Глава 7. Что передаётся о том, кто сомневается в одном из имамов, или проводит ночь, не познав в ней своего имама, или исповедует религию Великого и Всемогущего Аллаха без имама от Него

Хадис 1. (99) Передаёт Яхья ибн Абдулла: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Яхья ибн Абдулла. Тот, кто провёл ночь, не познав в ней своего имама, умер смертью времён невежества».

Хадис 2. (100) Передаёт Мухаммад ибн Муслим Сакафи: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «Каждый, кто исповедует религию Аллаха, изнуряя себя поклонением, и не имея имама от Всевышнего Аллаха, его старания не будут приняты, он пребывает в заблуждении и растерянности. Аллаху неприятны его деяния. Он подобен заблудшей овце из овец, которая отбилась от своего пастуха и своего стада. Она блуждает, ходя из стороны в сторону, недоумевая в течение дня, а когда наступает ночь, она видит стадо с их пастухом. Обманувшись, она стремится к этому стаду, и проводит ночь с этим стадом в его загоне. А когда пастух начинает гнать своё стадо, она не узнаёт пастуха и стадо. И вновь блуждает в растерянности, желая найти своего пастуха и своё стадо. Она вновь видит пасущееся стадо других овец вместе с их пастухом и, обманувшись, стремится к ним. Пастух кричит на неё: «О, заблудшая и растерянная овца. Иди к своему пастуху и своему стаду, ты блуждающая и растерянная, и отбилась от своего пастуха и своего стада». Она блуждает в страхе, растерянности, мечась в разные стороны. Нет у неё пастуха, который направил бы её на её пастбище или вернул её в её загон. И в это время волк, воспользовавшись её состоянием, съедает её. Клянусь Аллахом, о, Ибн Муслим, таким же является тот из этой общины, кто не имеет имама от Великого и Всемогущего Аллаха. Он отбившийся, растерянный и заблудший, и если он умрёт в этом состоянии, то умрёт смертью неверия и лицемерия. Знай, о, Мухаммад, что имамы истины и их последователи являются теми, кто держится религии Аллаха. А имамы несправедливости отдалены от религии Аллаха и от истины. Они заблудились и ввели в заблуждение других. И деяния, которые они совершали, «подобны пеплу, над которым пронёсся ветер в день непогоды. Они не властны над тем, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение»[1].

1. Сура «Ибрагим», аят 18

Хадис 3. (101) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Каково положение того, кто отрицает имама из вас?» Он сказал: «Кто отрицает имама от Аллаха, отрекается от него и его религии, тот неверующий и отступивший от ислама, ибо имам от Аллаха и его религия от религии Аллаха. Кто отрекается от религии Аллаха, кровь того в этом состоянии дозволена, за исключением случаев, когда он вернётся и покается перед Всевышним Аллахом за свои слова».

Хадис 4. (102) Передаёт Хумран ибн Айан: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, об имамах. Он сказал: «Тот, кто отрицает одного из живых (имамов), отрицает всех умерших».

Хадис 5. (103) Передаёт Ибн Мускан: «Я спросил шейха (то есть Имама Садика), да будет мир с ним, об имамах. Он сказал: «Тот, кто отрицает одного из живых, отрицает всех умерших».

Хадис 6. (104) Передаёт Муавия ибн Вахб: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто умер, не познав своего имама, умер смертью времён невежества».

Хадис 7. (105) Передаёт Ибн Аби Наср: «Имам Рида, да будет мир с ним, сказал о словах Всевышнего Аллаха «Кто более заблудший, чем тот, кто следует своим страстям без руководства от Аллаха?»[1]: «То есть, тот, кто избрал своей религией собственное мнение, не следуя имаму из имамов верного руководства».

1. Сура «Рассказ», аят 50

Хадис 8. (106) Передаёт Мухаммад ибн Синан от некоторых передатчиков: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто делает соучастником имама, чей имамат от Аллаха, того, чей имамат не от Аллаха, тот является многобожником».

Хадис 9. (107) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним, что один мужчина сказал мне: «Познай последнего из имамов, и тебе не навредит, что ты не познаешь первого». Он сказал: «Да проклянёт его Аллах. Он вызывает мою ненависть, и я не знаю его. Разве последний познаётся без первого?»

