49. Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «И Его Трон был на воде» (11: 7)
Хадис 1. (364) Передает Давуд Рикки: «Я спросил Имама Садика (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «И Его Трон был на воде» (11: 7). Он спросил меня: «Что говорят об этом?» Я сказал: «Говорят, что Трон был на воде, а Господь – на нем». Он сказал: «Лгут! Тот, кто предположил такое, превратил Аллаха в переносимого (чем-то кроме Него), описал Его качествами сотворенного и сделал вещь, которая Его переносит, сильнее Его». Я сказал: «Объясни же мне значение этого, да буду я твоей жертвой!»
Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – возложил Свое знание и Свою религию на воду[1], прежде чем были земля, небо, джинны, люди, солнце и месяц. Когда же Он пожелал сотворить творения, рассеял[2] их перед Собой[3] и спросил у них: “Кто ваш Господь?”[4]. И первыми, кто заговорили, были Посланник Аллаха, повелитель верующих (Али) и Имамы, благословение Аллаха над ними. Они сказали: “Ты наш Господь”. И Он возложил на них знание и религию, а потом сказал ангелам: “Они – носители Моего знания и Моей религии, и Мои доверенные среди Моего творения, и они – спрашиваемые[5] ”. И было сказано потомкам Адама: “Признайте перед Аллахом Его господство (рубубийа), а перед ними – подчинение им”. И они сказали: “Да, Господь наш, мы признали”. И Он сказал ангелам: “Свидетельствуйте”. Они сказали: “Мы свидетельствуем”, дабы они не говорили потом: “Мы были небрежны к этому” (7: 172), и не говорили они: “Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершали приверженцы лжи?” (7: 173). О Давуд! Наш Вилаят (руководство) был утвержден над ними при (той) клятве[6]».
1. Вероятнее всего, под «водой» подразумевается то самое первое творение, о котором говорилось в двадцатом хадисе второй главы. «Знание и религия» Аллаха упоминаются потому, что значение Трона в этом: он есть знание Аллаха и Его религия, как объясняется в других хадисах.
2. Насара – означает «рассеивать», «рассыпать», «разбрасывать», «сыпать».
3. Указание на так называемый «мир частиц» (‘аламу зарр), который упоминается в других хадисах. Творения были частицами, которые Творец рассеял перед собой.
4. «Вот твой Господь извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их свидетельствовать о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Чтобы вы не сказали в День воскресения: “Мы были небрежны к этому”» (7: 172).
5. Указание на аят: «А если вы не знаете, спросите обладателей напоминания» (16: 43).
6. Речь идет о небесной клятве вилаята в ‘аламу зарр, «мире частиц» (или, по-другому, мире Завета). В «Кафи» приводится риваят от Имама Бакира (А): «Всевышний взял с Пророков Завет и сказал: “Разве я не ваш Господь? И разве Мухаммад – не Мой посланник? И разве Али – не повелитель верующих?” Они сказали: “Да” – и их пророчество было утверждено для них. И Он взял Завет с великих Пророков, что Он – их Господь, и Мухаммад – Его посланник, и Али – повелитель верующих, и его наследники после него (Имамы) – распорядители дел и кладези Его мудрости, и что через Махди Он окажет помощь Своей религии, и утвердит его правление, и отомстит Своим врагам через него, и через него будут поклоняться Ему, хотят того или нет. И они сказали: “Да, о Господь наш, мы подтверждаем и свидетельствуем”. Адам же не подтвердил и не отказался, и тогда чин Великих Пророков был дан тем пяти (то есть Ною, Аврааму, Моисею, Иисусу, Мухаммаду), и в этом – толкование слов Корана: “Мы прежде заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли в нем стойкости” (20: 115)» («Усуль Кафи», том 4, С. 29).
Секрет того, что мусульмане в хадже целуют Черный камень состоит в том, что он есть печать клятвы вилаята. От Имама Али (А) приводится: «Умар, целуя Черный камень, сказал: “Я знаю, что ты обычный камень и от тебя никакой пользы и никакого вреда, но я видел, как тебя целует Пророк (С), и поэтому делаю то же самое, а иначе я никогда бы не стал целовать тебя”. Имам Али (А) сказал ему: “От этого камня есть и вред, и польза”. “Как?” - удивился Умар. Имам (А) отвечал ему: “Когда дети Адама поклялись в верности Аллаху, Всемогущий запечатал эту клятву, и Черный камень поглотил ее. В Судный День Черный камень будет свидетельствовать о верности или неверности детей Адама своим клятвам. Поэтому, когда мы касаемся его, читаем молитву "О Аллах! Я уверовал в Тебя, в Твою Книгу, и я верен клятве"”» («Манакиб», С. 494).
Хадис 2. (365) Передает Абу Сальт Абдиссалям ибн Салих Харави: «Мамун спросил Али ибн Мусу Риду (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Он - Тот, Кто создал небеса и землю в шесть дней, и Трон Его был на воде, чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деяниях» (11: 7).
Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – сотворил Трон, воду и ангелов прежде сотворения небес и земли, и ангелы узнавали Аллаха через самих себя, Трон и воду. Потом Он установил Свой Трон над водой, чтобы этим проявить Свою силу для ангелов, дабы узнали они, что Он над всякой вещью властен. И потом Он вознес Трон Своею силою, и перенес его, и установил его выше семи небес, и сотворил небеса и землю в шесть дней. И Он – Владеющий Троном и Могучий для того, чтобы сотворить небеса и землю в мановение ока. Однако же Он – велик Он и свят! – сотворил их в шесть дней, дабы проявить для ангелов то, что Он сотворил из них (небес и земли), одно за другим, чтобы они постепенно узнавали Аллаха – да вознесется Его поминание! – по совершению совершенного Им. И Аллах не сотворил Трон из-за нужды в нем, ибо Он не нуждается в Троне и во всем том, что сотворил. Он не описывается через нахождение на Троне, ибо Он не есть тело: Аллах превыше качеств сотворенного великим превознесением! Но слово Его, велик Он и свят: “чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деяниях” – оно означает, что Он – велик Он и свят! – создал творения, дабы испытать их в выполнении подчинения Ему и поклонения Ему, однако не в виде проверки или опыта, ибо Он всегда был Знающим обо всякой вещи».
И Мамун сказал: «Ты разрешил мои трудности, о Абу Хасан, да разрешит Аллах твои трудности!»