10.4. Раздел о том, что у него будут два сокрытия – одно из них короткое, а второе длительное

Хадис 1. (173) Передаёт Исхак ибн Аммар Сайрафи: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «У Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, два сокрытия. Одно из них длительное, а второе – короткое[1]. Во время первого о его местопребывании будут знать его особые последователи. А во время второго о его местопребывании не будет знать никто, кроме его особых слуг в его религии».

1. Имам Махди, да будет мир с ним, родился в 255 году лунной хиджры. В 260 году после смерти его отца Имама Аскари, да будет мир с ним, началась эпоха малого сокрытия двенадцатого имама, которая продолжалось до 329 года. В эпоху малого сокрытия Имам Махди поддерживал связь с шиитами через четырёх своих особых представителей, которых он выбрал ввиду их благочестия и богобоязненности. Они передавали имаму вопросы шиитов, а шиитам передавали ответы имама и его указания. Четырьмя особыми представителями имама в эпоху малого сокрытия были: Абу Амру Усман ибн Саид Амри, Абу Джафар Мухаммад ибн Усман ибн Саид Амри, Абу Касим Хусейн ибн Рух Нубахти, Абу Хасан Али ибн Мухаммад Самарри. В 329 году после смерти последнего представителя началась эпоха большого сокрытия, которая продолжается до наших дней. В эпоху большого сокрытия у Имама Махди нет особых представителей.

Хадис 2. (174) Передаёт Исхак ибн Аммар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Каима, да будет мир с ним, будут два сокрытия. Одно из них короткое, а второе – длительное. Во время первого сокрытия о его местопребывании не будет знать никто, кроме его особых последователей. А во время второго о его местопребывании не будет знать никто, кроме его особых слуг в его религии».

Хадис 3. (175) Передаёт Ибрагим ибн Умар Йамани: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У обладателя этого повеления будут два сокрытия». И я слышал, как он говорил: «Не выступит Каим, да будет мир с ним, если на его шее будет присяга кому-либо».

Хадис 4. (176) Передаёт Хишам ибн Салим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каим, да будет мир с ним, выступит, а на его шее не будет ни договора с кем-либо, ни обязательства, ни присяги».

Хадис 5. (177) Передаёт Муфаддаль ибн Умар Джуфи: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У обладателя этого повеления будут два сокрытия. Одно из них продлится, что некоторые станут говорить: «Он умер», некоторые станут говорить: «Он был убит», и некоторые станут говорить: «Он ушёл». И останется на его повелении только небольшое количество его сподвижников. И не будет осведомлён о его местопребывании никто из друзей и прочих, кроме слуги, который будет исполнять его веление».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Если бы о сокрытии имама не было передано ничего, кроме одного этого хадиса, то для размышляющего его было бы достаточно.

Хадис 6. (178) Передаёт Хазим ибн Хабиб: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах! Мои родители умерли, но не совершили хадж. Аллах даровал мне удел и оказал милость. Что ты скажешь о хадже от их имени?» Он сказал: «Соверши его и это зачтётся для них». Затем он сказал мне: «О, Хазим, воистину, у обладателя этого повеления будут два сокрытия, и он явится во втором из них. И если кто-то придёт к тебе и скажет, что он стряхнул своей рукой пыль с его могилы, то не верь ему».

Хадис 7. (179) Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У Каима из семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, будут два сокрытия, и одно из них продолжительнее другого». Он сказал: «Да. И это не случится, пока не скрестятся мечи потомков такого-то, не сузится арена битвы, не явится Суфьяни, не увеличатся беды, не охватят людей смерть и убийства, а они будут искать убежища в святилище Аллаха и святилище Его Посланника, да благословит Аллах его и его род».

Хадис 8. (180) Передаёт Мухаммад ибн Муслим Сакафи: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «У Каима, да будет мир с ним, будут два сокрытия. В одном из них будут говорить: «Он погиб, и неизвестно, в какую он ушёл долину».

Хадис 9. (181) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «У обладателя этого повеления будут два сокрытия. В одном из них он будет возвращаться к своей семье, а в другом будут говорить: «Он погиб, он ушёл в какую-то долину». Я спросил: «Что же нам делать, когда случится это?» Он сказал: «Если притязающий станет притязать (на имамат), то задайте ему эти трудные вопросы, ответить на которые может только подобный ему».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Хвала Аллаху, эти хадисы, в которых упоминается о двух сокрытиях Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, являются у нас достоверными хадисами. В них Аллах сделал очевидными слова имамов, да будет мир с ними, и явил доказательства их правоты.

