67. Глава отрицания многословия, споров и сомнения в отношении Аллаха, велик Он и свят!
Хадис 1. (544) Передает Абу Басир: «Имам Бакир (А) сказал: «Говорите о творении Аллаха и не говорите об Аллахе, ибо разговоры об Аллахе не прибавляют ничего, кроме растерянности»[1].
1. Имеются в виду препирательства о сущности Аллаха.
Хадис 2. (545) Передает Абу Убейда от Имама Бакира (А), что он сказал: «Говорите обо всякой вещи, но не говорите об Аллахе».
Хадис 3. (546) Передает Зурайс Кунаси от Имама Бакира (А), что он сказал: «Говорите то, что желаете, о величии Аллаха, но не говорите о Его сущности, и что бы вы ни сказали о Нем, - Он величественнее этого».
Хадис 4. (547) Передает Бурайд Иджли: «Имам Садик (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) вышел к своим сподвижникам и сказал: “Почему вы собрались?” Они сказали: «Мы собрались, чтобы поговорить о нашем Господе и поразмыслить над Его величием». Он сказал: «Вы никогда не постигните Его величие».
Хадис 5. (548) Передает Фузейл ибн Йасар от Имама Садика (А), что он сказал: «О, сын Адама! Если бы птица съела твое сердце, она не насытилась бы; если бы в твоем глазу было проделано отверстие размером с кончик иголки, он ослеп бы. И ты хочешь познать с их помощью царство небес и земли! Если ты говоришь правду, то солнце – творение из творений Аллаха: если сможешь наполнить им свои глаза, то это так, как ты говоришь».
Хадис 6. (549) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Бакира (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «А кто был слеп в этой (жизни), тот и в будущей – слеп, и он еще больше сбился с пути» (17: 72), что он сказал: «Всякий, кто не видит за творением небес и земли, сменой дня и ночи, вращением планет, солнца и луны и другими поразительными знамениями нечто более величественное, нежели они сами, - тот слеп и в будущей жизни, и он еще больше сбился с пути».
Хадис 7. (550) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Бакира (А), что он сказал: «Говорите о том, что ниже Трона (арш), но не говорите о том, что выше Трона. Ибо были люди, которые говорили об Аллахе, и они сбились с пути, так что звали человека спереди, а он отвечал им сзади, и звали его сзади, а он отвечал им спереди».
Хадис 8. (551) Передает Абдуррахим Касир: «Я спросил Имама Бакира (А) о единобожии (таухид). Он поднял руки к небу и сказал: «Высок Аллах Сокрушающий! Тот, кто погрузился туда, погиб».
Хадис 9. (552) Передает Сулейман ибн Халид от Имама Садика (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «И что к Господу твоему – крайний предел» (53: 42). Он сказал: «Когда разговор подошел к Аллаху – велик Он и свят! – перестаньте говорить».
Хадис 10. (553) Передает Мухаммад ибн Муслим: «Имам Садик (А) сказал: «О, Мухаммад! Люди могут говорить все что хотят, пока не дойдут до Аллаха. Если же услышите это (как они говорят об Аллахе), то скажите: “Нет бога, кроме Аллаха Единого, Которому не подобна никакая вещь”».
Хадис 11. (554) Передает Абу Убейда Хазза: «Имам Бакир (А) сказал мне: «О, Зийад, берегись споров! Ибо они оставляют сомнения, расстраивают дела и губят человека, занятого ими. Быть может, он скажет в споре такое, что не будет ему прощено. В прошлом были люди, которые оставили знание того, что возложено на них, и стали искать знания того, от чего их удерживали, покуда их речи не дошли до Аллаха – велик Он и свят! – и они сбились с пути, так что человека звали спереди, а он отвечал им сзади, и звали его сзади, а он отвечал им спереди».
Хадис 12. (555) Передает Сулейман ибн Халид от Имама Садика (А), что он сказал: «Среди тех, кто жил прежде вас, были люди, которые оставили знание того, что возложено на них, и стали искать знание того, что не было возложено на них, и не остановились, покуда не стали спрашивать о том, что выше небес. И заблудились их сердца, так что человека звали спереди, а он отвечал им сзади, и звали его сзади, а он отвечал им спереди».
Хадис 13. (556) Передает Абу Джаруд от Имама Бакира (А), что он сказал: «Оставьте размышления об Аллахе, ибо размышления об Аллахе не добавляют ничего, кроме заблуждения. Ибо Аллаха – велик Он и свят! – не постигают взоры, и слова не доходят до Него»[1].
1. То есть всё, что вы скажете, не будет описанием Аллаха.
Хадис 14. (557) Передает Сулейман ибн Халид: «Имам Садик (А) сказал: «Остерегайтесь размышлений об Аллахе, ибо размышления об Аллахе не добавляют ничего, кроме заблуждения. Ибо Аллаха – велик Он и свят! – не постигают взоры, и Он не описывается через количество».
Хадис 15. (558) Передает Фузайль ибн Усман: «К Имаму Садику (А) пришли люди из тех, которые рассуждают о Господе. Он сказал им: «Страшитесь Аллаха! Знайте, что Аллах велик, и не говорите о Нем то, что не говорим мы. Вот, если вы сказали и мы сказали, то вы умрете и мы умрем, а потом вас и нас воскресит Аллах, и вы будете там, где желает Аллах, и мы будем там, где Он желает».
Хадис 16. (559) Передает Мунзир Саури от Мухаммада ибн Ханафийи, что он сказал: «Поистине, эта умма не погибнет, пока не начнет говорить о своем Господе».
