Глава 10. Что передаётся о сокрытии ожидаемого двенадцатого имама, о чём упомянул наш господин Повелитель правоверных Али и имамы после него, и об их предвещании этого

Хадис 1. (134) Передаёт Фурат ибн Ахнаф: «Имам Садик передаёт от своих отцов, да будет мир с ними: «В эпоху Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним, река Евфрат вышла из берегов. Он и два его сына Хасан и Хусейн, да будет мир с ними, сели верхом и проезжали мимо людей племени сакиф, которые сказали: «Явился Али, чтобы возвратить воду». Тогда Али сказал: «Знайте, клянусь Аллахом, я и два моих сына будем убиты. И в конце времён Аллах непременно отправит мужчину из моего потомства, который взыщет за нашу кровь. И он будет сокрыт от людей, чтобы отличить приверженцев заблуждения, и будет говорить невежда: «Нет у Аллаха нужды в семействе Мухаммада, да благословит Аллах его и его род».

Хадис 2. (135) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Один хадис, который ты понимаешь, лучше десяти, которые ты передаёшь. Каждая истина обладает сущностью и каждая правда обладает светом». Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, мы не считаем человека из числа наших последователей понимающим, пока ему не будет сказано с намёком, а он поймёт этот намёк. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал на минбаре в Куфе: «Воистину, за вами идут мрачные, слепые и тёмные смуты, спасётся от которых только спящий[1]». Его спросили: «О, Повелитель правоверных, кто является спящим?» Он сказал: «Тот, который познал людей, а они не познали его. Знайте, земля не остаётся без довода Великого и Всемогущего Аллаха. Но Аллах сделает взоры творений неспособными видеть (узнавать) его из-за их притеснения, несправедливости и расточительства в отношении самих себя. Если земля останется без довода Аллаха хотя бы на один час, она непременно провалится. Довод знает людей, а они его не знают, как Йусуф знал людей, а они не узнавали его». Затем он прочёл: «О, горе рабам! Не приходит к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались»[2].

1. «Нувама» переводится с арабского как тот, кто много спит. Ибн Аббас приводит в хадисе от Али, да будет мир с ним, что «нувама» означает того, кто безмолвствует во время смуты.