Что касается первого сокрытия, то это сокрытие, в котором между имамом и людьми были особые назначенные представители[1]. Через них разрешались трудности в знаниях, неясности в религиозных положениях, и выходили ответы обо всём, о чём (шииты) спрашивали имама в сложных и запутанных проблемах. И это короткое сокрытие, дни которого завершились и срок которого истёк.

Что касается второго сокрытия, то это сокрытие, в котором были убраны особые представители и посредники. Всевышний Аллах сделал это по причине, по которой пожелал, и замыслу, который исполнился над творениями, чтобы свершились выяснение, испытание, просеивание и очищение тех, кто утверждает о следовании этому повелению. Как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Аллах не таков, чтобы оставить верующих в том положении, в котором пребываете вы, пока Он не отличит мерзкого от благого. И Аллах не таков, чтобы открыть вам сокровенное»[2]. И это время наступило. Да сделает нас Аллах в нём из стойких и непоколебимых на истине, и из тех, кто не будет просеян в сите смут. Это и есть значение наших слов: «У него (Имама Махди) два сокрытия, и мы находимся в последнем из них».

Мы просим Аллаха приблизить избавление Его друзей от сокрытия, и ввести нас в число тех, кто следует за Его избранниками, в число лучших из тех, кем Он доволен, чтобы Он выбрал нас для помощи Его наместнику. Воистину, Он – Обладатель благодеяний, Щедрый и Милостивый.

1. Пояснение к хадису 173

2. Сура «Семейство Имрана», аят 179

Хадис 10. (182) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У обладателя этого повеления будет сокрытие, в котором он скажет: «И я убежал от вас, когда убоялся вас, но мой Господь даровал мне мудрость и сделал меня из посланников»[1].

1. Сура «Поэты», аят 21

Хадис 11. (183) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим, да будет мир с ним, он прочтёт этот аят: «И я убежал от вас, когда убоялся вас».

Хадис 12. (184) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Я слышал, как он, то есть Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим, да будет мир с ним, он скажет: «И я убежал от вас, когда убоялся вас, но мой Господь даровал мне мудрость и сделал меня из посланников».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Эти хадисы являются подтверждением слов Имама Бакира, которые были упомянуты в предыдущем разделе, что в Имаме Махди есть традиция от Мусы, и это страх и ожидание.

Хадис 13. (185) Передаёт Убейд ибн Зурара: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Люди потеряют имама. Он будет присутствовать при обрядах хаджа, и будет видеть их, а они его не увидят (не узнают)».

Хадис 14. (186) Передаёт Убейд ибн Зурара: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Люди потеряют своего имама. Он будет присутствовать при обрядах хаджа, и будет видеть их, а они его не увидят».

Хадис 15. (187) Передаёт Зурара: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Каима, да будет мир с ним, два сокрытия. В одном из них он будет возвращаться, а в другом не будет известно, где он. Он будет присутствовать при обрядах хаджа, будет видеть людей, а они его не увидят».

Хадис 16. (188) Передаёт Убейд ибн Зурара: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Каима, да будет мир с ним, два сокрытия. В одном из них он будет присутствовать при обрядах хаджа, будет видеть людей, а они его не увидят».

Хадис 17. (189) Передаёт Али ибн Джафар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним: «Каково толкование этого аята: «Скажи: «Как вы думаете, если вода ваша окажется в глубине, кто придёт к вам с родниковой водой?»[1] Он сказал: «Если вы потеряете вашего имама, кто приведёт вам нового имама?»

В другой версии хадиса он сказал: «Когда ваш имам скроется от вас, кто приведёт вам нового имама?»

1. Сура «Власть», аят 67

Хадис 18. (190) Передаёт Зурара: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У Каима, да будет мир с ним, будет сокрытие и его семья откажется от него»[1]. Я спросил: «Почему?» Он сказал: «Из страха», и провёл рукой по своему животу».

1. Они будут отрицать его рождение или существование из страха смерти.

