4. Глава толкования суры «Искренность» («Скажи: “Он – Аллах Единый...”» - и т.д. до конца суры)

Хадис 1. (76) Передает Абу Бахтари Вахаб ибн Вахаб Кураши от Имама Садика (А) от его отца Имама Бакира (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Скажи: “Он – Аллах Единый...”»: «Скажи» - значит: провозгласи то, что Мы внушили тебе из откровения и донесли до тебя через составление букв, прочитав это для тебя (в Коране), дабы через это встал на прямой путь тот, кто преклонил слух и свидетельствует. «Он» (хува) – означает скрытое имя, указывающее на отсутствие[1]. И буква «ха»[2] указывает на установленное значение, а «вав» - на скрытость от чувств. Подобно тому как слово «этот» (хаза) говорит о чем-то явном для чувств. И Аллах использует это слово (то есть хува), потому что неверующие говорили о своих богинях с помощью указательных местоимений, свидетельствующих о чем-то постигаемом и явном: «Это (хазихи) - наша богиня, ощутимая чувствами, постигаемая взорами; ты же, о Мухаммад, укажи нам на своего Бога, которому ты молишься, чтобы мы увидели Его и постигли Его, и Он не был для нас чем-то странным и непонятным!» И вот, (после этого) Аллах, велик Он и свят, ниспослал «Скажи: “Он – Аллах Единый...”», и «ха» (в слове «хува» - «Он») есть установление для Прочного (тасбитун ли ссабит), а «вав» - указание на Отсутствующего (Скрытого) для постижения взорами и ощущения чувствами, ибо Он превыше этого, но Он постигает взоры, и Он создает чувства.

1. То есть местоимение «хува» - «Он» - указывает на того, кого нет, кто отсутствует здесь и сейчас.

2. Местоимение «хува» («он») состоит при написании из двух букв – «ха» и «вав».

Хадис 2. (77) Передает нам наш отец от его отца от повелителя верующих (А), что он сказал: «Я видел пророка Хизра во сне ночью перед битвой Бадр и сказал ему: “Научи меня чему-то, дабы я укрепился этим перед врагами!” Он сказал: “Скажи: ‘О, Он, о, Кто; нет Его, кроме Него (йа хува йа ман ла хува илля хува)‘”. Проснувшись утром, я рассказал это Посланнику Аллаха (С), и он сказал: “О, Али! Ты научился величайшему имени Аллаха (исм а‘азам)”. И в день Бадра это имя всегда было на моем языке».

Передают об Али (А), что после завершения чтения «Скажи: “Он – Аллах Единый...”» он говорил: «О, Он, о, Кто; нет Его, кроме Него, – прости меня и помоги мне против людей неверующих»[1].

И то же самое Али (А) говорил в день битвы Сиффин, атакуя врагов. Аммар ибн Ясир спросил его: «О, повелитель верующих! Что это за символы?» Он сказал: «Величайшее имя Аллаха и опора единобожия Аллаха, нет бога, кроме Него». Потом он прочитал «Аллах свидетельствует, что нет бога, кроме Него» и последние аяты суры «Собрание», потом спустился с коня и прочитал четыре ракята молитвы.

И передается, что Али (А) говорил: «Аллах – Его значение: “Тот, Кому поклоняются (ма‘абуд)”, и творения в изумлении (незнании) о Нем, и приведены в страх относительно Него[2], и Аллах сокрыт от постижения взорами, скрыт завесами от мыслей и представлений».

Имам Бакир (А) сказал: «Аллах – Его значение: “Тот, Кому поклоняются (ма‘абуд)”, и творение не способно познать Его сущность и объять Его качества (кейфийа). Арабы говорят: “Алиха раджулу”[3] в значении изумления и недоумения о чем-то, когда это нельзя охватить знанием, и используют “валаха”[4], когда человек страшится чего-то и приходит в смятение. И вот, “Бог” (в соотвествии с этим) сокрыт от постижения творений».

Имам Бакир (А) сказал: «Единый - Один, Единственный, и Единый и Единственный – в одном значении, и Он – утвердившийся в единстве (мутафаррид), Которому нет равного. Единобожие (таухид) есть признание Единства, и оно – отделение в единственности (инфирад), и Единый – отличающийся (от творений), Который не возникает из чего-то и не присоединен к чему-то».

И отсюда же: «Числа составлены из единиц (вахид), но само “один” (вахид) – не число, ибо число не относится к “один”[5], но относится к двум. И значение Его слов: “Аллах Единый” в том, что Он – Тот, Кому поклоняются (ма‘абуд), относительно постижения Которого творения пребывают в неведении (йалаху)[6], как и о Его качествах (кейфийа), - Единственный в Своей божественности, вознесенный над качествами творений».

