Глава 11. Что передаётся о велении шиитам терпеть, сдерживаться и ожидать пришествия имама, и об оставлении спешки в повелении Аллаха и в Его замысле
Хадис 1. (224) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мой отец (Имам Бакир), да будет мир с ним, сказал мне: «Из Азербайджана неизбежно появится огонь, перед которым ничто не устоит. Когда это случится, будьте словно паласы ваших домов и пребывайте (в ваших домах), пока пребываем мы. А когда двинется наш движущийся, то поспешите к нему даже ползком. Клянусь Аллахом, я словно вижу его между углом Каабы и макамом Ибрагима, принимающим присягу людей в новой книге[1], и он суров к арабам». И он сказал: «Горе беззаконникам арабам из зла, которое уже близко».
1. Новая книга – это Коран, собранный Повелителем правоверных Али, да будет мир с ним, в порядке ниспослания. Расположение сур и аятов в нём отличается от существующей версии Корана.
Хадис 2. (225) Передаёт Абу Джаруд: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Наставь меня». Он сказал: «Я наставляю тебя к богобоязненности и к тому, чтобы ты не отлучался из своего дома и удержался от сборища этих людей. И сторонись выступающих из нас[1], ибо они ничего не имеют и ничего не достигнут. Знай, что у сыновей Умаййа (Омейадов) будет власть, которую люди не смогут оттолкнуть, и что у приверженцев истины будет государство и, когда наступит его время, Аллах поручит его тому из нас – ахль аль-бейт, кому пожелает. Тот из вас, кто застанет его, будет возле нас в возвышенной степени, а если Аллах заберёт его до этого, то желает ему блага. И знай, что если поднимется группа для того чтобы устранить несправедливость или возвеличить религию, то сразят их смерть и беды. Пока не поднимется группа, присутствовавшая в Бадре вместе с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, убитые из которых не хоронятся, сражённые не поднимаются, а раненые не лечатся»[2]. Я спросил: «Кто они?» Он сказал: «Ангелы».
1. То есть, тех, кто относится к потомству Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, но не является непорочным имамом, таких как предводители зейдитов или потомки Имама Хасана, да будет мир с ним.
2. Ангелов нельзя убить, чтобы похоронить их, нельзя сразить, чтобы поднять их, нельзя ранить, чтобы вылечить их. Также этот отрывок можно перевести в другом виде: «Убитые которыми (ангелами) не хоронятся, сражённые не поднимаются, а раненые не лечатся».
Хадис 3. (226) Передаёт Салих ибн Аби Асвад: «Абу Джаруд сказал: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Нет из нас – ахль аль-бейт – ни одного, кто устранял бы несправедливость и призывал к истине, чтобы его не сразили беды. Пока не поднимется группа, присутствовавшая в Бадре, убитые из которых не хоронятся, а раненые не лечатся». Я спросил: «Кого имел в виду Имам Бакир?» Он сказал: «Ангелов».
Хадис 4. (227) Этот хадис идентичен предыдущему хадису.
Хадис 5. (228) Передаёт Харис Ауар Хамдани: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал с минбара: «Когда погибнет говорящий, исчезнет обладатель эпохи (Имам Махди) и останутся изменяющиеся сердца, среди которых есть плодородные и бесплодные, тогда погибнут желающие, пропадут пропавшие и останутся верующие. И как их будет мало. Триста и чуть больше. И вместе с ними будет сражаться группа, сражавшаяся в день Бадра вместе с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, которых нельзя убить и которые не умирают».
Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Слова Повелителя правоверных «Исчезнет обладатель эпохи» означают обладателя этого времени сокрытия (Имама Махди), который исчезнет с глаз людей по свершившемуся замыслу Аллаха. Затем он сказал: «И останутся изменяющиеся сердца, среди которых есть плодородные и бесплодные», и это сердца шиитов, изменяющиеся во время этого сокрытия и растерянности. Сердце того, кто стоек в этом на истине, является плодородным. А сердце того, кто свернул в заблуждение и соблазны мирских речей, является бесплодным. Затем он сказал: «Погибнут желающие», осуждая их. И это те, которые торопят повеление Аллаха, не могут покориться ему и видят срок сокрытия долгим, и они погибнут до того, как увидят пришествие имама. И Аллах оставит тех, кого пожелает оставить из терпеливых и покорных, и доведёт их до достойной степени. И это малочисленные искренние верующие, о которых имам упомянул, что их триста и чуть больше. Аллах сделал их достойными для помощи Своему приближенному имаму и для борьбы со Своими врагами за их крепкую веру и истинную убеждённость. И они, как сказано об этом в хадисах, будут его служителями и правителями на земле после установления государства и окончания войны. Затем Повелитель правоверных сказал: «И вместе с ними будет сражаться группа, сражавшаяся в день Бадра вместе с Посланником Аллаха, которых нельзя убить и которые не умирают». Эти слова означают, что Великий и Всемогущий Аллах поддержит этих искренних трёхсот сподвижников Каима (Имама Махди) ангелами Бадра, число которых равно их числу. Да введёт нас Аллах в число тех, кого Он сделал достойными для помощи Своей религии вместе со Своим приближенным имамом, да будет мир с ним. И пусть в этом Он поступит с нами так, как достойно Его.