2. Сура «Йа Син», аят 30

Хадис 3. (136) Передаёт Амру ибн Саад: «Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб, да будет мир с ним, сказал однажды Хузейфе ибн Йаману: «О, Хузейфа, не говори с людьми о том, чего они не знают, иначе они впадут в беззаконие и неверие, ибо несение некоторых из знаний очень тяжко. Если ты нагрузишь ими горы, они будут неспособны нести их. Уже скоро наше (ахль аль-бейт) знание будет отрицаться, и считаться ложным. Его передатчики будут предаваться смерти, а с тем, кто зачитает его, будут обходиться дурно из-за вражды и зависти, ибо Аллах возвысил им семейство преемника, то есть преемника Пророка, да благословит Аллах его и его род. О, Ибн Йаман, Пророк дунул мне в рот, провёл своей рукой по моей груди и сказал: «О, Аллах! Одари моего наместника, моего преемника, выплачивающего мои долги, исполняющего мои обещания, возвращающего доверенное мне, моего помощника в борьбе с Твоими и моими врагами, устраняющего печаль с моего лица. Одари его тем, чем одарил Ты Адама в знаниях, Нуха в выносливости, Ибрагима в чистом семействе и величии. Чем одарил Ты Аййуба в терпении во время несчастий, чем одарил Ты Дауда в силе во время борьбы с противниками, чем одарил Ты Сулеймана в понимании. О, Аллах! Не скрой от Али ничего в ближнем мире, и помести всё перед его глазами словно маленький трапезный стол перед ним. О, Аллах! Одари его стойкостью Мусы и установи в его потомстве того, кто будет похож на Ису. О, Аллах! Ты мой наместник для него, его семьи и его чистых и очищенных потомков, с которых Ты удалил скверну и мерзость и отвёл от них прикосновение шайтанов. О, Аллах! Если курейшиты притеснят его и выдвинут вперёд него другого, то сделай его подобным Харуну по отношению к Мусе, когда Муса скрылся от него». Затем Пророк сказал мне: «О, Али, сколько превосходных потомков из твоего потомства будут убиты, а люди будут смотреть, и не попытаются ничего изменить. Как безобразна община, которая видит, как дети её Пророка предаются смерти, а они не пытаются ничего изменить. Воистину, и убийца, и отдающий приказ и наблюдающий, не пытающийся ничего изменить, все они одинаковы в грехе и проклятии и являются соучастниками друг друга». О, Ибн Йаман. В присяге Али и в любви к нему груди курейшитов не возрадуются, их сердца не удовлетворятся и их языки не заговорят, разве что вынуждено, в слепоте и презрении. О, Ибн Йаман. Уже скоро курейшиты присягнут Али, но затем нарушат присягу, будут воевать с ним, противиться ему и обвинят его в великих грехах. После Али последует Хасан, и присяга ему будет нарушена. Затем последует Хусейн и убьёт его община его деда. Да будет проклята община, убившая сына дочери её Пророка, и да не будет величественна эта община. Да будут прокляты её предводитель и подготовитель её нечестия. Клянусь Тем, в чьей руке душа Али! После убийства моего сына Хусейна эта община не перестанет пребывать в заблуждении, притеснении, насилии и несправедливости, в разногласиях в религии, в изменении и искажении того, что ниспослал Аллах в Своей Книге, в нововведениях, упразднении сунны и беспорядках, в домыслах иносказательного и оставлении ясного, пока она не отторгнется от ислама и погрузится в слепоту, остолбенение и бесцельное блуждание. Что вам, о, сыновья Умаййа! Да не будете наставлены вы, о, сыновья Умаййа. Что вам, о, сыновья Аббаса![1] Да будете вы несчастны. Нет среди сыновей Умаййа никого кроме несправедливого. И нет среди сыновей Аббаса никого кроме посягающего и восставшего против Аллаха непослушанием. Убийцы моих потомков, разрушители моей неприкосновенности. Эта община всегда будет угнетателями, словно псы они будут бросаться на запреты ближнего мира, погружаясь в моря гибели и в долины крови, пока сокрытый из моих потомков не скроется с глаз людей. И замечутся люди, полагая, что он потерялся, или был убит, или умер. Возникнет смута, низойдут беды, развяжется дух непримиримости и люди перейдут границы своей религии, собравшись на том, что довод ушёл и руководство неправда. И в тот год люди из числа последователей Али и его врагов совершат хадж, чтобы разузнать и собрать сведения о потомке преемника. Но они не увидят его следа и не узнают вестей о нём и о преемнике. И тогда будут обруганы последователи Али, которых обругают их враги. Одолеют их дурные люди и нечестивцы своими пререканиями, и останется община растерянной и лишённой рассудка, часто говоря: «Довод погиб и руководство неправда». Но, клянусь Господом Али, довод для этой общины существует, он шагает по их улицам, входит в их дома и дворцы, странствует на востоке этой земли и на западе. Он слышит речи, приветствует собрания, видит, но невидим (не узнаваем) до обещанного срока и гласа, гласящего с небес: «Да, это день, в котором радость для потомков Али и его последователей».

1. Речь идёт о правителях из династий Омейадов и Аббасидов.

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: В этом хадисе содержатся изумительные слова и свидетельства истинности того, в чём убеждены имамиты и посредством чего они исповедуют религию, хвала Аллаху. Из них слова Повелителя правоверных: «Пока сокрытый из моих потомков не скроется с глаз людей». Разве эти слова не подтверждают сокрытие и не свидетельствуют в пользу верности убеждений тех, кто признаёт его и исповедуют религию через руководство обладателя этого сокрытия (Имама Махди)?

Затем его слова: «И замечутся люди, полагая, что он потерялся, или был убит, или умер. Возникнет смута, низойдут беды, развяжется дух непримиримости и люди перейдут границы своей религии, собравшись на том, что довод ушёл и руководство неправда». Разве это не соответствует тому, чего сегодня придерживаются люди, когда они отрицают убеждение имамитов в существовании обладателя сокрытия? И его слова: «И в тот год люди совершат хадж, чтобы разузнать». Они уже сделали это и не увидели его следа.

И его слова: «И тогда будут обруганы последователи Али, которых обругают их враги. Одолеют их дурные люди и нечестивцы своими пререканиями». То есть их явные пререкания с ними и их слова: «Где же ваш имам? Укажите нам на него». Так враги ругают их и приписывают им несовершенство, слабость и невежество за их убеждение в имаме, скрытом от глаз. Это и есть обругивание. Беспечным и слепым людям кажется, что последователи Али не имеют ответа. Поэтому эти слова Повелителя правоверных, сказанные в этом месте, являются свидетельством правоты его последователей, а также свидетельством невежества и упрямого неприятия истины их противниками.

