64. Глава определения и объяснения Довода (худжжат) и руководства (хидаят)

Хадис 1. (525) Передает Мухаммад ибн Хукайм: «Я спросил у Имама Садика (А): «Познание (маарифат) – кто создал его?» Он сказал: «Оно есть создание Аллаха – велик Он и свят! – и для Его рабов нет в нем ничего из создания».

Хадис 2. (526) Передает Ибн Тайар от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – привлечет людей к ответу в той мере, в которой Он одарил их (благами) и наделил их знаниями».

Хадис 3. (527) Передает Хамза ибн Тайар от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – привлечет людей к ответу в той мере, в которой Он одарил их (благами) и наделил их знаниями».

Хадис 4. (528) Передает Хамза ибн Тайар от Имама Садика (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Аллах не таков, чтобы сбивать людей с пути после того, как Он вел их прямо, пока не разъяснит им, чего им остерегаться» (9: 115), что он сказал: «То есть пока Он не разъяснит им, чем Он доволен и на что Он гневается».

И относительно слов: “И внушил ей (душе) порочность и богобоязненность!” (91: 8) он сказал: «То есть разъяснил ей, что необходимо выполнять, и что надо оставить».

И относительно слов: «Мы повели его (человека) путем либо благодарным, либо неверным» (76: 3) он сказал: «То есть: Мы разъяснили ему (прямой путь), и он либо берущий это, либо оставляющий».

И относительно Его слов, велик Он и свят: «А самудян Мы вели прямым путем, но они полюбили слепоту вместо прямого пути» (41: 17) он сказал: «То есть: Мы разъяснили им (прямой путь), но они предпочли слепоту над прямым путем, тогда как они знали».

Хадис 5. (529) Передает Хамза ибн Мухаммад от Имама Садика (А): «Я спросил его о словах Аллаха, велик Он и свят: «И повели его на две высоты» (90: 10). Он сказал: «Высота – это добро и зло».

Хадис 6. (530) Передает Дуруст от того, от кого он передал, от Имама Садика (А), что он сказал: «В создании шести вещей нет никакого выбора для рабов: познание, невежество, довольство, гнев, сон и бодрствование».

Хадис 7. (531) Передает Бурейд ибн Муавия Иджли от Имама Садика (А), что он сказал: «На творениях Аллаха нет обязанности познавать Его, прежде чем Он ознакомил их с Собой (разъяснил им Себя). На Аллахе лежит обязательство познакомить творения с Собой, а на творениях – принять Его, когда Он познакомил их с Собой».[1]

1. Согласно этому риваяту, на человеке лежит обязанность размышления над разъяснениями, которые приходят к нему со стороны Аллаха через Его Посланников и Доводы (мир им), пока он не достигнет степени уверенности в них и сердечного принятия Истины в состоянии покорности и благоговения перед Господом. То, что препятствует этому, делится на две части: во-первых, погружение в ближний мир и озабоченность его делами; во-вторых, страсти, гордыня и стремление к господству над себе подобными. И на Аллахе лежит ниспослание человеку очевидных знамений, а на человеке – устранение этих двух препятствий. Когда же он сделает это, Аллах разожжет свет в его сердце, и он будет гореть как светильник, так что этот человек станет верующим и заслужит вечный Рай.

Хадис 8. (532) Передает Абдульаля ибн Айана: «Я спросил у Имама Садика (А) о том, кто ничего не знает: «На нем есть какая-то обязанность?» Он сказал: «Нет».[1]

1. Это не указывает на оправданность состояния незнания (джахилии). Но тот, кто что-то не знает в силу объективных причин, не имеет обязанности это совершать.

Хадис 9. (533) Передает Абу Хасан Закарийа ибн Йахья от Имама Садика (А), что он сказал: «То, что Аллах сокрыл из Своих знаний от Своих рабов, - это убрано от них».[1]

1. То есть на них не лежит обязанность поступать в соответствии с этим, и они не будут спрошены об этом.

