Сифат аш-шиа - Аль-Кафи

Сифат аш-шиа

Сборник хадисов «Качества шиитов», Шейх Садук

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров! И да благословит Аллах Мухаммада и его пречистый род!

Хадис 1. Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Наши последователи (шииты) – люди набожности и усердия, люди исполнения обещаний и надёжности, люди воздержанности и поклонения. В течение дня и ночи они выполняют пятьдесят один ракат молитв. Они выстаивают ночь в молитве, постятся днём, выплачивают закят со своего имущества, совершают хадж к дому и сторонятся всего запрещённого».

Хадис 2. Передаёт Хусейн ибн Халид: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Наши последователи покоряются нашим велениям, следуют нашим речам и противятся нашим врагам. И кто не таков, тот не из нас».

Хадис 3. Передаёт Абан ибн Усман: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Нет религии у того, у кого нет такыйи, и нет веры у того, у кого нет набожности».

Хадис 4. Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Лжёт тот, кто утверждает, что является нашим последователем и держится за узы других помимо нас».

Хадис 5. Передаёт Ибн Аби Наджран: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, говорил: «Кто враждует с нашими последователями, тот враждует с нами, а кто дружит с ними, тот дружит с нами, ибо они сотворены из нашей глины. Кто любит их, тот из нас, а кто ненавидит их, тот не из нас. Наши последователи взирают через свет Аллаха, они пребывают в милости Аллаха и достигают успеха в почёте от Аллаха. Если кто-то из наших последователей заболеет, то мы заболеем из-за его болезни, и если он опечалится, то мы опечалимся из-за его печали, и если он обрадуется, то мы обрадуемся из-за его радости. И не скроется от нас ни один из наших последователей, где бы он не находился – на востоке земли или на западе. Если кто-то из наших последователей оставит долг, то его выплата на нас. И если кто-то из них оставит имущество, то оно принадлежит его наследникам. Наши последователи – те, которые выполняют молитву, платят закят, совершают хадж к запретному дому, постятся в месяце рамадан, любят ахль аль-бейт и отрекаются от их врагов. Они – люди веры и благочестия, люди набожности и богобоязненности. Кто отверг их, тот отверг Аллаха, а кто опорочил их, тот опорочил Аллаха, ибо они истинные рабы Аллаха и искренние Его друзья. Если один из них заступится за Рабиа и Мудар[1], то Аллах примет его заступничество за них по причине почёта, которым он обладает пред Великим и Всемогущим Аллахом».

1. Племена Рабиа и Мудар среди арабов были известны своей многочисленностью, и название этих племён отождествлялось с большим числом людей.

Хадис 6. Передаёт Мухаммад ибн Имран: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто скажет искренне «Нет божества кроме Аллаха», тот войдёт в рай. И искренность его заключается в том, чтобы слова «Нет божества кроме Аллаха» удержали его от того, что запретил Всевышний Аллах».

Хадис 7. Передаёт Зейд ибн Аркам: «Пророк, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто скажет искренне «Нет божества кроме Аллаха», тот войдёт в рай. И его искренность при этом заключается в том, чтобы слова «Нет божества кроме Аллаха» огородили его от того, что запретил Аллах».

Хадис 8. Передаёт Абу Убейда Хазза: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, завоевал Мекку, он встал на холме Сафа и сказал: «О, Бани Хашим! О, Бани Абдуль-Мутталиб! Я – посланник Аллаха к вам и я испытываю сострадание к вам. Не говорите: «Мухаммад из нас». Клянусь Аллахом, моими друзьями, что из вас, что из других, являются только богобоязненные. Знайте, я не узнаю вас, если вы явитесь в судный день, неся ближний мир на своих шеях, а люди явятся, неся загробный мир. Знайте, я не оставил оправданий между собой и вами, между Великим и Всемогущим Аллахом и вами. Воистину, мне мои деяния, а вам ваши деяния».

Хадис 9. Мухаммад ибн Кейс передаёт от Имама Бакира, который передал от своего отца и от своего деда, да будет мир с ними: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Общение с плохими людьми влечёт плохое мнение о хороших людях. Общение с хорошими людьми подвигает плохих людей к хорошим. И общение нечестивцев с праведниками подвигает нечестивцев к праведникам. И если дело кого-то неясно для вас, и вы не знаете его религию, то взгляните на его приятелей. Если они приверженцы религии Аллаха, то и он на религии Аллаха. А если они вне религии Аллаха, то нет ему успеха в религии Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и судный день, пусть не братается с неверующим и не водится с нечестивцем. Кто станет брататься с неверующим или водиться с нечестивцем, тот будет неверующим, нечестивцем».

Хадис 10. Передаёт Ибн Фаддаль: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, говорил: «Кто поддерживает связь с порвавшим с нами, или порывает с поддерживающим связь с нами, или восхваляет порочащего нас, или почитает противящегося нам, тот не от нас и мы не от него».

Хадис 11. Передаёт Ибн Фаддаль: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Кто дружит с врагами Аллаха, тот враждует с друзьями Аллаха, а кто враждует с друзьями Аллаха, тот враждует с Всеблагим и Всевышним Аллахом. И Великий и Всемогущий Аллах вправе ввергнуть его в огонь ада».

Хадис 12. Передаёт Ахмад ибн Абдулла: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, последователем Али, да будет мир с ним, является лишь тот, кто целомудрен в своём животе и половом органе, совершает деяния для своего Творца, надеется на Его награду и страшится Его наказания».

Хадис 13. Передаёт Мухаммад ибн Аджлян: «Я находился рядом с Имамом Садиком, да будет мир с ним, когда к нему вошёл мужчина и поприветствовал его. Имам спросил его: «Каковы твои братья по вере, которых ты оставил?» Мужчина прославил их, отозвался с одобрением и расхвалил. Имам спросил: «Как богатые из них посещают бедных из них?» Мужчина сказал: «Мало». Имам спросил: «Как богатые из них поддерживают связь с бедными из них, помогая им?» Мужчина сказал: «Ты перечисляешь качества, которых нет среди тех, кто с нами». Тогда имам сказал: «Так как же они утверждают, что являются нашими последователями?»

Хадис 14. Передаёт Хасан ибн Али Хаззаз: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, говорил: «Воистину, среди тех, кто избирает любовь к нам – к ахль аль-бейт, есть тот, чьё проклятие для наших последователей хуже, чем проклятие даджаля». Я спросил его: «О, сын Посланника Аллаха, каким образом?» Он сказал: «Дружбой с нашими врагами и враждой с нашими друзьями. Если это случится, то истина смешается с ложью, станет неясным повеление и не отличится верующий от лицемера».

