10.3. Раздел о том, что Аллах знал, что Его друзья не будут сомневаться. А если бы Он знал, что они будут сомневаться, то Он не скрыл бы от них Свой довод (имама) даже на мгновение

Хадис 1. (162) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Ближе всего к Аллаху, когда Он доволен больше всего, эта группа (шииты) находится тогда, когда они утратят довод Аллаха, который будет скрыт от них и не проявится для них, и они не будут знать его местопребывание. Но вместе с этим они знают и убеждены в том, что довод Аллаха и Его завет не является ложью. В это время ожидайте пришествия имама утром и вечером. Воистину, более всего Аллах разгневан на Своих врагов тогда, когда они утратят Его довод и он не проявится для них. Великий и Всемогущий Аллах знал, что Его друзья не испытывают сомнений. Если бы Он знал, что они испытают сомнения, то Он не скрыл бы от них Свой довод даже на мгновение. И не случится это иначе как для худших из людей».

Хадис 2. (163) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Ближе всего к Великому и Всемогущему Аллаху, когда Он доволен больше всего, рабы Его находятся тогда, когда они утратят довод Великого и Всемогущего Аллаха, который не проявится для них, и они не будут знать его местопребывание. Но вместе с этим они знают, что довод Аллаха, да возвеличится Его поминание, и Его завет не является ложью. В это время ожидайте пришествия имама утром и вечером. Воистину, более всего Аллах разгневан на Своих врагов тогда, когда они утратят Его довод и он не проявится для них. Аллах знал, что Его друзья не испытывают сомнений. Если бы Он знал, что они испытают сомнения, то Он не скрыл бы от них Свой довод даже на мгновение. И не случится это иначе как для худших из людей».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Это похвала Имама Садика, да будет мир с ним, в адрес друзей Аллаха во время сокрытия, когда он сказал: «Он доволен ими больше всего тогда, когда они утратят довод Аллаха, который будет скрыт от них, но вместе с этим они знают, что довод Аллаха не является ложью». И имам описал их: «Они не испытывают сомнений. Если бы Он знал, что они испытают сомнения, то Он не скрыл бы от них Свой довод даже на мгновение». Хвала Аллаху, который ввёл нас в число убеждённых, не сомневающихся, уверенных и не сошедших со светлого пути на путь несчастья и заблуждения, ведущий к гибели и мраку. Хвала, которая исполнит Его право и увеличит Его милости.

Хадис 3. (164) Передаёт Язид Кунаси: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «У обладателя этого повеления (Имама Махди) есть сходство с Йусуфом – потомком чёрной рабыни[1]. Аллах исправит его дело за одну ночь».

1. Согласно дошедшим до нас хадисам мать Пророка Йусуфа не была чёрной рабыней. Поэтому возможно, что чёрной рабыней была одна из его бабушек или прабабушек.

Хадис 4. (165) Передаёт Садир Сайрафи: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «У обладателя этого повеления (Имама Махди) есть сходство с Йусуфом». Я сказал ему: «Как будто ты извещаешь нас о сокрытии и растерянности?» Он сказал: «Почему эти проклятые подобные свиньям люди отрицают это? Братья Йусуфа были разумными и умными потомками и детьми пророков. Они вошли к Йусуфу, разговаривали с ним, обращались к нему, торговались с ним, просили его, но не узнавали его, несмотря на то, что были его братьями, а он был их братом. Пока он сам не представился им и не сказал: «Я – Йусуф», и лишь тогда они узнали его. Почему же эта растерянная община отрицает, что в промежуток времени из времён Великий и Всемогущий Аллах желает сокрыть от них Свой довод? Йусуф обладал властью в Египте, и между ним и его отцом было расстояние в восемнадцать дней пути. Если бы он пожелал сообщить ему о месте своего пребывания, он мог бы сделать это. Клянусь Аллахом, когда до Йакуба и его детей дошла весть о Йусуфе, они добрались до него по пустынной местности за девять дней. Почему же эта община отрицает, что Аллах сделает со Своим доводом то же, что сделал с Йусуфом, и что ваш угнетённый повелитель, чьё право будет отрицаться, является обладателем этого повеления? Почему они отрицают, что он будет ходить среди них, шагать по их базарам, ступать по их паласам? Они не узнают его, пока он сам с дозволения Аллаха не представится им, как Аллах дозволил это Йусуфу, когда его братья спросили его: «Неужели ты Йусуф?» Он сказал: «Я – Йусуф»[1].

