Глава 12. С чем столкнутся шииты из испытания, разделения и разногласий во время сокрытия, пока на истинном повелении не останутся лишь немногие, которых описали имамы

Хадис 1. (242) Передаёт Али ибн Риаб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда после убийства Усмана люди присягнули Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, он поднялся на минбар и произнёс проповедь, в которой сказал: «Знайте, ваши беды вернулись в том же виде как в тот день, когда Аллах послал Своего Пророка, да благословит Аллах его и его род. Клянусь Тем, кто послал его с истиной! Вы непременно будете спутаны и непременно будете просеяны, пока низший из вас не окажется высшим, а высший из вас не окажется низшим. И непременно опередят те, кто сделал упущение, и непременно сделают упущение те, кто опередил. Клянусь Аллахом, я не сокрыл никакого указания и ни в чём не солгал, ведь я уже был извещён об этом месте и об этом дне».

Хадис 2. (243) Передаёт Муаммар ибн Халляд: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Алиф, лям, мим. Разве люди полагают, что их оставят, если они скажут: «Мы уверовали», и не подвергнут искушению?»[1], а затем спросил меня: «Что есть искушение?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. По нашему мнению это искушение в религии». И он сказал: «Они будут испытаны, как подвергается испытанию золото. Они будут очищены, как подвергается очищению золото».

1. Сура «Паук», аяты 1-2

Хадис 3. (244) Передаёт Сулейман ибн Салих: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, эти ваши речи заставляют содрогаться сердца людей. Поэтому дайте им небольшое их количество, и тому, кто принял его, прибавьте ещё, а того, кто отказался, оставьте. Непременно будет смута, в которую попадут все близкие и друзья. И попадёт в неё даже тот, кто рассекает волос пополам[1], пока не останемся только мы и наши последователи».

1. Среди арабов выражение «рассекает волос пополам» означает человека, проявляющего точность и внимательность в делах.

Хадис 4. (245) Передаёт Абдулла ибн Хаммад, что мужчина из сподвижников Имама Садика, да будет мир с ним, вошёл к нему и сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Клянусь Аллахом, я люблю тебя и люблю тех, кто любит тебя, о, мой господин. Как много у тебя последователей!» Имам сказал: «Назови их». Он сказал: «Их много». Имам спросил: «Ты считал их?» Он сказал: «Их больше этого». Тогда Имам Садик сказал: «Знайте, если их названное количество достигнет трёхсот десяти и нескольких человек, случится то, чего вы хотите. Однако нашим последователем является тот, чей голос не преступает его слуха, а злоба не преступает его тела. Он не расхваливает нас публично[1], не спорит с враждующими с нами, не сидит с порицающими нас, не общается с порочащими нас, не любит тех, кто ненавидит нас и не ненавидит тех, кто любит нас». Я спросил: «Как же быть с этими разными шиитами, которые говорят о приверженности вам?» Он сказал: «Они будут различены, они будут испытаны, они будут изменены. Пройдут над ними годы, которые истребят их, мечи, которые убьют их, разногласия, которые разбросают их. Воистину, нашим последователем является лишь тот, кто не воет воем собак, не жаждет алчностью ворон и не протягивает к людям свою ладонь, даже если умрёт от голода». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Где же мне искать описанных этими качествами?» Он сказал: «Ищи их на окраинах земли. Они ведут скромную жизнь и их жилища перемещаются. Когда они присутствуют, их не узнают, когда они скрываются, их не ищут, когда они болеют, их не навещают, когда они сватаются, за них не выдают замуж, а когда они умирают, в их похоронах не принимают участия. Они те, которые утешают друг друга в их имуществе, навещают друг друга в их могилах, а их желания не различаются, даже если различаются их города».

1. В те времена публичное признание о следовании за имамами ахль аль-бейт влекло за собой множество неприятностей, вплоть до смерти.

Хадис 5. (246) Михзам передаёт от Имама Садика, да будет мир с ним, хадис, подобный предыдущему хадису, в котором добавлено: «Если они видят верующего, они почитают его, а если видят лицемера, отстраняются от него. Они не тревожатся в момент смерти, навещают друг друга в их могилах», а затем весь хадис.

Хадис 6. (247) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Вместе с Каимом (Имамом Махди), да будет мир с ним, будет небольшое число арабов». Ему сказали: «Но тех из них, кто описывает это повеление, очень много». Он сказал: «Люди неизбежно будут испытаны, различены и просеяны через сито. И просеется через сито множество народу».

Хадис 7. (248) Передаёт Абдулла ибн Аби Йафур, что он слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Горе беззаконникам арабам от зла, которое уже близко». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Сколько арабов будет с Каимом (Имамом Махди), да будет мир с ним?» Он сказал: «Небольшое число». Я сказал: «Клянусь Аллахом, тех из них, кто описывает это повеление, очень много». Он сказал: «Люди неизбежно будут испытаны, различены и просеяны через сито. И просеется через сито множество народу».

Хадис 8. (249) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, вы непременно будете различены. Клянусь Аллахом, вы непременно будете испытаны. Клянусь Аллахом, вы непременно будете просеяны, как отделяются зёрна от плевел».