Хадис 15. Передаёт Аля ибн Фудейл: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто любит неверующего, тот ненавидит Аллаха, а кто ненавидит неверующего, тот любит Аллаха». Затем он сказал: «Друг врага Аллаха – враг Аллаха».

Хадис 16. Передаёт Джафар ибн Мухаммад ибн Масрур: «Мне рассказали несколько наших передатчиков, что Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто водится с сомнительными, тот сам сомнительный».

Хадис 17. Передаёт Муалля ибн Хунейс: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Насибит не тот, кто проявляет вражду к нам – к ахль аль-бейт, ибо ты не найдёшь никого, кто говорил бы: «Я ненавижу Мухаммада и род Мухаммада». Но насибитом является тот, кто проявляет вражду к вам, зная, что вы следуете за нами и отрекаетесь от наших врагов». И он сказал: «Кто насытил нашего врага, тот убил нашего друга».

Хадис 18. Передаёт Ахмад ибн Мухаммад ибн Хасан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, последователи Али, да благословит его Аллах, были с пустыми животами и высохшими губами. Они – люди сострадания, знания и кротости, и узнаются по воздержанности. Так обратитесь к помощи набожности и усердия в том, чего вы придерживаетесь».

Хадис 19. Абдулла ибн Амру ибн Аби Микдам передаёт от своего отца: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, Абу Микдам. Воистину, последователи Али, да будет мир с ним, только бледные, худые, с высохшими губами, которые высохли от стояния в молитве. Их желудки пустые, цвета жёлтые, лица изменённые. Когда их покрывает ночь, они избирают землю своим ложем и встречаются с ней своими лбами. Их глаза плачут, их слёзы обильны, их молитвы множественны и мольбы многочисленны. Их чтение Книги Аллаха радует людей, но сами они печальны».

Хадис 20. Передаёт Синди ибн Мухаммад: «Группа людей шла за Повелителем правоверных Али, да будет мир с ним. Он повернулся к ним и спросил: «Кто вы?» Они ответили: «Твои последователи, о, Повелитель правоверных». Он сказал: «Но я не вижу на вас примет моих последователей». Они спросили: «Каковы приметы последователей?» Он сказал: «Их лица желты от бодрствования ночью, их желудки пусты от поста, их губы сухи от мольбы, и на них пыль смиренности».

Хадис 21. Передаёт Муфаддаль: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, последователями Джафара (Имама Садика) является лишь тот, кто целомудрен в своём животе и половом органе, стоек в своей борьбе, совершает деяния для своего Творца, надеется на Его награду и страшится Его наказания. Если ты увидишь их, то они последователи Джафара».

Хадис 22. Передаёт Джабир Джуфи: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, Джабир. Разве достаточно, что тот, кто избрал следование нам, будет говорить лишь о любви к нам – к ахль аль-бейт? Клянусь Аллахом, нашими последователями являются только те, кто страшится Аллаха и повинуется Ему. Они не узнаются иначе как через скромность, смиренность, возвращение вверенного на хранение, многочисленное поминание Аллаха, совершение поста и молитвы, через добро к родителям, заботу о бедных соседях, нуждающихся, должниках и сиротах, через правдивые речи, чтение Корана, удержание языка от людей, кроме добрых слов в их адрес. И они надёжные люди в своём роду». Я сказал: «О, сын Посланника Аллаха. Мы не знаем никого, обладающего такими качествами». Он сказал мне: «О, Джабир. Пусть не увлекут вас за собой неверные убеждения, когда человек говорит: «Я люблю Али, да благословит его Аллах, и следую ему». Если бы он сказал: «Я люблю Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род», а ведь Посланник Аллаха лучше Али, а затем не последовал бы по его пути и не придерживался бы его сунны, то его любовь к нему не принесёт ему никакой пользы. Бойтесь же Аллаха и совершайте деяния для достижения того, что пред Аллахом. Ни у кого с Аллахом нет родственных связей. Самым любимым рабом для Великого и Всемогущего Аллаха и самым почитаемым из них является самый богобоязненный и самый покорный Ему в деяниях. О, Джабир, не приблизится раб к Всеблагому и Всевышнему Аллаху кроме как через покорность Ему. И не избавляет от огня одно только утверждение о любви к нам. Ни у кого из вас нет довода к Аллаху. Кто покорен Аллаху, тот является нашим другом, а кто не повинуется Ему, тот является нашим врагом. Наше покровительство достигается только через деяния и набожность».

Хадис 23. Зариф ибн Насих передаёт хадис, в котором Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Последователями Али, да будет мир с ним, являются лишь одаривающие друг друга в нашем руководстве, любящие друг друга в любви к нам, посещающие друг друга для оживления нашего повеления. Если они в гневе, то не творят несправедливости, а если они в довольстве, то не преступают границ. Они благодать для тех, кто соседствует с ними, и безопасность для тех, кто общается с ними».

Хадис 24. Амру ибн Аби Микдам передаёт от своего отца: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал мне: «Последователи Али, да будет мир с ним, бледные, худые, высохшие. Их губы сухие, желудки пустые, цвета изменённые».

Хадис 25. По этому же иснаду: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, Джабир. Последователями Али, да будет мир с ним, являются только те, чей голос не преступает их слуха, а злоба не преступает их тела. Они не расхваливают нелюбящего нас, не поддерживают связь с ненавидящим нас и не водятся с порочащим нас. Последователями Али являются те, кто не воет воем собак, не жаждет алчностью ворон и не протягивает к людям свою ладонь, даже если умрёт от голода. Они ведут скромную жизнь и их жилища перемещаются. Когда они присутствуют, их не узнают, когда они скрываются, их не ищут, когда они болеют, их не навещают, а когда они умирают, в их похоронах не принимают участия. И они посещают друг друга в их могилах». Я спросил: «Где же мне искать их?» Он сказал: «На окраинах земли между базарами. И это слова Великого и Всемогущего Аллаха о них: «Смиренных перед верующими, непреклонных перед неверующими»[1].

1. Сура «Трапеза», аят 54

Хадис 26. Передаёт Муфаддаль ибн Кейс: «Имам Садик, да будет мир с ним, спросил: «Сколько наших последователей в Куфе?» Я сказал: «Пятьдесят тысяч». Он не переставал говорить, пока не сказал: «Надеешься ли ты на то, что их двадцать?» Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, я желаю, чтобы в Куфе было хотя бы двадцать пять мужчин, познавших наше повеление, которого мы придерживаемся, и не говорящих о нас ничего кроме истины».