1. Сура «Йусуф», аят 90

Хадис 5. (166) Передаёт Абу Басир: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «В обладателе этого повеления (Имаме Махди) четыре традиции от пророков: традиция от Мусы, традиция от Исы, традиция от Йусуфа и традиция от Мухаммада, да благословит их всех Аллах». Я спросил: «Какая традиция Мусы?» Он сказал: «Страх и ожидание». Я спросил: «Какая традиция Исы?» Он сказал: «О нём будет сказано то же, что было сказано об Исе». Я спросил: «Какая традиция Йусуфа?» Он сказал: «Заключение и сокрытие». Я спросил: «Какая традиция Мухаммада, да благословит Аллах его и его род?» Он сказал: «Когда он выступит, он будет действовать по образу Мухаммада, кроме того, что разъяснит вещи, оставшиеся от Мухаммада, и восемь месяцев будет нести меч на своём плече и воевать, пока Аллах не станет доволен». Я спросил: «Как он узнает о довольстве Аллаха?» Он сказал: «Аллах поселит в его сердце милосердие».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: О, обладатели взоров, озарённых светом наставления, и сердец, здоровых от слепоты, освещённых верой и сиянием, вдумайтесь в эти слова. В слова Имама Бакира и Имама Садика, да будет мир с ними, о сокрытии и о традициях пророков, имеющихся в Каиме (Имаме Махди), да будет мир с ним. Сокрытие, страх, он потомок чёрной рабыни, Аллах исправит его дело за одну ночь. Подумайте хорошо, ибо вместе с этим спадёт вся ложь и заблуждение, которые измышлены привносящими нововведения, которым Аллах не дал вкусить сладость веры и знания, расположил их в стороне от веры и знания и отдалил их от них. И пусть эта немногочисленная и малая группа (шииты) восхвалит Аллаха должной хвалой за то, что Он одарил их стойкостью на имамате и не дал им отклониться от него. Ведь отклонились от него многие из тех, кто был убеждён в нём, а затем отошли вправо и влево. Шайтан получил над ними власть и захватил управление ими. О ввёл их в каждый цвет и вывел из другого, введя их в каждое заблуждение и удержав их от каждого наставления. Он сделал ненавистным для них веру, разукрасил для них заблуждение и поместил в их груди слова каждого говорящего своим несовершенным умом и действующего через уподобление. Он представил для них чуждой истину и убеждённость в повиновении тому, кому обязал повиноваться Аллах. Великий и Всемогущий Аллах привёл в Своей Книге слова Иблиса, да проклянёт его Аллах: «Я непременно совращу их всех, за исключением Твоих искренних рабов»[1]. И его слова: «Я непременно введу их в заблуждение и возбужу в них мечты»[2]. И его слова: «Я непременно засяду против них на Твоём прямом пути»[3].

Разве Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, не говорил в своей проповеди: «Я – прочная вервь Аллаха. И я – прямой путь. И я – довод Аллаха ко всем Его творениям после Его правдивого и верного Посланника, да благословит Аллах его и его род». Затем Великий и Всемогущий Аллах рассказал о предположении Иблиса: «Предположение Иблиса о них оказалось правдой, и они последовали за ним, кроме группы верующих»[4].