Хадис 17. (560) Передает Зурейс Кунаси: «Имам Садик (А) сказал: «Остерегайтесь разговоров об Аллахе! Говорите о Его величии, но не говорите о Нем Самом. Поистине, разговоры об Аллахе не добавляют ничего, кроме заблуждения».
Хадис 18. (561) Передает Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру (А): «Люди перед нами много говорят о качествах (сифат) Аллаха. Каков ваш взгляд на это?» Он сказал: «Это является нежелательным (макрух). Разве ты не слышал слова Аллаха, велик Он и свят: “...И что к Господу твоему – крайний предел” (53: 42)? Пусть говорят о том, что помимо Аллаха».
Хадис 19. (562) Передает Зурара от Имама Садика (А), что он сказал: «Был ангел великой степени, который на собрании (ангелов) говорил о Господе – велик Он и свят! – и потерялся, так что неизвестно, где он».
Хадис 20. (563) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Бакира (А), что он сказал: «Остерегайтесь размышлений об Аллахе! Если хотите взглянуть на величие Аллаха, взгляните на величие Его творения».
Хадис 21. (564) Передает Абу Басир от Имама Бакира (А), что он сказал: «Споры уничтожают религию, расстраивают дела и порождают сомнения».
Хадис 22. (565) Передает Абу Басир, что Имам Садик (А) сказал: «Погибли люди, рассуждающие об Аллахе (асхабу ль-калам), и спаслись покорившиеся (мусульмане). Поистине, покорившиеся – они знатные (нуджаба)[1].
1. Нуджаба – «знатные», «благородные», «аристократы».
Хадис 23. (566) Передает Абу Басир от Имама Садика (А), что он сказал: «Спорам предаются только те, у кого нет богобоязненности, или те, кто сомневается».
Хадис 24. (567) Передает Абу Убейда от Имама Бакира (А), что он сказал: «О, Абу Убейда, остерегайся людей спора и тех, кто лжет на нас! Ибо они оставили то, что было приказано им относительно знания (в ближнем мире), и возложили на себя знание (обитателей) небес. О, Абу Убейда! Ведите себя с людьми сообразно их поведению (ахляк) и сторонитесь их деяний! Мы между собою не считаем человека разумным, покуда он не научится правильному ведению разговора (лахну ль-кауль)». А потом он прочитал этот аят: «И ты узнал бы их (тех, в чьих сердцах болезнь) по ведению разговора (лахну ль-кауль)» (47: 30).
Хадис 25. (568) Передает Джафар ибн Ибрахим от Имама Садика (А), что он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Остерегайтесь споров со всяким заблудшим! Ибо заблудший будет защищать заблуждения до конца своей жизни, а когда его жизнь закончится, эти заблуждения сожгут его в Огне».
А также передают от него: «Его охватили его заблуждения и сожгли его в Огне».
Хадис 26. (569) Передает Мухаммад ибн Иса, что он прочитал в книге Али ибн Билаля: «Он спросил у Имама Риды (А) о том, что от его отцов (А) передано, что они запрещали обсуждение (калам) религии; однако ваши друзья из числа обсуждающих религию (мутакаллим) истолковали это в том смысле, что это запрещено для тех, кто несведущ в таких разговорах. На того же, кто сведущ, этот запрет не распространяется. Верно их толкование или нет? И он написал ответ: «Пусть не занимается обсуждением религии ни сведующий, ни несведующий, потому что вреда от этого больше, чем пользы».
Хадис 27. (570) Передает Зурара: «Я спросил у Имама Бакира (А): «Что является доводом (худжжат) Аллаха над Его рабами?» Он сказал: «Чтобы они говорили то, что знают, и молчали о том, чего не знают».
Хадис 28. (571) Передает Тирбал: «Я слышал, как Имам Садик (А) сказал: «Непричинение вреда и удаление от споров увеличивают удел (ризк)».
Хадис 29. (572) Передает Али ибн Йактин: «Имам Рида (А) сказал: «Прикажи своим друзьям, чтобы удерживали свои языки, оставили споры о религии и усердствовали в поклонении Аллаху, велик Он и свят!»
Хадис 30. (573) Передает Абу Басир от Имама Садика (А), что он сказал: «Спорам предается только сомневающийся (в своей религии) или тот, у кого нет богобоязненности».
Хадис 31. (574) Передает Абу Хафса Умар ибн Абдульазиз от некоего человека от Имама Садика (А), что он сказал: «Обсуждающие религию (мутакаллим) из этого сборища – худшие из тех, кто к ней относится из всех родов людей»[1].
1. Под «сборищем» (‘исаба – имеет также значение «шайки», «банды») следует понимать ученых людей массы. В свою очередь, богословы (мутакаллимун) из их числа относятся к худшим представителям этого сборища.
Хадис 32. (575) Передает Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик (А) сказал: «О, Муфаддаль! Тот, кто размышляет над тем, каков Аллах, погиб; и погиб тот, кто ищет главенства (среди людей)».
Хадис 33. (576) Передает Имам Садик (А) от его отца (А) от Пророка (С), что он сказал: «Да проклянет Аллах тех, кто скуп в своей религии, то есть тех, кто спорит о ней, дабы заменить истину ложью!»
Хадис 34. (577) Передает Имам Садик (А) от его отцов (А): «Посланник Аллаха (С) сказал: «Я обещаю дом в высочайшем Раю, и дом в середине Рая, и дом в садах Рая тому, кто оставил споры и препирательства, даже если он прав».
Хадис 35. (578) Передает Кулайб ибн Муавия: «Имам Садик (А) сказал: «Спорит только тот, чья грудь стала тесной (для религии)».