Хадис 27. Передаёт Мухаммад ибн Али Маджилявейх, да помилует его Аллах: «Абу Джафар Даваники в эпоху власти Абу Аббаса сказал в Хире Имаму Садику, да будет мир с ним: «О, Абу Абдулла. Почему мужчина из ваших последователей на одном собрании извлекает то, что внутри него, после чего узнаются его убеждения?» Он сказал: «Это от сладости веры в их груди. По причине её сладости они являют это».

Хадис 28. Ибн Аби Умейр передаёт хадис от одного из имамов, да будет мир с ними: «Одни из вас молятся больше других. Одни из вас совершают хадж больше других. Одни из вас раздают милостыню больше других. Одни из вас постятся больше других. Но лучшим из вас является лучший в познании».

Хадис 29. Передаёт Муфаддаль ибн Зияд Абди: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, мы – ахль аль-бейт – правдивые. Ваши заботы – признаки вашей религии, а заботы ваших врагов с вами. Их сердца пропитаны ненавистью к вам. Они искажают всё то, что слышат от вас, возводят от вас равных (Аллаху), а затем этим приписывают вам ложь. И этим достаточно для них греха пред Аллахом».

Хадис 30. Передаёт Мухаммад ибн Яхья ибн Садир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда наступит судный день, все творения будут позваны по именам их матерей, кроме нас и наших последователей, ибо нет в нас внебрачных связей».

Хадис 31. Передаёт Абдулла ибн Халид Кинани: «Мне повстречался Имам Казим, да будет мир с ним, и с моей руки свисала рыба. Он сказал мне: «Выбрось её. Я не желаю, чтобы благородный мужчина сам нёс что-либо ничтожное». Затем он сказал: «Вы, о, шииты, являетесь группой, у которой множество врагов. Вы являетесь группой, с которой враждуют люди. Так по мере ваших возможностей украсьте себя в их глазах».

Хадис 32. Передаёт Масада ибн Садака: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили об их последователях, и он сказал: «Наши последователи – те, кто без задержки вершит прекрасное, удерживается от безобразного, являет красивое и спешит к важным делам, желая милости Величественного. Они от нас, к нам и вместе с нами, где бы мы ни были».

Хадис 33. Передаёт Асбаг ибн Нубата: «Однажды Али, да будет мир с ним, вышел из дома, а мы собрались. Он спросил: «Кто вы и почему собрались?» Мы ответили: «Мы люди из числа твоих последователей, о, Повелитель правоверных». Он сказал: «Но я не вижу на вас примет моих последователей». Мы спросили: «Каковы приметы последователей?» Он сказал: «Их лица желты от ночной молитвы, их глаза слезливы от страха перед Аллахом, их губы сухи от поста, и на них пыль смиренности».

Хадис 34. Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Опиши для меня своих последователей». Он сказал: «Нашими последователями являются те, чей голос не преступает их слуха, чья злоба не преступает их тела, и они не перекладывают свою ношу на других. Они не просят ни у кого, кроме своих братьев, даже если умрут от голода. Наши последователи не воют воем собак и не жаждут алчностью ворон. Наши последователи ведут скромную жизнь и их жилища перемещаются. Нашими последователями являются те, в имуществе которых определённое право (для других). Они утешают друг друга, не беспокоятся в момент смерти и посещают друг друга в их могилах». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Где же мне искать их?» Он сказал: «Ищи их на окраинах земли и между базарами. И как сказал о них Великий и Всемогущий Аллах в Своей Книге: «Смиренных перед верующими, непреклонных перед неверующими»[1].

1. Сура «Трапеза», аят 54

Хадис 35. Абдурахман ибн Касир Хашими передаёт от Имама Садика, который передал от своего отца (Имама Бакира), да будет мир с ними: «Поднялся мужчина из числа сподвижников Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним, которого называли Хаммам и который много поклонялся, и сказал ему: «О, Повелитель правоверных. Опиши для меня богобоязненных так, как будто я взираю на них». Повелитель правоверных помедлил с ответом, а затем сказал: «О, Хаммам! Бойся Аллаха и верши добро, ибо Аллах с теми, которые богобоязненны и которые вершат добро». Хаммам сказал: «О, Повелитель правоверных. Я прошу тебя Тем, кто почтил тебя, и тем, чем наделил Он тебя, чем одарил Он тебя, возвысил тебя тем, что Он даровал тебе. Опиши мне их». Тогда Повелитель правоверных Али, да благословит его Аллах, поднялся на свои ноги, воздал хвалу Аллаху, прославил Его, благословил Пророка и его род и поприветствовал их, а затем сказал:

