Предисловие

Книга «Таухид» и шейх Садук: предисловие переводчика

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Книгу «Таухид» («Единобожие»), полный перевод которой на русский язык держит в руках читатель, по праву можно назвать «исламским ответом Аристотелю». Этот огромный свод изречений и проповедей Пророка (С) и шиитских Имамов (А) на тему Единобожия представляет собой коллекцию священной мудрости, построенной на совершенно иных основаниях, нежели профанная мысль философов, эзотерическое созерцание мистиков, спекуляции метафизиков или красноречие литераторов. Любой ознакомившийся с этими изречениями должен будет сказать, что их вкус и оттенок совершенно иные, нежели все то, с чем он был знаком до сих, что по сравнению с ними все остальные творения человеческого духа носят отпечаток именно что «человеческого, слишком человеческого».

«Таухид» Садука является также прелюдией к Корану, и адекватное восприятие Откровения невозможно без предварительного знакомства с этой книгой. Данное издание представляет собой полный перевод «Таухида» Садука на русский язык. Всего в книге 578 хадисов. В данном издании перед каждым хадисом стоит его порядковый номер в главе и после точки в скобках – в целом по книге. Например:

Хадис 10. (155) Передал нам Джафар ибн Мухаммад ибн Масрур, что передал...

Это означает, что хадис имеет номер 10 в главе «О силе Аллаха» и 155 – по книге в целом. При ссылке на хадисы «Таухида» достаточно просто указывать порядковый номер хадиса в книге, например:

«Таухид» Садука, хадис 155.

Все примечания под текстом, отмеченные сносками, принадлежат переводчику. В них с опорой на шархи (толкования «Таухида») объясняются непонятные моменты текста, а также смысл некоторых арабских слов и предложений, отмеченных многозначностью.

Составитель книги Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Бабавей, более известный как «шейх Садук» («садук» означает «правдивый») – лицо мазхаба, величайший ученый, опора религии, глава хадисоведов. От священной стороны (от Имама времени) пришло, что он – благой и благословенный факих[1]. Шейх Садук родился в 306 и умер в 381 г. по хиджре. Таким образом, его молодость приходится на период Малого сокрытия, которое началось в 260 и закончилось в 329 г. по хиджре. Жил в Куме и находящемся неподалеку Рее.

Шейх Садук стал самым известным представителем семейства Бабавей, которое около 300 лет поставляло исламскому миру людей знания. Рождение этого человека было необычным, потому что оно произошло благодаря молитве Сокрытого Имама (да ускорит Аллах его приход!). Его отец, который сам являлся известным ученым, написавшим около 100 книг, был женат на своей кузине и долго не имел детей. Он написал письмо особому представителю Имама времени Хусейну ибн Руху Наубахти (дело происходило в период Малого сокрытия), где попросил того передать Имаму просьбу помолиться за него перед Аллахом, чтобы Аллах дал ему праведных детей, которые стали бы религиозными учеными. Со стороны Имама пришел ответ: «У тебя не будет детей от этой женщины. Вскоре ты женишься на женщине из рода Дайламия, которая родит тебе двух сыновей, которые будут религиозными учеными». Так и произошло: вскоре он женился на женщине из рода Дайламия, и от нее у него родились два сына – Мухаммад и Хусейн, которые стали известными учеными, поражавшими людей своей необычной памятью и знаниями. Было очевидно, что особенно великолепный ум и бесконечные успехи первого из них – Мухаммада (шейха Садука) - были следствием того, что благодаря молитвам Имама Времени (А) он был осенен особой благодатью Всевышнего. Сам шейх Садук говорил: «Я родился благодаря молитве Распорядителя дел».

В источниках с его собственных слов также описывается встреча шейха Садука с Сокрытым Имамом (А) возле Каабы: «Я увидел во сне, что совершаю обход вокруг Дома Аллаха. На седьмом круге я подошел к Черному камню и поцеловал его со словами: “Это – тот Завет, который я заключил и выполняю: засвидетельствуй же мою преданность Всевышнему”...» – то есть Завет, о котором Коран говорит: «Вот Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: “Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Чтобы вы не сказали в день воскресения: “Мы были небрежны к этому”» (7: 172). Завет, о котором говорит этот аят, состоялся до начала земной истории с чистыми душами в мире света (мире Завета), и он включал в себя четыре клятвы: клятву покорности Всевышнему, клятву любви и верности Мухаммаду и его пророческой миссии и такие же клятвы по отношению к Имамам и Махди, который завершит историю.