Хадис 10. (108) Передаёт Мухаммад ибн Мансур: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «А когда они совершают мерзость, они говорят: «Мы нашли, что наши отцы поступали так, и Аллах повелел нам это». Скажи: «Воистину, Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете?»[1] Имам спросил: «Видел ли ты кого-нибудь, кто считает, что Аллах велит ему прелюбодеяние, употребление вина или что-то иное из запретного?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Что же это за мерзость, по поводу которой они утверждают, что Аллах повелел им это?» Я ответил: «Аллах знает лучше, и Его приближенный». Он сказал: «Это относится к последователям имамов несправедливости. Они утверждают, что Аллах повелел им следовать за людьми, следовать за которыми Аллах не велел. Аллах отверг это и известил, что они возводят на Него ложь. И он назвал их дело мерзостью».

1. Сура «Преграды», аят 28

Хадис 11. (109) Передаёт Мухаммад ибн Мансур: «Я спросил праведного раба (то есть Имама Казима), да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Мой Господь запретил лишь мерзости, явные из них и скрытые»[1]. Он сказал: «Коран обладает явным (захир) и скрытым (батын) смыслом. Всё, что Аллах запретил в Коране – оно запрещено явно, как и выглядит явно. А скрытым из этого являются имамы несправедливости. И всё, что Всевышний Аллах дозволил в Книге – оно дозволено, и оно явно. А скрытым из этого являются имамы истины».

1. Сура «Преграды», аят 33

Хадис 12. (110) Передаёт Джабир: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «И среди людей есть такие, которые взяли с Аллахом равных, и любят их, как любят Аллаха»[1]. Он сказал: «Клянусь Аллахом, они – это последователи того-то и того-то. Они взяли их имамами, оставив имама, которого Аллах установил имамом для людей. И поэтому Он сказал: «И если бы увидели те, кто вершит несправедливость, когда они увидят наказание, что всё могущество принадлежит Аллаху и что Аллах суров в наказании. Когда те, за которыми следователи, отрекутся от тех, которые следовали, и они увидят наказание, и оборвутся у них связи. И скажут те, которые следовали: «Если бы мы вернулись, то мы отреклись бы от них, как они отреклись от нас». Так Аллах покажет им их деяния, что опечалит их, и они не выйдут из огня»[2].

1. Сура «Корова», аят 165

2. Сура «Корова», аяты 165-167

Хадис 13. (111) Передаёт Хабиб Сиджистани: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Я непременно накажу каждую паству в исламе, которая исповедует религию через руководство каждого несправедливого имама, не поставленного Аллахом, даже если эта паства в своих деяниях будет праведной и благочестивой. И Я непременно прощу каждую паству в исламе, которая исповедует религию через руководство каждого справедливого имама, поставленного Аллахом, даже если эта паства в своих деяниях будет несправедливой и неправедной».

Хадис 14. (112) Передаёт Абдулла ибн Аби Йафур: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я общаюсь с людьми и очень изумляюсь тем, кто не принимает вашего руководства, а привержен тому-то и тому-то. В них есть надёжность, правдивость и исполнение обещаний. И я изумляюсь тем, кто принимает ваше руководство, но в них нет той надёжности, исполнения обещаний и правдивости». Имам Садик сел прямо, повернулся ко мне словно разгневанный человек, а затем сказал: «Нет религии у того, кто исповедует религию через руководство несправедливого имама не от Аллаха. И нет упрёка тому, кто исповедует религию через руководство справедливого имама от Аллаха». Я спросил: «Нет религии у тех, и нет упрёка этим?» Он сказал: «Да. Нет религии у тех, и нет упрёка этим». Затем он сказал: «Разве ты не слышал слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Аллах – покровитель тех, кто уверовал. Он выводит их из мраков к свету»[1]. То есть из мрака грехов к свету покаяния и прощения за их приверженность каждому справедливому имаму от Аллаха. Затем Он говорит: «А те, кто не уверовал, их покровители – тагуты. Они выводят их из света к мракам». Какой же свет есть в неверующем, чтобы он вышел из него? Аллах подразумевает этим только то, что они находятся в свете ислама (а не имана)[2], а когда они руководствуются каждым несправедливым имамом не от Аллаха, то через их руководство выходят из света ислама к мраку неверия. И Аллах сделал обязательным огонь для них вместе с неверующими, и сказал: «Они обитатели огня, и вечно пребудут в нём».