«А затем. Воистину, Великий и Всемогущий Аллах сотворил творения, и, сотворив их, не нуждался в их повиновении и не опасался их неподчинения, ибо не вредит Ему неподчинение тех из них, кто не подчиняется, и не приносит Ему пользу повиновение тех, кто повинуется Ему. Он распределил между ними средства их жизни и поместил их в ближнем мире на свои места. Аллах вывел Адама и Еву из рая только в воздаяние за то, что сделали они, когда Он запретил им, а они нарушили, Он повелел им, а они ослушались. Богобоязненные в ближнем мире обладатели достоинств, их речь правильна, одеяние скромно, поступь смиренна. Покорились они Аллаху в повиновении и изумились. Отворачивают они свои взоры от того, что запретил им Аллах, и останавливают свой слух на полезном для них знании. Предаются души их испытаниям подобно тем, которые предаются благоденствию, довольствуясь предопределением от Аллаха. И если бы не сроки, предписанные для них Аллахом, их души не остались бы в их телах даже на мгновение ока, жаждая награду и страшась наказания. Возвеличился Творец в их душах, а всё кроме Него стало малым в их глазах. В отношении рая подобны они тому, кто видел его, и они будто благоденствуют в нём, а в отношении ада подобны они тому, кто видел его, и они будто наказаны в нём. Сердца их печальны, зло их безопасно, тела их худы, нужды их незначительны, души их целомудренны, а тяготы их в ближнем мире велики. Терпели они в течение коротких дней, за которыми затем последовала длительная безмятежность. Великодушный Господь облегчил для них прибыльную торговлю. Пожелал их ближний мир, но они его не пожелали, захотел он их, но они обессилили его. Что касается ночи, то выстаивают они рядами, размеренно читая части Корана. Печалят они им свои души и радуются ему. Печаль их поднимается слезами из-за грехов и страданий сердечных ран. Когда доходят они до аята об устрашении, внимают они ему слухом сердец и взоров, содрогается от него их кожа и робеют их сердца. И кажется им, что в ушах их рёв ада, его вздыхание и хрип. А когда доходят они до аята о побуждении, предаются они ему желанием и их души тянутся к нему жаждой. И кажется им, что он перед их глазами. Посреди ночи они на коленях прославляют Могучего и Великого, простираясь на свои лбы, ладони, пальцы ног и колени. По щекам их текут слёзы, и умоляют они Аллаха избавить их от оков. Что касается дня, то они кротки, знающи, праведны и богобоязненны. Отточил их страх и подобны они стрелам. Взирающий взирает на них и считает больными, но они не больны. Или же говорит он: «Они помешались», но помешались они великим делом, когда размышляли над величием Аллаха и мощью Его власти, и помешались поминанием смерти и ужасов судного дня. Всё это устрашило их сердца, взволновано их мысли и поразило их умы. Когда же они приходят в себя, то устремляются к Аллаху чистыми деяниями, не довольствуясь для Аллаха малыми из своих деяний и не возвеличивая для Него большие. Они подозрительны к своим душам и опасаются за свои деяния. Если один из них будет упомянут как чистый человек, то страшится он того, что говорят, и говорит: «Я лучше других знаю о себе, а мой Господь лучше меня знает обо мне. О, Аллах! Не взыщи с меня за то, что они говорят, и сделай меня лучше того, что они полагают, и прости меня за то, чего они не знают, ибо Ты – Знающий сокровенное и Скрывающий недостатки». К признакам каждого из них, которые ты увидишь в нём, относятся твёрдость в религии, благоразумие в мягкости, вера в убеждённости, алчность в знании, изящество в доброжелательстве, сострадание в расходах, умеренность в богатстве, смирение в поклонении, выносливость в лишении, терпение в трудности, милосердие в трудах, раздача в истине, доброта в приобретении, желание в дозволенном, старание в прямом пути, отстранение в алчности, праведность в прямоте и пренебрежение в страсти. Не очаровывает его похвала того, кто не знает его. Не оставляет он отсчёт деяний, которые совершил, совершая их для себя. Совершает он праведные деяния, но пребывает в трепете. Вечерами его заботит благодарность, а по утрам его занимает поминание. Отходит ко сну в трепете, а встречает утро в радости. В трепете от предостережения за беспечность, а в радости за постигшие его блага и милости. Если его душа отягощается нелюбимым ею, то он не предоставляет её желаниям, в которых заключён его вред. Его радость в том, что вечно и длительно, прохлада его очей в том, что не исчезнет, стремление его в том, что останется, а аскетизм его в том, что канет в небытие. Кротость он соединяет со знанием, а знание соединяет с разумом. Ты увидишь, что от лени он далёк, в заботе постоянен, надежды его близки, ошибки малы, ожидает он срока, сердце его смиренно, поминает он Господа, страшится он греха, душа его нетребовательна, незнание скрыто, дело лёгко, религия охраняема, страсть умерщвлена, гнев подавлен, нрав чист, сосед от него в безопасности, гордыня его слаба, вред его сведён на нет, поминание его многочисленно, повеление прочно. Не раскрывает он того, что доверили ему друзья, и не скрывает своего свидетельства от врагов. Не совершает он ничего из истины ради показухи и не оставляет его из стеснения. Добро от него ожидается, а зло не предвидится. Если окажется он среди беспечных, то запишется в числе поминающих, а если окажется он среди поминающих, то не будет записан в числе беспечных. Прощает он притеснивших его, одаряет лишивших его, соединяется с порвавшими с ним. Сдержанность не расстаётся с ним, не спешит он в том, что вызывает его сомнение, и прощает он то, что очевидно для него. Невежество от него далёко, слово его мягко, порицаемое в нём сокрыто, одобряемое близко, речь его правдива, деяние благонравно, добро ожидает его впереди, а зло осталось у него позади. При потрясениях он исполнен достоинств, при тяготах терпелив, в благополучии благодарен. Не поступает он несправедливо с тем, кто ненавидит его, и не вершит он греха в отношении того, кого не любит. Не претендует он на то, что не принадлежит ему, и не отрицает он истины против себя. Признаёт он истину прежде, чем будет явлено ему свидетельство. Не губит он того, что дали ему на хранение, не забывает того, о чём ему напомнили, не оскорбляет он обидными прозвищами, никого не обижает, не завидует, не вредит соседу, не злорадствует чужим несчастьям. Тороплив он к выполнению молитв, исполнителен в возвращении доверенного, неспешен к порицаемому. Призывает он к благому и удерживает от порицаемого, не входит в дела с незнанием и не выходит из истины с бессилием. Если молчит, то молчание его не тяготит, если говорит, то не говорит вздора, если смеётся, то голос его не возвышается над слухом. Довольствуется он предначертанным для него, не охватывает его злоба, не одолевает его страсть, не подчиняет его скупость и не жаждет он того, что не принадлежит ему. Общается он с людьми, чтобы узнать, молчит, чтобы пребывать в благополучии, спрашивает, чтобы понять. Слушает не для того, чтобы изумлять, и говорит не для того, чтобы превознестись над другими. Если притеснят его, он проявляет терпение, покуда Аллах не станет тем, кто отомстит за него. Душа его в трудах от него, люди же в отдохновении от него. Утруждает он себя для своего загробного мира и избавляет людей от своего зла. Отдаление его от тех, кто от него отдалился – отречение и неподдельность, а приближение его к тем, кто к нему приблизился – мягкость и милость. Отдаление его - не высокомерие и превознесение, а приближение его - не обман и обольщение. Следует он людям добра, бывшим до него, и сам он предводитель для людей благонравия, которые будут после него».

Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тогда Хаммам лишился чувств и умер, и сказал Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним: «Клянусь Аллахом, этого я и боялся». Он повелел подготовить его к похоронам, выполнил по нему погребальную молитву и сказал: «Так действуют доходчивые увещевания на достойных их». И сказал ему сказавший: «А как же насчёт тебя, о, Повелитель правоверных?» И сказал он: «Горе тебе. Для каждого есть срок, которого он никогда не преступит, и причина, которую он не нарушит. Потише, не повторяй подобного, ибо воистину, шайтан вдунул это в твой язык».