Затем он поклялся своим Великим и Всемогущим Господом, сказав: «Но, клянусь Господом Али, довод для этой общины существует, он шагает по их улицам, входит в их дома и дворцы, странствует на востоке этой земли и на западе. Он слышит речи, приветствует собрания, видит, но невидим». Разве эти слова не устраняют сомнения об имаме, не указывают на его существование и верность того, что упомянуто в хадисе, приведённом до этого хадиса, где он сказал: «Земля не остаётся без довода Аллаха. Но Аллах сделает взоры творений неспособными видеть его из-за их притеснения, несправедливости и расточительства в отношении самих себя». Затем он привёл пример Йусуфа, да будет мир с ним, из чего следует, что сокрытый имам, да будет мир с ним, существует, но он видит, а его не видят (не узнают), как сказал Повелитель правоверных: «До обещанного срока и гласа, гласящего с небес».

О, Аллах! Тебе принадлежат хвала и благодарность за милости Твои, неподдающиеся счёту, и за благодеяния Твои, невозможные возместить. Мы просим Тебя Своей милостью укрепить нас на верном пути, который Ты даровал нам.

Хадис 4. (137) Передаёт Абдулла ибн Дамра от Кааба Ахбара: «Когда наступит день суда, люди будут собраны в четыре группы: группа, сидящая верхом; группа, шагающая на своих ногах; группа, упавшая навзничь; и группа с опрокинутыми лицами, глухие, немые и слепые. Последние не разумеют, не говорят, и не будет им дозволено оправдываться. Они те, чьи лица будет сжигать огонь, и там они будут корчиться». Его спросили: «О, Кааб, кто они, которые будут собраны с опрокинутыми лицами и таково их положение?» И сказал Кааб: «Они те, которые были на заблуждении, отступничестве и нарушении. Как скверно то, что они уготовили для самих себя! Они встретят Аллаха в состоянии войны с их правителем, с преемником их Пророка, с самым знающим среди них, с их господином, с самым достойным среди них, с носителем знамени, с владельцем водоёма, с надеждой и пределом этого мира. Он – знамя, которое не останется безвестным, и путь, уклонившийся с которого погибнет и свалится в огонь. Клянусь Господом Кааба, это Али, да будет мир с ним. Он самый знающий среди них, самый первый из них в исламе и самый терпеливый из них. И удивляется Кааб тем, кто предпочёл Али другого. Из потомства Али выйдет Каим Махди, да будет мир с ним, который превратит землю в другую землю. Иса ибн Марьям приведёт его как довод христианам, обитателям западных земель и восточных. Каим Махди из потомства Али более всех людей похож на Ису ибн Марьям телом и нравом, обликом и величавостью. Великий и Всемогущий Аллах одарит его тем, чем одарил пророков, прибавит ему и возвысит его. У Каима из потомства Али будет сокрытие, как сокрытие Йусуфа, и будет возвращение, как возвращение Исы ибн Марьям. Затем он явится после своего сокрытия вместе с восходом красной звезды, одновременно с разрушением Завра, и это Рей, раскалыванием Музаввара, и это Багдад, выходом Суфьяни и войной потомков Аббаса с юношами Армении и Азербайджана. Это война, в которой погибнут тысячи и тысячи. Каждый сожмёт разукрашенный меч, на котором развеваются чёрные знамёна. Это война, в которой смешаны красная смерть и серая чума».