Хадис 6. (229) Передаёт Абу Мурхиф: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Погибнут быстроскачущие». Я спросил: «Кто они – быстроскачущие?» Он сказал: «Торопящие. И спасутся приближенные, и будет непоколебима крепость на своих опорах[1]. Будьте словно паласы в ваших домах, ведь пыль (смуты) ляжет на тех, кто поднял её. Они не захотят для вас беды, если Аллах охватит их заботой, кроме как для того, кто сам затронет их».
1. В отличие от торопящих приближенные проявляют терпение в эпоху сокрытия и этим приближаются к Аллаху. И поэтому имам сравнил их терпение с непоколебимой крепостью.
Хадис 7. (230) Передаёт Абу Бакр Хадрами: «Я и Абан вошли к Имаму Садику, да будет мир с ним, и произошло это, когда в Хурасане поднялись чёрные знамёна. Мы спросили: «Что ты думаешь?» Он сказал: «Сидите в ваших домах. А когда вы увидите, что мы собрались вокруг мужчины (Имама Махди), устремитесь к нам с оружием».
Хадис 8. (231) Передаёт Али ибн Асбат от некоторых сподвижников: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Удержите ваши языки и пребывайте в ваших домах, ибо тогда беда никогда не охватит исключительно вас, а охватит массы. И никогда зейдиты не перестанут быть вашей защитой»[1].
1. То есть, беда не охватит исключительно последователей двенадцати имамов, если они будут соблюдать такыю, удерживая свои языки от лишних речей и пребывая в своих домах. Зейдиты же не соблюдают такыю и выступают против правителей, которые обрушивают на них свой гнев и забывают о настоящих шиитах. Таким образом зейдиты становятся защитой настоящих шиитов.
Хадис 9. (232) Передаёт Абдурахман ибн Касир: «Однажды я находился у Имама Садика, да будет мир с ним, и был возле него Михзам Асади, который сказал: «Да сделает меня Аллах жертвой за тебя. Когда наступит это повеление, которое вы ждёте? Оно затянулось для нас». Он сказал: «О, Михзам. Лгут желающие и погибнут торопящие. Спасутся покорные и вернутся к нам».
Хадис 10. (233) Передаёт Абдурахман ибн Касир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Придёт повеление Аллаха, не торопите же его»[1]: «Это наше повеление. Великий и Всемогущий Аллах приказал не торопить его, пока Аллах не поддержит его (Имама Махди) тремя войсками: ангелами, верующими и страхом. И его выступление подобно выступлению Посланника Аллаха, и это слова Всевышнего: «Как вывел тебя твой Господь из твоего дома с истиной»[2].
1. Сура «Пчёлы», аят 1
2. Сура «Добыча», аят 5
Хадис 11. (234) Передаёт Яхья ибн Сабик: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Погибнут быстроскачущие и спасутся приближенные, и будет непоколебима крепость на своих опорах. Воистину, после печали настаёт удивительное облегчение».
Хадис 12. (235) Передаёт Абу Халид Кабули: «Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Хотел бы я быть свободен в том, чтобы сказать людям три речи, а затем Аллах исполнил бы надо мной, что пожелает. Но у нас завет от Аллаха, что мы будем терпеть. Затем он прочёл этот аят: «И вы непременно узнаете весть о нём после некоторого времени»[1]. А затем он также прочёл слова Всевышнего: «И вы непременно услышите от тех, кому было даровано писание до вас, и от многобожников много неприятного. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это из решимости в делах»[2].