Хадис 36. Передаёт Сафван ибн Михран: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Верующим является лишь тот, кого гнев не выводит из истины, если он разгневается, кого довольство не вводит в ложь, если он довольствуется, и кто не берёт больше причитающегося ему, если он обладает силой».

Хадис 37. Передаёт Али ибн Абдульазиз: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Али ибн Абдульазиз, пусть их плач не обманет тебя, ибо богобоязненность находится в сердце».

Хадис 38. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Рабы Аллаха, я наставляю вас к богобоязненности, и не взваливайте людей на свои плечи, иначе вы унизитесь. Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Говорите людям хорошее»[1]». Затем он сказал: «Навещайте их больных, присутствуйте на их похоронах, свидетельствуйте за них и против них, молитесь с ними в их мечетях и исполняйте их права». Затем он сказал: «Что может быть суровее для группы людей, которые полагают, что следуют за другой группой людей и держатся их слов, но когда те повелевают им и запрещают, они не принимают от них и разглашают их речи перед их врагами. И приходят к нам враги и говорят нам: «Люди говорят и передают то-то и то-то», и тогда мы говорим: «Мы отрекаемся от тех, кто говорит это», и отречение распространяется над ними».

1. Сура «Корова», аят 83

Хадис 39. Передаёт Абдулла ибн Зияд: «Мы поприветствовали в Мине Имама Садика, да будет мир с ним, а затем я сказал: «О, сын Посланника Аллаха. Мы – люди, которые постоянно перемещаются, и мы не можем присутствовать на твоих собраниях, когда захотим этого. Наставь же нас». Он сказал: «Вам следует быть богобоязненными, правдивыми в речах, возвращать вверенное вам, быть хорошими спутниками для тех, кто сопровождает вас, распространять приветствие и кормить едой. Молитесь в их мечетях, навещайте их больных и следуйте за их похоронными процессиями. Мой отец рассказывал мне, что наши – ахль аль-бейт – последователи были лучшими из них. Если был знающий, то был он из них. Если был муэдзин, то был он из них. Если был имам молитвы, то был он из них. Если был тот, кому вверяли на хранение, то был он из них. Будьте такими же. Вызывайте в людях любовь к нам и не вызывайте в них ненависть к нам».

Хадис 40. Хумран ибн Айан передаёт от Имама Садика, да будет мир с ним: «Имам Саджад, да будет мир с ним, находился в своём доме, когда группа людей постучалась в его дверь. Он сказал: «Служанка, посмотри, кто у дверей». Они сказали: «Группа из твоих последователей». Тогда он подскочил второпях, что чуть не упал, а когда открыл дверь и взглянул на них, он вернулся и сказал: «Они солгали. Где приметы на лицах? Где следы поклонения? Где знаки земных поклонов? Наши последователи узнаются лишь по их поклонению и растрёпанности. Поклонение покрыло ссадинами их носы и стёрло их лбы и иные части тела, склоняющиеся в земном поклоне. Их животы пусты, а губы сухи. Поклонение взволновало их лица, а ночное бодрствование и дневной пост износили их тела. Они прославляют Аллаха, когда люди молчат, выполняют молитву, когда люди спят, и печалятся, когда люди радуются. Они узнаются через воздержанность. Их речи – милость, а их забота – рай».

Хадис 41. Передаёт Абдулла: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто признаёт шесть вещей, тот верующий. Отречение от тагутов, признание руководства, вера в возвращение (раджат), дозволенность временного брака, запрещённость угря (рыбы семейства угрёвых) и отказ от отирания поверхности кожаной обуви».

Хадис 42. Передаёт Масада ибн Садака: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили: «Почему верующий проницателен?» Он сказал: «Потому что в его сердце величие Корана, в его сердце чистейшая вера. Он поклоняется Великому и Всемогущему Аллаху, повинуется Аллаху и подтверждает Его Посланника». Его спросили: «Почему верующий бережлив?» Он сказал: «Потому что он добывает удел дозволенным путём, а достижение дозволенного тяжко. Поэтому он не любит расставаться с ним, зная о тяжести его достижения. Если же он проявит щедрость, то не расположит его иначе как в нужном месте». Его спросили: «Каковы признаки верующего?» Он сказал: «Их четыре. Его сон подобен сну утопающих, его еда подобна еде больных, его плач подобен плачу потерявших детей женщин, а его сидение подобно сидению вскакивающих». Его спросили: «Почему верующий женится?» Он сказал: «Для сохранения своего полового органа от недозволенных ему половых органов, и чтобы страсть не склоняло его ни туда, ни сюда. И когда получит он дозволенное, он довольствуется им и не нуждается с ним в ином». И он сказал: «В верующем есть три качества, которые не соединяются ни в ком кроме него. Его знание о Великом и Всемогущем Аллахе, его знание о том, кого Он любит, и его знание о том, кого Он ненавидит». И он сказал: «Воистину, сила верующего в его сердце. Разве не видите вы, что находите его слабым в телосложении и худым в теле, а он простаивает в молитве ночами и постится днями». И он сказал: «Верующий в своей религии крепче неподвижной горы. И всё это по причине того, что от горы можно отколоть, а от религии верующего никто не сможет отколоть что-либо, ибо он дорожит своей религией и бережлив к ней».

Хадис 43. По этому же иснаду: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не поведать ли вам, почему верующий назван верующим? Потому что люди доверяют ему свои жизни и своё имущество. Не поведать ли вам кто является мусульманином? Мусульманином является тот, от рук которого и языка люди пребывают в безопасности. Не поведать ли вам о переселившимся? Он тот, кто оставил мерзости и то, что запретил Великий и Всемогущий Аллах».

Хадис 44. По этому же иснаду: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кого огорчает мерзкое и радует благое, тот верующий».

Хадис 45. Передаёт Хубаб Васити: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Как отвратительно для верующего иметь желание, которое унижает его».

Хадис 46. По этому же иснаду: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Проказа похожа на проклятие. Его нет ни в нас, ни в наших потомках, ни в наших последователях».

Хадис 47. Передаёт Хусейн ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, верующий крепче железа. Когда железо помещается в огонь, оно меняется. Если же верующий будет убит, затем воскрешён, затем снова убит, его сердце не изменится».

Хадис 48. Передаёт Муфаддаль: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Всеблагой и Всевышний Аллах сотворил верующих из одной основы. Не входит в их число входящий и не выходит из них выходящий. Клянусь Аллахом, подобны они голове на теле и подобны они пальцам на ладони. И если вы увидите того, кто отличается от этого, то решительно засвидетельствуйте, что он лицемер».