Хадис 19. (191) Передаёт Абдульмалик ибн Айан: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У Каима, да будет мир с ним, будет сокрытие до того, как он выступит». Я спросил: «Почему». Он сказал: «Из страха быть убитым», и провёл рукой по своему животу».

Хадис 20. (192) Передаёт Зурара: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У этого юноши будет сокрытие до того, как он выступит. И он тот, чьё наследие желаемо». Я спросил: «Почему?» Он сказал: «Из страха быть убитым», и провёл рукой по своему животу».

Хадис 21. (193) Передаёт Зурара: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Каима, да будет мир с ним, будет сокрытие до того, как он выступит». Я спросил: «Почему?» Он сказал: «Он опасается быть убитым», и провёл рукой по своему животу».

Хадис 22. (194) Передаёт Абдульаля ибн Хусейн от своего отца: «Во время хаджа или умры я встретил Имама Бакира, да будет мир с ним, и сказал ему: «Я стал стар, а мои кости одряхлели. И я не знаю, будет у меня возможность встретить тебя снова или нет. Дай мне наставление и поведай, когда наступит облегчение[1]». Он сказал: «Когда выступит блуждающий, изгнанный, одинокий, единственный, отделённый от своей семьи, не отомстивший за кровь своего отца, носящий кунью своего дяди[2]. Он обладатель знамён и его имя подобно имени Пророка, да благословит Аллах его и его род». Я сказал: «Повтори для меня». Тогда он попросил принести кусок кожи или пергамент и написал в нём для меня».

1. «Фарадж» переводится как облегчение, утешение, избавление. В шиитской традиции термин «фарадж» используется для обозначения пришествия двенадцатого имама, который избавит людей от гнёта и наполнит мир справедливостью, после чего наступит облегчение для всех верующих.

2. Имя и кунья Имама Махди такие же, как имя и кунья Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Возможно, кунью Абу Касим имел также дядя Имама Махди.

Хадис 23. (195) Передаёт Салим Ашалл от Хусейна Таглиби: «Я встретил Имама Бакира, да будет мир с ним…», и он упомянул то, что упомянул в предыдущем хадисе. Потом сказал: «Затем Имам Бакир посмотрел на меня после завершения своей речи и спросил: «Ты запомнил или мне записать для тебя?» Я сказал: «Если желаешь». Тогда он попросил принести кусок кожи или пергамент, написал для меня и вручил мне». Передатчик рассказывает: «Хусейн извлёк его, прочёл для нас, а затем сказал: «Это письмо Имама Бакира».

Хадис 24. (196) Передаёт Абу Джаруд: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Обладатель этого повеления изгнанный, блуждающий, не отомстивший за кровь своего отца, носящий кунью своего дяди, отделённый от своей семьи, и его имя подобно имени Пророка».

Хадис 25. (197) Передаёт Хасан ибн Мухаммад Хадрами: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кого вы будете искать и надеяться, выйдет из Мекки. И он не выйдет из Мекки, пока не увидит то, что любит, даже если дойдёт до того, что он будет вынужден есть ветви деревьев».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Какое повеление очевидней и какой путь просторней, чем путь, на который указали имамы, да будет мир с ними, поведав о сокрытии и показав своим последователям, чтобы те следовали по нему покорными, не отказываясь, не сворачивая с него и не испытывая сомнений. И разве после этих разъяснений о сокрытии можно допустить возникновение сомнений? И что более ясней указывает на истинность обладателя сокрытия и его последователей?

Хадис 26. (198) Передаёт Абу Хайсам Мисами: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда сменят друг друга три имени – Мухаммад, Али и Хасан, то четвёртым будет Каим (Имам Махди), да будет мир с ними»[1].

1. В этом хадисе содержится указание на имена трёх предыдущих имамов: Имам Хади (Мухаммад ибн Али), Имам Джавад (Али ибн Мухаммад) и Имам Аскари (Хасан ибн Али), да будет мир с ними.

Хадис 27. (199) Передаёт Мухаммад ибн Аби Йакуб Бальхи: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, говорил: «Уже скоро вы подвергнетесь суровым и большим испытаниям. Вы будете испытаны зародышем, находящимся в утробе матери, и грудным ребёнком, и будет сказано: «Он скрылся» и «Он умер». И будут говорить: «Нет имама». Тогда как Посланник Аллаха пребывал в сокрытии, пребывал в сокрытии, пребывал в сокрытии[1]. И это вот я, который скоро умрёт[2]».

