63. Глава о повелении, запрете, обещании и угрозе
Хадис 1. (515) Передает Мансур ибн Хазим: «Имам Садик (А) сказал: «Люди – повелеваемы, запрещаемы[1], и у кого извинение – Аллах извиняет его, велик Он и свят».
1. Мамурун, манхийун – то есть над ними исполнилось повеление и запрещение.
Хадис 2. (516) Передает Хабиб Сиджистани от Имама Бакира (А), что он сказал: «В Торе было написано: «О, Муса! Я сотворил тебя, избрал тебя, укрепил тебя и повелел тебе подчиняться Мне и запретил тебе неповиновение Мне. И если ты подчинишься Мне, Я окажу тебе помощь в твоем подчинении. Если же ты ослушаешься Меня, Я не поддержу тебя в твоем ослушании. О, Муса! У Меня – щедрость к тебе, если ты подчинишься Мне, и довод против тебя, если ты ослушаешься Меня».
Хадис 3. (517) Передает Имам Садик (А) от его отцов (А): «Сказал Посланник Аллаха (С): «Если Аллах обещал для кого-то награду за какое-то деяние, то Он обязательно дарует ее. И если Аллах угрозил кому-то наказанием за некое деяние, то Он выбирает (относительно выполнения этой угрозы)».
Хадис 4. (518) Передает Ибрахим ибн Аббас: «Мы были на собрании Имама Риды (А). Там были упомянуты великие грехи и мнение мутазилитов[1] о них, что они никогда не будут прощены. Имам Рида (А) сказал: «Имам Садик (А) сказал: “Коран был ниспослан в противоположность словам мутазилитов, и Аллах сказал, велик Он и свят: ‘Господь твой - обладатель прощения к людям даже при их нечестии!‘ (13: 6)”».
1. Мутазилиты, мутазилизм – теологическая школа, сформировавшаяся в 1-й половине 2-го столетия по хиджре в Басре. В течение некоторого времени являлся доктриной халифата. Потом уступил место ашаризму; мутазилиты были объявлены еретиками. Вкратце, учение мутазилизма сводилось к отрицанию атрибутов у Божественной сущности, свободе воли человека, божественной справедливости. Человека, совершившего большой грех, мутазилиты считали находящимся в «промежуточном состоянии» между верой и неверием (иман и куфр). Ашаризм, впоследствии ставший официальной теологической доктриной суннизма, практически во всем противоположен мутазилизму. Учение Ахль уль-Бейт (А) не придерживается ни той, ни другой крайности.
Хадис 5. (519) Передает Аамаш от Имама Садика (А) в объяснение законов религии: «Поистине, Аллах не обязывает душу, кроме как тем, что она может понести, и не обязывает ее выше ее способности. И деяния рабов сотворены творением определения (такдир), а не формирования (таквин)[1]. Аллах – Творец всех вещей. Мы не говорим ни о предопределении (джабр), ни о свободе воли (тафвиз). Аллах – велик Он и свят! – не принуждает безгрешного к совершению грехов и не наказывает детей за преступления отцов. Ибо Он сказал в ясных аятах (мухкам) Книги: “Душа не понесет чужую ношу” (6: 164) и сказал: “Человеку – лишь то, в чем он усердствовал” (53: 39). И Аллаху принадлежит прощение и соизволение, и от Него не исходит угнетение. Аллах не предписывает рабам подчинение тому, о ком Он знает, что тот введет их в заблуждение и собьет их с пути. И Он не отдает посланничество и не избирает среди Своих рабов тех, о ком Он знает, что они будут неблагодарны Ему[2] и станут поклоняться шайтану помимо Него. И Он не устанавливает Довода (худжжат) над Своим творением, иначе как тот был бы непорочным (маасум).
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Этот хадис длинный, мы взяли из него только то, что соответствует теме. Целиком мы привели его в книге «Хисаль» («Числа»).
1. Эта фраза нуждается в объяснении. «Такдир» означает, с одной стороны, «определение», с другой – «оценку, исчисление», с третьей – «предположение, подразумевание, догадку». «Таквин» - это масдар для глагола «каввана», означающего «создавать, формировать, образовывать». Таким образом, «таквин» означает «создание, формирование, творение», а также «способ создания, способ творения».
Значение этих слов состоит в том, что деяния человека определены для того, чтобы совершаться по его воле, а не закреплены в своем бытии, как прочие творения, в которые воля человека не входит и не изменяет их.
2. Йакфуру бихи – то есть станут кафирами по отношению к Нему.
Хадис 6. (520) Передает Мухаммад ибн Аби Умейра: «Я слышал, как Имам Казым (А) сказал: «Аллах поместит в Ад навечно лишь людей неверия (куфр) и отрицания (джухуд) и людей заблуждения (заляль) и многобожия (ширк). И те из верующих, которые не совершали великих грехов, не будут спрошены о малых. Аллах сказал, велик Он и свят: “Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний и введем вас благородным входом” (4: 31)».
Я спросил его: «О, сын Посланника Аллаха! Для кого из грешников заступничество (шафаат) будет обязательным?»
Он сказал: «Передал мне мой отец, что передали его отцы от Али (А), что Посланник Аллаха (С) сказал: “Мое заступничество будет относиться к совершившим великие грехи из моей уммы. Что же касается тех, которые совершали благо, то для них нет ничего[1]”».
