10.2. Раздел об обязанностях людей в эпоху сокрытия

Хадис 1. (154) Передаёт Мухаммад ибн Муслим Сакафи: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда люди потеряют своего имама, они проведут годы, не зная, кто от кого. А затем Великий и Всемогущий Аллах явит им их повелителя».

Хадис 2. (155) Передаёт Али ибн Харис ибн Мугира от своего отца: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Наступит ли время, в котором мусульмане не будут знать своего имама?» Он сказал: «Так говорится». Я спросил: «Что же нам делать?» Он сказал: «Когда наступит это время, держитесь за первое повеление (Коран и ахль аль-бейт), пока не разъяснится для вас последнее».

Хадис 3. (156) Передаёт Мансур Сайкал: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если ты встретил утро и вечер одного дня и не увидел в нём имама из семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, то люби того, кого ты любил, ненавидь того, кого ты ненавидел, дружи с тем, с кем ты дружил. И ожидай облегчения[1] утром и вечером».

1. «Фарадж» переводится как облегчение, утешение, избавление. В шиитской традиции термин «фарадж» используется для обозначения пришествия двенадцатого имама, который избавит людей от гнёта и наполнит мир справедливостью, после чего наступит облегчение для всех верующих.

Хадис 4. (157) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я и мой отец вошли к Имаму Садику, да будет мир с ним, и он сказал: «Как вы поступите, оказавшись в состоянии, когда вы не увидите имама руководства и видимого знамени? И не спасётся от этого замешательства никто, кроме того, кто обратится с мольбой утопающего[1]». Мой отец сказал: «Клянусь Аллахом, это несчастье. Да стану я жертвой за тебя. Что же нам тогда делать?» Он сказал: «Когда наступит это время, хотя ты не застанешь его, то держитесь того, что в ваших руках (ваших убеждений), пока повеление не станет для вас ясным».

1. Мольба утопающего: О, Аллах! О, Милостивый! О, Милосердный! О, Изменяющий сердца! Укрепи моё сердце в Твоей религии. /Йа Аллаh! Йа Рахман! Йа Рахим! Йа Мукаллибаль-кулюб! Саббит кальби ‘аля диникя/

Хадис 5. (158) Передаёт Харис ибн Мугира Насрий: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Нам рассказывают, что обладатель этого повеления будет сокрыт в течение времени. Что же нам делать при этом?» Он сказал: «Держитесь за первое повеление, которому вы следуете, пока не разъяснится для вас иное».

Хадис 6. (159) Передаёт Абан ибн Таглиб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Наступят для людей времена, когда охватит их период, в котором знание будет сжато, как змея сжимается в своей норе. И когда они будут пребывать в этом состоянии, Аллах явит для них звезду (имама)». Я спросил: «Что за период?» Он сказал: «Слабость». Я спросил: «Что же нам делать между этим?» Он сказал: «Будьте на том, чему вы следуете, пока Аллах не явит для вас вашу звезду».

Хадис 7. (160) Передаёт Абан ибн Таглиб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Что с вами будет, когда возникнет период слабости между двумя мечетями, в котором знание будет сжато, как змея сжимается в своей норе, и шииты будут разногласить между собой? Некоторые из них будут обвинять других во лжи, и некоторые из них будут плевать в лица других». Я сказал: «Нет блага в этом времени» Он сказал: «Всё благо в этом времени». Он сказал это три раза, подразумевая близость облегчения (фарадж)».

Хадис 8. (161) Передаёт Абан ибн Таглиб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Абан. Мир охватит период, в котором знание будет сжато между двумя мечетями, как змея сжимается в своей норе». Я спросил: «Что за период?» Он сказал: «Немного слабости». И когда они будут пребывать в этом состоянии, для них появится их звезда (имам)». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Что же нам делать и как нам быть между этим?» Он сказал мне: «Будьте на том, чему вы следуете, пока Аллах не приведёт вам вашего повелителя».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Эти хадисы, переданные через множество передатчиков, свидетельствуют об истинности сокрытия и исчезновения знания. Под знанием в них подразумевается довод к миру (имам). Эти хадисы содержат в себе веление имамов, которые наставляли шиитов, чтобы в эпоху сокрытия они продолжали следовать убеждениям, которых придерживались ранее. Чтобы они не отошли от них, а укрепились, чтобы они не отступили, а ожидали то, что было обещано им. И они оправданы в том, что в эпоху сокрытия не видят свой довод и имама своего времени. В каждый век и в каждую эпоху до его пришествия они находятся в стеснённом положении, ибо не могут увидеть его глазами и назвать его по имени. И они удержаны от поиска обладателя сокрытия, требования его имени и места его сокрытия, громкого упоминания о нём, что уже говорить о попытке увидеть его.

И хадисы говорят нам: «Сторонитесь того чтобы распространяться об имени сокрытого имама. Будьте на том, чему вы следуете. Избегайте сомнений». Невежды, не обладающие знанием хадисов о сокрытии и его обладателе, пришедших от правдивых имамов, да будет мир с ними, требуют показать его, указать его место, предлагают явить его и отрицают его сокрытие, ибо они далеки от знаний. Тогда как обладающие познанием покорны тому, что было велено им, и подчинены этому. Они терпеливы в том, в чём призывали их к терпению. Их знание и понимание вознесло их на степени довольства Аллахом, веры в приближенных Аллаха, подчинения их повелениям, отстранения от того, что запретили они. Они остерегаются ослушаться Посланника Аллаха и имамов, да благословит их Аллах, как предостерёг их Аллах в Своей Книге, ибо повиновение им подобно повиновению Аллаху. Он сказал: «Пусть остерегаются те, которые противятся его повелению, чтобы их не постигла смута или не постигло их мучительное наказание»[1]. И Он сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас»[2]. И Он сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Если же вы отвернётесь, то знайте, что на Нашем Посланнике только ясная передача»[3].

В четвёртом хадисе этого раздела, переданном от Абдуллы ибн Синана, Имам Садик сказал: «Как вы поступите, оказавшись в состоянии, когда вы не увидите имама руководства и видимого знамени?» В этих словах содержится указание на то, что произошло и свидетельство окончания миссии особых представителей[4], которые были посредниками между сокрытым имамом и шиитами, ибо особый представитель между имамом и шиитами в эпоху малого сокрытия является видимым знаменем. Когда завершилось данное испытание людей, эти знамёна были убраны, и не станут они видимы, пока не явится обладатель истины (Имам Махди). И началась растерянность, о которой возвестили нам приближенные друзья Аллаха, и подтвердилось второе (большое) сокрытие, разъяснение о котором будет дано в последующих хадисах. Мы просим Аллаха Его милостью увеличить нам проницательность и приверженность прямому пути, и мы просим Его содействовать нам в достижении того, что влечёт Его довольство.

1. Сура «Свет», аят 63

2. Сура «Женщины», аят 59

3. Сура «Трапеза», аят 92

4. В эпоху малого сокрытия (260-329 года по хиджре) Имам Махди поддерживал связь с шиитами через четырёх своих особых представителей, которых он выбрал ввиду их благочестия и богобоязненности. Они передавали имаму вопросы шиитов, а шиитам передавали ответы имама и его указания. Четырьмя особыми представителями имама в эпоху малого сокрытия были: Абу Амру Усман ибн Саид Амри, Абу Джафар Мухаммад ибн Усман ибн Саид Амри, Абу Касим Хусейн ибн Рух Нубахти, Абу Хасан Али ибн Мухаммад Самарри.