1. Возможно, здесь имеется в виду Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, который в течение своей жизни несколько раз пропадал из глаз людей и таким образом находился в сокрытии. Например, он уединялся в пещере, где получил откровение, или скрылся в пещере во время переселения из Мекки в Медину. Также возможно, что в хадисе говорится об одном из предыдущих посланников Аллаха, но передатчик хадиса по каким-то причинам не передал его имени.

2. Имам Рида хочет сказать, что он не тот имам, который уйдёт в сокрытие и которого будут ожидать.

Хадис 28. (200) Передаёт Хасан ибн Махбуб Заррад: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Хасан, вскоре настанет непрекращающаяся и суровая смута, сводящая на нет дружбу и приятельство. И это когда шииты потеряют третьего из моих потомков. Опечалятся из-за его отсутствия обитатели земли и неба. И сколько верующих мужчин и женщин будут горевать, сокрушаться, пребывать в растерянности и печалиться из-за его отсутствия». Затем он опустил голову, затем поднял её и сказал: «Да станут мои родители жертвой за того, чьё имя подобно имени моего деда (Посланника Аллаха), кто похож на меня и похож на Мусу ибн Имрана. В нём очаги света, загорающиеся от лучей священного сияния. Я словно вижу его, когда людей охватило отчаяние. И воззовёт к ним глас, и тот, кто далеко, услышит его так же, как тот, кто близко. Этот глас милость для верующих и наказание для неверующих». Я сказал: «Да станут мои родители жертвой за тебя. Что это за глас?» Он сказал: «Три крика в месяце раджаб. Первый из них: «Да пребудет проклятие Аллаха над несправедливыми!»[1] Второй: «Надвинулось надвигающееся, о, собрание верующих!» И третий, когда они увидят ясную руку в лучах солнца, когда будет воззвано: «Воистину, Аллах отправил такого-то для гибели несправедливых!» И тогда явится к верующим облегчение, Аллах исцелит их груди и удалит гнев с их сердец».

1. Сура «Худ», аят 18

Хадис 29. (201) Передаёт Дауд ибн Касир Ракки: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Это повеление затянулось для нас, сжались наши сердца и мы близки к тому, чтобы умереть от печали». Он сказал: «Воистину, это повеление наступит во время самого сильного отчаяния и самой сильной печали. Взывающий с неба воззовёт по имени Каима и имени его отца». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Как его имя?» Он сказал: «Его имя – имя Пророка, а имя его отца – имя преемника».

Хадис 30. (202) Передаёт Исмаил ибн Джабир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «У обладателя этого повеления будет сокрытие в одном из этих ущелий», – и он указал своей рукой в направлении Зи Тува – «И до его выступления придёт слуга, который будет вместе с ним, и встретится с некоторыми из его сподвижников». Он спросит: «Сколько вас здесь?» Они ответят: «Около сорока мужчин». Он спросит: «Что вы сделаете, если увидите вашего повелителя?» Они ответят: «Клянёмся Аллахом, если он велит нам сдвинуть горы, мы сдвинем их для него». Затем он придёт к ним на следующий год и скажет: «Укажите на десять ваших предводителей и лучших представителей». Они укажут ему на них, и он уйдёт с ними и они встретятся с их повелителем, который пообещает им на следующую ночь». Затем Имам Бакир сказал: «Клянусь Аллахом, я словно смотрю на него, как он прислонит спину к камню (к чёрному камню каабы), заклянёт Аллаха своим правом и скажет: «О, люди! Кто будет спорить со мной об Аллахе? Я самый близкий из людей к Аллаху. О, люди! Кто будет спорить со мной об Адаме? Я самый близкий из людей к Адаму. О, люди! Кто будет спорить со мной о Нухе? Я самый близкий из людей к Нуху. О, люди! Кто будет спорить со мной об Ибрагиме? Я самый близкий из людей к Ибрагиму. О, люди! Кто будет спорить со мной о Мусе? Я самый близкий из людей к Мусе. О, люди! Кто будет спорить со мной об Исе? Я самый близкий из людей к Исе. О, люди! Кто будет спорить со мной о Мухаммаде, да благословит Аллах его и его род? Я самый близкий из людей к Мухаммаду. О, люди! Кто будет спорить со мной о Книге Аллаха? Я самый близкий из людей к Книге Аллаха». Затем он подойдёт к макаму Ибрагима, выполнит там два раката молитвы и заклянёт Аллаха своим правом». Затем Имам Бакир сказал: «Клянусь Аллахом, он является страждущим, о котором Аллах говорит: «Тот ли, кто отвечает страждущему, когда он молит Его, устраняет зло и делает вас наместниками на земле?»[1] Этот аят был ниспослан о нём и для него».