Итак, после произнесения этих слов, которые говорят мусульмане, целуя Черный камень, произошло следующее: «...Когда я сказал это, увидел Восстающего (Каим), Повелителя эпохи и времени Махди, стоящего возле Каабы. Я подошел к нему. Посмотрев мне в лицо, он понял все то, что было у меня на сердце. Я поприветствовал его миром; он ответил мне и сказал: “Почему ты не делаешь то, о чем имеешь намерение относительно написания книги о моем Сокрытии?” Я сказал: “Я уже написал несколько книг о Сокрытии”. Он сказал: “Но не в таком виде. Я хочу, чтобы ты написал книгу о Сокрытии, упомянув в ней те сокрытия, что случались с Пророками”»[2].

После этого шейхом была написана книга «Камаль уд-дин» («Совершенство религии»), которая, к счастью, дошла до нас, и перевод которой еще ждет русскоязычного читателя.

Шейхом Садуком написано более 200 книг, и почти все они представляют собой сборники хадисов от Непорочных (А), сопровожденные краткими комментариями составителя. Наиболее важные из них: «Тот, кого не посещает факих» (Ман ла йахдуруху ль-факих), «Город знания» (Мадинату ль-ильм), «Числа» (Хисаль), «Причины законов» (Илалу шараи‘), «Значения хадисов» (Маани ль-ахбар), «Совершенство религии» (Камаль уд-дин), «Наставления» (Мава‘из), «Избранные хадисы Риды» (Уйун ахбари ррида), «Награда деяний и наказание за деяния» (Савабу ль-аамаль ва икабу ль-аамаль), «Записи» (Амали), а также «Единобожие» (Таухид), которое держит в руках читатель.

Шейх Садук прожил долгую и насыщенную жизнь, большая часть которой прошла в путешествиях по исламскому миру. Огромное количество записанных им хадисов и использованных в них передатчиков объясняется его контактами с широким кругом людей при этих путешествиях. Из городов и местностей, в которых он побывал, упоминаются Багдад, Машхад, Нейшабур, Куфа, Мекка, Медина, Бальх и Самарканд. Сам шейх постоянно предоставлял народу возможность пользоваться своими познаниями, имея множество учеников и находясь в переписке с большим количеством корреспондентов. Со всех концов исламского мира, и особенно с его родины Хорасан, к нему поступали вопросы по вероубеждению и шариату, и он не оставлял их без ответа. Сама книга «Таухид» есть не что иное, как ответ на возражения по поводу шиитской акыды (вероубеждения), составленный по просьбе группы последователей Ахль уль-Бейт (А). Шейх вовсе не напоминал затворника: помимо развития исламской учености, он занимался торговлей и состоял в отношениях с политическими режимами своего времени. Из его учеников следует упомянуть шейха Муфида, сейида Муртазу, известного как «Аламу ль-худа», и шейха Наджаши.

Из того обстоятельства, что почти все книги шейха Садука представляют собой собрания хадисов от Пророка (С) и непорочных Имамов его Семейства (А), некоторые люди делали вывод, будто сам шейх не был способен – подобно многим мусульманским ученым (или псевдоученым) того времени – заниматься теологией или философией и строить собственные умозаключения. Однако в действительности шейх Садук был избранным из избранных, элитой элит этой религии, и, подобно тому как Пророк и Имамы светят светом Бога, он светил светом Ахль уль-Бейт (А), полностью посвятив свою жизнь служению им и донесению их истины, не смешивая свои «человеческие» слова с надчеловеческой реальностью их Слова. Его служение (по-арабски – хидма) заставляет вспомнить хадис от Имама Садика (А) из последней главы этой книги: «Погибли люди, рассуждающие об Аллахе (асхабу ль-калам), и спаслись покорившиеся (мусульмане). Поистине, покорившиеся – они знатные (нуджаба)»[3].

Шейх Садук посвятил свою жизнь шлифованию самого себя как совершенного зеркала, отражающего истину Вилаята (священного руководства), подобно тому как истина Вилаята есть совершенное зеркало, отражающее истину Аллаха. Даже моргание глаза Имама носит не случайный характер, но совершается по воле Бога: а потому для людей путь к совершенству лежит в полном подчинении Имаму и его слову - он является передатчиком воли небес на землю. Шейх Садук своими книгами и своей жизнью реализовал архетип совершенного мусульманина, полностью покорного («ислам» значит «покорность»), а потому – самого знатного в ближнем мире и в будущем.