Хадис 49. Передаёт Мухаммад ибн Сулейман Дайлами: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Зима является весной верующего. Ночь в ней долга и он прибегает к её помощи для простаивания в молитве».

Хадис 50. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Аллах не обезопасил верующего от бед ближнего мира. Но он обезопасил его от слепоты и от несчастья в загробном мире, то есть от слепоты неразумения и непроницательности».

Хадис 51. Передаёт Саид ибн Газван: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Верующий не бывает лишённым благ».

Хадис 52. Передаёт Салих ибн Хайсам: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В ком есть три качества, тот достигает совершенства качеств веры. Кто терпит несправедливость, гасит свой гнев и прощает, тот относится к тем, кого Аллах введёт в рай и кому будет даровано право заступничества за подобных Рабиа и Мудар».[1]

1. Племена Рабиа и Мудар среди арабов были известны своей многочисленностью, и название этих племён отождествлялось с большим числом людей.

Хадис 53. Передаёт Зейд: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Вы никогда не станете настоящими верующими, пока не будете заслуживающими доверия и пока не станете считать благополучие несчастьем, ибо терпение в беде лучше безмятежности в благополучии».

Хадис 54. Мухаммад ибн Ахмад передаёт от мужчины, который сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Опиши мне верующего». Он сказал: «Он силён в религии, благоразумен в мягкости, убеждён в вере, алчен в понимании, усерден в прямом пути, праведен в прямоте, знающ в кротости, благодарен в доброжелательстве, щедр в истине, бережлив в достатке, прекрасен в нужде, прощающ в силе, покорен в наставлении, набожен в желании, бдителен в борьбе, занят в молитве, терпелив в беде. При потрясениях он исполнен достоинств, при тяготах терпелив, в благополучии благодарен. Он не злословит, не проявляет высокомерия и не разрывает родственных уз. Он не слаб, не груб и не жесток. Не опережает его надменность, не позорит его живот, не побеждает его страсть. Он не завидует людям, не скупится, не излишествует и не расточительствует. Он помогает угнетённому и проявляет жалость к бедным. Душа его в трудах от него, люди же в отдохновении от него. Он не стремится к ближнему миру и не пугается устрашений людей. У людей заботы, к которым они подошли, у него заботы, которыми он занялся. Не видно недостатка в его кротости, немощи в его мнении и убыли в его религии. Он наставляет того, кто обратился к нему за наставлением, помогает тому, кто помог ему, сторонится лжи, непристойности и невежества. И это качества верующего».

Хадис 55. Передаёт Абу Аля: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Верующий – тот, кого боятся все, ибо он величественен в религии Аллаха и ничего не страшится. И это признак каждого верующего».

Хадис 56. Передаёт Сафван Джаммаль: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Пред верующим смиренны все вещи». Затем он сказал: «Если сердце его будет искренним к Аллаху, то Аллах устрашит им все вещи, даже насекомых земли, её хищников и птиц неба».

Хадис 57. Передаёт Аммар ибн Муса: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили об обитателях неба: «Видят ли они обитателей земли?» Он сказал: «Они не видят никого кроме верующих, ибо верующий из света подобного свету звёзд». Ему сказали: «Значит, они видят обитателей земли». Он сказал: «Нет, они видят его свет, куда бы он ни направился». Затем он сказал: «Для каждого верующего в день суда будет пять времён, в которые он будет заступаться».

Хадис 58. Передаёт Зияд Канди: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Достаточно для верующего помощи от Аллаха, заключающейся в том, что он видит, что враг его действует в ослушании Аллаха».

Хадис 59. Передаёт Хариси: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не веруют мужчина, в котором есть скупость, зависть и трусость. Верующий не бывает трусливым, скупым и алчным».

Хадис 60. Мухаммад ибн Яхья Аттар передаёт от некоторых передатчиков: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Верующий в отношении себя правдивее семидесяти верующих в отношении него».

Хадис 61. Передаёт Харис ибн Дилхас: «Я слышал, как Имам Рида, да будет мир с ним, говорил: «Верующий не станет подлинно верующим, пока не будет в нём трёх особенностей – традиции от его Господа, традиции от его пророка и традиции от его покровителя. Традиция от его Господа – сокрытие его тайны. Великий и Всемогущий сказал: «Знающий сокровенное, и Он не открывает никому Своего сокровенного, кроме посланников, которыми Он доволен»[1]. Традиция от его пророка – учтивость с людьми, ибо Великий и Всемогущий Аллах повелел Своему Пророку учтивость, сказав: «Яви снисходительность, побуждай к добру и отвернись от невежд»[2]. Традиция от его покровителя – терпение в беде и несчастье, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Терпеливые в беде и несчастье»[3].

1. Сура «Джинны», аяты 26-27

2. Сура «Преграды», аят 199

3. Сура «Корова», аят 177

Хадис 62. Передаёт Абдулла ибн Муса ибн Джафар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о двух ангелах: «Знают ли они о грехе раба, когда он желает совершить его, или о его благодеянии?» Он спросил: «Неприятный запах и ароматный для тебя одно и то же?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Когда раб намеревается совершить благодеяние, его душа исторгает ароматный запах, после чего ангел справа говорит своему товарищу слева: «Поднимись, ибо он намерился совершить благодеяние». А когда он совершит его, его язык становится пером, а его слюна чернилами, и ангел записывает для него благодеяние. А когда раб намеревается совершить злодеяние, его душа исторгает неприятный запах, после чего ангел слева говорит своему товарищу справа: ««Поднимись, ибо он намерился совершить злодеяние». А когда он совершит его, его язык становится пером, а его слюна чернилами, и ангел записывает против него злодеяние».

