6. Глава о том, что Аллах - велик Он и свят! - не имеет тела или образа

Хадис 1. (94) Передает Мухаммад ибн Хукайма: «Имам Казым (А) сказал: «Воистину, Аллаху – велик Он и свят! – не подобна никакая вещь».

Хадис 2. (95) Передает Мухаммад ибн Фарадж Рухаджи: «Я написал Имаму Казыму (А) о том, что сказали Хишам ибн Хакам о теле и Хишам ибн Салим об образе (Аллаха). И он ответил: «Оставь удивление удивляющихся и прибегай к Аллаху от шайтана: то, что они говорят, неверно».

Хадис 3. (96) Передает Хамза ибн Мухаммад: «Я написал Имаму Казыму (А), спрашивая его о теле и образе (Аллаха), и он ответил: «Пречист Тот, Кому не подобна никакая вещь: Он не тело и не образ».

Хадис 4. (97) Передает Али ибн Аби Хамза: «Я сказал Имаму Садику (А): «Я слышал, что Хишам ибн Хакам передает от вас, что Аллах есть тело – вечное, состоящее из света, и познание его является обязательным, и Аллах дает такое познание кому пожелает из Своих рабов». Он сказал: «Пречист Тот, о Ком никто не знает, каков Он, кроме Него Самого, и ничто не подобно Ему, и Он – Слышащий, Видящий! Он не определяется границами, и не ощущается, и не чувствуется на ощупь, и нельзя до Него дотронуться, и чувства не постигают Его, и ничто не объемлет Его. Он не есть тело, не есть образ, не есть контур, не есть ограничение (тахдид)».

Хадис 5. (98) Передает Мухаммад ибн Зейд: «Я пришел к Имаму Риде (А), чтобы спросить его о единобожии (таухид). И он продиктовал мне следующее: «Хвала Аллаху, Творцу (фатир) вещей через их образование (инша’) и их Создателю изначала, через Его силу и мудрость. И нет вещи, создание которой было бы неверным, и нет причины, чье сотворение было бы неправильным. Он создал то, что пожелал, как пожелал, и утвердился тем самым в Своем единстве через проявление Своей мудрости и истинности Своего господства (рубубийа). Не определяют Его разумы, и мысли не достигают Его, и взоры не постигают Его, и меры Его не объемлют. Обессилели выражения в описании Его, и утомились взоры, не достигнув Его, и заблудились в Нем спряжения качеств. Он завесил Себя без завесы завешивающей и скрылся без укрытия укрывающего. Он познается без видения, описывается без образа и тела – нет бога, кроме Аллаха, Великого, Возвышенного!»

Хадис 6. (99) Передает Мухаммад ибн Хукайм: «Я передал Имаму Казыму (А) слова Хишама Джавалики, а также рассказал ему о словах Хишама ибн Хакама, что Аллах есть тело. Он сказал: «Поистине, никакая вещь не подобна Аллаху. Какое распутство и мерзость могут быть большими, нежели слова тех, кто описывает Творца вещей через тело, или образ, или форму (внешний вид), или ограничение, или части тела! Аллах превыше этого великим превознесением!»

Хадис 7. (100) Передает Мухаммад ибн Зийад: «Йунус ибн Зибьян говорил, что он пришел к Имаму Садику (А) и сказал ему: «Вот, Хишам ибн Хакам говорит опасные слова. Хочу изложить их тебе вкратце: что Аллах есть тело, ибо всякая вещь суть либо тело, либо действие тела. Но Творец не может быть в значении действия, а потому можно говорить о Нем как о действующем!»

Имам (А) сказал: «Горе ему! Разве он не знает, что всякое тело ограниченно и имеет пределы, и всякий образ ограничен, имеет пределы? А то, что имеет границы, может быть увеличено и уменьшено, а если оно может быть увеличено или уменьшено, то оно суть сотворенное».

Я сказал: «Тогда как ты скажешь?»

Он сказал: «(Аллах) не тело и не образ, но Он дает телесность телам и образность образам. Он не делится на части, и не имеет предела, и не увеличивается, и не уменьшается. Если бы Аллах был таков, как он говорит, то не было бы разницы между Творцом и сотворенным и между Образователем и образованным. Однако Он – Образователь (мунши), и (огромная) разница между Ним и тем, чему Он дал телесность, и наделил образом, и образовал. Ибо никакая вещь не подобна Ему, и Он не подобен никакой вещи».