Могучая священная реальность отмечает не только жизнь этого избранного человека, но и его посмертную судьбу.

Могила шейха находится в Рее, на окраине современного Тегерана. Посещающие ее отмечают необыкновенную атмосферу и аромат, который стоит над этой могилой. В 1822-м году в Рее прошли сильные дожди, и воды значительно размыли усыпальницу ученого. Во время ремонта один из углов могилы разрушился, и обнажилось тело покойного. По свидетельствам очевидцев, оно создавало впечатление только что скончавшегося человека – почти через тысячу лет после его смерти. На ногтях и бороде даже остались следы от хны! Это событие поразило всю иранскую общественность. Шах отдал приказание не закапывать тело, дабы иметь возможность своими глазами посмотреть на чудо. К гробнице приехала делегация в числе самого шаха, его семейства и приближенных, а также ученых Кума. После того как они воочию увидели нетленное тело шейха, шах отдал приказ захоронить его и построить новую усыпальницу.

1. «Танких уль-макаль», том 3, с. 154.

2. Введение к «Камаль уд-дин».

3. Нуджаба – «знатные», «благородные», «аристократы».

Предисловие шейха Садука

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Единому, Единственному, у Которого нет сотоварища, Одному, Самодостаточному, и нет Ему подобия, Первому, Вечному, у Которого нет предела, Последнему, Непреходящему, у Которого нет конца, Сущему, Твердому, Которого не постигает небытие, Царю, Постоянному, у Которого нет исчезновения, Сильному, Которому не присуща слабость, Знающему, от Которого не скроется никакая вещь, Живому, но не жизнью творений, Сущему, но не в каком-то месте, Слышащему, Видящему, но не через какое-то средство, Тому, Который повелевает по справедливости, взимает по достоинству и судит по правде, и нет отсрочки для Его решения, и нет отказа от Его предписания, и нет противящегося Его воле, и нет одолевающего Его желание, ибо повеление Его таково, что когда желает Он что-то, лишь говорит этому: «Будь» - и оно возникает! Пречист же Тот, в Чьей деснице царство всех вещей, и к Нему предстоит возвращение и прибежище!

Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Господа миров, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, господин пророков и лучшее творение Аллаха, и свидетельствую, что Али ибн Аби Талиб – господин преемников, Имам богобоязненных и вождь избранных[1], и что Имамы из его потомства – Доводы Аллаха после него до Судного Дня, приветствие Аллаха и мир над всеми ними!

Говорит шейх Абу Джафар Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Муса ибн Бабавей Кумми – факих, живущий в Рее, автор этой книги, да поможет ему Аллах в подчинении Ему и направит к Своему довольству!

К написанию этой книги меня побудило то, что я встретил людей, являющихся нашими врагами, которые приписывают нам мнение о подобии Аллаха Его творениям (ташбих) и о предопределении (джабр) на основе хадисов, которые есть в их книгах, толкования которых они не поняли, и не познали их значения, и стали применять их в том месте, где не следует. Они не сравнивали их со словами Корана и опорочили наш мазхаб возле невежественных людей, и закрыли возле них наш путь, и отвратили людей от религии Аллаха, и побудили их к отвержению Доводов Аллаха. И я решил ради Аллаха – да вознесется Его поминание! – написать эту книгу относительно единобожия (таухид) и отрицания уподобления и предопределения (ташбих ва джабр), прибегая к Его помощи и полагаясь на Него. И достаточно мне Его, и Он – Лучший попечитель!

1. Каиду ль-гурри ль-мухаджжалин – непереводимое выражение, являющееся одним из прозвищ повелителя верующих Али ибн Аби Талиба (А). «Каид» значит «вождь», «предводитель». Словом «гурр» арабы называют крайне породистую лошадь, на лбу у которой имеется белая звезда. Слово «мухаджжаль» также означает элитную лошадь, признаком породы которой являются кольца на ногах. Таким образом, выражение «Каиду ль-гурри ль-мухаджжалин» передает значение Вождя наиболее избранной и «породистой» части людей. Другое толкование, связанное с первым, состоит в том, что в Раю шииты повелителя верующих Али (А) будут иметь звезду во лбу и кольца на ногах, из которых будет литься свет.