50. Глава о Троне и его качествах
Хадис 1. (366) Передает Ханан ибн Садир: «Я спросил у Имама Садика (А) о Троне (арш) и Престоле (курси)». Имам Садик (А) ответил: «Воистину, у Трона (арш) множество различных качеств. По каждой причине упоминания в Коране он имеет особое качество. И слово Его: “Господь великого Трона” (9: 129) означает – (Господь) великой власти (и царства). Или слово Его: “Милостивый утвердился на Троне” (20: 5), то есть – владеет властью (и царством), и это – власть (и царство) над сущностью вещей[1]. И Трон (арш) соединен с Престолом (курси), но вместе с тем отличен от него. Ибо оба они – врата из величайших врат сокровенного, и оба они – сокровенное и пребывают в сокровенном, и связаны друг с другом[2]. И Престол есть внешние (проявленные) врата сокровенного, откуда поднимаются начала, и от него идут все вещи. Трон же – внутренние (скрытые) врата сокровенного, где находится знание сущности, бытия, меры, предела, нахождения, намерения, и описания замысла (Творца), и знание слов, движений и прекращения, и знание возвращения и изменения судьбы. И они – врата, близкие друг к другу в знаниях, но царство Трона – вне царства Престола, и знание его – более сокровенное, нежели знание Престола. А потому сказано: “Господь великого Трона”, то есть – качества Трона наделены большим величием, нежели качества Престола, и в этом они близки друг к другу».
Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Почему Трон в своем величии соседствует с Престолом?» Он сказал: «Он соседствует с ним, потому что в нем – знание сущности, и в нем – внешнее (проявленное) из врат изменений судьбы и местопребывания их, и их сопряжений и разрывов[3]. И они соседствуют друг с другом и несут друг друга, по образу наделенных знанием, и указывают на истину друг друга, ибо Аллах наделяет Своей милостью, кого пожелает, и Он – Сильный, Великий.
И из разнообразия качеств Трона – слово Его: “Господь Трона, превыше Он того, что Ему приписывают” (21: 22), и это есть описание Трона единственности, ибо были люди, которые придавали Ему сотоварищей, как я сказал тебе. И Он сказал: “Господь Трона”, то есть – Господь единственности, далекий от того, что Ему приписывают. И были те, которые описывали Его как имеющего две руки и говорили: “Рука Аллаха скована” (5: 64), и были те, которые описывали Его как имеющего две ноги и говорили: “Он возложил Свою ногу на скалу Бейт уль-Макдас (Иерусалимского Храма) и оттуда вознесся на небеса”, и были те, которые описывали Его через наличие пальца и приписывали Мухаммаду (С) слова: “Я почувствовал прохладу Его пальца на своем сердце”. И из-за придания Ему подобных качеств Он сказал: “Господь Трона, превыше Он того, что Ему приписывают”, говоря тем самым: Он намного выше того, чему Его уподобили. И Аллах таков, что Он превыше уподобления Ему каких-либо вещей, и не описывается Он и не представляется, и это и есть Его высшее описание. И описывали Его те, которым не пришла от Аллаха польза знания, и описывали они своего Господа нижайшим описанием и уподоблением, и в своем невежестве (джахилии) уподобляли Его самим себе. А потому сказал Он: “Дано вам знать лишь немного” (17: 85). И нет Ему подобия, и нет для Него образа, и нет Ему равного, и у Него – лучшие имена, которыми не именуется никто, кроме Него, и Он привел их в Книге, сказав: “Называйте Его ими и оставьте тех, которые впадают в заблуждение о Его именах” (7: 180) – по своему невежеству безо всякого знания. И тот, кто впал в заблуждение о Его именах безо всякого знания, стал многобожником, и пребывает в неведении, и не верует в Него, и думает, что совершает благо. А потому сказал Он: “Большая часть их верует в Аллаха не иначе как приобщая к Нему сотоварищей” (12: 106) – и они и есть те, кто впадает в заблуждение о Его именах безо всякого знания и помещает их туда, где не их место.
О Ханан! Воистину, Аллах, свят Он и велик, повелел, чтобы некоторые люди были взяты как авлийа (священные руководители). И они – те, кому Аллах даровал преимущество и отметил их тем, чем не отметил никого, кроме них. И отправил Он Мухаммада (С), и был он доводом и указателем к Аллаху по разрешению Аллаха, свят Он и велик, и прошел его срок как Довода руководящего, и поднялся после него его наследник (мир ему) Доводом руководящим относительно того, на что он указывал по повелению его Господа, из знания Его, а потом – праведные Имамы (мир им)».
1. Кейфуфия – слово происходит от «кейфа» - «как» - и буквально означает «каковость вещей», «то, как они есть». И власть над «как» всех вещей означает господство над их состояниями и изменениями, происходящими в них после их сотворения. Таким образом, Аллах – велик Он и свят! – есть Владыка всех вещей при их сотворении и после их сотворения. «Ему принадлежит творение и повеление – пречист Аллах, Господь миров».
2. Суть его слов в том, что Трон и Престол являются высшими пречистыми царственными сущностями и недоступны для нашего познания. В каждом из них сосредоточены знания о вещах, и в каждом - управление вещами через цепочку их причин и следствий и их качеств. Однако Трон (арш) предшествует в этом Престолу (курси), и через Трон течет в Престол то, что поступает потом в вещи.
3. Толкование этих слов состоит в том, что Престол (курси) соседствует с Троном (арш), потому что знание о сущности (кейфуфия) вещей в нем такое же, как и в Троне, однако он отличается от последнего, а именно тем, что в нем есть врата изменения этих сущностей и качеств, которых нет в Троне. И он есть, таким образом, местопребывание для изменения судьбы (бада – см. главу 54 этой книги). И в нем совершаются сопряжения и разрывы бада.