Хадис 63. Передаёт Мухаммад ибн Ханафия: «Когда Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, прибыл в Басру после верблюжьей битвы, его пригласил Ахнаф ибн Кейс. Он приготовил для него еду и послал её ему и его сподвижникам. Али пришёл, а затем сказал: «О, Ахнаф, позови ко мне моих сподвижников», после чего вошли смиренные люди подобные изношенным бурдюкам. Ахнаф ибн Кейс спросил: «О, Повелитель правоверных. Что произошло с ними? Это от недостатка еды или страха войны?» Он сказал: «Нет, о, Ахнаф. Пречистый Аллах любит людей, которые ведут ради Него аскетическую жизнь в ближней обители, подобную аскетизму тех, на кого нагрянуло знание об их близости к судному дню до того, как они воочию увидят его. И они принудили себя к усердию. Когда они вспоминают о дне предоставления деяний Пречистому Аллаху, они воображают, как пламя огня выводит творения к их Всеблагому и Всевышнему Господу, и как книга деяний является над головами свидетелей и позор их грехов. И близко, что души их истекут или сердца их взметнутся крыльями страха, и покинут их умы, когда вскипят они из-за того, что предстанут перед Пречистым Аллахом. И издавали они жалобные стоны смятения во мраке несправедливости и страдали от страха перед тем, куда поместили самих себя. Прошли они этот мир с уставшими телами, печальными сердцами, увядшими лицами, высохшими губами и пустыми животами. Ты видишь их опьянёнными собеседниками в одиночестве ночи, смиренными словно изношенные бурдюки. Очистили они свои деяния для Аллаха тайно и явно, и не в безопасности их сердца от страха перед Ним. Подобны они тем, кто стережёт свод своих владений. И если увидишь ты их в ночи, когда спят глаза, умолкли голоса и стихли движения птиц в гнёздах, то их разбудил ужас судного дня и угроза, как сказал Пречистый Аллах: «Разве обитатели селений были в безопасности от того, что к ним не явится Наше наказание ночью, когда они спят?»[1] И проснулись они испуганными и встали на молитву рыдающими, временами плача, временами прославляя Аллаха. Плачут они в своих михрабах и причитают, встав рядами в тёмной и чёрной ночи. О, Ахнаф, если увидишь ты их в ночи стоящими на ногах со склонёнными спинами, читающими в своих молитвах части Корана, и усилились их плач, рыдания и вздохи. Когда они вздыхают, ты подумаешь, что огонь схватил их глотки, а когда они рыдают, ты посчитаешь, что цепи заковали их шеи. И если увидишь ты их днём, то увидишь людей, которые ходят по земле смиренно и говорят людям благое, а если обращаются к ним невежды, то они говорят: «Мир». А когда проходят они мимо праздного, проходят с достоинством. Связали они свои стопы от обвинений, сделали немыми свои языки от того, чтобы говорить о чести людей, заткнули свой слух от того, чтобы проникали в него речи преступающих, подкрасили свои глаза удержанием взоров от греховного и направились к обители благополучия, и тот, кто войдёт в неё, пребудет в безопасности от сомнений и печалей. О, Ахнаф, возможно, если твой взор обратится на лицо одного из них, оно покажет тебе хвори, несмотря на яркость лица. И жилище, которое заняло тебя рисунком своих помещений и развешанными завесами, но к плодам которого приставлены ветры и недуги. И это твоё жилище не является жилищем вечности. То жилище, которое Пречистый Аллах сотворил из белого жемчуга, расколол в нём реки, взрастил в нём деревья, покрыл тенью спелых фруктов и наполнил его молодыми гуриями, а затем заселил его Своими друзьями и людьми покорности. О, Ахнаф, если ты увидишь их, как они прибывают к увеличению милостей от их Пречистого Господа, то поймёшь, когда они готовятся к движению, как их верховые животные издают голоса, лучше которых не слышали слышащие. И облако покрыло их тенью, пролив на них мускус и шафран. Их лошади ржут между травами этих садов, а их верблюды пересекают дюны шафрана, топча своими ногами жемчуг и кораллы. Встречают их служители этих садов ароматными букетами и обдувает их ветер со стороны трона, осыпая их жасмином и хризантемой. Идут они к их вратам и Ридван (хранитель рая) открывает для них врата, затем в садах они совершают земной поклон Аллаху, а Могущественный говорит им: «Поднимите ваши головы, ибо Я избавил вас от трудов поклонения и поселил вас в саду довольства». О, Ахнаф! Если ускользнёт от тебя то, что сказал я тебе в начале своей речи, то ты непременно будешь оставлен в облачении из дёгтя, будешь скитаться между геенной и кипящей водой, и будешь напоян обжигающим и бурлящим питьём. И сколько в тот день в огне сломленных спин, сокрушённых и обезображенных лиц с разбитыми носами. Огонь съедает их руки, цепляя ошейниками их шеи. О, Ахнаф, если бы ты увидел их спускающимися в долины ада и поднимающимися на его горы, одетыми в клочья одеяния из дёгтя, соединёнными с нечестивцами и шайтанами. Когда они воззовут о помощи, их охватит худший огонь, и станут суровы к ним скорпионы и змеи. Если бы ты увидел взывающего глашатая, который говорит: «О, обитатели рая и его благ, о люди его прекрасных одежд и украшений, это вечность и нет больше смерти». И тогда закончатся их надежды, закроются врата и оборвутся связи. И сколько в тот день стариков, взывающих: «О горе моей старости!», и сколько юношей, взывающих: «О горе моей молодости!», и сколько женщин, взывающих: «О горе моему позору!», ибо разорваны в тот день завесы. И сколько в тот день грешников, заточённых на уровнях ада, кричащих: «Горе тебе! После мягкой одежды (в ближнем мире), прохладной воды в тени стен и вкушения различных яств облачили тебя в одеяние, которое не оставит тебе тёмного волоса, чтобы он не побелел, и не оставит глаза, которым ты взирал на любимое, чтобы он не был выбит. И это то, что уготовил Аллах для грешников. И это то, что уготовил Аллах для богобоязненных».

1. Сура «Преграды», аят 97

Хадис 64. Мухаммад ибн Муслим передаёт от Имама Бакира, да будет мир с ним: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, был спрошен о лучших рабах Аллаха. И он сказал: «Те, которые радуются, когда совершают благодеяния, просят прощения, когда грешат, благодарят, когда получают дары, терпят, когда их настигают беды, и прощают, когда гневаются».

Хадис 65. Йусуф ибн Мухаммад ибн Зияд и Али ибн Мухаммад ибн Саййар передали от своих отцов, которые передали от Имама Хасана Аскари, передавшего от своих отцов, да будет мир с ними: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал одному из своих сподвижников: «О, Абдулла! Люби ради Аллаха и ненавидь ради Аллаха, дружи ради Аллаха и враждуй ради Аллаха, ибо ты не достигнешь Его покровительства иначе как через это. И не почувствует мужчина сладости веры, даже если умножатся его молитвы и посты, пока он не станет таким. Сегодня дружба людей в большей степени стала ради ближнего мира. Ради него они любят друг друга и ради него они ненавидят друг друга, и это ни в чём не избавит их от Аллаха». Он спросил его: «Как я узнаю, что дружу и враждую ради Великого и Всемогущего Аллаха? И кто друг Великого и Всемогущего Аллаха, чтобы я дружил с ним, и кто Его враг, чтобы я враждовал с ним?» Тогда Посланник Аллаха указал ему на Али, да будет мир с ним, и сказал: «Видишь его?» Тот сказал: «Да». Он сказал: «Его друг – друг Аллаха, так люби его. И его враг – враг Аллаха, так враждуй с ним. Люби его друга, даже если он будет убийцей твоего отца и твоего сына. И враждуй с его врагом, даже если он будет твоим отцом и твоим сыном».

