый срок – количество участников битвы Бадр и его сподвижники».

1. Сура «Худ», аят 8

Хадис 37. (298) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Аллаха «Опережайте друг друга в добрых деяниях. Где бы вы ни были, Аллах приведёт всех вас вместе»[1]: «Это было ниспослано о Каиме, да будет мир с ним, и его сподвижниках. Они соберутся без договорённости».

1. Сура «Корова», аят 148

Хадис 38. (299) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Дозволено (сражаться) тем, против кого сражаются, за то, что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им»[1]: «Этот аят о Каиме, да будет мир с ним, и его сподвижниках».

1. Сура «Хадж», аят 39

Хадис 39. (300) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Всевышнего «Грешники будут узнаны по их признакам»[1]: «Аллах знает их. Но аят ниспослан о Каиме (Имаме Махди), который узнает их и ударит их мечом. Он и его сподвижники».

1. Сура «Милостивый», аят 41

Через что он будет узнан

Хадис 40. (301) Передаёт Харис ибн Мугира Насрий: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Через что узнаётся имам?» Он сказал: «Через спокойствие и величавость». Я спросил: «Ещё через что?» Он сказал: «Ты узнаешь его через дозволенное и запрещённое, и через нужду людей в нём, тогда как он не нуждается ни в ком. И у него оружие Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». Я спросил: «Может ли им быть кто-то кроме преемника сына преемника?» Он сказал: «Не может никто кроме преемника сына преемника».

Хадис 41. (302) Передаёт Абу Джаруд: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Когда уйдёт поднявшийся имам из ахль аль-бейт, через что будет познан тот, кто придёт после него?» Он сказал: «Через наставление к правильному пути, величавое умолчание, признание его достоинств семейством Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и через то, что если он будет спрошен о чём-либо между западом и востоком, он ответит на это».

Об особенностях его рубахи

Хадис 42. (303) Передаёт Йакуб ибн Шуейб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не показать ли тебе рубаху, в которой выступит Каим (Имам Махди), да будет мир с ним?» Я сказал: «Да». Тогда он велел принести мешок, открыл его, извлёк оттуда рубаху из тонкой ткани и развернул её. И на её левом рукаве была кровь». Он сказал: «Это рубаха Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, которая была на нём в тот день, когда ранили его зуб. И в ней выступит Каим». Тогда я поцеловал эту кровь и приложил рубаху к своему лицу. Затем Имам Садик свернул её и убрал».

Об особенностях его воинов и всадников

Хадис 43. (304) Передаёт Абдурахман ибн Касир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Придёт повеление Аллаха, не торопите же его»[1]: «Это наше повеление. Великий и Всемогущий Аллах приказал не торопить его, пока Аллах не поддержит его (Имама Махди) тремя войсками: ангелами, верующими и страхом. И его выступление подобно выступлению Посланника Аллаха, и это слова Великого и Всемогущего: «Как вывел тебя твой Господь из твоего дома с истиной, хотя часть верующих не желали этого»[2].

1. Сура «Пчёлы», аят 1

2. Сура «Добыча», аят 5

Хадис 44. (305) Передаёт Али ибн Аби Хамза: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, спустятся ангелы Бадра и их будет пять тысяч. Треть из них на серых лошадях, треть на пегих лошадях и треть на лошадях другого цвета». Я спросил: «Какого другого цвета?» Он сказал: «Красного».

Хадис 45. (306) Передаёт Ибн Аби Хамза: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим, да будет мир с ним, будут низведены боевые мечи. На каждом мече имя мужчины и имя его отца».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Вдумайтесь, о, те, кого Аллах одарил проницательностью и разумом, кому Он даровал различение и здравомыслие. Это то, что пришло в хадисах о качествах и методах Каима, который выступит с истиной для Аллаха, о том, что Великий и Всемогущий Аллах особо наделил его достоинствами, Аллах поддержит его ангелами. О том, что он обяжет себя грубой одеждой, скудной пищей, заниманием души и тела подчинением Всеблагому и Всевышнему Аллаху, борьбой на Его пути, уничтожением несправедливости, гнёта и беззакония, и распространением справедливости, правды и благодеяния. И в этих хадисах говорится о качествах его сподвижников, которые будут вместе с ним, и об их числе. Их триста тринадцать мужчин, они правители земли и его служители на ней. Посредством них откроется восток земли и запад, вместе с ангелами, которыми Аллах поддержит его. Посмотрите же на эту великую степень и благородное положение, которыми Великий и Всемогущий Аллах наделил его, чем не одарял Он ни одного из прежних имамов, да будет мир с ними. Он поместил в его руки полноту религии, её совершенство, её победу над всеми другими религиями, уничтожение язычества и исполнение обещания, которое Всевышний Аллах дал Своему Посланнику, сказав о превознесении религии над всеми другими религиями, даже если это будет ненавистно многобожникам. И сказал Имам Абу Абдулла Джафар ибн Мухаммад Садик о нём и о себе в следующем хадисе:

Хадис 46. (307) Передаёт Халляд ибн Саффар: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили: «Родился ли Каим, да будет мир с ним?» Он сказал: «Ещё нет. И если бы я застал его, я служил бы ему все дни своей жизни».