1. Сура «Сад», аят 88
2. Сура «Семейство Имрана», аят 186
Хадис 13. (236) Передаёт Абу Туфейл: «Имам Бакир рассказывает со слов своего отца Имама Саджада, да будет мир с ними, что однажды Ибн Аббас послал к нему человека, чтобы спросить его об этом аяте: «О вы, которые уверовали! Терпите, запаситесь терпением и будьте стойки на страже»[1]. Имам Саджад разгневался и сказал спрашивающему: «Хотел бы я, чтобы тот, кто велел тебе это, стоял сейчас передо мной». Затем он сказал: «Этот аят ниспослан о моём отце и о нас. И ещё не наступило время стойкости на страже, о которой велено нам. И скоро из нашего семейства выйдут потомки, стойкие на страже». Затем он сказал: «Знай, что в чреслах его, то есть Ибн Аббаса, находится на хранении то, что создано для адского пламени[2]. Вскоре они будут выводить людей из религии Аллаха толпами, и окрасится земля кровью птенцов из птенцов потомства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, которые восстали не в то время и желали недостижимого. А те, которые уверовали, стойки на страже, терпят и запасаются терпением, пока Аллах не вынесет решения, и Он лучший из выносящих решение».
1. Сура «Семейство Имрана», аят 200
2. То есть, из потомства Ибн Аббаса выйдут правители династии Аббасидов.
Хадис 14. (237) Передаёт Бурейд ибн Муавия Иджли: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал о словах Великого и Всемогущего Аллаха «О вы, которые уверовали! Терпите, запаситесь терпением и будьте стойки на страже»[13]: «Терпите в исполнении обязательных предписаний, запаситесь терпением против ваших врагов и будьте стойки в вашем ожидаемом имаме».
Хадис 15. (238) Передаёт Джабир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Выступление Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, из нас – ахль аль-бейт – подобно выступлению Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. А тот из нас, кто выступит до выступления Каима, подобен птенцу, который попытался взлететь и выпал из своего гнезда, и дети стали играть с ним».
Хадис 16. (239) Передаёт Аля ибн Саяба: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот из вас, кто умер, ожидая этого повеления, подобен тому, кто находится в военном лагере, который принадлежит Каиму (Имаму Махди), да будет мир с ним».
Хадис 17. (240) Передаёт Абу Басир: «Однажды Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не поведать ли вам о том, без чего Великий и Всемогущий Аллах не примет деяний Своих рабов?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Свидетельство, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, Его раб и Его посланник. И признание всего, что велел Аллах, и признание нашего руководства, а также отречение от наших врагов, то есть от врагов имамов. А также подчинение им, набожность, усердие, уверенность и ожидание Каима (Имама Махди), да будет мир с ним». Затем он сказал: «У нас будет государство, которое Аллах образует, когда пожелает». Затем он сказал: «Тот, кого радует быть среди сподвижников Каима, пусть ожидает и действует в ожидании с набожностью и благим нравом. И если он умрёт, а Каим выступит после, то он получит награду того, кто застал его. Будьте же усердны и ожидайте, и пусть это будет приятно для вас, о, группа, осенённая милостью».
Хадис 18. (241) Передаёт Джабир ибн Язид: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Будьте спокойны, пока спокойны небеса и земля, и не выступайте против кого-либо, ибо в вашем повелении не будет тайны[1]. Знайте, что это будет знамение от Великого и Всемогущего Аллаха, а не от людей. Знайте, что это будет ярче солнца, которое не скрыто ни от праведника, ни от нечестивца. Познали ли вы утро? Это будет как утро, в котором нет тайны».
1. То есть пришествие Имама Махди, да будет мир с ним, в ожидании которого пребывают шииты, не будет тайной ни для одного человека и весь мир узнает о нём.
Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Да помилует вас Аллах. Взгляните на этот наказ имамов, да будет мир с ними, и на их приказ о терпении, сдержанности и ожидании пришествия двенадцатого имама. На их упоминание о гибели быстроскачущих и торопящих, и о лжи желающих, на их описание спасения покорных, на их похвалу в адрес терпеливых и стойких, которых они уподобили непоколебимой крепости на её опорах. Да помилует вас Аллах. Внимайте же их наказу, подчинитесь их приказу и покоритесь их словам. Не преступайте их традиций, не будьте из тех, кого возжелали страсти, алчность и спешка, и сбили их с руководства и яркого пути. Да поможет Аллах нам и вам остаться в благополучии от смут. Да укрепит Он нас и вас в благой проницательности. Да поведёт Он нас и вас по прямому пути, ведущему к Его довольству и поселению в райских садах вместе с Его избранными и искренними рабами, с Его милостью и благами.