Хадис 66. Абу Басир передаёт от Имама Садика, который передал от своих отцов, да будет мир с ними: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Приверженцы религии обладают признаками, по которым они узнаются. По правдивости в речах, по возвращению вверенного на хранение, по поддержанию родственных уз, по милосердию к слабым, по малому общение с женщинами, по благодеяниям, по доброму нраву, по широте души, по следованию за знанием и за тем, что приближает к Великому и Всемогущему Аллаху. Блаженство (туба) им и прекрасное пристанище[1]. Туба – это дерево в раю, корень которого находится в доме Пророка, да благословит Аллах его и его род. Нет верующего, в доме которого не было бы её ветви. Не возникает в его сердце стремления к чему-либо, чтобы эта ветвь не привела это ему. И если усердный всадник сто лет будет скакать в тени этого дерева, он не выйдёт из-под неё. И если ворон взлетит снизу этого дерева, то он не достигнет её верха и упадёт одряхлевшим. Так желайте же подобного. Воистину, душа верующего в трудах от него, люди же от него в отдохновении. Когда ночь покрывает его, он стелет своё лицо и своим телом совершает земной поклон Великому и Всемогущему Аллаху. Он взывает к своему Творцу об освобождении его шеи. Так будьте же такими».

1. Сура «Гром», аят 29

Хадис 67. Передаёт Абдулла ибн Мускан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Всеблагой и Всевышний Аллах наделил Посланника Аллаха превосходными нравственными качествами. Проверьте же свои души. Если они есть в вас, то воздайте хвалу Великому и Всемогущему Аллаху и желайте у Него их увеличения». И он назвал десять качеств: убеждённость, довольство малым, терпение, благодарность, кротость, добрый нрав, щедрость, ревность, смелость и благородство».

Хадис 68. Передаёт Абдульазим ибн Абдулла Хасани: «Я вошёл к моему господину Али ибн Мухаммаду (Имаму Хади), да будет мир с ним, а когда он увидел меня, он сказал мне: «Добро пожаловать, о, Абу Касим. Ты наш истинный друг». Я сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Я хочу описать для тебя свою религию, и если она угодна, я буду стоек в ней, пока не встречу Великого и Всемогущего Аллаха». Он сказал: «Давай, о, Абу Касим». Я сказал: «Я говорю, что Всеблагой и Всевышний Аллах Един, и нет ничего, подобного Ему. Он вне двух крайностей – отрицания качеств и уподобления. Он не тело, не образ, не форма и не вещество. Но Он – Создатель тел, Образователь образов, Творец форм и веществ, Господь всех вещей, их Властелин, Устроитель и Воплотитель. Он – Мудрый, не совершающий дурного, и Он не нарушает обязательств. И я говорю, что Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, является Его рабом и Его посланником. Он – печать пророков, и нет пророка после него до судного дня. И его закон – печать законов, и нет закона после него до судного дня. И я говорю, что имам, наместник и покровитель после него Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб, затем Хасан, затем Хусейн, затем Али ибн Хусейн (Имам Саджад), затем Мухаммад ибн Али (Имам Бакир), затем Джафар ибн Мухаммад (Имам Садик), затем Муса ибн Джафар (Имам Казим), затем Али ибн Муса (Имам Рида), затем Мухаммад ибн Али (Имам Джавад), да будет мир с ними, а затем ты, о, мой господин». Он сказал: «А после меня мой сын Хасан (Имам Аскари). И как поступят люди в отношении наместника (Имама Махди) после него?» Я спросил: «Почему, о, мой господин?» Он сказал: «Потому что не видно его личности и не дозволено упоминать его по имени, пока он не выступит и не наполнит землю справедливостью и правдой после того как она была наполнена угнетением и ложью». Я сказал: «Я признал и говорю, что их друг – друг Аллаха, а их враг – враг Аллаха. Подчинением им – подчинение Аллаху, а ослушание их – ослушание Аллаха. И я говорю, что вознесение Пророка – истина, вопросы в могиле – истина, что рай – истина, ад – истина, мост – истина, весы – истина, и что час наступит, и нет в этом сомнения, и Аллах воскресит тех, кто в могилах. И я говорю, что обязательные предписания после вилаята – молитва, закят, пост, хадж, джихад, призыв к благому, удержание от предосудительного и права родителей». И я сказал: «Это моя религия, мой путь, моя вера и моя убеждённость, и я известил тебя о них». Тогда Имам Хади сказал: «О, Абу Касим! Клянусь Аллахом, это религия Аллаха, которую Он одобрил для Своих рабов. Будь стоек на ней. Да укрепит тебя Аллах прочным словом в ближней жизни и в последней».

Хадис 69. Мухаммад ибн Умара передаёт от своего отца: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не является нашим последователем тот, кто отрицает четыре вещи: мирадж (вознесение Пророка), вопросы в могиле, сотворения рая с адом, и заступничество».

Хадис 70. Али ибн Фаддаль передаёт от своего отца: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Кто опровергает мирадж, тот опровергает Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род».

Хадис 71. Передаёт Фадль ибн Шазан: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Кто признаёт единство Аллаха, отрицает уподобление Ему, очищает Его от того, что недостойно Его. И кто признаёт, что Он обладает силой, мощью, волей, желанием, творением, повелением, предначертанием, определением, и что деяния рабов сотворены сотворением предначертания, а не сотворением создания. И кто свидетельствует, что Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, является посланником Аллаха, а Али и имамы после него, да будет мир с ними, являются доводами Аллаха. И кто дружит с их друзьями, сторонится великих грехов, признаёт возвращение (раджат), временный брак и снятие запретов ихрама между умрой и хаджем, верует в вознесение Пророка (мирадж), вопросы в могиле, водоём, заступничество, в сотворение рая и ада, в мост, весы, воскрешение, воздаяние и расчёт, тот является истинным верующим и нашим – ахль аль-бейт – последователем».