Хадис 9. (250) Передаёт Амира бинт Нуфейл: «Я слышала, как Хусейн ибн Али, да будет мир с ним, говорил: «Не наступит повеление, которого вы ждёте, пока одни из вас не станут отрекаться от других, пока одни из вас не станут плевать в лица других, пока одни из вас не станут свидетельствовать о неверии других, пока одни из вас не станут проклинать других». Я сказала ему: «Нет блага в том времени». Тогда Имам Хусейн сказал: «Всё благо заключено в том времени. Выступит наш Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, и устранит всё это».

Хадис 10. (251) Передаёт Абдулла ибн Джабаля от одного из передатчиков: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не наступит это повеление, пока одни из вас не станут плевать в лица других, пока одни из вас не станут проклинать других, пока одни из вас не назовут других лжецами».

Хадис 11. (252) Передаёт Малик ибн Дамра: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «О, Малик ибн Дамра. Каким ты будешь, когда шииты разобщатся вот так?» и он переплёл пальцы рук. Я сказал: «О, Повелитель правоверных, нет в этом блага». Он сказал: «Всё благо в этом, о, Малик. Тогда выступит наш Каим (Имам Махди), да будет мир с ним. Он выведет вперёд семьдесят мужчин, возводящих ложь на Аллаха и Его Посланника, да благословит Аллах его и его род, и убьёт их. А затем Аллах соберёт их (шиитов) на одном повелении».

Хадис 12. (253) Передаёт Ибрагим ибн Умар Йамани: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, последователи семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, вы непременно будете очищены подобно сурьме в глазу. Обладатель глаза знает, когда сурьма попадает в его глаз, но не знает, когда она выйдет из него. И так же мужчина встретит утро на шариате из нашего повеления, но вечер встретит вышедшим из него. И он встретит вечер на шариате из нашего повеления, но утро встретит вышедшим из него».

Хадис 13. (254) Передаёт Михзам ибн Аби Бурда Асади: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, вы непременно разобьётесь, как разбивается стекло. Но стекло возвращается в прежнее состояние и вернётся. И клянусь Аллахом, вы непременно разобьётесь, как разбивается глиняная посуда. Но глиняная посуда, разбившись, не возвращается в прежнее состояние. И клянусь Аллахом, вы непременно будете просеяны, вы непременно будете различены и вы непременно будете очищены, пока не останутся из вас лишь немногие», и он сжал свою ладонь».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: О, собрание шиитов, уясните эти хадисы, переданные Повелителем правоверных Али и остальными имамами после него, да будет мир с ними. Остерегайтесь того, от чего они предостерегли вас, и поразмыслите влекущим пользу размышлением над тем, что пришло от них. И нет в их предостережении чего-либо доходчивей, чем их слова: «Мужчина встретит утро на шариате из нашего повеления, но вечер встретит вышедшим из него. И он встретит вечер на шариате из нашего повеления, но утро встретит вышедшим из него». Разве это не является доказательством того, что некоторые покинут систему имамата, оставив то, во что они верили? И имамы сказали: «Клянусь Аллахом, вы непременно разобьётесь, как разбивается стекло. Но стекло возвращается в прежнее состояние и вернётся. И клянусь Аллахом, вы непременно разобьётесь, как разбивается глиняная посуда. Но глиняная посуда, разбившись, не возвращается в прежнее состояние». Этот пример о некоторых из тех, которые шли по пути последователей двенадцати имамов, но отошли от него вследствие настигшей их смуты. Но затем на них пал милостивый взгляд Аллаха и их охватило счастье. Для них стал очевиден мрак, в который они попали, и чистота, из которой они вышли. Поэтому они поспешили к покаянию до своей смерти и вернулись к истине. Аллах принял их покаяние и вернул их к руководству, как стекло после разбивания возвращается в свое прежнее состояние. А некоторые из тех, которые следовали этому повелению, покинули его, и исполнилось над ними несчастье, когда смерть застала их, а они не покаялись и не вернулись к истине. И они подобны глиняной посуде, которая разбивается и не возвращается в прежнее состояние, ибо нет им покаяния после смерти. Мы просим Аллаха укрепить нас на том, чем облагодетельствовал Он нас, и прибавить нам Его милостей, ибо принадлежим мы только Ему.

Хадис 14. (255) Передаёт Ибрагим ибн Хиляль: «Я сказал Имаму Риде, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Мой отец умер, держась этого повеления. И я достиг в годах возраста, который ты видишь. Я умру, и ты не известишь меня о чём-либо?» Он сказал: «О, Абу Исхак, ты торопишься». Я сказал: «Да, клянусь Аллахом, я тороплюсь. И как мне не торопиться, когда я состарился и достиг возраста, который ты видишь». Он сказал: «О, Абу Исхак, клянусь Аллахом, не наступит это, пока вы не будете различены и испытаны, и пока не останутся из вас лишь немногие», и он сжал свою ладонь».

Хадис 15. (256) Передаёт Сафван ибн Яхья: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, не наступит то, к чему устремлены ваши взгляды, пока вы не будете испытаны и различены, и пока не останется из вас незначительное количество».