Да помилует вас Аллах. Проснитесь же от сна беспечности и пробудитесь от дрёмы следования страстям. Пусть не покинут вас слова правдивых имамов, да будет мир с ними. Поэтому слушайте их сознательным слухом, размышляющими сердцами и внимательным умом. Да наставит вас Аллах наилучшим образом и возведёт преграду между вами и Иблисом, да проклянёт его Аллах, чтобы вы не вошли в число исключённых, о которых Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Нет у тебя власти над Моими рабами, за исключением заблудших, последовавших за тобой»[5]. Но чтобы вы вошли в число исключённых, о которых сказал Иблис, да проклянёт его Аллах: «Я непременно совращу их всех, за исключением Твоих искренних рабов»[6]. И хвала Аллаху – Господу миров.

1. Сура «Аль-Хиджр», аяты 39-40

2. Сура «Женщины», аят 119

3. Сура «Преграды», аят 16

4. Сура «Саба», аят 20

5. Сура «Аль-Хиджр», аят 42

6. Сура «Аль-Хиджр», аяты 39-40

Хадис 6. (167) Передаёт Зурара: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Воистину, Каим (Имам Махди), да будет мир с ним, пребудет в сокрытии, прежде чем он выступит». Я спросил: «Почему?» Он сказал: «Из опасения смерти», и он провёл рукой по своему животу. Затем он сказал: «О, Зурара, он – ожидаемый, и он тот, в чьём рождении будут сомневаться. Среди них тот, кто будет говорить, что его отец умер без наследника. Среди них тот, кто будет говорить, что он в утробе матери. Среди них тот, кто будет говорить, что он сокрыт. Среди них тот, кто будет говорить, что он появился на свет за несколько лет до смерти отца. Он – ожидаемый, но Великий и Всемогущий Аллах желает испытать наших последователей. О, Зурара, во время его сокрытия говорящие ложь будут пребывать в сомнениях». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Если я застану это время, что мне делать?» Он сказал: «О, Зурара, если ты застанешь это время, то обратись к Аллаху с этой мольбой: «О, Аллах, дай мне познать Тебя, ведь если Ты не дашь мне познать Тебя, я не познаю Твоего пророка. О, Аллах, дай мне познать Твоего посланника, ведь если Ты не дашь мне познать Твоего посланника, я не познаю Твой довод. О, Аллах, дай мне познать Твой довод, ведь если Ты не дашь мне познать Твой довод, я заблужусь в своей религии» /Аллаhумма, ‘аррифни нафсакя, фаиннакя ин лям ту’аррифни нафсакя, лям а’риф набиййакя. Аллаhумма, ‘аррифни расулякя, фаиннакя ин лям ту’аррифни расулякя, лям а’риф худжжатакя. Аллаhумма, ‘аррифни худжжатакя, фаиннакя ин лям ту’аррифни худжжатакя, даляльту ‘ан дини/. Затем он сказал: «О, Зурара, в Медине непременно будет убит мальчик». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя, разве его убьёт не войско Суфьяни?» Он сказал: «Нет, его убьёт войско сыновей такого-то. Это войско придёт, войдёт в Медину, и люди не будут знать, зачем оно вошло. Затем оно схватит мальчика и убьёт его. Когда они убьют его злобно, враждебно и несправедливо, Аллах не даст им отсрочки. Тогда и следует ожидать облегчения (фарадж)».

Хадис 7. (168) Передаёт Абдулла ибн Ата Макки: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «В Ираке множество твоих последователей. И, клянусь Аллахом, нет в твоём семействе кого-либо подобного тебе. Почему же ты не выступишь?» Он сказал: «О, Абдулла ибн Ата. Ты стелешь свои уши перед глупцами? Клянусь Аллахом, я не ваш повелитель в этом[1]». Я спросил: «Кто же наш повелитель?» Он сказал: «Смотрите на того, чьё рождение будет скрыто от людей. Он ваш повелитель. Нет среди нас того, на кого показывали бы пальцами или о ком говорили языками, чтобы он не умер рассерженным или не умер в своей постели».

1. То есть, я не тот имам, который выступит против угнетателей и наполнит землю справедливостью. Им является двенадцатый имам.

