Глава 3. Что сказано об имамате и завещании, и что они от Великого и Всемогущего Аллаха и по Его выбору, и что это аманат, который имам передаёт следующему имаму

Хадис 1. (15) Передаёт Амру ибн Ашас: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил, когда мы в количестве двадцати человек находились в его доме. Он повернулся к нам и сказал: «Быть может, вы полагаете, что это повеление касательно имамата предоставлено мужчине из нас, который располагает его там, где пожелает? Клянусь Аллахом, это завет от Аллаха, который Он низвёл Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, для названных поимённо мужчин, одного за другим, пока повеление не дойдёт до его обладателя».

Хадис 2. (16) Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное вам его владельцам, а когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах»[1]: «Это завещание, которое мужчина из нас передаёт следующему мужчине».

1. Сура «Женщины», аят 58

Хадис 3. (17) Передаёт Муаз ибн Касир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Завещание с неба было низведено Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, в виде запечатанной книги. И кроме этого завещания Посланнику Аллаха не было низведено другой запечатанной книги. Джабраиль сказал: «О, Мухаммад, это твоё завещание в твоей общине для членов твоего семейства». Посланник Аллаха спросил: «О, Джабраиль, для кого из моего семейства?» Он сказал: «Для избранного Аллахом из них и его потомков, которые наследуют от тебя знание пророчества, как прежде наследовал его Ибрагим». И было в завещании несколько запечатанных свитков. Али, да будет мир с ним, открыл первый свиток и последовал тому, что было велено в нём. Затем Хасан, да будет мир с ним, открыл второй свиток и последовал тому, что было велено в нём. Затем Хусейн, да будет мир с ним, открыл третий свиток и обнаружил там: «Сражайся, убивай и умри. Выступи с людьми к мученической смерти, и нет для них мученической смерти кроме как с тобой». И он сделал это. Затем он вручил завещание Али ибн Хусейну (Имаму Саджаду), да будет мир с ним, который открыл четвёртый свиток и обнаружил там: «Опусти голову и храни молчание, ибо знание скрыто». Затем он передал завещание Мухаммаду ибн Али (Имаму Бакиру), да будет мир с ним, который открыл пятый свиток и обнаружил там: «Разъясняй Книгу Всевышнего Аллаха, подтверди правоту своего отца и передай знание своему сыну. Построй общину, говори правду в страхе и безопасности и не бойся никого кроме Аллаха». И он сделал это. Затем он передал завещание следующему». Муаз ибн Касир говорит: «Я спросил его: «Ты это он?» Имам Садик сказал: «Что тебе до этого помимо того, что ты, о, Муаз, пойдёшь и расскажешь об этом от меня. Да, я это он». И он перечислил мне двенадцать имён, а затем замолчал. Я спросил: «А кто затем?» Он сказал: «Этого для тебя достаточно».

Хадис 4. (18) Передаёт Йунус ибн Йакуб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, вручил Али, да будет мир с ним, запечатанную книгу с двенадцатью свитками и сказал: «Распечатай первый свиток и действуй по нему. Затем вручи книгу Хасану, да будет мир с ним, чтобы он распечатал второй свиток и действовал по нему. Затем пусть он вручит его Хусейну, да будет мир с ним, чтобы он распечатал третий свиток и действовал по нему. Затем одному после другого потомкам Хусейна».

Хадис 5. (19) Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное вам его владельцам, а когда вы судите среди людей, то судить по справедливости»[1]. Он сказал: «Аллах повелел имаму из нас передать имамат следующему после него имаму. Он не имеет права скрывать его от него. Разве ты не слышал Его слова: «А когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах». Они судьи. Разве ты не видишь, что аят обращается к судьям».

1. Сура «Женщины», аят 58

Хадис 6. (20) Передаёт Йакуб ибн Шуейб: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Нет же, клянусь Аллахом, Аллах не оставляет этого повеления. У Него есть те, кто будет выступать с этим повелением до тех пор, пока не наступит судный день».