Хадис 16. (257) Передаёт Мухаммад ибн Мансур Сайкал от своего отца: «Я вошёл к Имаму Бакиру, да будет мир с ним, и у него находилась группа людей. Когда мы разговаривали, а он был обращён лицом к некоторым из своих сподвижников, он повернулся к нам и сказал: «О чём вы говорите? Нет же! Не наступит то, к чему тянутся ваши шеи, пока вы не будете испытаны. Нет же! Не наступит то, к чему тянутся ваши шеи, пока вы не будете различены. И не наступит то, к чему тянутся ваши шеи, пока вы не будете просеяны. И не наступит то, к чему тянутся ваши шеи, иначе как после отчаяния. И не наступит то, к чему тянутся ваши шеи, пока не станет несчастным несчастный и пока не станет счастливым счастливый».

Хадис 17. (258) Передаёт Асбаг ибн Нубата: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Будьте среди людей как пчёлы среди птиц. Нет ни одной птицы, которая придавала бы значение пчеле. Но если бы она знала, что из благодати находится внутри пчелы, она не относилась бы к ней так, как прежде. Смешивайтесь с людьми вашими языками и вашими телами, но покиньте их вашими сердцами и вашими деяниями. Клянусь Тем, в чьей руке находится моя душа, вы не увидите того, что любите, пока одни из вас не станут плевать в лица других, пока одни из вас не назовут других лжецами и пока не останется на этом повелении из вас (или он сказал «из моих последователей») небольшое количество подобно сурьме в глазу и соли в еде. И я приведу вам пример об этом. Это подобно мужчине, у которого есть пшеница. Он провеял её и очистил, затем занёс её в дом и оставил в нём на волю Аллаха. Затем он вернулся и обнаружил, что в пшеницу попали черви. Потом он вынес её, снова очистил и провеял, затем вернул в дом и оставил в нём на волю Аллаха. Затем он вернулся и обнаружил, что в пшеницу попало много червей. И он снова вынес её, очистил и провеял, затем вернул в дом. И он не переставал делать это, пока не осталось небольшое количество пшеницы, которой черви ничем не навредят. Так же вы будете различены, пока не останется из вас группа, которой смуты ничем не навредят».

Хадис 18. (259) Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Наши последователи подобны пшенице, находящейся в помещении. Завелись в ней черви, и её очистили. Затем в ней снова завелись черви, и её очистили, пока из пшеницы не осталось то количество, которой черви не навредят. Так же наши последователи будут различены и испытаны, пока не останется из них группа, которой смута не навредит».

Хадис 19. (260) Передаёт Фадль ибн Аби Курра Тафлиси: «Имам Садик передал от своего отца (Имама Бакира), да будет мир с ними, что он сказал: «Верующие будут испытаны бедами, а затем Аллах различит их этим. Воистину, Аллах не обезопасил верующих от бед ближнего мира и его горечей, но Он обезопасил их от слепоты в ближнем мире и от несчастья в мире загробном». Затем он сказал: «Имам Саджад, да будет мир с ним, клал тела убитых (в день ашура) друг на друга и говорил: «Наши убитые подобны убитым пророков».

Хадис 20. (261) Передаёт Али ибн Аби Хамза: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, люди откажутся от него, ибо он вернётся к ним совершенным юношей. И останется непоколебимым в вере в него лишь тот верующий, с которого Аллах взял завет в мире частиц[1]».

1. Мир частиц или мир завета – ‘аляму зарр.

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: В этом хадисе содержится урок для тех, кто умеет извлекать уроки, и напоминание для тех, кто проницателен. И это слова имама: «Он вернётся к ним совершенным юношей. И останется непоколебимым в вере в него лишь тот верующий, с которого Аллах взял завет в мире частиц». Разве эти слова не указывают на то, что люди будут считать невозможной длительную жизнь, видеть долгим срок пришествия, отрицать его откладывание, и они впадут в отчаяние и устремятся вправо и влево (от прямого пути), как сказали имамы: «Разобщат их течения, разъединят их пути смуты, и обманутся они блеском миража от речей обольщённых смутьянов». А когда он (Имам Махди) явится к ним после долгих лет, которые обычно вызывают старость, сгорбленность и немощь, но он будет выглядеть совершенным юношей, то откажется от него тот, чьё сердце охвачено болезнью. Но будет непоколебим в вере в него тот, кому предшествовало благо от Аллаха, заключающееся в помощи ему, в предоставлении ему знаний о состоянии имама, в доведении до него этих хадисов от правдивых имамов, да будет мир с ними, которые он принял и действовал на их основе. И он знал о повелении Аллаха и Его замысле, поэтому ждал его, не испытывая сомнений, неуверенности и растерянности. И он не обольстился лживыми речами Иблиса и его приспешников. Хвала Аллаху, который ввёл нас в число тех, кому Он оказал милость, кого Он наделил благами, кого Он довёл в знаниях до степени, до которой не довёл других. Хвала Ему, которая достойна Его милостей и которая исполнит Его право.