Хадис 8. (169) Передаёт Абдулла ибн Ата Макки: «Я вышел из города Васит для совершения хаджа и вошёл к Имаму Бакиру, да будет мир с ним. Он спросил меня о людях и о ценах, и я сказал ему: «Я покинул людей с тянущимися к тебе шеями. Если ты выступишь, то люди непременно последуют за тобой». Он сказал: «О, Ибн Ата. Ты стелешь свои уши перед глупцами? Клянусь Аллахом, я не ваш повелитель в этом. Нет среди нас мужчины, на которого показывали бы пальцами или указывали бы бровями, чтобы он не был убит или не умер в своей постели». Я спросил: «Что за смерть?» Он сказал: «Умрёт рассерженным в своей постели, пока Аллах не пошлёт того, на чьё рождение не будет обращено внимания». Я спросил: «Кто он, на чьё рождение не будет обращено внимания?» Он сказал: «Смотри на того, о ком люди не будут знать, он родился или нет. И он ваш повелитель».

Хадис 9. (170) Передаёт Аййуб ибн Нух: «Я сказал Имаму Риде, да будет мир с ним: «Мы надеемся, что ты будешь обладателем этого повеления, и Аллах доведёт его до тебя по милости и без меча. Тебе уже принесли присягу, и отчеканены дирхамы с твоим именем». Он сказал: «Нет из нас ни одного, к которому приходили бы письма, на которого указывали бы пальцами, которому задавали бы вопросы, которому несли бы деньги, чтобы он не был предательски убит или не умер в своей постели. И так будет, пока Аллах не пошлёт для этого повеления юношу из нас с тайным рождением, но не с тайной в его происхождении»[1].

1. Рождение Имама Махди, да будет мир с ним, будет тайной, но то, что он происходит из рода Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, не будет тайной ни для кого.

Хадис 10. (171) Передаёт Абдулла ибн Ата: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Поведай мне о Каиме, да будет мир с ним». Он сказал: «Клянусь Аллахом, он это не я и не тот, к которому потянулись ваши шеи. И его рождение не будет известно». Я спросил: «Как он поступит?» Он сказал: «Так же, как поступил Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Он уничтожит то, что было до него, и вернёт всё обратно»[1].

1. То есть, Имам Махди, да будет мир с ним, уничтожит все нововведения, заблуждения и искажения, появившиеся среди мусульман, и снова распространит чистую религию, которую принёс Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род.

Хадис 11. (172) Передаёт Йаман Таммар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У обладателя этого повеления будет сокрытие. Держащийся за свою религию в это время подобен тому, кто обрывает своей рукой шипы колючего кустарника». Затем он опустил голову на некоторое время, а после сказал: «Воистину, у обладателя этого повеления будет сокрытие. Пусть же человек убоится Аллаха и держится за свою религию».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Кто же этот обладатель сокрытия, если не ожидаемый имам, да будет мир с ним? Кто же тот, в чьём рождении и возрасте будет сомневаться большинство людей, кроме малой их части? И кто же тот, на кого люди не будут обращать внимания, не подтвердят его повеление и не уверуют в его существование, если не он? Разве правдивые имамы, да будет мир с ними, не сравнили того, кто в эпоху сокрытия стоек в его повелении и непоколебим в его рождении, с тем, кто обрывает своей рукой шипы колючего кустарника и терпелив в трудностях? И это вместе с тем, что люди отделились от скрытого имама, потеряли надежду на него, с презрением относились к тем, кто убеждён в его имамате, приписывали им слабость, тогда как эти уверены, правы и завтра (в день суда) будут насмехаться над своими врагами. И это небольшая группа, обособленная от большинства людей – людей, которые притязают на то, чтобы называться шиитами, которых разобщили их страсти, сердца которых не в состоянии вынести истину и терпеть её горечь. Они страшатся признать существование имама с его видимым отсутствием и долгим сокрытием. Тогда как признаёт сокрытие, убеждён в нём и стоек тот, кто действует согласно словам Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним: «Не страшитесь пути руководства из-за малочисленности тех, кто идёт по нему». И он не придаёт значения тому, что слышит от глухих, немых и слепых невежд, далёких от знания. Мы просим у Аллаха стойкости на истине и сил, чтобы держаться за неё.