Хадис 5. (138) Передаёт Амру ибн Саад: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Не наступит день суда, пока не выпадет глаз ближнего мира и не появится краснота на небе, и это слёзы носителей трона по обитателям земли. Появится среди них группа, которым нет доли (в религии или загробном мире). Они призовут моего сына, тогда как они непричастны к моему сыну. Это порочная группа и нет им доли. Они обладают властью над дурными людьми, сеют смуту, искушают беззаконников и губят царей. Эта группа появится в окрестностях Куфы. Впереди них мужчина с чёрным цветом и сердцем, религия которого поношена, нет ему доли. Он низкий, незаконнорождённый, подлый, которого передавали из рук в руки развратные матери из худших поколений. Да не прольёт Аллах на них дождя. Это произойдёт в год, когда начнётся сокрытие сокрытого из моих потомков – обладателя красного знамени и зелёного стяга. Что это за день для разочаровавшихся между городами Анбар и Хит. В этом дне заключено несчастье для курдов и хариджитов, разрушение дворца деспотов, жилища тиранов, убежища несправедливых правителей и матери городов. О, Амру ибн Саад, клянусь Господом Али, это Багдад. Да проклянёт Аллах непокорных и вероломных из сыновей Умаййа и сыновей Аббаса, которые убьют очищенных из моих потомков. Они не соблюдают в отношении них моего права и не страшатся Аллаха в том, что творят с моей неприкосновенностью. Сыновей Аббаса ждёт день, подобный тяжкому дню, и крик, подобный крику беременной женщины. Горе последователям потомков Аббаса в войне, которая произойдёт между Нахавандом и Дайнаваром. Это война бедняков из числа последователей Али. Впереди них мужчина из Хамдана, имя которого подобно имени Пророка, да благословит Аллах его и его род. Он описан стройным телом, благим нравом и прекрасным цветом. У него громкий голос, длинные ресницы, длинная шея, пробор на волосах и брешь между передними зубами. Он верхом на коне подобно полной луне, сверкающей во мраке. Он движется с лучшей группой людей, ищущих убежища, приближающихся и исповедующих веру в Аллаха через его религию. Они герои из числа арабов, примкнувших к этой войне, злополучной и несущей в тот день поражение врагам. Тот день для врагов будет днём несчастья и уничтожения».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: В этих двух хадисах содержится упоминание о сокрытии и его обладателе (Имаме Махди). В них достаточность и исцеление для ищущего искателя и довод для отрицающих и упрямых. Во втором хадисе упоминается группа людей, которая не была известна раньше, а объявилась только приблизительно в двести шестидесятом году. И этот год, как сказал Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, является годом, когда начнётся сокрытие сокрытого потомка. И произошло так, как он поведал и описал, и описал держащего знамя. И если проницательный обладатель сердца (разума) задумается над указанием, содержащимся в этих хадисах, как сказал Всевышний Аллах: «Обладает сердцем или прислушивается и сам присутствует»[1], то этого ему будет достаточно без дополнительных разъяснений. Просим у Милосердного Аллаха содействия и удачи в достижении истины.

1. Сура «Каф», аят 37

Хадис 6. (139) Передаёт Умм Хани: «Я спросила Имама Бакира, да будет мир с ним: «Что означают слова Великого и Всемогущего Аллаха «Но нет! Клянусь светилами передвигающимися»[1]. Он сказал: «Это имам, который скроет себя и прервётся от людей его знание в двести шестидесятом году. Затем он явится как яркое светило, освещающее тёмную ночь. Если ты застанешь это время, то возрадуется твой взор».

1. Сура «Скручивание», аят 15

Хадис 7. (140) Передаёт Умм Хани: «Я встретила Имама Бакира, да будет мир с ним, и спросила его об этом аяте «Но нет! Клянусь светилами, передвигающимися и исчезающими»[1]. Он сказал: «Это имам, который скроет себя в своё время, когда люди будут отрезаны от его знаний. И это будет в двести шестидесятом году. Затем он явится как яркое светило, освещающее темноту ночи. Если ты застанешь это, то возрадуется твой взор».

1. Сура «Скручивание», аяты 15-16

Хадис 8. (141) Передаёт Кахили: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Поддерживайте связь друг с другом, будьте добры и милосердны друг к другу. Клянусь Тем, кто расколол зерно и сотворил душу, для вас непременно наступят времена, когда никто из вас не найдёт места для своих динаров и дирхамов. То есть, когда выйдет Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, вы не найдёте места, куда пожертвовать их, ибо по милости Аллаха и по милости Его приближенного друга все люди перестанут быть нуждающимися». Я спросил: «Когда это будет?» Он сказал: «При утере вами вашего имама. И вы не перестанете пребывать в этом состоянии, пока он не взойдёт над вами как восходит солнце, а вы отчаявшиеся. Так сторонитесь же сомнений и неуверенности. Гоните от себя сомнения. Я предостерёг вас, так остерегайтесь. Я прошу у Аллаха удачи и наставления для вас».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Пусть же видящий увидит запрет сомнений в истинности сокрытия сокрытого имама, да будет мир с ним, и в истинности его появления. И пусть он видит слова, сказанные в хадисе после запрета сомнений: «Я предостерёг вас, так остерегайтесь», то есть остерегайтесь сомнений. Прибегаем к Аллаху от сомнений и неуверенности, и от блуждания по пути, ведущему к гибели. Просим Его укрепить нас на истине и Своей милостью и могуществом вести нас вместе с избранниками из Его лучших творений по лучшему пути, который приведёт нас к Его великодушию.