1. Сура «Корова», аят 257

2. Иман (вера) на ступень выше ислама (покорности). Каждый верующий (мумин) является покорным (муслим), но не каждый покорный является верующим. Верующими является только часть покорных, как сказано об этом в Коране (сура «Комнаты», аят 14): «Сказали бедуины: «Мы уверовали (стали муминами)». Скажи: «Вы не уверовали, поэтому говорите: «Мы стали покорными (муслимами), ибо вера (иман) ещё не вошла в ваши сердца».Из хадисов от семейства Пророка, да благословит Аллах его и его род, следует, что верующими (муминами) являются только те мусульмане, которые приняли руководство двенадцати имамов, да будет мир с ними. Остальные же являются только покорными (муслимами).

Хадис 15. (113) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Аллах не постесняется наказать общину, которая исповедовала религию через имама не от Аллаха, даже если в своих деяниях они были праведными и благочестивыми. И воистину, Аллах постесняется наказать общину, которая исповедовала религию через имама от Аллаха, даже если в своих деяниях они были несправедливыми и неправедными».

Хадис 16. (114) Передаёт Абдулла ибн Аби Йафур: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина принимает ваше руководство, отрекается от ваших врагов, дозволяет дозволенное вами, запрещает запрещённое вами и считает, что это повеление только среди вас и не покидает вас. Но он говорит: «Они разногласят между собой, являясь имамами и предводителями. А когда они сойдутся на мужчине и скажут: «Это имам», мы тоже скажем: «Это имам». Имам Садик сказал: «Если он умрёт на этом, то умрёт смертью времён невежества»[1].

1. Этот хадис и следующие хадисы указывают на то, что имам назначается Аллахом, а не выбирается представителями семейства Пророка, как могут подумать некоторые.

Хадис 17. (115) Передаёт Самаа ибн Михран: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина принимает руководство Али, да будет мир с ним, отрекается от его врагов и говорит всё, что говорит он. Но он говорит: «Они разногласят между собой, являясь имамами и предводителями. И я не знаю, который из них имам. А когда они сойдутся на мужчине, я последую его словам, ибо знаю, что повеление среди них». Имам Садик сказал: «Если он умрёт на этом, то умрёт смертью времён невежества». Затем он сказал: «У Корана есть внутреннее значение (тавиль), текущее и исполняемое, как текут ночь и день, как текут солнце и луна. Когда явится внутреннее значение чего-либо из Корана, оно вступает в силу. В нём то, что уже явилось, и то, что ещё не явилось».

Хадис 18. (116) Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Того, кто исповедует религию Аллаха без слушания правдивого знающего, Аллах подвергнет блужданию в тяготах. А тот, кто утверждает о слушании, но не через врата, которые Аллах открыл для Своих творений, приобщает к Нему сотоварища. И эти врата надёжны, безопасны, хранят тайну Аллаха».

Хадис 19. (117) Передаёт Хумран ибн Айан: «Я описал для Имама Садика, да будет мир с ним, мужчину, который принимает руководство Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним, отрекается от его врагов и говорит всё, что говорит он. Но он говорит: «Они разногласят между собой, являясь имамами и предводителями. И я не знаю, который из них имам. А когда они сойдутся на одном мужчине, мы последуем его словам, ибо я знаю, что повеление среди них, да помилует их всех Аллах». Имам Садик сказал: «Если он умрёт, то умрёт смертью времён невежества».

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Размышляющим из числа обладателей разума и убеждённых в руководстве имамов ахль аль-бейт, да будет мир с ними, следует поразмыслить над этими хадисами, переданными от Посланника Аллаха, Имама Бакира и Имама Садика. Хадисами о том, кто сомневается хотя бы в одном имаме или проводит ночь, не познав в ней своего имама. Они относят его к неверию, лицемерию и многобожию, а если он умрёт в этом состоянии, то умрёт смертью времён невежества. Прибегаем к Аллаху от этого. А также им следует поразмыслить над их словами о том, что тот, кто отрицает одного из живых имамов, отрицает всех умерших. И пусть смотрящий внимательно смотрит, за кем он следует, и пусть не увлекут его суета и мирские соблазны и не собьют страсти с истинного пути. Ведь тот, кого сбили страсти, падёт, разобьётся и останется без помощи. Ему следует знать, кем он руководствуется в своей религии и кто является посредником между ним и Его Творцом. В каждую эпоху этот посредник один, а все помимо него лживые, обольщающие и вводящие в соблазн шайтаны, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Шайтанов из числа людей и джиннов, которые внушают друг другу соблазнительные слова обольщения»[1]. Мы молим Аллаха Своей милостью защитить нас и наших братьев от уклонения от истины, отхода от верного пути и погружения в потоки заблуждения и гибели. Воистину, Он милосерден к верующим.

1. Сура «Скот», аят 112