Хадис 7. (21) Передаёт Абу Абдурахман: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Аллах, да возвеличится Его имя, низвёл с неба завет для каждого имама, чтобы он действовал по нему. И в нём запечатанный свиток, который он должен распечатать и действовать согласно тому, что есть в нём. О, шииты, в этом послание для поклоняющихся и разъяснение для верующих. Того, кому Аллах желает добра, Он делает подтверждающим имамов наставления и покорным им. Всевышний Аллах одарил их Своим почтением, особо выделил их из Своих избранников и даровал им Своё наместничество над всеми Своими созданиями, и не даровал этого другим Своим творениям. Повиновение им Он установил повиновением Себе, о чём Великий и Всемогущий сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас»[1]. И Он сказал: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху»[2]. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, призвал людей к имамам из своего потомства, которым Всевышний Аллах обязал повиноваться, указал на них и наставил их к ним, сказав: «Я оставляю среди вас две драгоценности – Книгу Аллаха и моё семейство. Они вервь, протянутая между вами и Аллахом. Если вы ухватитесь за них, то никогда не заблудитесь». И Всевышний Аллах сказал, побуждая людей к повиновению ему и предостерегая их от неподчинения ему: «Пусть остерегаются те, которые противятся его повелению, чтобы их не постигла смута или не постигло их мучительное наказание»[3]. Но затем люди воспротивились Посланнику Аллаха. Его слова были отвергнуты, его приказ об его семействе не был исполнен, и власть была захвачена другими. Они отказались от права его семейства, лишили их наследства и сговорились против них в несправедливости, зависти, угнетении и вражде. И тогда над противниками его приказа, над ослушниками его потомков, над их последователями и над согласившимися с их деяниями исполнилось то, чем грозил им Аллах из смуты и мучительного наказания. Аллах ускорил им смуту в религии через слепоту, неспособную отличить истинный путь, через противоречия в религиозных заповедях, через следование страстям, расхождение во мнениях и движение наобум. И Он уготовил для них мучительное наказание в судный день после воскрешения. Мы уже видели, что Великий и Всемогущий Аллах упомянул в Своей Книге о том, чем Он наказал некоторых людей из Своих творений: «И Он породил в их сердцах лицемерие до дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они не исполнили данного Аллаху обещания, и за то, что они лгали»[4]. Он сделал лицемерие, которое породил в них, наказанием и воздаянием за нарушение ими обещания, назвал их лицемерами, а затем сказал в Своей Книге: «Воистину, лицемеры в нижайшем пределе огня»[5]. Если это ждёт того, кто нарушил обещание, и его наказанием является лицемерие, влекущее в нижайший предел огня, то что ждёт того, кто явно воспротивился Великому и Всемогущему Аллаху и Его Посланнику, отверг их слова и не подчинился их приказу? Он совершил несправедливость и упорствовал против тех, кому Аллах обязал повиноваться, держаться за них и быть с ними, как сказал Аллах: «О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми»[6]. Правдивые – те, которые правдивы в том, в чём заключили завет с Великим и Всемогущим Аллахом. Завет в борьбе с Его врагами, в жертвовании своими жизнями на Его пути, в помощи Его Посланнику, в возвеличивании Его религии, как говорит Аллах: «Мужи, которые правдивы в том, в чём заключили с Аллахом завет. Среди них те, кто исполнил своё обязательство, и те, кто ожидает, но не изменяет завету»[7]. Велико расстояние между тем, кто правдив в завете с Аллахом, кто продал Ему свою душу, ведёт борьбу на Его пути, возвеличивает Его религию, помогает Его Посланнику, и тем, кто ослушивается, противится Его Посланнику, угнетает его семейство. А также тем, чьё деяние ужасней нарушения обещания, наказанием которого является лицемерие, влекущее в нижайший предел огня. Прибегаем к Аллаху от огня».

1. Сура «Женщины», аят 59

2. Сура «Женщины», аят 80

3. Сура «Свет», аят 63

4. Сура «Покаяние», аят 77

5. Сура «Женщины», аят 145

6. Сура «Покаяние», аят 119

7. Сура «Сонмы», аят 23

Комментарий составителя книги Мухаммада ибн Ибрагима Ну’мани: Да помилует вас Аллах. Таково состояние каждого, кто отступил даже от одного из избранных Великим и Всемогущим Аллахом имамов, отрицал его имамат, поставил на его место другого и утверждал о праве иного. Завещание и имамат являются заветом от Всевышнего Аллаха, и Ему принадлежит право избрания, а не Его творениям. Кто изберёт не избранника Аллаха и выступит против повеления Аллаха, тот явится в местопребывание угнетателей и лицемеров, пребывающих в огне, как описал их Великий и Всемогущий Аллах. Прибегаем к Аллаху от неподчинения Ему, от Его ярости, от Его гнева и от Его наказания. Просим Его укрепить нас в том, чем Он одарил нас, и чтобы сердца наши не отклонились после того как Он Своей милостью и милосердием наставил нас на истинный путь.