Хадис 8. (101) Передает Хасан ибн Абдуррахман Хаммани: «Я сказал Мусе ибн Джафару Казыму (А): «Вот, Хишам ибн Хакам думал, что Аллах есть тело – нет ничего, подобного Ему, Знающий, Слышащий, Видящий, Могучий, Говорящий, Изрекающий, и Его знание, речь (калам) и сила идут вместе, и ничто из них не сотворено». Имам (А) сказал: «Да убьет его Аллах! Разве не знал он, что всякое тело ограниченно, а речь (калам) есть нечто иное, нежели говорящий?! Прибегаю к Аллаху и отрекаюсь перед Аллахом от подобных слов! Он не есть тело, не есть образ, не есть ограничение, и всякая вещь, помимо Него, сотворена. И все вещи возникают лишь по Его воле и замыслу, безо всякой речи, безо всякого сомнения в Нем и безо всяких слов, произносимых языком».

Хадис 9. (102) Передает Ибрахим ибн Мухаммад Хамдани: «Я написал Имаму Казыму (А), что в нашей местности есть его друзья, которые расходятся в вопросе единобожия (таухид), и среди них такие, которые говорят, что Аллах есть тело, и такие, которые говорят, что Он есть образ. И он написал ответ своей собственной рукой: «Пречист Тот, Кто не ограничивается, и не описывается, и нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Знающий!»

Хадис 10. (103) Аббаси передал, что он сказал Имаму Казыму (А): «Вот, некоторые ваши друзья задают вам вопрос». Он спросил: «Кто они?» Я ответил: «Хасан ибн Сахль». Он спросил: «О чем вопрос?» Я сказал: «О единобожии (таухид)». Он спросил: «О чем из единобожия?» Я сказал: «Он спрашивает: Аллах тело или нет?»

Он сказал: «Люди относительно единобожия (таухид) делятся на три течения (мазхаб): признающие (единобожие) через уподобление (ташбих); отрицающие (единобожие); признающие (единобожие) без уподобления (Аллаха творениям). Течение признания через уподобления не разрешено и течение отрицания не разрешено, а истинный путь в третьем течении признания без уподобления (исбат била ташбих)».

Хадис 11. (104) Передает Хасан ибн Аббас ибн Хурайши Рази от Тайиба, то есть Али ибн Мухаммада (Имама Хади) и Мухаммада ибн Али Джавада, мир им обоим, что они сказали: «Тот, кто говорит, будто Аллах есть тело, - не давайте ему закят и не молитесь за ним».

Хадис 12. (105) Передает Мухаммад ибн Али Касани: «Я написал Имаму (А), что в нашей области люди разошлись о единобожии (таухид). И он написал: «Пречист Тот, Кто не ограничивается и не описывается – нет ничего, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий!»

Хадис 13. (106) Передает Бушр ибн Башшари Нейшабури: «Я написал Имаму Казыму (А), что в нашей местности есть его друзья, которые расходятся в вопросе единобожия (таухид), и среди них такие, которые говорят, что Аллах есть тело, и такие, которые говорят, что Он есть образ. И он написал: «Пречист Тот, Кто не ограничивается, и не описывается, и нет ничего подобного Ему, и нет ничего такого, как Он, и Он – Слышащий, Видящий!»

Хадис 14. (107) Передает Сахль ибн Зийад: «Я написал Имаму Хасану Аскари (А) в двести пятьдесят пятом году: «О, мой господин, наши друзья разошлись по вопросу единобожия (таухид). Одни из них сказали, что Аллах есть тело, другие – что Он есть образ. Если ты научишь меня, о мой господин, тому, на чем я встану в этом вопросе, и тому, что не дозволено в нем, то окажешь милость своему рабу».