1. Йа хува йа ман ла хува илля хува гфирли ва нсурни ‘аля ль-кауми ль-кафирин.

2. Йалаху фихи ль-хальк ва йулаху илейхи – непереводимое сочетание, указывающее на происхождение слова «Аллах». «Алиха» (отсюда «йалаху» и «йулаху») – это глагол, однокоренной со словами «илях» (бог) и «Аллах» (Единый Бог). Глагол «алиха» передает состояние изумления, недоумения, смятения, незнания. Если возводить происхождение слова «Бог» (и, соответственно, «Единый Бог») к этому глаголу, то, по семантике, «Бог» будет означать то, относительно чего приходят в недоумение, замешательство, то, что невозможно познать и понять.

3. Смотри предыдущее примечание о смысле глагола «алиха» и его связи со словами «илях» и «Аллах».

4. Глагол того же корня.

5. То есть «один» не подсчитывается.

6. Смотри предыдущее примечание о связи слов «алиха» и «Аллах».

Хадис 3. (78) Имам Бакир (А) сказал: «Передал нам наш отец Зейн уль-Абидин (Имам Саджад, мир ему) от Хусейна ибн Али (А), что он сказал: «Самодостаточный (самад) – это тот, для которого нет полости или пустого места; Самодостаточный (самад) – это тот, чье господство совершенно; Самодостаточный (самад) – это тот, кто не ест и не пьет; Самодостаточный (самад) – это тот, кто не спит; Самодостаточный (самад) – это тот, кто вечен, не преходил и не прейдет».

Имам Бакир (А) сказал: «Мухаммад ибн Ханафийа говорил: “Самодостаточный (самад) – это тот, кто существует сам по себе, не нуждаясь ни в чем другом”».

И приводится: «Самодостаточный (самад) – это тот, кто превыше бытия и разложения, и тот, кто не описывается через различия».

Имам Бакир (А) сказал: «Самодостаточный (самад) – это господин, которому подчиняются, и выше которого нет повелевающего или запрещающего».

И сказал: «Али ибн Хусейн Зейн уль-Абидин (А) был спрошен о значении слова “самад”. Он сказал: «“Самад” – это тот, у кого нет сотоварища, и хранение вещей не отягощает Его, и ничто от Него не ускользает».

Хадис 4. (79) Сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши: «Зейд ибн Али Зейн уль-Абидин сказал: «Самад – это тот, кто если желает что-то, говорит этому: “Будь!” – и оно возникает; и самад – это тот, кто создал вещи, и сотворил их противоположностями, различиями и парами, и вознесся в Своем единстве без противника, образа, подобия и равного».

Хадис 5. (80) Сказал Имам Али ибн Хусейн Саджад (А): «Жители Басры написали письмо Хусейну ибн Али (А), спрашивая его о значении слова «самад», и он написал им ответ: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не излишествуйте по поводу Корана, не препирайтесь о нем и не говорите о нем без знания! Я слышал от моего деда Посланника Аллаха (С): “Тот, кто говорит о Коране без знания, пусть готовит себе место в Огне”. Поистине, Аллах, велик Он и свят, Сам растолковал значение самад, говоря: “Аллах Единый, Аллах самад”, а потом говоря: “Не рождал и не был рожден, и не был равен Ему ни один”.

Не рождал” – это означает, что из Него не выходила какая-либо тонкая вещь, как душа (нафс), и не охватывает Его смена состояний, как дремота, сон, мысли, горе, печаль, радость, смех, плач, страх, надежда, желание, скука, голод, насыщенность – превыше Он того, чтобы из Него выходило что-то или рождалось от Него что-то, будь то грубое или тонкое[1].

Не был рожден” – это означает, что Он не был порожден чем-то и не вышел из чего-то, как грубые вещи выходят из своих составных элементов, - одна вещь из другой вещи: животное из животного, растение из земли, вода из источников, плоды из деревьев. Но также и не так, как нечто тонкое (выходит) из своих начал, как взор – из глаза, слух – из уха, обоняние – из носа, вкус – изо рта, речь – из языка, познание и различение – из сердца, огонь – из камня. О нет! Но Он Аллах – самад (Самодостаточный), Который не из какой вещи, и не в какой вещи, и не на какой вещи, но Он – Создатель вещей и их Творец, Он - Образователь (мунши’) вещей Своею силою. Всё, что сотворено, исчезнет в гибели по Его замыслу, и останется лишь то, что сотворено для пребывания по Его знанию. И знайте, что таков Аллах – самад, Который не рождал и не был рожден, Знающий скрытое и явное, Великий, Превознесенный, и не был равен Ему ни один».