1. Сура «Муравьи», аят 62

Хадис 31. (203) Передаёт Абу Джаруд: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Они и ты не перестанете (ожидать), пока Аллах не отправит для этого повеления того, о ком они не будут знать, сотворён он или не сотворён».

Хадис 32. (204) Передаёт Абу Джаруд: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Вы не перестанете тянуть ваши шеи к мужчине из нас (ахль аль-бейт) и говорить: «Это он». Но Аллах будет уводить его, пока Аллах не отправит для этого повеления того, о ком вы не будете знать, родился он или не родился, сотворён он или не сотворён».

Хадис 33. (205) Передаёт Абу Джаруд: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Он не перестанет и вы не перестанете тянуть ваши шеи к мужчине (из ахль аль-бейт) и говорить: «Это он». Но он будет уходить, пока Аллах не отправит того, о ком вы не будете знать, он уже сотворён или не сотворён».

Хадис 34. (206) Передаёт Мухаммад ибн Синан от мужчины, который передаёт, что Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Вы и он не перестанете (ожидать), пока Аллах не отправит для этого повеления того, о ком вы не будете знать, он сотворён или не сотворён».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: О, собрание шиитов, которым Всевышний Аллах даровал силу различения, достаточное размышление и вдумчивость в слова имамов, разве в этих хадисах не содержится явное разъяснение и яркий свет? Имам Садик, да будет мир с ним, ясно выразился, сказав: «Когда сменят друг друга три имени – Мухаммад, Али и Хасан, то четвёртым будет Каим». Имелись ли сомнения в рождении кого-то из уже ушедших имамов, да будет мир с ними? Разногласили ли люди в отсутствии или существовании кого-то из них? Исповедовала ли группа из общины религию в отсутствие кого-то из них? Возникала ли в те дни смута и испытание в религии, и пребывали ли люди в растерянности в повелении кого-то из них? Нет. Только этот (сокрытый) имам, через которого религия достигает совершенства, люди подвергаются очищению, испытанию и различению через его сокрытие. Через него обретаются особые, искренние и чистые верующие, уверенные в его рождении, стоящие на его повелении, признающие его имамат. Они исповедуют религию Аллаха, будучи убеждены в том, что двенадцатый имам истина, он существует, земля не останется без него, даже если он пребывает в сокрытии. Они признают, веруют и убеждены во всём, что сказали Посланник Аллаха, Повелитель правоверных и остальные имамы, да благословит их всех Аллах, которые возвестили о его выступлении с мечом после сокрытия в эпоху отчаяния людей. Пусть же уясняющий уяснит для себя то, что сказал о нём каждый из имамов, ибо это способствует увеличению ясности и появлению доказательства. Да сделает Аллах всех нас и наших братьев отвечающими и признающими, и не делает нас отказывающимися и отрицающими. Да увеличит Он нам проницательность, убеждённость, стойкость на истине и приверженность ей, ибо Он – Дарующий успех, Направляющий на правильный путь и Поддерживающий.