Хадис 10. (534) Передает Хамза ибн Тайар от Имама Садика (А): «Он сказал мне: «Пиши!» и продиктовал мне: «К нашему убеждению относится, что Аллах – велик Он и свят! – спросит с рабов за то, что даровал им и то, что дал им познать. И Он отправил к ним Посланника, и ниспослал ему Книгу, и дал в ней повеления и запреты, и повелел в ней молитву и пост. Он наслал сон на Посланника Аллаха (С) во время (утренней) молитвы и сказал: “Я наслал на тебя сон, и Я пробудил тебя: иди же и соверши молитву, дабы они знали, когда с ними случится то же, как они должны поступать! И не так, как они говорят: ‘если проспал молитву, то погиб‘. И таков же и пост: Я сделаю тебя больным, и Я исцелю тебя. И когда Я исцелю тебя, восполни пост”».

Потом Имам Садик (А) сказал: «И точно так же, если ты взглянешь на все вещи, не найдешь никого в стеснении, и не найдешь никого, над кем у Аллаха не было бы довода (худжжат), и о ком у Него не было бы замысла (машийа), и я не говорю: “они делают всё, что хотят”».

И потом он сказал: «Поистине, Аллах ведет по прямому пути и вводит в заблуждение». И сказал: «То, что повелено им (от Аллаха), - меньше, чем их возможность, и люди способны ко всему тому, к чему Он повелел им. И всё, к чему они не способны, убрано от них. Но большинство людей – нет в них добра».

И потом сказал: «“Нет тягости ни на слабых, ни на больных, ни на тех, которые не находят, что расходовать, если они искренни перед Аллахом и Его посланником! Нет пути против делающих добро. Поистине, Аллах прощающ, милосерд! Ни на тех, которым, когда они придут к тебе, чтобы ты их отправил, ты говоришь: ‘Я не нахожу, на чем вас отправить‘” (9: 91-92) – и это убрано от них, так как они не находят».

Комментарий составителя книги шейха Садука:

«Поистине, Аллах ведет по прямому пути и вводит в заблуждение» - в том смысле, что Он – велик Он и свят! – поведет верующих в День Суда по прямому пути к Раю и введет в заблуждение нечестивцев от пути к Раю. И сказал Он, велик Он и свят: «Аллах утверждает тех, которые уверовали, словом твердым в жизни ближней и в жизни дальней; и сводит с пути Аллах неправедных, и творит Аллах, что желает» (14: 27).

Хадис 11. (535) Передает Абдульаля: «Я спросил у Имама Садика (А): «Да наградит тебя Аллах, установлены ли среди людей средства, через которые они достигают познания (маарифат)?»[1] Он сказал: «Нет». Я спросил: «Обязаны ли они к познанию (Аллаха)?» Он сказал: «Нет, разъяснение – на Аллахе: “Аллах не обязывает душу к тому, на что она не способна” (2: 233); “Аллах не возлагает на душу ничего, кроме того, что Он дал ей” (65: 7).

Я также спросил его о словах Аллаха, велик Он и свят: «Аллах не таков, чтобы сбивать с пути народ после того, как Он вел их прямо, пока не разъяснит им, чего им остерегаться» (9: 115). Он сказал: «То есть пока Он не разъяснит им, чем Он доволен, и что гневает Его».

1. Имеется в виду познание Аллаха, велик Он и свят. Вопрос состоит в том, могут ли люди сами по себе познавать Аллаха, и обязательно ли это для них. Ответ в том, что рассказ людям об Аллахе лежит на самом Аллахе.

Хадис 12. (536) Передает Саадан от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – не наделяет раба каким-то благом, иначе как установив в нем довод (худжжат) от Аллаха над ним. И тот, кого Аллах облагодетельствовал и сделал его сильным, - Его довод над ним есть выполнение того, что Он предписал ему, и претерпевание того, кто слабее его. И тот, кого Аллах облагодетельствовал и раскрыл для него возможности, - довод над ним есть его богатство, и на нем лежит обязанность помогать беднякам. И тот, кого Аллах облагодетельствовал, сделав его благородным происхождением и красивым лицом, - довод над ним в том, чтобы он восхвалял Аллаха за это и не кичился этим перед другими, отнимая права тех, кто слаб, через свое происхождение и красоту».