1. Под «грубым» может иметься в виду материя и материальные вещи, тогда как отрицание рождения от Аллаха «тонкого» опровергает различные философские теории, в соответствии с которыми Бог выводит из Себя тонкие субстанции, как «мировая душа», «небесный разум» и так далее.

Хадис 6. (81) Сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши: «Я слышал, как Имам Садик (А) говорил, что группа людей из Палестины пришла к Имаму Бакиру (А), чтобы задать ему вопросы, и он отвечал им. Потом они спросили его о значении слова «самад». И он сказал:

«Вот его толкование. Ас-самад[1] состоит из пяти букв. И “алиф” – указание на Его бытие, и таково Его слово, велик Он и свят: “Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него” (3: 18), и это есть указание на Скрытого от постижения чувствами. И “лам” – указание на Его божественность, ибо Он – Аллах. И “алиф” и “лам” – оба они скрыты, не проявлены на языке[2] и не слышимы слухом, но проявлены на письме, указывая на то, что Его божественность скрыта по Его проницательности (лутф), не постигается чувствами и не исполняется на языке описывающего либо в ухе слышащего. Ибо толкование слова “Бог” (илях) - в том, что творения в пораженном недоумении (алиха)[3] о Его сущности и Его качествах (кейфийа), чувствами или мыслями (желая постигнуть Его). О нет! Но Он – Создатель мыслей и Творец чувств.

То же, что это (то есть “алиф” и “лям”) проявлено на письме, есть указание на то, что Аллах, велик Он и свят, проявил Свое господство (рубубийа) в создании творений и расположении их тонких духов в их грубых телах. И если раб смотрит на себя, он не видит свой дух – подобно тому, как “лам” самада не различается (на слух), - и тот не входит в один из пяти его органов чувств. Однако если он взглянет на письмо, для него проявится то, что было скрыто. И когда раб думает о сущности Творца и Его качествах (кейфийа), впадает в недоумение (алиха) и поражается, и его мысль не охватывает ничего из того, что Он представляет для Него. Ибо Он – велик Он и свят! – есть Творец образов, и если раб взглянет на Его творение, для Него установится, что Он есть их Творец и Тот, Кто расположил их духи в их телах.

Что же до буквы “сад”, то она суть указание на то, что Он – правдивый (садик), и слово Его есть правда, и речь Его правда, и Он правдой призвал Своих рабов к следованию правде, и правдиво обещал обитель правды.

Что же до буквы “мим”, то она есть указание на Его власть (мульк), и Он – Владыка истины, не преходил и не прейдет, и власть Его не прейдет также.

Что же до буквы “даль”, то она суть указание на вечность (давам) Его власти и на то, что Он вечен (даим) – превознесен над бытием и исчезновением (каун ва заваль), но Он – велик Он и свят! – формирует бытие всего, что имеет бытие (йукаууину каинат), и всё имеющее бытие имеет бытие по Его наделению его бытием (кана би такуинихи куллу каин)».

Потом он сказал: «Если бы я нашел того, кто способен понести знание, которое дал мне Аллах, я бы вывел из самад всё единобожие, ислам, веру, религию и шариат. Но как я найду такого, если мой дед повелитель верующих (А) не нашел способного понести его знание, так что глубоко вздыхал на минбаре, взывая: “Спрашивайте меня, пока меня не потеряете! Поистине, в этой груди скрыто великое знание: о, если бы я нашел того, кто сможет понести его! Вот, я для вас совершенный Довод (худжжат) от Аллаха – так не следуйте же людям, которые вызвали на себя гнев Аллаха и отчаялись в последней жизни, как отчаялись неверующие из обитателей могил!”»

Потом Имам Бакир (А) сказал: «Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас, наделил поклонением Себе и отдалил от поклонения идолам – Единому, Самодостаточному (самад), Который не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один, - хвала Ему вечная и благодарность непрестанная. И вот, слово Его “не родил и не был рожден” говорит: не родил – велик Он и свят! – чтобы у Него был сын, наследующий Ему, и не был рожден, чтобы у Него был родитель, разделяющий с Ним господство и власть - “и не был равен Ему ни один”, чтобы помогал Ему кто-то в Его царстве».

1. Ас-самад: здесь «ас» - это определенный артикль «аль», соединенный с буквой «сад». «Аль» читается здесь как «ас», а пишется как «аль», то есть «алиф» и «лям». Поэтому первые буквы, о которых говорит Имам (А), – «алиф» и «лям».