И он ответил, написав своей собственной рукой: «Ты спросил о единобожии (таухид), и оно отдалено от вас, (судя по вашим мнениям). Аллах – велик Он и свят! – Единый, Единственный, Самодостаточный, не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один, Творец, а не сотворенный: творит Он любые тела, какие пожелает, и не только, и формирует любые образы, Сам же не имеет образа. Превознеслась Его слава, и освятились Его имена, и превыше Он того, чтобы у Него было подобие. Только Он – и ничего, кроме Него, и нет ничего, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий!»

Хадис 15. (108) Передает Абдуррахим Касир: «Я написал письмо Имаму Садику (А), где был такой вопрос: «Сообщи мне об Аллахе - велик Он и свят! – описывается ли Он через образ или очертание? И если можно – да сделает меня Аллах твоею жертвой! – напиши мне об истинном учении (мазхаб) о единобожии (таухид)».

И он ответил: «Ты спросил – да помилует тебя Аллах! – о единобожии и о том, куда ушли люди твоей местности (в этом вопросе). И высок Аллах, и нет вещи, подобной Ему, и Он – Слышащий, Видящий; Аллах превыше того, что приписывают Ему описывающие, уподобляющие Аллаха – велик Он и свят! – Его творению и принижающие Его. Знай, что истинное учение (мазхаб) о единобожии – то, с чем был ниспослан Коран относительно качеств Аллаха, велик Он и свят! Так отвергай же относительно Аллаха ложь и уподобление (ташбих)! Его отрицание есть заблуждение, и Его уподобление (чему-то) есть заблуждение. Он – Аллах, Прочный (сабит), Сущий (мауджуд). Превыше Аллах того, что приписывают Ему описывающие! Не уходи же от Корана, иначе заблудишься после ясного разъяснения!»

Хадис 16. (109) Передает Сахль ибн Зийад от некоторых других: «Я написал Имаму Мусе Казыму (А), спрашивая Его о теле и образе (Аллаха). Он ответил: «Пречист Тот, Которому ничто не подобно, – Он не есть тело и не есть образ».

Хадис 17. (110) Передает Хамза ибн Мухаммад: «Я написал Имаму Казыму (А), спрашивая его о теле и образе (Аллаха). Он ответил: «Пречист Тот, Которому ничто не подобно».

Хадис 18. (111) Передает Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил у Имама Бакира о том, что передают, будто Аллах – велик Он и свят! – сотворил Адама по Своему образу. Он сказал: «Этот образ – преходящий, сотворенный; Аллах предпочел его и избрал из числа различных других образов. И Он отнес Его к Себе подобно тому, как отнес к Себе Каабу или дух, говоря: “Мой дом” (2: 125) или “вдохну в него от Моего духа” (15: 29)»[1].

1. То есть смысл выражения «по Своему образу» не означает, что у Аллаха есть образ, по которому Он сотворил Адама, а то, что тот образ, по которому Он его сотворил, принадлежит Аллаху, и Он избрал его. И выражение «по образу Аллаха» подобно выражению «Дом Аллаха» (Кааба), «дух Аллаха» и так далее.

Хадис 19. (112) Передает Йакуб Саррадж: «Я сказал Имаму Садику (А): «Вот, некоторые люди думают, что у Аллаха есть образ, подобный образу человека. Другие говорят, что у Него облик безбородого юноши с вьющимися курчавыми локонами». Имам Садик (А) упал в земной поклон, потом поднял голову и сказал: «Пречист Аллах, Которому не подобна никакая вещь, и взоры не постигают Его, и знание не объемлет Его; не рождал Он, ибо ребенок подобен отцу, и не был рожден, чтобы быть похожим на того, кто был прежде Него, и из Его создания не был равен Ему ни один! Превыше Он качеств того, что кроме Него, великим вознесением!»

Хадис 20. (113) Передает Сакр ибн Аби Дулаф: «Я спросил у Имама Риды (А) о единобожии (таухид) и сказал: «Я говорю, как говорил Хишам ибн Хакам». Он разгневался и сказал: «Что вам в словах Хишама ибн Хакама? Не из нас тот, кто думает, будто у Аллаха есть тело, и мы отрекаемся от него в ближней жизни и будущей. О, Ибн Аби Дулаф! Поистине, тело – преходяще, и Аллах – Тот, Кто сотворил его и дал ему телесность».