Хадис 35. (207) Передаёт Яхья ибн Салим: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Обладатель этого повеления самый младший из нас по возрасту и самый безвестный из нас по личности». Я спросил: «Когда наступит это повеление?» Он сказал: «Когда всадники доставят весть о присяге юноше, каждый обладатель укрепления поднимет знамя. Ожидайте же облегчения (фарадж)».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Среди ушедших правдивых имамов, да будет мир с ними, а так же среди тех, кто лживо притязал на имамат, неизвестен тот, кто достиг имамата в столь раннем возрасте, кроме этого имама, которого Аллах наделил имаматом и знанием.[1] Так же, как Иса ибн Марьям и Йахья ибн Закария были наделены в детстве писанием, пророчеством, знанием и мудростью. Доказательством этого являются слова Имама Садика, да будет мир с ним, сказавшего, что у него будет сходство с четырьмя пророками, один из которых Иса ибн Марьям, наделённый в детстве мудростью, пророчеством и знанием. И так же этот имам был наделён в детстве имаматом. Слова имамов «Это повеление в самом младшем из нас по возрасту и самом безвестном из нас по личности» свидетельствуют, что это только он. Ибо ни среди пречистых имамов, и ни среди тех, кто лживо притязал на имамат, нет того, кому имамат достался бы в таком же возрасте. Все истинные имамы, которым достался имамат, и все лживо притязающие на имамат были старше него. Хвала Аллаху, который утверждает истину Своими словами и отсекает неверующих.

1. Двенадцатый имам родился в месяце шабан в 255 году по лунной хиджре. Его отец Имам Аскари умер в месяце рабиуль-авваль в 260 году. Имам Махди достиг имамата в неполные пять лет, став таким образом самым молодым из всех имамов.

Хадис 36. (208) Передаёт Умаййа ибн Али Кайси: «Я сказал Имаму Джаваду, да будет мир с ним: «Кто наместник после тебя?» Он сказал: «Мой сын Али (Имам Хади) и два сына Али (Имам Аскари и Имам Махди)». Затем он опустил на некоторое время голову, затем поднял её и сказал: «Воистину, скоро наступит растерянность». Я спросил: «Когда это случится, куда нам обратиться?» Он сказал: «Нет такого места», и он сказал это три раза. Я повторил ему свой вопрос, и он сказал: «В город». Я спросил: «Какой из городов?» Он сказал: «Этот наш город (Медина). Разве есть другой город?»[1]

1. Из этого и других хадисов следует, что иногда он пребывает в Медине и в окрестностях Медины.

Хадис 37. (209) Передаёт Абдульазим ибн Абдулла Хасани: «Имам Джавад, да будет мир с ним, сказал: «Когда умрёт мой сын Али, после него явится другой светильник, а затем скроется. Горе же сомневающимся. И да будет блажен чуждый, убегающий со своей религией. А после этого произойдут события, в которых поседеют головы и сдвинутся прочные горы».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Какая растерянность может быть больше этой растерянности, когда множество народа и огромная толпа выйдут из этого повеления, и останется на нём лишь небольшое количество тех, кто держался за него? И произойдёт это по причине сомнения людей, их слабой убеждённости и недостаточной стойкости перед трудностями, с которыми столкнутся искренние, терпеливые, стойкие и твёрдые в знаниях семейства Мухаммада, да благословит их Аллах. Они передают хадисы имамов, знают их смысл, понимают значение того, на что они указали. Они те, которых Аллах облагодетельствовал стойкостью и почтил убеждённостью. И хвала Аллаху – Господу миров.

Хадис 38. (210) Передаёт Абу Хамза: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и спросил его: «Ты обладатель этого повеления?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «Тогда твой сын?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «Тогда сын твоего сына?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «Тогда сын сына твоего сына?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «Так кто он?» Он сказал: «Тот, который наполнит землю справедливостью после того как она будет наполнена угнетением и ложью. Он явится после эпохи отсутствия имамов подобно тому, как Пророк, да благословит Аллах его и его род, был послан после эпохи отсутствия посланников».

Хадис 39. (211) Передаёт Аййуб ибн Нух: «Имам Хади, да будет мир с ним, сказал: «Когда из-за ваших спин будет убрано ваше знамя, ожидайте облегчения (фарадж) из-под ваших ног»[1].

1. То есть пришествие скрытого имама близко, словно оно уже находится под вашими ногами.

Хадис 40. (212) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о словах Великого и Всемогущего Аллаха «А когда протрубят в трубу»[1]. Он сказал: «Воистину, из нас скрытый имам. Когда Аллах, да возвеличится Его поминание, пожелает явить Своё повеление, Он оставит след на его сердце, после чего он явится и поднимется с повелением Великого и Всемогущего Аллаха».

1. Сура «Завернувшийся», аят 8

Хадис 41. (213) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У обладателя этого повеления неизбежно будет сокрытие, и в сокрытии у него неизбежно будет уединение. И прекрасное жилище Тайба[1], и нет страха одиночества вместе с тридцатью[2]».

