3. Глава значения Единственного (вахид), единобожия (таухид) и единобожника (муваххид)

Хадис 1. (73) Передает Абу Хашим Джафари: «Я спросил у Мухаммада ибн Али (Имама Джавада, мир ему): «Каково значение “Единственного (вахид)”?» Он сказал: «То, на котором сошлись все языки, говоря о единстве»[1].

1. Вопрос состоит в том, в каком смысле слово «Единственный» применяется к Аллаху. Ответ Имама (А) состоит в том, что это слово применяется к Аллаху в том значении, на котором сошлись все человеческие языки согласно фитре (естественному свойству) людей, с которой они сотворены.

Хадис 2. (74) Передает Абу Хашим Джафари: «Я спросил у Мухаммада ибн Али (Имама Джавада, мир ему): «Каково значение “Единственного (вахид)”?» Он сказал: «То, на котором сошлись все языки, говоря о единобожии (таухид), как сказал Аллах, велик Он и свят: “А если ты их спросишь: ‘Кто сотворил небеса и землю и подчинил солнце и луну?‘ - они, конечно, скажут: ‘Аллах‘” (29: 61)».

Хадис 3. (75) Передает Микдам ибн Шурайх ибн Хани от своего отца: «Некий бедуин подошел к повелителю верующих Али (А) в день битвы Джамаль и сказал ему: «О, повелитель верующих! Говоришь ли ты, что Аллах единственен (вахид)?» Люди накинулись на него, говоря: «О, бедуин! Разве ты не видишь, что повелитель верующих занят?» Но Али (А) сказал: «Оставьте его! То, что хочет понять это бедуин, – это и есть то, что мы желаем от тех людей, (с которыми сражаемся)». И сказал ему: «О, бедуин! Слово “единственный” (вахид) включает четыре значения: два из них неприменимы к Аллаху, велик Он и свят, а два относятся к Нему. И что касается неприменимых к Нему, то это слово “единственный” в значении числа – и это недозволено, ибо то, что у Него нет второго (сотоварища), не имеет числового значения, и ты видишь, что не уверовали те, которые сказали: “Он – один из трех”. И неприменимо к Нему слово “единственный” в значении “один из людей”, то есть – что Он есть один из видов тел. Такое недозволено в отношении Него, ибо это есть уподобление (ташбих), и наш Господь превыше такого! Что же касается двух дозволенных значений, то это слово: “Он – единственный, и нет Ему подобия среди вещей”, ибо таков наш Господь, а также слово, говорящее, что Он – велик Он и свят! – един по смыслу, то есть не делится на части ни в Своем бытии, ни в разуме (людей), ни в представлении; и таков наш Господь, велик Он и свят!»