Я спросил его: «О, сын Посланника Аллаха! Как же заступничество будет касаться совершивших великие грехи, если Аллах говорит, велик Он и свят: “И они не заступаются, кроме как за того, кем Он доволен, и они от страха пред Ним трепещут” (21: 28)? А ведь тот, кто совершал великие грехи, не относится к тем, кем доволен Аллах!»
Он сказал: «О, Абу Ахмад! Нет такого верующего, который совершил бы грех, чтобы этот грех не печалил его, и чтобы он не стыдился этого греха. Посланник Аллаха (С) сказал: “Для раскаяния достаточно стыда”. Каждый, кого радуют его благие дела и печалят его скверные дела, – верующий. Тот же, кто не стыдится греха, совершенного им, - не является верующим, и заступничество в отношении него не обязательно, и он суть нечестивец (залим). И Аллах сказал, велик Он и свят: “Нет у нечестивцев защитника и заступника, которому повинуются” (40: 18)».
Я спросил у него: «О, сын Посланника Аллаха! Почему же тот, кто не стыдится совершенного греха, не является верующим?»
Он сказал: «О, Абу Ахмад! Всякий, кто совершает великий грех, зная, что он будет наказан за это, стыдится совершенного им. И когда он стыдится, то раскаивается и заслуживает (тем самым) заступничество (в Судный День). Если же он не стыдится того, что совершил, то является упорствующим (мусирр), а упорствующий никогда не будет прощен, потому что он не верует в наказание за то, что совершил. Ведь будь он верующим в наказание – устыдился бы. И Посланник Аллаха (С) сказал: “Нет великого греха с покаянием, и нет малого греха с упорством”. Слова же Аллаха, велик Он и свят: “И они не заступаются, кроме как за того, кем Он доволен” означают: они не заступаются, кроме как за того, чьей религией доволен Аллах. И религия есть признание воздания за добрые и злые деяния. И вот, тот, чьей религией Аллах доволен, стыдится грехов, совершенных им, ввиду его знания о наказании за них в Судный День».
1. То есть они войдут в Рай без заступничества, так как Аллах простит их малые грехи.
Хадис 7. (521) Передает Хамза ибн Хумран от Имама Садика (А), что он сказал: «Тот, кто хотел совершить доброе дело, но не совершил его, – ему будет записано это дело. Если же он совершил его – ему будет записано десять таких дел, и добавлено вплоть до семиста, для кого захочет Аллах. Кто же задумал злое дело и не совершил его – за ним ничего не будет записано, пока не совершит его. А если он откажется от него – за ним будет записано доброе дело за этот отказ. Когда же он совершит его, дано ему девять часов: если раскается и станет сожалеть о совершённом, оно не будет записано за ним, а если не раскается и не станет сожалеть, будет записано за ним одно злое дело».
Хадис 8. (522) Передает Сувайр от его отца от Али (А), что он сказал: «Нет в Коране аята более любимого мною, чем слова Аллаха, велик Он и свят: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает» (4: 48).
Хадис 9. (523) Передает Абу Зарр: «Однажды ночью я вышел из дома и увидел Посланника Аллаха (С), идущего в одиночку, без спутников. Я подумал, что он не хочет, чтобы кто-то был рядом с ним и стал идти в лунной тени в стороне от него. Тогда он обернулся, увидел меня и спросил: «Кто ты?» Я ответил: «Абу Зарр, да сделает меня Аллах твоей жертвой!» Он сказал: «О, Абу Зарр, подойди же!»
Так мы шли вместе в течение часа. Он сказал: «Воистину, расточительные –нижайшие в Судный день, кроме того, кому Аллах даровал благо, и он раздавал его своей правой рукой и левой, спереди и сзади от себя и совершал на него благо».
Потом мы шли еще час. Он сказал: «Садись здесь» - и усадил меня на землю, вокруг которой были камни. Потом сказал: «Сиди тут, пока я не вернусь» - и удалился в сторону камней, скрывшись от моего взора. Прошло некоторое время, и я услышал, как он приближается, говоря: «Даже если он совершит прелюбодеяние или украдет». Когда он подошел, я не выдержал и спросил: «О, Посланник Аллаха! Да буду я твоей жертвой, с кем ты говорил среди камней? Я не слышал, чтобы кто-то отвечал тебе». Он сказал: «Это был Джабраил, который явился мне там и сказал: “Обрадуй свою умму вестью о том, что тот, кто умер и не приобщал к Аллаху сотоварищей, войдет в Рай”». Я спросил: «О Джабраил! Даже если он совершит прелюбодеяние или украдет?» Он сказал: «Да, и даже если будет пить вино».
Комментарий составителя книги шейха Садука:
То есть при том условии, что он совершит покаяние, дабы войти в Рай.
Хадис 10. (524) Передает Имам Садик (А) от его отца (А) от Посланника Аллаха (С) от Джабраила, что он сказал: «Сказал Аллах, велик Он и свят: «Тот, кто совершит грех, большой или малый, и не знает, что на Мне лежит его наказание или прощение, - Я никогда не прощу ему этот грех. И тот, кто совершит грех, большой или малый, и знает, что на Мне лежит его наказание или прощение, - Я прощу ему этот грех».