Хадис 9. (142) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Я присутствовал на собрании Имама Садика, да будет мир с ним, и вместе со мной был другой человек. Он сказал нам: «Сторонитесь того чтобы распространяться об имени Каима (Имама Махди), да будет мир с ним». И я увидел, что он подразумевает не меня. И тогда он сказал мне: «О, Абу Абдулла, сторонитесь того чтобы распространяться. Клянусь Аллахом, он непременно будет сокрыт в течение долгих лет времени и не проявит себя, и будет сказано: «Он умер, он убит, он пошёл в какую-то долину». Глаза верующих непременно прольют по нему слёзы, и их будет швырять из стороны в сторону, как швыряются корабли в морских волнах. И не спасётся никто кроме тех, с кого Аллах взял завет, записал в их сердцах веру и поддержал их духом от Него. И будут подняты двенадцать знамён, подобных друг другу, и неизвестно, какое из них от какого[1]». Муфаддаль сказал: «Тогда я заплакал, и имам спросил меня: «Что заставило тебя плакать?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Как же мне не плакать, ведь ты сказал, что будут подняты двенадцать знамён, подобных друг другу, и неизвестно, какое из них от какого». Тогда он взглянул в окошко дома, через которое солнце светило на место его сидения, и спросил: «Это солнце яркое?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Клянусь Аллахом, наше повеление ярче, чем оно».

1. То есть будет невозможно отличить правду от лжи, ибо каждое из этих знамён будет претендовать на свою истинность. Возможно, этот хадис связан с другим хадисом, переданным шейхом Муфидом в «Иршад», в котором Имам Садик сказал: «Не выступит Каим, пока не выступят двенадцать человек из Бани Хашим, каждый из которых будет призывать к себе».

Хадис 10. (143) Передаёт Муфаддаль ибн Умар Джуфи: «Я слышал, как шейх, то есть Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Сторонитесь того чтобы распространяться (об имени Махди). Клянусь Аллахом, он непременно пребудет в сокрытии в течение долгих лет вашей эпохи и не проявит себя, и будет сказано: «Он умер, он убит, он пошёл в какую-то долину». Глаза верующих прольют по нему слёзы, и их будет швырять из стороны в сторону, как морские волны швыряют корабли. И не спасётся никто кроме тех, с кого Аллах взял завет, записал в их сердцах веру и поддержал их духом от Него. И будут подняты двенадцать знамён, подобных друг другу, и неизвестно, какое из них от какого». Я заплакал, а затем спросил его: «Что же нам делать?» Он сказал: «О, Абу Абдулла», затем взглянул на солнце за навесом и спросил: «Видишь это солнце?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Наше повеление яснее этого солнца».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Да умножит вам Аллах приверженность истинному пути. Разве вы не видите этот запрет о распространении имени сокрытого имама, да будет мир с ним, от слов «Сторонитесь того чтобы распространяться» до слов «Он непременно будет сокрыт в течение долгих лет времени и не проявит себя, и будет сказано: «Он умер, он убит, он пошёл в какую-то долину». Глаза верующих непременно прольют по нему слёзы, и их будет швырять из стороны в сторону, как швыряются корабли в морских волнах». Этим Имам Садик хочет сказать, с чем столкнутся шииты в волнах ужасных и вводящих в заблуждение смут. Он хочет сказать о возникновении разделений на лживые, растерянные и враждующие течения. Он хочет сказать о поднятии подобных друг другу знамён, то есть знамён тех из семейства Абу Талиба, которые будут претендовать на руководство и выступать во все времена, желая достигнуть власти. Слова «подобных друг другу» он сказал только о тех из этого семейства, кто претендует на руководство, не обладая им. И поэтому их дело будет неясно для людей. Слабые шииты и другие люди будут полагать, что с ними истина, так как они имеют отношение к семейству истины и правды. Но это не так, ибо Великий и Всемогущий Аллах ограничил это повеление только обладателем истины и источником правды (то есть истинным имамом), возложив руководство на него. И никто не является его соучастником в нём (руководстве), и никому из творений в мире не позволено претендовать на него. Тогда как погибло немало душ из этого семейства, которые не обладали правом руководства и не были достойны его, и ослушались Аллаха, желая его. И погибли души тех, кто последовал за ними, обманувшись предположением и обольщением.

Возникли смуты, появились течения, пошатнулись сердца, разделились слова, разошлись мнения, отклонились отклонившиеся с истинного пути. Но вместе с этим Аллах укрепил верующих на руководстве, истинности повеления и его сиянии, не дав им обмануться блеском миражей, сверканием очарований и не дав им склониться к ложным предположениям. Тех из них, кто застанет выступление обладателя сокрытия, да будет мир с ним, Аллах присоединит к нему не изменившимися и не исказившимися. А тех из них, кто умрёт до этого, Аллах упокоит не сомневающимися и уверенными. Каждого из них Он сполна наделит его положением и дарует его степень в ближнем мире и мире загробном. Мы просим Аллаха, да возвеличится Его имя, укрепить нас и умножить нам знания. Воистину, Он – Самый щедрый из дарующих и Самый великодушный из тех, кого просят.