Хадис 13. (537) Передает Али ибн Укба от его отца: «Я слышал, как Имам Садик (А) говорит: «Возложите ваши дела на Аллаха и не возлагайте их на людей. Ибо то, что принадлежит Аллаху, принадлежит Аллаху, а то, что принадлежит людям, не поднимется к Аллаху. Не препирайтесь с людьми о вашей религии, ибо препирательство вызывает болезнь сердца! Поистине, Аллах – велик Он и свят! – сказал Своему Пророку (С): “Ты не ведешь прямым путем тех, кого хочешь: Аллах ведет, кого желает” (28: 56), и сказал: “Разве ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?” (10: 99). Оставьте же людей, ибо люди взяли у людей, а вы взяли у Посланника Аллаха (С)! Я слышал, как мой отец (А) сказал: “Поистине, если Аллах – велик Он и свят! – начертал человеку, чтобы он вошел в это дело[1], он устремится в него быстрее, чем птица к своему гнезду”».[2]

1. То есть в веру (иман), под которой понимается следование руководству Ахль уль-Бейт (А).

2. Запрет Имама (А) относится к бесполезным препирательствам на тему религии, а не к приведению доводов и доказательств в защиту Истины, что является одобряемым делом, о чем говорится во многих других риваятах. Однако доводы и доказательства надо приводить тем, чьи сердца и разум открыты, а не тем, чье зрение и слух запечатаны.

Хадис 14. (538) Передает Сулейман ибн Халид от Имама Садика (А), что он сказал: «Поистине, если Аллах – велик Он и свят! – захочет рабу блага, Он начертит на его сердце точку из света, и раскроет слух его сердца, и поручит его ангелу, дабы тот помогал ему. Если же Аллах захочет рабу зла, Он начертит на его сердце черную точку, и закроет слух его сердца, и поручит его шайтану, дабы тот сбивал его с пути». И потом он прочитал этот аят: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для Ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо» (6: 125).

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Аллах желает рабу зла лишь по причине грехов, которые тот совершает, и тогда Он запечатывает его сердце и поручает его шайтану, который сбивает его с пути. И Он не поступает так с ним, иначе как по заслугам. И Он – велик Он и свят! – поручает раба ангелу, который помогает ему, тоже по заслугам и достоинствам того. Он наделяет Своей милостью, кого пожелает, и сказал Он: «А кто уклоняется от поминания Милостивого, к тому Мы приставим сатану, и он для него – спутник» (43: 36).

Хадис 15. (539) Передает Абу Басир: «Имама Садика (А) спросили о познании (маарифат): «Является ли оно приобретаемым (муктасаб)?» Он сказал: «Нет». У него спросили: «Значит, оно из созданий Аллаха – велик Он и свят! – и из того, что Он дарует?» Он сказал: «Да, и раб ничего в нем не создает, и на нем лежит приобретение деяний». А потом сказал: «Деяния рабов сотворены творением определения (такдир), а не формирования (таквин)[1]. И значение этого в том, что Аллах – велик Он и свят! – знал об их определениях (макадир)[2] прежде их бытия».

1. См. примечание к хадису 5 этой главы.

2. Буквально: «размерах», «величинах».

Хадис 16. (540) Передает Хамдан ибн Сулейман: «Я написал Имаму Риде (А), спрашивая его о деяниях рабов: они сотворены или не сотворены? Он написал мне: «Деяния рабов были определены (мукаддар) в знании Аллаха – велик Он и свят! – за две тысячи лет до сотворения рабов».

Хадис 17. (541) Передает Хафс ибн Гийас Нахаи Кази: «Имам Садик (А) сказал: «Тот, кто поступает по тому, что знает, удовлетворен тем, чего он не знает».