1. Тайба, то есть Медина. Из ряда хадисов следует, что он пребывает в Медине и в окрестностях Медины. Но невозможно сказать с точностью, он пребывал в Медине только во время малого сокрытия или же пребывает там и в эпоху большого сокрытия.

2. Тридцать человек – это тридцать его приближенных слуг, выполняющих его поручения, о которых также сказано в хадисах 173, 174, 177, 202.

Хадис 42. (214) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Если от вашего повелителя до вас дойдёт весть о сокрытии, не отрицайте его».

Хадис 43. (215) Передаёт Али ибн Аби Хамза: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, люди откажутся от него, ибо он вернётся к ним совершенным юношей. И останутся непоколебимыми в вере в него лишь те, с кого Аллах взял завет в мире частиц[1]».

В другом хадисе передаётся, что он сказал: «Самым большим испытанием будет то, что их повелитель выйдет к ним юношей, тогда как они считают его пожилым стариком».

1. Мир частиц или мир завета – ‘аляму зарр.

Хадис 44. (216) Передаёт Али ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каим из моего потомства, он будет наделён возрастом Халила (Ибрагима), то есть сто двадцать лет, во время которых будет узнан. Затем он уйдёт в сокрытие на длительное время и явится в виде совершенного юноши в возрасте тридцати двух лет, и часть людей отступится от него. Он наполнит землю справедливостью и правдой после того как она будет наполнена угнетением и ложью».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: В этих словах Имама Садика, да будет мир с ним, содержится увещевание и удержание от слепоты, неуверенности и сомнений, а также предупреждение небрежным и беспечным и доказательство находящимся в замешательстве и растерянности. Разве того, что он упомянул и разъяснил о возрасте Каима, да будет мир с ним, и что он явится молодым юношей, недостаточно для обладателя разума? Разумный и обладающий проницательностью человек не должен считать этот срок длительным и торопить повеление Аллаха и наступление тех дней до прихода их времени. Ему не следует искажать упомянутый срок, о котором сказано, что имам явится после его завершения. Если от имамов и передаётся что-либо о сроке пришествия Каима, то сделано это лишь для того чтобы вселить в шиитов успокоение и показать им близким это повеление. Ведь сами они говорили: «Мы не назначаем срок (пришествия скрытого имама). И если кто-то передаст вам от нас об этом сроке, то не верьте ему, не бойтесь обвинить его во лжи и не поступайте в соответствии с его словами». Воистину, верующим следует исповедовать религию Аллаха через подчинение всему, что пришло от имамов, да будет мир с ними, ибо они лучше всех знают то, что они говорили. Кто подчинится их велениям и убедится, что это истина, тот обретёт счастье и сохранит свою религию. А кто воспротивится, впадёт в сомнения, преступит, решит за Аллаха и выберет это, тот лишится своего решения, не найдёт своего выбора, не достигнет своих намерений и желаний, и не увидит то, что любит. Он приобретёт лишь растерянность, заблуждение, сомнения, глупость, замешательство, блуждание от одного пути к другому и от одних речей к другим, и ждёт его в конце убыток.

Двенадцатый имам имеет эту степень от Великого и Всемогущего Аллаха, который посредством него расквитается за Себя, за Свою религию и за Своих приближенных. Посредством него Он исполнит обещание, данное Своему Посланнику, что его религия будет превознесена над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. И не будет на всей земле религии, кроме его чистой религии. И этот имам заслуживает того, чтобы невежды не притязали на его положение и его степень, чтобы никто из людей не ввергал себя в заблуждение, приписывая эту степень кому-либо помимо него, чтобы никто из людей не губил себя, следуя другому. Этим он лишь ввергнет себя в погибель и приведёт себя в огонь. Прибегаем к Аллаху от огня и просим Его, чтобы Своей милостью Он защитил нас от наказания огнём.

Хадис 45 (217). Передаёт Ибрагим ибн Умар Йамани: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, выступит, и на его шее не будет присяги кому-либо».

Хадис 46 (218). Передаёт Хишам ибн Салим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Каим, да будет мир с ним, выступит, а на его шее не будет ни договора с кем-либо, ни обязательства, ни присяги».