2. Когда мы читаем суру «Ихляс», то, по правилам арабского языка, обе эти буквы – «алиф» и «лям» не произносятся, хотя и пишутся. Мы читаем: «Аллаху с-самад». Здесь «алиф» соединился с «у» предыдущего слова «Аллах», а «лям» соединился с «с» последующего слова «самад». Таким образом, на письме они присутствуют, но в произношении исчезают.

3. См. выше примечание о связи слов «илях» (Бог) и «алиха» (поражаться, быть в смятении, быть в незнании).

Хадис 7. (82) Передает Рабиа ибн Муслим: «Я спросил Имама Хади (А) о смысле слова «самад», и он сказал: «Самад – это тот, у кого нет пустот (джауф)».

Хадис 8. (83) Передает Мухаммад ибн Муслим от Имама Садика (А), что он сказал: «Иудеи задавали вопросы Посланнику Аллаха (С) и сказали: «Опиши нам своего Господа (или расскажи нам о происхождении твоего Господа)!» Он промолчал три раза, не отвечая им, после чего была ниспослана эта сура целиком».

Передатчик сказал: «Я спросил у него (Имама Садика, мир ему): “А что значит самад?” Он ответил: “Тот, у кого нет пустот”».

Хадис 9. (84) Передает Джабир ибн Йазид: «Я попросил у Имама Бакира (А), чтобы он рассказал мне что-то про единобожие (таухид). Он сказал: «Поистине, Аллах – благословенны Его имена, по которым взывают к Нему, и превознесен Он в величии Своей сущности! – Един, вознесся единством в высоте единства (таухид), а потом вывел его (таухид) на Свое творение[1], и Он – Един, Самодостаточен, Свят, и Ему поклоняется всякая вещь, и к Нему обращается всякая вещь, и Он объемлет знанием всякую вещь».

1. Аджраху ‘аля халькихи – «вывел таухид на творение» или «исполнил таухид над творением» означает создание творений с естественным свойством (фитрой) единобожия (таухида), как разъясняется в этой книге в соответствующей главе. Несколькими словами ниже в том же хадисе также проясняется смысл «выведения таухида на творение» - то, что к Нему обращается всякая вещь.

Хадис 10. (85) Передает Давуд ибн Касим Джафари: «Я спросил у Имама Бакира (А): «Да буду я твоей жертвой, что значит самад?» Он сказал: «Господин, к которому обращаются (масмуду илейхи)[1] в малом и большом».

1. Слово «самад» образовано от глагола «самада», одно из значений которого – «идти, направляться, обращаться куда-то». Масмуд – это страдательное причастие от глагола «самада», означающее «то, к чему направляются, обращаются».

Хадис 11. (86) Передает Имран ибн Хусайн: «Посланник Аллаха (С) отправил отряд и поставил во главе его Али (А), а когда они вернулись, спросил, как все прошло. Они сказали: «Все хорошо, разве что он в каждом намазе читал “скажи: Он – Аллах Единый...” Он спросил: «О Али, почему ты делал так?» Али (А) ответил: «Из-за своей любви к “скажи: Он – Аллах Единый...” Пророк (С) сказал: «Пока ты любишь эту суру, Аллах будет любить тебя».

Хадис 12. (87) Передает Иса ибн Абдулла от его отца от его деда: «Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто прочитает “скажи: Он – Аллах Единый...” сто раз перед отходом ко сну, Аллах – велик Он и свят! – простит ему грехи пятидесяти лет».

Хадис 13. (88) Передает Имам Бакир (А): «Пророк (С) прочитал намаз над телом Саада ибн Муаза и сказал: «Над ним прочитали намаз семьдесят тысяч ангелов, и среди них Джабраил, и приветствовали его. Я спросил: “О Джабраил, что стало причиной вашего приветствия ему?” Он ответил: “То, что он читал ‘скажи: Он – Аллах Единый...‘ стоя и сидя, верхом и пешком, при уходе и при приходе”».

Хадис 14. (89) Передает Мухаммад ибн Убейд: «Я пришел к Имаму Риде (А), и он сказал мне: «Скажи Аббаси, чтобы оставил речь о единобожии (таухид) и о том, что кроме этого, и говорил с людьми о том, что им известно, оставив то, что они отвергают; а если спросят о единобожии, говори так, как сказал Аллах, велик Он и свят: “Скажи: Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный, не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один”, а если спросят, каков Он, то говори, как сказал Аллах: “Нет ничего подобного Ему”, а если спросят о слухе, то говори, как сказал Аллах: “Он – Слышащий, Знающий”. И разговаривай с людьми по мере их знания».

Хадис 15. (90) Передает Абу Басир от Имама Садика (А), что он сказал: «Тот, кто один раз прочитал «Скажи: Он – Аллах Единый...», как будто прочитал треть Корана, и треть Торы, и треть Евангелия, и треть Псалмов».